Мартьянов Виктор Сергеевич
Воплощение модернизационного проекта как способ легитимации российского политического режима

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мартьянов Виктор Сергеевич (urfsi@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/03/2014. 8k. Статистика.
  • Статья: Политика, Обществ.науки
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мартьянов В.С. Воплощение модернизационного проекта как способ легитимации российского политического режима // Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы. Тезисы докладов. Москва, 22-23 ноября 2007 г. « М.: РАПН, 2007. С. 193-194. Легитимация актуального российского политического режима может быть осуществима только через выбор обществом нового модернизационного проекта, который вполне может стать практическим воплощением нового внятного общественного договора, так и не предложенного обществу взамен советского.

  •   Легитимация актуального российского политического режима может быть осуществима только через выбор обществом нового модернизационного проекта, который вполне может стать практическим воплощением нового внятного общественного договора, так и не предложенного обществу взамен советского. Оптимальность и эффективность подобного проекта, его приемлемость для населения может быть апробирована на уровне российских регионов. На сегодняшний день в общественной мысли России существует ряд проектов перехода к постиндустриальному обществу с соответствующей ему надстройкой. Российское общество, прошедшее в постсоветский период очередной переломный этап своей истории, должно, прежде всего, определиться согласно каким ценностям и целям стоить жить дальше.
      Предполагается, что основанием действительной социально-политической стабильности может стать лишь новый общенародный консенсус, общественный договор, который исследователи и политики часто путают с достигнутым консенсусом федеральных и региональных элит. И особую роль в воплощении нового модернизационного проекта может сыграть опыт реализации региональных экономических, политических и культурных проектов, консолидирующих общество в Свердловской области и иных субъектах РФ, которые могут быть востребованы в масштабах всей России.
      До сих пор в отечественном обществоведении в заявленной области имели место либо исследования, связанные с поиском формулировок ·общенациональной идеологии - понятия самопротиворечивого и сомнительного по определению, либо простой социологический мониторинг ценностей современных россиян. Первое представляется не актуальным, поскольку в ситуации системного кризиса политического модерна привычные идеологии уходят на периферию общественной жизни. Кроме того, в современной российской политической науке само понятие идеологии до крайности размыто. Второе - простой социологический мониторинг ценностей, как правило, дает ситуативный срез общественного сознания, не связанного с возможными перспективами российского политического режима и общества в будущем. Поэтому необходимо обосновать связь потенциальных модернизационных проектов с указанными перспективами, без учета которых они будет не способны выполнить стоящие перед ними задачи.
      Особенность легитимации российской власти в том, что она исторически осуществлялась скорее не путем отсылки к воле народа-суверена, а посредством апелляции к религии, идеологии, шире - к какому-либо мироустроительному или модернизационному проекту как способу внутренней социальной трансформации, построения ·нового общества?. Однако формирование действительно демократического политического режима в России потребовало от власти легитимации себя именно в глазах суверенного народа. Эта легитимация в настоящее время по-прежнему происходит преимущественно традиционным путем представления народу нового проекта социальной (цивилизационной и даже миросистемной) трансформации, который, в свою очередь опирается на какую-либо идеологию.
      Существенными элементами этой идеологии сегодня является либеральное представление о возврате России на магистральный путь истории, о необходимости вступить в число стран, находящихся на пути к постиндустриальному обществу, о желательности новой модернизации при сохранении национально-культурной идентичности и преемственности традиции. Соответственно происходят постоянные трансформации аксиологических основ современного российского политического режима. Тем не менее, сами по себе ценностные трансформации еще не означают наличия у власти целостного проекта, способного придать легитимность политическому режиму.
      Следует отметить, что любой политический режим является легитимным не в силу своей демократичности или анти-демократичности, но благодаря его соответствию наличным в обществе критериям ·естественной справедливости?. Один и тот же политический режим в перспективе властной элиты или восходящих социальных слоев может быть оценен по разному. Более того, в России сегодня нет ни эффективного института вертикальной мобильности и рекрутирования новых элит, ни действующих открытых элит, владеющих механизмами и практиками эффективной общественной консолидации. Поэтому Россия остается внутренне расколотой страной с неопределенным будущим, несмотря на упорядочивающие и централизующие административные реформы.
      Поэтому эффективные административно-политические и общественные реформы могут быть только ·тенью? и продолжением нового общественного договора. А сутью отсутствующего ныне внятного общественного договора может быть только концепция модернизационного проекта для России. Проекта, предлагающего устройство справедливого общежития граждан в России, и легитимирующего в глазах большинства населения официальный политический курс. Такого широкого согласия населения с некими базовыми принципами и ценностями сегодня в России не наблюдается. Отсюда низкая эффективность политических и экономических институтов, безразличие широких масс к проектам социально-экономических и политических преобразований.
      Соответственно Россия нуждается в новых модернизационных проектах, способных интегрировать население на основании неких ценностей, институтов и правил, которые большинство населения могли бы действительно принять как естественные и справедливые, то есть легитимные. Инициировать подобный проект может лишь государство, то есть действующая федеральная и региональные элиты. Других субъектов, которым по силу такого рода проект в России нет. Но ключевая трудность состоит в том, что именно действующие элиты не спешат предлагать обществу проекты преобразований российского общества. Более того, стратегия власти состоит именно в сохранении социально-политического статус-кво, пресловутой стабильности как меньшего из зол.
      Таким образом, в российской политике в ближайшее время могут развиться стагнаторские тенденции, отрицающие необходимость фундаментальных модернизаторских проектов, без которых априори невозможно лучшее и более справедливое будущее. И общество, и экономика продолжают пребывать в подвешенном, полупереходном состоянии. Старые символы и ценности отвергнуты, новые не выработаны, долгосрочная стратегия и приоритеты развития не определены. И в то же время, вряд-ли кто-то открыто согласится, что Россия сегодня занимает адекватное ее научному, культурному и экономическому место в мировом разделении труда, состоящее во все большей специализации на экономике энергоносителей. Но сырьевая экономика по определению не может быть экономикой великой державы в современном мире.
      Поэтому Россия для собственного самосохранения фактически обречена на модернизационный проект, реализуемый в долгосрочных интересах большинства населения. Проект, одновременно решающий ряд принципиальных задач: а) легитимацию нового политического режима; б) реализацию научно-экономического потенциала страны с целью выхода на достойные позиции в глобальном разделении труда; в) построение и сплочение нового российского общества вокруг предлагаемых модернизационным проектом целей, принципов, задач - более человечных и универсальных, чем имеющиеся ·здесь и сейчас?. И исторического времени для модернизации у России остается все меньше.
      А наличные у действующей власти инициативы типа ·нацпроектов и программы ·Единой России?, размазанной на 18 (!) приоритетных задач, представляются лишь неудачными паллиативами прорывного модернизационного проекта. И, наконец, модернизационный проект должен предполагать изменение принципов существования нынешнего расколотого и конфликтного российского общества (по возрастным, культурным, этническим, экономическим, поколенческим, ценностным и прочим основаниям), чья социальная энергия почти полностью идет на ·погашение? социальной энтропии. Фактически речь идет о ·новом обществе?, его интеграции и кооперации на основе целей модернизации, без чего реализация модернизационного проекта также будет затруднена, а ·иное будущее взамен не устраивающего слишком многих ·настоящего - невозможно.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мартьянов Виктор Сергеевич (urfsi@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/03/2014. 8k. Статистика.
  • Статья: Политика, Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.