Матрос Лариса Григорьевна
Красота спасет мир, если мир спасет красоту

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Матрос Лариса Григорьевна (LarisaMatros@aol.com)
  • Размещен: 27/08/2008, изменен: 13/10/2017. 26k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.00*4  Ваша оценка:

      
      
      
       "Красота спасет мир" (Достоевский),
       если мир спасет красоту.
      
       В начальные дни первого осеннего месяца мы обычно еще находимся во власти лета, которое и зеленью листвы, и хорошей погодой продлевает расслабленность наших тел и души только с наступлением второй декады сентября , осень- и более решительной сменой природных декораций, и ощутимым изменением нашего самоощущения-, начинает заявлять о себе, заставляя подтянуться, осмотреться "на цыплят", которых ,как известно, по осени и считают.
       Первый день второй декады первого осеннего месяца первого года нового столетия заставил мир содрогнуться от обрушившегося на него беспрецедентного в истории преступления. Случившееся определяет необходимость человечеству задуматься, подвести итог самому себе, хотя бы за век прошедший, ознаменованный взлетом достижений его головы и рук. Такой анализ позволит извлечь уроки из ошибок прошлого и предотвратить трагедии в будущем..
       Еще за полтора года до того страшного дня, меня, как, очевидно, любого нормального землянина, не покидало недоумение, упрек в адрес всех нас же нормальных землян, в том, что мы ожидали светлого Праздника Смены Веков, не без тревоги о возможных проявлениях терроризма.
       "Почему мы, с нашим научно-техническим прогрессом, делающим нас всесильными, всевидящими, всемогущими, должны вообще принимать всерьез какую-то кучку (относительно масштабов человечества) врагов цивилизации, которые смеют нам угрожать, вселять в нас тревогу?"- Сверлил мозг правомерный вопрос.
       Несметные расходы в те праздничные дни понесли многие страны для профилактики возможных преступлений против естественной у людей любви к жизни, ее красотам.
       . Мы, люди, - мастера на выведение всяких формул своей жизни. И одна из них: "Как встретишь Новогодний праздник, таким и будет весь год", - для нас святая. Мы в нее верим, мы ей подчиняемся, как закону, установленному для украшения нашего бытия. Потому, с небывалым творческим порывом и материальными расходами мир праздновал наступление Нового Века, чтоб задать ему старт в человеколюбии, дружбе и красоте.
       Но закон не сработал, и случилось 11 сентября 2001 года....
       Прошло более полутора лет, ознаменованных стремлением людей ввести жизнь в нормальные русла. Но, очевидно, войти в нормальные русла скорее удастся в материальной сфере. В духовно-эмоциональном отношении восприятие окружающего нами - современниками страшного события, никогда уже не отделаться от его последствий, и из-за глубокой памяти горечи, и еще потому, что жертвами стали не только те три тысячи, кого настигла беда непосредственно во Всемирном Торговом Центре, но и десятки тысяч родителей, жен, мужей, детей, родственников, друзей, коллег, которые в одночасье потеряли своих родных, близких, любимых, оставшись сиротами, одинокими, опечаленными навсегда. Жертвами стали и все мы, столкнувшись с глобализацией опасности, простирающейся и в такие точки земли, как благополучная, гордящаяся своей открытостью и безопасностью Америка..
       В своей речи, посещённой годовщине 11 сентября, президент Буш сказал: " Тем ранним утром, в сентябрьский вторник, чувство безопасности, присущее Америке, сменилось ощущением уязвимости. Из состояния мира, мы перешли к состоянию войны, от спокойствия - к необходимости выполнить важную и великую миссию".
       "Мы стали другими после 11 сентября", - изрекли мы почти единогласно. Но какими- какими мы стали, какими мы были и какими мы будем?
       В социально - демографической науке используется такой термин "качество населения". В работе над книгой , посвященной социальным аспектам современных проблем человека и его здоровья (изданной в издательстве "Наука" в 1992 г.), я занялась изучением соответствующей информации, для того, чтоб найти ответ на вопрос: мы-люди -человеки , развиваемся или деградируем в поступательном движении научно-технического прогресса, нами же осуществляемого? И оказалось, что ответить на этот вопрос однозначно, очень трудно. Если обратиться к статистике, то одни источники свидетельствуют, о том, что современное человечество немалого достигло в увеличении средней продолжительности жизни, в увеличении числа образованных и грамотных в составе населения (например, по последним данным ЮНЕСКО за пятилетние с 1995 года по 2000 г., доля неграмотных на земле снизилась на 10 мл. человек, соответственно с 22.4 % до 20.3%), в развитии культурного уровня и приобщения к цивилизованным стандартам образа жизни. Сюда же можно добавить и постоянные свидетельства головокружительных успехов в науках, искусстве, в спорте..
       Другие же источники представляют тревожную картину распространения таких явлений, как наркомания, алкоголизм, вандализм, терроризм, жестокость (вплоть до убийства собственных родителей и детей). Перед глазами одна из страничек интернета рядового дня нашего времени -5 сентября с.г. "...наркотики "достали".- Читаю я уже общеизвестное, и в то же время потрясающее.- Счет жертв множится, если не в семье-то среди друзей, если не в престижном учебном заведении-то в собственном подъезде, если не твой ребенок-то его одноклассник, сосед по площадке, наконец, просто чужой грязный парень в вестибюле метро..."
       Названные выше (самые общие, отдельные) характеристики современного человечества будут неполны, если к ним не добавить показатели здоровья и смертности , которые при всех достижения медицины и биологии, представляют нерадостные цифры распространения и "омоложения" особо опасных хронических (таких как сердечно-сосудистые, онкологические, травматизм и др. ), и инфекционных ( венерически, СПИД и др) заболеваний. И хотя среди причин смертности сердечно сосудистые заболевания лидируют по-прежнему в развитых странах, болезни сердца - "сердечная недостаточность"- становятся все более распространяющейся причиной и в развивающихся странах. Таким образом, сердце оказалось самым чувствительным к современному образу жизни. Однако не забудем, что с понятием сердце, мы обычно связываем не только главенствующий орган нашего тела, но и души. И мы очень четко пониманием тот смысл, который вкладываем в слова "сердечный", "бессердечный" при характеристике людей.
       И не потому ли имеющее место жестокость, многие другие формы негативного поведения являются причиной тому, что наше сердце оказалось в заколдованном кругу, когда "недостаточная сердечность" перерастает в "сердечную недостаточность" и наоборот.
       Почему же это происходит в наше просвещенное время, когда мы, сами назвавшие себя "Homo sapience"(человек разумный), должны были б еще более поумнеть, хотя бы для того, что б уменьшить количества зла на земле и научиться его предотвращать?
       Как я уже отмечала , мои философско-социологические исследования в сфере медицины (которым посвящены две книги и несколько десятков статей) позволили прийти к выводу, о том, что современная концепция здоровья человека требует переориентации от акцентирования внимания на "факторах риска" , (что традиционно имеет место),- к приоритетному изучению "факторов устойчивости" (см. Л. Матрос. "Социальные аспекты проблемы здоровья". Изд. "Наука", Новосибирск, 1992 г.). Задумываясь над происходящим вокруг, невольно приходишь к выводу, о том, что такой подход был бы полезен при изучении и всех других сфер жизни каждого человека и общества в целом. Факторы риска, в социальной сфере, очевидно, всегда имеют и будут иметь место. Именно под этим углом зрения особую актуальность приобретает изучение различных аспектов роли "человеческого фактора", который содержит в себе потенции и риска, и устойчивости в жизнедеятельности, как общества в целом, так и каждого человека.
       Очевидно, что роль "человеческого фактора", все более возрастает, как бы парадоксально это не звучало, в эпоху, когда все большую нагрузку (как в физическом плане, так и в интеллектуальном) "принимают" на себя машины и механизмы. Именно в условиях все большего замещения человека разной степенью мощности машинами, механизмами, компьютерами в совокупности с все возрастающей глобализацией образа жизни, жизнь каждого становится все более связанной с жизнью всех и жизнь всех- с жизнью каждого.
       Раньше недобросовестный, нерадивый, либо нетрезвый работник на производстве, мог допустить локальный брак, либо понести личную травму. Сегодня от неверного нажатия кнопки может быть нарушен целый производственный цикл, понести травмы и даже лишиться жизни сотни, тысячи людей. Исследования , например, причин несчастных случаев на производстве, показывают, что порой до 90% из них связано с " личным фактором", причем таким его проявлением, как негативное отношение к правилам безопасности, неисполнительность, невнимательность, т.е. факторы, связанные с нравственными характеристиками работка. Ныне, например, и прежде грозный, такой фактор риска, как вождение машины в нетрезвом состоянии, многократно увеличил свои пагубные последствия, так как при все увеличивающемся числе машин на скоростных дорогах, снижение контроля за рулем одного нетрезвого водителя, может привести к аварии одновременно десятка машин, объективно, не имевших возможности избежать столкновения из-за скорости.
       Во второй половине прошлого века появился такой термин "безопасное поведение". Исследования показали, что воспитание "безопасного поведения" наталкивается нередко на те же социально-психологические трудности, что и борьба с курением, алкоголизмом и другими вредными привычками, когда желание получить сиюминутную выгоду (мнимое удовольствие, экономия времени ...) побеждает здравую оценку степени риска и пагубных последствий.
       Но, здесь речь идет о не злостных, непреднамеренных мотивах и действиях, влекущих несчастья и порой гибель людям. То, с чем столкнулось человечество на рубеже веков - появление людей, готовых к преднамеренному, осознанному (обученному) самоуничтожению во имя уничтожения других, появление матерей, готовых отдавать своих детей для самоуничтожения во имя уничтожения других говорит, о зарождении самого зловещего в истории взаимоотношений между людьми фактора риска на планете Земля. -.
      
       Невольно вспоминается волнующий (из "Сказок об Италии" Горького) рассказ о Матери сын, которой стоял во главе людей, разрушавших город, где она родилась сама, родила и выкормила его. С моей точки зрения, это произведение звучит сегодня актуальнее, чем когда-либо.
       Она (мать-Л.М.) сказала сыну
       -Герой,- это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть..
       -Нет!- возразил он.- Разрушающий так же славен, как и те,кто созидает города. Посмотри - мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но - точно знаем имя Алариха и других героев, разрушивших этот город...
       -Который пережил все имена напомнила мать.
      
       "Мать- творит, она -охраняет, и говорить при ней о разрушении- значит говорить против нее..." и потому она своей рукой убивает сына, в тот момент, когда он, счастливый тем, что мать пришла к нему, считает себя свободным для уничтожения их города, который мать покинула, чтоб быть с ним.. Но избавление людей от зла, олицетворенного сыном, не может принести счастье матери. Не может принести счастье матери смерть ее ребенка, даже если эта смерть от ее руки. "Мать всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям..." и потому она "... тот же нож, еще теплый от крови его - ее крови- она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце.- Если оно болит, в него легко попасть".
       Рассказ Горького подписан 1911 годом, а в наши дни
       палестинская мать корреспонденту "Лондон таймс" заявляет ": Я счастлива, что мой 13-летнй сын убит. Я жертвую всех своих 12 сыновей и дочерей мечети Аль-Акса и Иерусалима..."
       Этот и многие другие драматические сюжеты наших дней , свидетельствуют о том, что современный терроризм посягает на святая святых - логику Жизни, как таковой, ибо Жизни присущ инстинкт самосохранения у тех, кто жив; и жизни присущ инстинкт материнства у тех, кто жизнь производит на свет.
       Какие же факторы устойчивости могут противостоять этим факторам риска?
       С моей точки зрения важнейшее значение здесь приобретает повышение роли семейных ценностей . Трудно себе представить, женщина ( мужчина) всей системой воспитания и образования, наделенные ответственностью перед семьей и жизнью своих детей , могут добровольно благословлять их на смерть во имя зла . Так же , как и трудно, представить, что сын ( дочь) которых мать (семья) воспитала в любви к жизни, к окружающим, к родителям ,к детям, наконец- к самому себе, может быть способен на это, может быть готовым к восприятия, еще хуже- обучению его этому кем бы то ни было.
       Я вспоминаю раннее детство мое, моих двух сестер, моих подруг, которые проходило в послевоенной Одессе, на Молдаванке , где почти в каждом дворе, наряду с людьми добропорядочными (разных профессий и уровня жизни- от офицеров, врачей- до дворников) уживались представители криминала, проститутки, спекулянты и всякая нечисть. И к нам, детям - маленьким и подросткам, большую часть времени, проводившим во дворах рядом с этим, почему -то это эта грязь не приставала.? Почему? Да потому, что видимо и невидимо, каждый наш шаг, каждый наш поступок, каждое движение души были под контролем родителей, в большинстве своем даже неграмотных, простых людей. Нас учили , нас контролировали, но так, что б мы сами научились отличать нравственное от безнравственного, грязное от чистого. Те же из наших ровесников, которые росли в семьях (опять же независимо от уровня образования и достатка), где воспитание детей пускалось на самотек, чаще всего были восприимчивы ко всему самому плохому, что нас окружало. И это приводило к трагедиям, непосредственными свидетелями которых мы являлись нередко: и самоубийства девочек из-за ранней беременности, и уличение в кражах, злостных хулиганствах и др. негативных поступках (порой преступлениях) среди наших "партнеров" по дворовым играм.
       Согласно выводам социологов, в современных условиях семья приобретает дополнительную функцию - быть человеку психологически убежищем, способным спасать его от стрессов, негативных психологических последствий, все ускоряющихся темпов жизни. Но что такое семья в наше время? Каковы критерии ее оценки. В науках о семье используется понятие: "благополучная семья", под которой подразумевается полная семья (при двух родителях), где царит дружелюбная атмосфера между всеми ее членами и поколениями. Но во всем мире с огромной скоростью растет число семей, уже одним своим фактом отрицающим названный постулат. Речь идет о неполных семьях, появляющихся в результате разводов, либо у матерей-одиночек. Прошли времена "Бедных Лиз" и "Американских трагедий". Сейчас женщина, получившая индульгенцию на это от общества, может рожать, сколько хочет без мужа. Но неумолимая статистика показывает, что именно эти дети больше всего подвержены физическим и нравственным болезням. Однако, и удовлетворяющие научным критериям, так называемые "благополучные" семьи не всегда могут быть названы таковыми. Действительно: можно ли назвать семью благополучной, если в ней и оба родителя, и никто не ссорится, но в которой дети испытывают одиночество, варятся в собственном соку, все время проводят за компьютером, в неизвестных компаниях, неизвестно что там принимая внутрь... "Мы любим себе представлять несчастье чем-то сосредоточенным,- писал Толстой, - фактом совершимся, тогда как несчастье никогда не бывает событие, а несчастье есть жизнь, длинная жизнь несчастная, то есть такая жизнь, в которой осталась обстановка счастья, а счастье, смысл жизни-потеряны'. И вот ребенок одной из таких "счастливых, благополучных" семей , не справившись со своими проблемами, депрессией от одиночества, приходит однажды в школу и недрогнувшей рукой расстреливает своих со-кашников, другой, пойдет обучаться тому, как однажды сесть в самолет и безошибочно протаранить сооружение-плод творческих и материальных усилий людей -, чтоб убить его обитателей и себя, а третий будет танцевать от радости, что в одночасье по воле злодеев погибли ни в чем неповинные люди в момент начала их трудового дня, возможно во имя благополучия и первого и второго и третьего. А потом телеэкран нам явит несчастных благовидных, растерянных и убитых "неожиданным" горем родителей. Но ничего неожиданного здесь не бывает...
       И чаще всего это происходит потому, что мы нашли себе хорошее укрытие, которое называется "свобода". Оправдывая себя тем, что не хотим, не должны, не имеем права посягать на свободу друг друга в семье и даже на свободу нашего ребенка, пуская его жизнь на самотек. Так легче, чем работать ежедневно, ежечасно, тонко неуловимо постигать настрой его души, его потребности, проблемы, горечи и радости. Куда там! Главное - " свобода", и каждому в комнату по телевизору и компьютеру и всем хорошо. Но в любви, верности, преданности в семье, так называемая "свобода" часто подменяется равнодушием и безответственностью.
       А между тем, в условиях глобализации информации, ее доступности, требуется особая ответственность каждого из нас перед подрастающим поколением и друг перед другом. Потому что, по аналогии с вышесказанным, сейчас в науках о воспитании, и взаимоотношениях между людьми, появился новый аспект - воспитание "безопасного" потребления информации.
       Как часто бывает, изобретенные нами научно-технические новшества, опережают нравственно-этическую подготовку к их восприятию. И мы опять оказываемся застигнутыми врасплох. Никакие запреты, никакие технические средства не помогут, если еще с возраста "крохи" мы не научены тому, "что такое хорошо и что такое плохо". Среди известных мне взрослых и детей, у преобладающего большинства духовная жизнь абсолютно исключает какой-бы то ни было интерес к страницам с порнографией на интернете, к соответствующим... страницам в соответствующих журналах. Им никогда не грозило и не грозит быть подверженным дурному влиянию и восприятию недостойного. Потребление ими информации всегда было и будет безопасным.
       Плохо воспитанные люди (и прежде всего среди детей и молодежи), пользуясь бесплатно подаренной им "так называемой "свободой, часто и не подозревают, что свобода, только тогда свобода, когда она сочетает в себе категории нравственности и культуры.
       Несколько лет назад мне попалась в руки книга известного литератора Юрия Дружникова "Я родился в очереди" (на которую я откликнулась рецензией (см. lib.ru/ NEWPROZA/MATROS// . Писатель преподает в Калифорнийском университете и свои впечатления о взаимоотношениях со студентами излагает в одной из глав книги, под названием "Избыток свободы". Я позволю себе процитировать фрагмент этой главы, который говорит сам за себя.: " Моя свобода - академическая...., а студентов реальная. На последних рядах расположились голодные, разложили завтрак, слушают и кушают. Впереди, прямо передо мной, студентка, которая только что родила, вытащила грудь и кормит младенца, чтобы молчал и не перебивал меня плачем. Покормив и все еще держа рукой грудь, она задает вопрос..."
       Семье, безусловно, принадлежит доминирующая роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Но нельзя не учитывать объективную ситуацию, согласно которой, общество не может себе позволить полагаться только на семью.. Это обусловлено тем, что ,во-первых, не на каждую семью (по названным выше причинам) можно положиться, во-вторых, потому, что в современном обществе на подрастающее поколение негативное воздействие могут оказывать и внешние по отношению к семье факторы, которым не каждая семья может противостоять.
       Поэтому не менее важная роль сейчас ложится и на системы образования и воспитания.
       Когда-то в 70х годах, в бывшем СССР развернулась дискуссия о том, какого и сколько образования нужно в обществе. Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. Другие (в числе которых и автор данной статьи) - настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно, и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал. В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. Однако, свобода в получении образования, имеет и другую сторону. Это относится и к школам и к высшим учебным заведениям. Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ, далеко не всегда являются носителями высокой культуры, достойных нравственных критериев в жизни. Как отмечает опять же Юрий Дружников, 34- 40 процентов, поступающих в университеты, отсеиваются в течение первых двух-трех лет. "Одни учатся просто так, без цели, чтобы провести время - отмечает писатель - другие, у других уже есть профессия, они хотят ее сменить, третьи приходят, чтоб расширить кругозор" Это есть результат облегченного отношения к учебе, к образованию в целом. Принято было считать, что с университетским дипломом человек, олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора Дружникова: "Зачем вам русский язык?", - ответила "с открытостью свойственной американцам вообще: "Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое"... Не для того, чтоб читать Чехова, Толстова, Достоевского., нужен студентке этой русский язык, на который тратит время и профессор и сама студентка.
       Нужно ли идти на поводу таких явлений - когда студента с обнаженной грудью задает преподавателю вопрос, когда во время лекции профессора, поедают завтраки, и т.п.?. И не должны ли учебные заведения стать местом внедрения нравственно-этических норм в их поведении? Кто-то может не согласиться с такой точкой зрения, полагая, что это посягательство на свободу, Но свобода ли это?
       То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодежи. Я имею в виду, средства массовой информации, литературу, телевидение кино, и пр.
       Позволю себе небольшое отступление, обращением к русской классике. Лев Толстой-это писатель, которого читаю всю жизнь, можно сказать без перерывала недавно, в связи с некоторой литературной коллизией обратилась к "Анне Карениной" , чтоб найти необходимый для ссылки фрагмент из конца романа. Но что-то заставило меня вновь и вновь перечитать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман начинается: "Все счастливые семьи похоже друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". И в этой, ставшей афоризмом и сохранений в памяти с юных лет фразе, мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по своему? Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. И так называемое счастье-превращаем в рутину, а во имя зла "творчески" преуспеваем. И потому зло становится (Увы!) более привлекательным. И может потому, и стоим в очередях для просмотра про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.
       В трагические дни 11 сентября много говорилось о том,
       что когда появились первые кадры трагедии, некоторые из нас, несведущие еще в подлинности событий, думали, что это очередной боевик, поскольку подобные сюжеты не раз демонстрировались фильмах. Даже были высказывания о том, что "мол, чего удивляться - если было столько репетиций восприятия подобной ситуации". Но конечно, кощунственно говорить о "репетиции". Каждый понимает, что фильм - это только игра в воображения, это понарошку. Но возникает вопрос: не лучше ли даже понарошку избегать приучаться к восприятию зла и жестокости?
       И может стоит еще раз задуматься над словами В. Высоцкого из стихотворения "Памяти Василию Шукшину"
       Должно быть, он примет не знал,-
       Народец праздный суесловит,-
       Смерть тех из нас всех прежде ловит,
       Кто понарошку умирал...
      И мне думается, что одной из перемен, которая в нас произошла- это стремление даже понарошку тянуться больше к доброму , гуманному, красивому, чем злому, жестокому, уродливому
       <
       Эти высокие цели обязывают нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе, не только внутренне, но и внешне. И тогда, я думаю, что мы поймем, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу , когда вместо элегантного костюма, мы одеваем футболки, вместо красивых туфель , шлепки.. Иногда не перестаёшь удивляться, почему Америка-страна изобилия, где каждому в соответствии с материальными возможностями , доступно соответственно красиво одеваться, так полюбила " "cesual".
      . И уже, на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас, каждый боится оказаться "overdressed'. И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой (женщиной), парнем (мужчиной) мы разговариваем по-иному, и ведем себя по-иному. И ненормативная лексика с футболкой и шлепками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями
      
      .
       Человек-единая система и взаимосвязь содержания и формы- это не только абстрактно-философская проблема, но и вполне конкретно житейская, нравственно-этическая. Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал:
       " В человеке должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли". "Красота спасет мир", - как утверждал другой классик Достоевский. Так давайте же спасать красоту- красоту в наших лицах, одежде, душах и мыслях,- чтоб она спасла мир.
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Матрос Лариса Григорьевна (LarisaMatros@aol.com)
  • Обновлено: 13/10/2017. 26k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Оценка: 5.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.