Матрос Лариса Григорьевна
Моя Одесса и мой Шолом-Алейхема, 40

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 27/02/2010.
  • © Copyright Матрос Лариса Григорьевна (LarisaMatros@aol.com)
  • Размещен: 23/02/2010, изменен: 13/06/2017. 57k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впервые в совкращенном варианте опубликовано на главной странице "Всемирного Клуба Одесситов" http://www.odessitclub.org/index.php?name=main&title=Главная 2qПолностью в разделе "Есть город, который я вижу во сне"нового сборника рассказов и эсее"Асимметрия чувств", Нью-Йорк, 2010

  •  &nbs;p
       < Моя Одесса и мой Шолом -Алейхема, 40
     &nbs;p
       < Мой "Шолом-Алейхема, 40
     &nbs;p
       <
     &nbs;p
       < В один из весенних вечеров я была одна дома в Академгородке и, занимаясь домашними делами, как типичный представитель эпохи НТР, который не может жить без шумового фона, включила радиоточку, не слушая ее. Но тут, как внезапный гром, радио изрекло слова, которые, вызвав дрожь в теле, не хотели, однако, включаться в сознание. Слова были следующие: 'Шолом-Алейхема, 40...' 'Что за мистика!' - мелькнуло в голове. Естественно, что меня, как и каждого одессита, где бы он ни проживал, перед апрелем, когда распускаются акации, когда Одесса смеется в День смеха 1-го и отмечает день освобождения 10-го 'каждой весною тянет в этот солнечный и радостный город у Черного моря'. Однако это ничего сверхъестественного не порождало, кроме счастья доставания билета и своевременного вылета в Одессу каждый год в разгар отпускного сезона. А тут радио(!) произносит адрес моего родного двора, где прошло все мое детство и юность, куда я каждый год приезжаю в отпуск и куда постоянно пишу письма.
     &nbs;p
       < Я схватила в руки дребезжащий ящичек, который, не считаясь с тем, что мне трудно сосредоточиться из-за охватившего волнения, быстро изрекал примерно следующее: 'События этой актуальной пьесы переносят нас в солнечную Одессу семидесятых годов...' Да, сомнений нет-это о моем дворе. Диктор что-то продолжал говорить, но я уже не могла его слушать. Я помчалась к телефону...Но кому сказать, кому позвонить здесь в Сибири, кого это касается? Я бросила трубку и опять побежала к приемнику, который, диктуя фамилии-'Бородатый, Площанская и другие...', среди которых прошла моя одесская жизнь, бил по струнам натянутых нервов, готовых в любой момент лопнуть.
     &nbs;p
       < Следующие несколько месяцев были озарены мечтой поскорее оказаться в Москве, пойти в театр Станиславского, посмотреть спектакль, узнать адрес автора пьесы и встретиться с ним. И вот в июне одного из первых, во всем внушающих оптимизм годов перестройки я, нарядная, на высоких каблуках, шла по озаренной лучами солнца улице Горького к театру Станиславского с чувством гордости и ожидания чуда. Мой опыт вечной беготни в поисках билетов после рабочего дня во время многочисленных московских командировок подсказал, что лучше всего пойти к часам четырем, когда появляются администраторы, готовые к бою с одолевающими их у вход...касс театралами. Не встречая никаких преград, я постучала в дверь администратора и, не услышав ответа, переступила порог. За столом в жаркой комнате сидел немолодой полный мужчина в расстегнутой до пояса и мокрой от пота рубашке. Не предложив мне сесть и не поднимая головы от бумаг, он сказал...вас слушаю...' - Понимаете, - выдавливала я из себя взволнованно, теряя от его неприветливости желание произносить заранее заготовленные слова, - Шолом-Алейхема, 40', - это мой родной двор, поэтому я бы.... - Послушайте, - перебил администратор, вытирая лицо мокрым платком, - вы знаете, сколько тут развелось с Шолом-Алейхема, 40 ?! Я оцепенела. Администратор же опять опустил голову к бумагам. - Но позвольте, - произнесл...отчаяньи, - кто дал вам право меня оскорблять?! В это время зазвонил телефон, и 'начальник', демонстрируя, что находится в пустой комнате, где меня уже нет, повернулся вполоборота к окну, и начал говорить в трубку...
     &nbs;p
       < Спустя какое-то время малоинтересный спектакль 'Шолом-Алейхема, 40', посвященный дозволенной уже к обсуждению теме эмиграции, был показан по телевизору, вызвав разочарование, ибо заявленный в самом названии Двор, как главный герой пьесы, в ней совсем не отражен. Но мне стало жаль, что грубый администратор отбил у меня охоту тогда встретиться с автором пьесы, поговорить с ним, выразить благодарность уже за одно то, что ему удалось, очевидно, почувствовать, пусть и не отраженную в пьесе, уникальность этого типичного двора в центре Молдаванки. И вот сегодня, вновь, накануне апреля, когда, как и каждой весной, тянет в солнечный радостный город, память возвращает меня в мой двор по адресу: Одесса, Шолом-Алейхема, 40.
     &nbs;p
       <
     &nbs;p
       < Наш в пышных акациях двор, расположенный на углу улиц Шолом-Алейхема (в прошлом Мясоедовской) и Буденного (бывшей Болгарской), образован примыкающими другу к другу двухэтажными флигелями, (с борта самолета, наверное, виделся бы неаккуратно нарисованным параллелепипедом), в крошечных, без каких-либо удобств квартирах, тогда жили люди самых разных сословий (врачи, торговцы на Привозе, парикмахеры, сапожники, портные, военные, политработники и др. ), разных национальностей, служил всем нам, словно компенсацией за тесные, мрачные жилища. Основная жизнь всех вместе и каждого в отдельности проходила во дворе, где все все знали друг о друге. Некоторые соседи иногда ссорились, обменивались оскорблениями, доходящими до драк, но все друг друга любили и готовы были откликнуться по первому зову о помощи. Здесь все, независимо от национальности, соревновались в приготовлении украинского борща с чесноком, еврейской фаршированной рыбы, русских щей. В дни национальных праздников нас, детей, родители, (часто не религиозные) отправляли по всем соседям разносить им ритуальные угощения. И потому в дни еврейских праздников русские и украинские семьи ели, сравнивая кулинарные достоинства соседок, изделия из мацы, фаршированную рыбу, струдель, и т. д....дни православных праздников столы в еврейских квартирах ломились от крашенных яиц, пасхальных куличей и пр. Мои первые воспоминания о дворе с леденящим чувством страха, сковывающем всех советских людей во времена сталинщины, относятся к концу сороковых. Это было весной сорок восьмого или сорок девятого года, когда мы, девчонки, довольные тем, что нам уже разрешили снять чулки со всегда сползающими и перетягивающими ноги резинками и надеть носочки, изможденные от прыганья в игре в 'классики' и скакалки, сидели на ступеньках лестницы одного из флигелей, болтали и рассказывали анекдоты (любимое занятие одесситов всех возрастов). Анекдоты были детские, наивные. Рассказывали обычно девчонки постарше, а мы, малявки, делая вид, что понимаем суть парадокса, хохотали громче всех. Особенно мы любили анекдоты про Пушкина и Крылова, в которых обыгрывались разные коллизии их состязания в пародийным стихосложении в ситуациях, связанных со стремлением к овладению вниманием дам на баллах. Уже было темно, когда я, вся лохматая от прыжков и возбужденная от смеха, пришла домой. За столом сидели взрослы...чем-то говорили, не обращая на меня внимания. Пок...умывальнике, висевшем тут же, недалеко от стола, где все сидели, мыла руки, до меня долетели слова: 'Он 'сидит' за анекдот'. Я совершенно не знала, о чем и ком они говорят, но страх того, что за анекдот сажают в тюрьму, мной овладел полностью. Первое желание было быстро признаться отцу, что мы весь вечер рассказывали анекдот. Но мне стало страшно его испугать. Замкнувшись наедине со своим горем, я всю ночь прислушивалась к звукам, не идет за мной милиция. Едва дождавшись утра, я решила рассказать все маме, но и этот барьер я не могла преодолеть. Прошло полдня, а я, к маминому удивлению, не выходила во двор, боясь, что меня арестуют. Я помню, как я тогда ненавидела всех своих подружек по двору, соучаствующих со мной в том, за что арестовывают...то же время мне было жаль их за то, что и они окажутся в тюрьме. Так, в отчаяньи, с которым мне было страшно с кем-то поделиться, прошло несколько дней. Подружки играли во дворе, как ни в чем ни бывало, не подозревая о моих страданиях, и все больше втягивали меня в обычные дворовые дела, которые вернули постепенно спокойствие, но не смогли избавить от возникшей надолго ненависти к анекдотам. Шолом-Алейхема, 40! Среди многочисленных событий нашего двора память хранит факты, связанные со скарлатиной. Моя сестра заболела тяжелой формой этой болезни, при которой в обязательном порядке заболевших госпитализировали, дабы предотвратить распространение инфекции. Наша мама, как огня, боялась больниц, состояние которых в годы послевоенных лишений мало гарантировало сохранение здоровья и жизни. И потому, она наотрез отказалась отдать сестру в больницу. По предписанию врача отца уволили с работы...родителей взяли расписку в том, что они извещены, что если хоть один ребенок во дворе заболеет скарлатиной, им грозит большой штраф и наказание. Родители боялись не угроз со стороны районных властей, а непонимания соседей. Но весь двор поддержал семью морально и материально. Жильцы сами организовали систему профилактики, и во дворе никто не заболел.
     &nbs;p
       <
     &nbs;p
       < Шолом-Алейхема, 40! Двор из 52 квартир, который мне нужно было весь пройти по дороге из школы домой, (так как наша квартира располагалась в противоположном от ворот конце двора), и перед всеми отчитаться о полученных оценках, о написанных контрольных, о поощрениях и наказаниях. И никаких побед и неудач нельзя было скрыть от тети Поли Косой, от тети Сони Площанской, дяди Йоси Бородатого, от тети Ани Молчановой, от Анны Николавны Драгоморецкой, от тети Маруси Молчановой, от тети Бети Круголец, от дяди Изи, и ни от кого другого с первого и второго этажа, так как все дети нашего двора учились в одной школе - ?103, и все обо всех узнавали тут же. Несколько лет назад, гуляя по одному из новых микрорайонов Одессы-Таирова, я увидела щемящую душу картину. На углу пересечения двух магистралей, у большого многоэтажного дома, несколько девочек, одетых в самодельные костюмы, изображали какое-то театрально-концертное действо и радовались каждому случайному прохожему, удостоившему их вниманием. Мне было жаль этих девочек. Они наверняка жили в светлых, улучшенной планировки, квартирах этого большого дома. Их жилища были несравненно лучше наших, но у них не было нашего двора! Глядя на них, я вспоминала наши дворовые спектакли, для которых бедные, в большинстве ничего не имеющие, тяжело работающие наши родители, находили терпение и время, чтобы собраться вечером посреди двора на скамейках, имитирующих театральные кресла, для слушания на полном серьезе наших спектаклей и концертов, где нам громко хлопали и вызывали на бис. Какая сила нравственного воспитания содержалась в этом внимании, в большинстве своем простых людей, никогда не читавших Толстого, Чехова и других, которых мы им играли!
     &nbs;p
       <
     &nbs;p
       < Шолом-Алейхема, 40 - наш самый строгий учитель и соучастник во всем. Каждый год в нашем дворе кто-то заканчивал школу, и это событие было всеобщим. Известна одесская давняя традиция в ночь перед выпускным экзаменом по сочинению идти к памятнику Пушкина на Приморском бульваре, чтобы узнать там темы. Никто не помнит, с каких пор это повелось, но каждый год новые поколения выпускников школ шли к Пушкину и всегда 'у него' оказывалась записочка с темами сочинений, которые по инструкции положено было объявлять в классе в момент начала экзамена при вскрытии на глазах у всех запечатанного конверта, когда все сидели за партами с полученными специальными листами, на которых нужно было писать сочинение. Так было по всей стране, но только не в Одессе. То есть, в Одессе тоже соблюдалась вся эта официальная процедура, но с одной лишь только разницей, что все десятиклассники, идя на экзамен, уже знали темы сочинений. В ту весну, когда я заканчивала школу, по Одессе стали ходить слухи о том, что Олег Кошевой и многие молодогвардейцы живы, живут где-то за границей, и прочие небылицы. И вот, несмотря на это, 'сведения' Пушкина сообщали, что завтра одной из тем сочинения будет 'Образ Олега Кошевого', который мы хорошо прорабатывали в течение учебного года. В тот год во дворе нас было несколько, кто заканчивал школу. Когда мы вернулись ночью 'от Пушкина', соседи, как обычно в таких случаях, не спали и ждали нас. Мы были в сомнении и впервые были готовы 'не поверить' Пушкину. Но соседи сказали: 'Пушкин никогда не обманывает, ему нужно верить!'. Все же мы просидели всю ночь, просматривая учебники, чтоб быть готовыми ко всему. Соседи и здесь оказались правы - Пушкин не обманул нас.
     &nbs;p
       <
     &nbs;p
       < В начале шестидесятых я, выйдя замуж, уехала с мужем ( из числа отличников-романтиков) - 'осваивать Сибирь' и была благодарна судьбе за то, что она свела меня с Академгородком - уникальным в ту пору островком сосредоточения интеллектуалов, интернациональных и демократических принципов жизни. Но это нисколько не затмевало любовь к родному городу и двору, куда мы ездили в отпуск каждое лето. Наш двор встречал меня ( спустя несколько лет после отъезда) из роддома, где я родила свою дочь, специально приехав для этого в Одессу, чтоб у дочери в свидетельстве о рождении был указан адрес нашего одесского двора.
     &nbs;p
       <
     &nbs;p
       < Шолом-Алейхема, 40! Наш двор любил красоту и особым почтением относился к красивым людям. Мой отец был одним из них. Пройдя всю войну с ее первых дней, он вернулся с ранением стопы, из-за которого ему ампутировали пальцы левой ноги. Дом, в котором родители жили до войны, был разрушен и семью поселили в крошечную, как и все там, неблагоустроенную квартиру на Шолом-Алейхема, 40. Отец с мамой уехали с Шолом-Алейхема, 40, прожив там около двадцати лет, в новый микрорайон в благоустроенную квартиру, о которой мечтали всю жизнь, когда (о, горе!) 55-летнего отца моего перенесли на носилках безнадежно больного. Он был в полном сознании, но уже не мог ходить. Отец умер через несколько месяцев...мужем и дочерью прилетели, успев застать его еще живым. Было за полночь, вся наша семья была у его постели, но мы были одни в новом районе, никого не зная вокруг. Телефона, естественно, не было. Через третьих лиц передали о нашей беде кому-то из родственников, кто имел телефон. Но уже с наступлением рассвета повалили соседи с Шолом-Алейхема, 40. Они настояли, чтобы отца хоронили с Шолом-Алейхема, 40, и помогли все организовать. Гроб с телом стоял посреди двора, и целый день подходили соседи, осыпая его живыми цветами. Мой отец, не имея никакого музыкального образования, играл на многих музыкальных инструментах; музыка была неотъемлемой частью его жизни...те скорбные дни Шолом-Алейхема, 40 отдал последнюю дань вкусам отца. Был приглашен духовой оркестр, который вместе со всеми обитателями двора проводил отца в последний путь.
     &nbs;p
       < Шолом-Алейхема, 40! Это не только кусочек административного пространства солнечного и прекраснейшего из городов мира - Одессы. Это прежде всего нравственная среда, которая формировала людей, помогала им выжить во время испытаний. И если административное пространство под названием 'Шолом-Алейхема, 40' осталось в старых масштабах, то это нравственное простанство с середины семидесятых годов существенно расширилось, перевалив за Черное море и океан. По-разному складываются судьбы людей с Шолом-Алейхема. 40. Но в какой бы точке земли их траектории не пересеклись, они встречаются как родные люди, готовые все сделать друг для друга, связанные навечно тем, что трудно описать, что трудно рассказать и что скрывается за только им понятными словами 'Шолом-Алейхема, 40'. И сейчас, накануне лета, когда, как и каждый год, так тянет меня в Одессу, мой солнечный город, я шлю тебе и всем твоим представителям во всех уголках земли, Шолом-Алейхема, 40, свой нижайших поклон в знак благодарности за все!
     &nbs;p
       Larisa Matros, Сант-Луис 1994 Также опубликовано в журнале 'Вестник' ? 12, 1994 (Балтимор), газете 'Новая жизнь' ?187, 1996 (Сан-Франциско). <ЭССЕ здесь: http://www.litres.ru/larisa-matros-8793580/krasota-spaset-mir-esli-mir-spaset-krasotu/ В представленном выше эссе " Мой Шолом- Алейхема, 40" вероятно, мне удалось отразить что-то общее, характерное для одесского двора, как такового, что определило волнующие страницы судьбы этого произведения. Оно впервые было опубликовано в 1994 году в журнале "Вестник" (?22), который издавался в Балтиморе.
      
       <
     &nbs;p
       Популярность этого произведения превзошла все мои ожидания. Это послужило причиной тому, что журнал довольно долго в своей рекламе, в качестве зазывающей публикации, называл мое эссе. Мне сыпались звонки и письма от одесситов со всех уголков земли. Меня нашли старые соседи, хотя до приезда в США я много лет проживала в Новосибирском Академгородке, куда уехала из Одессы еще студенткой. Одесситы отовсюду передавали, сообщали, пересылали это эссе друг другу. В итоге оно было перепечатано во многих русскоязычных изданиях разных городов и стран.
      
       <
     &nbs;p
       И вот однажды мне пришел конверт. Открываю, а там страница газеты "Всемирные одесские новости" (? (25) 1995 г) - (орган Всемирного клуба Одесситов, возглавляемого М.Жванецким) и где я вижу мое эссе, да еще иллюстрированное фотографией моего двора. Значит, редакция газеты не только перепечатала эссе, но еще и специально послала во двор своего фотокорреспондента, чтобы он сделал снимок, которым они эссе иллюстрировали. Я долго смотрела на эту газету, на снимок, даже не пытаясь сдержать слезы. Как, каким образом мое эссе попало в Одессу?!
      
       <
     &nbs;p
      
     &nbs;p
       В 2008 году я посетила мой родной город через 16 лет разлуки и через 13 лет после публикации эссе. Перед вылетом, найдя в Интернете электронный адрес Всемирного Клуба Одесситов, я сообщила незнакомым мне его сотрудникам, (не надеясь, что вспомнят мое имя) о том, что я буду в Одессе. Но дружелюбный ответ и приглашение посетить их были незамедлительны. И вот в этом замечательном центре по объединению одесситов всех стран на ниве литературной, интеллектуальной активности, я узнала, что тогда эссе им переслал совершенно мне незнакомый одессит из Чикаго. ( смотрите на с айте Всемирного Клуба Одесситов) Это была незабываемая встреча, как со старыми друзьями. (см. фотографию ? 74 (69) из домашней страницы). И самым трогательным было то, что они подарили мне экземпляр всей газеты с моим эссе, которое было опубликовано 13 лет назад.
      
       <
     &nbs;p
       Я встретилась с людьми, которых можно отнести к представителем подлинной "классической" интеллигенции с теми самыми особенностями одесситов, о которых сказано чуть ниже. Помещение клуба - это уютный дом для всех, кто не хлебом единым жив. Там собираются представители творческих профессий из разных мест земли, кого пути привели в Одессу. Об этом свидетельствуют многочисленным экспонаты (книги, картины, фотографии) развешанные на стенах, расположенные на стендах и стеллажах. dd>  
       Я прощалась с этими замечательными людьми с чувством какого-то света, доброты, дружелюбия, каковым они меня одарили, и, как я убеждена, одаряют каждого, кто оказывается гостем этого замечательного дома. Единственное о чем я сожалела, это - о недостатке времени. Двух коротких встреч с ними для меня было слишком мало.
      
       < Девиз этого клуба; "Одесситы всех стран объединяйтесь!" Но это скорее даже не призыв, а утверждение того, что есть на самом деле: одесситы всех стран в действительности объединены видимыми и невидимыми узами, как связаны навечно дети одной мамы. Не зря же она "Мама"- наша Одесса. Таков ее статус, которым ее наделил народ.
      
       <
      
       < Здесь нельзя не отметить, что последние годы все чаще и чаще выходят фильмы, где события происходят в городе, само имя которого является лучшей рекламой для притяжения внимания зрителей. Но большинство, даже нашумевших фильмов, ничего, кроме разочарований по критерию "одесскости" не вызывает. Где-то показывают затхлый дворик с некрасивыми представителями простонародья, которые ругаются, кричат, выясняют отношения как бы в "одесском стиле"; где-то - главный герой говорит "сюдой-тудой", изображая как бы одессита, говорящего как бы на одесском языке; где-то мелькает кусочек моря, который символизирует как бы пейзаж одесского приморского берега. Но ничего общего с Одессой, как таковой, и одесситами, как таковыми, это не имеет.
      
       < Одесса-мама, "город, который видел во сне Утесов" и все одесситы, живущие вне ее во всех уголках земли - воистину жемчужина у моря. Ее так окрестил народ, из-за географического расположения, из-за красоты архитектурных ансамблей, уникальных архитектурных символов города - Потемкинской лестницы, Приморского бульвара с волнующими памятниками Дюку де Ришелье и Пушкину, улиц - Дерибасовской, Пушкинской, знаменитым Одесским портом, красивейшими парками. И, конечно же, конечно же - самым синим в мире "Черным морем" с его уникальными пляжами - Аркадией, Лузановкой, Ланжероном, Станциями Большого Фонтана и другими живописными набережными.
      
       < Образ "жемчужины у моря" нельзя представить без знаменитого "бриллианта" - Театра Оперы и Балета. Он построен в 1884-1887 годах по проекту венских архитекторов Фельнера и Гельмера. И сколько страниц написано о героическом подвиге одесситов по спасению этих сокровищ во время войны, за что городу и присвоено звание героя. Одесса - приморский город, со всеми присущими этой категории городов особенностями.
      
       <
     &nbs;p
       И в то же время, как уникальна сама Одесса, так и уникально здесь отношение к Морю. Море в Одессе - это "больше, чем море". Это - неотъемлемая часть их образа жизни. Это не только порт, связывающий город с миром, это не только роскошные пляжи для отдыха. Море здесь - это "друг, товарищ и брат" ! В тяжелые послевоенные годы, море для одесситов было "бесплатным", самым доступным всем местом для радости, развлечений. Ради этого вечного праздника одесситы в тесных трамваях и троллейбусах, порой свисая из-за тесноты салонов на подножках, в любое свободное для отдыха время в летний сезон, одержимо устремлялись к морю, бескорыстно и щедро, компенсирующему им радость и комфорт жизни. Море - было главным доктором, ибо морская вода считалась панацеей почти от всех болезней, а морской прибрежный воздух - истинным лекарством от многих болезней носоглотки, легких и других болезней.
      
       <
     &nbs;p
       Море создавало особый колорит на улицах наличием там большого числа людей в морской форме - как мореплавателей, так и курсантов мореходных училищ.
      
       < Знаменитые улицы Одессы! Природа края придала им особый цвет - из-за южного солнца, особый, обогащенный морем воздух, особый запах от цветения белых акаций, особую красоту от крон пушистых каштанов.
      
       <
     &nbs;p
       Улицы в Одессе, как и побережья, служили для многих компенсацией тесноты и бедности жилищ, потому были излюбленным место времяпровождения, гуляний, где можно было "на других посмотреть и себя показать". Потому для одесситки выйти на улицу, означало необходимость довести до совершенства свой внешний вид из всех доступных ей средств по уходу за собой, включая гардероб.
      
       < Специфика Одессы определяется особенностями инфраструктуры города. Здесь наряду с центрами, стимулирующими характерную для одесситов высокую духовность, интеллигентность, изыск, важнейшую роль играют рынки, прежде всего знаменитый Привоз и Толкучка (Толчок), которые всегда спасали город от дефицита продовольственных и промышленных товаров. И все это вместе взятое, создавало неповторимый колорит города, код общения одесситов между собой. Ну, хотя бы знаменитое: "... Стоит столько, прошу столько, отдам за столько..." Или: "мадам, у меня есть все, даже вечный двигатель... '. (Подробнее об это ниже)
      
       < Это все определяет контрастность и внешнего облика города, его специфическую социальную структуру, ментальность и образ жизни разных слоев населения одесситов, когда соседствуют и уживаются подлинный изыск, аристократизм и пошлость, высокая духовность с "классическим" мещанством, обывательщиной; интеллигентность с "той самой простотой, которая хуже воровства"; исключительная честность, порядочность, бескорыстие с жульничеством и криминалом.
      
       <
     &nbs;p
       Но, - скажет мне оппонент, - это присуще каждому большому городу. Да, верно, - отвечу и добавлю, что и здесь, как и каждом крупном городе любой страны мира, наряду с районами благополучными, "фасадными", отличающимися красивыми архитекту рными ансамблями, средоточием там центров культуры, искусств, зажиточной, устремленной в образе жизни к изыску, аристократичной части населения, есть районы бедные, которые обычно отождествляются с понятием "неблагополучные".
      
       <
     &nbs;p
       - Но специфика Одессы в том, что Одесса - это - целостная система, характеризующаяся спецификой национально-этнических, экологических, демографических, социально-психологических составляющих, настолько взаимосвязанных и взаимно обусловливающих друг друга, что, вычленение какой-то одной из них, или поверхностное изображение, дает искаженное представление как о каждом элементе системы в отдельности, так и о явлении "Одесса"- в целом.
      
       <
     &nbs;p
       Ярким примером тому может послужить Молдаванка, где расположен мой двор Мясоедовскя, 40, о котором мое эссе. где я выросла, и моя школа ? 103, которая расположена на ул. Болгарской 31,в мои школьные годы называвшейся улицей Будённого.
      
       <
     &nbs;p
       Здесь позволю себе небольшое 'лирическое отступление'. Моя родная школа, когда - то считавшаяся одной из лучших в городе не только по уровню преподавания и успеваемости учащихся, но по чистоте, по элегантности убранств холлов, учебных кабинетов, классов. Очень многим из лучшего в себе я обязана этой школе. И не могу здесь не поделиться тем счастьем, которым наполнилось мое сердце,когда я случайно обнаружила в интернете сайт школы 103, где мое имя отмечено в числе трех известных ее выпускников. У меня закружилась голова, и нахлынули слезы.
      
       < Могла ли я когда-то представить, что моя родная школа, моя любимая школа, спустя столько(!) лет 'вернет' снова в свои стены, словно в те самые вдохновенные годы юности, некоторые правдивые сюжеты котрой я подарила своей вымышленной героине романа 'Презумпция виновности'. Молдаванка по внешним признакам вполне могла бы быть отнесена ко второй категории районов любого города, но только не в Одессе, потому что в Одессе все районы, все население, при множествах различий имеет общие черты, присущие этому уникальному городу в целом.
      
       < Социальный состав Молдаванки весьма красочно представил Бабель, описывая свадьбу Короля: "Синагогальные шамесы, вскочив на столы, выпевали под звуки бурлящего туша количество подаренных рублей и серебряных ложек. И тут друзья Короля показали, чего стоит голубая кровь и неугасшее еще молдаванское рыцарство. Небрежным движением руки кидали они на серебряные подносы золотые монеты, перстни, коралловые нити'
      
       <
     &nbs;p
       Возвращаясь к теме о фильмах об Одессе, нельзя так же не отметить, двор и его обитатели чаще всего в них представлены в лучшем случае примитивно, поверхностно, а порой и вовсе искаженно. Об одесских дворах много сказано,много написано и показано. Но феномен одесского двора,как явления особого, мало познан по сути. Одесские дворы, конечно же отличались друг от друга. Но в то же время им присущи видимы,невидимые, бросающияеся в глаза и неуловимые общие черты, которые определяют его уникальность. Если бы пофантазировать и представить себе возможным перенесение любого одесского двора целиком и полностью в какой-то другой город, любого места место на земле, он бы просто перестал существовать, потому что каждый двор - это "плоть и кровь того уникального явления, каким является Одесса. .
     &nbs;p
      
     &nbs;p
       Одесский двор - это не сумма жильцов каждого отдельного жилища этой административной единицы. Это самостоятельная, самодостаточная общая для всех обитель, функционирующая по своим собственным законам. Одесский двор - это не только простолюдины, местечковые персоналии, говорящие на неграмотном языке героев, типа Бени Крика, какими они часто являются с экранов кинофильмов. Одесский двор того периода, о котором пишу в эссе, и который знала до моего отъезда в США,- это интернациональная среда разнообразных сословий - от военных всех рангов, врачей, профессоров, инженеров до сапожников, торговцев всех мастей.
      
       <
     &nbs;p
       Одесские дворы - это административно-географически замкнутое пространство, неотъемлемым атрибутом которого являются ворота. Обязательным, наделенным особым статусом персонажем двора, является дворник. В зависимости от уровня авторитета, которого дворник удостоился у жильцов, он мог реально занимать в жизни двора место более значимое, чем оно определялось его официальным статусом. К нему обращались за советами и помощью по обустройству жилищ и другим бытовым вопросам. Он нередко был всеобщим другом жильцов.
      
       <
     &nbs;p
       . Одесский двор - это среда обитания и воспитания детей в атмосфере принципов уважения младшими старших, где ничто не ускользало от нравственного контроля соседей друг над другом, взрослых над детьми. Одесский двор-это еще особая среда взаимоотношений человека с природой и воспитания детей в бережном отношении животным. Известные одесские кошки, собаки и голубятни! В нашем дворе, например, владелец голубятни Лева был persona grata, а к голубятне относились все соседи, как к общему достоянию.
      
       <
     &nbs;p
       Двор был судьей и мерилом жильцов по критериям честности, порядочности, солидарности, дружелюбия, чистоплотности (что было достаточно актуально в жилищах без удобств). По этим признакам жильцы классифицировались на почитаемых, уважаемых, любимых и таких, которые не пользовались особым уважением, так скажем.
      
       < Одним из тяжелейших следствий войны, являлось немалое число обездоленных людей, взрослых и детей, потерявших семью, жилище, а некоторые и здравый рассудок из-за перенесенного горя. Они бродили по дворам, в общественном транспорте, надеясь на милостыню. Дворы были тем местом, где несчастные более всего могли рассчитывать на милосердие людей. Были среди этого люда и жулики, имитирующие нищего, обездоленного. Поэтому жильцы дворов с особой теплотой относились к постоянным "гостям", когда точно было известно, что это именно нуждающийся в помощи пострадавший человек. "Мишка режет кабана". Это был один из героев одесских улиц, среди которых выделялись такие знаменитости, как Жора профессор, Карузо и другие.
      
       < Независимо от погоды на нем всегда была одна и та же одежда: шапке - ушанка (даже в жару), галифе, на ногах белые портянки и лаптях. Он был олицетворением, с одной стороны, какой-то неприкрытой печали разрушенных войной судеб, а с другой - объективной человеческой доброты, любви к жизни, тяги людей друг к другу. "Мишка режет кабана" бродил по улицам Одессы со своей балалайкой, переходя из одного двора в другой, и уходил так же внезапно, как появлялся. Трагически загадочный, он вызывал любовь взрослых и детей, и никому не хотелось отгадывать, что кто скрывается за этим, народом, данным ему псевдонимом, что привело его к такому существованию? Не хотелось отгадывать, потому что он олицетворял щемящую печаль о недавней трагедии, которая жила в душах людей. И именно из-за этого "Мишку режет кабана" любили и ждали в каждом дворе". За многие годы жизни в США мне не раз приходилось слышать от наших соотечественников-одесситов, давно покинувших родной город, что они боятся ехать в Одессу, чтобы не разочароваться в изменениях, чтобы не столкнуться с утратой в Одессе того, о чем они ностальгируют. Те же, кто побывали нередко утверждают, что их опасения оправдались и, что они попали в другой город и той, их Одессы уже нет.
      
       < И вот я в Одессе через 16 лет. Конечно, Одесса внешне очень изменилась и опять же с присущей ей контрастностью. Появились новые , роскошные, не уступающие высоким мировым стандартам, гостиницы, торговые центры, роскошные новые жилые комплексы, виллы, церкви, соборы, новые кинотеатры, памятники.
      
       <
     &nbs;p
       Великолепно обустроен бульвар. Памятники Дерибасу, Утесову, Вере Холодной, Пушкину. Знаменитый театр был закрыт из-за ремонта внутренних помещений, но обновленный внешний облик обещал радость возрождения этого уникального здания во всей его красе, как внешней, так и внутренней. Трогательно непрерывно звучит в исполнении Утесова известная песня на существенно обновленном Морском вокзале. Золотые огоньки ( Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: А.Фатьянов, С.Фогельсон) Много интересных новшеств в Одессе, на фоне которых сильно одряхлевшая "родная" Молдаванка, вызывает ностальгическую боль в душе и сведения о том, что ее будут восстанавливать радуют надеждой на ее возрождение.
      
       < Не узнать Аркадию. Много новых застроек. Вероятно, ныне отдыхающим не нужно куда-то бегать в поисках "пирожка с горохом", так как полно всюду красивых кафе, ресторанов. Но, на мой взгляд, утрачен прошлый романтизм этого излюбленного места отдыха одесситов и гостей города. Сохранился памятный "пятый трамвай". Так хотелось проехаться именно на нем от Аркадии к Привозу, что пришлось нарушить договор с таксистов и отказаться от его услуг на это время. .
      
       < Русский драмтеатр, который в годы моего детства и юности отличался красотой, уютом зрительного зала, фойе, всегдашними аншлагами, был ныне заполнен публикой лишь наполовину, хотя давали поистине великолепный спектакль о коротком романе Веры Холодной и Александра Вертинского. В моем детстве, когда родители сообщали, что возьмут меня в театр, я менее всего думала о том, что буду видеть на сцене. Мое детское воображение волновало предвкушение увидеть роскошных женщин в длинных платьях, которых было немало среди публики, даже в бедные годы. И, конечно же... буфет с ароматными пирожными.
      
       < Ныне, со всей очевидностью, просматривалось сословие, составляющее основу зрителей театра. Это - в основном представители небогатых (мягко говоря) слоев интеллигенции, для которых театр-это больше чем театр. Билеты в этот театр баснословно дешевы. Но эти люди пришли бы сюда при любой цене, потому что для них посещение этого "классического" театра - не только жизненно важная духовная потребность, но и своего рода акция по утверждению тех вечных ценностей, на которых, по их критериям, можно удержать этот безумный, безумный мир.
      
       < И хоть не было буфета вообще, и хоть скромные одеянья публики ничем не напоминали вечерние туалеты, благоухание духов которых, наполняли театр особой, торжественной атмосферой, все же меня не покидало ощущение, что именно здесь я в своей Одессе, в той. когда школа - храм, учитель- не только носитель знаний, но и духовный наставник, небожитель, которого трудно представить в быту "как все", а театр - особый волшебный мир, где я сама становлюсь составляющей волшебства. Ощущение уюта, успокоения не покидало меня с первого и до последнего мгновения пребывания в этом театре.
      
       < Такое же ощущение я испытала при посещении Пушкинского Музея и общении с его сотрудниками. Все это вместе со встречей с представителями всемирного клуба Одесситов, посиделками у друзей, сокашников, оставило впечатление, что Одесса твердо отстаивает и хранит верность лучшим традициям духовной жизни города. И никакой прагматизм нового времени не помешает этому.
      
       < В то же время, бросается в глаза, что концепция (если она вообще существует), по которой в Одессе осуществляются обновление некоторых сторон образа, жизни, основана на том, что я бы назвала одним словом: "ностальгия". Да, ностальгия по той старой Одессе, о которой писали в прозе, стихах, слагали песни. Это проявляется всюду: в возрождении старых названий улиц, (и моя Шолом-Алейхема, стала снова Мясоедовской), в названии ресторанов и кафе, даже в оформлении меню этих ресторанов. Мы зашли в кафе под известным из литературы и дворовых песен названием ""Фальконе".
      
       < Оно упоминается, например, в дневниковых записях К. Паустовского, когда 1924 года, когда писатель посетил Одессу. Я не могу сказать, похож ли чем-то интерьер этого современного одесского кафе на его прообраз. Да это и неважно. Важно то, что уж очень хочется одесситам хоть чем-то походить на ту, ушедшую Одессу.
      
       < Но Одесса, объективно уже никогда не будет той, какой была во времена Бени Крика, и даже не будет той, что была в сравнительно недавние времена моей юности. Но в то же время, Одесса всегда сохранит свою уникальность, ведущую начало с давних времен. Несмотря ни на какие глобальные тенденции урбанизации, она всегда будет уникальной и все только потому, что не меняется главная ее суть - это одесситы.
      
       < Одессит- это значит...
      
       < Энергия моря, широта степей, южное солнце, связь с внешним миром из-за порта, неповторимый юмор и жизнерадостность определяют некоторые общие черты всем одесситам, независимо от рода занятий, уровня образования, социального положения. Именно поэтому одесситы узнаваемы среди других. Именно поэтому одесситы узнают друг друга и понимают друга друга с полуслова.
      
       < Характерной чертой Одесситов является их фанатичный патриотизм по отношению к своему городу. В любой беседе на любую тему у одесситов присутствует образ Одессы и слова об Одессе. Это какое-то особенное ощущение слияния себя с городом и друг с другом, где он бы одессит не жил. Это связь воистину схожа со связью "мать и дитя". Одесситы - это народ фанат красоты, музыки, праздников. Любовь одесситов к красоте, праздничности проявляется в том, что только в этом городе - единственном в мире - Первое Апреля считается праздничным выходным днем.
      
       < Чувство юмора, присущее одесситам, даже нельзя определять, как какую-то отдельную характеристику их характера. Нет. Чувство юмора - это суть одессита, как такового. Его нельзя сравнивать с отдельными чувставми,присущими человеку, типа страх, радость, волнение,веселье, которые приходят и уходят, в зависимости от обстоятельств. Чувство юмора у одесситов - это специфическое восприятие жизни и форма его выражения. Его нельзя выделить отдельно, потому что без чувства юмора нет одессита.
      
       < Если одессита спросить, - есть ли у него чувство юмора,- он затруднится ответить, потому что он никогда не задумывался об этом. Это его суть и форма существования. Я закончила юрфак Одесского госуниверситета. И в связи с учебой, и на начальных этапах трудовой карьеры приходилось соприкасаться с работниками правоохранительных органов, (суда, прокуратуры, милиции) - людьми яркими, смелыми и самоотверженными. Их работа была тяжелейшей, рискованный для жизни. Но даже эти люди, погруженные в суровую действительность бытия того времени, были такими же ярко выраженными носителями этой особенности одесситов. . Одесситы - фанаты красоты. И уже трудно определить, где здесь "курица, а где яйцо", то ли сам город своей утонченной красотой задавал эту черту одесситам, то ли одесситы своей фанатичной любовью к красоте, задавали такой образ городу? Вероятно - и то, и другое.
      
       < Даже в самые тяжелые послевоенные годы Одесса стремилась "переплюнуть" всех красотой своей новогодней елки на центральной площади, украшениями витрин, изобилием цветов, праздниками, для детей и взрослых в клубах, театрах и на улицах. Даже подвальных и полуподвальных квартир окна всегда украшались цветами. Общеизвестно, что любой артист, художник, представитель разных сфер культуры, выступая перед одесситами, начинал примерно с такой фразы: " Я знаю, я знаю, товарищи одесситы. Мне уже говорили, что если пройдешь в Одессе, то пройдешь везде..." В этой шутке, как говорят в Одессе, была "лишь доля шутки", а в основном - правда. Потому, что одесситы всегда отличались изысканным вкусом и высокой планкой требовательности к искусству.
      
       < Коротко, одесситы- это люди солнца,моря, музыки, веселья и страсти к красоте. Почти в каждом дворе находился непременно какой-нибудь фанат музыки, который мастерил сам или приобретал (порой за последние деньги), звучащее устройство, гонялся за пластинками, записями на рентгеновских пленках. В нашем дворе таковым был длинный, как дядя Степа, Костя, благодаря которому наш дворе был своего рода концертным залом, где постоянно звучала музыка. Поэтому в моей памяти (как уверена, у многих жильцов) наш двор остался как что-то праздничное, щемящее, волнующее.
      
       < Мы - дети дворов знали оперы Чайковского, Верди, Бизе, Леонковалло, Глинки и других композиторов больше, наверное, чем нынешние студенты вузов. Замечательными концертными залами являлись кинотеатры Одессы. И трудно ответить, куда люди торопились больше - посмотреть фильм или услышать музыку, песни, в исполнении полюбившихся музыкантов и певцов, которые выступали перед началом сеанса.
      
       < Неотъемлемой составляющей любви одесситов к красоте является культ красивой одежды. Одесситы, независимо от сословия, к которому они принадлежат, стремились к шику, красоте и даже элегантности в оформлении внешних сторон своей жизни (в одежде, украшении жилищ, поведении). Естественно, что подлинный изыск могли себе позволить самые зажиточные слои населения. Те же, кому это не по карману, проявляли массу изобретательности, чтобы этому изыску подражать, имитировать его. Oдеваться красиво любили и любят в Одессе все, независимо от возраста и уровня достатка. Этому способствовало филигранное мастерство одесских портных и портних, возможность приобретения одежды в комиссионных магазинах, на Толчке, у моряков загранплаванья.
      
       < Самым ярким олицетворением фанатичности одесситов в любви к красоте и красивой одежде, являются, конечно же, одесситки! Красиво одеться, так, что бы соседку "сразить наповал", этим одесситка всегда была и будет верна себе. "Прохаживаться" в красивом одеянье по улицам, особенно Дерибасовской, было неотъемлемой чертой образа жизни одесситов.
      
       < Даже в бедные послевоенные годы, одесситы изыскивали возможность, чтобы обновить гардероб по любому подходящему случаю: от общегосударственных до семейных праздников. Даже дни, так называемых выборов, были поводом для поиска возможностей купить или сшить что=то новое из одежды. "Ну, как же не выйти в люди, чтобы не сразить кого-то наповал"_
      
       < Среди членов моей большой семьи, уровень жизни которой был, мягко говоря, довольно скромный, была моя дальняя родственница, весьма, весьма пожилая особа, туалет котрой всегда отличался экстравагантность и "шиком". Уже одним своим видом она создавала праздничное настроение при семейных встречах.
      
       < Однажды она пришла на какой-то семейный праздник в умопомрачительной шляпе. На вопросительные взгляды собравшихся, она отреагировал немедленно таким пассионарным рассказом: "Эту шляпу я купила им назло? - Кому назло,- раздавались вопросы, естественно, в одесском веселом стиле, - Как кому? Этим девицам, - отвечает тетя Феня, изображая типажу кокетки. Ты ж понимаешь! Я простояла огромную очередь за шляпой. Когда я, наконец, добралась до прилавка, шляпы уже почти все кончились. Я попросила померить эту из оставшихся. Так эти девицы сказали, что шляпа не для меня. Ты ж понимаешь! Как они только посмели. Я тут же заплатила и ушла из магазина именно в этой шляпе, им назло. Ты э понимаешь" Рассказывала она игриво, сопровождая все соответствующими жестами и мимикой. Все хохотали, но серьезным было то, что именно эта молодежная шляпа стала ее любимой. А еще она любила говорить: ' Чтобы меня кто-то увидел не на высоких каблуках? Не дождутся. Ты ж понимаешь"
      
       < Она действительно и вдоль двора и на улице, всегда ходила на высоченных каблуках. При этом у нее всегда были запасные удобные, будничные туфли, которые она переодевала тогда, когда появлялась в местах, гарантирующих ей невозможность повстречался с кем-те,кто ее хоть однажды видел. Это одесситка!
      
       < Посетив Одессу в 2008 году, я побывавшая уже во многих столичных городах зажиточных стран, в том числе в Париже, в Вене, не могла не поражаться красоте, элегантности зимних убранств одесситок. Наше пребывание совпало с Новогодним Праздником. 31-го ночью мы вышли из гостиницы к Приморскому бульвару, поражавшему роскошью украшений огнями. Там было подлинное, в одесском стиле, народное гулянье и концерт с участием звезд. Но больше всего поражали верхние одеянья одесситок. Такого количества (на душу населения) красивых пальто, шуб, меховых накидок и др. одеяний с меховыми отделками, я не видела нигде. В свой приезд я, конечно же, прошлась по Молдаванке, которая сейчас выглядит, как я отметила выше, плачевно. Ходят слухи, что ее всю будут сносить и реконструировать. А пока....
      
       < Но Одесса не была бы Одессой, если б и здесь не звучала музыка из подъезда, окна дома или машины и, чтобы из ворот или подъезда не вышла "шикарная" женщина, вся из себя до совершенства ухоженная, нарядно и дорого одетая, несущая себя так, словно она обитательница дворца, которую ждет карета. А она ходит на высоченных шпильках по булыжникам, не сомневаясь, что все "попадают" из-за ее неотразимости. Это Одесса, это - одесситки.
      
       < То же самое я увидела на знаменитом Привозе. В тот день, когда мы выбрались почтить памятью это место, там где-то прорвало канализацию. Это тоже Одесса... Чтобы пробраться к стойкам, нужно было перескакивать лужи по наброшенным на землю кускам фанерных упаковок. Но, судя по настроению, царившему на рынке, это никого не смущало. Всюду слышался смех, шутки, и в толпе (понятно-предновогодние дни) покупателей протискивались роскошные дамы в норковых шубах, сногсшибательных сапогах, профессиональных причесанных и макияжах.
      
       < Это Одесса-это одесситки.
      
       < И не случайно, что даже в профессиональных, фольклорных, дворовых одесских песнях об Одессе (я уж не говорю о классических литературных произведениях), всегда отражена специфика красот города, юмор, оптимизм, мужество, любовь к музыке, к красоте, к красивой одежде одесситов. "Роскошный мальчик... ' - посетитель пивной, которая "открылася" на Дерибасовской "шил костюмы элегантней, чем у лорда", и даже "грузчики надели со страшным скрипом башмаки" на свадьбу известного Кости, который привозил в Одессу "шаланды, полные кефали"
      
       < Одесситы всегда остаются самими собой, чтобы ни происходило вокруг. Эта их особость не передается из поколения в поколения путем специального обучения младших старшими. Отнюдь нет. Одессит - это национальность, особенности которой передаются из поколения в поколение генетическим, эколого-биологическим путем: с первым глотком материнского молока, с первым вдохом одесского воздуха, с первым произнесенным словом на языке этой национальности.
      
       < Одесский язык
      
       < Так что же это такое - "одесский язык" и имеет ли он место быть? Общеизвестно, что современный русский литературный язык, более чем когда- либо снизошел до разговорной речи, изобилующей новыми формами выражения событий и отношений между людьми. Я не имею в виду только ненормативную лексику, которой изобилует речь героев современной литературы. Нравится это кому-то или нет, но писатели пытаются наделить своих героев достоверными характеристиками времени, в том числе и соответствующим языком. Вместе с тем, в литературе, в кинопроизведениях до сих пор, нередко, даже самые современные герои - одесситы, даже уж совсем "новые русские", (независимо от гражданства) говорят на языке Бени Крика и определенных слоев населения одесской Молдаванки и других провинций юга бывшего СССР (Украины, Молдавии...).
      
       < Не могу понять, что является тому причиной.?! Вероятно литераторы, постановщики фильмов не знают, либо забыли, что в Одессе, в которой демографическая и социальная структура населения с послевоенных лет начала существенно меняться за счет приезда большого количества людей из сельской местности, язык героев Бабеля, старого Привоза и Молдаванки был уже отнюдь нераспространенным явлением. В свете сказанного, особенно хочется отметить язык киногероев некоторых фильмов, где изображены одесситы.
      
       < Постановщики фильмов, которые мне пришлось видеть, полагают, что достаточно наделить язык героя несколькими словечками неграмотного южно-украинского люда, и это уже "одесский язык", наподобие тому, как многие "подражатели" полагали, что достаточно "захрипеть", и это уже голос Высоцкого, чем поэт неоднократно возмущался. И, здесь, кстати, нельзя не упомянуть его куплеты им же в "одесском стиле" филигранно исполненные в фильме "Опасные гастроли". "Дамы господа, других не вижу здесь .Блеск, изыск и общество прелестны".
      
       < Иногда литераторы и постановщики фильмов об Одессе забывают, что Одесса - это не только Молдаванка и Пересыпь. Одесса - это, прежде всего те красивые, аристократичные районы, где всемирно известный Театр Оперы и Балета, Филармония, Драмтеатры, музеи, которые определяли и вкусы, шкалу духовных ценностей, формируя широкий слой подлинной интеллигенции.
      
       < Не стоит лишний раз перечислять имена всемирно-известных музыкантов, ученых, литераторов, артистов, медиков, которые связаны с Одессой. Одесса - это город огромного числа преподавателей, студентов вузов и средних учебных заведений.
      
       < Я закончила Одесский университет им И.И.Мечникова - великого ученого, основателя современной геронтологии, лауреата Нобелевской Премии, научная судьба которого тесно связана с Одессой, с Одесским университетом. И "Прощай свободная стихия" - великий поэт сказал "Одесскому" Черному морю.
      
       < Я все это снова перечислила лишь для того, чтобы напомнить об общеизвестном - Одесса - это город обширного слоя интеллигенции, образованнейших людей, которые, главным образом, определяли духовную, интеллектуальную ауру города, его язык. Потому основная масса одесситов говорила и говорит на нормальном русском языке. Каждый, кто прошел хоть какую-то школу, даже в простых семьях ( уж не говорю о семьях интеллигенции) не говорил на том языке полуграмотного люда, который принято "выдавать" за одесский,
      
       <
     &nbs;p
       Я выросла на Молдаванке и могу заявить со всей ответственностью, что даже в этом районе Одессы основная масса населения говорила на грамотном русском языке. Я уж не говорю о своих ровесниках, но старшие поколения моих родителей, соседей, родственников, в большинстве своем простых людей, (может имевших несколько классов образования) говорила на нормальном русском языке. Причем, у многих представителей простого люда - разговорный язык был более грамотным, чем им позволял уровень образования, потому что навыкам грамотной речи обучались при помощи общения во всех сферах жизнеобеспечения: в магазинах, конторах, в поликлиниках, школах, на улицах, в транспорте, местах развлечений.
      
       < Но в то же время, понятие "одесский язык" безусловно, существует и развивается, как отражение изменений в образе и условий жизни одесситов. Во время пребывания в Одессе в 2008 году, мне пришлось прибегнуть к услугам водителя (который обслуживал гостей гостиницы) на протяжении нескольких дней. Этот, со средним техническим образованием мужчина лет сорока, в пути рассказывал о жизни современной Одессы. Он говорил серьезно о серьезных вещах, без иронии и сатиры, без ненормативной лексики и блатных словечек. Но удержаться от смеха до "разрывания живота" было невозможно, как и невозможно пересказать его речь. Это был современный, новейший "одесский разговорный язык" с использованием терминов и определений новых сторон жизни города и его обитателей.
      
       < Так что же это такое одесский разговорный язык? Я не лингвист, потому высказываю свое соображение, основанное на моем опыте. Одесский язык, с моей точки зрения - это, прежде всего - интонация. Например, словосочетание - "ты ж понимаешь". В обычном русском языке это вопрос: "ты ж понимаешь, что я имею виду? Ты ж понимаешь, что я прав (или неправ?) и т.д. < В "одесском" языке, фраза - "Ты ж понимаешь..." - это не вопрос. Это самодостаточное предложение, которое может понять только одессит. Это некое глубокомысленное выражение оценки какого-то поступка, события. Суть этого выражения в интонации.
      
       < Еще, к примеру, одесское "ИЛИ". В русском языке слово "или' - это союз, выражающий альтернативу: "утром или вечером', 'тепло или холодно", "хорошо или плохо"... В "Одесском языке,- слово "или"- это завершенное выражение с глубоким философским смыслом. К примру, вы спросите одессита: " тебе понравился этот фильм?". Одессит ответит: "ИЛИ...", что идентично выражению: "Ты еще спрашиваешь...", а соответствующая интонация будет означать позитивную или негативную оценку, которую имел в виду отвечающий одессит. Но кто иной, кроме одессита, это поймет?!
      
       < Как-то, когда я жила в Сибири, моя коллега-сибирячка поехала в туристическую поездку по стране (бывшему СССР) и в ее группе оказался одессит. По приезде, делясь впечатлениями со мной, коллега больше говорила об одессите, чем обо всем, что видела в поездке. Он ее покорил энергией, жизнерадостностью, и прежде всего, самобытностью языка.
      
       < "Знаешь, - говорила она, - только одессит может говорить: "я знаю", в смысле "не знаю". Она пыталась повторить это одесское "я знаю, в смысле не знаю", и у нее ничего не получалось. Она не могла передать интонацию.
      
       < И, конечно, же, в одесский язык содержит элементы своей "одесской" терминологии, понятной только одесситам. Ну, кто, кроме одессита, догадается, что бабушка или тетя в белой косыночке и фартучке, шастающая по пляжу с ведром и кричащая: "Пшонку, пшонку, кому? Кому горячую пшонку? - продает ... вареную кукурузу в кочанах?
      
       < Когда одесситка скажет, что она любит, есть "пульку", не одессит, никогда не догадается, что она имеет в виду верхнюю часть ножки курицы. "Одесский язык" откликается на злобу дня, обогащаясь соответствующей терминологий.
      
       < В начале восьмидесятых - время застоя и дефицита продуктов в магазинах и разгула теневой экономики я, приехав из Сибири в отпуск в родной город, в среде друзей, подлинных интеллигентов, услышала слово крадукты, которое было прочно вписано в повседневную речь одесситов. Это слово означало продукты, краденные со складов предприятий пищевой промышленности, которые продавали спекулянты. В моем определении: одесский язык - это специфическое, с особой интонацией оформление мысли, дающее возможность передать нелюбовь одесситов к шаблону, их энергию, смышленость, веселость, находчивость, филигранное чувство юмора.
      
       < Наиболее ярким выражением одесского языка , можно назвать язык Жванецкого. В мире, в том числе в русскоязычной среде есть немало талантливых писателей-сатириков, юмористов. Но Жванецкий - единственный и неповторимый, как неповторим, невоспроизводим "одесский язык", потому что невоспроизводима интонация.
      
       < Вспомним как у Жванецкого: Я вчера видел раков по пять рублей. Но больших, Но по пять рублей... Правда, большие... но по пять рублей... но очень большие... хотя и по пять..... О Жванецком кто-то в России на его шестидесятилетии (которое я видела в записи) сказал, что он человек с абсолютным умом (подобно выражению " абсолютный слух"). А гений отличается от простых смертных тем, что ему доступно улавливать суть явлений.
      
       < Потому язык Жванецкого - это не язык интеллектуала, и не язык неграмотного простолюдины. Это язык универсального одессита, того самого, которого отличишь от обитателей всех других мест на земле, того самого, который всегда и везде узнает другого одессита. ' Так, товарищи, кому дано - давайте решать, кому не дано - не будем им мешать, и выйдем к чертям собачьим" - Это тоже Михаил Жванецкий. Такие гении одесского языка, как Бабель и Жванецкий появляются редко. И, чем что-то придумывать, уж лучше что-то брать у них.

  • Комментарии: 1, последний от 27/02/2010.
  • © Copyright Матрос Лариса Григорьевна (LarisaMatros@aol.com)
  • Обновлено: 13/06/2017. 57k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.