Мирзоева Лейла Экрем
Информационно - комќмуќниќкаќционќная функция пражурналистских явлений (на материале мифов, легенд, сказаний) Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 07/07/2022, изменен: 07/07/2022. 13k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конвергенция или бродячие сюжеты?

  •    Д.ф.н. Лейла Мирзоева
      
      
      Информационно - комќмуќниќкаќционќная функция пражурналистских явлений (на материале мифов, легенд, сказаний) Авторские права защищены
      
      Ключевые слова: журналистика, Потоп, легенда, миф, А. Веселовский, герменевтика;
      Key words: journalism, the Flood, the legend, the myth; A. Veselovsky, hermeneutics.
       Açar sözlər: jurnalistika, Daşqın, əfsanə, mif, A. Veselovsky, hermenevtika.
      
      
       Когда мы говорим о пражурналистских явлениях, то пониќмаем под ними такие формы первоначальной информационно - коммуникационной деќятельности, как клинопись, петроглифы, далее - рукоќписи, рукописные книги, летописи и т.д.
      Клинописные дощечки, найденные в Ниневийской библиќоќтеке Асурбанипала, можно считать первыми информационными "сигналами" в истории человечества. Определенную комќќмуникативную функцию выполняют петроглифы в Гобуќстане (Азербайджан), в пустыне Сахара (пещера Тассили), в Швеции (Бохуслен), в Норвегии (Осло-Фиорд) и т.д.
      Истоки журналистики следует искать в древнегреческой и древнеримской культуре, которая повлияла на самосознание не только современников, но и на формирование мировоззрения последующих поколений. (Мифология, религия, театр, ритоќрика, историография, наука, философия).
      Устные пражурналистские явления древности проявились в культовых обрядах - ритуалах, в разнообразной информации приќ-митивного сообщения (глашатаи и гонцы), в ораторском исќкусќстве.
      Письменные пражурналистские явления дошли до нас в виќде эпитафий, рукописных газет (Actа Senatus, Acta diurna), рукописных книг ("анналов"), военных хроник и т.д.
      Беспомощный перед неизвестным миром и непредсказуеќмой природой человек все события рассматривал через призќму сверхъестественного. Все, что ему оставалось - это объясќнять явления, перед которыми он был бессилен, воздаянием или каќрой Божьей.
      "И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, котоќрых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесќных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их (Быт. 6:7) (2, 21).
      ...разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
      И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
      В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, и Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ниќми... (Быт.7: 11-13) (2, 23)".
      История о том, как Ной со своей семьей и животќныќми спасся от страшной водной катастрофы - Потопа, известна всем. В плаќне рассматриваемых нами особенностей мировосќприяќтия древќнего человека встает вопрос о том, являются ли неќкоќторые соќќбытия (в данном случае истории о Потопе), осоќбенќно часто опиќќќќсќанные в легендах, сказаниях и мифах разных наќродов: 1.следствием известной теории литературоведа А. Веселовскоќго "броќќдяќчих" сюжетов; 2. творческим воплощением какого-лиќќбо одного коќлоссально грандиозного события, которое наќвсегќќда заќпечатлеќлось в памяти человечества; 3. результатом конќќќверќгенќции, поќнятие которой автор данной статьи, в больќќшинќстве случаев, протиќвопоставляет вышеназванной теоќрии А.Веселовского.
      На определенном этапе своей литературоведческой деяќтельќности (70-80 гг. XIX стоќлеќтия) А. Веселовский считал, что идентичность сюжетов у разных наќродов - это бесспорный реќзуќльќтат заимствований. "И среди этой бесформенности скаќзочќного материала вы встречаете зна-комые нам схемаќтиќчесќкие темы, сюжетность европейских, индийских, персидќских сказок. Это - захожие сказки". Или: "В сущности мы не знаем ни одќного изолированного племени, то есть такого, о котором мы могли бы сказать достоверно, что оно когда бы то ни было не приходило в соприкосновение с другим" (1, 303).
      Однако данное мнение спорно. Причиной схожести сюќжеќтов у разных наќроќдов не всегда являются "бродячие сюжеты", а чаќще, как мы считаем, так наќзыќваќеќмая конвергенция, когда в различных кульќтуќрах незаќвиќсиќмо друг от друга возникают сходќные или даже одиќнаќковые яв-леќния (в данќном случае рождаются иденќтичные сюќжеќты). Все народы имеќют общечеловеческий, на уровне бессозќнаќќтельќного, архетип псиќхо-логического и дуќховќноќго развития (консќтантные модели) (К.Г.Юнг). Ре-зульќтатом дальнейшего саќмоќвыраќжеќния этого архетипа и являќется, по нашему мнению, конќверќгенция. Конвергенция - "в этнограќфии, терќмин для опредеќлеќния сходќных или одинаковых, но незаќвисимо друг от друга воќзниќќќкаюќщих явлений в культуре разных народов" (4, 623). Однако в опреќдеќленќных, и далеко не частых случаях феќномен иденќќтич-носќти сюќжетќных мотивов у разных народов можќно объясќнить именќно теоќриќей "Бродячих сюжетов" А. Весеќќловќского. Приќведем ќнемного ниже поќдобќный пример.
      Рассматривая данную проблему на примере известной исќтоќрии о Ное, мы обнаруживаем ряд нуждающихся в освеќщеќнии вопросов: прежде всего, это факт достоверности самой, якоќбы проќизошедшей в древности, губительной для всего жиќвого водќной катастрофы. Имел ли в истории место этот катакќлизм, и если имел, то являлся ли действительно всемирным, или же это определение отвечало примитивным представќлеќниям геограќфии древних летописцев?
      Интересен вопрос: откуда взялись идентичные легенды о Поќтопе, от которого спаслись несколько человек, давших начало, якобы, новому роду людскому - почти у всех народов мира? Это:
      1. Наиболее известное библейское предание о Потопе;
      2. Аккадское (шумерское) предание о Потопе - Ной - Утнапиштим;
      2. Вавилонское сказание о Потопе - Ной - царь Ксисутќрус;
      3. Египетское предание - спасение от учиненного богами Потопа нескольких пастухов;
      4. Греческий миф - от Потопа, насланного богами на земќлю с целью уничтожения погрязших во грехе людей, спасается Дюќкаќлион на построенном им ковчеге. Гора, к которой присќтает ковчег "греческого" Ноя - Парнас. Голубь служит Дюќкаќлиоќну инќфорќмациќонным средством о степени силы разбушевавшейся стиќхии;
      5. Индусская легенда гласит о построившем ковќчег и спасшемся на нем от Потопа человеке по имени Ману;
      6. Китайский Ной - Фа - Ге. Сказание рассказывает о его спасении от Потопа со своей семьей. Причина Потопа - гнев боќгов на восставших против них людей;
      7. Друидское предание - "благочестивый патриарх" спаќсаќетќся от Потопа на ковчеге. Причина Потопа - "великое разќвраќщение" людей;
      8. Полинезийское сказание - несколько человек спасаќются от Потопа;
      9. Мексиканское сказание - семья спасается от Потопа;
      10. Перуанское сказание - мужчина и женщина спасаются в ящике от страшного Потопа;
      11. Легенды американских индейцев - несколько человек спасаются от разбушевавшихся вод;
      12. Гренландское предание рассказывает о великом водќном катаклизме, произошедшем в результате того, что дрогќнуќла, пошатнулась земля. Спаслись только мужчина и женщина, от которых пошел новый род человеческий.
      О том, что Потоп - действительно реальное историческое соќбыќтие, говорит не только ряд сказаний с конгениалќьќным сюќжетом. До нас дошли артефакты - упомиќнаюќщая об этом грандиозном событии шумерская клинопись на дощечках, а также многие археолоќгиќчеќские данные свидетельствуют в пользу этого факта.
      Джорджем Смитом из Британского музея в 70-х гг. XIX стќоќлетия при археологических раскопках в Ниневийской библиотеке Асурбанипала были найдены дощечки, запись на коќторых гласила о страшном водном бедствии и спасении от неќго всего лишь нескольких человек (см. 3, 84).
      Доктор С. Лангдон, руководитель Объединенной Экспедиќции Музея Фильда Оксфордского Университета, в 1929 году при раскопках города Киш, расположенного когда-то на восќточќной окраќине Вавилона, обнаружил в нижнем пласте полуќтоќраќметќроќвый слой, нанесенной водой, чистой, без примесей остатков какой-либо культурной деятельности, глины. Под раскоќпанќным Кишем и под "потопной" глиной были найдены осќтатќки абсолютно иного типа культуры. Это, по обоснованной верќсии Лангдона, достаточно серьезное доказательство проиќзоќќќшедќшеќго в древќносќти сильнейшего водного катаклизма. Кроќме того, дешифрованная клинопись на найденных дощечках подќтвержќќдает эту верќсию: древние шумеры сообщили нам, что Киш был перќвым городом, котоќрый был поќстроен после водной катастроќфы (см. 3, 86).
      В том же 1929 году доктором С. Вуллеем, руководителем Объединенной Экспедиции Музея Пенсельвании и Британќскоќго Музея по раскопкам города Ур, под самым основанием разќваќлин был обнаружен трехметровый, также совершенно чистый слой наќнеќсенной, по всей вероятности, большим количеством воќды, глиќны. "... эти трехметровые осадки на большой глубиќне (...) не могли быть нанесены водой при разливе рек, а лишь тольќко таќким большим разливом воды, как библейский Поќтоп" (3, 85). Более того, цивилизации "нижнего" и "верхќнеќго" городов (под слоќем глины были обнаружены остатки "до-потопного" города) - настолько отличались друг от друга, что это лишний раз доказыќвало внезапную и грандиозную пеќреќмену в истории человечества.
      Аналогичный слой песка и глины, совершенно без каких-либо остатков человеческой культуры (как и в первых двух случаях) был обнаружен и под развалинами города Фары, родины Ноя - в 1931 году доктором Пенсильванского Университетского Муќзея Эриком Шмидтом.
      В данном случае мы хотим сразу отвергнуть объќќясќнеќние феќноќмена схожести сюжетов о Потопе конќверќгенќциќей. Как пиќќшет докќтор Генри Гелей: "Таќкое всеќмирное убежќдеќние не исќхоќдит из инќсќтинктивных чувств нашей натуры, а, должно быть, баќзиќруќетќся на исторических фактах" (3, 83). Безусловно, здесь имеќет месќќто факт "бродяќчести" сю-жета о Поќтоќќпе, который расќпроќќстраќнилќся уже после того, как люди, по-томќќки Ноя (Утнапиштима, Ксисутруса, Фа-Ге и т.д.) рассеќлиќќлись по земле. Гранќдиќќозная водная катаќстрофа окаќзаќќлась таковой тольќко для Тигро - Евфратского басќсейна, и люди увеќкоќќвечили преќдание о ней. Из уст в уста передавались воспоминания о страшном событии, а позднее запиќсывались предќстаќвиќтеќляќми ноќвых, веќдущих род от спасшихся прародителей, поќколений.
      Легенды, мифы и сказания, безусловно, носят информационно - комќмуќниќкаќционќный характер. И уже задачей герменевтов является правильный процесс освоќбожќдеќния от "шелухи" творческой фантазии древнего человека - информации о реально когда-то имевших место событиях, определение того "рациональќного зерна", что макќсимально приближает наши представления о давно ушедших вреќменах - к истине.
      
       Литература
      1. Веселовский А. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989, 405с.
      2. Ветхий завет.
      3. Геллей Г. Библейский справочник. С-П.: Библия для всех, 1996, 861 с.
      4. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
      
      
      Jurnalistik fəaliyyətdə informativ-kommunikativ funksiyalar (əfsanə, mif və nağıl materialları əsasında)
       Xülasə
      
       Məqalədə jurnalistika fəaliyyəti zamanı hadisələrin özünəməxsus xarakterik xüsusiyyətləri tədqiq olunur. Qeyd etmək lazımdır ki, əsas diqqət yazılı abidələrin detallarının araşdırılmasına yönəlmişdir. Tədqiqat qədim insan psixologiyasının xüsusiyyətləri ilə birlikdə aparılır. Araşdırmanın mərkəzində Bibliya əfsanəsi olan Nuh durur. Belə nəticə əldə olunur ki, əfsanələr, mif və nağıllar informativ-kommunikativ xarakter daşıyır.
      
      
      
      Summary
      Information and communications function of prajournalistic phenomena (on material from myths, legends and tales)
      
      The paper focuses on peculiarities of the prajournalistic phenomena. It explores in detail the features of the monuments of writing. The study is conducted in conjunction with the characteristics of the ancient man"s psychology. In the centre of the study stands the biblical legend of Noah. We come to a conclusion that legends, myths and tales are of informational and communicative nature.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 07/07/2022. 13k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.