Никишин Владимир Владимирович
Осколки

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Никишин Владимир Владимирович (chud41@mail.ru)
  • Размещен: 19/09/2009, изменен: 19/09/2009. 69k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ·Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательнаяЋ, - сказал А.С.Пушкин. Когда я попробовал следить за своими мыслями (мыслями человека обыкновенного и, может быть, даже скучного), это, признаюсь, оказалось тоже интересным. Когда мы пытаемся понять, откуда и почему та или иная мысль появилась, а затем пробуем обдумать её саму - это доставляет особенное удовольствие, совсем не похожее на то, которое мы получаем, допустим, от съеденных котлет. Но мысли имеют свойство внезапно появляться и столь же быстро, вильнув хвостом исчезать. Поэтому, я попробовал их записывать.

  •   
      
      
      
      
      
       О С К О Л К И
      
      
      
      
      
       А с нашей жизнью что случиться?
       Она пройдёт, как выйдет срок,
       Она увянет, как цветок,
       Она в осколки разлетится.
      
       N.V.
      
      
       "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная", - сказал А.С.Пушкин. Когда я попробовал следить за своими мыслями (мыслями человека обыкновенного и, может быть, даже скучного), это, признаюсь, оказалось тоже интересным.
       Когда мы пытаемся понять, откуда и почему та или иная мысль появилась, а затем пробуем обдумать её саму - это доставляет особенное удовольствие, совсем не похожее на то, которое мы получаем, допустим, от съеденных котлет.
       Но мысли имеют свойство внезапно появляться и столь же быстро, вильнув хвостом исчезать. Поэтому, я попробовал их записывать.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1. ВСПОМИНАЮ И РАЗМЫШЯЮ.
      
      
      
      
      
      * * *
      
      На кафедре марксизма-ленинизма (были такие в своё время) шёл экзамен по историческому материализму (была такая дисциплина). Каждому студенту обязательно задавался дополнительный вопрос по текущим в мире событиям. Это было давно. Это было в то время, когда на Кубе был смещён диктатор Батиста. Поэтому студенту был задан вопрос о последних событиях на Кубе.
      Страдающему студенту попытался помочь его товарищ, готовящийся в этом же кабинете по своему билету.
      - Восстание... Батисту прогнали... - еле слышно зашептал он.
      - Восстание баптисты подняли! - отрапортовал студент.
      
      
      
      
       * * *
      
      Как-то в середине 70-х годов ехал я из Калуги в Тарусу. Сразу же за городом у дороги выставлен огромный транспарант: "Мы идём к коммунизму!" Метров через двести новый лозунг привлекает наше внимание: "Счастливого пути!" И никто в течение почти двадцати лет так и не увидел в этом пожелании никакой двусмысленности!
      
      
      
      
      * * *
      
      
      Мне рассказывали, что одна семья, эмигрировав в конце 80-х годов из нашей северной столицы в США, увезла с собой красный советский флаг, и на праздники, приглашая в гости знакомых (тоже эмигрантов), вывешивает этот флаг в гостиной. Как не понять покинувших родину навсегда! Для них это был символ, поддерживающий память о прошлой жизни, о молодости, которая в воспоминаниях всегда прекрасна!
      Но самое интересное - этот флаг им продали перед отъездом за 200 баксов в ближайшем райкоме теряющей власть партии!
      
      
      
       * * *
      
       Пришлось мне побывать в "Пирогове" - музее под открытым небом недалеко от Киева.
       Мельницы, хатки, предметы старинного быта, изделия народных умельцев, и т. д. Вошли мы в грубо срубленную деревянную церковь 16 в. Действующую. Полумрак, убогое убранство, запах свечей и ладана, слабо видимый иконостас с примитивными иконами. Шёл обряд крещения. Молодые родители держали распеленатого младенца. Тихонько, распевно бормотал молодой священник. Нас окружило время Иоанна Грозного.
       Вернул нас в современность парень из окружения родителей младенца. Он достал видеокамеру 21 века и стал снимать происходящее.
      
      
      
      * * *
       Тётя Дуся, хитроватая и вороватая старушенция, санитарка аптеки, очень часто произносила таинственное заклинание:
      - Расшиби тебя пролик!
      Что такое "пролик", она мне не могла объяснить, и только позже я узнал, что "пролик" - это "паралик", то есть паралич.
       Вот тебе и тётя Дуся - представитель народа, носитель русского языка! Она сама не знала, что несла. Вернее всего, она не носитель, а насильник.
      
      * * *
      
      Как легко запоминал я пушкинские сказки! Как безоговорочно принимал их условность! Ведь понятно же, почему княжество Гвидона было так богато: белка, грызя орехи, поставляла в казну золото и изумруды. И вопрос, который мог разрушить эту чудесную конструкцию: а откуда брались орехи? - даже не возникал.
      Мне, маленькому мальчику, даже было понятно, для чего
       ... честные гости
       На кровать слоновой кости
       Положили молодых
       И оставили одних.
      Но в сказке было и непонятное, а потому таинственное место:
       А царица молодая
       Дело вдаль не отлагая,
       С первой ночи понесла.
      Куда, что и зачем понесла? Этого я понять не мог.
      
       * * *
       Боже мой! Сколько часов простоял я за свою жизнь в очередях! В раннем школьном детстве были очереди за хлебом. Хлеб продавали на вес и резали его большим резаком, вмонтированным в стол-прилавок. Так что домой несли хлеб с несколькими довесками, самый маленький из которых можно было сжевать по пути домой.
       Помню очереди и за керосином. Он в те времена нужен был всем - ведь на каждой кухне гудел примус. Время приезда цистерны с керосином в назначенное место было приблизительным, поэтому очередь выстраивалась с утра. Часто в этих очередях стояли дети, и если кому-нибудь из нас надо было отлучиться домой, или побегать-поиграть, вместо себя в очередь мы клали камень. Время от времени очередь редела, но увеличивалось число камушков, заменявших людей.
       А затем - многолетнее, отупелое, унизительное, но неотвратимое стояние в московских магазинных очередях; неподъёмные сумки и набитые битком электрички.
       И долгое время у меня была мечта - побродить по Москве просто так, без тяжёлых сумок или тележек.
      
      
      
      
      
       * * *
      
      
      В те дни, когда я безмятежно расцветал (а вернее - рос, как трава), в нашем дворе стояли три громадные старые груши. И каждую осень все мы, жившие в этом дворе, собирались на уборку урожая. Сначала снимали плоды, стоя на земле или на стульях и табуретках. Затем на деревья забирались молодые ребята и снимали все груши, до которых можно было дотянуться. После этого под деревьями натягивали одеяла и трясли ветви, пока на деревьях не оставалось ни одно плода.
      Весь урожай складывали во дворе на большом брезенте, рассаживались вокруг него, и начиналось значительное, занимательное и торжественное действо, которое я помню до сих пор - делёж.
      Груши раскладывали по кругу. Одну грушу получала Катя Модестова: она жила одна. Три груши выдавались тёте Клаве: у неё был сын Колька и дочь Галя. Мы получали больше всех - шесть груш, Севастьяновы - четыре, и т.д. Делили так до тех пор, пока на брезенте ничего не оставалось.
      Было немного обидно за Катю Модестову, и многие, наверное, завидовали нам, но никто никогда не сомневался в справедливости дележа.
      Груши были ничьи. Их никто из проживающих во дворе не сажал и не поливал. Урожай с этих деревьев был подарком природы, и все мы имели на него одинаковые права: сколько ртов, столько и прав. Нам тогда и в голову не могло прийти, что кто-то может присвоить себе право на дары природы, а мы, все остальные могли бы их получать по количеству имеющихся у нас денег.
      До сих пор я понимаю этот обряд, делёж урожая, как саму справедливость. Я думаю, что и все это так понимали тогда.
      
      
      
      
      
       * * *
      
      Как-то услышал я, как одна старушка говорила другой: "Что-то стала я бояться смерти. Наверное, много нагрешила".
      Старые, истово верующие люди, не будучи праведниками, думая о смерти - боятся её, рисуя себе загробные адовы муки.
      Атеисты боятся смерти, потому что после жизни не будет ничего, а жить всё же лучше, чем не жить.
      Боятся смерти и те, которые и не атеисты, и не ревностные верующие, потому что там - неизвестность.
       Какие сны в том смертном сне приснятся?
       Когда покров земного чувства снят?
       ...Кто бы согласился
       Кряхтя под ношей жизненной плестись,
       Когда не неизвестность после смерти,
      Боязнь страны, откуда ни один
      Не возвращался...
      
      
      
       * * *
      
       Ясно, что армия без строгой иерархии существовать не может. Но я, в 28 лет призванный на два года на военную службу, испытывал дискомфорт, вынужденный подчиняться человеку только потому, что у него на погонах на одну звёздочку больше, чем у меня. Вообще, военная форма меня стесняла, и я с удовольствием снимал её сразу же после рабочего дня, чувствуя себя спокойнее и увереннее без стягивающих ремней-портупей, с головой, освобождённой от фуражки, и с беспогонными плечами.
       Однажды в Хабаровске в метельный вечер, шедший мне навстречу майор откозырял первым. Возможно, его сбил с толку бессмысленный и тусклый свет фонарей, снежная пелена, мой рост и физиономия в очках, но на моих погонах ему померещилось два просвета. Подойдя ближе и поняв свою ошибку, он со злостью плюнул под ноги и грязно выругался.
      
      
      
       * * *
      
      
       Как только ни называют у нас магазины, аптеки, кафе!
      В середине 90-х годов в городе Ефремове Тульской области я видел лачужку с покосившейся дверью и облупленной штукатуркой, украшенной огромной вывеской "У Татьяны".
       В Калуге публика охотно посещает аптеку "Айболит", хотя это название скорее подошло бы для ветеринарной лечебницы.
       Можно понять, почему магазины называются "Ивановский текстиль" или "Смоленский трикотаж". Но почему - "Славянский пух"? Мы знаем пух гагачий, лебяжий, козий... "Славянский пух" - это так же смешно, как, допустим "Грузинская шерсть" или "Белорусские яйца".
      
      
      
       * * *
      
       Нам было лет по пять тогда с сестрёнкой. Нас мама разбудила ночью и, пока мы хлопали глазами и дрожали, оставив одеяльное тепло, одела быстро. И свет в соседней комнате потушен был, и сон ещё не стаял до конца, и мне почудилось в углу что-то блестящее и, может быть живое.
       И вот - зажёгся свет!
       Она была прекрасна, как царевна. Всё драгоценно в ней сверкало и играло. Дрожали свежие живые лапы. И одурманил нас дремучий (а, может быть, забытый?), из сказок о разбойниках и дебрях волшебный запах хвойный.
       Под ёлкой - санки! На них подарки: красный Дед Мороз, с конфетами кулёчки, тетрадка и карандаши цветные. А на коробке карандашной - раненый Спартак.
       И ту живую ночь, и ёлочные чары, как тонкий звон, и Спартака - всё вижу я теперь, как будто бы сквозь снег. А он плывёт - и лёгкий, и мохнатый, и тихий, и колдовской...
      
      
       * * *
      
       В студенческие годы задумал я как-то написать рассказ о неразделённой любви. В конце рассказа герой должен был погибнуть, чтобы героиня, наконец, поняла, какого парня отвергла. Я долго не мог придумать, как его убить. Хорошо было Ленскому и Грушницкому - их убили на поединках, а что с моим героем мог сделать я?
       Тем более, что в то время вокруг фонтаны били голубые.
       И вот что я придумал. Мой герой, терзаемый безответной любовью, забирается на самую верхотуру телевизионной вышки. Вероятно, для того, чтобы его пылающую голову хорошенько обдуло ветром. С вышки он срывается и расшибается насмерть.
       Можно ли было придумать что-либо более идиотическое?
       В моей сегодняшней жизни смерть встречается на каждом шагу. Умирают в больницах от травм и болезней, замерзают или истекают кровью на улицах и в подъездах домов, травятся и вешаются - смерть бродит среди нас, уже привычная и близкая.
      
       * * *
      
       Мне было года три, ещё шла война, и я играл в войну. Я бомбил врага. Брал обломки кирпичей и с высоты своего детского роста ронял их на цыплят, которых выращивала мама, как будущую пищу для семьи. Наверное, меня ругали - я не помню. Но ни жалости к цыплятам, ни раскаяния в содеянном я не испытывал.
       А лет через восемь перед Новым годом мне с мамой нужно было убить гуся. Гусь был большой и тяжёлый и его, вместе с крыльями и лапами, взяла в охапку мама. Я левой рукой захватил его голову за клюв, положил гусиную шею на чурку, а правой взял топор и ударил по этой мягкой и живой шее. Первый удар был неточен и недостаточно силён, и это было ужасно.
       Сейчас я уже точно не помню, как мы справились со своей задачей, но мне тогда было очень нехорошо. Уместно вспомнить слова Бабеля, сказанные по сходному поводу: "Сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло".
       Тогда я не мог понять, почему мне стало так противно, тоскливо и тошно.
       Теперь я понимаю: во мне проснулась моя душа.
      
      
       * * *
      
       Будучи перманентно влюблённым студентом, я вечерами кропал стишата. Помню, бился я как-то и потел над очередными виршами; получалось вяло и скучно. И вдруг выливается из-под моего пера:
       Пролетит наша юность былая,
       И, быть может, вечерней порой
       Ты припомнишь моя дорогая,
       Как тебя я звал дорогой.
       Правда, я тут же понял, что обокрал Есенина:
       Расскажу про тебя, дорогую,
       Что когда-то звал дорогой.
      
       Расскажу, как текла былая
       Наша жизнь, что былой не была.
       И я вспомнил, что так вот и Остап Бендер в припадке влюблённости написал: "Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты". Когда выяснилось, что это уже написал Пушкин, Остап с горечью заметил: "Такой удар со стороны классика!"
       И мне тоже оставалось - только сетовать на свой промах.
      
      
       * * *
      
       Как-то я зашёл в магазин купить зефира к чаю.
       - Вам развесного, или в коробке? - поинтересовалась продавщица.
       - Мне всё равно, - ответил я.
       - У нас нет никакого зефира, - был ответ.
       И, хотя разум мой мне подсказывает, что прав был Марк Аврелий, когда писал: "Как смешон и невежествен тот, кто дивится чему-либо из происходящего в жизни!", я не перестаю удивляться.
      
      
      
       * * *
      
       Большую часть своей студенческой жизни мой сын прожил, снимая комнату в частном доме, чудом сохранившемся почти в центре города. Хозяйка была крупной, деятельной и властной старухой. Муж её, небольшого росточка, тихий, попивающий и работящий мужичок, её влиянию не поддавался.
       Мне рассказывал сын, что каждый раз, ложась спать, они начинали тихо препираться. Словесное фехтование постепенно перерастало в ссору, тон повышался, и всё заканчивалось громкой руганью, в которой обе стороны старались побольней оскорбить друг друга.
       Когда же весь набор аргументов, обвинений и обидных прозвищ исчерпывался, они прибегали к последним, самым ужасным оскорблениям:
       - Ты Сарра! - кричал он.
       - А ты Абрам! - достойно отвечала она.
       На этом обычно ругань прекращалась и они засыпали.
      
      
       * * *
      
       В третьем или четвёртом классе со мной учился один неприятный мальчик. Он был белобрыс, с коротким ёжиком на голове, невысокий, плотный и сильный. Я помню его фамилию - Алексеев - и то, что он носил китель. Хотя, в этом не было ничего необычно: в то время многие мальчики носили одежду военного покроя.
       Этот Алексеев носил с собой булавку и на переменах, подходя незаметно к однокласснику, вдруг колол его этой булавкой. И ладно бы, после этого убегал с хохотом: мол, поймай! Это было бы похоже на все другие грубые игры необузданных мальчишек: так мы ставили подножки, получали тычки, и гонялись друг за другом.
       Нет, он, надеясь на свою силу, оставался на месте, смотрел тебе в глаза и тихо полуулыбался, видя гримасу боли на твоём лице. Я раньше думал, что садистами становятся в результате воздействия каких-то внешних факторов. Теперь же, вспоминая то маленькое жестокое существо, я прихожу к выводу, что садистами рождаются.
      
      
      
       * * *
      
       В первое время моего приезда в Калугу меня забавляли особенности местного говора. Например, на юге слово "малый" как существительное не употребляется. Здесь же женщина могла сказать о своём сыне: "Мой малый уже большой". Своего мужа калужская жена называет "сам". "А вчера сам пришёл пьянее-ё-ё-н!" Я думаю: "Хорошо хоть, что сам пришёл".
       Если очень грязная дорога, то скажут: "живая грязь", если что-либо очень солёное, то - "живая соль". Существительное среднего рода переиначивают в женский род. "Такая хорошая мясо".
       Летом 1978 года в Калуге снимался фильм о К.Э.Циолковском с Е.Евтушенко в главной роли. При мне Евгений Александрович рассказывал, как он в гриме Циолковского загорал на Оке и одна калужанка, увидев его, воскликнула: "Такой старый, а тело какая!"
       Чутко к слову ухо поэта. Заодно и своё 45-летнее тело перед нами похвалил.
      
      
       * * *
      
      Я довольно рано понял, что все люди смертны. Думая как-то о том, что
      и папа, и мама, и я сам когда-нибудь умрём, я вдруг пришёл к мысли, что и Сталин умрёт.
      Это была настолько кощунственная и, вместе с тем, верная мысль (и в самом деле, Сталин после этого прожил не более шести лет), что я постарался поскорее задвинуть её куда-нибудь подальше, так как невозможно было себе представить жизнь без любимого вождя.
       Наверное, подобно закону сохранения энергии есть и закон сохранения чувств. И когда лет через 5-6 мне понадобилось некоторое количество обожания для одной пятиклассницы, я его отобрал у вождя всех народов. Таким образом, одурь слепого поклонения кумиру покинула меня, и смерть Сталина я принял спокойно.
       Но я хорошо помню, как 5 марта 1953 года по-детски безутешно плакал мой дядя, участник Великой войны.
      
      
      
      
       * * *
      
       В первом классе мне очень хотелось быть пионером. Нас таких во дворе набиралось человек пять, и мы, выстроившись в затылок, маршировали по двору с детским барабаном.
       К комсомолу я был равнодушен. Это было время "оттепели", время студенчества, открытия мира любви и увлечения спортом. Это было время чтения книг, расширения границ осознаваемого мира и пробуждения потребности в творчестве.
       Когда мне предложили вступить в партию, я уже стал упираться. Конечно, впрямую этого делать было нельзя, и приходилось закрываться формулой: "Я для этого шага ещё не созрел".
       Наверное, чем человек взрослее, чем больше он читает настоящих книг и размышляет над прочитанным, тем меньше его тянет маршировать.
      
      
      
      
       * * *
      
      
       В 2002 году было невозможно скрыться от стонов несчастного Квазимодо, убеждающего всех в том, что "в раба мужчину превращает красота".
       Все женщины были в восторге. И когда я говорил, что за ночь с женщиной отдать дьяволу свою бессмертную душу - цена высоковата, мне давали понять, что я в любви ничего не понимаю. У меня сложилось мнение, что для женщины самое главное желание - быть желанной. И уж если мужчина поддался соблазну, что уж тогда говорить о какой-то там душе!
       Но многие женщины не знают, а некоторые забыли, что сказано: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит". (Матф. Гл. 18. Ст. 7).
      
      
      
      
      
      * * *
      
       Лекции по ботанике нам читал Разумник Михайлович Середин. Тот самый Середин, перед лекцией которого студенты-шутники написали на доске: "Раз - умник, два - дурак". И, надо сказать, зря: Разумник Михайлович был человеком интересным. Уже потому, что ему была интересна его ботаника - это чувствовалось на каждой лекции.
       А я на лекциях писал стихи. И тут же посылал их по рядам той девушке, для которой они и сочинялись. Мне были интересны девушки, а Середину - ботаника.
       Но мне был нужен и лектор, который своей размеренной речью способствовал установлению стихотворного ритма. А Середину нужен был я, как и другие студенты, наполняющие лекционный зал.
       Отсюда можно сделать вывод: существует закон взаимной заинтересованности.
      
      
      
       * * *
      
       Я помню те далёкие времена, когда в аптеках продавались таблетки красного стрептоцида и ими пользовались женщины для краски волос.
       Я помню шутливую реплику одноклассника: "Никишин бросил пить-курить и приоделся", когда в седьмом классе мне на зиму сшили ватник синего цвета с цигейковым воротником.
       Я помню, как коньки привязывались к ботинкам сыромятными ремешками, а для большей плотности эти ремешки затягивались двумя деревянными палочками-скрутками.
       Я помню зимние женские головные уборы, состоящие из полоски меха, проходящей от уха до уха, и называемые "менингитками".
       А что было вчера - забыл.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       2. ЧИТАЮ И РАЗМЫШЛЯЮ.
      
      
      
      
      
       * * *
      
       Дарья Фёдоровна Фикельмон, внучка фельдмаршала М.И.Кутузова, описывая в своём дневнике историю, приведшую Пушкина к смерти, замечает: "Но какая женщина посмела бы осудить госпожу Пушкину? Ни одна, потому что все мы находим удовольствие в том, чтобы нами восхищались и нас любили, - все мы слишком часто бываем неосторожны и играем с сердцами в эту ужасную и безрасчётную игру!"
       Сама Дарья Фёдоровна, так хорошо понимающая и оправдывающая Наталью Гончарову, в 17 лет вышла замуж за австрийского дипломата графа Карла Фикельмона, который был на 25 лет старше её.
       Бедный граф!
      
      
       * * *
      
      Альфонс Карр заметил: "Пишущая женщина грешит вдвойне: увеличивает количество книг и уменьшает количество женщин". Сказано по-французски изящно. А мне кажется, что увеличивая количество книг, писательницы женских романов увеличивают и количество глупых читательниц.
      
      
      
      
       * * *
      
       " Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
       Про любовь мне сладкий голос пел".
      Переводчик Шекспира Осия Сорока как-то говорил мне, шутя, что, мол, Лермонтов, видно, и не представлял себе в полной мере беспрестанного пения сладкого голоса.
      Действительно, в благословенные времена клавесинов и фисгармоний и вообразить себе нельзя было жизнь, заполненную плеерами и электрогитарами, звуковыми колонками и мобильниками, сладкими (и не очень) голосами, круглосуточно "лелеющими" наш слух.
      
      
       * * *
      
      Мериме и Бизе воспели совершенно дикую героиню. Недаром Блок в своём прекрасном стихотворении "Кармен" так часто употребляет слово "дикий": в дикой судьбе, одичалая прелесть, дикие сны. Да и слово "сон" недаром повторяет Блок: приснился мне сон, погружённая в сон, спишь, змеёю склубясь прихотливой, спишь в дурмане, видишь во сне. Действительно, только во сне, в грёзах, в дурмане можно восторгаться "бурей цыганских страстей".
       (Впрочем, в Испании ей даже памятник поставили! Ну, испанцы в восторге и от другой дикости. В.В.Маяковский, например, жалел, что к рогам быка на корриде не прилажен пулемёт).
       Но в полном здравии, на трезвую голову разве возможно воспевать дикую, необузданную шлюху, поведение которой было бы естественным разве что для кошки?
      А кто не согласен с тем, что Кармен - шлюха, пусть представит её в качестве своей жены.
      
      
      
      
      
       * * *
      
      В одном из стихотворений 1957 года Владимир Солоухин поведал нам о маленькой девочке, попавшей в лес и испытывающей и страх и любопытство одновременно. И вот ей навстречу выходит незнакомый небритый мужик с букетом цветов. Дальше Солоухин пишет:
       "Среди дремучей темноты
       Она почувствовала всё же:
       Имеющий в руках цветы -
       Плохого совершить не может".
      3 мая 1918 года М. Пришвин записывает в дневнике: "Однажды поздней ночью этой зимой шёл я по улице пустынной, где грабили и раздевали постоянно". И вот на этой улице он увидел приближающегося незнакомого человека. Далее в дневнике: "... всматриваюсь: книжка в руке, слава тебе господи! с книжкой человек не опасен, он друг мой".
      Оба автора говорят об одном - о признаках, позволяющих увидеть в человеке человека. Наверное, и в наши дни, имеющий в руках цветы или книжку, вряд ли может быть опасен для людей. Только вот с цветами стали ходить реже, а с книжкой увидеть человека и вовсе проблема.
      Чаще всего встречается нам - имеющий в руках пивную бутылку. Что можно ожидать от него?
      
      
       * * *
      Интересно, почему ткачиха с поварихой и с Бабарихой так упорно отговаривают Салтана ехать в гости к Гвидону? Как они могли догадаться, что князь Гвидон - тот самый младенец, которого они хотели погубить?
      Даже если они могли допустить, что царица с сыном чудесным образом спаслись - откуда взялся вполне взрослый князь? Ведь о том, что ребёнок рос в бочке "не по дням, а по часам", и к концу путешествия стал почти одних лет с матерью, Пушкин сообщил только нам.
      
      
      
      
      
      * * *
       На бетонном заборе напротив окон родильного дома огромными буквами было начертано: "Маришка спасибо за доч!"
       Именно так - без запятой и мягкого знака. Я стал думать: почему такое написание меня остановило, зацепило, а автора, когда он это выводил на заборе - нет? Вероятно, потому, что счастливый отец вообще не часто пишет или читает, и внешний облик слов уходит из его памяти.
       Грамотность соседствует с печатным словом, а мы - телевизорные приставки. Телевизор не прибавляет грамотности; и после ежевечернего телевизионного ошеломления книга уже не сможет нас увлеч.
       То ли дело - включить телевизор и залеч на печ на всю ноч!
      
       * * *
       Гийом Аполлинер (правнук Наполеона, сын российско-подданной полячки, умерший в возрасте 38 лет после тяжёлого ранения), будучи 28-летним молодым человеком писал:
       "Я нашёл в себе смелость оглянуться назад.
       Трупы дней отмечают мой путь,
       И я плачу, о них вспоминая".
       (Перевод М. П. Кудинова)
      Александр Пушкин (потомок абиссинского принца, соратника Петра Великого, умерший в возрасте 37 лет после тяжело ранения), будучи 29-летним молодым человеком писал:
       "Воспоминание безмолвно предо мной
       Свой длинный развивает свиток;
       И с отвращением читая жизнь мою,
       Я трепещу и проклинаю,
       И горько жалуюсь, и горько слёзы лью..."
      Удивительные, неожиданные совпадения! Однако надо отметить, что если у Аполлинера - сожаление о прошедшем, то у Пушкина ещё и чувства вины и раскаяния:
       "В бездействии ночном живей горят во мне
       Змеи сердечной угрызенья".
      
       * * *
      Анатоль Франс в своих "Апологиях плагиата" говорит о заимствованиях, сделанных Мольером, Скарроном, Корнелем у более древних авторов. Мы знаем, что Шекспир взял сюжеты "Гамлета", "Ромео и Джульетты", "Отелло" у своих предшественников.
      Но ведь и лермонтовский "Маскарад" - это русский "Отелло". Сюжет мастерски перенесён на родную почву; удивительно, что это мог сделать человек всего 22-х лет от роду.
      
      
       * * *
      
      Л. Толстой пишет в "Крейцеровой сонате": "Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной". И далее говорит о целой индустрии, работающей на женщин, на придание им обольстительности.
      "... те же наряды, те же фасоны, те же духи, то же оголение рук, плеч, грудей и обтягивание выставленного зада, - плюётся Толстой, сравнивая так называемых "порядочных женщин" с проститутками, - та же страсть к камушкам, дорогим блестящим вещам..."
      Это было написано 115 лет назад. Если бы сегодня сел Лев Николаевич перед телевизором - большая бы ему понадобилась плевательница!
      
      
      
      * * *
      
      Тургеневский Базаров говорит Аркадию Кирсанову: "Мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка". А вот Даниил Андреев считает, что эта поговорка "удручает сознание и возмущает совесть".
      Мне ближе Д.Андреев. Просто потому, что свирепость - качество чисто животное. Чем больше в человеке свирепости, тем меньше он человек.
      
      
      
      
       * * *
      
      У Сервантеса дон Антоньо задуривал мозги гостям (в том числе и Дон Кихоту) говорящей головой, будто бы знающей будущее. Вот как отвечала эта голова гостям:
      Вопрос: - Какие у меня сейчас мысли?
      Ответ: - Мыслей я не читаю.
      В. - ...подлинно ли мой муж меня любит?
      О. - Последи за тем, как он с тобой обходится, и ты тогда всё поймёшь.
      В. - Кто я таков?
      О. - Ты это знаешь сам.
      В. - Увижу ли я жену и детей? (вопрос Санчо Пансы)
      О. - Если возвратишься домой, то увидишь жену и детей.
      А вот некоторые из предсказаний, опубликованных в современной прессе:
      В. - Когда закончатся финансовые проблемы?
      О. - Все препятствия преодолимы.
      В. - Удастся ли жизнь на гражданке?
      О. - Всё зависит от вас.
      В. - Болеет внук. Вылечится ли?
      О. - Надейтесь.
      В. - Когда я выйду замуж (год)?
      О. - Ещё есть время.
      Удивительно, что и сегодня, спустя почти 400 лет, мошенники-прорицатели продолжают морочить толпы простодушных простофиль.
      
       * * *
      
      Пытаясь всучить покупательнице красную кофточку, продавщица приводит последний аргумент:
      - Она очень идёт к вашим глазкам!
      Я вспомнил строфу Исаковского:
       "Глаза у парня ясные,
       Как угольки горящие,
       Не то, чтобы прекрасные,
       Но в общем - подходящие".
      Вы представляете себе парня с глазами, как горящие угольки? Ему, наверное, как раз под пару девушка, к глазкам которой идёт красная кофточка.
      
      
      
      
      * * *
      
      
      Читаю у Тургенева: "А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары: жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце".
      А вот Гоголь: "Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальнем заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летящая на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу".
      Прелестно!
      Ничего не поделаешь, но сейчас мы говорим на другом языке: укороченном, заиностраненном, освобождённом от гибкости, несущем упрощённую информацию, свободно вмещающуюся в эсэмэски.
      Пройдут годы, и, может быть, сегодняшний молодой человек, не обременённый изысками родного языка, будет сожалеть об исчезновении из лексикона будущей молодёжи таких слов, как "круто", "прикинь", "короче", "супер", "блин"; будет недоумевать: как же можно обходиться только восклицанием "вау!" ?
      А разве нужны другие слова для обмена мнениями после концерта поп - звезды, после просмотра боевика, или телепрограммы "Дом - 2"?
      Вон, смотрю я, вороны за окном переговариваются только карканьем. И ведь понимают друг друга.
      
      
       * * *
      
      Как верно поступил Сервантес, сделав Дона Кихота тощим и оторванным от реальности, а приземлённого и практичного Санчо - толстым обжорой. Прямое противопоставление духовного телесному.
      Мы не верим, что Гамлет тучен, хотя это и следует из реплики королевы в сцене поединка принца с Лаэртом. Гамлет духовен, он напряжённо мыслит - он не может быть толст.
       * * *
      
       М. М.Пришвин пишет: "Опушка леса вся на свету, как лицо у человека..." А я добавлю: "Замусоренный лес - как совесть людей, здесь отдыхавших".
      
      * * *
      
       "Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
       Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм".
      Я всё думал - почему "угрюм"? Разве нельзя быть твёрдым, спокойным и весёлым? Ответ нашёл у самого Пушкина:
       "Хвалу и клевету приемли равнодушно,
       И не оспоривай глупца".
      Действительно, не стоит спорить с глупыми людьми. Но для этого нужно быть мудрым человеком. А истинно мудрый не может быть весёлым, ибо сказано: "...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". (Екклесиаст, 1.18).
      
      
       * * *
      
      Дмитрий Карамазов говорит Алёше перед судом, что если его с Грушей не обвенчают, он в ссылке умрёт от ревности. Страстный, верующий человек, он верит в силу церковного обряда. Но ведь и Каренина венчалась. Никакой обряд от греха не спасёт.
      
      
       * * *
      Короткая цитата из Уитмена:
      "Молодость, щедрая, страстная, любвеобильная - молодость полная сил, красоты, обаяния,
      Знаешь ли ты, что и старость придёт столь же красива, сильна, обаятельна?"
      И я вспомнил старого дядю Петю - немощного, невнятно что-то бормочущего, которому мы с женой натягивали очередной памперс.
      
      
       * * *
      
      В горячо любимом народом романе А. Дюма "Граф Монте-Кристо" говорится о том, как совершенно фантастическим способом найденный клад используется в качестве орудия мести. Мы должны признать, что главный герой действует совсем не по христиански. Ведь сказал же апостол Павел: "Не мстите за себя..." (Римлянам. 12, 19)
      
      
      
       * * *
      
      
      Я наткнулся на выписку, которую сделал давным-давно из одной калужской газеты. В очерке "Всегда в пути" Михаил Воронецкий в частности писал: "С утра до вечера бегают ребята под столетними липами парка, возможно, видевшими Льва Толстого и Наталью Гончарову, жену Пушкина, Тургенева и декабриста князя Барятинского".
       Всё-таки, надо было и Тургенева, и князя Барятинского вставить в текст перед Натальей Гончаровой, дабы не подумали, что она была и их женой тоже.
      
      * * *
      
      Широко известно утверждение: "Любовь всегда права". Но ещё чаще встречающееся словосочетание "безумная любовь" мне кажется более верным. Это подтверждает далеко не полное цитирование одного только Пушкина:
      "О если бы тебя... постигла страшное безумие любви...",
      " ...Глубоких ран любви ничто не излечило...",
      "Ничто... не лечит ран любви безумной...",
      "Но узнаю по всем приметам / Болезнь любви в душе моей".
      Итак, любовь есть болезнь. Представьте, как нелепо звучало бы: "Шизофрения всегда права!"
      
      
       * * *
      
       А. В. Немцов в работе "Алкогольная смертность в России" пришёл к выводу, что каждая третья смерть у нас в стране связана с алкоголем. Читаю я об этом в Љ 22 (1335) газеты "Аргументы и факты", а в это самое время по радио транслируют новое откровение кумира 40-летних россиян:
       "Ну-ка, мечите стаканы на стол
       И прочую посуду!
       Все говорят, что пить нельзя,
       А я говорю, что буду!"
      Видно, популярность падает; не поднимают её ни прислонение к буддизму, ни заплетённая бородка, и решил он стать ещё кумиром и алкоголиков: благо имя им - легион!
      А я-то думал, что годы прибавляют мудрости.
      
      
       * * *
      
      Даже корреспонденты газет допускают уродование слов. Чтобы пустить троллейбус по дамбе, построенной сорок лет назад, было решено расширить её проезжую часть вдвое. Как же надо было извернуться, чтобы этот процесс назвать в газете РАЗУЖЕНИЕМ дамбы!
      
      
      
       * * *
      
      Как жаль, что устаревают прекрасные детские стихи Чуковского! Как объяснить нынешнему ребёнку такие понятные для нас слова, как "умывальник", "трубочист", "кочерга", "ушат", "лохань"? И это только из "Мойдодыра".
      В "Тараканище" есть слово "подворотня". У нас нет сейчас в городах подворотен. Ведь и дворы наши теперешние - это не дворы; они не ограничены никакими воротами. Так, что-то общепроходное...
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       3. НАБЛЮДАЮ И РАЗМЫШЛЯЮ.
      
      
      
      
      
       * * *
      
      На бульварной лавочке сидят двое. Они очень нравятся сами себе. Это видно по их надменным позам, по наклонам голов. Даже их ноги и руки расположились на лавочке в высшей степени небрежно. И, несмотря на надвинутые уже сумерки, и юноша, и девушка читают журналы.
       Но что самое интересное - читают они в чёрных очках! А поскольку всё это происходит в Кисловодске, на ум сразу приходят лермонтовские стихи: "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно".
      
      
       * * *
      Диоген - БОМЖ жаркой плодородной Греции считал аскетизм благом. Российский же БОМЖ, замерзающий в подвалах и на чердаках, голодный, немытый, доведённый неустроенностью и болезнями до умирания, думает об аскетизме по-другому. Воистину - сознание определяется бытием.
      
       * * *
      На тротуаре валяется использованная газовая зажигалка. И я подумал: "Вот так и человек: подул ли ветер лишений и бед, истёк ли незаметно положенный срок - язычок жизни в нас и погас".
      
      
       * * *
      
      Мы с женой идём по бульвару, выложенному тротуарной плиткой и уставленному лёгкими скамеечками.
      - Посмотри, - говорю я, - как разумно устроены эти скамейки. Ведь обычно молодые люди садятся на спинку скамейки, а ноги в грязной обуви ставят на сиденья. А здесь - нашлись умные люди - поставили скамеечки без спинок. И посмотри - у каждой скамейки по две урны. И не захочешь, а будет чисто.
      С ближайшей от нас скамейки снялось трое вроде бы сапиенсов и ушли по своим делам, с достоинством неся свои не тронутые мыслями лица. Перед скамейкой всё было заплёвано подсолнечной лузгой, а около пустых урн стояли три порожние пивные бутылки.
      Мы долго стояли в изумлении, не умея найти объяснения этому свинству.
      
       * * *
      Конец августа. Дождь льёт со вчерашнего вечера. Утром редкие прохожие, оберегаясь зонтами, быстро передвигаются по своим неотложным делам. А в центре площади под проливным дождём шипит великолепный пышный фонтан. Может ли быть что-либо несуразнее фонтана под дождём?
      Правда, говорят, есть ещё на свете варенье из помидоров.
      
       * * *
      
      За гробом идут те, кто много лет знал ныне покойную (успокоенную), работал вместе с ней, помнил о ней. Люди в основном немолодые, с опечаленными лицами. И я иду вместе с ними. И почудилось мне на минуту, что все мы не процессия, а - очередь.
      Только наши порядковые номера скрыты пока от нас.
      
      
       * * *
      В последнее время на плакатах, в рекламных проспектах, на сувенирах стало появляться изображение сердца, замещающее такие понятия как "люблю", "нравится", может быть даже "тащусь". Я подумал, что обеднение языка можно было бы продолжить. Например, вместо слов "убью", "пришибу", "урою" и т.п. допустимо рисовать череп со скрещёнными костями. Или скрестить ложку с вилкой - это нам заменит такие понятия как "обед", "поесть", "кафе", "заморить червячка" и т. д.
       При широкой же замене языка рисунками отпадает потребность в грамотности. А это для многих - большое удобство.
      
       * * *
      Вывески, надписи, названия магазинов и контор, даже призывы на заборах пишутся для того, чтобы их прочитали.
      Во всяком случае, так было до тех пор, пока не стали появляться настенные и назаборные таинственные послания, составленные из цепочек замысловатых иероглифических букв. Можно было их принять за инопланетные сигналы, так как расшифровке они не поддавались. Но потом, когда я заметил, что они регулярно появляются на свежевыкрашенных поверхностях отремонтированных зданий и ограждений, я понял, что это -послания дикарям будущего, сообщающие им, что и в наши времена были вандалы, не терпящие красоты.
      
      
       * * *
      
      Какая женщина сдержит слёзы, слушая о том, как невеста "на святое распятье смотрела сквозь радугу слёз"? Казалось бы - чего плакать?: свадьба пышная, гости и невеста нарядны... Отчего же "невесту сгубили"?
      Оказывается, как говорили в толпе, - жених неприглядный.
      Так же могли сказать и в толпе, наблюдающей венчание ослепительной юной красавицы Гончаровой с Пушкиным - человеком не первой молодости, некрасивым, низкорослым, с розовыми негрскими ногтями.
      Ах, напрасно Наталью сгубили! Только - Наталью ли?
       * * *
      
      Люди, собравшись по поводу свершившегося умирания одного из них, обычно говорят:
      - Отмучился, наконец...
      - А мы-то всё суетимся, суетимся...
      - Вот так и жизнь пролетает...
      - Живёшь, живёшь, чего-то всё хлопочешь, а - глядь...
      И каждый думает: "И я буду так лежать..." Но время проходит и начинается та же суета, что и до похорон. Просто покойник отвлёк людей от жизни, напомнил им о том, о чём они знали и так, да позабыли, живя.
      - И то, - рассуждаю я, стоя среди собравшихся родственников и знакомых умершего, - что может быть естественнее смерти или рождения? Ведь всё, что рождено, что живёт, должно умереть. А если это так, и рано, или поздно придёт твой черёд - не прав ли один римский философ, утверждавший, что всё равно когда умирать, сейчас, или потом.
      "Наверное, прав", - подумал я, и застегнул свою куртку на все пуговицы, спасаясь от холодного весеннего ветра. И тут же поймал себя: " А куртку-то застегнул, боишься простудиться и заболеть. Нет, как ни рассуждай, а умереть хочется попозже".
      
      
       * * *
      
      Однажды, увидав выходящего из берлинского магазина Рабиндраната Тагора - седовласого и в белом одеянии, проходящая мимо немка упала пред ним на колени, приняв его за бога. В России Порфирия Иванова, шествующего босиком по снегу в одних шортах и с белыми космами, ниспадающими на плечи, некоторые его последователи тоже называли богом.
      Что за детское, наивное представление о могучей силе, способной закручивать спирали галактик! Скажем за это спасибо Микельанджело, Доре, другим художникам, не имеющим возможности по другому изобразить Бога. А также нашему скудному, первобытному воображению.
      
      
      
      
       * * *
      
      Как-то была высказана мысль, что модели так неестественно переступают по подиуму потому, что у них кривые ноги. Кто знает? Ведь не зря же сказано, что "...вряд /Найдёте вы в России целой / Три пары стройных женских ног". Хорошо, а если ноги у них стройные, тогда причина такой жуткой поступи лежит, вероятно, очень глубоко, и не стоит до неё доискиваться.
      Ну, а почему для показа одежд отбираются только костлявые женщины? Я допускаю, что кому-то это может нравиться, но надо и модели пожалеть! Ведь, чтобы поддерживать фигуру голодающего, надо голодать! Может быть, поэтому у большинства из них такие злобные лица?
      Как же могут привлечь наряды, навешанные на скелеты со злыми лицами, да ещё двигающиеся так, будто их задача - развинтить самих себя на составные части?
      Загадка.
      
       * * *
      
      Ребёнок спрашивает у мамы:
      - Трусики - это нижнее бельё?
      - Да, сынок.
      - А маечка - тоже нижнее бельё?
      - Тоже нижнее.
      - Но ведь маечка выше, чем трусики, значит она - верхнее бельё.
      - Нет, дорогой, нижнее бельё, это - которое ближе к телу.
      - Тогда правильно говорить: ближнее бельё!
      
      
       * * *
      
      Подслушал разговор:
      - А вы были когда-нибудь раньше в нашем театре?
      - Был. Лет десять назад.
      - Ну, и как - понравилось?
      - Да, очень. Буфет в вашем театре был просто замечательный!
       * * *
      
       "Мы отравим весь мир меркаптаном,
       Будут трупами ямы полны.
       Смрадный запах дойдёт к марсианам,
       К обитателям хладной Луны".
      Исполняемый на мотив "Марсельезы" полный чёрного юмора "Гимн химиков" заканчивается жуткой картиной:
       "И тогда мы в резиновых масках,
       С алкоголем в дрожащих руках,
       Мы закружимся в мерзостных плясках
       На руинах, на трупах, гробах!"
      Мрачная шутка, между прочим, не лишена элементов пророчества. Как гниль постепенно пожирает яблоко, так и человек - загаживает, высасывает, уродует и превращает всю Землю в один большой отброс. Циолковский давно уже видел выход из этой ситуации в расселении человечества во Вселенной. Но несопоставимость темпов освоения космоса и убивания Земли заставляет нас считать Циолковского гениальным мечтателем.
      Так что, приготовьтесь, господа, к закату нашей великой цивилизации. И можете быть уверены - нас не спасут ни резиновые маски, ни алкоголь, который мы, конечно же, не выпустим из дрожащих рук никогда!
      
      
       * * *
      
       "Не жаль мне лет, растраченных напрасно..."
      Возможно, это бравада молодого человека, представляющего свою жизнь бесконечной, но человек поживший не может не сожалеть о годах, которые он сам знает, что прожиты зря. Очень часто можно слышать сетования о зря растраченных деньгах. Хотя, что ж! - пришли деньги, и ушли. Можно ещё заработать. А вот лет пролетевших впустую, проскользнувших, как песок сквозь пальцы - не вернёшь.
      
       * * *
      
      Влюблённый юноша, в отличие от кота, преследующего кошку, может ещё и стихи писать.
      
       * * *
      
      Кроме него в семье одни женщины: тёща, жена, дочь. Страдая от такого окружения, и боясь растерять в себе всё мужское, он периодически запирается в туалете и отводит душу, произнося нецензурные слова. Странное представление о мужественности!
      
      
       * * *
      
       Почни неделю в январе стояла тёплая погода, и на газонах кое-где вылезла зелёная травка. Она, наверное, подумала, что уже апрель и что впереди её ожидает долгое, счастливое лет.
       Так и люди, согретые нежданно появившейся надеждой, строят себе радужные планы и не думают о грядущих неминуемых морозах.
      
      
       * * *
      
       Пролетели рождественские каникулы. Чем дальше, тем быстрее пролетает и сама жизнь. Будто едешь по широкой, гладкой дороге в прекрасной машине; мотора не слышно, и кажется, что движешься медленно, почти стоишь, почти недвижен дальний лес, и только по промельку километровых столбов ощущаешь страшную скорость.
       А вон вдали уже показались смутные очертания конечного пункта, последнего приюта...
      
      
       * * *
      
       Реклама пива - это прибыли его производителей плюс дебилизация всей страны.
      
      
      
      
       * * *
      
       Вчера весь день таяло, но ночью ударил лёгкий морозец, и к утру тротуары превратились в каток. Я иду, осторожно передвигая ноги, боясь поскользнуться и грохнуться всеми своими костями на лёд. В такие минуты я всегда вспоминаю себя молодого, и как я тогда удивлялся старым людям, неуверенно переступающим по голому льду.
       Разве я мог тогда, гибкий и ловкий, понимать осторожных, умудрённых жизнью людей, опасающихся гололёдного пути? Что ж! Это так естественно: молодым быть ловкими и смелыми, а старым - мудрыми и осторожными. Но если бы мне предложили снова вернуться туда, в молодость - согласился бы я?
       Надо подумать... Да, я тогда был ловок и здоров. Но ведь я был ещё и глуп...
      
       * * *
      
       Навстречу двигались двое. Ежовая небритость помятых щёк и синеотёчные мешки под глазами говорили о беспорядочной жизни и нарушенном здоровье.
       - А наш народ какой? Всё пьёт, никак остановиться не может, - сказал один.
       - Да-а-а. А ведь много пить - вредно, - ответил другой.
      
       * * *
      
       Парк. Липы. Скамейки. Мамы с колясками. Чувствую, как тихо проходит время. Тихо, медленно и неотвратимо.
       Почему-то среди шума, гама и суеты я не слышу этой неумолимой поступи.
      
       * * *
      
       Если у совести есть глаза и уши, то богатство - вата в её ушах, а власть тёмные очки.
      
      
      
       * * *
      
       Один человек, когда я его спросил: "Зачем ты так часто куришь?", ответил: "Не могу же я всё время пить!" На этом моё любопытство угасло, так как я понял, что на мой следующий вопрос: "А зачем ты так часто пьёшь?" последует ответ: "Не могу же я всё время курить?" и. д.
       Для чего необходимо постоянно искажать для себя окружающий мир? Другой мой знакомый на этот вопрос ответил: "Зато перед смертью будет что вспомнить".
       Одна женщина, умирая от неумеренного употребления алкоголя, (у неё был цирроз печени), наставляла своих детей, сидящих за столом в этой же комнате:
       - Пейте, деточки, пока пьётся!
       Значит, из всех предсмертных воспоминаний о прожитой жизни, самые прекрасные для этих людей - воспоминания об алкогольных одурениях, и ради этого они идут даже на преждевременную мучительную смерть...
      
      
       * * *
      
       Половину ночи не спал из-за ломоты в ногах - наверное. Изменится погода.
       Но причинно-следственные связи не всегда легко просматриваются. В последнее время все телеканалы оккупировала расплодившаяся популяция юмористов. Набитые народом залы изнемогают от хохота. К чему бы это?
      
      
       * * *
      
       "Среди раскинутых шатров беспечно спали средь дубравы". Автором найдено очень точное слово "беспечно". Кстати, чапаевцы тоже беспечно спали. Годы проходят, а мы всё так же беспечно спим.
      
      
      
      
      
      * * *
      
       По тротуару прогуливается молодая влюблённая пара. Они держатся за руки, они, несмотря на март простоволосы, они раскованы. Они ощущают, осознают и воспринимают окружающий мир совсем не так, как я; они по-другому думают, их занимают другие проблемы, они даже говорят по-другому. Они живут в другом мире - параллельном моему. В прямом смысле. Я в подобном мире тоже был когда-то, а другим ещё предстоит в него попасть.
       Не надо думать, что миры, в которых живут люди, зависят от возраста. Одинаково воспринимать окружающую действительность могут и люди разного возраста, а одногодки могут пребывать в разных мирах.
       Эти миры существуют постоянно, их великое множество, и каждому из нас суждено пройти некоторые из них; другие остаются для нас неведомы. Даже течение времени в разных мирах бывает разное; например, у меня недели пролетают с такой же скоростью, как у других дни. Переходить из одного параллельного мира в другой можно только в одном направлении. Назад вернуться нельзя.
       Может быть поэтому мы вспоминаем прожитые нами миры с лёгкой грустью и тайным сожалением.
      
      
       * * *
      
       С годами начинают выпадать волосы и зубы, слабеют ноги, болят поясница и печень. Медленно подступает неотвратимая немощь. А голова работает! И чем дальше - тем трезвее.
       А может быть, человек специально так задуман и сделан? Может быть, чем сильнее тело со всеми своими возможностями и потребностями, тем меньше оно даёт ходу разуму?
      
      
      
      
      
      
      
       * * *
      
       Скажи мне, что доставляет тебе удовольствие, и я скажу, кто ты. Если тебе приятно обильно и вкусно поесть - ты обжора; если ты любишь бесконечные телефонные разговоры - ты трепач; если получаешь удовольствие от ритмической музыки - ритмоман, и т.д.
       А как назвать милого молодого человека, который все обитые дерматином двери нашего подъезда порезал бритвой?
      
      
       * * *
      
       Легендарную песню "Синий платочек" от лица мужчины исполняет Клавдия Шульженко. "Течёт река Волга" - коронная песня Людмилы Зыкиной, тоже поётся от мужского имени. Блистательно исполняет Тамара Синявская песню о том, как черноглазая казачка подковала ей коня. Даже чудный романс на слова Пушкина "Мой голос для тебя и ласковый и томный" - мы слышим в женском исполнении. Подобные примеры можно было бы продолжить.
       Считается, что в менталитете русского народа преобладают такие качества женскости, как самопожертвование, сердечность, сентиментальность, всепрощение, религиозность. Недаром именно русскому человеку Владимиру Соловьёву трижды было видение Вечной Женственности - той, которую Даниил Андреев назвал Звентой Свентаной.
       У нас ведь - скорее Родина мать, чем Отечество.
       Но ведь даже если бы нам была ближе мужественность, трудно представить, чтобы Кобзон спел: "Снегопад, снегопад, не мети мне на косы"!
      
      
       * * *
      
       Представляется мне, что когда моё старое, скучное тело выпустит из себя душу, окажется она молодой и весёлой.
      
      
      
       * * *
      
       Рядом со мной в троллейбусе разговаривают ребёнок со взрослым:
       - Валерка ездил на море, сообщил мальчик.
       - С мамой?
       - Нет, сам.
       - Как же он один ездил?
       - Сел на троллейбус и поехал.
       - Здесь же нет моря.
       - А он нашёл. И утонул.
       - Как же это он утонул?
       - Он прыгнул в море, а море глубокое оказалось. Он и утонул. Так испугался!
       - Кто?
       - Валерка. Испугался, когда утонул.
      
      
       * * *
      
       За окном - великолепный зимний день. Солнце синее небо, сверкающий снег и высоченные прямые сосны. Красота!
       - Замечательные сосны, - говорит за моей спиной мой гость. Он немного выпил, немного поел и теперь, выйдя из-за стола, вместе со мной смотрит в окно.
       "Вот ещё один человек видит мир так же, как и я", - думаю я.
       - Замечательные сосны, повторяет он, прекрасный сруб получился бы из этих сосен!
      
      
       * * *
      
       Один человек поделился с нами житейской мудростью:
       - Для счастья в доме жена должна быть немного глупее мужа.
       Возможно, это правило и помогло ему утвердиться в семье. Но какой скучной будет жизнь, если перестараешься и жена окажется совершенной дурой!
      
       * * *
      
       Удивителен роденовский "Мыслитель"! Если сесть на низкий приступок, опереться подбородком на кисть правой руки, локоть которой уставить в левое колено, то думается только о том, как бы не свалиться! Кроме того, надеяться на глубокомыслие накаченного атлета с относительно маленькой головой и низким лбом не приходится.
       И вместе с тем, мы видим, что он думает! Он мыслит тяжело, оцепенело. Может быть он задумался впервые в жизни. Может быть даже, мысли его - о сущности бытия и бренности всего сущего.
       А, может быть, он думает: "А не слишком ли я увлёкся анаболиками?"
      
      
       * * *
      
       Если обычный смертный, желая блеснуть редким словом, вместо "приватная беседа" скажет "превратная беседа", это можно простить.
       Если Алла Пугачёва, не моргнув ни одним глазом, на весь СССР пела: "И время НЕ на миг не остановишь!", - это можно понять; певица больше озабочена вопросом "изящно пляшу ли?"
       Если участница Всероссийского совещания работников образования (!) в Кремлёвском Дворце съездов в 2000 году звонким пионервожатским голосом выкрикивает с трибуны: "Я счастлива, что принимаю участие в работе этого КВОРУМА", - этого ни простить, ни понять нельзя.
       Но когда с этой же трибуны академик, ректор нашего главного университета сетует, что приходится сдавать в аренду ПЛОЩАДЯ, - остаётся только развести руками.
      
      
       * * *
      
       В одной из молодёжных телепередач юноша высказал пожелание:
       - Я хочу, чтобы всё у нас было гормонально!
       Он оговорился. Он хотел сказать "гармонично". Многозначная для нашего телевидения оговорка!
      
      
       * * *
      
       Несёт Галя воду - коромысло гнеться,
       А за ней Иванко, як барвинок вьеться.
       Далее в этой украинской песне Иванко, вместо того, чтобы помочь Гале тащить 20-25 кг., просит разрешения полюбоваться на неё - так она хороша под этим коромыслом!
       И Гришка Мелехов, гарцуя на лошади, загляделся на лёгкую, танцующую походку Аксиньи, поднимающейся с полными вёдрами от реки к дому.
       Сегодня такие подвиги не по силам большинству женщин, ослабленных техническим прогрессом, загаженностью окружающей среды и сведением на нет естественного отбора (благодаря успехам медицины). Примером может служить французская актриса, таскающая в бондарчукском "Тихом Доне" порожние вёдра.
       Жаль, что эти вёдра не заметили при монтаже фильма.
      
       * * *
       На троллейбусной остановке стоит девушка. Густая прядь волос полностью закрывает правый глаз. Первым моим желанием было подойти к ней и сказать:
       - Уберите эту прядь. Ведь могут подумать, что вы маскируете выбитый глаз.
       Но тут же я подумал: "А может быть, у неё действительно - выбит глаз. Тогда я и её поставлю в неловкое положение, и сам в него попаду". Медленно двигаясь мимо неё, постарался незаметно заглянуть за маскировку. Слава богу - глаз на месте!
      
       * * *
      
       В одном знаменитом мужском монастыре видел я, как монах-водитель, распахнув дверцу шикарной иномарки, терпеливо ждал, когда высокий монашеский чин закончит разговор с другим монахом, в почтительном полупоклоне внимавшем ему.
       Трудно представить, что этот начальник мог бы вымыть ноги своему водителю, как сделал это Христос своим ученикам.
      
       * * *
      
       Говорят, что Б.Шоу и И.П.Павлов были очень похожи. Даже если бы они об этом знали, вряд ли стали бы вносить в свою внешность какие-либо изменения, чтобы отличиться друг от друга. Потому что каждый из них имел своё лицо.
       Смешно подумать, что Павлов, дабы его не спутали с Шоу, стал бы с утра до вечера носить чёрную широкополую шляпу, а Шоу - заплетать свою бороду в косичку.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Никишин Владимир Владимирович (chud41@mail.ru)
  • Обновлено: 19/09/2009. 69k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.