Овсянкин Е.И.
Важская легенда о братьях Дудорах и её истоки

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Овсянкин Е.И. (oei@atknet.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: История
  • Оценка: 8.26*5  Ваша оценка:


      

    * * *

    ВАЖСКАЯ ЛЕГЕНДА О БРАТЬЯХ ДУДОРАХ

    И ЕЕ ИСТОКИ

       Давно известна истина: чем глубже корень дерева, тем мощнее его крона. В пору мучительного поиска смысла общественного бытия обострился интерес к истокам отечественной духовности. Помочь молодым обрести историческую грамотность, открыть незнанию судьбу Отчего края * благодарнейшая задача историков.
       Духовные начала северной российской провинции становятся предметом все более пристального внимания наших исследователей. И как важно на этом пути освещать не только жизнь и деяния гениев прошлого, но и глубинные пласты жизни, стремиться понять не только великую личность, но и эпоху, думы и чаяния, судьбы простых людей. Ясно, что это работа * черный хлеб поденщика, от которого трудно ожидать сенсаций и даже заметных публикаций. Но без этого невозможно постижение исторической истины.
       Нам представляется, что богатейшим пластом минувшего являются местные предания. Они жили среди населения той или иной округи веками, составляя стержень духовной жизни простых людей, донося через толщу времени свидетельства о быте ушедших поколений, их борьбе с польскими, литовскими и иными “ворами”, как справедливо называли на Руси непрошеных захватчиков, и о многом другом.
       Представляю читателям газеты одну из наиболее живучих легенд, долгое время бытовавших в Шенкурском районе Архангельской облсти. Сведения о ней добыты мной в ходе поисков в старинных изданиях и архивах, а также во время общения со старожилами района и учеными Севера.

    * * *

    Начало раздумий и поисков

       Память отлично сохранила одно из ярких впечатлений моего детства: по пути из родной деревни в районный центр Шенкурск, там, где дорога делает крутой поворот, прохожий и возница обязательно бросал ветку в кучу хвороста, приговаривая: “Дудору на свечку!”
       В ответ на вопрос: “Что это значит?” следовало: “На этом месте умер Дудор. Надо помянуть его”. Были и другие варианты ответа, вроде того, что, мол, есть такой дух, Дудорой звать и если не помянешь его, то он будет пугать “в волоке”.
       Непонятные и таинственные слова о Дудоре передавались из поколения в поколение. И точно также из поколения в поколение поддерживалась традиция: все путники, независимо от возраста, бросали ветки в одно и то же место, а потом кто-то сжигал их, а затем снова появлялась новая куча хвороста. И так повторялось, видимо, долгие века...
       Пытаясь выяснить обстоятельства рождения этой традиции, я начал поиски. И вот в одной из старых газет, а затем и журнале, выходившем в Архангельске в начале ХХ века, я выявил любопытную запись полной легенды о Дудоре. Чуть-чуть стилизуя и сократив эту запись, я передаю ее читателям наших дней.

    Легенда о братьях Дудорах...

       ...Жили на свете два брата. Оба * злые, презлые и страшно завидливые. И звали их Дудорами. Жить бы им на селе честь честью * всего им вдоволь: просторные пятистенные избы в осмнадцать венцов, баенка у самой речки, а амбарушкам и клетушкам нет конца. И много добра всякого в них. Но должно было придти им наказание за злость их и завидливость глаз. Шепнул им дьявол на ухо, что хорошо завладеть всем миром, чтобы все рыбы, все олени, все избы, вся земля * ихней была.
       Собрались братья на совет, * как и что делать. Выпили ведро водки * ничего не придумали, выпили другое * ничего не надумали, выпили третье * и говорит старший Дудор:
       Сделаем две свечи большие в три аршина и поставим их в церкви (они тогда были уже христианами) и бог христианский поможет завоевать землю, так как, слыхать, сильный он бог и все может.
       Согласился младший Дудор со старшим братом, сделали они две свечи, поставили в церкви и стали ждать.
       И сказал христианский бог братьям:
       Хорошо, исполню я вашу просьбу, и, если сможете выполнить то, что я вам задам, земля будет вашей. Вот завтра утром, когда солнце встанет из-за моря, * пуститесь в путь, и сколько каждый из вас сможет обежать земли за день, тот столько земли пусть берет и владеет ею.
       Тщательно готовились братья к походу. Напились, наелись и как только солнце поднялось, вышли в путь.
       Старший Дудор пошел налево, младший * направо. Долго, долго шли они. Братья забыли смотреть на солнце, чтобы знать, сколько еще времени осталось им, а все смотрели их завидливые глаза на земли, которые широкими просторами лежали перед ними. Все им хотелось захватить: и города, и посады, и пожни, и леса, и реки с рыбой. А солнце между тем клонилось к закату, а они все бежали да бежали, как будто день только начинался...
       Вот и солнце, дойдя до моря, окунуло в него свой краешек. И оттого, что оно упало, а кругом ни куста, ни горушки * оно казалось им близким, большим и красным, как раскаленный кусок железа.
       Увидел это старший Дудор и понял, что все пропало. Он и четверти желаемого надела не обежал, а главное * круга не успел замкнуть. От тоски упал он невдалеке от селения Тарни и помер.
       А Младший Дудор попал в какое-то болото и тоже умер.
       С той поры тень старшего Дудора ходит с места на место и то плачет, как ребенок, то манит к себе людей, чтобы попугать их.
       А однажды она явилась к одному из крестьян.
       Сгинь с глаз: кто ты есть * черт или грешная душа, * произнес испуганный крестьянин-тарняк.
       Я Дудор! * Раздалось в ответ. * А сам плачет и заливается.
       Что ты хочешь от меня? * спросил мужик. * Уйди в могилу.
       * Не могу я уйти в могилу, * произнес Дудор. * Нет мне покоя, и не перестану я беспокоить людей, пока прохожие не будут мне класть на могилу по хворостинке. И когда соберется гора * пусть сжигают ее, чтобы огни были искуплением за мои великие грехи
       Вот с тех пор на месте гибели Дудора и кладут все крестьяне по хворостинке, молвя при этом:
       * Дудору свечу и просфору на вечную его память. И не тревожь больше нас, христиан православных...
       Вот с того давнего времени никто больше не видел духа Дудора. Не пугает он больше людей. Стало спокойно ездить и ходить по дороге в Тарню.

    Причины живучести легенды

       Так излагали до недавнего времени это любопытное предание в Шенкурском районе. В детстве оно представлялось мне какой-то страшной сказкой.
       Но все оказалось не так просто и, во всяком случае, менее всего походило на сказку. Материалы, выявленные в различных источниках, свидетельствуют о давнем происхождении легенды. В ней нетрудно заметить языческие элементы. Само по себе предание об объезде или обеге земли, кончающееся смертью, является сюжетом ряда украинских сказок и достоянием художественной литературы.
       Более века тому назад Лев Толстой написал рассказ “Много ли человеку земли нужно?”. В нем тот же самый сюжет. На башкирской земле русский работник Пахом сумел в течение дня обежать площадь, но, дойдя до условной точки, откуда он начал свой обег, упал замертво. Выкопали ему могилу, “ровно насколько он от ног до головы захватил * три аршина и закопали его”. Нетрудно уловить моральную проповедь в этом рассказе.
       Можно, видимо, связать легенду о Дудоре с крылатым выражением “вечный жид”. Это выражение обозначает человека, обреченного на вечные скитания в наказание за большой грех. Оно возникло из древней легенды о еврее Агасфере, который отказался помочь Иисусу Христу нести крест, с которым тот шел на распятие.
       Этот трагический образ широко использовался в мировой литературе, в том числе В.А. Жуковским. А в рассказе М. Горького “Проходимец” есть такие слова: “На свете есть особый сорт людей, родившихся должно быть от Вечного жида. Особенность их в том, что они никак не могут найти себе места на земле”. Немало и других фактов использования этой легенды.
       Я пытался найти и другие истоки этого предания, знакомого мне с детства. Какова же была моя радость, когда архангельский ученый Н. Брыкалов откликнулся на мою заметку о Дудоре в одной из архангельских газет и предпринял попытку научного истолкования обстоятельств рождения предания.
       Справедливо заметив, что “легенды не появляются случайно, тем более, не навязываются насильно сверху”, он справедливо связал ее зарождение со временем колонизации Севера русским народом.
       Славянское население, продвигаясь по рекам и просторам нашего края, сталкивалось с язычниками-аборигенами, перед которыми, в конце концов, встал выбор: или подчиниться другой, более высокой культуре, религии или же стоять до конца и погибнуть в неравной схватке.
       Местная Шенкурская легенда и отразила столкновение двух мировоззрений * языческого и христианского, разных способов хозяйствования * промыслового и земледельческого. Подобный перелом в своих судьбах испытали многие малые народности, принявшие догматы мировых религий.
       Некоторые из них навсегда исчезли с лица земли. Погибли в неравной схватке и братья Дудоры: только их языческие тени долго еще витали над новопоселенцами-христианами, навсегда поселившихся в Заволочье.

    * * *

       ...Летом минувшего года, проезжая на автомобиле в родную, милую с детства, Тарню, я остановился возле того места, на которое мои земляки, по давней традиции, бросали, теперь уже в далеком прошлом, ветки с приговором “Дудору на свечку”. Однако ничто сейчас не напоминает былого: нет больше горы хвороста, никто не сжигает ее на помин души неприкаянных братьев. И это понятно. Люди почти не ходят пешком и не ездят на лошадях: мимо легендарного места быстро проносятся автомашины. И легенда постепенно умирает, оставшись лишь неким письменным свидетельством богатого исторического прошлого древнего Важского края
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Овсянкин Е.И. (oei@atknet.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: История
  • Оценка: 8.26*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.