Панченко Юрий Васильевич
Культура власти и власть культуры

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Панченко Юрий Васильевич (panproza5@mail.ru)
  • Размещен: 29/12/2008, изменен: 17/02/2009. 30k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Отстранение
  •  Ваша оценка:


    Юрий Панченко

    КУЛЬТУРА ВЛАСТИ И ВЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

       I.
       В областном русском городе среди морозной зимы отключили отопление в двух многоэтажных домах. Жители этих домов почему-то выразили свой протест так: не тем возмущались, что их дома от отопления отключили, а тем - почему не отключили и соседние дома?
       Смеяться над идиотизмами русской жизни можно долго. Думать, откуда подобная дикость пошла, надо первее. И основательнее, думать.
       Мыслящие деятели России в конце 19 века предупреждали о "пришествии грядущего Хама". Посмотрите озабоченности их в трудах печатных, - не о потерянных заводах и фабриках в близком будущем они говорили, не о потерянных армии и флоте, - больше всего было высказано тоскливых предупреждений о грядущей потере национальной культуры. Значит, они понимали изначальное значение культуры, содержащееся в истине такой: сохранение культуры национальной означает сохранение всего государственного национального устройства.
       Читая в ранней юности их предсказания о Хаме, должном явиться, и по времени прихода попадающим на 1917 год, я надеялся, что они ошибаются, энергетически перехлёстывают за край из-за мощности своих умов.
       При власти коммунистической культура чиновниками традиционно для их строя удерживалась на последнем месте, по проблемности и по финансированию. Когда руководящие и занимались культурой организационно, начиналось, часто, полнейшее уродство, выводимое из партийного отношения к самой культуре, к нагрузке любого жанра целями и задачами коммунистической политики. Это проявлялось через отношение к живописи, музыке, поэзии, прозе, скульптуре, архитектуре, к бытовым обрядам и проведению праздников, обязательных жестоких норм внешнего вида людей, одежды и причёсок, с нарушением личной свободы человека. В шестидесятых годах, например, танцующих твист фотографировали народные дружинники и помещали фотографии в позорящие попавших сюда стенгазеты, вывешенные в самых людных гастрономах. Тогда же милиция молодых людей в узких брюках останавливала на улицах и рвала брюки, то есть чужое имущество, прямо на людях. А ходящих с длинными волосами приводили насильно в отделения милиции и насильно постригали налысо. Через культуру человек становился не свободным, без специального разрешения коммунистического правительства в СССР почти полвека нельзя было на новогодний праздник ставить у себя в доме и украшать ёлку.
       Власть разворовавших государственные богатства СССР после 1991 года отказалась от организации культурного пространства России, скорее всего потому, что культура - не нефть и не газ, за границу с большой прибылью не продать. Одновременно исчезли цензура и "на­правляющие решения власти в области культурной политики", - были такие у коммунистов. Культура сама по себе неожиданно получила и свободу, и полный отказ в своей нужности государству. Иди куда хочешь, получилось, делай как знаешь.
       В направлении профессиональном выиграли занятые творчеством классическим: певцы, музыканты, танцоры, - партийные чиновники от районных до всесоюзных перестали им делить мировое и национальное культурное наследство на буржуазное и "подлинное", то есть совет­ское, "идеологически верное", как они говорили с трибун, в кабинетах, писали в газетах и своих докладах, имеющих силу, коей ломались судьбы талантливых людей, с ними не согласных.
       Выиграли и писатели, ещё при власти коммунистов не признававшие решётки цензуры, не согласные писать литературные иллюстрации к "советской действительности", продавать себя коммунистам-чиновникам. Разрешено стало всё, в области культуры. В морали, нравственности - элементах устройства её. И предсказанный в верхнепиковый момент развития русской литературы там, в конце 19 века, Хам дождался и нагрянул. Явление его оказалось увиденным. Можно надеяться, клиническая картина описания Хама нагрянувшего, явленного действием, пригодится и будущему поколению, вынужденному заниматься наведением государственного чёткого порядка, строительством культуры государства. Пригодится и мыслящим сегодня.
       Культура должна быть основой и для экономики, и для сельского хозяйства, и для медицины, и для образования, и для обыкновенной бытовой жизни. Без культуры жить тоже можно, - результаты обнаруживаются совершенно иные, вместо хороших, вместо направленного ра­звития. На последнем месте культуру, как не что-то обязательное, уже удерживали. Ложь, изначально заложенная в правлении коммунистов формулой "одно для себя, а другое для народа", в итоге историческом привела к раскрадыванию ими, руководившими, всего государства и к предательству народа - перед этим. Люди культурные, в ком культурой национальной воспитаны и честь, и совесть, и преданность народу своей страны, преданность своей родной стране, так поступить не могли бы. Что из истории России тоже известно.
       2
       Болото. Провинциальное болото. Откуда оно произошло, такое определение? Чем оно собрано, какими картинами и действиями? Мышлением каким?
       В основном - убогостью. Недоразвитием ума, совести, нравов, большим количеством не прочитанных книг и не познанных философских направлений.
       В начале века двадцать первого не дай бог оказаться жителем провинциального русского города, без возможности навсегда уехать в столицу.
       Центральная площадь города областного, к новогоднему празднику "украшенная" под руководством чиновников городской управы, для че­го они собирали совещания и "советовались, обсуждая проект". Что получилось натурально? В середине площади стоит высокая ёлка, обвешенная не игрушками, а кусками пенопласта размерами с крышку стола с рекламой какой-то телефонной фирмы. Между ними болтаются коробки из-под женских сапог, - украшением на ёлке, - коробки из-под туфель. Ёлочные настоящие игрушки полностью отсутствуют. Может быть, несчастные больные, сошедшие с ума, у себя наряжают ёлку так же. Остатком из нормального под ёлкой стоят вылепленные из снега Дед Мороз и Снегурочка. По сторонам сколоченные из досок пара горок, с них можно кататься. И вся площадь по кругу обколочена громадными рекламными щитами. Показывается на них, рекламируется всякая дрянь, от перчаток до кирпичей любой мусор, к празднику отношения не имеющий, и ни детским глазам, ни взрослым не остановится на картинах плакатного стиля, где показывались бы русские народные сказки, лесные новогодние сюжеты. Зачем жителям здешним рекламный мусор вместо украденного праздника?
       Давайте посмотрим обратную, а лучше ту же сторону дела, слегка прикрытую порошей чиновничьей глупости. Понять, что к чему, можно запросто, - здесь так, откровенно показывается воровское лицо пришедшего к власти Хама, какого-нибудь очередного победившего на выборах Тыр Пырыча, "по закону" имеющего право набирать помощников себе - кого захочет.
       Прежде праздника было объявлено в газетах, на украшение площади местная власть городская затратит миллион рублей. Наверное затратила, скупая в обувных магазинах коробочный мусор и в какой-то фирме пенопластовый копеечный хлам. Деньги, как обычно, скорее всего разворовали, показав в отчёте "затраты на культуру", и, уже по второму кругу с того же молока снимая сметану заново, собрали деньги со всех фирм, рекламирующихся на новогодней площади. Наплевав на национальные традиции народа, желающего в праздник увидеть нарисованное, вылепленное из снега, вырубленное изо льда своё, национальное, русское.
       Тыр Пырычи и помощники их Хряп Хряпичи тоже не французы, и родом они из Пырловки, деревушки дальней, а оттого вдвойне озабочены самоуважением, высказываемым по пьянке: "то я в деревне скотником был бы, а тут всем городом управляю, так что..." Управляются они в таком темпе, что и на себя, самовлюблённых, времени остаётся. Приезжает озабоченный "культурой Тыр Пырыч к директору частного магазина, - "слышь-ка? Мне надо городскую ёлку имени меня, Тыр Пырыча, проводить, столы для гостей накрывать, дай-ка мне тысяч десять, не хватает". "Как же я вам дам? А налоги кто заплатит? А по бухгалтерии как оформлю?" "Слышь-ка? Выдай мне наличными и никакого дела до того, как оформишь. Бумагу на получение подписывать не буду. А не понимаешь кто налоги заплатит - у тебя как, санитарная комиссия давно не была?" И Тыр Пырыч уезжает с суммой денег - зарплата учителя за полгода работы и жизни, - ограбив, попросту, и зная, на него жаловаться не пойдут. Потому что там, куда жаловаться положено, к нему, Тыр Пырычу, пожелания иногда возникают, и он в первую очередь тем приёмщикам жалоб пишет резолюцию положительнейшую. Ворьё круговое, этим и отмечено правление В.В.Путина.
       На другой день в тот же частный магазин приезжает Хряп Хряпыч, толщиной с Хряпа Хряковича, тоже с расстройством "на культуру не хватает" и тоже с извещением, что бумаг никаких подписывать не будет. Уезжает, положив в карман наличными восемь тысяч, ограбив ча­стного торговца силой своей кабинетной власти. Так Тыр Хряковичи и Хряпы Тырычи - плотно они перепутаны взаимным воровством и индивидуальным, зарабатывают - рекетируют на организации культурных мероприятий.
       Русский человек и отходчив, и благодарен. Его постоянно в течении лет пятнадцати последних обворовывают в плане финансовом, у него прежнюю страну СССР украли, страну даже... Нальют ему, обворованному и прав потребовать отчёта у власти не имеющему, нальют на пьянке, устроенной властью городской "по случаю международного женского дня", или "по случаю Дня Победы", - а пьянка та, оплаченная из денег общегородских, назовётся "культурно" фуршетом, а может диковато - полубанкетом, - пару раз нальют по сто грамм и закуску положат, "всё бесплатно, за счёт власти", объявить не забудут, заботу власти о народе изображая, а для гордости приглашённых горожан - с кем, мол, пили-то! - Тыр Пырычи и Хряп Хряпычи тут присутствуют, и никогда горожанин "средний", как определяется он чиновниками, и не подумает, - а сколько же под это "культурное" событие общественного значения успели набандитствовать Пырычи и Хряпычи, по обязанностям кабинетным называемые "уважаемыми?" Городом крупным управляя, не стыдящиеся самолично объезжать частные фирмы, деньги вытребовать и нагло, и с напоминанием, - вы все от моего распоряжения зависите, - да деньги, просимые под общественное событие, складывать в личный карман, нигде не расписываться ни за копейку, - вдруг во власти повыше что-то переменится и по следам расследование начнётся? Зачем лишние документы?
       Так кто же на приёме-фуршете, за двести грамм водки благодушный, подумает, что в одном месте положил Тыр Пырыч десять тысяч в карман свой, а сколько частных фирм объехал, бандитствуя без ножа и пистолета, ограбляя среди бела дня на основании кабинетно­го права? По причине "наличия культурной жизни?"
       В человеке одном совесть заглушить можно, видно на примере того же заместителя Тыр Пырыча, по следам его идущего Хряп Хряпыча. Тут дело в том, что они повязаны, как на языке своём уголовники говорят, - из словаря современных и прошлых уголовников в языке чиновников выражений много, начиная с омерзительного примера пре­зидента России В.В.Путина, об убийстве людей сказавшего: "мочить в сортире." Невольно задумаешься, где же вся наша Россия после Пушкина и Достоевского, после Толстого с его "Не могу молчать..." Впечатление от "мочиловок" - да весь народ за дурней считают, некультурное быдло, не способное понимать грамотно построенную речь, культурную, человека культурного...
       Вернёмся к нашим двум ворам кабинетным. О воровстве своего заместителя начальник знает, воровством второй и зависит от первого, и выровнены они оба психологически, по схеме "ты такой же, как я". Это как два мерина, потерявшие возможность поработать над красивым потомством. Но что им делать с нравственной культурой многих людей, других, посторонних? Не директоров, и не зависимых от санэпидстанции, подсылаемой для штрафования? Вот ведь Пырловка родная далеко в стороне от города, километров за двести с лишним, а как под землёй дыра идёт и все секреты через дыру в Пырловку улетают! Там магазин полунищий клуб развалившийся заменяет, и всякая старушка, пришедшая за коробком спичек, из магазина не уйдёт, если со всеми пришедшими старушками новости подробно не обговорит. Тут, в мага­зине, и проклятый для чиновников не выбираемый никем суд народный. Тут матери Тыр Пырыча в глаза общим приговором старушки местные объясняют: мы вместе с тобой сыном твоим гордились до времени, он теперь вор сильнейший, даром что начальником называется. Ой да ой, да несколько случаев воровства в подробностях расскажут, и откуда только в той далёкой Пырловке знают?
       И - неожиданный итог подлого поведения её сына в далёком городе: тут, в Пырловке, его мать престарелая приходит в магазин последней, перед самым закрытием, когда крайняя в очереди честная старушка отсюда уйдёт. Так приходит, чтобы не встречаться ни с кем, потому что перед людьми стыдно. Каким же образом хамство, преступность сына, настоящего вора в законе, потому что он депутат того и того уровня и арестовать его по законам не могут, - хамство явленное сына перетекает за сотни километров и вдруг выходит наверх, на люди, стыдом и для матери, и для земляков его, - стыдом за него? И наказанием престарелой матери, в плане культуры отношений человеческих, ведь с ней общаться остальные члены общества не хотят?
       А принято думать, культура обозначена в жизни картиной на стене? Скульптурой на выставке и балетом в театре?
       Есть и другой вопрос, и вопрос глубинный. В революцию семнадцатого года грабил народ - грабили и народ. После революции грабили народ. В рабские условия жизни загоняли народ. В лагеря коммунистические загоняли народ. Не на себя всю жизнь заставляли работать народ. Один и тот же народ. По всей России и в той же Пырловке.
       Почему, - вот вопрос... - почему у людей в Пырловке совесть сохранилась, и они узнанное из жизни судят и осуждают на основании совести человеческой?
       И вопрос добавочный, - совесть сама по себе разве не является в среде человеческой проявлением культуры нравственной, душевной?
       3
       Посмотрим в окно и вернёмся к проблеме: откуда произошло провинциальное болото? Где границы его? Границами города Вятки заканчиваются? Города Твери? Болото местами миазмирует, где людей побольше скоплено, или размерами оно как слой озонный, поверх всей пла­неты и наткнёмся мы на него и в городе Орлове такой области, и в городе Париже державы французской?
       Плохо же быть на земном шаре не розой, не ромашкой, а человеком, и человеком понимающим...
       Роль в жизни Скотининых, Тыр Пырычей всегда проще потому, что дела их конечны: украсть сначала на машину, затем загородный дом финансированием обеспечить через воровство, - но они всё равно останавливаются, у них задачи сами по себе притишены, убоги.
       Роль в жизни людей думающих, работающих творчески не то чтобы сложна... она бесконечна, потому что думающие - даже через идеа­лизацию мира! - живут и работают не для себя, а для приумножения счастья людей, и без разницы, чем в среде их заниматься, - запускать ракеты в космическое пространство или писать философский очерк: для людей, вот итог. В противоположность Скотининых, живущих для себя, что первым гениально показал замечательный ум писателя русского, Грибоедова. Но почему же, имея такие умы мощные позади, в истории России, почему же, имея умы мощные в России и сегодня, мы в России так нище материально, и так скотски духовно живём? "Иде же корни и истоки?"
       Да, хоть что-то надо наметить для понимания точного... Дело жизни Тыр Пырычей - унижение человека, их смысл - уничтожение челе века через унижение в нём человеческого. Дело жизни Грибоедовых наделение человека силой созидания. Изобразить графически - будут две стрелы в разные, противоположные стороны. Страшно, понимать. А не понимая и чашку чая не выпьешь...
       Посмотрим же в окно...
       Зима. Улицы засыпаны снегом по окна первых этажей домов и не чистятся дворниками, ведь дворникам власть не платит заработанное по три, четыре месяца. Здесь можно идти по тротуару, прокопанному в снегу, и вдруг упереться в сугроб выше своего роста. Далее никто не прокопал, наверное поняв, что без зарплаты работать - бестолково. Здесь по всему городу тротуары в буграх замёрзшего снега и во льду, горизонтально они не прямы, а полукруглы, и всех прохожих эта полукруглость, скользкая, поневоле стаскивает на низ, где снег отшлифован до льда и откуда скорее можно попасть в больницу с чем-нибудь сломанным, разбитым. Люди на самом деле и калечатся, и гибнут. Причём городская власть - культура такая, - ни перед кем из попавших в несчастье не отвечает. Ни деньгами, и - никак.
       Разные по названиям и однообразные по тупости местные газеты разделами новостей пишут: человек поскользнулся, упал на ледяном тротуаре - перелом ключицы и вывих плечевого сустава. Другой поскользнулся, ударился головой о лёд тротуара - насмерть. На разных улицах с крыш оборвались толстые метровые сосульки на головы людей - две смерти. Водитель попробовал объехать яму, автомобиль крутануло по гололёду, удар в столб - родственникам его хоронить. Подобное повторяется каждую зиму, год за годом. Когда в России настанем по настоящему культурная жизнь, в происходящее сегодня люди не поверят. Подумаем так: случайно происходит? Нет, подготовлено.
       Чиновничья бестолочь по улицам не ходит, ездит в автомобилях казённых за счёт горожан, от их бестолковости страдающих. Сегодня, при власти В.В.Путина, чиновничья бестолочь знать не знает, что та кое государственный интерес. Например: государственный интерес в деле сохранения человеческих жизней от увечий и погибели. Чиновничья бестолочь, повторю ещё раз, юридической ответственности за покалеченных и погибших горожан не несёт.
       Отсутствие культуры, не проявленной в устройстве бытовой городской жизни, в законодательстве юридическом, калечит и убивает людей физически.
       Чиновничья бестолочь омерзительна хамелеончатостью. Все они отличаются одним поведением, в основном заискиваюшимся, перед вышерасположенными, и унижающим - для "простого народа". Почему-то они за прошедшие сто лет так и не смогли оторваться от чеховского ха­мелеона, выясняющего на базаре, чья собака укусила прохожего?
       Бытовая культура - общегородская, - в пределах города определяется ими. Даже перед самыми выборами местной власти горожанин спрашивает через местную газету, почему на улицах города не очищается с тротуаров снег. Чиновник отвечает - сразу и не поверишь: по их постановлению город разделён на зону "А", зону "Б", где живут или работают они, чиновники, а всё остальное - чистите сами. С какой тупой головой нужно так бессовестно отвечать, с какими тупыми головами сидят в кабинетах, жизнью города управляя...
       Одна из иллюстраций на вопрос, почему мы так плохо живём.
       Эти тупоголовые умны только в одну сторону, в сторону устраивания благ для себя лично. Себе квартиру в лучшем месте, наибольшего размера, себе гараж на две машины сразу под окнами квартиры. Ветерану войны - малосемейку с максимальным выжиманием из "благого дела" рекламы для себя лично, но поселиться в коридоре на восемь квартир рядом с ветераном в малосемейке - ни за что.
       Хамское десятилетие конца двадцатого и начала двадцать первого века в России показало, что чиновник как природное явление использует свою "приватизированную" власть для единственной цели, главной и циничной, - для личного обогащения. Такова и проблема, появляющаяся из этой цели, - а как, постоянно воруя, постоянно гадя обществу, можно заниматься созиданием? Творчеством?
       Не получается. И озабоченность созидать не мучает.
       Сидящие во власти прозу, поэзию не знают. Не понимают живопись, произведения скульптуры, классическую музыку, оперу. То ли им в молодости не преподавали, то ли у самих тяги к искусству и культу­ре не имеется. Придумывая общегородские мероприятия, они за большие деньги привозят в свой город из столицы попеть Щуфутинского, "гоп со смыком это буду я", Вилли Токарева, "не сыпь мне соль на рану", - крутится на их музыкальных вечерах ресторанщина. Их мечта - увидеть живую Кристину Орбакайте или посидеть за одним столом с Киркоровым. Ну, и с кем-нибудь, кого в столице в культурные слои просто не пускают.
       "Сижу на нарах как король на именинах" - закуток для них. Откуда в их общую невоспитанность попала блатная полоса, и почему вслед за парой рюмок прёт она из них, и с годами не покидает?
       Такие вот Хряп Хряпычи - у руля. Россия вся - провинция...
      
       4
       Проблема Н.В.Гоголя для России, та самая, из "Ревизора", - передаваемая по смыслу, не цитатно... появится писака, пришлёпает, вовек не отмоешься...
       А что делать? Становиться придурком, жить, показывая обманом для себя, - не замечаешь, в каком дерьме и город твой, и страна твоя Россия? Все сто лет сволочь проклятая правящая добивалась только одного: ни один гражданин говорить не смеет, что думает о жизни в стране. То есть уничтожалась сволочью правящей культура мышления, - знали, откуда начинать, чтобы затем расстреливать, го­лодом морить в лагерях и никакого сопротивления не знать, в ответ. Как сегодня, в 2003 году, ворьё чиновничье и ворьё бывшее чиновничье, перешедшее в частные организации, сопротивления подлости своей от граждан не знает, по всей России. Только политики в газетах спрашивают, - а что это у нас в России народ такой терпеливый? Ему и газ отключают и свет электрический, и тепло в домах, и зарплату по четыре месяца не выдают, а он молчит и не бунтует? Обворованный народ, обглоданный до костей, обожравшиеся чиновники уже лениво "электорат" по кругу передают, на, кому погрызть ещё охота, может шкурку какую не содрали, не дожевали, - молчит народ, соглашается.
       Народ, состоящий из людей. Сколько человек из сотни имеют гордость? Достоинство? Самоуважение? Сколько человек из сотни - культурные?
       Отсутствие зубов во рту человек замечает. Придуманные протезы для замены вставляются в рот, помогают жевать еду.
       Кто, знающий в себе отсутствие культуры, не к протезам обращается шоу-бизнесным, - "мы начинаем простые движенья", - а к наполнению души своей, воспитания своего культурой?
       Но и без напряжения в сторону воспитания в каждом человеке начала представлений о культуре живут, врождённые... Люди здесь, в провинции, слышат по каналу местного телевидения рассуждения мордатой пожилой тётеньки, занятой окультуриванием молодёжи: "Молодёжь нынче должна быть наглой!" Десять лет назад мордатая пожилая тётенька "руководила" молодёжью в комсомоле...
       Люди здесь знают, на самое простое и обязательное для культурного человека "здравствуйте" в кабинетных зданиях обычно никто не отвечает, начиная с секретарш. Выбранные народом для служения народу этот же народ презирают, иначе как понимать их, чиновников, унижающее отношение к посетителям?
       ..Весна в этом же городе. Снег не сгребается, не вывозится за окраины. Тает, где лежит. Пластами под метр толщиной неожиданно сваливается с крыш. Ходить рядом с домами смертельно опасно. Опасно в городе и со стороны санитарной: грязь, мусор вытаивающий, вонь сгнивающих погибших за зиму птиц, кошек, крыс. Попробуете пройти по самой улице - фонтаны грязи из-под колёс автомобилей. Здесь, как в кино абсурдном, надо помнить телевизионные заверения чиновничьей управляющей бестолочи: у нас в городе всё хорошо и будет ещё лучше. Обходя валяющиеся печные трубы, сорванные обледеневшими сугробами снега с крыши многоэтажного барака, - в бараке почти сто лет продолжают жить люди, а он дощатый, полусгнивший, и власть его не сносит, хотя барак прямо под окнами начальствующих. Снести барак - значит, кому-то квартиры нужно выделять, а зачем выделять квартиры тем, кто взятку из-за нищеты принести не способен?
       А что говорят в те же дни граждане? "Я иду по городу и чувствую себя униженным, мне общим видом города будто без конца говорят: ты здесь никто, мы тебя знать не хотим." "Такого кошмара я не видел целый год. С прошлой весны. Мне как в лицо плюют каждый день".
       Настанет и лето. Напомнит, поливальные машины в городе отсутствуют. Через два квартала обувь покрывается пылью, как солдатские ботинки в пустыне. И все газоны зарастут лебедой, крапивой, репейником, часто повыше человеческого роста. Не Лондон, трава-мурава вдоль тротуаров не сеется и не подстригается.
       Отсутствие бытовой культуры калечит людей психологически. Спасаться можно в квартире, если вы живёте мимо фирм, торгующий "проектами" евро-ремонта, - картинками, украденными из европейских журналов. Евро-проекты делают все квартиры одинаковыми и потолками, и стенами, и ванными комнатами, и мебелью, - психологически не отдохнуть. Но если вы способны квартиру украсить для себя, создав вида её индивидуальными - отдохнёте. Несколько острее, правда, дрянь за окнами будете чувствовать...
       Не бойтесь жить в областных городах России. Они прибраны бывают двумя, тремя улицами, не больше, а в России, в области любой, городки и поменьше, без автобусов и троллейбусов на улицах, и сами улицы в таких Кукарках - на сто домов штук семьдесят - деревянные домишки, точно такие же, какие строят в деревнях. И сады, и огороды по всему городку, и свиньи по сараям, и коровы прямо на улицах, - зато город, административно, чиновничьим решением.
       Правят ими в основном не обученные управлению городом: при Хаме нагрянувшем обучаться стало ни к чему, пошло по принципу "и сами как-нибудь разберёмся". Самое интересное, что это так, что это не придумано. Отремонтировать канализацию не сантехнику люди не доверяют, спецобразование, пусть и краткое, нужно. А выбрать на место градоначальника Тырыча без профильного, специального образования - да запросто. Далее на всю их рать слышится единая характеристи­ка: "ой, да хотя бы один из них не воровал!" - желает представитель "простого" народа...
       Народ из брезгливости традиционно отстраняется от власти?
       Культура власти провинциального города, лишённого международного значения, а значит и необходимости выглядеть и замечательно, и привлекательно, - официальная культура, зависит напрямую от чиновников, ею "управляющих". Убеждение такое их выглядит дико, - ну как можно управлять настоящим композитором, писателем? Кто управлял Шостаковичем? Пробовали, и со временем стало смешно вослед дуракам, а Шостакович - на своём месте...
       От чиновников происходящее здесь зависит не полностью: кроме потребителей культуры, в любом провинциальном городе живут и творчески работают музыканты, актёры, художники, писатели, И в своей творческой работе они, понимающие, что происходит и как происходить должно для развития жизни через культуру, традиционно, вместе с народом своим, стоят в стороне от власти. Не из-за личной вальяжности, а от того, что Тыр Пырычи, в культуре не понимающие, понимающих вынуждено опасаются.
       Хорошая-нехорошая причина для тупика навсегдашнего, для тупика не для человека творческого, "Войну и мир" один фиг в каком город писать, лишь бы писалось...
      
       5
       Культура заставляет человека не оскотиниваться, хребет в русской жизни культура, не крайний самый маленький палец, не мизинец.
       Провинция первой на себе испытывает то, что попозже доходит до столицы. Многое из происходящего в столице видеть в провинции не хочется никогда. Начиная с сейчасного министра культуры России Швыдкого с его антироссийской, откровенно издевательской деятельностью. Издеваться над русской литературой, над русскими песнями, русским театром в провинции никому в голову не приходит, чиновник местные глупы могут быть, но - не антинародны.
       Странное противоречие провинции: почему отсюда тянет уехать, уйти в любую сторону даже пешком? Почему отсюда уйти некуда и жит надо здесь?
       Из России не уйти. Люди, мы когда в России жизнь сделаем иной? Ведь уже придурки объявляются, считающие, что слово "поп" - ругательское слово, унизительное для попа из церкви...
       Как много сторон для поправления культуры, для поправления и языка, и ума, и совести...
       И как распрощаться с истинно русским правилом, настойчиво живущим среди актёров и певцов, среди художников и писателей, и вылезающим из их среды, среды творческой, - если увидел, что рядом кто-то спел, написал, сплясал лучше тебя - гноби, есть такое русское слово, уничтожай, гадь, останавливай, - того, того, кто талантливее, кто мощнее - держи! Падай сам, а держи!
       Вместо того чтобы объединяться... Вместо того, чтобы радоваться - успех того-то автора приумножил копилку общую, певица та великолепнее всех заезжих... нет, - остановить и уничтожить!
       Дикость. Не завозная, родовая русская дикость, пока не уничтожимся в творческой среде. Что же тогда с других спрашивать? С трудящихся?
       Вспомним, - если весной не перекопать газон и не посеять на нём травку, не посадить садовые цветы - вырастит крапива. Конечно мужество нужно, и силу внутренняя нужна, природная, чтобы в Росси: заниматься культурой. Не в воровстве предназначение человека и не в оскотинивший. Тут в обратную сторону поворот, и человека культура возвышала? Так и останется, тополь в ель не перерождается. Будет культура человека возвышать, и бытовая, и народная, и про­фессиональная. Оптимистические надежды выражать среди бардака всероссийского - незачем, - насильно становиться культурным - не-а...
       ..Культура несёт в себе двигательное значение, вот в чём её секрет и значение подлинное...
       10 марта 2003 г.Вятка
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Панченко Юрий Васильевич (panproza5@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 30k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.