Паульман Валерий Федорович
Америка глазами Барака Обама

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 01/12/2009. 39k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:


    Америка глазами Барака Обамы

       Америка воспринимается людьми по-разному. Кому-то она нравится, а кто-то видит в ней только противника. И это вполне закономерно - все зависит от идеологической и нравственной позиции человека, его жизненного опыта.
       История США, как и многих стран, полна противоречий, темных и светлых сторон. И всегда, аргументируя свою позицию, можно опираться на те или иные негативные или позитивные факты непростой американской истории.
       Общеизвестно, что европейские колонизаторы построили свое государство на трупах миллионов индейцев, в войнах с Мексикой. Его богатство создавалось не только за счет эксплуатации белых рабочих, но и трудом рабов, завезенных из Африки, а также людских и природных ресурсов стран "третьего" мира. США породили не только Великий кризис начала 1930-х годов и нынешний глобальный кризис, но и совершили самое ужасное преступление против человечества, взорвав в Нагасаки и Хиросиме в августе 1945 года без какой-либо надобности две первых атомных бомбы. Вряд ли добрым словом вспоминают американцев во Вьетнаме, Камбодже и Индонезии, в Ираке и Афганистане, в странах Латинской Америки, на островах Карибского моря и Тихого Океана.
       В то же время у европейцев есть все основания благодарить американских солдат, отдавших свои жизни, спасая их от фашистской "коричневой чумы", а также правительство США за поставки оружия, военной амуниции и продовольствия в годы Второй мировой войны. Ученые и конструкторы Америки подарили миру немало великих открытий и изобретений. Прогресс в области развития современных производительных сил был бы невозможен без научно-технического и производственного потенциала Америки.
       Барак Обама - первый афроамериканец (он называет себя "чернокожий экзотического происхождения"), занявший президентское кресло в Белом доме, в своей книге "Дерзость надежды" (Санкт-Петербург. Издательский дом "Азбука-классика". 2008) пишет об Америке. Пишет о ней с любовью и надеждой на ее великое будущее. Это произведение опытного, зрелого политика, имеющего юридическое образование. И, конечно же, интересно узнать, какой он видит жизнь "самодовольной" Америки сегодняшнего дня.
       А она непростая и полна противоречий. Есть Америка богатых и бедных. Есть Америка граждан и иллегальных иммигрантов. Есть Америка белых и черных. Социальные противоречия и расовые предрассудки никуда не исчезли. И Барак Обама этого скрыть не может.
       Нет смысла подробно освещать разногласия и препирательства демократов и республиканцев. Эта тема проходит через всю книгу. Кредо Барака Обамы можно свести к трем пунктам. Пункт первый он характеризует следующим изречением Калвина Кулиджа: "Основной бизнес Америки - это бизнес!" Любое вторжение правительства в магию рыночного механизма - это удар по частному предпринимательству. Неолиберализм является абсолютной истиной и "тот, кто не согласится с этим, рискует плевать против ветра" (с. 170). Второй пункт гласит: "Наша Конституция помещает владение частной собственностью в самый центр нашей системы свободы" (с.169). И третий пункт - Америка должна занимать в мире доминирующее положение. Барак Обама цитирует слова Теодора Рузвельта: "У Америки нет выбора, играть или не играть великую роль. Мы должны играть великую роль. Все, что Америка может решить, - играть ей эту роль хорошо или плохо" (с.314).
       Принципы принципами, однако факты - упрямая вещь. Одно дело верить и совсем другое - видеть то, что происходит на самом деле в реальной жизни. Политик, который не в состоянии трезво и непредвзято оценивать ситуацию в обществе, обречен на поражение.
       Читая страницу за страницей книгу Барака Обама, волей-неволей складывается впечатление, что жизнь каждый день ставит под сомнение веру Барака Обама в неограниченные возможности капитализма и свободу, основанную на системе частного бизнеса. Под напором фактов он вынужден писать о периодически повторяющихся экономических кризисах, о неизлечимых болячках "капиталистической системы, которые или снижают эффективность работы рынка, или наносят непоправимый вред обществу" (с.173). Под давлением неоспоримых фактов он признает, что "активно действующее правительство оказалось незаменимым в трудные для рынка времена" (там же), а также в решении острейших социальных проблем. Войны во Вьетнаме, Ираке и Афганистане показали, что возможности США выполнять роль "мирового шерифа" не безграничны, а нынешний глобальный экономический кризис доказал, что Америка не в состоянии совладать со стихией, разбушевавшейся на мировых рынках.
       Честная оценка действительности заставляет Барака Обама искать компромиссные решения "не только по отдельным вопросам, но и в фундаментальных вещах - твоих ценностях и идеалах" (с. 399) и писать то, что порой никак не вяжется с его верой в созидательную мощь рынка и свободу, якобы проистекающую из природы частной собственности, а также в миссионерскую роль "великой Америки" на нашей планете.
       Что же из себя представляет сегодняшняя Америка на самом деле глазами Барака Обама?
       Отвечать на этот вопрос буду его же словами, прибегая порой к довольно длинным цитатам.
       О расовой дискриминации. "Никто из нас, черных, белых, латиноамериканцев или азиатов, не застрахован от стереотипов, которые продолжает внедрять наша культура, особенно от стереотипов о черной преступности, умственных способностях черных и их трудовой этике. Обычно членов каждой группы меньшинств продолжают оценивать в основном по степени ассимиляции - насколько речь, идеалы для подражания, одежда или манера поведения согласуются с доминирующей белой культурой, и чем меньшинство сильнее отходит от этих внешних ориентиров, тем сильнее его представитель подвержен негативному предвзятому мнению. И если усвоение антидискриминационных норм в течение последних трех десятилетий - не говоря уж просто об элементарных правилах приличия - не позволяет большинству белых сознательно действовать согласно этим стереотипам при ежедневном взаимодействии с людьми других рас, то нереалистично полагать, что эти стереотипы не оказывают совокупного воздействия, когда принимаются зачастую моментальные решения о том, кого взять на работу и кого повысить, кого арестовать и кому предъявить судебное обвинение, как вы отнесетесь к покупателю, только что вошедшему к вам в магазин, или к демографическому составу школы, куда ходят ваши дети" (с. 264). Дискриминация по расовому признаку проявляется не только в сфере нравственности, но и весьма ощутима в экономических отношениях. Барак Обама приводит данные о том, что заработная плата черного составляет примерно 75 % от средней заработной платы белого, а средняя заработная плата латиноамериканца оставляет 71 % от средней заработной платы белого (с.272).
       Комментарии, как говорится, излишни. Единственное, о чем хочу сказать, так это об образе жизни на соседней Кубе, где в 1950-х годах еще хозяйничали американцы и где они ни во что не ставили негров, метисов и мулатов, китайцев и латиноамериканцев из соседних государств. За каких-нибудь два десятилетия после начала революции, а, возможно, и за меньший срок проблема отношений между представителями различных рас на Кубе совершено исчезла с повестки дня. Но в народной памяти не стерлись еще воспоминания о тех временах, когда янки хозяйничали на Кубе, и этим во многом объясняется сохраняющийся до сих пор антиамериканизм кубинцев.
       Социальное неравенство. Богатство и нищета. Эта тема постоянно являлась предметом особой заботы сенатора Барака Обамы, который представлял интересы избирателей штата Иллинойс. Встречаясь с тысячами жителей штата, он вплотную столкнулся с многочислеными фактами вопиющей несправедливости общественного устройства США и не мог не писать об этом. Барак Обама вынужден констатировать, что в Америке люди всю жизнь трудятся, не покладая рук, но не имеют в итоге ничего (с. 44); что "массовая нищета по-прежнему существует" (с.351); что множество граждан ведут борьбу с бедностью, которая их сжимает тисками (с.44); что 99 % населения "живется совсем непросто", что "люди голодают, отчаиваются" (с.131), а "если вы больны, бедны или несчастливы, вам никто не поможет" (с.203).
       Естественно, возникает вопрос - где же кроются причины такого положения? И Барак Обама приходит к выводу, что "...проблемы нищеты и расизма, безработных, не имеющих страховки, не просто технические проблемы, возникающие в период поиска совершенного плана из десяти пунктов. Они <...> имеют корни в социальном неравенстве и в личном бессердечии - в желании тех, кто на вершине социальной лестницы, сохранить свое богатство и статус любой ценой, а также в отчаянии и саморазрушении тех, кто находится в самом низу социальной лестницы" (с.241).
       Барак Обама дает детальную характеристику социального расслоения американского общества. Он пишет: "С 1971 по 2001 год, когда средняя заработная плата среднего рабочего практически не росла, доход одной сотой процента населения увеличился почти на пятьсот процентов <...> расслоение по доходам сейчас сильнее, чем когда-либо со времен "Позолоченного века" (с.217); "..размер минимальной оплаты труда не меняется уже девять лет подряд (книга издана в 2006 году - мое) и в реальном выражении имеет меньшую покупательную способность, чем в 1955 году, так что, работая на полную ставку, невозможно выбиться из бедности..." (с.204). Небывалый рост прибылей корпораций в последнее десятилетие сопровождался в лучшем случае замораживанием заработной платы, а то и ее снижением (и это происходило при одновременном росте производительности труда!). Барак Обама сообщает о том, что "в 1980 году среднестатистический исполнительный директор получал в сорок два раза больше, чем среднестатистический работник. К 2005 году это соотношение достигло двухсот шестидесяти двух к одному" (с.73).
       Несколько факторов способствуют углубляющейся дифференциации населения по уровню доходов. Во-первых, влияет процесс глобализации. "В ответ на усиление зарубежной конкуренции и давление фондовой биржи, которое требует ежеквартального роста доходности, работодатели автоматизируют, сокращают и выводят за границу свои производства, что делает рабочих еще более беззащитными перед безработицей и не дает им возможности требовать увеличения зарплаты или социальных выплат" (с.201). Далее он замечает, что "...за последние пять лет статистика показывает, что заработная плата на сокращаемых рабочих местах выше, чем на вновь вводимых" (с.196). "Стараются" и предприниматели более мелкого ранга: "...почти половина предприятий мелкого бизнеса, где работают миллионы американцев, не предлагает своим сотрудникам вообще никакой страховки. Аналогично компании переходят от традиционных пенсионных программ, учитывающих выслугу лет и зарплату работника, к договоренностям об оплате наличными, а в некоторых случаях даже проходят через процедуру банкротства, чтобы не платить по пенсионным обязательствам" (с.201). Свой вклад вносит и государство, реформируя налоговую систему в пользу богатых. Возрастающий государственный долг, вызванный гонкой вооружений и войнами, правительство США стремится решать, увеличивая налоговый пресс. Причем, налоговая нагрузка обратно пропорциональна доходам населения. "Другими словами, - пишет Барак Обама,- перерасход по национальной кредитной карте таков, что те, кто больше всего выигрывает от глобальной экономики, получают самую большую часть доходов" (с.213).В качестве примера он приводит одного из самых богатых людей Америки и всего мира Уоррена Баффита, у которого только 15 % его доходов облагаются налогом.
       Снижение доходов рядовых американцев привело к тому, что и замужние женщины теперь вынуждены искать работу, чтобы семья сводила концы с концами, что еще больше ожесточило конкуренцию на рынке труда. Барак Обама пишет, что средняя американская семья с двумя работающими родителями имеет в настоящее время меньшую материальную стабильность, чем имела тридцать лет назад семья с одним работающим родителем (с.375).
       Картина, нарисованная Бараком Обама, не оставляет камня на камне от мифа об "обществе всеобщего благосостояния". Однако, осознавая всю остроту социальной проблематики, он вместе с тем проявляет удивительную наивность (возможно, наигранную), убеждая читателей во всемогущей силе нравственности. Так он пишет: "Ежегодно более двадцати тысяч человек теряют работу или получают сниженную заработную плату всего лишь из-за попытки объединиться в профсоюз. Так больше не может продолжаться. Необходимо ужесточить наказание для работодателей, которые ущемляют права своих объединенных в профсоюзы рабочих. Работодатели должны признавать существование профсоюза" (с.205). И это пишется спустя семь десятилетий после победы профсоюзного движения, стоившего рабочему классу США стольких жертв! Барак Обама вынужден, вопреки первым двум пунктам своего кредо, констатировать, что сметены последние остатки "Нового курса" в части государственной программы социального страхования, и то, что не сумела сделать неолиберальная политика республиканцев, довершат "злые чары рынка" (с.202).
       Барак Обама тем не менее верит в силу соучастия богатых в решении социальных проблем. Он пишет: "...нам очень не хватает соучастия. Мы не допустили бы существования школ, в которых не учат и в которых вечно не хватает денег, учителей, желания работать, если бы задумались, что дети, которые в них ходят, мало чем отличаются от наших собственных детей. Трудно представить себе руководителя или компанию, которые выписывали бы себе многомиллионные премии, урезая при этом средства на медицинское обслуживание своих работников, если бы такому руководителю пришло в голову, что в некотором смысле они равны" (с.79). Вышеприведенный пассаж был бы уместен в устах проповедников христианства, которые уже две тысячи лет безуспешно призывают богатых к скромности и воздержанию, но не в книге юриста и политика, который не столь наивен, каким он себя желает преподнести читателю. Неужели ему неизвестны такие пороки богатых, как жадность и равнодушие к бедным?
       В чем, однако, вполне можно согласиться с Бараком Обама, так это в том, что "если свободное (?) общество не может помочь тем многим, кто беден, оно не сможет спасти тех немногих, кто богат" (с.351). Что правда, то правда! Рано или поздно, но всему бывает конец, даже такой свободе и демократии, которая существует сегодня в США.
       Безработица. Одним из неизбежных и совершенно естественных проявлений господствующего капиталистического способа производства является возникновение резервной армии труда, о чем в своем "Капитале" писал столь ненавидимый многими К.Маркс. В этом феномене особенно ярко проявляются такие нравственные понятия, как свобода, равенство и братство людей. Где, как не на рынке труда, соревнуются между собой свободные воли носителя рабочей силы, с одной стороны, и владельца капитала, с другой стороны? Где, как не на рынке труда, можно наглядно убедиться в равенстве и братстве конкурирующих между собой мужчин или женщин, стремящихся заполучить рабочее место? Безработица - это гениальное изобретение человечества. Эта та заманчивая цель, к которой всегда следует стремиться, ибо что может быть лучше, чем свобода от труда? Советские люди, рванувшие от невыносимых тягот обязательного труда при государственном социализме прямиком в чудесный капитализм, мечтали в дни горбачевской перестройки о приходе безработицы. И их мечта в 1991 году сбылась. Разве это не лучшее доказательство великой ценности безработицы?
       Во время одной из своих многочисленных поездок Барак Обама встретился в городке Гейлсберг с уволенными рабочими завода корпорации "Мейтег", который его владелец решил перебазировать в соседнюю Мексику, ибо там он мог платить одну шестую того, что он должен был платить тысяче шестисот рабочих в Гейлсберге. В этом городке Америки в последние годы закрылись заводы по производству деталей для тяжелой промышленности и резиновых шлангов, а также сворачивалось производство сталелитейной компании "Батлер мэнюфэкчуринг", которую купили австралийцы. Безработица в Гейлсберге на момент приезда туда сенатора составляла 8 % (с.161-162).
       Кстати, процесс вывода предприятий промышленности в страны с более дешевой рабочей силой - характерное следствие глобализации. Он происходит повсеместно и никакими молитвами, обращенными к совести предпринимателей, здесь делу не поможешь. Любой нормальный капиталист стремится к получению возможно большей прибыли, чтобы выжить в нешуточной конкурентной борьбе. Экономический интерес всегда порождал свою систему нравственности, которая ничего общего не имеет с общечеловеческими ценностями. И когда Барак Обама пытается доказать обратное, то он борется с ветряными мельницами. И вместе с тем я не могу не согласиться со следующим его доводом: "Любая программа, направленная на снижение передающейся из поколения в поколение нищеты, должна сосредотачиваться на работе, а не на социальной помощи - не только потому, что работа дает независимость и доход, но и потому, что работа обеспечивает порядок, повышает достоинство и открывает возможности дальнейшего роста в жизни" (с.287). Безусловно, лучше иметь работу, чем получать пособие по безработице (если, конечно, оно выплачивается!). Хотя бы потому, что, как совершенно справедливо заметил Барак Обама, существует зависимость "между безработицей и преступностью в трущобах" (с.288-289). А что остается делать молодежи, если работу найти невозможно? Жить-то хочется. Не умирать же с голоду в процветающей Америке!
       Здравоохранение - это еще одна сфера в США, в которой сегодня господствуют рыночные отношения. Не много-не мало, а 46 миллионов человек в этой стране лишены медицинской страховки (с.48). И этот факт заставил Барака Обаму еще раз испытать разочарование, подвергнув сомнению свое второе кредо. Он пишет: "Один только рынок не может помочь в наших проблемах со здоровьем - отчасти потому, что рынок оказался неэффективным для создания крупных страховых баз, которые обеспечили бы потребности всех и каждого, отчасти же потому, что здравоохранение не похоже на другие продукты и услуги..." (с.208). Вообще-то он себе противоречит. При капитализме все является товаром, в том числе и здоровье. Оно покупается и продается. Доказательством является черный рынок с продажей и покупкой органов человеческого организма, используемых в медицине для пересадки. Известны случаи, когда люди, попавшие в бедственное материальное положение, продавали одну из своих почек. А лоббирование в Сенате США? Разве совесть сенатора не товар? Разве корпорации не покупают голоса сенаторов, чтобы те "пробивали" нужные им законопроекты? А честь журналистов? Разве она не продается и не покупается?
       Образование. Барак Обама много внимания в своей книге уделяет проблеме образования в США. Он буквально не жалеет эмоций и выражений, описывая бедственное положение в просвещении, в частности с подготовкой кадров высококвалифицированных специалистов. Вот на вскидку несколько характерных цитат: "...если мы, все общество, делаем вид, что дети из бедных районов смогут раскрыть свои способности в грязных развалюхах-школах, где оборудование давно устарело, а учителя толком не знают собственных предметов, то мы бессовестно лжем и этим детям, и самим себе. Мы предаем наши ценности" (с.75); "...проблемы нашего образования нельзя сводить только к школам в бедных районах. Сегодня у американцев высочайший среди развитых стран процент отсева из государственных школ. Ученики старших классов показывают худшие знания по математике и естественным наукам, чем их зарубежные сверстники. Половина подростков не имеет понятия об элементарных дробях, половина девятилетних не умеют ни делить, ни умножать, и хотя количество поступающих в высшие учебные заведения в целом повысилось, только двадцать два процента абитуриентов достаточно подготовлены, чтобы пройти университетский курс английского языка, математики и естественных наук" (с.181); "Множество городских и сельских школ страдают от переполненных классов, устаревших книг, допотопного оборудования, а учителя вынуждены на свои деньги покупать простейшие учебные пособия. Но нельзя отрицать, что управляются государственные школы так же из рук вон плохо, как и финансируются" (с.182). Все труднее становится "...найти инженера любой расы, рожденного в Америке, - вот почему все компании Силиконовой долины активно привлекают на работу иностранных студентов" (с.160). Рынок и в этой отрасли диктует свои правила и требования. Если семья желает дать своему ребенку приличное образование, то его надо отправить в частную школу, колледж или университет. Барак Обама пришел к выводу о том, что "...вот в чем американцам нужна скорая помощь, так это в борьбе со все растущей стоимостью обучения - мы с Мишель (супруга Обама -мое) испытали это на себе (в первые десять лет нашего брака сумма преддипломного обучения и полного курса юридического факультета значительно превысила размер взятого нами кредита). За последние пять лет средний размер платы за обучение в четырехлетних государственных колледжах с учетом инфляции возросла примерно на сорок процентов<...>примерно двести тысяч человек каждый год уходят из колледжей, потому что просто не могут позволить себе платить за обучение" (с.185-186).
       Видимо, было бы целесообразно новому президенту США предпринять визит на Кубу, где не только разрешена проблема противостояния рас, но и достигнуты выдающиеся успехи в здравоохранении и просвещении.
       Культура и мораль. Отражая мнение большинства американцев, Барак Обама пишет: "...любые известные мне родители, будь они либералы или консерваторы, жалуются на то, что культура стала грубее, примитивнее, что она пропагандирует прежде всего материальные ценности и немедленное вознаграждение любых усилий, агрессивную сексуальность в противовес интимности" (с.73); "американцы отдают себе отчет в том, насколько пагубна такая этика корысти для нашей общественной жизни; в одном из недавних обзоров они назвали коррупцию в государственных структурах и бизнесе, корыстолюбие и стремление к материальному благополучию двумя из трех наиболее серьезных моральных проблем, стоящих перед страной (первой оказалась проблема воспитания детей в правильной системе ценностей) (с.74). Откровенно скажу, эти утверждения Барака Обама заставили меня пересмотреть свое представление об американцах, их этических нормах. До сих пор я был уверен, что для них на первом месте - бизнес, материальный интерес, а не семейные ценности. Если то, о чем пишет Барак Обама - правда, то он противоречит самому себе, утверждая, что кредо номер один для Америки - это бизнес. Подтверждением моей правоты могут служить следующие слова Барака Обама: "...может показаться, что в сегодняшней Америке ничего не ценится так высоко, как богатство, стройная фигура, молодость, известность, безопасность и развлечения. Мы утверждаем, что ценим то наследство, которое завещаем своим потомкам, и при этом оставляем им гигантские долги. Мы утверждаем, что верим в равные возможности, но закрываем глаза на миллионы американских детей, страдающих от бедности. Мы провозглашаем, что превыше всего ценим семью, но сама структура нашей экономики и организации жизни таковы, что на семью остается все меньше времени" (с.81).
       Если я прав, то возникает вопрос - что же является подлинным кредо Барака Обама: бизнес, частная собственность и стремление Америки управлять миром или решение жгучих социальных проблем, прогресс в области просвещения, защита семейных ценностей и высокой морали? А может быть, мы наблюдаем противоречивость натуры Барака Обама, раздвоенность его личности, если не сказать грубее - проявление политического цинизма и лицемерия?
       Экономическая политика и глобализация. Вполне нормально, что для любого политика вопросы экономики всегда стоят на первом месте. Какова позиция Барака Обама? Он ее сформулировал следующим образом: "Американцы готовы соревноваться с миром. Мы работаем больше, чем жители любой другой промышленно развитой страны. Мы готовы к возможной экономической нестабильности и готовы к личному риску, чтобы идти вперед. Но соревноваться мы можем, только если наше правительство предоставит нам средства, которые дадут нам шанс победить, и если мы будем знать, что наши семьи получат поддержку и не пострадают.
       Вложения в конкурентоспособность будущей Америки и новое социальное устройство нашего государства. Нужно стремиться к обеим этим целям, и тогда они укажут путь в лучшее будущее нашим детям и внукам. Но есть еще один элемент мозаики, еще один старый вопрос, без которого не обходятся вашингтонские споры о политике.
       Чем мы платим за все это?" (с.211).
       По существу этот вопрос сводится к проблеме растущего государственного долга США, вызванного в первую очередь огромными военными расходами и увеличением количества "казенных кормушек" (с. 212).
       Барак Обама не стал бы возражать, если бы государственный долг увеличивался в целях повышения конкурентоспособности Америки (ремонт школ, расширение системы широкополосного вещания, установка по всей стране колонок для бензина Е85, перестройка системы здравоохранения), а не для предоставления налоговых льгот богатому меньшинству.
       Барак Обама предупреждает: "До сих пор мы худо-бедно справлялись с этим долговым валом, потому что заграничные центральные банки - в особенности китайский - очень хотели, чтобы мы продолжали покупать их продукцию. Но этот заманчивый кредит не будет длится вечно. Наступит день, когда иностранцы перестанут ссужать нас деньгами, процентные ставки поползут вверх, и изрядная сумма наших денег пойдет на их уплату" (с. 213).
       Глобальный капитализм предъявляет все новые и новые вызовы Америке. В мире быстро растут экономики Китая, Индии, Бразилии. На пятки наступают давние конкуренты США - Евросоюз и Япония. И Барак Обама эту проблему видит. Он пишет: "...капитализм не стоит на месте. Политические меры Рейгана и Клинтона стрясли жир с либерального "государства всеобщего благосостояния", но никак не могли изменить такие реалии, как международная конкуренция и технологическая революция. Рабочие места так и уплывают за границу - и не только в тяжелой промышленности, но и все больше в секторе обслуживания, как, например, компьютерное программирование. Бизнес продолжает бороться с высокими затратами на здравоохранение. Америка ввозит гораздо больше, чем вывозит, занимает гораздо больше, чем отдает". (с.179).
       До сих пор Америку выручали доллар, ценные бумаги ФРС, отечественные ТНК и международные банки, которые успешно собирали дань со всего мира. Но вечно это продолжаться не может и рано или поздно придется решать проблему растущего внешнего долга.
       Как делается демократия? Я вряд ли ошибусь, если скажу, что четыре пятых книги Барака Обамы посвящено ответу на этот вопрос, причем ответу на удивление весьма откровенному.
       Начинает Барак Обама свое повествование о методах, применяемых в политике, с убийственного заявления о том, что в Америке "...сегодня наша демократия сильно извращена" (с.27). Подавляющему большинству американцев "политика кажется бесконечно далекой от < ...> повседневности - то есть они понимают, что политика сегодня стала бизнесом, а вовсе не миссией, и все дебаты вокруг законопроектов разыгрываются наподобие спектакля, - вот люди и отворачиваются, чтобы не слушать шума, споров и бесконечной болтовни" (с.30).Многие американцы относятся к политикам с нескрываемым цинизмом.
       Сегодня, чтобы победить в политических баталиях за доступ к властным структурам, необходимо "...привлечь неограниченные средства крупных корпораций и состоятельных людей", создать сеть из мозговых пиар-трестов и СМИ, поставив новейшие достижения технологии на службу своим интересам (с.42-43). Без денег, без рекламы вообще не стоит в Америке ввязываться в избирательную кампанию. Барак Обама разоблачает миф о независимой прессе - этом важнейшем элементе машины американской демократии. Он пишет: "Каждый репортер в Вашингтоне работает под давлением своих редакторов и продюсеров, которые, в свою очередь, несут ответственность перед издателями и владельцами кабельных сетей" (с.142).
       Что же касается самой избирательной системы, этого "чистилища", через которое прошел наш сенатор, то он сформулировал на основе своего богатого личного опыта блестящий афоризм: "Без преувеличения можно сказать, что избиратели теперь не избирают своих представителей, скорее наоборот - представители выбирают избирателей" (с.118)
       Сенат США является инструментом защиты богатых от бедных (с.87). Вспоминая историю Сената, Барак Обама пишет, что "долгие десятилетия любезные, образованные люди вроде сенатора Ричарда Рассела от штата Джорджия (в честь которого названо самое элегантное здание Сената) пользовались обструкцией для того, чтобы не пропустить в Сенат любой закон, относящийся к области гражданского права, - о правовых отношениях, условиях найма на работу, запрете линчевания. Словами, правилами, процедурами и прецедентами, то есть силой закона, сенаторы южане многие годы подавляли черных так, как этого не смогло бы сделать никакое насилие" (с.93).
       Всем хорошо известно, что спонсоры, финансировавшие избирательную кампанию того или иного сенатора или конгрессмена, ждут от него "отдачи". Иначе зачем было инвестировать в него деньги? Деньги должны приносить прибыль. Словом, политики стали заложниками спонсоров, которые оказывают на них постоянное давление. А для самих законодателей политика превратилась в средство обогащения. Как пишет Барак Обама, сенаторы, "конечно же, не принимают из рук в руки пачки наличных денег", но " с радостью окажут всяческую помощь спонсорам и будут спать спокойно, пока не придет время порочной практики лоббирования тех, кем они когда-то управляли" (с.124-125).
       Подводя итог своим размышлениям о функционировании политической системы своей страны, Барак Обама пишет: "...борьба существует. Иногда наши ценности входят в конфликт, потому что каждый человек склонен их искажать или переоценивать. Расчет на свои силы и независимость могут обернуться себялюбием и вседозволенностью, целеустремленность - скупостью или желанием успеха во что бы то ни стало. Не раз в нашей истории патриотизм скатывался к шовинизму, ксенофобии, враждебности к инакомыслящим; на наших глазах вера обращалась уверенностью в собственной непогрешимости, узостью мышления и жестокостью по отношению к другим. Даже стремление к благотворительности может вылиться в высокомерие..." (с.66).
       Внешняя политика. Барак Обама перед тем,как дать характеристику современной внешней политике США, обратился к истории ее становления. Он, разумеется, не мог обойти тему столкновений с индейскими племенами и мексиканцами. Оправдывая первопроходцев, он ссылается, безо всякого основания, на "предначертание судьбы". В чем состояла эта "судьба" мне совершенно непонятно. Таким образом, можно оправдать любые колониальные захваты и порабощение народов Африки, Азии, Латинской Америки, Океании другими государствами. Европейцы оправдывают свои колониальные войны тем, что они, якобы, являлись носителями прогресса. О каком прогрессе может идти речь, например, в войнах, которые вела Испания на том же американском континенте ради золота и серебра, уничтожая на своем пути великие цивилизации ацтеков, майя и множества других народов? И еще он пишет, что "...завоевание, как и рабство, противоречило принципам основания Америки, его склонны были объяснять в расистских терминах, это было завоевание, полностью впитать которое американской мифологии всегда было трудно, но которое другие страны признавали тем, чем оно являлось, применением грубой силы" (с.313). Все-таки Бараку Обама не откажешь в искренности, хотя в данном случае оправдание им агрессии какими-то "высокими принципами Америки" является не больше, чем отрыжкой той же мифологии.
       Обращаясь уже к новейшим временам, Барак Обама пишет о двусмысленности внешней политики США, вызванной "смесью борющихся импульсов" (с.312). С одной стороны, он пишет о тенденции "...рассматривать страны и конфликты сквозь призму холодной войны", отмечая при этом "неустанное поощрение нами капитализма американского стиля и многонациональных корпораций; терпимость к тирании, коррупции и ухудшению экологической обстановки, а иногда и притворство, если это служило нашим интересам" (с.311). С другой стороны, он пишет о дальновидности американской внешней политики, ее соответствии высоким идеалам и интересам других народов. Единственное, что объективно может оправдывать силовые акции Америки и других стран-метрополий "старой Европы", это то, что они навязывали другим народам более прогрессивный буржуазный строй вместо варварства и феодализма. Однако этот прогресс всегда сопровождался насилием и возрастающей ненавистью порабощенных народов к колонизаторам.
       Следующая фраза Барака Обама довольно цинична по своему содержанию, как и вся американская внешняя политика. Он пишет: "Америка никогда не проводила систематической колонизации, как европейские страны, но она избавилась от всех комплексов, не дававших вмешиваться в дела стран, которые она сочла стратегически важными" (с.314). "Так что к началу двадцатого столетия мотивы внешней политики США очень мало отличались от мотивов других великих держав, движимых соображениями "реальной политики" и коммерческими интересами" (там же). Однако не только коммерческие интересы американских корпораций и банков определяли содержание американской внешней политики. Огромное значение имели при ее формировании интересы ВПК. И Барак Обама об этом пишет: "Со временем "железный треугольник" из Пентагона, оборонных подрядчиков и конгрессменов из округов с большими оборонными расходами обрели большую власть и стали формировать внешнюю политику США" (с.319).
       Важнейшими инструментами, которыми пользуются США на международной арене, являются МВФ и Всемирный банк. Не могу не привести довольно длинную цитату, в которой Барак Обама дает оценку деятельности этих международных финансовых институтов, созданных в 1944 году по инициативе США. Он пишет: "Под руководством Вашингтона Международный валютный фонд, созданный после Второй мировой войны для того, чтобы стать последним кредитором в критической ситуации, многократно вынуждал находящиеся в финансовом кризисе страны, такие как Индонезия, проводить болезненные реорганизации (резкое повышение процентных ставок, сокращение субсидирования расходов правительства на социальные нужды, прекращение субсидирования ключевых отраслей), которые приносили большие трудности народам этих стран, - такую горькую пилюлю мы, американцы, себе вряд ли прописали бы.
       Другая ветвь мировой финансовой системы, Всемирный банк, славится тем, что финансирует крупные дорогие проекты, которые приносят пользу высокооплачиваемым консультантам и местной элите с хорошими связями, но мало полезны простым гражданам - хотя как раз эти простые граждане и вынуждены расплачиваться, когда приходит время выплаты долга" (с.355)
       Однако у читателя не должно остаться впечатления, что Барак Обама только тем и занимается, что критикует внешнюю политику своей страны. Он является ее ярым апологетом. Чего стоит следующее его заявление: "Когда мы не защищаемся от прямой военной угрозы, в нашем распоряжении есть время; наша военная сила становится всего лишь одним из множества инструментов (хотя и необычайно важным), призванных оказывать влияние на события и продвигать наши интересы в мире - интересы в сохранении доступа к ключевым энергетическим ресурсам, в сохранении стабильности финансового рынка..." (с.346).
       Внешняя политика США сводится не только к военным операциям, продвижению предпринимателей на рынки других государств, содействию размещения инвестиций и т.д., но и к распространению "американского образа жизни", массовой культуры. Барак Обама, посетив Москву и Киев, обратил внимание на новые явления в постсоветской действительности, которые возникли под влиянием американцев: кортеж из джипов, за рулем которых сидели крепкие парни - охрана русского миллиардера-олигарха; группы угрюмых подростков в футболках и волочащихся по земле джинсах, передающие друг другу сигареты, слушающие плееры и т.д.
       Но миссия Америки значительно шире по своим целям. Она, по словам Франклина Делано Рузвельта, состоит в создании мира, основанного на четырех основных свободах: на свободе слова, свободе вероисповедания, свободе от нищеты и свободе от страха. И Америка преуспела в реализации этих свобод, особенно свободы от нищеты и свободы от страха. Сегодня половина населения земного шара, примерно три миллиарда людей живет менее, чем на два доллара в день. Разве это не достижение американской внешней экспансии капитала во всех частях света!? А что касается свободы от страха, то последние выборы президента в Афганистане убедительно показали, каковы реальные плоды продвижения американской свободы и демократии.
       Дерзость надежды. Любая книга не может быть идеальной, ибо на свете не существует идеальных людей. Во взглядах Барака Обама на историю и современную жизнь в Америке - немало противоречий и в этом убеждаешься, читая его творение страницу за страницей.
       Я уже отмечал фундаментальное несоответствие его кредо из трех пунктов с его же оценками реалий жизни американского общества.
       Барак Обама не пытается скрыть своих взглядов. Его искренность подкупает. Например, он как потомок афроамериканцев не может закрыть глаза на трагические страницы истории Америки, на противоборство сторонников отживающего свой век расизма со сторонниками защиты прав человека, независимо от расовой или национальной принадлежности. И тем не менее он пишет: "Как же могу я, американец, в жилах которого течет африканская кровь, принять какую-либо сторону в этом споре? Никак. Я очень люблю Америку, вложил и свою лепту в ее процветание, очень привязан к ее устройству, красоте и даже безобразию, и я, в общем, мало сосредотачиваюсь исключительно на обстоятельствах ее рождения. Но я не могу сбрасывать со счетов ни масштаб совершенных здесь злодеяний, ни призраков прошлого, ни открытых ран и болезней, которые все еще терзают нашу страну" (с.111).
       Идея, которую он пропагандирует, просто говоря, сводится к тому, что американцев не должны разделять никакие противоречия, независимо от их социального положения, принадлежности к той или иной религиозной общине или национальности. Нужно всем объединиться и тогда "мы сумеем сделать что-нибудь значительное" (с.6). Собственно, ничего оригинального в такой позиции нет. Ее пропагандируют все националисты во всех странах мира. Но, спрашивается, как можно не видеть того, что интересы американцев далеко не всегда совпадают. Как можно заставить миллиардера и нищего, живущего годами под мостом в Чикаго или в другом городе Америки, слиться в экстазе патриотизма?
       Дерзость надежды - это великолепная вещь. Но если она не рациональна, то превращается в обывательскую маниловщину.
       1
      
      
       12
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 01/12/2009. 39k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.