Паульман Валерий Федорович
Вторая волна глобального экономического кризиса или его пятый этап?

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 22/09/2021.
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Размещен: 11/11/2012, изменен: 11/11/2012. 34k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Вторая волна глобального экономического кризиса или его пятый этап?

       Мировая экономика вступила в пятый этап кризиса (о предыдущих четырех этапах см. в статье "Системный анализ экономического кризиса". lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/).
       Особенностью нынешнего, пятого этапа глобального экономического кризиса является то, что все наиболее характерные черты пятого этапа, порожденные ранее, переплелись и действуют одновременно, усиливая его разрушительную силу.
       Рассмотрим динамику некоторых основных факторов нынешнего этапа кризиса. При этом непременно следует иметь в виду, что глобальная экономика представляет собой многофакторную динамично развивающуюся суперсистему, структурно состоящую из качественно неоднородных взаимосвязанных блоков, и в силу этого характер кризисных явлений по отдельным странам и регионам существенно различается. Например, проявление кризиса различно в Китае и Европейском Союзе, Индии и США, Египте и Венесуэле и т.д.
       Приведу простой пример. Территориальный спор с Китаем из-за необитаемых островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море бьет по экономике Японии и может усилить спад в мировом масштабе. Новые данные о торговле показывают, что после того как в начале сентября обострился конфликт из-за островов, торговля между двумя державами стала снижаться. В сентябре она уменьшилась на 14,1% по сравнению с уровнем 2011 года. Япония страдает от этого сильнее, чем Китай, так как больше зависит от экспорта в Поднебесную.
       Ухудшение перспектив экономического развития, особенно в развитых странах, в существенной мере связано с продолжающимся кризисом в сфере занятости, ибо увеличение числа безработных отрицательно сказывается на величине покупательского спроса, увеличивает дефицит государственного бюджета и накаляет в обществе социальную напряженность, не говоря уже о страданиях десятков миллионов людей.
       По данным Международной организации труда (МОТ) в мире в начале 2012 года насчитывалось свыше 200 млн. человек безработных (это самая высокая отметка в истории статистических наблюдений), при этом численность безработных в возрасте до 24 лет составила около 75 миллионов (12,6%). Уровень безработицы в США в октябре поднялся до отметки 7,9%. В Европейском Союзе на конец октября 2012 года показатель безработицы после 16 месяцев непрерывного роста, составил 11,6% (18,5 млн. человек), что стало рекордом за весь период наблюдения. Испания по-прежнему лидер по безработице - 25,8%. В Греции этот показатель составил в августе месяце 25,4%. В Португалии безработица осталась на уровне июня - 15,7%, в Хорватии она выросла до 15,2%, а в Ирландии - до 15,1%. Безработица среди молодежи в Европейском союзе в 2011 году составила - 21,4%; при этом в Испании - 46,4%.
       Таковы данные официальной статистики. Однако реальное положение дел с безработицей значительно хуже. Так, например, по данным Gallup, по итогам 2011 года реальная безработица среди женщин в России составляла около 22%, а среди мужчин - 19%. При этом официальная безработица по данным российских служб занятости по итогам прошлого года составила 1,4% (в 14 раз меньше, чем по данным Gallup), а по подсчетам Росстата - 6,6% (почти в три раза меньше).
       По сведениям той же Gallup, например, в США на самом деле безработица составляет 39% для мужчин и 30% - для женщин. По данным источника http://www.zerohedge.com, доля работающих в суммарных трудовых ресурсах США упала до нового 2 летнего минимума - 64,1%-. Численность трудовых ресурсов США в июне т.г. составила 153,4 млн. человек, а отношение количества работающих к суммарному населению упало до 58,2%, - самого низкого уровня за многие десятилетия.
       Средняя продолжительность периода без работы и количество неработающих граждан, желающих получить работу, находится на исторических максимумах. Средняя продолжительность периода без работы в США составляет 39,9 недель: Количество неработающих граждан, желающих получить работу, достигло нового максимума в 7,1 млн. человек. Число же участников Программы дополнительной пищевой помощи (SNAP), также известной как "талоны на питание", поставило очередной рекорд, достигнув уровня в 44,6 млн. человек. Это означает, что каждый десятый американец не может прожить без продовольственной помощи!
       Следующими ключевыми показателями кризиса в экономике являются рост государственного долга, а также дефицита государственного бюджета.
       Государственный долг США к началу сентября текущего года составил свыше 16 триллионов долларов, что стало абсолютным рекордом за всю американскую историю (установленный законом потолок госдолга США составляет 16,394 триллиона долларов). Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные Министерства финансов США. Еще в 2007 году госдолг США составлял 9 трлн. долларов, увеличившись за время текущего кризиса в 1,8 раза. На США приходится более трети всех государственных долгов планеты. Если правительство и Конгресс США не придут к согласию, то в январе 2013 года автоматически вступят в силу меры по снижению объемов госдолга - произойдет автоматическое и одномоментное сокращение госрасходов, которые оцениваются в размере до 4-5 процентных пунктов от ВВП страны. Оно вступит в силу с января 2013 года. А это - угроза не только для экономики США, но и для всей мировой экономики.
       Дефицит бюджета США на 2012 финансовый год (закончился 30 сентября) составил свыше 1,1 трлн. долларов. Экономика США переживает сегодня самые худшие времена за все историю своего существования. Доллар давно не поддерживается золотым резервом, его печатают день и ночь без остановки. Валюта начинает терять позиции мирового лидера. Все больше инвесторов предпочитают хранить свои деньги в валюте развивающихся стран.
       В Евросоюзе общая сумма государственного долга в 2011 году превысила 10,4 трлн. евро увеличившись против 2007 года на 3,1 трлн., составив 82,5% от суммарного ВВП 27 стран.
       По данным Министерства финансов Японии, совокупный государственный долг Японии в 2011 финансовом году, который закончился 31 марта 2012 года, достиг рекордной отметки в 959,95 трлн. иен (около 12 трлн. долларов). По прогнозам МВФ, Япония станет лидером среди развитых стран в 2012 году с объемом госдолга в 235,8% ВВП.
       Объем международных валютных операций в мире до сих пор в полной мере не восстановился после банкротства Lehman Brothers в сентябре 2008 года, сообщил швейцарский Bank for International Settlements (BIS), который называют "банком центробанков". Такой вывод он сделал на основе результатов опроса центробанков и электронных торговых площадок, который проводит каждые три года. До банкротства Lehman Brothers, объем валютных операций составлял в среднем 4,5 трлн. долларов в день, а к апрелю 2009 года он упал до 3 трлн. в день. В начале 2012 года объем валютных операций составлял 4,2 трлн. долларов в день. Приблизиться к докризисному уровню рынку помогли в основном активные действия центробанков, отмечает агентство Bloomberg. Они во главе с Федеральной резервной системой США (ФРС) "залили" рынок наличностью.
       К настоящему времени эпицентр мирового кризиса сместился в Западную Европу. Наряду с долговым кризисом, особенно острым в Греции, Португалии, Ирландии, Испании и Италии, крайне неустойчивым является банковский сектор Евросоюза, который многими нитями связан со всей финансовой системой капиталистического мира и, в частности, с банками США. После двукратных вливаний дешевых кредитов на сумму один трлн. евро (под 1%) в банки Евросоюза, которые провел ЕЦБ, лидеры Евросоюза продолжили лихорадочный поиск дополнительных мер по недопущению краха банковской системы. В Еврокомиссии родилась новая идея - создать единую систему контроля за банками ЕС, число которых превышает 6 тысяч. Создание банковского союза должно пройти в три этапа. Сначала европейский монетарный регулятор наделят надзорными полномочиями. Затем будет создан специальный фонд, из которого будут финансировать проблемные банки. И, наконец, будет создана схема защиты вкладов граждан по всей еврозоне. Однако инициатива Комиссии вызвала среди членов Евросоюза неоднозначную реакцию. Так, локомотивы Сообщества - Франция и Германия -- не хотят нести ответственность за слабые ирландские и испанские банки. Противостояние сторон грозит затянуть реализацию плана еврокомиссара по внутренним рынкам Мишеля Барнье. Вместе с тем быстрое создание единого банковского союза имеет большое значение для Испании и ряда других преддефолтных стран, так как создание единого надзорного органа под эгидой ЕЦБ является необходимым условием получения финансовой помощи из нового фонда спасения -- Европейского механизма финансовой стабильности (ЕМФС), который должен будет оказывать помощь банкам напрямую, минуя госструктуры. В ЕМФС предполагается направить 500 млрд. евро для дальнейшей рекапитализации банков. 10 сентября 2012 года министры финансов 17 государств еврозоны в Люксембурге дали старт новому Европейскому стабилизационному механизму (ЕСМ). В его распоряжении должно быть 700 млрд. евро. Впервые предусмотрен и наличный капитал. Это 80 млрд. евро. Хотя сумма не слишком велика, надеются, что это обеспечит доверие инвесторов, если ЕСМ в соответствии с имеющейся банковской лицензией выйдет на рынок за дополнительными средствами. Наличные еще нужно собрать со всех 17 стран еврозоны. Срок - до 2014 года. Собственно, только тогда фонд сможет развернуть деятельность в полном объеме. Пока же будет функционировать и старый ЕФФС. Еще одним камнем преткновения является формирование бюджета Европейского союза на предстоящий период. Премьер-министр Дэвид Кэмерон отвергает пожелания Европейской Комиссии насчет увеличения бюджета. Лондон опасается, что из-за этого лишится скидки на британский взнос в брюссельскую кассу. В беседе с Sunday Telegraph и Би-би-си глава правительства заявил, что не допустит этого "ни в коем случае", а если бюджет ЕС будет "расширен массивно", то наложит на него британское вето.
       Не могу здесь не воспроизвести экстравагантного предложения Джорджа Сороса по спасению еврозоны. Корреспондент "Вестей ФМ" Регина Севостьянова 12 сентября 2012 года сообщила на этот счет некоторые подробности: "По мнению Сороса, только Германия может повлиять на кризисную ситуацию, в которую попала вся Европа. Идеально, с точки зрения миллиардера, самой богатой стране ЕС выйти из альянса. В противном же случае немцам придется еще активнее финансировать страны-должники. Создается замкнутый круг. Берлин требует от стран, по которым наиболее сильно ударил кризис, исполнения мер жесткой экономии. И сами же эти меры приводят к снижению потребительской активности и блокируют выздоровление еврозоны. "Германия должна или взять на себя ответственность за Европу по принципу выплывем или тонем вместе, или уходить из еврозоны",-- заявил Джордж Сорос в интервью "Файнэншл Таймс". Спасать валютный союз следует с помощью поддержки экономического роста и создания единого финансового регулятора, который возьмет на себя обязательства по всем европейским облигациям. В начале июня знаменитый миллиардер давал Европе три месяца на то, чтобы побороть кризис. За это время должна была быть создана единая система гарантий по депозитам, странам Европы должна была быть предоставлена помощь, а ЕЦБ должен был снизить стоимость рефинансирования для стран периферии. Однако ни одно из этих условий, обязательных, по мнению Сороса, для выживания евро как валюты, не было выполнено. При таком развитии событий должники начнут отказываться от двухуровневой системы Европы, общий рынок ЕС будет уничтожен и начнется беспорядочный распад еврозоны. Ситуация будет только ухудшаться, и в итоге Европа будет жить хуже, чем до объединения. Теперь у Европы остался последний шанс на спасение -- Германия должна пожертвовать собой: или отказаться от евро, или разделить все долги еврозоны, заявил миллиардер".
       Нельзя, рассматривая кризис в Западной Европе, не упомянуть и о таком негативном явлении, как значительный дефицит торгового баланса. Все последние десять лет он был отрицательным. Общая сумма дефицита по 27 странам Европейского Союза в 2011 году составила почти 159622 млн. евро, причем самые большие суммы у Великобритании - 123197 млн. евро и у Франции - 84620 млн. евро. Дефицитным стал и текущий счет платежного баланса - явление неслыханное для экономически развитой Европы.
       Естественно, возникает вопрос, - каким образом Испания и другие южные страны Европы оказались в таком сложном финансовом положении, хотя известно, что их банки получали огромные суммы межбанковских кредитов? Ответ на этот вопрос элементарно прост. Например, немецкие банки покупали ипотечные облигации испанских банков, а те, в свою очередь, использовали эти деньги для финансирования покупки недвижимости. Другие формы трансграничного инвестирования, к примеру, прямые инвестиции корпораций, составляли лишь малую долю. Вот почему оборотной стороной этих потоков капитала был резкий рост долгов испанского частного сектора. Конечно, немецкие банкиры знали, чем занимаются испанские коллеги, и на самом деле они немало рисковали, принимая недвижимость в качестве обеспечения долга.
       Спрашивается, а чем лучше была практика выдачи необеспеченных кредитов для покупки жилых домов в США, породившая к 2007 году огромный пузырь в сфере недвижимости и ставшая пусковым механизмом глобального финансового кризиса?
       Однако теперь настало самое время переместиться из Европы в США. И здесь также вовсю идет борьба за выживание. Знаменательное событие произошло в начале сентября т.г. Комитет по открытым рынкам ФРС США по итогам двухдневного заседания все же решился предпринять дополнительные шаги для стимулирования экономического роста. Был объявлен третий этап программы количественного смягчения (Quantitative easing, QEIII). Кроме того, было принято решение сохранить базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в 0-0,25% как минимум до середины 2015 года. На предыдущие два этапа программы Quantitative easing ФРС затратила, в общей сложности, 2,3 триллиона долларов. Эти расходы помогли регулятору понизить ставки по ипотечным кредитам до исторически минимальных отметок и в определенной мере стабилизировать рынок жилой недвижимости. Однако их оказалось недостаточно для коренного улучшения ситуации, что подтолкнуло ФРС начать прошлой осенью "Операцию Твист", в рамках которой до конца текущего года будет потрачено еще 667 миллиардов долларов. ФРС должна продолжать покупать облигации до тех пор, пока уровень безработицы не снизится до 7,25%, и удерживать ставки в районе нуля пока уровень безработицы не снизится до 6,25%. Помимо этого, ФРС может по завершению в конце года программы "Твист" принять решение об увеличении объемов выкупа активов в рамках программы QEIII, в том числе за счет покупок казначейских бумаг. Однако на пути реализации этих двух программ, которые должны сократить уровень безработицы и повысить темпы роста экономики, встали непреодолимые трудности. О них сообщил сам глава ФРС Бернанке. По его словам, помимо объективных факторов, например, старения трудоспособного населения, есть еще одна крупная проблема -- многие американцы попросту отчаиваются найти работу и уходят с биржи труда. Фактически это препятствует учету незанятого населения и формально приводит к сокращению показателей по безработице. Действуют и внешние факторы: Европе пока не удается преодолеть долговой кризис, а Китай продолжает бороться с замедлением темпов роста. Однако если у азиатской страны есть обширные финансовые резервы, то США таковыми не располагают (о чем выше уже было сказано). К вышесказанному следует добавить, что ФРС регулярно проводит стресс-тесты банков. Во время последнего стресс-теста провалился банк Citigroup, получивший в свое время наибольшую поддержку от государства. Аналогичные негативные результаты у банков SunTrust и Ally Financial и единственной страховой компании, принимавшей участие в тестировании, -- MetLife. Не лишне заметить, что по данным на конец июля т.г. прибыль банков Wall Street (JPMorgan Chase & Co, Bank of America Corp. (BofA), Citigroup Inc., Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley) упала до самого низкого показателя, который был во время финансового кризиса 2008 года.
       Дальнейшее развитие глобального кризиса во многом зависит от позиций всемирной расчетной валюты - доллара. С момента отказа США от Бреттон-Вудских соглашений и отречения от золотого стандарта в августе 1971 года прошло 42 года. И в настоящее время вновь назревает очередная акция с долларом. Она вызвана тем, что общая сумма долларов и долларовых ценных бумаг, выпущенных с тех пор ФРС и финансовыми институтами, поддерживаемыми ФРС, превосходит не только ВВП США, но даже мировой ВВП. Очевидно, что США не в состоянии выплатить этот долг. Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.
       Фактором, обладающим огромной силой воздействия на динамику экономических процессов, является спекуляция на валютных, фондовых и товарных биржах. Именно она наряду с конкуренцией обусловливает стихийность поведения рынков (см. мою статью "О спекуляции" по адресу lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/).Спекулянты пользуются любыми значимыми событиями в политике и экономике, способными внести серьезные коррективы в нормальный ход воспроизводства товаров и услуг, чтобы на разнице цен заработать прибыль, как это сегодня, например, происходит с ценами на продовольствие из-за неурожая в США, России, Украине и ряде др. стран. Естественно, что они нередко становятся и "жертвами" дезинформации, которая специально распространятся в их рядах соперниками по спекулятивным сделкам. И вообще любые операции на биржах являются спекуляцией.
       Даже глава МВФ Кристин Лагард на одной из своих пресс-конференций вынуждена была обратить внимание на то, что сегодня все внимание спекулянтов сфокусировано на мировых ценах на нефть, напрямую зависящих от ее поставок на рынок от санкций в отношении Ирана, который является крупнейшим производителем и поставщиком этого вида сырья.
       Как сообщает источник oilnergy.com, объяснения динамики цен на нефть, как в рамках военной угрозы, так и в рамках нефтяного пика далеки от истины. Как и в момент астрономического роста цен летом 2008 года, когда нефть на фьючерсных рынках на короткое время подорожала до $147 за баррель, цена на нефть сегодня растет из-за спекулятивного давления на нефтяные фьючерсные рынки со стороны хедж-фондов и крупных банков, таких как Citigroup, JP Morgan Chase и особенно, Goldman Sachs. Последний всегда чует, когда и где будут большие баксы, которые можно взять без больших усилий, делая безошибочную ставку. Они получают щедрую помощь от американского правительственного агентства, которое ответственно за регулирование финансовых производных - Commodity Futures Trading Corporation (CFTC).
       Как сегодня функционирует рынок т.н. "бумажной нефти"? Источник Morgan Korn, Oil Speculators Must Be Stopped and the CFTC "Needs to Obey the Law": Sen. Bernie Sanders, Daily Ticker, March 7, 2012, accessed in http://finance.yahoo.com/blogs/daily-ticker/oil-speculators-must-stopped-ctfc-needs-obey-law-182903332.html сообщает, что "...с тех пор как в 1980-х Goldman Sachs купил J. Aron & Co., опытного торговца предметами потребления, торговля сырой нефтью ушла от покупателей и продавцов и от поставок физической нефти на другой рынок, где ежедневные цены на нефть определяются нерегулируемыми спекуляциями на нефтяных фьючерсах, ставками на цену данного сырья на определенную будущую дату (обычно через 30 или 60 или 90 дней), а не фактическим заказом на поставку физической нефти.
       В последние годы дружественный Уолл-Стриту (и финансируемый им) американский Конгресс принял несколько законов, чтобы помочь тем банкам, которые заинтересованы в торговле нефтяными фьючерсами, среди которых и тот, который в 2001 году позволил банкроту "Энрон" безнаказанно создать финансовую пирамиду, стоившую миллиарды долларов, прежде чем эта компания обанкротилась.
       Закон о Модернизации товарных фьючерсов 2000 (CFMA) был подготовлен Тимом Гейтнером. CFMA в действительности дал внебиржевой (между финансовыми учреждениями) торговле деривативами в области энергетических фьючерсов полную свободу, отсутствие какого-либо надзора со стороны правительства США. Нефть и другие энергетические продукты были освобождены тем, что позже будет названо лазейкой "Enron".
       СМИ наводнены информацией о спекулятивных сделках. Но дело не столько в самих фактах. Важно понять, что спекуляция, являясь важнейшим фактором динамики рынков, в условиях глобального экономического кризиса углубляет его, сводя на нет различные попытки государственных и международных структур упорядочить течение экономических процессов.
       Подведем итог. Мы рассмотрели только семь основных факторов, влияющих на мировую экономику на стадии очередного, пятого этапа кризиса. Разумеется, таких факторов значительно больше и рамки статьи не позволяют их проанализировать. Например, такие важные факторы, как политический, а также набирающее мощь протестное движение трудящихся масс.
       Сегодня можно с уверенностью сказать, что кризис усиливается, что находит свое выражение не только в росте уровня безработицы, увеличении объема суверенного долга ведущих стран мира, в снижающихся темпах прироста мирового объема производства, импорта и экспорта, в сокращении объема международных валютных операций, но также в понижении кредитных рейтингов банков, корпораций, даже целых стран и их региональных образований различными международными агентствами. Достаточно взглянуть на таблицу оперативной отчетности Евростата, чтобы убедиться в том, что кризис набирает обороты (Selected Principal European Economic Indicators. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/euroindicators/peeis).
       Пока трудно предсказать, чем завершится нынешний пятый этап кризиса - коллапсом или стабилизацией. На динамику кризиса одновременно влияют многие факторы, в частности, экономическая политика стран БРИКС. Возможно, когда глобальная экономика вплотную подойдет к краю пропасти, все-таки сработает инстинкт самосохранения и будут предприняты радикальные меры, чтобы избежать ее краха. Пока же такой решимости не наблюдается, о чем вынуждены были написать 16 июля т.г. в своем очередном докладе (www.imf.оrg) эксперты МВФ ("Очевидно, что сохраняются крупные риски ухудшения ситуации, что объясняется рисками запоздалых или недостаточных мер политики"). Ясно одно, что латание "тришкиного кафтана", как это сейчас происходит в Евросоюзе в условиях острейших разногласий, не может спасти Европу от катастрофы. Недаром в начале сентября т.г. международное агентство Moody's изменило прогноз по кредитному рейтингу в целом Евросоюза со "стабильного" на "негативный". В докладе агентства отмечается, что нынешние изменения связаны с ослаблением позиций ведущих экономик Европы. Причем характерно, что этот шаг последовал вскоре после того, как ЕЦБ обнародовал новый план по стабилизации финансового рынка. В частности, ЕЦБ намерен скупать обесценивающиеся гособлигации проблемных стран. План ЕЦБ, однако, вызвал очень резкую критику со стороны финансового и политического руководства Германии; там считают, что скупка гособлигаций приведёт к росту инфляции и ни в коем случае не может считаться надёжным долгосрочным решением проблем.
       Систематически снижаются рейтинги и по многим странам еврозоны и крупным банкам. Рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг Испании еще на два пункта в связи с невнятной бюджетной политикой и нечеткими структурными реформами. Теперь страна находится в шаге от "мусорного" рейтинга, когда инвестиции в национальную экономику уже становятся непривлекательными. S&P снизило рейтинг Испании с "BBB+" до "BBB-". Краткосрочный рейтинг страны был урезан на одну ступень - с "A-2" до "A-3". Прогноз по долгосрочному рейтингу остается негативным, то есть и в дальнейшем может снижаться, если экономическая ситуация в стране не стабилизируется. По оценкам S&P, по итогам 2012 года испанская экономика сократится на 1,8%, а в 2013-м -- еще на 1,4%. Примечательно, что понижение рейтинга последовало после запуска Европейского стабилизационного механизма. S&P понизило рейтинг таких банков, как Banco Bilbao Vizcaya Argentaria S.A. (BBVA), с ВВВ+ до ВВВ-, CaixaBank - с ВВВ до ВВВ- и Santander - с А- до ВВВ-. Кроме того, на одну ступень были понижены рейтинги четырех банков, рассчитывающих на экстренную финансовую поддержку от государства: Banco de Sabadell S.A. (Sabadell), Banco Popular Espanol S.A. (Popular), Bankia S.A. (Bankia) и Banco Financiero y de Ahorros S.A."Негативный" прогноз был объявлен по долгосрочным рейтингам трех банков, а именно Banco Santander S.A., BBVA и Barclays Bank S.A. (BBSA). (http://top.rbc.ru/economics/16/10/2012/674491.shtml)
       Обозреватели отмечают, что банки Европы уже вдоволь "наелись" токсичными активами. Как прогнозирует МВФ, европейские банки из-за политики регуляторов до конца 2013 года будут вынуждены сократить балансы на 2,8 трлн. долларов по базовому сценарию или 4,5 трлн. долларов по пессимистическому сценарию, что приведет к дальнейшему спаду кредитования. В результате сокращения балансов и задолженности банков наиболее сильно пострадают банковские системы Греции, Кипра, Ирландии, Италии, Португалии и Испании. Экономисты МВФ также обращают внимание на продолжение оттока капитала из периферийных стран еврозоны в экономически наиболее стабильные государства региона. По данным МВФ, из Испании за 12 месяцев, завершившихся 30 июня 2012 года, вывели 296 млрд. долларов.
       Патовая ситуация сложилась и в США; она выражается в противостоянии демократов и республиканцев по поводу мер для погашения огромного госдолга и сокращения дефицита федерального бюджета. Словом, как говорится в басне И.Крылова "Лебедь, рак и щука":
       "Когда в товарищах согласья нет,
       На лад их дело не пойдет,
       И выйдет из него не дело,
       Только мука".
      
       Разногласия в подходах к урегулированию накопившихся кризисных проблем проявились и на последнем пленарном заседании ежегодной 66-ой сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка, состоявшейся в Токио 12-14 октября с участием глав экономических министерств ведущих стран мира. Первые разногласия выявились сразу же, когда глава МВФ Кристин Лагард предложила дать Греции дополнительные два года на достижение целевых показателей бюджета. На это министр финансов Германии Вольфганг Шойбле ответил резкой критикой. "Проблемы Греции должны решаться в Греции", -- заявил он. Министр финансов Швеции Андерс Борг сказал, что, исходя из текущего положения дел, Греция вполне вероятно выйдет из еврозоны; причем нельзя исключить того, что это может произойти в ближайшие полгода. Кстати, согласно прогнозам Фонда Рубини, вероятность того, что Греция и Португалия останутся в еврозоне, составляет только 10%. Разнобой имел место не только по урегулированию долгового кризиса в Греции, но также и по другим наболевшим проблемам: и по кризису в Европейском Союзе, и по фискальному "обрыву" в США ("фискальный обрыв" -- ситуация, когда резкое прекращение налоговых льгот совпадает сокращением госрасходов), и по обострившимся отношениям между Китаем и Японией и т.д. Как заявил министр финансов России Силуанов, все делается на ощупь, вслепую, без общего понимания, что будет дальше, какие объемы ликвидности потребуются, к каким последствиям это может привести.
       Недавно МВФ опубликовал самый мрачный прогноз с 2009?г (http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/pdf/exesum.pdfо) по росту мировой экономики. Еще три года назад он призывал к агрессивному стимулированию экономики за счет госрасходов, но сегодня простых рецептов предотвращения глобального кризиса у него нет. "Риски серьезного глобального замедления тревожно высоки. И пока в обозримой перспективе не видно никаких серьезных улучшений",-- констатирует МВФ в докладе о состоянии мировой экономики. Данный в июле прогноз по ее росту в 2012 году МВФ понизил с 3,5 до 3,3%, а в 2013 году -- с 3,9 до 3,6%. В отличие от 2009 года, когда МВФ призывал наращивать госрасходы, сейчас фонд не дает простого рецепта. Одним странам он советует сократить расходы, другим -- начать сложные реформы, а третьим, в том числе ФРГ, -- стремиться немного разогнать инфляцию для повышения конкурентоспособности еврозоны на внешних рынках. Развитым странам не удалось восстановить доверие инвесторов, полагают аналитики фонда: "Главный вопрос сейчас состоит в том, проходит мировая экономика лишь очередной этап турбулентности или текущее замедление темпов будет носить длительный характер. Ответ <...> зависит от действий европейских и американских политиков". А политики так и не могут на своих саммитах договориться, хотя бы по такому актуальному вопросу, как оказание помощи тонущим экономикам преддефолтных государств Европы. По данным СМИ, МВФ может мобилизовать в ближайшие 12 месяцев 385 миллиардов долларов для поддержки стран-членов организации. Это составляет менее трех четвертей нужд финансирования итальянского государства в 2012 году. Чтобы быстро увеличить размеры доступных средств, необходимо или занять эти средства у государств-членов организации, или разрешить МВФ занимать их на финансовых рынках. Непредвзятым экономистам и трезвомыслящим политикам известно, как дважды два четыре, что распространение кризиса невозможно остановить при помощи нынешних ресурсов европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) и МВФ.
       Возвращаясь к вопросу, заданному в заголовке статьи, можно на основе анализа динамики мирового экономического кризиса утверждать, что он не прерывался ни на минуту, переходя логично из одной стадии в другую. Никакой второй волны кризиса не существует. Просто происходит обострение накопившихся проблем на пятом этапе кризиса, когда срабатывают кумулятивный эффект и эффект бумеранга. И сколько времени продлится кризис, и превратится ли он в перманентный, предсказать сегодня с абсолютной уверенностью невозможно. Даже федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, выступая на региональном съезде возглавляемой ею партии "Христианско-демократический союз Германии" откровенно заявила, что для выхода Европы из кризиса нужен более длительный срок: пять лет и больше. А насколько больше? На этот вопрос ответа сегодня нет. А пока кризис набирает обороты и конца ему не видно.
       После Мексики роль председательствующего в G-20 берет на себя Россия. Мне бросилась в глаза одна фраза из доклада, который подготовил по этому случаю Минфин России: "Происходит замещение рыночного кредитования финансированием со стороны центральных банков при сохранении или даже увеличении бюджетных дефицитов без четких планов по их сокращению в среднесрочной перспективе. После каждого очередного раунда принятия решений, направленных на борьбу с кризисом, но не устраняющих его "коренных" причин, наступает краткосрочное "затишье". Однако затем ситуация на рынках снова накаляется. Эти качели "надо каким-то образом остановить". Вот именно - каким-то образом! А каким? Этого Минфин России не знает. И не только он. Не знают эксперты и ведущих международных организаций. В начале ноября главы МВФ, ОЭСР, МОТ, ВТО и Всемирного банка провели совместную встречу в Берлине. В итоге длительных дебатов они пришли к выводу, что "оздоровление мировой экономики по-прежнему протекает ненадежными путями, дальнейшие перспективы остаются неопределенными". Вот такова печальная ситуация с регулированием процессов в глобальной экономике, в которой сегодня правят бал стихия и спекулянты всех мастей.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    3

      
      
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 22/09/2021.
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 11/11/2012. 34k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.