Паульман Валерий Федорович
Абсолютные потребности и счастье

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 25/03/2014. 37k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:


    Абсолютные потребности и счастье

      
       "Если вы чувствуете себя счастливым, не анализируйте вашего счастья. Это было бы все равно, что раздробить красивую бабочку для того, чтобы лучше видеть её красоту".
       - Мантегацца Паоло
       "Это и есть счастье. Минута тишины перед тем, что тебя ждет".
       Эрих Мария Ремарк
       "Счастье - это когда твоя жизнь похожа на то, как ты хотел бы жить".
       Дина Дин
      
       Определению понятия "потребность" и ее взаимодействию с моралью посвящены параграф 3.7.2.монографии "Мир на перекрестке четырех дорог", а также статья "Потребности и мораль" (http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/). В данной же статье мы попытаемся разобраться о взаимоотношениях счастья и абсолютных потребностей.
       Под потребностью в самом широком смысле этой категории я понимаю внутреннюю необходимость того или иного субъекта в определенном круге и составе объектов, в осуществлении им на практике системы внутренних и внешних связей, т.е. совокупности актов жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство его общественного бытия, согласно биологическим, экономическим, социальным и нравственным закономерностям, регулирующим этот процесс.
       Потребности образуют исходный момент жизнедеятельности всех субъектов общества (индивиды, семьи, коллективы, региональные или отраслевые совокупности предприятий и организаций, социальные группы и классы, народы), а степень их удовлетворения влияет на характер воспроизводства субъектов, стимулируя наращивание объемов общественного производства и развитие воспроизводственного потенциала.
       В статье "Потребности и мораль" я подробно рассматриваю взаимодействие потребности на всех четырех различных стадиях ее бытия и движения (возникновение самой потребности, формирование интереса, определение цели и, наконец, действие по ее достижению, а, следовательно, и удовлетворению данной потребности) с моралью в трех основных ее формах: моральное сознание, моральные отношения и нравственная деятельность.
       Сейчас же мы постараемся уточнить, что следует понимать под абсолютными потребностями индивидов и их разнообразных общественных образований (субъектов), перечисленных выше. Понятие "абсолют" (лат. Absolutus -- безусловный, совершенный), от которого произошло прилагательное "абсолютное", - само по себе многозначно. Применительно к потребностям наиболее приемлемой является трактовка абсолютного, как нечто неограниченного и бесконечного. Однако использование этого прилагательного применительно к потребностям следует дифференцировать и должно быть чрезвычайно взвешенным. Так, например, существуют физиологические пределы потребления тех или иных продуктов питания для различных людей (в зависимости от их возраста, состояния здоровья и других факторов). Поэтому применение термина "абсолютное" в отношении потребностей людей в продуктах питания всегда имеет свои четкие границы. Их нарушение приводит к негативным последствиям для здоровья человека. Такого же рода ограничения могут существовать и для иных видов витальных потребностей. Например, человек не может одновременно носить два головных убора или две пары обуви. Отсюда следует принципиальный вывод: для определенных видов материальных потребностей термин "абсолютное", имея свои пределы, не может рассматриваться как нечто неограниченное. Это касается не только потребностей отдельных индивидов, но и потребностей других видов субъектов. Так, на металлургическом предприятии при изготовлении тех или иных сплавов металла существуют четкие количественные значения компонентов в соответствии с заданной технологией. Отсюда - и объемы потребностей предприятия в определенных видах металлов и сырья.
       Абсолютные потребности, как и все потребности, имеют свои структуры: видовые и уровневые. К видовым потребностям относятся физиологические, экономические, социальные, политические, духовные, нравственные, религиозные и т.п. потребности, которые взаимодействуют с элементами структуры морали. При этом следует иметь в виду, что у каждого субъекта имеется свой специфический стандартный набор абсолютных потребностей и своя система моральных норм и правил (например, профессиональных).
       А к уровневым относятся абсолютные потребности всех видов субъектов, существующих в человеческом обществе, а также человечества в целом. Все вышеназванные потребности образуют матрицу, в рамках которой следует, кроме того, выделять потребности рациональные и иррациональные (причем необходимо сразу же оговориться, что далеко не все абсолютные потребности могут быть признаны иррациональными). Названные признаки потребностей могут быть представлены в виде треугольной матрицы.
       Рассмотрим, по каким причинам некоторые абсолютные потребности следует считать иррациональными.
       Выше мы убедились в том, что потребности могут быть чем-то ограничены: или доходами, или нравственными правилами, или физиологическими возможностями и т.д. К примеру, некий миллиардер Х, который может позволить себе прибрести любую вещь в неограниченном количестве, в которой он нуждается, или которую просто из прихоти пожелает иметь, вдруг сталкивается с теми или иными ограничениями в удовлетворении своих потребностей в данной вещи то ли из-за правил морали, то ли из-за законов общества, то ли из-за противодействия другого индивида и т.п. Он, конечно, не задумываясь, может без всяких колебаний и угрызений совести пренебречь возникшими перед ним ограничениями. Чаще всего так оно и происходит, ибо данный миллиардер может безнаказанно проигнорировать общепринятые моральные нормы, так же поступить и с законом, нейтрализовать действия другого индивида, пользуясь всеми доступными ему средствами, не считаясь с расходами. Естественно, возникает вопрос, как назвать такое антиобщественное поведение миллиардера Х, пренебрегающего любыми ограничениями тех или иных его потребностей? Нет никаких сомнений, что такого рода его поведение, а, следовательно, и потребности, по принципу "что хочу, то и ворочу", иначе как иррациональными назвать нельзя, ибо они противоречит разумной трактовке этических правил поведения нормального человека в обществе. Или, например, какой смысл справлять нужду в туалете из чистого золота? Или зачем иметь несколько яхт, одна краше и больше другой? Иначе, как блажью мотивы такого поведения человека назвать нельзя.
       В "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля (тт. 1-4, 1863-66) слово БЛАЖЬ трактуется следующим образом: "...дурь, шаль, дурость; упорство, упрямство, своенравие; юродство; притворная дурь; временное помешательство, сумасбродство; мечты, бред, грезы на яву; вздор, нелепость, чепуха; несбыточные мысли, желания. На нею блажь находит, он дурит. Ты что напустил на себя блажь? Я из тебя блажь выжму. Несет какую-то блажь, и не поймешь его. Блажыо кричать, благим матом, недарово, изо всех сил. Производные или сродные с блажь слова, как и благой и благо с производными, распадаются, по значению, на два противоположные разряда, а частию даже двусмысленны: Блажить церк. ублажать, возносить, величать, прославлять; || в просторечие же: благовать, --ся, дурить, дурачиться, шалить, баловать, проказить, упрямиться; сумасбродить, сходить с ума, бредить, грезить наяву, нести вздор, чепуху; блажеть вологодск. сходить с ума, становиться блажным; блажной вля блажный, полоумный, шальной, взбалмошный; глупый, бестолковый, сбреховатый, вспыльчивый, горячий, крикливый, суетливый; беспокойный, неугомонный, своенравный, шаловливый. С блажным не сговоришь. С жиру ино и неблажной блажить. Смирное дитя одну руку, блажное обе отымает. || Смол. шутник, краснобай, лясник. Блажливый человек, шаловливый, беспокойный; на кого находит блажь, шаль, дурь. Блажливость ж. шаловливость, склонность проказить, чудить. Блажник м. --ница об. блажной, шалун. || Блажница, дом умалишенных. Блаженный, благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае; || сущ. угодник Божий, законно живущий. Блажен не ходящий на совет нечестивых. Блаженными или блаженною памятью поминаются усопшие государи и высшие духовные лица. Спереди блажен муж, а сзади -- вскую шаташеся. На словах -- сложен муж, а на деле -- вскую шаташеся. Блаженны мн. церковные стихи о блаженствах евангельских. || Блаженный пск. твер. пенз. блажной, шалун, повеса, проказник; || влад. вологодск. арх. ниж. калека, уродливый; юродивый, божий человек, малоумный, дурачок. Блаженство ср. счастие, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения. Блаженствовать, наслаждаться блаженством, душевным счастьем". Если выразить сказанное в Словаре коротко, то блажь - это нечто иррациональное, хотя оно может в отдельных случаях и приносить счастье
       Пределы иррациональности абсолютных потребностей в материальных благах, потребляемых отдельными индивидами или семьями, определяются разумными (рациональными) объемами повседневного использования тех или иных вещей. Какой смысл иметь сотню различных видов обуви или две сотни стульев в квартире? Исходя из вышесказанной логики, иррациональными абсолютными потребностями можно, как будто, назвать стремление иметь ненужные для нормальной повседневной жизни объемы или количества тех или иных материальных благ. Однако такое толкование абсолютных потребностей, с определенными оговорками, можно отнести не только к витальным потребностям индивидов. К числу иррациональных потребностей следует, например, безусловно, отнести потребности государств в оружии массового поражения, а преступных группировок - в продаже наркотиков, нацеленных на обесценение и уничтожение человеческой жизни.
       Однако вряд ли какие-либо ограничения могут существовать для потребностей иного рода, а именно интеллектуальных, нравственных или социальных. Причем их доля в составе потребностей членов общества неуклонно возрастает по мере повышения качества жизни и уровня образованности населения. Однако и среди интеллектуальных, нравственных и социальных потребностей индивидов могут встречаться иррациональные потребности. Так, к примеру, ложь или пропаганда человеконенавистничества в СМИ не могут быть признаны рациональными исходя из гуманистических соображений. Что же касается политических потребностей отдельного индивида или группы лиц, то они вполне могут быть неограниченными, однако в отношении массы населения они, как правило, в современном мире имеют определенные границы. В то же время далеко не все политические потребности являются рациональными. Так, в отношении диктаторов признание рациональными их потребностей является не только безнравственным, но и преступным.
       Итак, подведем итог. Теоретически, как будто, за исключением большинства витальных и производственных потребностей, не существует каких-либо границ для абсолютных потребностей индивидов и других субъектов, при этом некоторые из потребностей, безусловно, являются иррациональными, выходящими за рамки представлений о разумном и имеющие гипертрофические формы.
       Однако окончательный и исчерпывающий ответ на вопрос о границе абсолютных потребностей и их рациональности следует искать в сфере общественных отношений, в том числе экономических, особенно, что касается субъектов высокого уровня.
       В научной литературе встречаются самые различные определения абсолютных потребностей. Одни исследователи считают, что абсолютные потребности представляют совокупность всех имеющихся общественных потребностей, которые объективно возможны при данном уровне жизни общества, но при этом существуют лишь только как теоретическая возможность. Другие определяют их как потенциальную потребительскую силу общества. Еще одни полагают, что абсолютные потребности выражают желание обладать товарами.
       Однако ни одно из этих определений абсолютных потребностей не выдерживает критики. Во-первых, реально существующие абсолютные потребности, рассматриваемые как совокупность всех имеющихся общественных потребностей, как правило, не имеют каких либо границ, они неограниченны, особенно потребности духовные. Тем более абсолютные потребности не могут быть выражением покупательской силы членов общества. Платежеспособный спрос лишь частично покрывает абсолютный объем потребностей подавляющего большинства субъектов (с коэффициентом, стремящимся к 1, но никогда его не достигающим). А определение абсолютных потребностей, определяемое как желание обладать товарами, не только субъективно, но и вообще относится только к товарному производству.
       Следует подчеркнуть, что как мера абсолютности (неограниченности, бесконечности), так и характер потребностей (рациональных, иррациональных) могут быть различными в зависимости от их существенного признака (видового или уровневого). Другими словами, мера абсолютности может значительно различаться в зависимости от уровня субъектов в общественной структуре. Что же касается рациональности или же, наоборот, иррациональности потребностей, то она может быть различной для одного и того же типа субъекта. Поясню. Численность государственных служащих (чиновников) может быть достаточной, разумной, рациональной или же, наоборот, избыточной, т.е. иррациональной. Все зависит от политического устройства и объективных целей, преследуемых данным государством. Это же утверждение справедливо и для запасов сырья, материалов, топлива на том или ином предприятии (все зависит от умения планировать производство и снабжение, а также от надежности поставщиков).
       Как только абсолютные потребности из внутреннего (подчас нравственно противоречивого) мира потребностей выходят во внешний мир, они тот час же сталкиваются с интересами других субъектов. И на этой стадии моральное сознание уже трансформируется в форму моральных отношений, сопровождающих или точнее - обслуживающих взаимодействие интересов тех или иных субъектов. Реальные интересы субъектов, выражающие их абсолютные потребности, могут быть как совпадающими, различающимися или даже противоположными друг другу, что, естественно, проявляется и в моральных отношениях, а, следовательно - и в содержании абсолютных потребностей.
       Абсолютные потребности различных субъектов, выраженные в форме их интересов, оказываются сразу же "погруженными" в общественную систему экономических, социальных и политических отношений, определяющих содержание соответствующего способа воспроизводства, а также оказывающих влияние (прямое или косвенное) на интересы и моральные отношения между людьми. Так, например, система экономических отношений ограничивает абсолютные потребности угнетаемых классов и сословий, что выражается в противостоянии интересов антагонистических классов (в рабовладельческой, феодальной и капиталистической формациях). Подавление, ограничение интересов одних ради более полного удовлетворения интересов других членов общества приобретает форму унижающих человеческое достоинство моральных отношений. Так, в любом капиталистическом обществе, даже в самых богатых странах (США и Европы) существует прослойка людей-изгоев (бомжей, беспризорников и т.п.), которые лишены своего жилища, работы, устойчивых доходов, какого-либо медицинского обслуживания. Примитивная и противоречащая общепринятым (цивилизованным) нормам жизнь этих людей сопровождается, как правило, презрением и грубым отношением к ним со стороны других членов общества, ведущих "благополучный" образ жизни. Исследование показало, что психологическое состояние пауперов, как правило, характеризуется отчаянием и безысходностью. Среди них высок процент алкоголиков и токсикоманов.
       Любая цель (в том числе и аморальная) достигается путем совершения определенных действий (поступков) субъекта, который стремится к удовлетворению своих абсолютных потребностей, отстаивая свои интересы. На этой активной стадии бытия абсолютной потребности мы имеем дело со всеми тремя формами морали: моральное сознание, моральные отношения и нравственная деятельность. Уже на стадии формирования цели действия субъект перед его совершением четко формулирует свое намерение и мотив предстоящего поступка (во имя чего он намерен его сделать). Словом, мотив определяет нравственный смысл предстоящего действия.
       Не могу пройти мимо следующей шокирующей трактовки абсолютных потребностей, данной в "Мире словарей": "Потребности, побуждающие человека к деятельности, превышающей уровень прижизненной практики человека и человечества. Важность этих потребностей не умаляется тем фактом, что они возникают из различных дисгармонических моментов индивидуального развития, неправомерных спонтанных воззрений, ложных формулировок вопросов, фантастических представлений и т. п. В некоторой степени абсолютным потребностям отвечают наиболее теоретические или удаленные от сиюминутных запросов области наук, искусство, философия. Независимо от теоретического или художественного уровня соответствующих работ, попытки решить те или иные "вечные", "абсолютные" вопросы носят, как правило, наивный характер. Уровень мастерства оказывается ложным знаком авторитетности. Абсолютные потребности выходят за грань человеческой оболочки, а отсюда потребность абсолютного деструктивна в своей основе. В качестве суррогата удовлетворения потребности абсолютного выступают психоделические восприятия в их компарации с обыденными восприятиями, подделки общей теории всего в теоретической плоскости и претензии на шедевры в художественной сфере. Выход на некую универсальную дочеловеческую ось, игнорирующую частную культурную символику, во многом остается мечтой" (http://mirslovarei.com/content_fil/absoljutnye-potrebnosti-potrebnost-absoljutnogo-2.html).
       Философы любят выражаться замысловато, на языке, который они сами с грехом пополам понимают. Как, например, простому человеку понять следующее выражение "Потребности, побуждающие человека к деятельности, превышающей уровень прижизненной практики человека и человечества"? Мы, конечно, сегодня не ведаем, сколько времени еще будет существовать жизнь человека на Земле и, возможно, в космическом пространстве, однако совершенно уму недоступно, как возможно существование абсолютных потребностей за пределами деятельности прижизненной практики человечества? Где и каким образом эти самые абсолютные потребности будут существовать, если исчезнет человечество? Или как понять мысль автора этой статьи в словаре о том, что "...попытки решить те или иные "вечные", "абсолютные" вопросы носят, как правило, наивный характер"? Почему "в качестве суррогата удовлетворения потребности абсолютного выступают психоделические восприятия", т.е. восприятия, вызванные применением психоактивных веществ (наркотиков)? Почему остается мечтой "выход на некую универсальную дочеловеческую ось, игнорирующую частную культурную символику"? И что такое вообще эта самая "дочеловеческая ось"? Я прошу прощения у читателей за этот разбор сочинений доморощенных философов, но, к сожалению, современная социологическая литература напичкана массой совершенно иррациональных и близких к мистике высказываний с обильным использованием иностранных слов.
       Однако вернемся к реально существующим абсолютным потребностям и к одному из их видов - потребности людей к счастью.
       Что понимать под счастьем?
       В этимологическом словаре Фасмера и в БСЭ дано следующее определение счастья: "Сча?стье (праславянское *sъ??stь?je объясняют из sъ- "хороший" и ??stь "часть", то есть "хороший удел" -- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения". В принципе, это определение - достаточно полное и вполне может быть распространено на совокупность индивидов - семью, трудовой коллектив, население любого населенного пункта, региона, страны.
       Поскольку феномен счастья изучают физиология, философия, этика, психология и богословие, то интерпретация его содержания соответствующим образом различается.
       В Dopamine (http://www.tgcoy.com/tag/dopamine) "Take Good Care of Yourself" сказано: "Физиология счастья может быть тесно связана с так называемыми "гормонами счастья" -- эндорфинами, серотонином и дофамином. Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных, инфекционных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга, который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, -- дофамин. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью "системы поощрения" мозга", Разумеется, что такого рода объяснение феномена счастья может быть применено только к отдельному индивиду, а не к их совокупностям.
       В философии, начиная с античных времен, счастье определялось по-разному. Приведу лишь высказывание современного философа (Дала?й-лама? XIV (Нгагва?нг Ловза?нг Тэнцзи?н Гьямцхо? -http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0_XIV): "К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь -- внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь -- это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.
       Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создаёт другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему всё время чего-то недостаёт, он по-прежнему чем-то не удовлетворён и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, -- и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди всё же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания".
       С Дала?й-ламой можно в принципе согласиться, кроме, пожалуй, одного его утверждения, а именно, что и в бедности люди счастливы. Если у тебя пустой желудок, нет пристанища и никакой перспективы улучшить условия жизни, то вряд ли у таких людей возникнет ощущение счастья. А таких нищих на нашей грешной Земле не одна сотня миллионов.
       С мнением Далай-ламы перекликается и точка зрения русского богослова - профессора Московской духовной академии А.Осипова, который считает, что счастье является внутренним состоянием человека и не зависит от степени его обеспеченности материальными благами, в подтверждение чего он приводит историю, случившуюся с игуменом Никоном (Воробьёвым), который "в юности был заражён идеями прогресса, свободы, равенства, братства". Как-то раз Никона потрясла опубликованная в газетах информация о самоубийстве сверхобеспеченного двадцатилетнего сына миллионера по причине несчастной любви. Осипов задаётся вопросом: "А что же тогда счастье?" И отвечает: "Это радость!" и вспоминает два случая, первый из которых случился с Никоном Оптинским, последним насельником Оптинского монастыря, арестованным в 1929 году. Рассказывает: "Его обрили, остригли, сняли с него все монашеские одежды, надругались над ним полностью, посадили со шпаной, там он заболел туберкулёзом...Удавалось передавать письма. В одном из последних писем строка: "Счастью моему нет предела, я наконец узнал, что такое "Царство Божие внутри вас есть""". Второй случай взят из жития великомученника Евстратия, жившего в третьем веке. Богослов говорит, что "когда с него [Евстратия] снимали кожу...вдруг у него необыкновенно озарилось лицо и он воскликнул: "Мучение это суть радость рабам твоим". Мучители были настолько потрясены, что некоторые из них бросили орудия казни и тут же сказали: "Я христианин!" Им тут же снесли головы, конечно". По словам А. И. Осипова, "христианство даёт человеку возможность приобрести истинное счастье". В другой публичной лекции профессор-богослов Осипов дал краткое и ёмкое определение: "Счастье -- это быть довольным"(http://www.youtube.com/watch?v=Uzldt5T1Ntw). Такова классическая позиция религии, продиктованная иррациональностью мистицизма.
       Я же в данной статье рассматриваю этическую версию счастья во взаимоотношении с абсолютными потребностями. Определение понятия "счастье" в этике в основном совпадает с тем, которое содержится в этимологическом словаре Фасмера и в БСЭ. Так, в "Словаре по этике" (Издательство политической литературы. М.: 1975. с.303) дано следующее определение счастья: "Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, к-рое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, С. является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремления личности, а исполнение этих устремлений. Понятие С. не просто характеризует определенное конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством". Это определение счастья несколько шире, подчеркивая взаимосвязь между объективным положением субъекта в обществе с его субъективным состоянием, что крайне важно для выяснения взаимодействия абсолютных потребностей со счастьем.
       Напомню, что абсолютные потребности выражают необходимость того или иного субъекта в определенном круге и составе объектов, в осуществлении им на практике системы внутренних и внешних связей, т.е. совокупности актов жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство его общественного бытия, согласно биологическим, экономическим, социальным и нравственным закономерностям, регулирующим этот процесс. Абсолютная потребность людей в счастье является выражением состояния их внутреннего мира как формы морального сознания, отражающего их устремление к идеалу в реальных условиях бытия. Счастье по своему существу - это форма бесконечного в духовном мире людей, которое непременно должна быть претворена в реальность. Если этого не произойдет (а часто так и бывает), то счастье будет существовать только как мечта. Иными словами, мечта должна быть претворена в реальную действительность, только в этом случае она становится счастьем. Именно этот момент отличает счастье как формы морального сознания от абсолютной потребности, которая не существует вне сознания данного субъекта.
       Теперь, когда мы определили характер взаимосвязи абсолютной потребности со счастьем, рассмотрим, как реализуется эта взаимосвязь в рамках вышеупомянутой матрицы в трех измерениях, т.е. по видам, уровням и признакам (рациональные, иррациональные)
       Что касается абсолютных экономических потребностей, то ощущение счастья у индивидов и их совокупностей может возникать только и только в том случае, если достигнут в полном объеме определенный вид абсолютных потребностей, т.е. когда они реализованы в действительности. К примеру, человек должен быть сытым, а не голодным. Голодный не может испытывать чувство счастья. Человек должен иметь удобное жилище, а не быть бездомным или жить в не обустроенном жилище. Если в жилище не работает водопровод или канализация и течет потолок, то жильцы в такой квартире или доме не могут быть счастливыми. Если в городе, в котором приходится жить людям, нет приличных дорог и они утопают в грязи, то разве эти горожане могут испытывать чувство счастья? Если у спортсмена неудобная обувь или у музыканта плохая скрипка, разве они могут испытывать счастье от своей деятельности? Если работники предприятия не получают месяцами заработной платы, то их жизнь счастливой не назовешь. Или если в том или ином государстве десятки и сотни тысяч безработных, то их существование никак нельзя признать счастливым. Словом, требуется стопроцентная реализация абсолютных экономических потребностей, чтобы люди были счастливыми.
       Если принять за основу моральной оценки цели общечеловеческие нравственные принципы, то эксплуатация человека человеком является аморальной, т.е. приравненной к узаконенному государством и церковью грабежу. Многие философы и социологи оправдывают практику наемного труда, ссылаясь на принцип равенства партнеров на капиталистическом рынке. Однако, несмотря на формальное равенство капиталиста и наемного работника, фактически мы имеем дело с неравенством социальным, ибо происходит обогащение одних людей за счет прибавочной стоимости, создаваемой другими людьми. А неравенство в сфере производства товаров и услуг приводит к вопиющему неравенству распределения общественного богатства. Что можно сказать о совести тех людей, которые владеют несметными богатствами (дворцами, яхтами, произведениями искусства, драгоценностями и т.п.), в то время, как половина человечества живет в бедности или беспросветной, ужасающей нищете? Для человека, разделяющего общечеловеческие моральные ценности, очевидно, что эти люди являются жертвами деформированной морали. Часто можно в оправдание их бессовестности слышать, что богачам просто повезло или что они являются законными наследниками богатства, которое их предками было накоплено благодаря эксплуатации или прямому грабежу. Словом, в данном случае моральные нормы перевернуты с ног на голову и в таком обществе счастливым быть трудно.
       В принципе аналогичное взаимодействие мы наблюдаем, если имеем дело с политическими и социальными абсолютными потребностями. Люди могут быть счастливы только в том случае, если они могут в полной мере удовлетворять свои политические права и свободы, если они имеют надежное социальное обеспечение. Мне представляется, что это же требование касается нравственных и религиозных потребностей.
       В случае интеллектуальных потребностей ощущение счастья, наверное, является дискретным, т.е. оно может возникать на определенном этапе деятельности человека, если достигнут успех или ощутимый прогресс в его деятельности. Хорошо сказал в связи с этим А.Разин: "...пределы активности индивидуального сознания ограничены сроком жизни человека, в результате чего возникает извечное противоречие между стремлением к вечности и сознанием конечности бытия". Для интеллекта абсолютные потребности всегда безграничны, и конечность бытия человека на этой Земле является трагедией для творческой личности.
       Счастье вполне может сочетаться с иррациональными абсолютными потребностями. Так, тот же миллиардер Х, о котором речь шла выше, вполне может быть счастлив, имея унитаз из золота и десяток яхт.
       В заключение следует заметить, что по мере исторического развития общества изменялось и само понимание людьми смысла счастья, так же, как и содержание мечты. Ощущение счастья у первобытного общинника, раба, крепостного, наемного рабочего у капиталиста или труженика социалистического предприятия было, конечно же, различным. То, что считалось в первобытные времена счастьем (например, удачная охота на мамонта), сегодня уже добыча группы охотников (например, туша застреленного кабана) является для них просто удачей. Мечта раба об успешном побеге несопоставима с освобождением наемного рабочего от труда на предпринимателя в случае, если он, накопив за десять лет воздержания, определенную сумму деньжат, завел свое собственное "дело".
       Любая ранее существовавшая и в настоящее время существующая система, как я ее называю, практическая мораль, которой люди реально руководствуются в процессе удовлетворения своих абсолютных потребностей, является внутренне противоречивой, включающей в себя как положительные, так и отрицательные элементы, и следовательно, отражающей борьбу противоположных или несовпадающих интересов людей. Так же, как у монеты есть две стороны, так и в морали имеются как положительные, так и отрицательные проявления ее сущности. Эта борьба противоположностей и определяет содержание счастья у различных общественных групп населения в данном обществе.
       Следует также заметить, что отметить, что сфера межличностных отношений, именуемая моралью, реагирует на все положительные и отрицательные импульсы, поступающие из всех без исключения сфер общественной жизни. Так, если в экономике дела идут успешно, то у людей возрастает оптимизм, уверенность в будущем. В периоды же кризисов, которые происходят с завидной периодичностью, когда резко возрастает массовая безработица, когда фирмы и банки терпят крах, в обществе нарастает волна пессимизма и отчаяния, недовольства всех и всеми. Аналогичное влияние на моральное состояние общества оказывают и события в политической сфере. Особенно влиятельным инструментом воздействия на моральное сознание и чувства оказывают СМИ. Сегодня большинство из них старательно работают на усиление господства Зла, зарабатывая на этом немалую прибыль. Но всему есть свой предел. Рано или поздно, но наступит праздник и на улице левых СМИ, которые станут рупором Добра и Разума, способствуя торжеству высших форм общечеловеческой морали - справедливости и взаимопомощи людей, отторжению принципов буржуазной морали
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    10

      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 25/03/2014. 37k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.