Паульман Валерий Федорович
Разум и культура

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Размещен: 15/11/2023, изменен: 15/11/2023. 23k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сначала о понятии культура. У этого понятия много определений, отражающих многогранность культуры. Если сформулировать предельно кратко, то культура - это все то, что создается человеком и при этом само создает человека. Культура представляет собой совокупность достижений человечества, это все, что существовало в его истории и существует в настоящее время, а именно, духовные ценности (научные открытия, произведения искусства и литературы), все многообразие производительных сил и инфраструктуры. Кроме того, культура включает в себя сферу политики, религию, спорт и другие виды жизнедеятельности людей. Культура изменялась от эпохи к эпохе, обретая все новые грани. Первобытная культура - архаичная культура, которую характеризуют общие труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания, верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет назад, которые существуют и сегодня, сохранив первобытный образ жизни (племена в джунглях). Для становления первобытной культуры важнейшее значение имели быстрый переход от присваивающего хозяйства к производящему (одомашнивание растений и животных), изготовление орудий труда и открытие способа добывания огня. Первобытное искусство возникло в позднем палеолите. Оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита: Натуральное творчество - композиция из туш и костей животных, натуральный макет; Искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профиль; Изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка кости. Архитектура зародилась у земледельцев как совершенно новый вид искусства, неизвестный охотникам и собирателям. Земледельцы начали перестраивать и осваивать окружающую среду в двух направлениях - архитектура малых (жилые и хозяйственные постройки) и больших (религиозные храмы, дворцы) форм. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости из огромных грубо отесанных камней. Поселения делились на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Особенностью общественной власти в первобытных племенах было существование специального аппарата, состоящего из вооруженных людей, занимающихся управлением. Власть была основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные нормы. Человек воспринимал мир целостно, как некий единый космос, части которого органически взаимосвязаны и живут своей внутренней жизнью. Целостным было мировоззрение человека, дифференциация в нем отдельных явлений действительности находилась еще в начальной стадии. Для религий первобытнообщинного строя характерны культ предков, культ вождя, культ мертвых, колдовские, магические обряды, жертвоприношения, почитание священных животных, камней, деревьев, источников, тотемистические, фетишистские и анимистические идеи. Особым почитанием пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия. Появляются представления о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах. Культура рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом, чем культура предшествовавшего ему родового строя. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дала возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств. Рабовладельческое государство было особой организацией политической власти господствующего класса - класса рабовладельцев, владеющих средствами производства, направленная на

  •   Сначала о понятии культура. У этого понятия много определений, отражающих многогранность культуры. Если сформулировать предельно кратко, то культура - это все то, что создается человеком и при этом само создает человека.
       Культура представляет собой совокупность достижений человечества, это все, что существовало в его истории и существует в настоящее время, а именно, духовные ценности (научные открытия, произведения искусства и литературы), все многообразие производительных сил и инфраструктуры. Кроме того, культура включает в себя сферу политики, религию, спорт и другие виды жизнедеятельности людей.
       Культура изменялась от эпохи к эпохе, обретая все новые грани.
       Первобытная культура - архаичная культура, которую характеризуют общие труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания, верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет назад, которые существуют и сегодня, сохранив первобытный образ жизни (племена в джунглях).
       Для становления первобытной культуры важнейшее значение имели быстрый переход от присваивающего хозяйства к производящему (одомашнивание растений и животных), изготовление орудий труда и открытие способа добывания огня.
       Первобытное искусство возникло в позднем палеолите. Оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки).
       Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:
       Натуральное творчество - композиция из туш и костей животных, натуральный макет;
       Искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профиль;
       Изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка кости.
       Архитектура зародилась у земледельцев как совершенно новый вид искусства, неизвестный охотникам и собирателям. Земледельцы начали перестраивать и осваивать окружающую среду в двух направлениях - архитектура малых (жилые и хозяйственные постройки) и больших (религиозные храмы, дворцы) форм. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей.
       К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости из огромных грубо отесанных камней. Поселения делились на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором).
       Особенностью общественной власти в первобытных племенах было существование специального аппарата, состоящего из вооруженных людей, занимающихся управлением. Власть была основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях.
       Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные нормы. Человек воспринимал мир целостно, как некий единый космос, части которого органически взаимосвязаны и живут своей внутренней жизнью. Целостным было мировоззрение человека, дифференциация в нем отдельных явлений действительности находилась еще в начальной стадии. Для религий первобытнообщинного строя характерны культ предков, культ вождя, культ мертвых, колдовские, магические обряды, жертвоприношения, почитание священных животных, камней, деревьев, источников, тотемистические, фетишистские и анимистические идеи. Особым почитанием пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия. Появляются представления о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах.
       Культура рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом, чем культура предшествовавшего ему родового строя. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дала возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств.
       Рабовладельческое государство было особой организацией политической власти господствующего класса - класса рабовладельцев, владеющих средствами производства, направленная на угнетение, подавление сопротивления эксплуатируемого большинства. Важнейшими составными частями механизма рабовладельческого государства были армия, полиция и жандармерия, судебный и административный аппарат, разведка, жреческие и другие корпорации. Рабы не допускались в этот аппарат. Их использовали только для низших видов полицейской службы.
       Представления первобытных людей о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни трансформировались и входили в комплексы более поздних религий рабовладельческих обществ в древней Греции, древнем Риме, Месопотамии, древней Индии, древнем Китае и др.). Наблюдается разнообразие верований и обрядов у разных народов. По мере развития религии появляются представления об антропоморфном духе и боге. Вера в богов складывается как многобожие. Они наделяются разными функциями, которые претерпевают изменения в ходе истории. Среди них складывается иерархия, отражающая структуру общества. Возникает пантеон богов, прошедший длительную эволюцию. Представление о Верховном Боге оформляется по образцу земного царя, считавшегося сыном Бога и живым Богом на земле. Появляется профессиональное жречество. Возникают представления об Аде и Рае, грехе, эсхатологические идеи о конце света, Страшном суде, пришествии Спасителя, первочеловеке.
       "Темные века", подготовившие феодализм, - время медленного, но необратимого технического прогресса. Главные их достижения, сделавшие возможным средневековое великолепие: 1) лошадиная упряжь (в Античности пахали на волах, чья пара, запряженная за шею, тащила 500 кг; пара лошадей, запряженных не за шею, а в хомут, тащила 2,5 тонны; 2) водяные и ветряные двигатели. В дальнейшем прибавились кривошип, позволяющий преобразовывать вращательное движение в поступательное и наоборот; маховик, придающий равномерность вращению, и др.
       Значение этих изобретений огромно: впервые развитие производства пошло за счет развития техники, а не за счет увеличения числа работников, как при рабовладении. Со Средневековья начинается опирающийся на все возрастающую мощь техники новый этап в истории человечества, проходящий под знаком "покорения природы", который продолжается вплоть до настоящего времени".
       Феодальное общество делится на деревню (над которой доминирует замок) и город. Типичным было деление людей на клир, рыцарей и крестьян. Вообще Средние века - эпоха отнюдь не застойная, а динамичная; суть динамики - движение от натурального хозяйства к товарно-денежному.
       Культурные достижения Средневековья менее блестящи, чем античные, но более фундаментальны: философские школы Греции и ее прямая демократия погибли, а университет и парламент (поначалу учреждение не демократическое, но становящееся таковым при введении всеобщего избирательного права) живы.
       Средние века - блистательная коллекция камней: соборов и замков. Их архитектурные стили - романский и готический (с XII в.). Готика возникла благодаря инженерному открытию - стрельчатые своды (нервюры) взяли на себя основную нагрузку, что позволило стенам стать изящнее и включить в себя грандиозные витражи.
       Несмотря на невысокую грамотность, рыцарство создало свою литературу. Это рыцарская поэзия (трубадуры Прованса, труверы Северной Франции, миннезингеры Германии), а также роман (как стихотворный, так и прозаический). Величайший из романистов - Кретьен де Труа (ок. 1135 - ок. 1183), автор нескольких дошедших до нас стихотворных романов, в том числе "Ивейна", "Эрека и Эниды", "Ланцелота", неоконченного "Персеваля". Его немецкий последователь - Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170 - ок. 1220), известный нам по вагнеровскому "Тангейзеру".
       Городская литература отличается сатирической, а иногда и бунтарской ("Видение о Петре-пахаре" Уильяма Ленгленда) направленностью. Самые известные поэты-горожане - Рютбеф и Жан де Мен (ок. 1240-1305), потом появятся увековеченные Р. Вагнером майстерзингеры в Германии.
       Религия - объединяющий фактор в феодальном обществе. Появление и развитие христианской религии - это был первый случай, когда религиозная иерархия возникла параллельно и независимо от иерархии государственной. И даже когда христианство стало в Риме государственной религией, светская и религиозная власть оказались разделены: император представлял собой власть над вооруженными силами, а римский епископ ("римский папа") представлял собой власть над структурой церкви. И когда под ударами варваров императорская власть в Западной Римской империи рухнула, а сама империя распалась на множество мелких государств - именно власть римского папы оказалась единственной властью над всей территорией бывшей Западной Римской империи.
       Мусульманская религия послужила созданию арабского, а впоследствии и турецкого государства. При этом церковь осуществляла культурное объединение разделенных народов, что в целом объективно шло на пользу их развитию. При этом такое "объединение" держалось фактически на разделении людей. Римская культура, в сферу влияния которой попали и эти племена, уже сложилась как строго индивидуалистическая, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власти европейского Средневековья жестко следили за сохранением принципов индивидуализма, так как государству и церкви было выгоднее иметь дело с "отдельными единицами", а не с какими-либо проявлениями социальной солидарности.
       Еще одна прогрессивная роль религии в феодальном обществе, которую часто называют - это то, что при феодализме церковные организации служили хранилищем знаний. В то время, когда абсолютное большинство населения было неграмотным, именно монастыри (как в католической, так и православной церквях) были центрами культуры - в них велись летописи, из поколения в поколение хранились книги, велись философские дискуссии - сначала сугубо религиозные, типа "сколько чертей может уместиться на острие иглы", но постепенно начинавшие поднимать и светские вопросы; самые первые университеты создавались исключительно как религиозные, богословские заведения, и только уже потом они становились центрами светской культуры.
       На определенном этапе исторического развития именно в руках церкви находилось развитие человеческой культуры и знания. Эта "прогрессивная" роль церкви держалась на неграмотности и темноте абсолютного большинства населения. Церковники использовали свои знания для укрепления своего привилегированного положения, а самые широкие массы народа оставляли во тьме. Достаточно вспомнить инквизицию, сжигавшую на кострах как книги, так и живых людей, которые пытались двигать общество вперед без санкции со стороны церкви.
       При этом надо отметить, что богатейшее наследие античной культуры донесли до эпохи Возрождения не только и не столько монастыри, сколько арабы. Мусульманская религия на начальном этапе своего развития была еще свободна от невежества и фанатизма. И поэтому в то время как Европа погрузилась в ночь Средневековья, именно в арабском мире шло бурное развитие математики, астрономии, медицины, философии. Средневековая Европа получила доступ к трудам и идеям античных авторов через Испанию, которая в определенный период была завоевана арабами. Европейцы все еще считают только себя представителями человеческой культуры, в то время, как во времена средневековья, они действовали как ее могильщики, особенно на Востоке. Крестовые походы были всего лишь чередой разрушительных и кровожадных набегов диких варваров против людей, которые во всех отношениях были выше их.
       Через религиозную призму в феодальном обществе шло не только развитие науки, а и вообще все общественные процессы. Так, войны, вызванные вполне экономическими причинами, преподносились как войны под религиозными знаменами ("борьба против неверных" и т.п.). Восстания и освободительные движения практически повсеместно принимали форму религиозных ересей (нередко с призывами "вернуться к первоначальному христианству", опошленному официальной церковью). В России, это явление приняло специфическую форму, когда вождь крестьянского восстания объявлял себя "правильным" царем, в отличие от "неправильного" царя, сидящего на престоле. И даже первые попытки зарождавшегося капиталистического строя разрушить феодальные преграды происходили в форме религиозной реформации.
       В конце XVII начале XVIII веков буржуазное общество представлялось идеалом развития. Формирующийся класс буржуазии воспринимался в качестве двигателя социального, экономического и культурного построения. Новые веяния только зарождались и достигли апогея в период Великой французской буржуазной революции 1789 - 1794 годов. Становление буржуазной культуры берет начало с этого периода и длится на протяжении всего XIX века.
       Расцвету буржуазной культуры. способствовал существенный прорыв в научном мире. В различных областях знаний совершаются эпохальные открытия.
       Джеймс Клерк Максвелл создает электромагнитную теорию света, а Генрих Герц экспериментально подтверждает наличие электромагнитных волн.
       Дмитрий Менделеев формирует периодическую таблицу химических элементов. Невиданными темпами развиваются медицина, биология, астрономия.
       В 1859 году получен спектральный анализ солнечного света и расшифрован химический состав Солнца.
       Появляются новые теории мироздания. Чарльз Дарвин представляет обществу свою теорию эволюционного и клеточного развития.
       Научная мысль находит воплощение в практической деятельности. Александр Попов и Гульельмо Маркони создают телеграф и радио. Разрабатывается принцип устройства двигателя внутреннего сгорания, конструируются паровозы, пароходы и первые автомобили.
       В 1825 году в Великобритании построена первая в мире железная дорога. Механические эксперименты приводят к изобретению англичанами паровой машины.
       Многочисленные открытия произвели переворот в общественном мировоззрении, что напрямую отражается на развитии культуры буржуазного общества.
       В литературе и искусстве зарождается несколько основных направлений, порою противоречивых, с разнообразием стилей внутри каждого из них. Стремление к познанию природы смешалось с созерцательным мироощущением, контакту с миром через чувства. Изменение восприятия действительности отразилось в новомодных направлениях литературы, театра, живописи.
       Судя по происходящим в современном мире изменениям, человечество вступает в новую общественно-экономическую и политическую формацию - социализм, как первая стадия коммунистического общества.
       Огромную роль в переходе от капиталистического общества к социализму играет политика, как составная часть культуры. Это было убедительно подтверждено сначала в России Октябрьской революцией 1917 года, последующими радикальными преобразованиями в СССР, а также становлением социализма в странах Восточной Европы, на Кубе, во Вьетнаме и Китае.
       Вышесказанное - это в основном продукт коллективного разума, хотя духовные ценности создаются также и индивидуальным творчеством.
       Составные части культуры, созданные коллективным и индивидуальным разумом, существуют одновременно и параллельно, причем ни одна из них не может быть исключена из мира культуры. Кстати, каждая нация, каждая народность имеет свою специфическую культуру, свой язык, обычаи, традиции и т.д.
       Однако, вернемся к нашим баранам. Культура - это не только нечто объективно существующее в реальном мире, но и понятие, тесно связанное с такими категориями как мораль и нравственность.
      
       Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. традиции") - принятое в обществе представление о хорошем и плохом, правильном, система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей. Существует три вида морали Регулятивная - регулирование поведения и внутреннего мира человека. Ценностно-ориентационная - создание ориентиров для человека, способствующих его самосовершенствованию. Мотивационная - моральные принципы мотивируют человека на совершение определенных действий или на воздержание от совершения каких-либо действий.
       Нравственность является характеристикой жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общества в целом, отражая реальное соблюдение норм и принципов морали на практике. Разумеется, нравственность может быть как положительной, так и негативной.
       Таким образом, люди, используя разум, создают через культуру свой материальный и духовный мир.
       P.S. При написании данной статьи использованы материалы из Википедии.
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 15/11/2023. 23k. Статистика.
  • Статья: Философия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.