Паульман Валерий Федорович
Разум и человечество

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Размещен: 30/12/2023, изменен: 30/12/2023. 37k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      РАЗУМ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
       Целью данного исследования было выявить связь разума с процессом познания и интеллектом, а также с основными видами человеческой деятельности, объективными законами природы и развития общества.
       Разум проявляет себя не только в созидании, но и в разрушении. Целесообразная деятельность разума людей зависит от тех задач, которые они решают.
       Особое внимание в исследовании уделено коллективному разуму и искусственному интеллекту (ИИ).
       Академик Ю.И.Чуньков писал: "Я вижу главную УГРОЗУ со стороны ИИ, что у Него появятся возможности принимать решения независимо от разработчиков и пользователей. Такие прецеденты уже были при демонстрациях возможностей тех или иных разработок ИИ.
       Вторая угроза, на мой взгляд, в том, что появляются неограниченные возможности у создателей автоматических монстров ИИ вредить человечеству по каким-либо причинам из намерения совершить зло, преступление или просто быть психически больным человеком со стороны разработчиков ИИ. Эти проблемы почему -то пока даже не обсуждаются. Ведь совершаются же миллиарды преступлений в современном обществе и совершаются они независимо от общества каждым человеком в отдельности. Аналогичная ситуация может возникнуть и при создании систем ИИ.
       А вот пример. Существует же угроза существования цивилизации от ядерной катастрофы. Байден уже "жмёт руки в приветствиях" с несуществующим партнёром, просто не задумываясь, по интуиции, машинально. Это мы видим чуть ли не ежедневно по ТВ. Не нажмёт ли он кнопку в своём ядерном чемоданчике во сне или наяву, по интуиции или машинально. К сожалению, бумагу "нажимать" или "не нажимать" ему не подсовывают, как это делают при ответах на вопросы журналистов.
       А с ИИ эта ситуация будет ещё хуже. Эту кнопку может "нажать" маньяк - изготовитель системы ИИ или решение "нажать" примет сама система ИИ. Таких "примеров" при внедрении систем ИИ в практику появится миллиарды.
       Проблем очень много и их обсуждение д.б. абсолютно открытым, совместным, и под контролем абсолютно совместного от всего человечества какого -то общего органа, организации, которым ДОВЕРЯЮТ ВСЕ, и т.п. Конкуренция и соревнование, которые сейчас господствуют в создании ИИ не допустимы.
       Меня волнуют эти проблемы. Меня охватывает ужас.
       Пока все высшие достижения науки у человечества всегда использовались чаще на уничтожение людей, и не только во благо. Примеры приводить не стану. Вы их хорошо знаете. То же самое может повториться и при создании систем ИИ. Не захочется ли нашим "партнёрам", прежде всего, поручить уничтожить нас системе ИИ, и без последствий для себя???
       Вот эти проблемы надо ставить и обсуждать. Иначе человечество от ухищрений своего ума похоронит само себя. Сейчас всё больше и больше появляется свидетельств, что человеческая цивилизация на Земле уже существовала и каким-то образом похоронила сама себя. Не повторить бы этот ужас. Нам то уже всё "до лампочки". Свой век отбыли. А вот "Цивилизации" в целом не мешало бы задуматься".
       Ниже приведены 8 статей о разуме.
       ДЭН В.ПАУЛЬМАН
       30 декабря 2023 года
      -----------------------------------------------------------------------------
      
      1.О разуме
      "Разум-философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, мыслить вообще, способность анализа, абстрагирования и обобщения""
      (Википедия)
      
       Благодаря разуму на протяжении всей истории существования человечества осуществлялось познание окружающей его действительности, закономерностей развития общества и создание всего богатства культуры, в том числе материальной в форме производительных сил и инфраструктуры.
       Разум взаимосвязан с интеллектом и сознанием. Согласно Википедии, сознание является одним из способов жизненного восприятия объективной действительности в психике человека. Другими источниками познания являются органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние).
       Человек, обладая разумом, вырабатывает способы своих поступков и методы взаимодействия с другими субъектами в социальной сфере.
       Активной формой разума является познание. Это, согласно Википедии, совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действительности.
       Процесс познания движим интересом людей к объектам исследования. Это можно проиллюстрировать на примере поведения читателей библиотеки Максима Мошкова. Так, читатели первой группы (с числом прочтений произведений свыше 5000 раз) проявили интерес к проблемам политической экономии социализма и капитализма, к истории человечества, к сущности нравственности. Так, к произведению "История человечества глазами политэконома" читатели обращались более двадцати шести тысяч раз, а к монографии "Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества" - тридцать шесть тысяч раз.
       На протяжении веков люди осуществляли познание тех или иных проблем. Из столетия в столетие накапливались знания их сущности. Происходил процесс взаимодействия разума индивидов. Поэтому мы в праве говорить о существовании коллективного разума. Особенно наглядно он проявляется в настоящее время благодаря информационным технологиям. Десятки и сотни ученых объединяют свои усилия пo познанию насущных проблем, выработке новых технологий и элементов производительных сил.
       Итак, благодаря разуму человек стал главной составной частью производительных сил, создав все великолепие современной цивилизации. Повторяю - в основе этого достижения был научно-технический прогресс.
       Разум человека был объектом исследования философов, начиная с древних времен (см. статью А.В.Лебедева, А.Н.Круглова и Ю.Н.Попова - https://bigenc.ru/c/razum-0c4a8d).
      2.О противоречиях разума
      
       В моей статье "О разуме" (http://proza.ru/2023/10/06/889) говорится о том, что благодаря разуму во все времена осуществлялось познание окружающей человека действительности, создавалось все богатство культуры, в том числе материальной в форме производительных сил и инфраструктуры, обеспечивалось позитивное развитие человеческого общества. Человек, обладая разумом, вырабатывал способы своих поступков и методы взаимодействия с другими субъектами в социальной сфере.
       Однако, разум человека служил не только делу добра. Он одновременно был иррациональным, т.е. неразумным, внутренне противоречивым.
       Уже в первобытном обществе нередко происходили кровавые столкновения между соседними племенами. Разум людей, создавший орудия труда, в то же время был нацелен на их использование ради убийства противников. Топоры, дубинки, копья, предназначенные для работы и охоты, использовались как оружие.
       По мере развития производительных сил создавались все новые и более совершенные орудия убийства и разрушения. В настоящее время ими стали самолеты, танки, артиллерия, ядерное оружие, ракеты и технологии наведения их на цель.
      Противоречия разума проявлялись не только в войнах, независимо от того были ли они наступательными или оборонительными, но также в классовой борьбе и в преступной деятельности отдельных индивидов и их сообществ, т.е. в конфликтах внутри общества. В результате появилась необходимость в создании систем законодательства в форме международного права и свода законов в государствах. В целях регулирования межгосударственных отношений в ХХ веке были образованы сначала Лига Наций, а затем Организация Объединенных Наций с системой международных органов (всего их 79). После второй мировой войны был образован международный суд и состоялся Нюрнбергский процесс над главарями фашистской Германии. В государствах стали функционировать системы судов, тюрем и лагерей. Право явилось одной из форм разума, направленное на преодоление конфликтов всех видов.
      Таким образом, разум является единством противоположностей, как и все на этом свете.
      
      3.Разум и культура
       Сначала о понятии культура. У этого понятия много определений, отражающих многогранность культуры. Если сформулировать предельно кратко, то культура - это все то, что создается человеком и при этом само создает человека.
       Культура представляет собой совокупность достижений человечества, это все, что существовало в его истории и существует в настоящее время, а именно, духовные ценности (научные открытия, произведения искусства и литературы), все многообразие производительных сил и инфраструктуры. Кроме того, культура включает в себя сферу политики, религию, спорт и другие виды жизнедеятельности людей.
       Культура изменялась от эпохи к эпохе, обретая все новые грани.
       Первобытная культура - архаичная культура, которую характеризуют общие труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания, верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет назад, которые существуют и сегодня, сохранив первобытный образ жизни (племена в джунглях).
      Для становления первобытной культуры важнейшее значение имели быстрый переход от присваивающего хозяйства к производящему (одомашнивание растений и животных), изготовление орудий труда и открытие способа добывания огня.
       Первобытное искусство возникло в позднем палеолите. Оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки).
       Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:
      Натуральное творчество - композиция из туш и костей животных, натуральный макет;
      Искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профиль;
      Изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка кости.
       Архитектура зародилась у земледельцев как совершенно новый вид искусства, неизвестный охотникам и собирателям. Земледельцы начали перестраивать и осваивать окружающую среду в двух направлениях - архитектура малых (жилые и хозяйственные постройки) и больших (религиозные храмы, дворцы) форм. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей.
       К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости из огромных грубо отесанных камней. Поселения делились на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором).
       Особенностью общественной власти в первобытных племенах было существование специального аппарата, состоящего из вооруженных людей, занимающихся управлением. Власть была основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях.
      Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные нормы. Человек воспринимал мир целостно, как некий единый космос, части которого органически взаимосвязаны и живут своей внутренней жизнью. Целостным было мировоззрение человека, дифференциация в нем отдельных явлений действительности находилась еще в начальной стадии. Для религий первобытнообщинного строя характерны культ предков, культ вождя, культ мертвых, колдовские, магические обряды, жертвоприношения, почитание священных животных, камней, деревьев, источников, тотемистические, фетишистские и анимистические идеи. Особым почитанием пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия. Появляются представления о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах.
       Культура рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом, чем культура предшествовавшего ему родового строя. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дала возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств.
      Рабовладельческое государство было особой организацией политической власти господствующего класса - класса рабовладельцев, владеющих средствами производства, направленная на угнетение, подавление сопротивления эксплуатируемого большинства. Важнейшими составными частями механизма рабовладельческого государства были армия, полиция и жандармерия, судебный и административный аппарат, разведка, жреческие и другие корпорации. Рабы не допускались в этот аппарат. Их использовали только для низших видов полицейской службы.
       Представления первобытных людей о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни трансформировались и входили в комплексы более поздних религий рабовладельческих обществ в древней Греции, древнем Риме, Месопотамии, древней Индии, древнем Китае и др.). Наблюдается разнообразие верований и обрядов у разных народов. По мере развития религии появляются представления об антропоморфном духе и боге. Вера в богов складывается как многобожие. Они наделяются разными функциями, которые претерпевают изменения в ходе истории. Среди них складывается иерархия, отражающая структуру общества. Возникает пантеон богов, прошедший длительную эволюцию. Представление о Верховном Боге оформляется по образцу земного царя, считавшегося сыном Бога и живым Богом на земле. Появляется профессиональное жречество. Возникают представления об Аде и Рае, грехе, эсхатологические идеи о конце света, Страшном суде, пришествии Спасителя, первочеловеке.
      "Темные века", подготовившие феодализм, - время медленного, но необратимого технического прогресса. Главные их достижения, сделавшие возможным средневековое великолепие: 1) лошадиная упряжь (в Античности пахали на волах, чья пара, запряженная за шею, тащила 500 кг; пара лошадей, запряженных не за шею, а в хомут, тащила 2,5 тонны; 2) водяные и ветряные двигатели. В дальнейшем прибавились кривошип, позволяющий преобразовывать вращательное движение в поступательное и наоборот; маховик, придающий равномерность вращению, и др.
      Значение этих изобретений огромно: впервые развитие производства пошло за счет развития техники, а не за счет увеличения числа работников, как при рабовладении. Со Средневековья начинается опирающийся на все возрастающую мощь техники новый этап в истории человечества, проходящий под знаком "покорения природы", который продолжается вплоть до настоящего времени".
      Феодальное общество делится на деревню (над которой доминирует замок) и город. Типичным было деление людей на клир, рыцарей и крестьян. Вообще Средние века - эпоха отнюдь не застойная, а динамичная; суть динамики - движение от натурального хозяйства к товарно-денежному.
      Культурные достижения Средневековья менее блестящи, чем античные, но более фундаментальны: философские школы Греции и ее прямая демократия погибли, а университет и парламент (поначалу учреждение не демократическое, но становящееся таковым при введении всеобщего избирательного права) живы.
       Средние века - блистательная коллекция камней: соборов и замков. Их архитектурные стили - романский и готический (с XII в.). Готика возникла благодаря инженерному открытию - стрельчатые своды (нервюры) взяли на себя основную нагрузку, что позволило стенам стать изящнее и включить в себя грандиозные витражи.
      Несмотря на невысокую грамотность, рыцарство создало свою литературу. Это рыцарская поэзия (трубадуры Прованса, труверы Северной Франции, миннезингеры Германии), а также роман (как стихотворный, так и прозаический). Величайший из романистов - Кретьен де Труа (ок. 1135 - ок. 1183), автор нескольких дошедших до нас стихотворных романов, в том числе "Ивейна", "Эрека и Эниды", "Ланцелота", неоконченного "Персеваля". Его немецкий последователь - Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170 - ок. 1220), известный нам по вагнеровскому "Тангейзеру".
       Городская литература отличается сатирической, а иногда и бунтарской ("Видение о Петре-пахаре" Уильяма Ленгленда) направленностью. Самые известные поэты-горожане - Рютбеф и Жан де Мен (ок. 1240-1305), потом появятся увековеченные Р. Вагнером майстерзингеры в Германии.
      Религия - объединяющий фактор в феодальном обществе. Появление и развитие христианской религии - это был первый случай, когда религиозная иерархия возникла параллельно и независимо от иерархии государственной. И даже когда христианство стало в Риме государственной религией, светская и религиозная власть оказались разделены: император представлял собой власть над вооруженными силами, а римский епископ ("римский папа") представлял собой власть над структурой церкви. И когда под ударами варваров императорская власть в Западной Римской империи рухнула, а сама империя распалась на множество мелких государств - именно власть римского папы оказалась единственной властью над всей территорией бывшей Западной Римской империи.
      Мусульманская религия послужила созданию арабского, а впоследствии и турецкого государства. При этом церковь осуществляла культурное объединение разделенных народов, что в целом объективно шло на пользу их развитию. При этом такое "объединение" держалось фактически на разделении людей. Римская культура, в сферу влияния которой попали и эти племена, уже сложилась как строго индивидуалистическая, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власти европейского Средневековья жестко следили за сохранением принципов индивидуализма, так как государству и церкви было выгоднее иметь дело с "отдельными единицами", а не с какими-либо проявлениями социальной солидарности.
      Еще одна прогрессивная роль религии в феодальном обществе, которую часто называют - это то, что при феодализме церковные организации служили хранилищем знаний. В то время, когда абсолютное большинство населения было неграмотным, именно монастыри (как в католической, так и православной церквях) были центрами культуры - в них велись летописи, из поколения в поколение хранились книги, велись философские дискуссии - сначала сугубо религиозные, типа "сколько чертей может уместиться на острие иглы", но постепенно начинавшие поднимать и светские вопросы; самые первые университеты создавались исключительно как религиозные, богословские заведения, и только уже потом они становились центрами светской культуры.
      На определенном этапе исторического развития именно в руках церкви находилось развитие человеческой культуры и знания. Эта "прогрессивная" роль церкви держалась на неграмотности и темноте абсолютного большинства населения. Церковники использовали свои знания для укрепления своего привилегированного положения, а самые широкие массы народа оставляли во тьме. Достаточно вспомнить инквизицию, сжигавшую на кострах как книги, так и живых людей, которые пытались двигать общество вперед без санкции со стороны церкви.
      При этом надо отметить, что богатейшее наследие античной культуры донесли до эпохи Возрождения не только и не столько монастыри, сколько арабы. Мусульманская религия на начальном этапе своего развития была еще свободна от невежества и фанатизма. И поэтому в то время как Европа погрузилась в ночь Средневековья, именно в арабском мире шло бурное развитие математики, астрономии, медицины, философии. Средневековая Европа получила доступ к трудам и идеям античных авторов через Испанию, которая в определенный период была завоевана арабами. Европейцы все еще считают только себя представителями человеческой культуры, в то время, как во времена средневековья, они действовали как ее могильщики, особенно на Востоке. Крестовые походы были всего лишь чередой разрушительных и кровожадных набегов диких варваров против людей, которые во всех отношениях были выше их.
       Через религиозную призму в феодальном обществе шло не только развитие науки, а и вообще все общественные процессы. Так, войны, вызванные вполне экономическими причинами, преподносились как войны под религиозными знаменами ("борьба против неверных" и т.п.). Восстания и освободительные движения практически повсеместно принимали форму религиозных ересей (нередко с призывами "вернуться к первоначальному христианству", опошленному официальной церковью). В России, это явление приняло специфическую форму, когда вождь крестьянского восстания объявлял себя "правильным" царем, в отличие от "неправильного" царя, сидящего на престоле. И даже первые попытки зарождавшегося капиталистического строя разрушить феодальные преграды происходили в форме религиозной реформации.
       В конце XVII начале XVIII веков буржуазное общество представлялось идеалом развития. Формирующийся класс буржуазии воспринимался в качестве двигателя социального, экономического и культурного построения. Новые веяния только зарождались и достигли апогея в период Великой французской буржуазной революции 1789 - 1794 годов. Становление буржуазной культуры берет начало с этого периода и длится на протяжении всего XIX века.
      Расцвету буржуазной культуры. способствовал существенный прорыв в научном мире. В различных областях знаний совершаются эпохальные открытия.
      Джеймс Клерк Максвелл создает электромагнитную теорию света, а Генрих Герц экспериментально подтверждает наличие электромагнитных волн.
      Дмитрий Менделеев формирует периодическую таблицу химических элементов. Невиданными темпами развиваются медицина, биология, астрономия.
       В 1859 году получен спектральный анализ солнечного света и расшифрован химический состав Солнца.
       Появляются новые теории мироздания. Чарльз Дарвин представляет обществу свою теорию эволюционного и клеточного развития.
      Научная мысль находит воплощение в практической деятельности. Александр Попов и Гульельмо Маркони создают телеграф и радио. Разрабатывается принцип устройства двигателя внутреннего сгорания, конструируются паровозы, пароходы и первые автомобили.
       В 1825 году в Великобритании построена первая в мире железная дорога. Механические эксперименты приводят к изобретению англичанами паровой машины.
       Многочисленные открытия произвели переворот в общественном мировоззрении, что напрямую отражается на развитии культуры буржуазного общества.
       В литературе и искусстве зарождается несколько основных направлений, порою противоречивых, с разнообразием стилей внутри каждого из них. Стремление к познанию природы смешалось с созерцательным мироощущением, контакту с миром через чувства. Изменение восприятия действительности отразилось в новомодных направлениях литературы, театра, живописи.
       Судя по происходящим в современном мире изменениям, человечество вступает в новую общественно-экономическую и политическую формацию - социализм, как первая стадия коммунистического общества.
       Огромную роль в переходе от капиталистического общества к социализму играет политика, как составная часть культуры. Это было убедительно подтверждено сначала в России Октябрьской революцией 1917 года, последующими радикальными преобразованиями в СССР, а также становлением социализма в странах Восточной Европы, на Кубе, во Вьетнаме и Китае.
      Вышесказанное - это в основном продукт коллективного разума, хотя духовные ценности создаются также и индивидуальным творчеством.
      Составные части культуры, созданные коллективным и индивидуальным разумом, существуют одновременно и параллельно, причем ни одна из них не может быть исключена из мира культуры. Кстати, каждая нация, каждая народность имеет свою специфическую культуру, свой язык, обычаи, традиции и т.д.
      Однако, вернемся к нашим баранам. Культура - это не только нечто объективно существующее в реальном мире, но и понятие, тесно связанное с такими категориями как мораль и нравственность.
       Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. традиции") - принятое в обществе представление о хорошем и плохом, правильном, система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей. Существует три вида морали Регулятивная - регулирование поведения и внутреннего мира человека. Ценностно-ориентационная - создание ориентиров для человека, способствующих его самосовершенствованию. Мотивационная - моральные принципы мотивируют человека на совершение определенных действий или на воздержание от совершения каких-либо действий.
      Нравственность является характеристикой жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общества в целом, отражая реальное соблюдение норм и принципов морали на практике. Разумеется, нравственность может быть, как положительной, так и негативной.
       Таким образом, люди, используя разум, создают через культуру свой материальный и духовный мир.
      P.S. При написании данной статьи использованы материалы из Википедии.
      
      4.Разум и искусство
       "Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к Творцу) мира. Следовательно, искусство - творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей".
      Википедия
      
       Если не считать обращения к Творцу, определение понятия искусство в Википедии вполне научно. Действительно, искусство - один из многочисленных творческих видов деятельности человека, его разума.
       Искусство - это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности. по канонам гармонии и красоты.
      Основа искусства - это творчество. Произведение искусства - это результат творческой, разумной деятельности человека.
       Искусство и наука - две ветви духовной культуры. У них есть общие качества, например, они помогают нам познавать мир. Но у искусства есть и специальные черты, которые делают его непохожим ни на что другое. Вот они:
       -Искусство образно и наглядно.
       -Человек создаёт художественные образы с помощью особых средств: слов, звуков, цвета и т. д.
       Обычно в обществознании принято выделять 6 функций искусства:
       -познавательную (служит способом познания и освоения мира);
       -ценностно-ориентирующую (помогает людям выбирать жизненные ориентиры, разбираться в системе ценностей конкретного общества);
       -эстетическую (помогает созданию эстетических вкусов и предпочтений личности);
       -воспитательную (развивает интеллектуальную и творческую способность);
       -коммуникативную (лежит в основе межличностного общения;
       -информационную (просвещает и распространяет знания).
       Жанры в искусстве:
      Музыка
      Живопись
      Литература
      Кинематограф
      Опера;
      Симфония;
      Сюита;
      Романс и т. д.
      Портрет;
      Натюрморт;
      Пейзаж и т. д.
      Поэма;
      Роман;
      Повесть;
      Рассказ и т. д.
      Комедия;
      Драма;
      Мелодрама;
      Детектив и т. д.
       Отдельные виды искусства обладают характерными чертами, которые относят их к разным художественным направлениям. Они делят произведения искусства по стилям.
       Стиль - это совокупность общих признаков, которые отличают своеобразную творческую традицию, характерную для конкретного общества на определённом этапе его развития.
       Если говорить о живописи, среди стилей можно выделить импрессионизм, супрематизм, кубизм, сюрреализм и другие. В архитектуре это ампир, барокко, классицизм, модерн и т. д.
       Итак, искусство является частью культуры, причем наиболее важной, системообразующей ее частью. Культура понимается в первую очередь как система художественных образов, созданных творческим разумом художников, композиторов, писателей и поэтов и т.д.
      
      5.РАЗУМ, УМ И ИНТЕЛЛЕКТ
      
       В начале коротко о формах разума в современном обществе.
       На Земле в настоящее время проживает свыше 8 миллиардов человек Каждый из них обладает разумом. В своей деятельности трудоспособное население в зависимости от социального положения вынуждено или работать в коллективе (например, рабочим на металлургическом заводе), или же заниматься частным предпринимательством (например, банкир). В первом случае рабочий выполняет определенную функцию в составе коллективного разума. Частный же предприниматель включает в своем бизнесе индивидуальный разум. Ученые, конструктора решают свои задачи в рамках коллективного разума. Для каждого вида деятельности характерна та или иная форма разума. Часто индивидуальный разум работника взаимодействует с коллективным разумом, выполняя определенную функцию. Например, банкир, как руководитель банка, выполняет одновременно и функцию организатора работы большого коллектива сотрудников банка. Человеку, работающему в трудовом коллективе, в своей повседневной жизнедеятельности приходится включать и индивидуальный разум, покупая товар в магазине для своей семьи.
       Разум является продуктом познания в результате функционирования ума и интеллекта. В то же время разум испытывает воздействие всей совокупности внешних обстоятельств и общественных отношений.
       Разум связан с сознанием. Оно является процессом отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности. Глубоким заблуждением является отождествление разума с сознанием. Сознание обслуживает разум. У разума, особенно коллективного, помимо познания действительности имеются важнейшие задачи по развитию производительных сил, управлению обществом во всех аспектах, освоению космоса.
       Основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы:
       -рационально-мыслительную,
       -эмоционально-чувственную,
       -волевую.
       Механизм сознания сформировался в результате эволюции человека. Физиология этого механизма до конца не выяснена. Среди нейробиологов есть мнение, что сознание в той или иной степени присуще также ряду животных: млекопитающим, птицам, головоногим и др.
       Сознание - это состояние "бодрствования", отличное от бессознательных состояний - глубокого сна, обморока и т.п.; состояние "вменяемости", предполагающее способность давать отчет о своих переживаниях и действиях.
       Самосознание - совокупность феноменов субъективного свойства, включающих в себя рефлексию, самоосознание.
       Как уже выше отмечалось, активной формой деятельности разума является познание. Это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действительности c помощью ума и интеллекта.
       Процесс познания движим интересом людей к объектам исследования.
       Ниже даны определения ума и интеллекта.
       Ум - это способность человека мыслить, понимать, воспринимать и запоминать информацию. Ум-это нечто присущее индивиду, т.е. ум всегда персонифицирован. В отличие от разума не может быть коллективного ума. Ум, будучи составной частью сознания, является основой разума, вооружая его информацией.
       Основные функции ума следующие:
       -запоминание (в уме откладывается вся информация, которую мы получаем при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса);
       усвоение (ум изучает приобретенную информацию, у каждого человека эта функция имеет индивидуальную силу и скорость);
       обработка через чувства (ум анализирует опыт и делит его на приятный и неприятный);
       воспроизведение желаний (ум сообщает человеку, какой потенциальный источник для получения удовольствия он выбрал, а какой - отверг).
       Ум - способность соображать, принимать нестандартные решения, используя отчасти интеллект и в большей части смекалку, а также жизненный опыт (свой и исторический).
       Интеллект - набор знаний и мыслительных способностей.
       IQ (коэффициент интеллекта), определяется при помощи тестов, которые рассчитаны именно на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (ответы на типовые ситуации).
       Мало просто знать, надо ещё уметь этими знаниями пользоваться. И именно интеллект позволяет сопоставлять, находить общее, делать ассоциации, быстро учиться на полученных знаниях
       Интеллект - способность к мышлению.
       Мышление - опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
       Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин Homo sapiens - человек разумный. Прежде всего мышление рассматривается как вид познания. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений о внешнем мире.
       Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человечества потенции, передающиеся по наследству "задатки", которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становится органом познания только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.
      
      6.РАЗУМ И ВОЙНЫ
       Как отмечалось в моей статье "О противоречиях разума", разум человека служил, начиная с древнейших времен, не только делу добра, но и зла. Разум людей, создавший орудия труда, в то же время был нацелен на их использование ради убийства противников. Топоры, дубинки, копья, предназначенные для работы и охоты, использовались первобытными людьми как оружие.
       По мере развития производительных сил создавались все новые и более совершенные орудия убийства и разрушения. В настоящее время ими являются самолеты, танки, артиллерия, ядерное оружие, ракеты и технологии наведения их на цель и др.
       Война - это вооруженная борьба между государствами или народами. Различают войны наступательные и оборонительные, региональные и войны за независимость, гражданские войны (вооруженная борьба внутри страны). К вышесказанному следует добавить, что в ХХ веке получила распространение холодная война - политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами.
       Таким образом, мы, как и в случае с войнами, наблюдаем противоречивость разума в зависимости от цели вооруженной борьбы. Нравственный характер боевых действий зависит от того являются ли они агрессивными или оборонительными. Однако, в истории нередко войны велись соперничающими сторонами ради господства при дележе рынков или в борьбе за конкретные территории. В этом случае война являлась, без всякого сомнения, безнравственной.
       В новейшее время человечество пережило две мировых войны.
       Первая мировая война (cм. стала первым крупным международным конфликтом двадцатого века. Убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда Габсбурга привело к тому, что в августе 1914 года начались военные действия, продолжавшиеся в течение следующих четырех лет. В течение Первой мировой войны державы Антанты - Британия, Франция, Сербия и Российская империя (к которым позднее присоединились Италия, Греция, Португалия, Румыния и Соединенные Штаты Америки) воевали против Германии и Австро-Венгрии (к которым позднее присоединились Оттоманская Турция и Болгария). Первоначальный энтузиазм затухал по мере того, как война начала приобретать затяжной характер с кровопролитными битвами и позиционными боевыми действиями. Длина системы окопов и укреплений на Западном фронте в самом протяженном месте составляла около 760 км. Огромная протяженность Восточного фронта не позволяла там вести крупномасштабную окопную войну, но масштабы конфликта были столь же значительными, как на Западе. Тяжелые бои также проходили на севере Италии, на Балканах и в Оттоманской Турции. Боевые действия также велись на море и - впервые- в воздухе. Первая мировая война стала одной из самых разрушительных войн в истории. Погибло почти десять миллионов солдат, что намног

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 30/12/2023. 37k. Статистика.
  • Статья: Философия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.