Погребняк Николай Иванович
Ошибочный стереотип об Агари и Измаиле

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Размещен: 07/09/2020, изменен: 07/09/2020. 6k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика, История, Религия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зачастую мы даже не задумываемся над тем, насколько ошибочными бывают стереотипы, сложившиеся в нашем сознании. И особенно способствуют этому изображения порождённые фантазией художников. Возьму, например, библейский сюжет: "Авраам отсылает из дома Агарь с сыном, Измаилом".


  • Ошибочный стереотип об Агари и Измаиле


    Уважаемые читатели, зачастую мы даже не задумываемся над тем, насколько ошибочными бывают стереотипы, сложившиеся в нашем сознании. И особенно способствуют этому изображения порождённые фантазией художников. Возьму, например, библейский сюжет: "Авраам отсылает из дома Агарь с сыном, Измаилом".
    Посмотрите, как это событие изображено на картинах художников.


    Рисунок 1. Итальянский художник XVII века, Карло Маратти. Авраам изгоняет Агарь с сыном Измаилом.



    Рисунок 2. Российский художник XIX века, Перовский П. С. Агарь и Измаил в пустыне.



    Рисунок 3. Английский художник XIX века, Фредерико Гудолл. Агарь и Измаил.


    Я привёл три примера - три картины, написанные художниками, жившими в разное время и в разных странах. Эти люди принадлежат к разным христианским деноминациям, но видят библейский сюжет одинаково: молодая женщина изгоняется главой дома, и уходит с мальчиком, которому на одних картинах лет десять-двенадцать, а на других и вовсе не больше пяти.
    "Но может так думают только люди мирские, которые не читали Библии, а богословы ведь должны понимать, что изображения не соответствуют истине" - подумал я, и решил проверить. И выяснил, что и богословы используют в своих статьях такие же картины.

    Теперь предлагаю сравнить, как это событие освящается в Священном Писании. Начну по порядку - выясню возраст Измаила, когда Авраам отослал (не изгнал, а именно отослал) его и его мать из своего дома.
    "Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила". (Быт.16:16)
    О рождении Исаака сказано: "Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. (Быт.21:5)".
    То есть, когда родился Исаак, Измаилу было четырнадцать или пятнадцать лет. Но Авраам ведь не сразу же изгнал Измаила, а спустя несколько лет.
    Чтобы узнать сколько, продолжу чтение Священного Писания: "Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. (Быт.21:8)".
    Иудейский раввин Бахае бен Йосеф ибн Пакуда в пятом разделе "Ховот а-Левавот" пишет: "Когда в возрасте двух лет Ицхака отлучили от груди, Авраам устроил празднество".
    Измаилу в это время было уже лет шестнадцать или семнадцать.

    Читаю дальше: "И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречётся тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твоё. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил её. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии. (Быт.21:9-14)".
    Обратите внимание: здесь дважды сказано, что Авраам относился к Измаилу с любовью, ибо он был его сыном, его первенцем, и только когда Господь Бог утешил Авраама, что позаботится о его сыне, тот отпустил сына из дома. Именно отпустил: в древнееврейском оригинале Священного Писания стоит слово: "отпустил", "послал", "отослал", а вовсе не изгнал, как это изображают художники на своих картинах. Ну и естественно, если он отсылал из дома любимого сына, то явно не на погибель. И если бы Агарь и Измаилом не заблудились, то им вполне хватило бы того запаса воды, что они взяли, чтобы дойти до колодца, и пищи хватило бы до того места, где они пополнили бы её запасы, возможно, это было стойбище, где пастухи пасли скот, принадлежащий Аврааму.

    Я немного отвлёкся от основной темы исследования - вернусь к вопросу, сколько лет было Измаилу, когда отец отправил их с матерью из дома.
    Учитывая, что события, о которых рассказывается в Быт.21:9-14, произошли не в один день, можно сделать вывод: первенцу Авраама, Измаилу, когда отец отправил его и матерь его из дома, было не менее семнадцати лет, а то и восемнадцать.

    Уважаемые читатели, не попадайте в плен стереотипов, не принимайте их за истину! Проверяйте всё по первоисточникам.
    - - -

    P.S. Дополнение, хотя и не совсем относящееся к теме очерка, но очень важное для понимания причины того, почему Сарра так настоятельно просила своего мужа, чтобы он выгнал Измаила из дома.
    Напомню место Писания, где говорится об этом: "И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. (Быт.21:9,10)".
    Слово, переведённое здесь, как насмехается, в древнееврейском оригинале означает ещё и "ругается".
    В комментарии к Торе дано более детальное толкование этого слова: "Древнееврейские мудрецы разъясняют, что в Священном Писании это слово всегда является намёком на убийство. Ишмаэль смеялся над самим фактом рождения Ицхака: он был старшим сыном и считал себя единственным наследником. Его поведение было угрожающим и наводило на мысль, что он может расправиться с ребёнком. Этим объясняется реакция Сарры: требование отослать Ишмаэля".
    В Священном Писании есть подтверждение тому, что анализ древнееврейских мудрецов соответствует истине: "Но, как тогда рождённый по плоти (сын рабыни Агари) гнал рождённого по духу (сына Сарры - свободной), так и ныне. (Гал.4:29)". Слово, переведённое, как "гнал", в древнегреческом оригинале означает ещё и "преследовал, изгонял", так что Измаил действительно угрожал жизни Исаака.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Обновлено: 07/09/2020. 6k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика, История, Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.