Покровская Ольга Владимировна
Звезда бесприютность

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Покровская Ольга Владимировна
  • Размещен: 28/07/2020, изменен: 14/11/2020. 6k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Журнал "Новый мир", Љ10, 2020
       Copyright Ольга Покровская 2020
      
      
      Считается, что есенинская поэзия отражает суть блатного мира, как ничья другая. Еще Шаламов обнаружил, что закоренелые уголовники впитывают есенинские стихи, созвучные выморочной, бесчеловечной атмосфере, как живую воду - чем ни один серьезный литератор не может похвастаться; да и в голову не придет гордиться такой доблестью.
      Из поклонения малопочтенных кругов, заучивших отдельные стихотворные декларации крепче "отче наш", иногда делают вывод, что Есенин - поэт воровской, маргинальный, чуть ли не тюремный. Маргинальности у есенинской поэзии, действительно, не отнять, но ее источник не в блатном фольклоре, первым, как наиболее яркий и выпуклый, просящимся в кандидаты - множество субкультур отличает тот же, вычлененный Шаламовым и последователями, джентльменский набор: и культ матери, и отстраненность от женщин, и тоска, и обреченность, и одиночество, и пограничное ощущение себя "на краю", в любой момент готовое обернуться срывом в дебош, запой или петлю. И изощренный пантеизм, и бытование вне общественных институтов: семьи, церкви, какой-либо устоявшейся корпорации. Эти черты присущи многим мужским сообществам, обреченным на профессиональное бродяжничество без семьи, без дома, без определенности. Блатная среда - всего лишь вариация на общую тему.
      Есенин весь - порождение огромного, страшного мира великорусского крестьянства, не имевшего ранее ни внятного голоса, ни каких-либо полноценных, во всей красе собственного менталитета, представителей. Так называемые деревенские поэты до него лишь робко приспосабливались к не им установленным правилам, скользя городскими ботинками по чужому паркету. Есенину иногда отказывают в праве на крестьянское звание (объясняя вдохновенным кокетством заявление "У меня отец крестьянин, Ну а я крестьянский сын"), потому что его отец не пахал землю, а работал приказчиком в мясной лавке московского купца. Дело не в том, пахал или не пахал. Родители Есенина всецело подчинялись укладу, на который было обречено русское крестьянство - и, естественно, "крестьянский сын" впитал это мироустройство с молоком матери.
      Земледельца обычно представляют, как сельского хитрована, скопидома, прикипевшего к мешкам с добром, вросшего с корнями в клочок пашни - и забывают, что в России, традиционно приверженной к собственному пути, как всегда все по-другому. Доля русского крестьянина - отходничество, спровоцированное массой сугубо местных факторов, делающих именно крестьянскую жизнь невыносимой: скудостью наделов неродимой, неплодородной земли, вечными переделами, знаменитым общинным владением - не к ночи будь помянуто - и своеобразными, мягко говоря, законами (женщины при дележе угодий вообще за людей не считались). Полгода дома, полгода на промысле, постоянно в дороге. Встретившиеся на развилке трагик и комик всего лишь повторили расхожее правило, которому подчинялась великорусская равнина: "Из Керчи в Вологду - из Вологды в Керчь". Столыпинская реформа, мало что успевшая поменять, была вызвана не капризом высокопоставленного чиновника, а катастрофой с невидимыми миру слезами. Семья в таких условиях номинальна, душевная близость с нею невозможна; женщину, жену - близко к сердцу не пускают (чтобы не рвать его, сердце, в клочки). Хорошо, если в крестном пути составят пару такие же бесприютные горемыки, но ласковой, теплой заступницей подневольный перекати-поле видит лишь мать - это из детства. Многие отхожие промыслы исключительно коллективны: так проще, надежнее, меньше рисков (за отличным описанием артельных порядков можно отослать к Печерскому). Бурлаки, строители, охотники, промысловики, плотники, кровельщики. Замкнутые однородные коллективы с потребностью в предельной, как часовой механизм, выверенности и слаженности - и оттого максимально чувствительные к любым оттенкам и перепадам настроений составных частей. Далеко отсюда до чисто мужской изысканной субкультуры, пышным цветом процветающей до революции в богемных кругах столицы? Недалеко, и она, во всяком случае, не шокирует (что отразилось в есенинской биографии). Церковь? В церковь ходят оставленные дома женщины; это на их белых платочках держатся храмы, а у мужиков в лучшем случае - нательный крест на веревке. Мужик всей изболевшейся душой слушает небо, ветер, деревья, облака - им же и молится.
      Изнурительный, надрывный труд без конца и без намека на послабление. Кто-то считает, что натуру великорусского мужика уродовало рабство - рабство уродовало в первую очередь дворню, холопов, а хлебопашец своего барина мог годами не видеть. Уродовал крестьянский характер в первую очередь извращенный, изуверский жизненный распорядок. Откровенное издевательство над историческим центром империи изобрели не большевики - окраинные князьки даже в мечтах не могли представить удавку, которой душили основу страны просвещенные государи.
      Есенин из этого кошмара вырос. Он, плоть от плоти этой мрачной, бессолнечной, надрывной планеты - единственный - смог выразить родную среду абсолютно адекватно. Он великий народный поэт не оттого, что пел о березках и опавших кленах, а оттого, что явил миру уникальный для канонической поэзии, но вполне типичный для бесприютного русского крестьянина душевный строй, выкованный веками колониального надругательства над здравым смыслом - а обездоленный народ безошибочным чутьем, услышав знакомые мотивы, признал в нем своего. По той же причине благополучные мещанские дети, выросшие в оседлом домашнем уюте - с самоварами, фикусами и вязаными покрывальцами - прикоснувшись к поэзии Есенина, почувствовали дыхание бездны, вздрогнули и отшатнулись, отговорившись неприязнью к воровской романтике. Но воровская романтика Есенина это, при всех подсчетах гонораров и при оглушительных литературных успехах, не блажь баловня судьбы - у него не было привычной интеллигентской схемы: рос, слушал маму, играл на скрипочке, а потом пустился во все тяжкие. Это - вековой стандарт, банальная запасная тропка на извечном русском пути: надлом в диком напряжении сил, и срыв в штопор. Отсюда и неуклюжие попытки воспеть новую власть или хотя бы как-то примириться с ее дикими взбрыками: слова-то говорились правильные, дарящие надежду (кто знал, что станет еще хуже).
      Так и тянутся в первую очередь - уже сто лет - к его стихам странники, скитальцы, капитаны судеб.

  • © Copyright Покровская Ольга Владимировна
  • Обновлено: 14/11/2020. 6k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.