Прошина Маргарита Васильевна
Людмила Осокина "О книге "Мечта" Маргариты Прошиной"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Прошина Маргарита Васильевна (proshinamar@mail.ru)
  • Обновлено: 05/02/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Людмила Осокина
      
      "МЕЧТА" МАРГАРИТЫ ПРОШИНОЙ
      
      У Маргариты Прошиной вышла новая книга рассказов и эссе под названием "Мечта". Казалось бы, совсем недавно я получала из ее рук в подарок книгу эссе "Задумчивая грусть", и вот - новая. Как это ей удается, так скоро писать и, тем более, издавать свои книги? Но, так и удается. Ведь Маргарита - труженица. Она пишет каждый день, я сама этому свидетель, поскольку каждый день читаю ее новые эссе в Живом Журнале и на Фейсбуке. Поэтому в итоге, в результате такой работы, и появляется весьма весомая книжечка, вот такая, какую я держу сейчас в руках - в 415 страниц.
      Мне нравится эта книжечка даже по внешнему виду: в твердом, темно-коричневом переплете, с изысканной закладкой-ленточкой, с золотыми тиснеными буквами на обложке - "Маргарита Прошина. Мечта".
      В сборнике 10 рассказов и множество эссе из цикла "Задумчивая грусть". Все эти вещи были в течение года опубликованы не только на личных Интернет-ресурсах Маргариты, но и в сетевом литературном журнале Юрия Кувалдина "Наша улица".
      Юрий Кувалдин - друг и творческий наставник Маргариты, поэтому сборник вышел с его предисловием и в его же издательстве "Книжный сад".
      "Вся книга "Мечта", - пишет в предисловии Кувалдин, - пронизана ...женской нотой. Маргарита Прошина не пишет сюжет, она видит мир в образах и красках... Она - мастер коротких эссе, от которых веет чувственностью и поэтичностью. Она любит слова, лелеет буквы, сплетая из них, как из полевых ромашек, свои этюды".
      Я могу присоединиться к Юрию Кувалдину и сказать, что меня тоже привлекает в прозе Маргариты Прошиной, в первую очередь, именно женская нота. Писательница нисколько не смущается своей женственности, я бы даже сказала, женскости, не прячет ее, а, наоборот, с удовольствием демонстрирует и, с не меньшим удовольствием ею пользуется. Ее героини ходят на высоких каблуках, самозабвенно покупают и едят конфеты, с не меньшим удовольствием влюбляются и занимаются любовью с понравившимися им мужчинами, любят город, в котором живут, окружающую их природу, а также книги, музыку, цветы... Словом, ведут себя как настоящие, страстно влюбленные в жизнь, женщины. И жизнь платит им взаимностью, каждый день преподнося своим героиням, и также, пожалуй, и нашей очаровательной писательнице, маленькие, но очень приятные сюрпризы.
      Но эта красивая жизнь, в основном, в эссе.
      Рассказы же полны скрытой боли и трагизма, боли за изломанную женскую судьбу, за пустую, возможно, зря прожитую жизнь.
      В рассказе "Ледяйкина" показана никчемная, однообразная жизнь работницы завода Ледяйкиной. Она жила в старом рабочем бараке. "Барак находился в аварийном состоянии. Со всех сторон его обступала неистребимая, в человеческий рост, свирепая крапива. Разболтанная, входная дверь ходила ходуном, но... никто из жильцов вовсе не собирался ее чинить". Вот в таком, довольно страшноватом мире, живет ее героиня. Не менее пугающе выглядит и завод, где героиня работает. Ее работа заключается в том, чтобы вставлять специальные усики в светодиодные кубики. "Кубики с усиками все чаще и чаще отъезжали влево, а справа надвигались все новые и новые, без усиков. Они уже превращались в какую-то бесконечную цепочку, словно связанные одной нитью для неимоверных бус. А то и вовсе стеклянный поток казался сверкающей разноцветными огоньками елочной гирляндой. В некоторых огоньках Ледяйкиной стали видеться какие-то не то блестящие шарики, не то мушки, не то комарики или вообще - пляшущие человечки". Это достаточно однообразная и утомительная работа сводит, в конце концов, Ледяйкину с ума, она получает психическое расстройство. Этим все и заканчивается. Вот такая грустная история.
      Вот рассказ "Ее волшебное озеро" о независимей и любвеобильной научной сотруднице Лебедевой. Почти каждый день, совершенно случайным и непостижимым образом, она знакомится с новым обаятельным мужчиной и без промедления отдается ему. После чего предпочитает безжалостно с ним расстаться. Такой у нее стиль жизни и он ее вполне устраивает. Ни брак, ни дети ее не интересуют. И хотя женщины, ее коллеги по работе, ставят ей в упрек ее легкомысленную жизнь, она и не думает ее менять. Как раз наоборот, она не понимает, как можно прожить всю жизнь с одним-единственным мужчиной, лишая себя радости общения со многими? И самое интересное, что ее мать, с которой она живет вдвоём в небольшой квартире, одобряет такую жизнь дочери, ее выбор. "Живи, дочка, как знаешь, как тебе самой нравится, - ласково говорила она, - от мужиков ничего, кроме слез, не получишь. Никаких радостей". Вот так. И Маргарита Прошина констатирует в своем рассказе этот факт и оправдывает, тем самым, и жизненный выбор и житейскую философию своей героини. Поскольку это и есть правда жизни и незачем ее скрывать за фальшивыми лозунгами о необходимости замужества, семьи и детей. Не всем они еще и по плечу, эти житейские подвиги, да и вряд ли так уж стоит некоторым женщинам к этому стремиться, может, они, эти женщины, созданы для чего-то другого, для любви, например. Вот такой неожиданный ракурс, взгляд на жизнь, на женскую судьбу, предлагает нам в этом рассказе Маргарита Прошина.
      Заглянем теперь в некоторые эссе из "Задумчивой грусти". Эссе эти небольшие - по полстранички, по страничке, максимум - полторы. Такой беглый взгляд на окружающий мир, либо вглубь себя.
      Вот сюжет "Каблук". "Высокий каблук - мечта каждой, любящей себя, женщины. Я, конечно, сужу по себе. Каблук от 11 см, шпилька, был мне необходим. Вся остальная обувь для меня не существовала". В этом эссе - и женскость, и женственность Маргариты Прошиной - мечта о туфлях на высоких каблуках. Ведь, как известно, именно каблук, в первую очередь, делает женщину женщиной. И героиня с удовольствием об этом говорит, и я, думаю, с не меньшим удовольствием пользуется этим утонченным оружием женского соблазна. "Когда ты легкой походкой - от бедра - спешишь по улице или несешься по эскалатору вниз или вверх и привлекаешь внимание окружающих, то невольно подтягиваешься, улыбаешься и ощущаешь себя королевой". Вот так.
      Подхватывает тему обуви, прекрасных туфель и сюжет "Туфельки". "Они стояли на третьей полке сверху, на стеллаже, расположенном прямо напротив двери, замшевые, насыщенного шоколадного цвета туфельки. Я поняла, что они мне необходимы, и уйти без них из магазина невозможно". Как понятны эти чувства практически всем женщинам, когда увидев на полке магазина туфельки своей мечты они не могли пошевелиться и зачарованно доставали кошельки и отдавали за такие вот туфли почти всю свою наличность!
      А в эссе "Моя Москва" Маргарита любуется городом, своей Москвой, даже в осеннюю, ненастную погоду. Она вообще любит гулять по Москве какими-то неведомыми тропками-дорожками, улицами-переулками, дворами-воротами-калитками. Короче, куда кривая вывезет, куда ноги вынесут, так ведь интереснее. "Иду по Лаврушинскому переулку к Репинскому скверу и думаю, куда свернуть: направо - к Большому Каменному мосту или налево - к Москворецкому? Ветер с такой силой срывает разноцветные листья с деревьев, кружит их, а потом швыряет на землю, и кажется, что вот сейчас и ты полетишь вместе с ним, куда он захочет. Сомнения мучают меня: зачем я пошла на прогулку? Но дома не сидится, ведь на улице моя любимая и прекрасная осень. Дышится легко и хочется кричать громко, во весь голос, что Москва - лучший город земли..."
      В сюжете "Слушаю Баха" писательница уже увлечена музыкой. "Я не могу представить себе мир без музыки. Я испытываю чувство святой благодарности к композиторам, которые создают этот мир чувств, эмоций, мыслей... Сегодня я слушаю сонаты Иоганна Себастьяна Баха, наслаждаюсь каждым звуком, мелодическим звучанием скрипки и душа поет вместе с ними. И мир становится таким гармоничным, прекрасным и нежным".
      В сюжете "В библиотеке" она любуется книгами в своей библиотеке, испытывает к ним почти святое, благоговейное чувство. И это неслучайно, ведь она по профессии - библиотекарь.
      "На моих книгах пыли нет. Я их люблю и часто снимаю с полок. Конечно, это не значит, что все они прочитаны, но просмотрены с нежностью и любовью не один раз. Я пьянею от книг. Читаю каждый день".
      Очень нравится мне эссе "Конфеты", я ведь тоже любительница сладкого.
      В этом эссе Маргарита рассказывает о Чайном доме Перлова, что на Мясницкой, там, как известно расположен магазин "Чай, кофе". И понятное дело, что вместе с чаем и кофе там продаются еще и конфеты, а также различные сладости. Вот туда и наведывается героиня, получив очередную зарплату, чтобы устроить себе праздник души и тела. "Интерьер, дурманящий запах свежего кофе и шоколада, разнообразие сортов конфет, восточных сладостей,- всё это приводило меня в полный восторг! Каждый раз я старалась покупать что-то новое, не забывая при этом и о любимых конфетах".
      А в эссе "Личность" писательница останавливается, задумывается и обращает свой проникновенный взгляд уже внутрь себя, пытаясь понять, кто же она такая и зачем появилась на этот свет. "Жизнь мою я понимаю как осознание, исследование себя. Кто ты: песчинка в космосе или центр мира?.. Я заметила, что некоторые люди о случайности или неслучайности появления на свет не задумываются. У многих аппарата для думания нет".
      И много чего интересного можно найти в новой книге Маргариты Прошиной. Ее можно читать бесконечно, с каждым разом открывая для себя нечто новое: волшебное, необычное, загадочное.
      Книга Маргариты Прошиной "Мечта" - это как случайно забытый на уголке стола женский дневник, полный сокровенных душевных тайн, милых женских грез и мечтаний, полный любви ко всему прекрасному, трогательному и нежному, что нас окружает в этом мире.
      Это именно мечта, которая достойным образом воплотилась в этой замечательной книге.
      
      
      
      ББК 84 Р7
      К 78
      
      Прошина М.В.
      П 78 Мечта: рассказы, эссе / Предисловие Юрия Кувалдина. - М.: Издательство "Книжный сад", 2013. - 416 с.
      
      Рассказы и эссе Маргариты Прошиной написаны проникновенно и поэтично. Вся книга "Мечта" пронизана неумолкаемо звучащей женской нотой. Маргарита Прошина не пишет сюжет, она видит мир в образах и красках. Её проза насыщена метафорами и ассоциациями. Так поступал Осип Мандельштам, говоря, что там, где обнаружена связь вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия не ночевала. И у Маргариты Прошиной нет никаких разъяснений и прямо идущих на предмет выводов, поскольку всё выражается через рисуемый образ. Читатель мог уже судить об этом по предыдущей книге писательницы "Задумчивая грусть". Книга "Мечта" открывает новые грани таланта Маргариты Прошиной.
      
      ISBN 978-5-85676-149-7
       љ Маргарита Прошина, 2013

  • © Copyright Прошина Маргарита Васильевна (proshinamar@mail.ru)
  • Обновлено: 05/02/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.