Расторгуев Андрей Петрович
Тридцать шесть и семь

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Расторгуев Андрей Петрович (andras@r66.ru)
  • Обновлено: 25/03/2007. 8k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия
  • 2002. Древо
  •  Ваша оценка:

    ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И СЕМЬ
    Поэма


    В городке не высоком, не низком
    и тебе от рождения близком
    ты живешь, не меняя прописку,
    от добра не желая добра.
    Хоть жена мне — а не декабристка.
    Да и незачем, коль севера.

    Я и сам полюбил их воочью
    потаенною белою ночью,
    упоенный печорскою мощью,
    и того не стереть, хоть убей,
    даже тучами, рваными в клочья
    о крюки обнаженных ветвей.

    И как будто любовь между нами.
    Но, как будто в дешевом романе,
    ты меня упрекаешь в обмане
    и печальный подводишь итог:
    мол, приехал, наплел, отуманил,
    а теперь норовишь за порог...

    Севера вы мои, севера...
    Я на свет родился не вчера.


    I

    Вот и мы первый тайм отыграли.
    Тридцать шесть, как один, миновали,
    и подумать о том не пора ли,
    где роднее и мягче земля?
    Все могилы мои на Урале —
    за две тысячи верст киселя...

    Молодые пускай отмахнутся,
    пожилые пускай усмехнутся,
    но мгновение — и запахнутся
    от промозглого сквозняка,
    если в толще земной ворохнутся
    потревоженные века.

    Я уже отмахнуться не смею,
    усмехнуться — еще не умею,
    и осенней порою немею,
    глядя, как высыхает трава
    и река, остывая, темнеет,
    и редеет живая листва...

    Что за обереги и чуры?
    Повышение температуры
    или просто литература
    перехлестывает за край?
    Поэтичные мы натуры —
    все Дантеса нам подавай.

    Тридцать семь — и зайдется сердечко,
    и мерещится Черная речка,
    и картонные человечки,
    и возвышенные слова...
    И затеплившаяся свечка
    перед образом Покрова...

    Сколько начато — будто начерно,
    сил потрачено — бог ты мой!
    Годы минули — силы схлынули.
    Вполовину ли, Бог ты мой?

    Или это холодной тьмой —
    окаянный тридцать седьмой?
    Он у каждого века свой,
    если даже век золотой...

    Помню похороны отца.
    Мы с ним ссорились без конца.
    Лей поболе свинца в словца —
    лишь бы не потерять лица...

    Провожатые вразнобой
    сокрушались, что молодой.
    Я внимал, головой кивал,
    а душою — не понимал.
    Но все менее мне пути
    до его сорока пяти...

    А как маму мою несли,
    не хватило ей там земли,
    и лежит от него вдали,
    и растут над ней бодыли...

    На погосте трава густа,
    есть в ограде еще места —
    для себя, а не для меня
    припасла их моя родня.
    И расти мне в земле иной
    новой веткою корневой.
    Над Печорой?
    Двиной?
    Невой?


    II

    Поубавилась ныне Россия —
    коренные да некоренные...
    Сколько ратников пьют стременные,
    сколько путников на посошок —
    так шевелит пласты временные
    и волосья иной корешок.

    Если он до нутра доберется,
    все расколется да распадется —
    московиты да нижегородцы,
    как свою ни вынашивай спесь,
    из-под всякой земли отзовется
    чудь, земигола, меря иль весь.

    Да и сами, сойдясь именами,
    мы доныне живем племенами.
    И иными когда временами
    мы от лучших времен далеки,
    кто поможет хотя бы словами?
    Корешки, свояки, земляки...

    Но куда инородцу податься
    и какому народцу поддаться,
    за какие колодцы сражаться,
    а какие оставить навек?
    Где бедою понудишься — братцы! —
    и откликнется хоть человек?

    Кто, на торную глянув дорогу,
    за обитые сталью ворота
    перехожему вынесет воду
    и не справится, чая вреда:
    а какого ты племени-роду
    и какого явился сюда?..

    В экипаже, по сути, убогом,
    упираясь горбом или рогом,
    по чащобам, степям и отрогам
    материк опоясавших гор —
    словом, ныне по русским дорогам
    я немало резины истер.

    И в земле золотой или медной,
    замечательной и незаметной,
    поисхоженной и заповедной,
    в суете городской и в глуши
    и закатной порой, и рассветной
    не встречал неприветной души.

    Спелых яблок на тракт выносили,
    невысокую цену просили,
    кто, откуда, куда вопросили
    не однажды, а все не за страх —
    любопытствующих не судили
    никогда ни Христос, ни Аллах...

    Не во многом расходятся правды
    у неверных и бусурман.
    Воды Калки и воды Непрядвы
    воедино смешал океан.

    И единая нам основа
    на грядущие времена
    коль не воинство Пугачева,
    так Отечественная война.

    И когда, выходя на дорогу,
    мне потомок ордынских татар
    вдруг воскликнет: «Аллаху акбар!»,
    я отвечу ему: «Слава Богу...»

    Лишь бы в утро лугами росными
    не дымами плыла заря,
    лишь бы яблони медоносные
    не ломились плодами зря...


    III

    Но и впрямь: что нас гонит и гонит
    в неизведанные пути?
    Отчего изнывает и стонет
    неприкаянный дух взаперти?
    Отчего, только вскроются реки
    и подсохнет окольная грязь,
    бьется птица в живом человеке.
    о пруты костяные стучась?

    То ли ведреная погода,
    то ли ветреная порода,
    то ли вечная несвобода
    или вешняя колгота.
    То ли ветхая изгорода
    или дальняя долгота...

    От рассвета и до рассвета
    нас тревожит и то и это,
    перекатывается лето,
    и еще, и еще одно —
    все быстрее кружит планета
    житевое веретено.

    И непрочная нить стекает,
    время зыбкое истекает
    то поденщиной, то стихами.
    Но и звуки — надолго ли?
    И яснее моих стихали,
    занесенные в ковыли.

    Но в ковыльном тугом колчане
    и угрюмом лесном качанье,
    крике птицы и пса ворчанье
    все хранится живая речь.
    Не услышать, не устеречь —
    задохнется земля в молчанье...

    Так, смирясь или руки в боки,
    безымянны и одиноки,
    мы пройдем в стрежевом потоке
    неизмеренной глубины —
    доморощенные пророки,
    местечковые плясуны...

    Но досада буравит темя:
    мол, еще остается время.
    чтобы ногу — в златое стремя,
    а железного не приму.
    Дело вовремя — не беремя,
    коль по норову да уму.

    Коль поется — без перепеву,
    безымянно — именовать!
    Коль не любится королева,
    так супругу короновать!

    А поется — в пути раздольном,
    а корона — во граде стольном
    да в биении колокольном
    в раззолоченном во дворце
    тяготой на челе невольном
    да заботою на лице...

    Вот я, милая, и катаюсь —
    то ли, гордостию питаясь,
    удоволить ее пытаюсь,
    то ли дело себе сыскать,
    чтобы силы, пока остались,
    суетою не расплескать.

    Но столица взирает строго:
    я одна, а наезжих много...
    Замыкает кольцо дорога.
    и опять во дворе стою.
    Остается поверить в Бога
    и во близость к нему твою.


    IV

    Хлопоча поутру на кухне,
    ты боишься, что мир твой рухнет,
    и полуденный свет потухнет,
    хохотнут за окном сычи,
    и остынет постель в ночи,
    сердце мертвой тоской набухнет.

    Или все нажитое — комом,
    чтобы в городе незнакомом
    снова обзаводиться домом
    и чужих узнавать людей,
    что привыкли к иным законам —
    откровеннее и лютей...

    Но покуда ценой такою
    не куплю своего покоя.
    Хоть порою до паранойи
    бессловесная давит глушь,
    остаюсь. Я отец и муж
    в этом городе над рекою.

    Все имеет и цель, и суть,
    основанье и приращенье,
    если даже столетний путь
    завершается возвращеньем.

    Все имеет и свет и след,
    осязаемо и упруго,
    если двадцать протяжных лет
    Пенелопа ждала супруга.

    Но, грядущим певцам в пример,
    допускать не желая фальши,
    хитроумный слепец Гомер
    не пропел, что случилось дальше...

    сентябрь — ноябрь 2000,
    Сыктывкар.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Расторгуев Андрей Петрович (andras@r66.ru)
  • Обновлено: 25/03/2007. 8k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.