Разумов Илья Кимович
Истолкование видений Орла и Льва в третьей книге пророка Ездры

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Илья Кимович (ilya.k.razumoff@gmail.com)
  • Размещен: 20/02/2019, изменен: 20/02/2019. 35k. Статистика.
  • Статья: Религия
  • Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пророк Ездра - иудейский священник, живший около V века до н.э., основоположник талмудического иудаизма и автор Книги Ездры, входящей в Ветхий Завет. Кроме канонической книги, Ездре приписывают авторство еще двух книг. Третья книга содержит, в частности, известное видение Орла, который по мнению большинства интерпретаторов символизирует Римскую империю. К сожалению, не сохранились ни еврейский оригинальный текст, ни его греческий перевод, а имеются только несколько вторичных переводов с греческого, которые различаются в деталях. В данной статье показано, что современная версия текста в целом адекватно описывает некоторые вехи истории Римской империи, вплоть до Константина I Великого. В частности, три головы Орла и восемь малых перьев соответствуют трем царствам, существовавшим на территории империи в "эпоху солдатских императоров" и восьми августам периода домината, в то время как первый христианский император, Константин I Великий уподобляется будущему Мессии, представленному в виде Помазанника-Льва. При этом скрытая датировка, которая содержится в тексте, позволяет предполагать, что автор поздних вставок был знаком с христианством и с византийской эрой (353 г.)


  •   
       Пророк Ездра - иудейский священник, живший около V века до н.э., основоположник талмудического иудаизма и автор Книги Ездры, входящей в Ветхий Завет. Кроме канонической книги, Ездре приписывают авторство еще двух книг. Третья книга содержит, в частности, известное видение Орла, который по мнению большинства интерпретаторов символизирует Римскую империю. К сожалению, не сохранились ни еврейский оригинальный текст, ни его греческий перевод, а имеются только несколько вторичных переводов с греческого, которые различаются в деталях. В данной статье показано, что современная версия текста в целом адекватно описывает некоторые вехи истории Римской империи, вплоть до Константина I Великого. В частности, три головы Орла и восемь малых перьев соответствуют трем царствам, существовавшим на территории империи в "эпоху солдатских императоров" и восьми августам периода домината, в то время как первый христианский император, Константин I Великий уподобляется будущему Мессии, представленному в виде Помазанника-Льва. При этом скрытая датировка, которая содержится в тексте, позволяет предполагать, что автор поздних вставок был знаком с христианством и с византийской эрой (353 г.)
       Сначала кратко опишем содержание пророчества, как нам его удалось увидеть (исправления, сделанные на основании зарубежных переводов, подчеркнуты). Ездра описывает могущественную империю в виде орла поднимающегося с моря, с двенадцатью крыльями и тремя головами-царствами (3Езд.11:1). В начале этой империи последовательно сменяют друг друга 12 царей (3Езд.12:14), причем первый царь исчезает сразу же после восхождения на престол (3Езд.11:12), а второй царь правит гораздо дольше остальных (3Езд.12:15). В середине истории империи будет смута, но империя не исчезнет, и восстановится в первоначальное состояние (3Езд.12:18). В конце же ее истории будут бороться за власть 8 малых царей (3Езд.11:11): из них двое зачислены как бы в один ряд с первыми двенадцатью (3Езд.11:22), а из оставшихся шести останутся на Западе (т.е. слева) четверо, и двое отойдут на Восток (3Езд.11:24). Из этих восьмерых малых царей четверо останутся живы почти до конца империи, а двое до самого конца (3Езд.12:21). Из последних четверых на Западе: первый взойдет на престол и сразу же исчезнет (3Езд.11:26), второй исчезнет еще быстрее (3Езд.11:27), а два других начнут бороться за власть (3Езд.11:28). В этот момент пробудится дремлющая средняя голова орла, то есть среднее из трех царств (3Езд.11:29), объединится с двумя другими (3Езд.11:30), и уничтожит двух малых царей (3Езд.11:31), которые боролись за власть. Однако, триумвират продлится недолго (3Езд.11:33), потому что один из правителей-триумвиров умрет на своей постели в мучениях (3Езд.12:26), второй убьет третьего, но и сам вскоре погибнет от меча (3Езд.12:28). После этого останется государство разделенное на Восток и Запад, но без среднего царства (3Езд.11:34). Затем западное царство будет поглощено восточным (3Езд.11:35). У восточного царства появится два крыла (3Езд.12:2, испр.) - это два малых царя, которые ранее отошли на Восток (3Езд.12:29-30), их царство будет слабым и беспокойным (3Езд.12:30). Тогда явится Лев-помазанник, обличит бесчинства Орла, и предаст его огню, создаст новое царство, и будет судить по правде (3Езд.12:31-34). Этот (?) муж явится из-за моря (3Езд.13:5), как и Орел ранее, и с ним из далекой страны Арсареф вернутся 10 колен израилевых (3Езд.13:40-45). И в утешение Сиону за разрушение Иерусалима (3Езд.10:24), будет возведен новый великий город посреди поля (3Езд.10:27).
       Беглый взгляд на пророчество позволяет отнести его к истории Римской империи. Так легко идентифицируются Юлий Цезарь, правивший всего один год после окончания гражданской войны, и следующий за ним император Октавиан Август, который правил более 40 лет. Идея о трех головах империи ассоциируется с кризисом эпохи "солдатских императоров" (260-284 гг.), когда на территории империи параллельно существовали три независимых империи: Галльская, Римская и Пальмирская (см. Рис.1). Идея о разделении на левую и правую части ассоциируется с Восточной и Западной империей (395 г.), причем Западная империя прекратила существование в 476 г., а Восточная империя имела короткий период подчинения себе Рима и большей части Запада (~550г.) Двенадцать больших крыльев орла, из которых выходят малые перья, ассоциируются не только с первыми 12 цезарями, но и с существовавшей со времени Диоклетиана (284 г.) системой административно-территориального деления империи на 12 диоцезов, которые в свою очередь включали в себя около 100 провинций. Однако, при таком беглом рассмотрении не удается идентифицировать 8 малых царей, которые, согласно пророчеству, завершают историю империи. Более того, эволюция трех голов должна развернуться в относительно короткий период правления и борьбы этих 8 малых царей, из которых четверо останутся живы почти до самого конца, а двое до самого конца (3Езд.12:21), причем под "концом" понимается не конец света, а появление Помазанника, который создает новое царство.
      
       0x01 graphic
       Рис.1. Галльская, Римская и Пальмирская империи на территории Римской империи в эпоху "солдатских императоров" (271 г.) - "средняя голова была больше других голов" (Езд.11:4).
      
       Более детальное рассмотрение приводит к выводу, что пророчество лучше всего накладывается на период домината (тетрархии), 284-324 гг., когда в течение 40 лет за власть в империи боролись восемь августов, после чего произошло объединение государства под властью первого христианского императора, Константина I Великого. Власть августов распространялась только на ограниченные территории, согласно введенному Диоклетианом административно-территориальному делению, поэтому они представлены в виде восьми малых перьев, в то время как первые 12 цезарей это большие перья. Константин I Великий представлен в образе Льва-Помазанника, который сокрушит языческий Рим и построит новую столицу империи, город Константинополь. Тем не менее, несмотря на сходство основных контуров, некоторые детали все же существенно отличаются от реальной истории. Например, "средняя голова" действительно "пробудилась" в ходе борьбы августов, поскольку власть в Риме была захвачена узурпаторами, однако это не привело к временному объединению государства, а скорее усугубило раскол. Далее прокомментируем основные фразы пророчества.
       "И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы... И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья, и из тех выходили еще меньшие и короткие" (3Езд.11:1-3). В период кризиса III века на территории Римской Империи существовали три независимых империи - Римская (центральная и наиболее крупная), Галльская и Пальмирская (слева и справа), управляемые "солдатскими императорами". Затем к власти в Риме пришли иллирийские императоры, которые смогли объединить государство. Необычная идея сделать империю "официально" многоглавой принадлежит императору Диоклетиану (284-305). Была учреждена так называемая "тетрархия": империя разделена на Запад и Восток, которые управлялись двумя "августами", причем каждый "август" имел своего помощника "цезаря", имевшего собственную столицу, так что всего в империи стало четыре столицы. В управлении каждого из тетрархов находилось несколько областей-диоцезов, общее число которых было равным двенадцати. Эта форма управления оказалась неустойчивой, она привела к многочисленным столкновениям цезарей и августов между собой, и завершилась большой войной между Константином (правитель Запада) и Лицинием (правитель Востока). Деление империи на диоцезы сохранилось при Константине и последующих императорах, однако к 395 году число диоцезов увеличилось с 12-ти до 15-ти. Из сказанного можно предположить, что текст написан вскоре после Диоклетиана, но до разделения империи на Западную и Восточную (395 год), то есть в тот период времени, когда в империи было именно 12 диоцезов, либо Ездра успешно пророчествует об этом времени.
       "Головы его покоились, и средняя голова была больше других голов, но также покоилась с ними" (3Езд.11:4). Характеристика трех голов как "покоящихся" ассоциируется, кроме прочего, с переносом столиц при императоре Диоклетиане. Столицами Римской, Галльской и Пальмирской империй были соответственно города Рим, Агриппа (Кельн) и Пальмира. При Диоклетиане стало две основных столицы - Медиолан (Милан) и Никомедия, и две вспомогательных - Трир и Сирмий. Прежние три столицы, включая город Рим (который был несомненно больше других городов) остались как бы "покоящимися".
       "И вот, орел стал на когти свои и испустил голос к перьям своим и сказал: не бодрствуйте все вместе; спите каждое на своем месте, и бодрствуйте поочередно, а головы пусть сохраняются на последнее время" (Езд.11:7-9). "Вот, приходят дни, когда восстанет на земле царство более страшное, нежели все царства, бывшие прежде него. В нем будут царствовать, один после другого, двенадцать царей [...] Таково значение двенадцати крыльев, виденных тобою" (Езд.12:13-16). Русский перевод не самосогласован: в самом видении цари именуются перьями, а в разъяснении они оказываются крыльями. Можно предположить, числом 12 выражено одновременно как число царей, так и число регионов (диоцезов), откуда вероятно и возникает путаница "крыльев" и "перьев" в переводах. Во всяком случае, отсюда следует, что двенадцать больших крыльев/перьев правят строго последовательно друг за другом, а не совместно. Светоний, секретарь императора Адриана, написал "Жизнеописание двенадцати цезарей", начиная с Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом; по-видимому, именно эти цезари имеются здесь ввиду.
      
       0x01 graphic
       Рис.2. Раздел провинций между триумвирами в 56 году до н.э. (Помпей- красный цвет, Цезарь - синий, Красс - желтый, завоевания Цезаря не показаны).
      
       "И вот, с правой стороны поднялось одно перо [крыло] и воцарилось над всею землею. И когда воцарилось, пришел конец его, и не видно стало места его" (Езд.11:12-13). Юлий Цезарь одержал победу в гражданской войне в 46-45 гг. до н.э., а в 44 году до н.э. он был убит. В историю он вошел, кроме прочего, как завоеватель Галлии. Если речь в цитате идет о нем, наблюдатель должен находиться на северо-восточном (в Греции?) либо на восточном побережье Средиземного моря (в Палестине?), и смотреть на море, тогда Галлия окажется справа от наблюдателя. Однако, это противоречит традиции картографии.
       "Потом поднялось другое перо и царствовало; это владычествовало долгое время. Когда оно царствовало и приблизился конец его, чтобы оно так же исчезло, как и первое, и вот, слышен был голос, говорящий ему: слушай ты, которое столько времени обладало землею! вот что я возвещаю тебе, прежде нежели начнешь исчезать: никто после тебя не будет владычествовать столько времени, как ты, и даже половины того" (3Езд.11:13-17). Второй цезарь, Октавиан Август, правил 41 год, что стало абсолютным рекордом, вплоть до разделения империи на Восточную и Западную (395г.) Занимательно, что фразы про первое и второе перо с тем же успехом можно применить к правителям советского государства: СССР был образован в дакабре 1922 года, Ленин умер в январе 1924 го, Сталин в марте 1953 го. Однако в остальном пророчество более соответствует Римской империи, чем СССР.
       "А что ты слышал говоривший голос, исходящий не от голов орла, но из средины тела его, это означает, что в середине времени того царства произойдут немалые распри, и царство подвергнется опасности падения; но оно не падет тогда и восстановится в первоначальное состояние свое" (Езд.12:17-18) Очевидно, имеется ввиду период первого междуцарствия, после гибели императора Нерона (68 г.)
       "А что ты видел три головы покоящиеся, это означает, что в последние дни царства Всевышний воздвигнет три царства" (3Езд.12:22-23) Кризис III века, распад империи на три части - Галльскую, Римскую и Пальмирскую империи. Альтернативные идеи о том, что головы могут обозначать трех императоров (Веспасиан, Тит и Домициан) или три "Рима" (Рим, Константинополь, Москва) - кажутся несостоятельными. Из пророчества хорошо видно, что головы действуют параллельно - соединяются и разъединяются; в разъяснении они названы "царствами", и при этом "малые перья"-цари могут переходить с одной "головы" на другую.
       "А что ты видел восемь малых подкрыльных [противоположных] перьев, соединенных с крыльями, это означает, что восстанут в царстве восемь царей, которых времена будут легки и годы скоротечны, и два из них погибнут, когда приблизится середина времени этого царства,..." (Езд.12:19-21). Чтобы идентифицировать 8 малых перьев, необходимо прежде всего установить, являются ли они последовательно сменяющими друг друга царями, подобно первым 12 цезарям, или же могут действовать параллельно. Анализ приводит скорее ко второму выводу: описание наиболее соответствует периоду домината (тетрархии, 285-324 гг). Восемь перьев - законные августы этого периода: Диоклетиан (Диокл), Максимиан, Констанций I Хлор, Галерий, Флавий Север, Максимин II Даза, Лициний, Константин I. В этот список не включены все самопровозглашенные августы; также не включены Валент I и Мартиниан, которые были провозглашены Лицинием в качестве западных августов, а на деле оставались простыми военачальниками Лициния, в то время как на Западе правил законный август Константин. Из законных 8 августов погибли трое: Флавий Север (307), Максимиан (310) и Лициний (325), но поскольку последний погибает в самом конце периода, его не надо учитывать (см. абзац ниже). В логике пророчества, 12 последовательных первых цезарей начинают, а 8 августов (некоторые из которых могут действовать совместно) завершают историю Римской империи в ее "зверином" облике, соответствующем четвертому зверю Даниила (поэтому в зарубежных переводах малые перья названы "противоположными" относительно больших перьев). Это апокалиптическое соображение позволяет автору пророчества не рассматривать промежуточную историю империи II-III вв.
       "...но четыре сохранятся до того времени, когда будет близок конец его; а два сохранятся до конца" (Езд.12:21) Согласно введенной Диоклетианом системе управления, по истечении 20 лет августы должны были отказываться от престола. В 305 году Диоклетиан и Максимиан поступили именно таким образом, в честь чего были даже выпущены памятные монеты с надписью "Наисчастливейшие старшие императоры". Поэтому до 310 года имела место необычная ситуация, когда при живых Диоклетиане и Максимиане правили новые западный и восточный августы, так что всего в империи было четыре живых августа. "Два сохранятся до конца" - Лициний и Константин, правившие на Востоке и Западе, вплоть до победы Константина в 324 году и воссоединения империи. Следовательно, двумя погибшими перьями (Езд.12:20, см. выше) следует считать Флавия Севера и Максимиана, но не Лициния.
       "После сего не являлись более двенадцать перьев, ни два малых пера; и не осталось в теле орла ничего, кроме трех голов покоящихся и шести малых перьев. Я видел, и вот, из шести малых перьев отделились два и остались под головою, которая была с правой стороны, а четыре оставались на своем месте. Потом подкрыльные перья покушались подняться и начальствовать" (3Езд.11:22-25) Кризис тетрархии после ухода августов Диоклетиана и Максимиана. Два "наисчастливейших старших императора" упомянуты в одном ряду с двенадцатью первыми императорами. После них остается империя административно разделенная на Восток и Запад. В период 305-313 гг. в ней борются за власть в общей сложности шесть законных августов. Лициний являлся сначала западным, затем восточным августом, но в качестве восточного августа он был скорее узурпатором, обратившим оружие против законного восточного августа Максимина II Даза. Если засчитать Лициния только в качестве западного августа, ограничиваясь 312 годом, получаем четыре августа на Западе (Констанций I Хлор, Флавий Север, Лициний, Константин I) и два августа на Востоке (Галерий, Максимин II Даза).
       "Потом подкрыльные перья покушались подняться и начальствовать; и вот, одно поднялось, но тотчас исчезло" (3Езд.11:25-26). Первый из четырех западных августов (после отказа от престола Диоклетиана и Максимиана) - Констанций I Хлор, правил всего 14 месяцев и скончался от болезни (306 г.) Хорошее совпадение.
       "Затем поднялось второе, но оно исчезло быстрее первого" (3Езд.11:27) На смену Констанцию I Хлору пришел его цезарь (помощник) Флавий Север, который через 8 месяцев попал в плен к узурпатору Максенцию, и покончил с собой (февраль 307 г.) Хорошее совпадение.
       "И видел я: вот, два остававшиеся пера покушались также царствовать" (3Езд.11:28). Продолжается рассмотрение последних четырех западных августов. После смерти Констанция I Хлора и гибели Флавия Севера, возник спор за престол западного августа. Де-факто августом стал Константин I, бывший ранее цезарем Флавия Севера. Де-юре восточный август Галерий в 308 году назначил западным августом Лициния, и передал ему в управление часть подконтрольных территорий. Между Константином I и Лицинием возникла смертельная вражда. Снова хорошее совпадение.
       "Когда они [малые перья] покушались [царствовать], одна из покоящихся голов, которая была средняя, пробудилась, и она была более других двух голов. И видел я, что две другие головы были соединены [в союзе] с ней". (3Езд.11:29-30) Пробуждение "средней головы" (Рима) в контексте борьбы тетрархов понимается не только как воспоминание о распаде империи в кризис III века, но и как ссылка на узурпатора Максенция, который в 306 году захватил власть в Риме и привлек своего отца, бывшего августа Максимиана, в качестве соправителя. Вплоть до этого момента мы наблюдаем весьма хорошие совпадения с историей, которые трудно считать случайными. Однако, далее возникают противоречия. В отличие от эпохи иллирийских императоров (268-284), две головы не соединились теперь под началом средней: узурпатор Максенций был разбит Константином в 312 году. Отметим все таки сложность взаимоотношений римских узурпаторов с законными августами: Максимиан, Галерий и Констанций были связаны многолетней дружбой, и все трое приведены к власти Диоклетианом: Максимиан в качестве соправителя, Галерий и Констанций в качестве цезарей. Константин был сыном Констанция, а Максенций сыном Максимиана. На этом фоне возвращение "старшего императора" Максимиана к власти выглядит относительно легитимным.
       0x01 graphic
       Рис.3. Раздел империи по состоянию на 307 год: Константин - западный август, Галерий - восточный август, Максимин II Даза - восточный цезарь (помощник) Галерия, Максенций и Максимиан - римские самопровозглашенные августы. "Средняя голова пробудилась" (3Езд.11:30).
      
       "И эта голова, обратившись с теми, которые были соединены с нею, пожрала два подкрыльных пера, которые покушались царствовать" (3Езд.11:31). Из текста как будто следует, что "средняя голова" (Рим) должна погубить двоих претендентов, боровшихся за престол западного августа. На самом же деле, из восьми царей в этот период погибли Флавий Север и Максимиан. Цитируемая фраза уточняет, что оба пера погибнут в результате пробуждения именно "средней головы", т.е. Рима. И действительно, Флавий Север в 306 году был захвачен в плен Максимианом, привезен в Рим к узурпатору Максенцию, где и был убит, либо принужден к самоубийству. Максимиан же, поссорившись с сыном Максенцием, погиб в плену у Константина в 310 году. Однако, неправильно было бы утверждать, что Максимиан погиб в результате действий "средней головы" (Рима), поскольку он сам и был римским узурпатором. "Погибшим пером" можно было бы считать также Домиция Александра, который поднял восстание в Африке против Максенция и провозгласил себя августом, но был разгромлен Максенцием и казнен. Однако, по-видимому, узурпаторы не должны учитываться при подсчете перьев, потому что названное число восемь соответствует количеству именно законных августов.
       "Эта голова устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на земле более всех крыльев, которые были" (3Езд.11:32). Это можно понять только в качестве смысловой вставки - ретроспективный взгляд на всю историю Рима, а также воспоминание о времени иллирийских императоров (268-284). Ездра видит империю снова разделенной на три части, как при солдатских императорах (235-285), и вспоминает, что иллирийским императорам удалось воссоединить ее. Надо признать, что это скорее интерпретация, в то время как буквальный смысл текста в том, что пробужденная голова обретает неслыханное могущество в период борьбы восьми перьев. В случае с узурпатором Максенцием, последнее не соответствует действительности.
       "А что ты видел, что большая голова не являлась более, это означает, что один из этих царей умрет на постели своей, впрочем с мучением, а двух остальных пожрет меч; меч одного пожрет того, который с ним, но и он впоследствии умрет от меча" (3Езд.12:26-28). Зарубежные переводы, в отличие от русского, ясно дают понять, что речь идет о трех царях, соединенных в одну империю под началом пробудившейся "средней головы". При таком прочтении найти историческую параллель не удается. Нам остается только примерить цитату к двум римским соправителям-узурпаторам, Максенцию и Максимиану. В таком случае фраза "меч одного пожрет того, который с ним" снова возлагает именно на Максенция ответственность за гибель его отца, соправителя Максимиана, в то время как на самом деле между узурпаторами произошла только ссора, после которой сначала Максимиан, а затем и Максенций погибли от руки Константина. В начале фразы упомянут, возможно, отошедший от дел император Диоклетиан, который умер с физическими страданиями у себя на родине в Салоне (Иллирия) в 311 году, хотя не совсем ясно, почему он причислен к "средней голове".
       "После того я видел, что и средняя голова внезапно исчезла, как и крылья; оставались две головы, которые подобным образом царствовали на земле и над ее обитателями" (3Езд.11:33-34). Сначала разгром узурпатора Максенция, правившего в Риме (312 год). Затем, возможно, война Лициния (правитель Востока) и Константина I (правитель Запада), 313 год. Нашему современнику кажется, что речь идет о разделении на Восточную и Западную империю, однако из текста следует, что события происходят довольно быстро. Скорее речь идет о заключительном этапе тетрархии.
      
       0x01 graphic
       Рис.4. Раздел империи между Константином и Лицинием в 313 году, после разгрома римского узурпатора Максенция. ставались две головы, которые подобным образом царствовали на земле и над ее обитателями" (3Езд.11:33-34)
      
       "И вот, голова с правой стороны пожрала ту, которая была с левой" (Езд.11:35). Сначала в глаза бросается формальное совпадение: западный август Константин I побеждает восточного августа Лициния и остается единственным императором, 324 год. Однако, в 3Езд.11:22-27 справа, по-видимому, понимается Восток (два августа). Кроме того, комментарий "то есть царство скудное и исполненное беспокойств" (Езд.12:30) по духу не соответствует победе Константина. На самом деле речь может идти о войне восточного и западного августов, назначенных Галерием, которая началась после смерти последнего в 311 году. В этой войне Лициний побеждает Максимина II Даза, объединяя под своей властью Восток и часть Запада (включая Паннонию). Однако император Константин I еще не участвует в этой войне. Возможно, Ездра больше не связывает империю Константина с образом орла, после обращения императора в христианство (~313 год).
       "И видел я: вот, как бы лев, выбежавший из леса и рыкающий, испустил человеческий голос к орлу и сказал: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: не ты ли оставшийся из числа четырех животных [...] исчезни ты, орел, с страшными крыльями твоими, с гнусными перьями твоими, со злыми головами твоими, с жестокими когтями твоими и со всем негодным телом твоим, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия" (3Езд.11:37-46). Появление апокалиптических мотивов с наибольшей вероятностью свидетельствует, что текст написан в момент, на котором закончилось соответствие с реальной историей. В противном случае мы имели бы сбывшееся в основных чертах пророчество, в чем трудно быть уверенным из-за отсутствия оригиналов рукописей.
       "Пока лев говорил это орлу, я видел: вот последняя голова также исчезла, и четыре крыла больше не появлялись, и двое вошли в нее чтобы царствовать. Но их царство было слабым и исполненным беспокойств. И еще я видел: вот и они исчезли, все тело орла было в огне, и земля находилась в великом ужасе" (Езд.12:1-3). Хотя установить соответствие в деталях не удается, в целом, цитату можно прокомментировать так: период тетрархии завершен (четыре крыла больше не появлялись); на территории Востока (голова справа) учреждается кратковременный дуумвират, но это слабое царство просуществует недолго. Лициний в 317-324 гг. пытался провозгасить своих ставленников западными августами, однако на практике они оставались простыми военачальниками без подконтрольных территорий.
       "А что ты видел, два подкрыльных пера перешли на голову, находящуюся с правой стороны, это те, которых Всевышний сохранил к концу царства, то есть царство скудное и исполненное беспокойств" (Езд.12:29-30). Вероятно, имеются ввиду два малых пера, перешедшие направо при разделении шести малых перьев. Но если отождествить их с восточными августами Галерием и Максимином I Даза, на этом соответствие и заканчивается: Галерий умер в 311 году, а Максимин II Даза в 313 году.
       "Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим, говорящим к орлу и обличающим его в неправдах его всеми словами его, которые ты слышал, это - Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их, который [восстанет из корня Давида], обличит их и представит пред ними притеснения их" (3Езд.12:31-32). Если не обращать внимания на некоторые противоречия выше по тексту, приходим к примечательному выводу: Помазанником оказывается первый христианский император Константин I Великий. После победы над Максенцием и захвата Рима (312г.) христианство обретает черты государственной религии. С точки зрения христианских богословов, в этот момент Рим перестает быть наследником "четвертого зверя Даниила". К тому же после победы над Лицинием (324 г.), Константин переносит столицу империи в Константинополь, первоначально названный "Новым Римом".
       0x01 graphic
       Рис.5. Объединенная империя после победы Константина над Лицинием.
      
       Выше по тексту книги, в Главе 10, Ездра описывает видение жены, скорбящей посреди поля об умершем сыне. После утешений Ездры, "внезапно просияло лице и взор ее, и вот, вид сделался блистающим, так что я, устрашенный ею, помышлял, что бы это было. И вот, она внезапно испустила столь громкий и столь страшный звук голоса, что от сего звука жены поколебалась земля. И я видел, и вот, жена более не являлась мне, но созидался город, и место его обозначалось на обширных основаниях" (Езд.10:25-27). Далее ангел разъясняет Ездре, что жена - это Сион, скорбящий по разрушению Иерусалима. Читателю остается догадаться самостоятельно, что жена утешается возведением нового города (Константинополя?)
       В Главе 13, Ездра видит победоносного мужа, выходящего с моря, который восстанавливает Сион и приводит с собой многих евреев из далекой страны. "И Сион придет и покажется всем приготовленный и устроенный, как ты видел гору, изваянную без рук" (3Езд.13:36). "А что ты видел, что Он собирал к себе другое, мирное общество: это десять колен, которые отведены были пленными из земли своей во дни царя Осии, которого отвел в плен Салманассар, царь Ассирийский, и перевел их за реку, и переведены были в землю иную. Они же положили в совете своем, чтобы оставить множество язычников и отправиться в дальнюю страну, где никогда не обитал род человеческий, чтобы там соблюдать законы свои, которых они не соблюдали в стране своей. Тесными входами подошли они к реке Евфрату; ибо Всевышний сотворил тогда для них чудеса и остановил жилы реки, доколе они проходили; ибо через эту страну шли они долго, полтора года; эта страна называется Арсареф. Там жили они до последнего времени. И ныне, когда они начнут приходить, Всевышний снова остановит жилы реки, чтобы они могли пройти; поэтому ты видел множество мирное" (3Езд.13:39-47) Примечательно, что муж появляется из-за моря, как и орел ранее, то есть с территории Европы. Это соотвествует нашей гипотезе о Константине Великом в качестве Помазанника. Однако описание счастливых времен для евреев неоправдано. Напротив, при Константине окончательно оформилось отделение христианства от иудаизма, что в последующем приведет к гонениям на евреев. Объяснение может состоять в том, что текст написан сразу после победы Константина (324 г.) и выражает первые надежды евреев в связи с отказом римского императора от язычества. Строительство Константинополя уподобляется возведению Нового Иерусалима.
       Но когда был написан текст? Ведь Ездра считается иудейским священником, который пророчествовал в V веке до н.э., и в таком случае мы получим пророчество, хорошо сбывшееся в основных контурах (хотя и расходящееся с реальностью в некоторых деталях). В то же время, мы обнаруживаем в книге скрытую авторскую датировку в виде: "Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости, так как век разделен на двенадцать частей, и девять частей его и половина десятой части уже прошли, и остается то, что после половины десятой части" (3Езд.3.14:10-11). Если предположить, что миру отпущено 6000 лет, как это принято у евреев, и использовать еврейский календарь, ведущий счет времени от Сотворения Мира, приходим к абсурдному результату, согласно которому книга была написана в конце X века нашей эры. Это свидетельствует лишь о том, что традиционная еврейская логика чужда автору скрытой датировки. Допустим теперь, что срок отпущенный миру равен 7000 лет, как это было принято византийцами. Тогда время написания датируется как 9.5 / 12 *7000 = 5541 год от Сотворения Мира. Если теперь применить византийскую эру, получается время написания 5541-5508=33 год РХ, что в точности соответствует году распятия Иисуса Христа! Иначе говоря, автор датировки разделяет мировую историю на "до" и "после" распятия Христа, то есть он руководствуется христианской логикой. При этом он к тому же использует византийскую эру, которая была введена (по крайней мере, официально) лишь в 353 году.
       В этом констексте найденные соответствия с историей Римской империи, вплоть до Константина I Великого, уже не кажутся удивительными. Удивительно скорее то обстоятельство, что эти соответствия во многих местах слишком туманные, а иногда просто ошибочные. Если текст действительно был написан после 353 года, тогда казалось бы, автору не составляло труда выполнить его в идеальном согласии с предшествующей историей. При этом третья книга Ездры известна достаточно давно, так например в 218 году ее цитирует Климент Александрийский, хотя и неясно, в какой степени увиденный им текст соответствует современной версии, потому что оригинальные рукописи не сохранились. Среди исторических исследований на данный момент существует несколько версий, но ни одна из них не датирует появление пророчества позднее 217 года; обычно текст приписывают неизвестному автору жившему в I веке Р.Х. При этом ни одна из существующих интерпретаций не демонстрирует столь примечательных совпадений с историей, сопоставимых с нашими. Если книга действительно написана так давно, следует констатировать, что ее пророчества частично исполнились, причем Константин I Великий выступает прообразом будущего Мессии. Однако, указанные датировки не объясняют, каким образом автор книги мог использовать византийскую эру (впрочем, сам автор ссылается на божественное откровение). Наш анализ позволяет все же предположить, что текст является плодом коллективного творчества, и существенно трансформировался на протяжении веков. К сожалению, реальное пророчество может быть перемешано с поздними вставками.
      
       Автор признателен В.А. Петрову за полезные обсуждения.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       11
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Илья Кимович (ilya.k.razumoff@gmail.com)
  • Обновлено: 20/02/2019. 35k. Статистика.
  • Статья: Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.