Рудакова Светлана Ильинична
О поэзии Светланы Рудаковой (Гуреев Е.М.)

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рудакова Светлана Ильинична (chekanovandrey@mail.ru)
  • Размещен: 18/06/2007, изменен: 13/02/2010. 40k. Статистика.
  • Эссе: Поэзия, Литкритика
  •  Ваша оценка:


                         
       О поэзии Светланы Рудаковой
      
       Стихи Светланы Рудаковой, насыщенные простором и особой философской простотой, которые столь же незаметны и столь же жизненно важны для человека, как вдыхаемый воздух, сменяются тихими спокойными размышлениями, а иногда приобретают энергию исторического времени. Её стихи известны любителям русской поэзии за рубежом. Совсем недавно известный германский культуролог, историк и переводчик русской поэзии, профессор богословия из Тюбингена Людольф Мюллер, знаток, критик и поклонник русской культуры, автор культурно-исторического исследования "Понять Россию", подарил ей перевод её стихов из книжечки "Сто мгновений любви"
      
       Предлагаем вниманию несколько неопубликованных стихов Светланы Рудаковой
      
       ЕЙСК - КИРЖАЧ
      
       Капли дивные росы -
       Купола по всей Руси.
       Бесконечная страна:
       Горы, реки, целина.
       Где-то признаки дымка,
       Отчего и грусть сладка.
       13.06.06
      
      
       Азовское море:
      
       Эго было и будет всегда:
       Словно зелень акаций - вода.
       Меркнет солнце, восходит звезда
       Эго было и будет всегда.
      
       Ейск. Воспрянули детства года.
       Сталь лимана. Морская гряда.
       Это будет, как было всегда.
       Только я растворюсь навсегда.
       Июнь 2006
      
       ***
       Цветут мои стихи.
       А я их собираю:
       То в поле у реки,
       То в бочке у сарая.
       То в капле синевы,
       То в радуге колючей,
       В том, что сказали вы...
       И что пошлет мне случай.
       Киржач, 13.06.06
      
      
      
       ***
       Давайте убиваться
       по мелочам.
       Чтобы сердце потом
       не разорвалось
       от горя...
      
       ***
       Сквозь свинцовую завесу
       Пробивается тепло.
       Хоть иду я темным лесом,
       А с тобою мне светло.
      
       Ведь, возможно, хаос жгучий
       Вдруг развеется тайком,
       И сторон обеих тучи
       Мы к единому придем.
       Киржач,29.07.06
      
       ***
       Обнимай меня, мой милый,
       Но не слишком горячо.
       А как будто над могилой
       Ты склонил свое плечо.
      
       Эти грустные мотивы
       Ты желаньем обнови.
       Но они ведь все красивы,
       Только их переживи.
       29.07.06
      
       ***
       Времени не существует,
       Нет у земли границ. -
       Той, где Искусство ночует
       В тысячах звуков и лиц...
       05.08.06
      
       НА АКРОПОЛЕ
       Постоять над Афинами
       пару минут...
       Что за невидаль -
       город чадящий!..
       Молчаливые боги остались
       не тут, -
       В пропилеях, колоннах
       и чащах.
      
       Но уже не богам,
       вдохновлявших
       живых,
       Поклоняемся мы
       и поныне.
       Красоте воплощений
       божественной их,
       Что нам дали понятье
       святыни...
       Афины, 01.07.96
      
       ПЕРСЕПОЛЬ
      
       Шираз - стоячая волна,
       Долина голубого сна
       И тонкого тепла...
      
       Как будто уровнем волны,
       Горами мы окружены,
       Полями с трех сторон,
       И будто в сон погружены
       Остатки тех колонн.
       Едва колышется волна,
       Приоткрывая тайны дна, -
       Ахеменидов трон.
       Процессия рабов идет,
       Дары со всех земель несет,
       От всяческих племен.
       Здесь Македонский пировал,
       И стоколонный зал пылал,
       И благородный тек металл.
       Но надписи целы.
       Одни они ему верны
       Да барельефы вдоль стены...
      
       Сегодня мы входим в Персеполь
       Сбываются тайные сны...
       Иран, Персеполь. 20.03.05
      
      
       НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
       (отклик на замечательную книгу Юрия Лощица "Дмитрий Донской")
      
       Как это воспевать?!
       Свет утра. Рать на рать.
       Одни - как тать. Но много,
       много их.
       Другие - вздох, и, сжавшись,
       стан притих.
       Одни привыкли воровством
       стяжать.
       Кочевники - им нечего терять.
       Их носит ветер, сея тут, то там.
       И молятся они
       лишь очагам.
       Как будто силу воля им дает.
       Но где народ, там сеча, тяжба,
       гнет.
       А эти... Поневоле муку ждут.
       Они падут, и их дома пожгут.
       Угонят скот и милую жену.
       И дети их удобрят целину.
       Что ж воспевать?
       Закат глядит кровав.
       Блестит копье среди
       чернильных трав.
       И чей-то щит
       с отрубленной рукой.
       Кто был чужак,
       теперь на поле свой.(13.12.2005)
      
      
       НЕАПОЛЬ. ПОМПЕИ
       Мозаика из Помпеи
       "Битва Дария и Александра"
      
       Копья в полете,
       Дарий бежит.
       И в повороте
       Ужас глядит.
       Выпал из пальцев
       Меч или кнут.
       Кто ожидал
       Этих страшных минут?!
       Но Александр
       Замахнулся рукой -
       Стражник пробит,
       И черед за тобой.
       Щит не закроет
       И конь не спасет.
       Только Везувий
       К нам донесет.
      
       Неаполь, Нац. арх. музей
       14.11.2005
      
       Фрески Помпеи. Эротика
      
       Они пылают страстью,
       Не просто напоказ.
       В Помпеях сладострастье
       Не развращает глаз.
      
       И вещее искусство
       Не преступает вкус.
       Движение - как чувство,
       А не порока груз.
      
       Неаполь, Нац. арх. музей
       14.11.2005
      
       ИЗ СОРРЕНТО
      
       Нет, не на этом свете,
       А только все забыв,
       Мне б слушать песни эти
       Про солнце и залив.
      
       "Вернись, вернись в Сорренто
       О, не забудь меня!" -
       Мне б только слушать это,
       И не исчезну я.
      
       Сорренто, 17.11.2005
      

    ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

     

     

       Стихи Светланы Рудаковой отличаются глубоким пониманием символов мироощущения,  продуманной и прочувствованной их расстановкой.
        
                                                                Светлана Рудакова
       Поэт (из цикла "Пушкиниана")
       Поэт, он кто?... Порою гений,
       Порой раздавлен суетой.
       Пророк, но сам - дитя сомнений,
       Уста, кричащие душой.
        
       Зачем былого переливы
       В своём мозгу воссоздаёт?
       Зачем свой ценит дар ревниво,
       Хотя судьбу свою клянёт?..
        
       Зачем он всюду Музу ищет,
       Чтоб, с ней целуясь до зари,
       Своё богатство - вечно нищий! -
       Истратить в строчки две иль три?..
        
       Зачем, когда грохочут годы,
       Как зачарованный стоит?
       Цветок застенчивой породы,
       Но смело власть царей крушит?
        
       Зачем он ближе всех и дальше
       От тех, кого, любя, поёт?
       Зачем за круговою чашей,
       И приглашённый, он не пьёт?..
        
       Слова он слышит роковые
       И, словно первый сын земли,
       Вулканы видит огневые,
       Где поколения прошли...
            "Уста, кричащие душой" - душа, глаголющая устами,- "раздетая душа" Марка Белого, ибо кричащая душа не может притворяться, рядясь в фальшивые одежды.
       "Зачем он ближе всех и дальше От тех, кого, любя, поёт? Зачем за круговою чашей, И приглашённый, он не пьёт?.." - он пьет от чаши истины, в этом его удел; и, отойдя на то расстояние, на котором истина видна во всех своих глобальных очертаниях, он извлекает из неё  вино, и все, кто достоин, пьют уже из его чаши.
        
        "Мойры". Древняя Греция
       Устали богини судьбы
       И головы вещие сняли.
       Коленей расставили лбы,
       Колени носить их устали.
        
       Закутавшись в складок ручьи,
       Навеки во мраморе скрылись.
       Безглазые - в очи мои,
       Безрукие - в сердце вцепились...
        
                       ***
       У греческих скульптур
       Замерли - летя над сферами,
       Замерли - руки над головой.
       Замерли изваяньями серыми,
       Безжизненной красотой.
        
       Но красоте нет дела:
       Только коснулась глаз,
       Сферами полетела,
       Мёртвая, - будит нас...
      
              Такова совершенная красота - она кажется безжизненной, так как лишена дисгармоний, но она есть сама Вечность, и суета, столкнувшись с ней, пробуждается.
        
       Церковь Покрова на Нерли, XI век
       Не на задворках, в поле,
       В синеющих лугах,
       Одна, без колоколен,
       С веками на плечах...
       Минувшее связала,
       Задумавшись, стоит.
       Тысячелетье - зала,
       А красота, как щит...
      
       Красота мудрой седины времени, сотканного из тишины и прозрений, из духовных взлетов и вдохновенного смирения. Великой тишины, которая, как щит, поглощает в себе все стрелы.
      
       Коломенское
       Без этого чёрного хлеба
       Смогу ли на свете прожить?
       Без этого белого снега
       Смогу ли я правде служить?..
       Без этих полей занесённых,
       Звенящей тоски при звезде,
       Без этих ворон, обречённых
       Кричать о нависшей беде?
       Без этих морщинистых кряжей,
       Коломенских белых церквей -
       Помыслить не смею я даже
       О месте вне плахи моей...
      
       Малое в большом, а большое - в малом. И не порвать, не развязать....  От  плахи же не бегут - ее преображают, .ибо есть любовь и есть ответственность. 
        
               ***
       Откуда и куда,
       И для чего, скажите,
       Уходим мы навек
       За кружево событий?
       Нас ожидает
       тьма?.. Или глухой рассвет?..
        
       Нет в памяти моей
       Ни капли вдохновенья,
       Не связанного с ней,
       С ней - тайной
       предрожденья...
      
       Истинное вдохновение связано с тайной предрожденья, а оно - дважды: в этот мир и из него. "Есть только миг, ослепительный миг" - кредо смерти, ибо таков миг, задумывающийся о себе - щемящая, пронзительная, безнадежная  тоска. И есть вечность, в руках которой настоящее, прошлое, будущее и всё, что над ними? - предвидение бескрайнее, тревожащее, пугающее и обнадеживающее. И есть раздумье об этом, и есть выбор. И однажды миг и Вечность сталкиваются, и, от того, какой выбор сделает потрясенная наша душа, зависит и наше второе рождение.
        
      

    ко дню славянской письменности

      
       Материальный мир идет путем глобализации - это неизбежно, и бессмысленно воевать с глобализацией как идеей материального взаимопроникновения. Не за горами новые технические открытия в области транспорта, которые сотрут современные представления о топологии и метрике общепланетарного пространства. Общение пространств и людей неизбежно будет возрастать.
       А времен и идеей - с пространством и людьми? Именно культура во всём её общепланетарном многообразии - залог их взаимодействия. Поэтому главный вопрос современного мира, многие составляющие которого находятся в цивилизационном разрыве друг с другом, не в отрицании процесса глобализации, а в ограничении его материальным сферами, в преодолении цивилизационного разрыва: развиваясь, истинные культуры всех народов должны встретиться на Небесах, в мире гармонии и взаимопонимании.
       Стихи Светланы Рудаковой и работы Людольфа Мюллера как нельзя более иллюстрируют культурную славянскую идею в современном мире, равно как и пути сближение различных культур.
      
      
       Светелана Рудакова - московская поэтесса, автор множества поэтических сборников и новелл: "В Зеркалах". "Листья", "Голубая ваза", "Сто мгновений любви", "Лирика", "Пушкиниана".... Стихи Светланы Рудаковой это выражение славянского духа, вошедшего в соприкосновение с новым Тысячелетием. Не застывшие маски старины, а одушевленная истории России сходит с поэтических строчек и здоровается с современностью, чтобы затем органично с нею слиться. Именно это качество её поэзии высоко ценят знатоки славянской письменности за рубежом. Стихи могут быть разными: свинцовые пули, ложащиеся точно в цель, меч разящий, а могут быть такие: легкие, просторные - так в капле воды отражается вся Вселенная.
       Только что вышел новый сборник стихов Светланы Рудаковой "Волны мира" на русском и немецком языках, посвященный 90-летнему юбилею ЛЮДОЛЬФА МЮЛЛЕРА, "профессора Тюбингенского университета, истолкователя русской духовной культуры, в котором уживается научная основательность - с редкостной широтой филологических и теологических интересов, охватывающих весь путь русской христианской культуры от Крещения Руси до наших дней" - так отзывался о нём наш замечательный ученый - филолог С.С. Аверинцев.
       К слову сказать, Людольф Мюллер, прекрасно владеющий и немецким, и русским словом, глубокий интерпретатор русской поэзии, является переводчиком стихов Светланы Рудаковолй на немецкий язык. Еще ранее он перевел на немецкий язык её сборник "Сто мгновений любви".
      
       Предлагаю вниманию читателя несколько новых стихов Светланы Рудаковой. (Е.М. Гуреев)
      
      
       ДУЭЛЬ ПУШКИНА
      
       Он хотел в лице Дантеса
       Свою молодость убить,
       Когда сам он был повеса
       И дерзал богинь любить.
      
       Он хотел в лице француза
       Дух свободы истребить,
       Чтоб умолкла его муза
       И желание творить.
      
       Он хотел убить надежды,
       Отомстить за старину...
       Он убил - убитый прежде -
       Только снега белизну.
      
       И ничто не помешало:
       Умер в почестях Дантес,
       И богинь цвело немало,
       Ты ж, отмучившись, воскрес.
      
       И свой век неповторимый,
       Свою тайну сохранил,
       Став поэтами любимый,
       Что как мыслил, так и жил.
      
       А ведь закономерно, что Пушкин должен был погибнуть в этой дуэли. Не погибни он физически, в нём умер бы Пушкин-поэт, поскольку Пушкин-поэт не совместим ни с дуэлью, ни с убийством.
      
       ПУШКИНУ В ГОДОВЩИНУ ГИБЕЛИ
       (10 февраля 2007)
      
       Ты не бессмертен, нет
       -Ты жизни вечный пламень.
       Не холостой сонет,
       Не на потребу драма.
      
       Движенье в никуда
       Ты смыслом наполняешь
       И чувства, как звезда,
       Лучами освещаешь.
      
       Твой ум во все проник,
       Всего познал ты душу
       И создал мир - язык,
       Как Бог моря и сушу.
      
       Отрицание бессмертия не вниз, а вверх. Вечный пламень выше бессмертия, ибо Вечность это и есть пламень, сверхдвижение - это качество, а бессмертие - всего лишь количество, повторение и наслаивание пройденного. Поэтому Пушкинская поэзия как первооснова современной поэзии зажигает новые огни на разных континентах русской поэтической мысли.
      
       * * *
       Страх - фимиам богов
       И гашиш - для смертных...
      
       * * *
      
       Лучшие перемены
       случаются сами собой,
       Худших человек добивается
       сам...
       * * *
      
       Мы всегда прогадываем,
       Когда думаем,
       что выгадали.
       2007 год
      
      
       Эти строчки комментируют сами себя.
      
       Россия
      
       Пласты лесов,
       Вороньи крыши
       И неба блеск
       Меж телевышек...
      
       Какую жаль ты вызываешь...
       И этой жалью дух питаешь..
      
       Нерехта 22.7.89
      
       Необъятные пласты лесов, поглощаемые пространством и телевышками - глубокой стариной и прорывом к новым технологиям. Под вороньими крышами известный издавна русский плач, плач русской души, которой уже не хватает российских неосвоенных пространств и она интуитивно, подсознанетльно рвется в космос, поскольку там её истинная родина. Сочетание маленького цветка и бездонного космического пространства, их попытка найти общий язык, их взаимная недосягаемая любовь - эта та проникновенная жалость, которая плачет и радуется. И всё это выражено в шести стихотворных строчках.
      
       Республика Сан-Марино
      
       Игрушка Сан-Марино.
       Здесь все, как у других:
       Кафе и магазины
       И площадь на двоих.
       Есть церковь, школа, башни,
       Зубчатая скала,
       По склонам лес и пашни,
       Что осень убрала.
       Как жизнь под микроскопом,
       Она здесь вся видней.
       И грустно отчего-то,
       Что так она милей...
       24.8.94
      
       Тепло домашнего очага, маленький уютный микрокосм собранного в себе пространства - это тоска русского человека, раздираемого между корнями материнского плода и плодами, созревающими высоко над головой. Республика Сан-Марино это возвращение к корням, которого не успели затронуть Российские пространства историка Ключевского. Поэтому неиспорченная лже-патриотизмом русская душа может найти себя в любой точке пространства и времени. И в любой точке пространства и времени, в том числе и Российского она будет тосковать, пока, наконец, не прорвется к тайнам вселенского бытия, к Богу!
      
      
       Царскосельский парк
      
       Молюсь на твои аллеи,
       Молюсь.
       Мечтами тебя овею,
       Сольюсь...
       Я как-то пила здесь кофе,-
       Боюсь,
       Забыть этот день не успею,-
       Сдаюсь...
       Но не оставляла здесь душу,-
       Шаги.
       Свой шарф подарила аллеям
       Нагим.
      
       За пандусом затемнённым
       Вдруг сад.
       Плющи по высоким колоннам
       Блестят.
       Там девушка окаменела,
       Грустна.
       Под именем "Нимфы" Забелло
       Вечна.
      
       И дальше ведут аллеи,
       Где тишь.
       Психеи глядят с галереи
       И крыш.
       Души я им не оставляла,-
       Брала.
       И тут же любовью сжигала
       Дотла...
      
       Если старина рождает стихи, она уже не старина - она Вечность. А Вечности и только в ней живет еще и будущее: настоящее, цельное, зовущее.
      
       ВЕЧЕР в ГОРОДЕ
      
       Опять вечер в городе...
       Такой человечий...
       Усталый, пропахший
       Бензином и салом
       Шашлычной...Зовущий
       Уютом столовой
       И вместе гостиной,
       И спальней, и мини-
       вселенной . ..
      
       Несут домой торт,
       Неудачи...Неправильно,
       Правильно сданную сдачу
       С растраты за день...
       И ещё два цветочка:
       Для Девы Пречистой,
       Невинной, как дочка,
       И дочки, невинной,
       Как Дева Мария,
       В колготках и в юбке,
       По-новому, длинной...
      
       А вечер по окнам цветы зажигает
       И сам от себя в тишину убегает.
       И ходит по паркам, бульварам и скверам,
       И колет на звёзды простор атмосферы...
      
       "И колет на звезды простор атмосферы" - каждая строчка - вдохновенно несущийся поток, перетекающий на следующую строчку, пока вместе с этим потоком неожиданно не окажешься на строчке последней. И неожиданно обнаружишь, что движение не прервалось, не остановилось, а каким-то образом несется и несется (может, по круговому закону) в этой энергетически насыщенной смыслом всего стихотворения строчке.
      
       А это стихотворение взято из сборника "Сто мгновений любви".
      
       Ворота в осень
      
       Заломило в глазах голубым,
       И качается небо, как дым.
       И бросает наотмашь пляж
       Темной ивы густой шалаш.
       Все цветы мои, все кусты
       И травы золотистый плес -
       Все сияет до темноты,
       До осенних мертвящих слез.
       Но и осень люблю, как тень.
       Крышу с солнышком набекрень.
       Вертолеты парящих ос
       И дорогу из-под колес.
       Только тронусь, с обочин вдаль
       Провожает меня печаль.
       И какая-то песня опять
       О тебе заставляет гадать...
      
      
       Славянская культура в свое время вяла хороший старт и долгое время лидировала в плоскости космизма, не уступая таким мировым лидерам космизма как Шекспир или Гёте И когда видишь, что на каких-то участках русская культура не только устояла, но и ведет прямой диалог времен и пространств, как в поэзии Светланы Рудаковой, это внушает надежду на скорое выздоровление.

    Светлана Рудакова. Комментарии Гуреева Е.М.

      

      
      
      

     

     

     

      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рудакова Светлана Ильинична (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 13/02/2010. 40k. Статистика.
  • Эссе: Поэзия, Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.