Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна
Мои современники. М.Д. Арзуманов

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Размещен: 15/11/2022, изменен: 15/11/2022. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение воспоминаний о современниках

  •    Арзуманов Михаил Джеванширович - Народный артист республики Адыгея, Заслуженный артист России, актер-солист камерного музыкального театра имени А.А. Ханаху. С 2004 года заведующий отделением эстрадного пения в Адыгейском республиканском колледже искусств имени У.Х. Тхабисимова.
      С Михаилом Джеваншировичем Арзумановым я училась в одно время на Всесоюзных курсах по подготовке преподавателей мировой художественной культуры в школах Советского Союза. Эти курсы были организованы Центральным институтом повышения квалификации учителей в Москве при поддержке института художественного воспитания при АПН СССР (Академии педагогических наук СССР). Курсовые сессии проводились с 1986 по 1989 гг. в Москве и Краснодаре, поскольку краснодарская группа учителей была самой многочисленной. Михаил Джеванширович еще с двумя девочками из Майкопа представлял Адыгею.
      Мы называли его просто Мишей. Или очень любовно Диванширмовичем. С первого же дня знакомства с этим человеком мы поняли, что наш Миша - не только человек от Бога, но и Божий любимец, которого Господь одарил всеми возможными талантами. Своим артистизмом, оптимизмом, добродушием и непомерной отзывчивостью Миша покорил всех на курсе.
      Самыми отличительными чертами нашего Диванширмовича были отзывчивость и безотказность. Во время сессий он постоянно где-то кому-то оказывал помощь. Как он успевал переделать дела и решить проблемы всех своих друзей и знакомых, никто не знает. Ведь всех Мишиных друзей и знакомых как в Москве, так и в Краснодаре трудно перечесть. О Майкопе я уже молчу. То Миша кому-то перевозит вещи на дачу, то с кем-то у кого-то давит виноград, то хлопочет о родственнике приятеля своего университетского товарища. При этом Миша был непременным участником всех наших внеучебных занятий и мероприятий. Без Миши никак нельзя было управиться, потому что Миша был у нас самым умелым аккомпаниатором. В искусстве импровизации на фортепиано с ним никто не мог сравниться, хотя музыкантов на курсе было много. Он играл все: классику, джаз, популярную музыку, народную. Он играл сходу с листа и на слух без всякой предварительной репетиции.
      Помню, во время одной из последних сессий, которая проходила в Краснодаре, наша группа готовила выпускной концерт-турнир для наших руководителей и кураторов. Приехали москвичи, работающие над программой, наши руководители из ИУУ. Разумеется, в концерте в той или иной степени участвовали все курсанты. Мне выпала честь написать сценарий. Миша должен был аккомпанировать. Музыки и пения в концерте было много. Репетировали мы серьезно. Не хотелось ударить лицом в грязь. Не стоит говорить о том, что каждый из курсантов отнесся к своей роли очень ответственно. Как бы ни были мы все заняты помимо учебы (ведь у нас были семьи и учились мы, не оставляя работу в своих школах) на репетиции мы собирались исправно. Кроме Миши. Он кому-то помогает. Поначалу я как сценарист и режиссер очень нервничала по этому поводу.
      - Граждане, где Миша? Почему его нет?
      За него обычно отдувались его землячки, девочки из Майкопа.
      - Миша на свадьбе. Его пригласили тамадой. Но ты не волнуйся: он сыграет все, что надо.
      В следующий раз опять:
      - Девчонки, где Миша?
      - Миша вещи перевозит на дачу своего друга. Да сыграет он, чего ты переживаешь?
       Наконец, генеральная репетиция. Миши, как и следовало ожидать, нет.
      - Не волнуйся, Миша сыграет. Ты только напиши в сценарии, где что играть, и укажи тональность. На концерте поставишь сценарий у него перед носом, он и сыграет.
      И вот наступил день концерта. Все в сборе. Миши нет. Я вся на нервах. Артисты слегка волнуются. Майкопские девочки спокойны, как отражение луны в тихом озере.
      - Миша с утра пошел давить виноград. Но к двум часам он будет здесь, как штык.
      И вот за пять минут до начала Миша в костюме и в прекрасном настроении появляется на сцене и тут же садится за рояль:
      - Ну, что тут надо делать?
      Я ставлю на пюпитр сценарий и успеваю только указать, в каком месте что следует сыграть.
      И Миша играет все наизусть без единой ошибки и помарки. Концерт проходит на "ура".
      Тогда я увидела воочию гениального артиста, мастера импровизации, исполнителя от Бога.
      Наблюдая за этим человеком, я увидела, что характер у него чрезвычайно покладистый и добродушный. Со всеми женщинами на курсе и с преподавателями он был очень предупредителен и корректен. И его любили все за деликатность и обходительность. Это был человек-солнце, светившее всем и вовсю. Никто никогда не видел его мрачным, сердитым, недовольным чем-нибудь. По-моему, этих качеств у него и в природе не было. Обладая тонким чувством юмора, он щедро одаривал нас шутками и остротами.
      Когда кому-нибудь нужна была помощь, он помогал бескорыстно делом, не дожидаясь, когда его попросят.
      Несколько лет назад мне довелось услышать со сцены, как Михаил Джеванширович Арзуманов поет. И я почувствовала себя счастливой оттого, что имела когда-то удовольствие видеть, знать и общаться с этим человеком на расстоянии вытянутой для рукопожатия руки.
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Обновлено: 15/11/2022. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.