Аннотация: ФРАГМЕНТЫ СОВРЕМЕННОСТИ - ЧТО ДОБАВИТЬ? ЧИТАЙТЕ!
ФРАГМЕНТЫ СОВРЕМЕННОСТИ
***
В современном общественном сознании смешаны понятия равноправия и равенства. Равноправие предполагает наделение людей равными политическими, гражданскими и экономическими правами, тогда как равенство игнорирует природную зависимость потенциальных возможностей человека от его пола, расы, этноса, индивидуальных способностей и особенностей.
Парадоксально, что требование равенства включено в реестр либеральных ценностей, провозглашающих свободу каждого человека высшей ценностью. Парадокс в том, что свобода личности и равенство людей несовместимы.
***
Феминизм современной волны подменяет справедливое, по мнению автора, требование равноправия полов требованием равенства женщин и мужчин. В этом тренде возникают гласные и негласные нормы присутствия женщин в разных областях человеческой деятельности. Порой так происходит даже там, где женщинам не надлежало бы быть по их физическим возможностям и ментальным особенностям, заложенным природой в человеке из соображений целесообразности развития вида. Подобное "равенство" ведет к стиранию естественных гендерных особенностей полов. Не станет ли это дорогой к трансформации и угасанию человеческого рода?
Мужеподобные женщины и женственные мужчины - еще недавно такой идеал мог возникнуть только в искаженном сознании. Все же среди прочих аспектов этого вопроса следует признать безусловное право человека на выбор. И если иные милые дамы желают во всем стоять наравне с мужчинами и подставлять свои хрупкие плечики под тяжесть мужских проблем, то прецедентов уже немало.
***
В средствах массовой информации Европейского сообщества, в его политических дискуссиях неравнозначные определения "беженец" и "мигрант" стали все чаще употребляться как взаимозаменяемые. Но давайте обратимся к документам, регулирующим содержание этих терминов.
Согласно "Конвенции о статусе беженцев", иных документов ООН беженцем является человек, который "...в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или опасается пользоваться такой защитой; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате преследования, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений". В настоящее время беженцы покидают свои страны чаще всего по чрезвычайным обстоятельствам непреодолимой силы - военным действиям или стихийным катастрофам.
Для термина "мигрант" в практике ООН принято разработанное Международной организацией по миграции (МОМ) следующее определение: "...термин, отражающий общее понимание человека, временно или постоянно, независимо от побудивших его к этому причин, уехавшего из места своего постоянного проживания, будь то внутри страны или через международную границу".
И далее: "Термин включает ряд юридически определенных категорий людей - трудящиеся-мигранты; лица, перемещение которых обозначено законом, например, незаконно ввезенные мигранты; те, чей статус или средства передвижения конкретно не определены в международном праве; иностранные студенты".
Другие документы ООН определяют мигранта как лицо, проживающее в чужой стране в течение более одного года независимо от причин миграции, добровольных или недобровольных, и методов миграции, легальных или нелегальных. На практике к мигрантам причисляют сезонных сельхозрабочих, приезжающих на короткий срок.
Таким образом, понятие "мигрант" является более широким по отношению к понятию "беженец". Беженцы - это мигранты, для которых перемещение является бегством ради спасения их жизни.
Смешение этих понятий размывает содержание их статусов и способно стать причиной множества коллизий. В результате подмены, воспринимая мигрантов всех видов как беженцев, европейцы гуманно и гостеприимно раскрывают свои территории для мигрирующих представителей других народов в их стремлении пожинать блага более развитого и сытого общества. Как говорится, "хозяин - барин!" Однако при этом Европа еще и сдает культурное пространство своей, главным образом, христианской цивилизации теснящим ее представителям иных культур. Декларируемый просвещенной Европой мультикультурализм рискует обернуться для нее нарастающим диктатом внедряющейся и крепнущей культуры мигрантов, более молодой и агрессивной. Для такого вывода достаточно наблюдать за хроникой происшествий в европейских странах.
Для Европы этот вопрос внутренний, европейцы сами строят свое будущее. Но кто определит грань между гуманизмом и недальновидностью? По данным мировой статистики ООН количество мигрантов в мире в 2000 году составило 173 миллиона человек, а уже в 2017 году увеличилось до 258 миллионов при том, что доля беженцев в общем числе мигрантов не превысила 26,5% (данные 2017 года, цифра примерна из-за нечеткости формулировок в источнике).
***
Авторитарный режим ограничивает власть народа в пользу отдельного человека или узко обозначенной группы людей при сохранении в обществе относительных свобод вне сферы политики. Сужение свобод знаменует собой переход к более широкому контролю общественной жизни на пути превращения государства в тоталитарное, контролирующее все стороны жизни членов общества. Роль отдельной личности, уменьшенная в авторитарном режиме правления, в тоталитарном государстве оказывается низведенной до простой статистической единицы. Иллюстрировать эту мысль могут парады и площадные массовые действа - люди там как растровые точки графической точечной структуры, минимальные неделимые элементы идеологически выдержанного изображения, вроде пикселов на псевдокомпьютерном экране. И манипулируют ими как в компьютерной программе с людьми-марионетками. Чем выше степень авторитарности государства на пути к тоталитаризму, тем больше массовые действа в нем делаются похожими на компьютерные построения. Рядовые граждане в тоталитарных режимах рассматриваются как своего рода расходный материал.
Массовые действа несут в себе мощную идеологическую нагрузку, вследствие чего власть стремится управлять этим процессом, чтобы вовлечь в общее русло широкие народные массы ради своего укрепления и возвеличения.
***
Какие только режимы правления не возникли в обособленных человеческих конгломератах в ходе общественного развития! В сегодняшнем мире популярна демократия. Так ли она хороша? Демократия в современном понимании берет свое начало в Древней Греции, где ключевые решения принимались народным собранием. Однако население Древней Греции было немногочисленным - в IV веке до н.э. в Афинах проживали лишь несколько десятков тысяч свободных граждан, мужчин, наделенных избирательным правом. В сегодняшнем мире иные масштабы. В современной демократии всеобщее избирательное право доступно совершеннолетним законопослушным дееспособным гражданам без учета их социальной зрелости и наличия знаний, необходимых для полноценного понимания политики власти.
В странах демократии политические силы, стремящиеся во власть, в соперничестве за голоса избирателей наперебой предлагают электорату манну небесную. Вряд ли большинство потенциальных избирателей в состоянии критически взглянуть на зачастую популистские, оторванные от реальности обещания кандидатов, оценить множественные последствия предлагаемых решений рвущихся к власти политиков. Ценз зрелости и знаний как необходимое условие получения гражданами избирательного права отсутствует, а без него выборы народных избранников превращаются в режиссированный фарс, а сама демократия из власти народа - в охлократию, во власть несведущей толпы. В качестве инструментов манипулирования избирателями используются всевозможные приемы и административные рычаги. Реализуя популярную формулу конверсии "деньги-власть-деньги", выборы аккумулируют громадные финансовые ресурсы с целью обработки и привлечения избирателей, что в конечном счете определяет результаты выборов. И хотя в дальнейшем это состязание денежных вливаний в малосведущий электорат может быть до некоторой степени нивелировано взаимодействием различных ветвей власти при грамотно отстроенной системе сдержек и противовесов, демократия, прогрессивная в античные времена, в современный период все же мало отвечает требованиям общественного развития. В современном мире мог бы оказаться более эффективен авторитарный режим при условии нацеленности власти на благоденствие граждан. Такой сценарий потребует сменяемости власти, обеспеченной возможностью существования реальной политической оппозиции и незыблемыми законами государства. Но представить себе такое можно только в утопической фантазии.
***
Вот присяга, которую члены кортеса - общественного собрания сословных представителей периода позднего средневековья - давали Арагонскому королю. Среди ее вариантов, различающихся в деталях, более всех интересен такой: "Мы, которые не хуже тебя, клянемся тебе, который не лучше нас, служить тебе верой и правдой, если ты будешь соблюдать наши права, свободы и интересы. А если нет - нет". Этакий общественный договор, преддверие конституции. Вряд этот текст в точности передает оригинал, но очень хорош. Представим себе, что и в современности граждане присягают таким образом своей власти, коротко и емко.
Наивная утопия, но как схвачено главное!
***
Мы привычно живем мифами о лучшей жизни, которая будет потом. Нам сообщают о намерениях - что будет сделано, построено, достигнуто. Потом эти планы отодвигаются, растворяясь в буднях и замещаясь новыми, тоже о свершениях в светлом будущем, которое наступит после трудного настоящего. Половину двадцатого века на 1/6 части земного шара строили развитой социализм, с восьмидесятых годов предполагали жить в коммунизме, с начала девяностых планировали истинную демократию в обществе равных возможностей. Мы все делаем и делаем. Вот только по правилам русского языка несовершенный глагол "делать" означает незавершенное действие в отличие от глагола совершенного вида "сделать".
***
Всякая норма - это правило, отражающее заурядность, некий эталон, пригодный для ряда подобных. Парадоксальности мышления свойственно отклонение от требований ряда, от нормы. При конструктивной направленности мы рассматриваем его как проявление одаренности, при деструктивной - как признак безумия.
***
Насколько правдива история и достижима историческая правда? Картину истории рисуют современники и потомки. Но знания современников о своем времени субъективны, а потому не вполне правдивы. По прошествии времени историческое прошлое домысливают потомки, легендирующие историю по дошедшим до них фрагментарным свидетельствам. Достоверность, объективность и полнота этих свидетельств доказательно не подтверждены. Так есть ли грань между исторической наукой и мифотворчеством?
***
На Богословском кладбище Петербурга похоронен один из крупнейших математиков-геометров 20 века Александр Данилович Александров. На надгробии слова, воспринимаемые как путеводная звезда его жизни - "Поклоняться можно только истине".
***
Вакцинация до завершения полных долгосрочных исследований любой новой вакцины рискованна. Вакцина может быть эффективна, но вызывать побочные действия, у всех людей или у отдельных групп пациентов. Прогнозировать последствия без достоверных данных невозможно. Однако власти многих стран готовы идти на этот риск в стремлении защитить население и продемонстрировать свою дееспособность.
***
Современные компьютерные программы позволяют создавать версии любых жизненных ситуаций. И вот опаснейшая бизнес-идея, которая носится в воздухе - наделять персонажи типовых компьютерных интерактивных ситуаций обликами реальных людей, взятых с их фото или видео. Такой ход мог бы успокоить некоторые стрессовые ситуации, но одновременно способен вызвать всплеск нездоровых эмоций и поменять общество. С учетом невероятной доходности таких программ можно предвидеть неизбежность их создания.
***
Умеет искусство удивлять! К творчеству стали привлекаться ослиные зады, женские груди, плевки "гениев", в качестве инструментов в ход пошли окурки и стулья. Таким образом к искусству приблизились животноводство и стоматология, легкая, мебельная и пищевая промышленность. В стороне пока психология и психиатрия.
***
Современная медицина в стремлении устранять недуг направленным воздействием без понимания всех сложнейших комплексных причинно-следственных связей в организме человека уподобляется кузнецу, пытающемуся молотом исправить дефекты атомной структуры изделия.
***
Более трети нынешних лидеров государств-членов Европейского союза бездетны. Они не связаны через своих потомков с будущим и в силу этого в меньшей степени заглядывают в него. Это обстоятельство не может не отразиться на политике Европейского союза в вопросах стратегического развития.
***
Гендерная толерантность велика в англоязычных странах, что может быть связано также с особенностями языка. В английском языке части речи не меняются по родам, а потому и в личностном самосознании оформленные языком родовые, т.е. половые различия не столь акцентированы.
***
Русский язык многовариантен в построении фраз, допуская значительный разброс в порядке слов. Отсутствие жесткого структурирования наряду со сложной, порой зависящей от автора, пунктуацией делают его очень гибким. Эта свобода способствует передаче смысловых оттенков и может быть предпосылкой креативности, присущей русскоязычной мысли.
***
Статистика призвана собирать, накапливать и систематизировать данные. В авторитарных государствах нередко все происходит в обратном порядке: устанавливаются обобщенные показатели, которые потом системно распределяют.
В первом случае статистика проявляет картину происходящих процессов, во втором ее искажает. В первом случае полученные результаты помогают власти осознаннее строить процессы управления, во втором - несут функцию успокоения народа ради укрепления власти.
***
Статистика, редактируемая государством, опаснее для общества, чем спички у пиромана или нож у душегуба.
***
Во всех войнах человечества, даже религиозных, конечные побудительные мотивы материальны.
***
Горе - это слёзы. Слёзы женщин, детей, стариков, но страшнее слёзы мужчин.
***
Ошибочно утверждение "нет предела совершенству". Совершенство в своей законченности и есть предел.
***
Честь - это внутреннее право человека уважать себя без скидок и оправданий, честный итог лежащего позади периода жизни.
***
Зловещее зрелище - фотографии семейного альбома с вырезанными фрагментами. Наследие нашего прошлого и маниакальных репрессий. История семьи, искромсанная неумелыми ножницами ради выживания под игом тирании и беззакония.
***
Фотография человека передает лишь его сиюминутный облик, отсвет мысли на внешности в момент съемки. Только талантливый художник способен уловить и отразить в портрете то главное, что характерно для человека.
***
Почему песни способны влиять на наше настроение и поведение - умиротворять и расслаблять, мобилизовать и сплачивать? Односложного ответа нет. Живой человеческий голос, издревле несущий слушателю сопричастность к себе подобным, сопрягается со смыслом слов, ритмом и мелодичностью рифмы. Влияет высота голоса и связанная с ней частота звука, способная вызвать резонансные вибрации в организме слушателя. Положенные на музыку, в совместном с ней звучании слова приобретают силу иного уровня, переходят в разряд магических. Образно сказал прусский король Фридрих Великий: "Если хочешь иметь рабов - пой хорошие песни".
***
Некоторые события своей жизни человек избегает лишний раз вспоминать - тяжелые потери, неправедные поступки, чужие секреты. Не отсюда ли пословица "У каждого человека в чулане скелеты"?
***
В психологии общения различают отношения ролевые и межличностные. Категории "незаменимый", "невосполнимый" - ролевые, указывающие на место человека в социуме. В межличностных отношениях уместнее говорить о неповторимости - категории, относящейся к совокупности личных качеств.
***
Щемящее чувство прощания несет в себе нечто окончательное, а потому эмоционально сильнее радости встречи, открывающей новые рубежи.
***
Вечность за границей нашего сознания. В вечности тонут память и время, в вечности есть только вечность. Мы помним наших родных и друзей, в ближайших поколениях сохраняем память о предках и родственниках. Наши кладбища сохраняются веками, но кто посещает те могилы? Что в вечности следы и памятники нашей цивилизации? Мы всего лишь часть природы, и лучшая о нас память в поколениях - это бережное отношение к миру, в котором живем.
***
Умер человек. Был он немолод, но разве это утешение в горе близких? После похорон поминки в ресторане "Постскриптум". Что тут скажешь - "в масть".
***
Ненужные старые вещи, которые мы храним - это тропинки к ушедшим годам, тропинки, которыми мы уже не пройдем.
***
Мне хотелось бы, чтобы те, кого я люблю, не только сокрушались о моем уходе, когда придет мой час, но радовались, что я был.
***
Вот чужие мысли неизвестного автора, которые я позволил себе несколько отредактировать, что вряд ли сделало их лучше, но убрало личностный подтекст.
"Услышав как-то в детстве, что счастье бывает разное, я не понял: счастье, оно ведь счастье и есть. Это когда идеально хорошо все, абсолютно все. Многие годы спустя я знаю, что счастье относительно.
Счастье - это когда у тебя не болит.
Счастье - когда здоровы дети.
Счастье - когда есть кому рассказать свой сон.
Счастье - когда тебе есть о ком подумать в одиночестве.
Счастье - когда есть кому подумать о тебе.
Счастье - когда есть дом, в который хочется возвращаться.
Счастье - когда твои дети выросли достойными людьми".