Швец Борис Алексеевич
Память и памятники

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швец Борис Алексеевич
  • Размещен: 26/01/2024, изменен: 26/01/2024. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      ПАМЯТЬ И ПАМЯТНИКИ
      
       Некогда, путешествуя по Кавказу, я оказался в Сочи и отправился посмотреть набиравший популярность горнолыжный курорт Красная Поляна - поселок, в начале минувшего века имевший статус города с именем Романовск. В горы полез цивилизованно, на рейсовом автобусе. Возле придорожной кафеюшки для короткого перекуса и прочих дорожных радостей - техническая остановка. Рядом с кафе пожилой фотограф предлагает желающим запечатлеть их на фоне умопомрачительно красивых гор. Туристов завлекает прибаутками, то и дело повторяя "Раз - и на всю жизнь". Ведь как верно: снимок на память - это схваченное мгновение, остановленное время. Мы любим свою память, даже если она ведет себя порой неразумно.
      
       А в обществе одним из носителей памяти стали памятники. Власть любит памятники. Скульптуры, монументы, стелы создают премственность поколений, скрепляют государственность, ложатся символами в ее фундамент. Народ тоже любит памятники, как часть своей истории, воплощенной в камне или бронзе. Народу нужны кумиры.
      
       Памятники ставили и продолжают ставить всегда и везде. Были они в Российской империи, молодыми всходами проросли после Октябрьской революции, стремительно возводились после распада СССР. Новая власть заменяла памятники былых лет символами новой эпохи, вытесняя из народной памяти воспоминания о прежней власти.
      
       Памятников много, и порой по их вине в публичное пространство проникают ошибки, казусы, курьезы. Хотя в чем вина памятников, разве они появляются сами собой?
      
       Вот стоит в Москве на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц памятник знаменитому конструктору оружия Михаилу Калашникову, исполненный в виде восьмиметровой скульптуры мастера с изобретенным им легендарным автоматом. Впору бы нам забыть о сходстве этого безотказного оружия со взятым за прототип немецким "Шмайсером", если бы авторы памятника не разместили на нем барельеф с чертежами - нет, не автомата Калашникова АК-47, а того самого немецкого "StG 44 Хуго Шмайсер".
      
       Или памятник просветителям Кириллу и Мефодию, открытый в Москве в 1992 году и славящий славянскую письменность. На постаменте с орфографическими ошибками начертано на старославянском языке посвящение "Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия". Только в имени Мефодий и слове "апостол" вместо буквы "о" высечена буква "омега", а в имени Кирилла вместо буквы "и" - буква "i". В слове "Россия" все наоборот: вместо буквы "омега" написана буква "о", а вместо буквы "i" - буква "и". Надпись на свитке в руках братьев потеряла букву, нет одной буквы и в алфавите на постаменте.
      
       В Ялте в наши дни установлен монумент в память об Императоре Александре III. На памятнике некоторые знаковые события - строительство Транссибирской магистрали, создание в Москве Третьяковской галереи и Исторического музея, изображения выдающихся личностей российской истории. Историки увидели на монументе спорные сведения о прижизненных достижениях царя и о его современниках. Третьяковка ошибочно отнесена ко времени императора Александра III, хотя учреждена за четверть века до восхождения его на трон. Таблица Менделеева и труды Льва Толстого созданы ранее указанного на памятнике срока. А Транссиб ввели в строй значительно позже обозначенной на памятнике даты. И фраза о союзниках России того времени приписана монарху ошибочно.
      
       В Ростове-на-Дону некогда (не знаю, как сейчас?) возвышалась стела в честь поддерживаемых Россией "Героев Донбасса". На вершине стелы авторы установили знак Сухопутных войск Вооруженных сил Украины, с которыми сражались эти самые вооруженные формирования Донбасса.
      
       На Тишинской площади российской столицы тоже есть стела, памятник русско-грузинской дружбе. Надпись на нем исполнена с орфографической ошибкой.
      
       В 2008 году к 100-тию Московской окружной железной дороги на станции Лихоборы возле здания вокзала сооружен соответствующий событию памятник. На постаменте исполнен стилизованный макет московского Кремля, вокруг которого по рельсам бегут поезда. Вот только поезда на этой композиции бегут как-то не так: в России есть и было правостороннее движение, а на памятнике почему-то левостороннее.
      
       В том же 2008 году на Аллее Космонавтов в Москве появился памятник "Солнечная система", где среди других планет Солнечной системы представлен Плутон, который за два года до того официально исключен из ранга планет.
      
       В городе Ульяновске стоит бюст-памятник Михаилу Лермонтову, на постаменте которого цитируются слова писателя Ивана Александровича Гончарова. Инициалы Ивана Александровича перепутаны, пунктуация цитаты приведена с ошибкой.
      
       А вот несколько примеров искажения из области ставрографии, как именуют науку, изучающую историю и иконографию Креста - символа христанства.
      
       В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому. На груди у Минина - крест, появившийся лет на двести позже событий того памятного периода.
      
       Памятник Ивану Грозному в Орле. Царь, жившего в 16 веке, держит в поднятой руке крест, который относится к 19-20 векам. На одежде царя мы видим другой крест, возникший веком-двумя позднее времени Ивана Грозного.
      
       Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области украшен современным наперстным крестом с ошибкой во времени в пять веков.
      
       На памятнике царю Федору Иоанновичу в Белгороде крест вообще не имеет исторических аналогов и является плодом фантазии создателя памятника.
      
       Возможно, апофеозом абсурда стал памятник "В ознаменование 300-летия российского флота". Колоссальную скульптурную композицию, именуемую еще памятником Петру I, установили в 1997 году на искусственном острове в месте слияния Москвы-реки и Водоотводного канала. Открытие памятника приурочили к празднованию 850-летия Москвы. Общая высота монумента чуть менее ста метров, это самый высокий памятник в России и один из самых высоких в мире. И притом один из самых уродливых по результатам всенародного голосования. В памятнике грубо игнорирована история. Название его запоздало адресовано к юбилею российского флота, отмечавшемуся за год до того. Представляется странной установка памятника в Москве, нелюбимой Петром I и к созданию российского флота непричастной. Сам царь на памятнике шутовски облачен в костюм средневекового испанского гранда. На ростральной колонне, ставшей элементом памятника, традиционно размещены ростры (отрезанные носы-тараны) побежденных вражеских судов. На рострах почему-то флаги, которые принято было вывешивать на корме корабля. Да не вражеские это флаги, а Андреевские стяги - официальные флаги российского флота. Из чего следует, что царь Петр 1 уничтожал российский флот.
      
       Недостоверностью грешат памятники не только в отечестве. Вот некоторые примеры.
      
       Стоит в городе Кито знаменитый, этажей в десять, монумент и гордость Эквадора "Середина мира". Толпы туристов стремятся сюда, чтобы запечатлеть себя стоящими сразу в двух частях света - Северном и Южном полушариях. Непосредственно перед монументом - линия, обозначенная как середина мира. Тот факт, что в действительности линия экватора проходит дальше от этого монумента метров на двести пятьдесят, не афишируется.
      
       В Будапеште в 2014 году сооружен памятник-символ "Жертвам немецкой оккупации". Памятник игнорирует тот факт, что Венгрия во Второй мировой войне сотрудничала с рейхом и не может рассматриваться, как жертва фашизма.
      
       В американском Балтиморе в 1921 году сооружен памятник в честь писателя Эдгара По. Постамент памятника украшали строки из его знаменитого стихотворения "Ворон". Для исправления вкравшихся орфографических ошибок потребовалось полвека, несколько бронзовых плит постамента были демонтированы и отлиты заново.
      
       Городу Балтимору не повезло и с другим памятником, чествовашим спортсмена Бейба Рута. Авторы памятника расположили игровую перчатку бейсболиста на правой руке, тогда как бейсболист был левшой.
      
       Слова Мартина Лютера Кинга на памятнике в Вашингтоне исказили его мысль.
      
       На величественном монументе, установленном к 1000-летнему юбилею беларусского города Бреста, после открытия памятника обнаружены семьдесят пять орфографических ошибок. Для исправления недочетов потребовались демонтаж и переплавка бронзовых плит.
      
       А вот мемориальный комплекс в честь шестнадцатого президента США Авраама Линкольна в Вашингтоне. На стене здания - текст Второй инаугурационной речи Линкольна, приведенный с ошибкой, следы которой заметны поныне.
      
       Ошибки бывают в любой деятельности. Только уж очень значимы они в том, что предназначено для широкого обозрения как часть культуры и атрибутики государства.
      
       Листаются календари, сменяются эпохи. Общество меняет парадигмы, отбрасывает ветшающие идеологии и былых кумиров. Судьбу отработавших памятников решают по разному. Чаще всего их утилизируют, отправляя в отвал или на переплавку. Насколько это правильно? В том, что мы отбрасываем, есть символические частицы того, чем мы жили, и наше наследие от предшествующих поколений. Какую бы оценку прошлому мы не давали сегодня, это наша история, вправе ли мы забывать?
      
       Все хранить невозможно, но знаковые памятники лучше бы сохранять, обособив в тематических экспозициях. Например, как музей тоталитаризма, где будут собраны на огромной площади в необъятных количествах памятники отринутым идеологам и диктаторам - статуи, бюсты, мемориальные доски. Представим себе подобную "терракотовую армию" из тысяч одинаковых поверженных идолов. Чем не наглядная агитация за общество демократии, о котором сейчас столько толкований и споров?
      
       Небезынтересно было бы собрание демонтированных памятников администраторам от идеологического консерватизма с экспозицией, представляющей их реакционные взгляды и возникшие вследствие того гонения на перспективные направления вроде кибернетики-генетики - гонения, на десятилетия замедлившие прогресс страны.
      
       Старшие поколения наверняка помнят гипсовые шедевры вроде "девушки с веслом", в Советском Союзе наполнявшие парки и скверы как "художественные ориентиры" для массовой культуры. Почему бы и их не демонстрировать в современных музеях рядом с копиями работ гениальных скульпторов для воспитания художественного вкуса населения?
      
       Фантазии нет предела. Подобные памятные экспозиции из прошлого возможны как на коммерческой основе, так и под эгидой государства. Общеобразовательный, культурный и идеологический посыл их несомненен.
      
      При подготовке статьи использованы материалы средств массовой информации.
      
      2021 год
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швец Борис Алексеевич
  • Обновлено: 26/01/2024. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.