Слободкина Ольга
Акварелистка Алла Белякова

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Размещен: 18/11/2016, изменен: 10/12/2021. 8k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 2 шт.


  •    И труд, и слезы, и любовь
      
       (акварелистка Алла Белякова)
      
       текст Ольги Слободкиной - von Bromssen
      
      
      
      
      
       Часто думаешь: что же все-таки создает художника и помогает ему, так сказать, взойти "на подиум". Талант? Труд? Учителя? Случай? Любовь?
       Оглядывая жизненный и творческий путь художницы Аллы Беляковой, путь равный почти целому веку, понимаешь: в данном случае все вместе.
       Жизнь художницы была необычайно тяжелой, страшной, творческой, насыщенной, романтической, блестящей и... удачливой.
       Родилась Алла Михайловна Белякова в 1914 году в солнечный мартовский день под Выборгом, в имении своего дяди фон Фаллера, который был не много не мало наместником Финляндии. И девичья фамилия ее была Куколь-Яснопольская. Фамилия, занесенная в книгу русской аристократии. После Революции 1917 года имение экспроприировали и семью выселили в Туркестан. Там Алла выходит замуж и с мужем переезжает в Москву.
       В силу дворянского происхождения Алла Михайловна подверглась многим каверзам советского времени. К счастью, "гулаги" ее миновали, но миновало и высшее образование в полном объеме.
       Однако талант, который будущая художница унаследовала от своей матери (у нее над кроватью висел мастерский рисунок сангиной - голова Христа в терновом венке, работа матери) и, как она говорила, "тщеславие" ("Во мне есть польская кровь. Я - тщеславная") не оставили эту необычайную женщину на задворках истории искусств.
       В Москве Алла начинает работать архитектором. По ее проектам строятся промышленные предприятия в Москве и Подмосковье. И одна из организаций посылает ее учиться на 3-х годичные курсы повышения квалификации архитекторов при Московском Архитектурном Институте. Там ей довелось слушать лекции блистательных знатоков искусств - А. Габричевского, А. Сидорова, Н. Брунова. И каждое утро, будь то перед работой или институтом, Алла Михайловна ставила натюрморт и писала. Так шли накопления - и количества ее акварелей, и опыта художника, и огранки мастерства, и размышлений.
       И кто тогда может сказать, что ее встреча со знаменитым мастером Артуром Владимировичем Фонвизиным (1883-1973), которого называли "Моцартом в акварели", была случайной, а не тщательно спланированной и подготовленной судьбой! Фонвизин обратил внимание на Белякову. И, кроме того, что он написал с нее 50 великолепных портретов, один из которых назывался "Лэди Гамильтон", где молодая Алла Михайловна сидит в кресле в изысканной черной шляпке, вместе с Фонвизиным они создали целую серию автолитографий.
       И словно впервые вижу я эти мастерские работы... А ведь сколько раз была я у Аллы Михайловны дома, и вместе ворочали мы огромные пыльные папки с автолитографиями. Но каждый раз, когда наталкивалась на эти работы на выставках, с ярким современным освещением, они звучали по-новому, полифонично, торжественно. Набегает морская волна, оставляя на песке кружевной узор пены, а приглядишься - наездница, маленькая, изящная, в руках - зонтик чеховских времен... Пространство возвышенных образов. Тонкая, едва уловимая вибрация цвета достигается двумя тонами желтого на голубом листе; или шероховатым "горчичным" фоном, перемежаемым незакрашенными частями белой бумаги.
       Рисовал Артур Фонвизин, а Алла Михайловна переносила рисунок на литографский камень, дополняя детали пейзажа и туалетов наездниц, подбирала цвета и вручную делала на станке отпечатки - не более 10 каждого вида. На автолитографии Белякова вдохновила своего учителя в 1960-х годах и получилось 30 таких "Наездниц". Удивительно, что полная коллекция этих великолепных эстампов хранится лишь в Художественном Музее города Читы, а в Москве она почему-то так и не собралась, хотя оба художника жили в Москве.
       Есть у Беляковой и собственные "Наездницы", в основном, в черно-белой аранжировке. Приподнятые легкие образы возникают на фоне пейзажей из романтического сна. И так же, как и ее акварели - натюрморты, портреты, пейзажи - они производят впечатление объемных, живых картин. Та же поэтика. Адажио. Настоящая станковая акварель.
       Школа акварельной живописи была сильна в Англии и в России. На загадочном Альбионе стиль этот постепенно угас. В России к концу XX века тоже оставались последние из классиков-могикан, можно даже сказать в единственном числе, то есть Алла Белякова.
       А училась художница не только у Фонвизина. На выставку ее акварелей, организованную в фойе цыганского театра "Ромэн", пришел знаменитый метр Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Узнав, кто автор работ, Фальк поинтересовался, не хочет ли Белякова брать у него уроки. Алла Михайловна, всегда стремившаяся к новым вершинам мастерства, с радостью приняла предложение и прозанималась в студии Фалька 2 года. Искусствоведы, исследующие творчество Беляковой, отмечают, что именно Фальк помог Алле Михайловне преодолеть влияние своего могучего первого учителя и обрести собственный стиль в искусстве, однако сама художница всегда утверждала, что Фальк дал ей художественное образование и в более широком смысле.
       Тем не менее, основной жанр Беляковой - натюрморт. Тема - цветы. В ее акварелях предметы легко смотрятся в прекрасно сконструированном пространстве листа, а ее утонченная палитра и глубина красок уводят зрителя в мир гармонии, мечты и яркого бытия, созданного творческим воображением. "Я люблю поэзию, люблю музыку, - повторяла художница. - Я хочу, чтобы мои работы были прекрасны, как поэзия и музыка. Но что может сравниться с молчаливой красотой цветка"?
       Кроме своих великих учителей Белякова общалась с выдающимися музыкантами - Святославом Рихтером, Генрихом Нейгаузом, Владимиров Софроницким. Она хорошо чувствовала музыку, дома у нее хранились великолепные пластинки классики. Я использовала эти произведения как фон к документальному фильму об Алле Беляковой. В этом фильме, снятом по заказу телевидения Юго-Восточного Округа Москвы, я была и автором сценария, и режиссером, и ведущей, а Алла Михайловна - главной героиней.
       Алла Михайловна прекрасно разбиралась и в поэзии, знала много стихов, читала их наизусть на своих вернисажах. Именно по ее рекомендации была издана в ЮНЕСКО моя первая рукописная книга стихов "Есть Путь Земли и Путь Крыльев" с рецензией на мою поэзию Нобелевского лауреата Иосифа Бродского и оформленная моими авторскими аутентичными фотографиями. Сейчас экземпляры этой раритетной книги находятся в лучших художественных музеях и книгохранилищах мира.
       С 1985 года началось восхождение Аллы Беляковой "на подиум", когда ей уже было без малого 81 год. Персональные выставки художницы прошли в Москве и в Париже, начали издаваться каталоги и буклеты, искусствоведы написали о ней статьи. Ряд статей написала и я.
       В благодарность художница создала мой портерт. Это довольно страшно - заглянуть в себя со стороны. Конечно же, это не я. И лепка лица не моя, и взгляд, и глаза не мои, и душа. И все же это - я. Словно отражение в гладкой воде озера, когда Солнце творит блики на его поверхности, как мрамор разводы. Из этого прозрачного светящегося мрамора проступает женское лицо: разноцветные каштановые волосы всколыхнулись в потревоженной воде. Весь спектр фиолетового. Создать такой образ может только талант мастера. Долгим был путь. Глаз и рука. Нечто величественное. Нечто торжественно-прекрасное. На грани рождения. На грани смерти. На грани воплощения. На грани ухода.
       Алла Михайловна Белякова ушла в 2006 году. Она продолжала работать до конца. Посмертно ее именем была названа одна из ново-открытых планет - Алла Белякова. И это правильно. Ее жизнь, ее творчество заслуживают большего чем, документальный фильм или статья. Они заслуживают романа. Или планеты.
      
      
       http://nec.m-necropol.ru/belyakova-am.html
      

  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Обновлено: 10/12/2021. 8k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.