Слободкина Ольга
Коктебельский дневник 1988 года

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Обновлено: 26/05/2016. 11k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия

  • Рисовать
      легче всего
        горы.
    
    Поставишь карандаш,
      и рука
       плавно скользит вверх и вниз
        по линиям длинного неба.
    
    Целовать
      легче всего,
        когда любишь.
    
    Коснешься руки,
      и душа
       плавно и длинно скользит
        по линиям Вечной Женственности...
    
    
    
    
    сентябрь 1988
    
    
    
    
                                      *             *               *
    
    
    Как хорошо идти берегом моря,
     когда Бог играет во всем теле,
       лучится в сердце.
    
    Вдыхать соленый воздух
      и плавать радужкой гладкого глаза
       по голубой глади равногладкой.
    
    Врезаться босыми ступнями
       в сероватый песок прохладный
         и чувствовать, как молодо Ветру
           касаться щекою неба.
    
    
    
    
    
    
                                     *              *                *
    
    
    
    Шарю неверной ступней
     по острым камням дна,
      сбиваемая волной.
    
    Одна?
    Одна.
    
    А море - там, у дальних гор, -
     такая синева,
      что тонет взор.
       Глазам укор.
    
    Ты все одна?
    Одна.
    
    Там, за горами - тишина.
    Пустеющий простор.
    
    Опять одна?
    Опять одна.
    
    С тех самых пор.
    
    
    
    
    1-2 октября 1988
    
    
    
    
    
                                          *            *            *
    
    
    
    
                                              Воздух
    
    
    
    Я девочкой одиннадцатилетней
     играю в камешки
      на набережной морской.
    Из детства, всех премудростей несметней,
     вбираю воздух - легкий и живой.
    
    Ух, какой воздух! Радостный, летучий!
    Щекотно шарит волосами по щеке
    И заметает след звезды падучей                                     
    На ветренном песке.
    
    Смущаясь тем, как ночью куралесит,
    Мешая Малую Медведицу с Большой.
    А сам-то ничегошеньки не весит
    И думает, что это хорошо.
    
    И детский воздух делает прозрачным
    Все, что казалось мрачным и больным.
    И вечер на чужом участке дачном
    Становится родным, моим.
    
    И пар от чая мягкого так мягко
    Впадает в воздух, ввинчиваясь ввысь.
    Там чайка, как безмачтовая яхта,
    Висит воздушно головою вниз.
    
    
    
    
    1 октября
    
    
    
    
    
                                              *              *                *
    
    
    
                                                              
    
    
    
    
    Кара-Даг замирает сфинксом
    Над лазуревой гладью морской.
    А может, все это снится?
    Как снится, что ты - со мной?
    Как снится синяя птица 
      зимородок
        снежной зимой?
    
    
    
    
    1 октября 1988
    
    
    
    
    
    
                                            *             *             *
    
    
    
    Ветер! Ветер! Выдуй мою боль!
    Вдуй в меня мудрую детскую голь.
    Ветер! Ветер! Не вдувай в меня
    Оперенность взрослого с умом воробья.
    
    
    
    
    
    
    
                                        
    
    
    
    
    
                                          *                *               *
    
    
    
    
    
    А скалы в своей скальности так скальны,
      так молчальны,
         так величавы...
    
    Ты поворачиваешь руль вправо,
      внимания на них не обращая.
    
    Ты, как в железной застежке,
      древний Талмуд на иврите.
    
    Я бы открыла, прочла,
     да вот загвоздка -
      языка не знаю.
    
    "Ой! Смотрите! 
       Дельфины! Дельфины!
         Видите"?
    
    Ну, все. 
      Снова скалы наваливаются громоздко.
    
    
    Дорога вьется вверх и вверх серпантином
    И так же закручивается твоей сигареты дым.
    Меняются за окном картины.
    А ты, хоть все и проходит, остаешься чужим.
    
    
    Может, оттого я и не старею,
      что Время в скальности души твоей застыло.
         И нет на свете  древнего еврея,
            что перевел бы мне Талмуд твой терпеливо.
    
    Ведь древние - светловолосы, голубоглазы...
      Опять загвоздка - видишь?
        Стали теперь, турецкая примесь,
           совсем другими.
    
    
    Иврит забыли, 
      придумали какой-то идиш.
        Так что с чтением Талмуда
         ничего не выйдет.
    
    
    И мне остается глядеть на застылые скалы.
    Они в своей скальности так скальны,
     так величавы.
       Но ты, внимания на них не обращая,
         легко и плавно поворачиваешь руль вправо.
    
    
    
                         
    3-4 октября 1988
    
    
    
    
                             
    
                                               *            *             *
    
    
    
    
    
    Я пишу стихи плохие.
    Хиппи хихикают:"Хи-хи!"
    Лихие
     хилые хиппи -
      обхихикивать
       чужие стихи.
    
    Но 
     стихия моего стиха
       не стихает,
         хоть лихие хиппи
           так нехило хихикают:
        
    "Ха-ха".
    
    
    
    
    
    октябрь 1988 год
    
    
    
    
    
    
    
                                               *                *               *
    
    
    
    
    Жизнь только здесь и больше нигде.
    В этой холодной прозрачной воде.
    Нет ни Москвы, никаких забот.
    Плаваю у Золотых ворот.
    В Лисьей Бухте голова не пухнет.
    Не болит живот.
    
    
    
    
    
    
    5 октября 1990
    
    
    
    
                                      *               *              *
    
                                                            
    
    
    Как тихи
      сухие кусты
       вниз головой на окне.
    
    Связка красного лука.
     Ночь. 
      Звон комара.
    
    В паутине запутались сны.
      Спит паук.
        Палка бамбука
           в дальнем углу замерла.
    
    Я слышу дыхание
      Бога Ночной Тишины
        и робко касаюсь
         мягкой его щеки.
    
    А где-то,
      в другой тишине,
        утопаешь Ты
          и рядом с тобой -
            Она.
    
    
    октябрь 1988
    
    
    
    
                                         *                *                 *
    
    
    
    Это был танец.
     Игра.
      Пляска рук.
       Пляска пальцев
       на дачном столе.
    
    Блюзы лука.
      Баклажанов брейк-данс.
       Крутизна их знакомства.
        И Вы - во мне.
    
    
    А потом все распалось,
     рассыпалось в прах
     и повисла, ненужной,
      моя рука.
    
    А Ваша, глупая,
      курила впотьмах.
    
    Все не так.
      Или так.
       А?
    
    
    октябрь 1988                              
    
    
    
                                     *              *               *
    
    
    Вулканом извергалось 
       шампанское в бокале.
        И лампа загляделась
          на бисер пузырьков.
    Качалась с удивлением,
        стеклянный шар в капкане,
          не ведающий родственных
             прибрежных маяков.
    
    
    А маяки светили
       потусторонним светом,
         проглядывая зябко сквозь слякотный туман.
    Как лампа над шампанским, не ведая, что где-то
       есть родственник со светом,
         попавшийся в капкан.
    
    
    
    
                                      *              *               *
    
    
    
    
                                 Дача в Коктебеле. У Габричевских
    
    
    В воздухе уж не хватает йода.
    Мелкий дождь. Играют тихо блюзы.
    Джемпер к клетку, красные рейтузы... 
    Это - я. Все остальное - Федор.
    
    Как здесь мрачно. Как здесь напряженно.
    Низко светит потолок татарский.
    Тени западают удлиненно
    На диван изнеженный и барский.
    
    Вместо люстр - плетеные картины.
    Мебель старая так больно пахнет детством.
    Плод пустой декоративной дыни
    Провисает рядом, по соседству.
    
    На окошке - маленьком, угрюмом -
    Камни коктебельские застыли.
    Тяжело дышать мне, трудно думать,
    Двигаться средь этой лживой пыли.
    
    Пифосы. Камины. Стулья. Вазы.
    Все неправда. Сонные картины
    Влипли в стены. И дверные лазы
    Спутались с обманной паутиной.
    
    Этот дом - фантазия больная
    Фединого (был ли вовсе?) деда.
    Я захлебываюсь, я не знаю,
    Как мне выплыть из ночного бреда.
    
    Вдруг приоткрывается пространство...
    Вижу дом, но только там, в России.
    Он стоит, как мера постоянства,
    По сравнению с этой Киммерией.
    
    
    Завтрак. Кофе. Молоко. Лепешки.
    На Большой Веранде накрывают.
    Маме, папе, Боре, Наде, Лешке,
    Баб Ирине, деду Марку - Оля знает.
    
    Наверху, в старинном кабинете,
    Есть соломенное креслище-качалка.
    Cо всех сил качаются в нем дети.
    Это вам не гаммы из-под палки.
    
    Во дворе Лямпурики гнездятся.
    Кто такие - только дед и ведал.
    Даже гости возражать бояться
    На Большой Веранде за обедом.
    
    Как светло, как чисто и как просто
    Нам живется... А как спится сладко!
    Где же вы, мои кривые сосны! 
    Где совенок, найденный на грядке?
    
    Где девчонка с вечным вышиванием - 
    В платье голубом, в сандалиях белых.
    Буль-де-нежек* где очарование?
    Где кислина вишен недоспелых?
    
    Кружат по стеклу ночные блюзы.
    Курит "Беломор" хозяин дома.
    С ним прощаются и джемпер, и рейтузы.
    Здесь все чуждо им. Все незнакомо.
    
    
    _____________________
    * от франц. Boule-de-niege (снежные шары), калина махровая
    
    
    
    
                                    *             *                *
    
    
    
    Я хожу-брожу по рынку
    И во все глаза гляжу.
    Алюминиевая крынка
    Так гремит в моей корзинке,
    Что и слов не нахожу.
    
    Вот айва, она скульптурна -
    Кто-то вылепил ее.
    А малина так пурпурно,
    Легкомысленно-ажурно
    Кажет здесь свое бытье.
    
    Помидоры - те надуты.
    От натуги налились.
    Так посмотришь - фу-ты, ну-ты.
    Но..., раздеты и разуты,
    Все лежат пупками вниз.
    
    Вот орех - другое дело.
    В панцире. Не прошибешь.
    В нем свое он прячет тело,
    Чтоб оно не похудело.
    Ну, а если ссохлось тело,
      то - ореховое дело,
       то - ореховая ложь.
    
    Рядом - груды винограда.
    Взгромоздились гроздь на гроздь.
    И сияют так, как надо.
    Ведь внутри у них - услада.
    Аж из-за седьмого ряда
    Видит их приморский гость.
    
    
    Яблоки сегодня скр`омны -
    Маловаты, не красн`ы.
    В уголке лежат укромном,
    За железным, за бидоном.
    Впрочем, в этом нет вины.
    
    Ниткой связана петрушка -
    Так далёко не уйдешь!
    Хоть и сочная макушка,
    Но - такая вот петрушка -
    Ноженьки подрезал нож.
    
    Так кого же выбирать мне?
    Все так дивно хороши.
    И брожу ничейной сватьей
    Среди сей съедобной братии
    И глазею от души.
    
    
    
    октябрь 1988
    
    
    
                   
                                                   *             *               *
    
    
    Осеннее лето. Октябрь. Коктебель.
    Море синеет немыслимой синью.
    И Кара-Даг, заколдованный зверь,
    Невыразимо красивый.
    
    Не тушь, не фломастер, не акварель,
    Не карандаш и не масло.
    Не угль, не сангина и не пастель -
    Всяка попытка напрасна.
    
    Глазу и то не дано проследить
    Все эти сгибы и складки.
    Лунных цветов, японских вееров,
    Крылья гл`адки.
    
    Крокусов райских оранжевый пест
    Вздрагивает недотрогливо.
    Чёртова Пальца карающий перст -
    Строптивое `огниво.
    
    
    Таинственность сиреневой Сююрюк-Каи
    Почти сюр-реальна.
    А прозрачность в Лисьей Бухте воды
    Идеальна.
    
    Все ж, живопись лучше, чем стихи,
    А музыка лучше живописи.
    Но лучше музыки - живые цветы
    Жимолости.
    
    Осеннее лето. Октябрь. Коктебель.
    Море синеет немыслимой синью.
    Не тушь, не сангина и не пастель...
    Невыразимо красиво.
    
    
    
    октябрь 1988
    
    
    
    
    
                                          *              *               *
    
    
    
    
    
                                       В день отъезда из Феодосии
    
    
    
    
    
    Белый домик, увитый плющом,
    Черепичная крыша ободрана.
    Я гуляю. Одна. Не вдвоем.
    На плече моем - сумка немодная.
    
    Кто поставил из камня забор?
    Кто придумал эти растения?
    На калитке - железный затвор.
    За калиткой - цветов видения.
    
    Этот вечер застрял в мостовой,
    В редкозубье кривой Феодосии.
    Я одна. Этот город - не мой.
    И уже середина Осени.
    
    Время лижет деревьев листы,
    Двуязыкое - красное, желтое.
    Погруженное в мир немоты,
    В зазеркалье витрин отраженное.
    
    
    
    
    
    октябрь 1988
    
    
    
    
    
                                          *             *             *
      
                            
    
    
    
                                                Tristia.
    
                                 Воспоминание о вечере на даче у Арентов
    
    
    
                                                        To Lena Tur
    
    
    Ты, как всегда, молчала в этот вечер.
    Глядела на огонь.
    И ветки ветел гладил теплый ветер,
    И пр`ядал Звездный Конь.
    
    И, как обычно, напряженно-нервно
    Застольный разговор
    Сгребал минуты наших жизней мерно,
    Словно никчемный сор.
    
    А ты молчала, сидя у камина.
    К щеке текла рука.
    Сама своя. Сама с собой едина.
    На все - издалека.
    
    
    
    
    октябрь 1988
    
    
    
    
    
    
    
                                              Конец

  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Обновлено: 26/05/2016. 11k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия

  • Связаться с программистом сайта.