Слободкина Ольга
Когда уходит друг. Памяти Виталия Сапогова

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Размещен: 12/03/2021, изменен: 09/07/2023. 78k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 90 шт.

  •   Когда уходит друг,
       воспоминания нахлынут.
      И этот круг
       воспоминаний...
       Слова бессильны...
      Но образы живут.
       И будут жить всегда,
      пока жива любовь...
      
      
      12 марта 2021
      
      
       Памяти моего друга, Виталия Сапогова (12 октября 1957 г.- 20 марта 2020 г.)
      
      
      
       Как трудно писать о друге, которого ты любил, любил с юности, любил всей душой, в прошедшем времени...
       Виталий был удивительным фотографом, увлеченным меломаном и просто отличным парнем. С философским складом ума и редким пониманием жизни и людей. В частности, меня. Он мог разъяснить мне любую ситуацию, любой поступок другого человека и просто отмести плохие впечатления какой-нибудь доброй шуткой. У него было чему поучиться. А какие он делал снимки! Фотограф должен с любовью относиться к своей модели. Иначе... "Красота - в глазах любящих". Он умел любить. И тогда получались необыкновенные фотографии...
       И вот, его уже нет... 20 марта 2021 г. будет год...
       В этом небольшом очерке я не в силах пока написать обо всем, что меня связывало с Виталием, - как мы занимались вместе в тур. кружке при Дворце пионеров на Стопани, как ходили в походы в 1972-1973 г.г., как дружили потом, как снова встретились спустя много лет ранней весной 2003 года (спустя 30 лет!) на моей выставке во Дворце, посвященной памяти нашего учителя, замечательного педагога-путешественника Гранта Александровича Генженцева, которая совпала с его 90-летием, и как остались в дружбе до конца..., до последнего дня Виталия.
       С 2003 года мы уже были неразлучны. Виталий фотографировал мои выставки и открытие мемориальной доски Гранту Александровичу во Дворце на Стопани в 2014 году. Последнее, что он отснял, была презентация моей книги ТУР.КЛУБ "ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА" в мае 2019 года.
      
      
       Вот некоторые из тех фотографий. Он мне и карту памяти тогда отдал. Подарил. Она до сих пор у меня.
      
      
       https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10218966248852338&type=3
      
      
      
       А книгу эту можно прочитать. Она - в свободном доступе в Интернете. В ней есть и фото Виталия.
      
      
       http://old.phys.huji.ac.il/~golos/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B02.pdf
      
      
      
      Накануне его последнего дня, вечером, мы разговаривали по телефону... Он сказал: "Я думаю о доме для престарелых. В смысле, на будущее". Потом закашлялся, извинился и пошел кашлять в ванну. Вернулся, сказал: "Не знаю, что со мной. Кровью харкаю"...
      
      На следующий день мне позвонила его жена Татьяна Сапогова...
      
      
      
      В последние годы жизни Виталия я настойчиво предлагала ему сделать книгу о рок музыкантах, которых он фотографировал в 80-е. Я знала, как он любит музыку, как коллекционировал пластинки и магнитофонные записи. Без него я, конечно, никогда бы не сделала такую книгу. Одних фотографий мало. Нужны были его комментарии, воспоминания. Но Виталий все откладывал... Сначала отнекивался, мол, денег на это нет. Потом, когда я сказала, что можно издать и бесплатно, сказал: "Разберемся". Но... он уже сильно болел.
       И теперь единственное, что я могу дать, - это его фотографии тех лет, незабываемые рок-фестивали 80-х. Для тех, кто любил рок-музыку, в этом тогда заключался "весь закон и пророки", если можно использовать такую метафору. Обладатель большого бобинного магнитофона и записей был полубогом в глазах сверстников.
       Этот фотоархив был предоставлен мне семьей Виталия. Сканы фотографий. Оригиналы будут переданы в Московский дом фотографии.
      
      
      Таня Сапогова написала мне:"Оля. Я прочитала начало очерка и заплакала. Спасибо тебе. Ты делаешь огромное, сердечное и нужное нам и Виталию дело. Звонила Алеше. Он сказал, что сможет сжать фотографии".
      
      
      Леша Сапогов написал: "Здравствуйте! Мама сказала, что Вы просили уменьшить размер фотографий, посылаю во вложении уменьшенные копии + оригиналы. Где уменьшенные, там в названии написано (Medium). Извините, что не получилось сделать раньше, был сильно загружен работой. Спасибо большое, что помните отца и хотите написать о нем такой замечательный очерк. Очень приятно".
      
      
      
      Московский фестиваль популярной музыки "Рок-панорама-86" - первый официальный московский рок-фестиваль, состоявшийся 4-8 мая 1986 года в концертном зале Центрального Дома Туриста в Москве. Он был организован по инициативе Гагаринского районного комитета ВЛКСМ Москвы и редакции газеты "Московский комсомолец".
      
      Фото Виталия отлично передают атмосферу этого фестиваля. Нас, молодежь 80-х, прошибает слеза, и накатывают волны воспоминаний... И только я хотела написать, что сканы были сделаны не с негативов, а со старых фотографий, поэтому тех. качество..., как меня опередила Таня Сапогова: "Фото с фестиваля - это, по большому счету, рабочий материал. Он как-то снимал группу "АРИЯ" потом. Возил им фото. Классные. Цветные".
      
      
      
      http://lit.lib.ru/img/s/slobodkina_o/vitsapdoc/index.shtml
      
      Или см. в иллюстрации/приложения к этому очерку
      
      Татьяна Сапогова прислала мне также программу фестиваля. Привожу ее здесь.
      
      
      
      "Оля, здравствуй! Задала в инете "Рок панорама 86" и вот что получила. Пока оригиналы фотографий нам Мишин друг не вернул. Только сканы сделал. Там на некоторых фото на обратной стороне есть подписи. Некоторых исполнителей я узнала. Думаю, ты и сама узнаешь "Машину времени" с Макаревичем, Александра Иванова из группы "Рондо", Барыкина, Саруханова, Лозу, Александра Градского, Маргулиса, Валерия Сюткина, Константина Никольского..."
      
      
      
      Первый день (4 мая)
      
      Фестиваль открывали:
      
      первый секретарь Гагаринского райкома ВЛКСМ г. Москвы Пётр Павлов
      редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев
      ведущий первого вечера - композитор Вячеслав Горбатов
      "Диалог"
      Раздели со мной (К. Брейтбург - С. Кирсанов)
      "ЭВМ"
      ЭВМ ("ЭВМ" - М. Пушкина)
      Честный Джон ("ЭВМ" - М. Пушкина)
      Одинокое танго ("ЭВМ" - М. Пушкина)
      Пароход ("ЭВМ" - М. Пушкина)
      Домик на песке ("ЭВМ" - М. Танич)
      Чудак ("ЭВМ" -Светлана Мекшен)
      Страна-поздравление (Б. Журавлёв - М. Пушкина)
      "Рондо"
      Наш дом (М. Литвин - М. Пушкина)
      Самый умный класс (М. Литвин - А. Елин)
      Отражение (М. Литвин - А. Елин)
      Видео (М. Литвин - А. Елин)
      Автомат (М. Литвин - А. Вознесенский)
      Я скучаю (М. Литвин - А. Елин)
      Рондо-поп (М. Литвин - А. Елин)
      Виталий Дубинин
      Снежный человек (Алексей Максимов - М. Пушкина)
      Я и ты (Д. Евгенидзе - М. Воронцов)
      Йокогама (А. Максимов - М. Пушкина)
      "Браво"
      (Е. Хавтан)
      Открытие (Е. Хавтан - Ж. Агузарова)
      Жёлтые ботинки (Е. Хавтан - Ж. Агузарова)
      Молодость (Е. Хавтан - Г. Аполлинер)
      Розы (Е. Хавтан - В. Степанцов)
      Синеглазый мальчик (Е. Хавтан - В. Степанцов)
      Старый отель (Е. Хавтан - К. Кавалерьян)
      Звёздный каталог (Е. Хавтан - А. Тарковский)
      Медицинский институт (Е. Хавтан - Саша Чёрный)
      Белый день (Е. Хавтан - И. Сукачев)
      Кошки (Е. Хавтан - У. Дж. Смит, пер. Б. Заходер)
      Ленинградский рок-н-ролл (Е. Хавтан - Ж. Агузарова)
      
      
      
      Второй день (5 мая)
      Ведущий - Альберт Писаренков
      
      "Зодчие"
      Марш высотников (песня из к/ф "Высота")
      Манекен (Ю. Лоза - В. Дидуров)
      На маленьком плоту (Ю. Лоза)
      Восточный базар (В. Сюткин)
      Пародия на теледетектив (В. Сюткин)
      Зарисовки из повседневной жизни (В. Сюткин)
      Мелодии и ритмы зарубежной эстрады:
      а) Адриано Челентано
      б) Фестиваль в Сан-Ремо
      Я не знаю, что со мной (Ю. Лоза)
      Спи, малыш (В. Сюткин)
      Валерий Шаповалов
      Проснулся я Tonight (В. Шаповалов)
      Кружка пива (В. Шаповалов)
      Я не люблю грозу в начале мая (В. Шаповалов)
      "Квадро"
      7 инструментальных композиций
      "СВ"
      Свобода выбора (А. Степанов - В. Шефнер)
      Чудак, выпускающий птиц (А. Степанов - В. Шефнер)
      Супруги (А. Степанов)
      Солнечный восход (А. Степанов)
      Сам (А. Степанов - Ю. Левитанский)
      До свиданья, друг! (Е. Маргулис, С. Кавагоэ - К. Покровский)
      "Круиз"
       (В. Гаина)
      Мираж (В. Гаина - В. Сауткин)
      Иди же с нами (В. Гаина - Л. Фелипе, перевод Ю. Мориц)
      Музыка Невы (В. Гаина - В. Сауткин)
      Соло на ударных (С. Ефимов)
      Не падай духом (В. Гаина - В. Сауткин)
      Случилось (В. Гаина - А. Кирницкий)
      
      
      
      Третий день (6 мая)
      Ведущий - Альберт Писаренков
      
      
      "Дубль I"
       (С. Соколов)
      Голубь в метро (И. Николаев - Е. Евтушенко)
      Зоосад (С. Соколов - М. Танич)
      Хамелеон (С. Кудишин - Валентин Берестов)
      Я люблю рок-н-ролл (С. Намин)
      Я научусь (С. Маликов, В. Пресняков - Лидия Козлова)
      "Дуэт электронно-компьютерной музыки И. Кезля и А. Моргунов"
      Вдохновение (И. Кезля)
      Долина грёз (И. Кезля)
      Опять с тобою в ссоре (И. Кезля)
      "Карнавал"
      Звёздный карнавал (А. Барыкин)
      Поверь в себя (А. Барыкин - М. Пушкина)
      Разве ты не веришь (А. Барыкин)
      Запасной игрок (А. Барыкин - П. Жагун)
      Своё лицо (А. Барыкин - С. Маликов)
      Незнакомка (А. Барыкин - М. Пушкина)
      Как мы слушали Beatles (А. Барыкин - М. Пушкина)
      Спасательный круг (А. Барыкин - П. Жагун)
      "Группа Алексея Романова"
      По дороге разочарований (А. Романов)
      Давай построим лодку (А. Романов)
      Растаяла как дым (А. Романов)
      Когда ты смотришь (А. Романов)
      Друзьям (А. Романов)
      Кто виноват (А. Романов)
      Снежная королева (А. Романов)
      "Группа Сергея Сарычева"
      Я сделан из такого вещества (С. Сарычев - А. Лукьянов)
      Вот рок (С. Сарычев)
      Хей-хей (С. Сарычев)
      Родник (С. Сарычев)
      Цунами (С. Сарычев)
      Мечта (С. Сарычев)
      Шторм (С. Сарычев)
      
      
      Четвёртый день (7 мая)
      Ведущий - Альберт Писаренков
      
      
      "Час-пик"
      Мы теряем (В. Парамонов - А. Кайданов)
      Манекены (В. Парамонов - Я. Гальперин)
      Элегия (В. Парамонов - А. Кайданов)
      Старенький трамвай (В. Парамонов)
      Песенка шарманщика (В. Парамонов)
      "Здравствуй, песня"
      Атлантида (И. Матвиенко - Джуна Давиташвили)
      Поезд (И. Матвиенко - Наум Олев)
      Бермудский треугольник (И. Матвиенко - Д. Давиташвили)
      Монолог говорящего попугая (И. Матвиенко - Н. Олев)
      Незнакомка (И. Матвиенко - Д. Давиташвили)
      Акселераты (В. Добрынин - Л. Дербенёв)
      "Машина времени"
      Попурри:
      
      Марионетки (А. Макаревич)
      Скачки (А. Кутиков - А. Макаревич)
      Кого ты хотел удивить - А. Макаревич)
      Синяя птица (А. Макаревич)
      За тех, кто в море (А. Кутиков - А. Макаревич)
      Поворот (А. Кутиков - А. Макаревич)
      Ночь (А. Кутиков - А. Макаревич)
      Старые друзья (А. Макаревич)
      Разговор в поезде (А. Макаревич)
      Флюгер (А. Макаревич)
      Караван (А. Кутиков - А. Зайцев)
      Рыбка в банке (А. Макаревич)
      Если бы мы были взрослей (А. Кутиков - А. Макаревич)
      Кошка, которая гуляет сама по себе (А. Макаревич)
      Александр Градский
      Театр (А. Градский - Саша Чёрный)
      Остров. Утром (А. Градский - Саша Чёрный)
      Песня о друге (А. Градский)
      Реклама телевидения (А. Градский)
      Мария (А. Градский - В. Маяковский)
      На музыкальной репетиции (А. Градский - Саша Чёрный)
      Южная прощальная (А. Градский)
      Три посвящения в любви (А. Градский - Н. Олейников)
      "Ария"
      Волонтёр (В. Холстинин - А. Елин)
      Воля и разум (А. Большаков - А. Елин)
      Икар (А. Большаков - А. Елин)
      Тореро (А. Грановский - М. Пушкина)
      Вокруг света за 20 минут (В. Холстинин, А. Грановский, К. Покровский - А. Елин)
      Рок-н-ролл (А. Большаков)
      
      
      Пятый день: гала-концерт и награждение (8 мая)
      Ведущий - Альберт Писаренков
      "ЭВМ"
      Честный Джон (ЭВМ - М. Пушкина)
      Чудак (ЭВМ - Светлана Мекшен)
      Страна-поздравление (Б. Журавлев - М. Пушкина)
      Дуэт электронно-компьютерной музыки И. Кезля и А. Моргунов
      Вдохновение (И. Кезля)
      Долина грез (И. Кезля)
      "Дубль I"
      Голубь в метро (И. Николаев - Е. Евтушенко)
      Я люблю рок-н-ролл (С. Намин)
      "Квадро"
      Инструментал
      Александр Градский
      Песня о друге (А. Градский)
      Реклама телевидения (А. Градский)
      Чужой мотив, или подражание Б. Окуджаве (А. Градский)
      "Браво"
      Белый день (Е. Хавтан - И. Сукачев)
      Жёлтые ботинки (Е. Хавтан - Ж. Агузарова)
      Рок-н-ролл (Е. Хавтан - Ж. Агузарова)
      Ленинградский рок-н-ролл (Е. Хавтан - Ж. Агузарова)
      "Ария"
      Воля и разум (А. Большаков - А. Елин)
      Тореро - (А. Грановский, В. Холстинин - М. Пушкина)
      Вокруг света за 20 минут (В. Холстинин, А. Грановский, К. Покровский - А. Елин)
      "Рондо"
      Самый умный класс (М. Литвин - А. Елин)
      Рондо-поп (М. Литвин - А. Елин)
      Видео (М. Литвин - А. Елин)
      "Здравствуй, песня"
      Живи Земля (И. Матвиенко)
      Монолог говорящего попугая (И. Матвиенко - Н. Олев)
      Акселераты (В. Добрынин - Л. Дербенёв)
      "Диалог"
      2 фрагмента композиции "Однажды, завтра" (К. Брейтбург - С. Кирсанов)
      
      а). Не смей, не смейся
      б). С любовью не шутят
      "Машина времени" (после церемонии награждения):
      
      Скворец (А. Макаревич)
      Костёр (А. Макаревич)
      Если бы мы были взрослей (А. Кутиков - А. Макаревич)
      Кошка, которая гуляет сама по себе (А. Макаревич)
      Старый рок-н-ролл (А. Кутиков - А. Макаревич) - джем-сешн с Александром Градским и Александром Лосевым
      Жюри и гости
      Жюри:
      
      Дмитрий Шавырин - ведущий рубрики "Звуковая дорожка" газеты "Московский комсомолец"
      Евгений Фёдоров - корреспондент газеты "Московский комсомолец"
      Михаил Шапиро - старший консультант фирмы "Мелодия"
      Булат Мусурманкулов - заведующий сектором эстрадных музыкальных коллективов и дискотек ЕЕМЦ г. Москвы
      Дмитрий Ухов - музыкальный критик
      Аркадий Петров - музыкальный критик
      Юрий Филинов -ведущий рубрики "33 1/3" газеты "Комсомольская правда"
      Евгений Гинзбург - кинорежиссёр
      
      Почётные гости:
      
      Александр Градский - певец и композитор
      Артём Троицкий -музыкальный критик
      
      Гости:
      
      Маргарита Пушкина - поэтесса
      Алексей Баташев - музыкальный критик
      Александр Елин - поэт
      Алла Пугачева (5 мая) - певица
      Лев Лещенко (8 мая) - певец
      Стас Намин (8 мая) - художественный руководитель группы Стаса Намина
      Александр Ситковецкий (8 мая) - художественный руководитель группы 'Автограф'
      Михаил Танич (6 мая) - поэт
      Лидия Козлова (6 мая) - поэтесса
      Илья Резник - поэт
      Руслан Горобец (8 мая) - музыкальный руководитель группы "Рецитал"
      Александр Кальянов - звукорежиссёр
      Игорь Николаев (8 мая) - композитор
      Крис Кельми - руководитель группы "Рок-Ателье"
      
      
      Награды:
      Приз симпатии публики - "Браво", "Круиз", группа Сергея Сарычева, "Машина времени"
      Приз за лучшую разработку гражданской темы - "Диалог"
      Приз за лучший дебют - дуэт И. Кезли и А. Моргунова
      Приз за лучшее сценическое воплощение программы - "Зодчие"
      Приз за техническое обеспечение - "Ария"
      Приз за лучшие антивоенные композиции - "ЭВМ" ("Честный Джон") и "Ария" ("Воля и разум")
      Приз за режиссуру - Виктор Векштейн (художественный руководитель группы "Ария")
      Приз за организацию - Маргарита Пушкина (поэтесса)
      
      
      Звуко - и видеозапись
      Сохранилось очень мало видео свидетельств этого события. Два фрагмента из гала-концерта - песня "Тореро" группы "Ария" и песня "Если бы мы были взрослей" ("Машина времени") - были включены в очередной, музыкальный выпуск телепрограммы "Весёлые ребята", вышедший в том же году.
      В 1987 году фирмой "Мелодия" были выпущены 2 грампластинки "Панорама-86. Фестиваль молодёжной популярной музыки" с записями некоторых участников. При этом были представлены студийные варианты, часть песен на фестивале даже не исполнялась, а названия и авторство некоторых других были указаны неправильно.
      Крайне примечательным казусом является и странный факт изображения на обложке обоих дисков фотографии гитариста группы "Земляне" Игоря Романова, в октябре 1985 года начавшего сольную карьеру, никакого отношения к этому фестивалю и содержанию пластинок ни Игорь Романов, ни группа "Земляне" не имели.
      Выпуск 1 (С60-24863-4)
      Сторона 1:
      Честный Джон (ансамбль "ЭВМ" - Р. Линн) - 4.34
      Страна поздравлений (Б. Журавлев - Р. Линн[5]) - 4.23
      Музыка под снегом (А. Кутиков - А. Макаревич)[6] - 4.29
      Я сделан из такого вещества (С. Сарычев - А. Лукьянов) - 4.34
      Ансамбль "ЭВМ" (1, 2), рок-группа "Машина времени" (3), С. Сарычев и ансамбль (4)
      Сторона 2:
      Самый умный класс, шуточная песня (М. Литвин - А. Елин) - 4.47
      Я умею мечтать (Ю. Лоза)[6] - 3.50
      Верю я (Е. Хавтан - И. Сукачев)[7] - 3.10
      Мираж (В. Гаина - В. Сауткин) - 4.28
      В добрый час (А. Кутиков - А. Макаревич)[6] - 3.30
      Ансамбли: "Рондо" (1), "Зодчие" (2), "Браво" (3) Рок-группы: "Круиз" (4), "Машина времени" (5)
      Выпуск 2 (С60-25131-2)[править | править код]
      Сторона 1:
      Не падай духом (В. Гаина - В. Сауткин) - 3.10
      Дрянная девчонка (И. Матвиенко - Н. Олев)[6] - 4.27
      Цунами (С. Сарычев - И. Шаферан) - 3.33
      Долина грёз (И. Кезля) - 5.30
      Рок-группа "Круиз" (1), ансамбль "Здравствуй, песня" (2), С. Сарычев (3), дуэт электронной музыки: И. Кезля, А. Моргунов (4)
      Сторона 2"
      Чудак (ансамбль "ЭВМ' - С. Мекшин) - 4.32
      Зима (Ю. Лоза)- 4.00
      Гроза (В. Шаповалов) - 2.50
      Жёлтые ботинки (Е. Хавтан - Ж. Агузарова) - 3.23
      Вдохновение (И. Кезля) - 4.00
      Ансамбли "ЭВМ" (1), "Зодчие" (2), В. Шаповалов (3), Ансамбль "Браво" (4), дуэт электронной музыки: И. Кезля, А. Моргунов (5)
      
      
      Интересные факты:
      
      
      В фестивале приняли участие многие музыканты, впоследствии ставшие известными и популярными в составе других групп или сольно: Юрий Лоза и Валерий Сюткин (оба в составе "Зодчие"), Виталий Дубинин, Михаил Серышев ("Час-пик"), Сергей Попов и Николай Расторгуев (оба в "Здравствуй, песня")
      Во время выступления группы "Ария" 7 мая в зале выключили электричество. Неполадки были устранены, но многие зрители к тому времени уже покинули концерт.
      Выступление Валерия Шаповалова завершилось скандалом из-за провокационных и сатирических текстов его песен.
      
      
      Сколько эмоций! Сколько талантов! Сколько громких имен! Тем ценнее фотографии Виталия, что почти не сохранилось видео записей этого фестиваля. Фотографий в гугл тоже очень мало:
      
      
       https://www.google.com/search?q=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C+%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8+%22%D0%A0%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0-86%22&rlz=1C1NHXL_ruRU931RU931&sxsrf=ALeKk00O_mxl1OUGjJAf4MmIKoLV7PCNXw:1616282650161&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjvnuCJgsDvAhVOmIsKHcY_APEQ_AUoAXoECAsQAw&biw=1366&bih=578
      
      
      
      Недовольство организаторов вызвало также то, что вокалистка группы "Дубль-1" Елена Соколова вышла на сцену в вызывающе короткой юбке.
      
      
      Эта короткая юбка была запечатлена Виталием! В Интернете таких фото нет. О, эти короткие юбки в 70-80х! Когда я училась в старших классах школы, все мы ходили в мини-юбках, как Елена Соколова, порой даже короче... И вот однажды одна девочка пришла в школу в миди-юбке. Это вызвало такую бурю страстей со стороны педагогического, как тогда было принято говорить, состава: "ЗА МОДОЙ ПОГНАЛАСЬ! ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ"!!! То время было красн`о абсурдами. Конечно, очень детскими, по сравнению с сегодняшним днем, который мы все ждали и приближали в Советское время... Но тем не менее...
      Другая девочка в качестве комсомольской формы - белый верх, черный низ - одела белую кофточку с рукавом-фонариком, абсолютно невинную. И опять - атака учителей. Она плакала...
      Я в 9 классе форму отвергла с самого начала, тем более, что перешла в 17 спец. У меня была мамина коричневая полосатая кофточка и темная юбка. Ко мне не придирались. Наверное, поняли, что я сразу подключу маму, а это - не забалуешь...)))
      
      
      Развeселилась я, глядя на эти фотографии и на программу фестиваля, и вспомнила, как сама участвовала во Всесоюзном фестивале ПОП-МУЗЫКИ в 1987 г. в Парке Горького. Заняла 4 место. Первые три, как мне сказали, были распределены заранее, так что все участники меня поздравляли, как победительницу. И - никакой зависти. А это - такая редкость. Поэтому запомнилось. Все говорили, что я должна пройти тарификацию и выступать дальше - профессионально. Я тогда работала переводчицей в Союзе театральных деятелей и во время Всесоюзного фестиваля ПОП-МУЗЫКИ 87 еще работала на Международном Театральном фестивале. Или это был кинофестиваль? Переводила Галине Волчек, Ванессе Редгрейв, Андрею Вознесенскому - ездили к нему в Переделкино. И английскому драматургу Джону Мортимеру. Или Мортимер был в 1988 г. или в 1989 г.? Он тогда пригласил меня в ресторан и рассказывал о своих двух женах Пенелопах. Первую Пенелопу Мортимер я потом переводила - 4 рассказа перевела (см. в разделе РАССКАЗ). А дочку от второй Пенелопы знают все - Это Эмили Мортимер - она играет аристократку Клоуи в фильме Вуди Аллена Match Point.
      Перед своим выступлением я сказала Волчек, что буду участвовать во Всесоюзном фестивале ПОП-МУЗЫКИ. "А ты петь-то умеешь"? - спросила она. Смешно. Я всю жизнь пела. И в школе, и в Ин.Яз'e. И потом. Неужели бы мою фонограмму отобрали бы в числе 18 из всех присланных со всего Союза, если бы я не умела бы петь. Странный вопрос...
      На фестивале я пела свои песни на стихи английских поэтов. Вот некоторые из них:
      
      http://art-rosa.ru/files/open/aid-51
      
      Однако эту запись я сделала много позже, в 2003 или 2004 году. Гитару для аккомпанимента мне дал опять же руководитель нашего тур. клуба "Дети капитана Гранта" Валера Кожин, который возглавил кружок после гибели Гранта Александровича (все дороги ведут в детство и в наш клуб), а ему в свою очередь ее подарил Леша Руф, тоже один из нас (ныне - создатель и ген. директор фирмы РуфАудит). Это была студийная запись. Валера и его будущая жена Наташа сидели со мной в студии и слушали... Так здорово! Такая поддержка друзей!
      А тогда, к Фестивалю ПОП-МУЗЫКИ, я записалась на своем домашнем Sharp'е 9696, который мне привезли из Японии в 1980 г. Великолепный кассетный студийный магнитофон. И стоил - как половина моей квартиры, но любовь к музыке победила. Я уговорила маму, и мы его купили.
      Перед Фестивалем, как я уже сказала, проходил отборочный конкурс фонограмм. Из огромного количества фонограмм, присланных "со всех уголков нашей необъятной Родины", как тогда говорили, отобрали 18, в том числе и мою. Настоящая победа! Эту фонограмму отнес в комиссию мой приятель из Италии Лоренцо Скаккабароцци, который как раз в очередной раз приехал в Москву. Спасибо ему. Я была тогда постоянно занята на переводческой работе и обожала всех и вся в театральном и киношном мире. Времени не было даже фонограмму отнести! Как я выкроила два дня для участия в Фестивале ПОП-МУЗЫКИ, я не помню, но на следующий после окончания фестиваля день, мы с Галиной Волчек опять ехали куда-то в микроавтобусе, и я сказала, что заняла 4 место. Она очень удивилась. Странное недоверие. Но нужно сначала слушать, потом возражать... Или... восхищаться... А я наоборот - всегда радуюсь, если встречаюсь с талантом. Я хочу, чтобы все были здоровы, счастливы, талантливы, реализованы. Тогда жизнь будет полна.
      Пишу, радуюсь, и вдруг накатывает: сегодня - год Виталию. Галины Волчек тоже уже нет в этом мире. Нет и Андрея Вознесенского... Последний раз виделась с Вознесенским на какой-то выставке - не моей, уже в XXI веке... Странно. Живет человек, ходит, разговаривает, мыслит, творит. И он - рядом с тобой. И вдруг его нет... А ты продолжаешь свой земной путь... Очень странно...
      Да, тяжесть ударила прямо в разгар счастливых воспоминаний. Как в "Ромео и Джульетте" (что сейчас и перевожу), когда Джульетта говорит (привожу в своем переводе):
      
      Однако было слово,
       Хуже, чем смерть Тибальта,
       Которое меня убило, -
       Была бы рада я его забыть.
       Но н`а сердце оно мне давит,
       Словно деяния зла
       На память грешных душ.
      
      (См. мой перевод в разделе ПЬЕСА)
      
      Также и на меня вдруг накатило сознание того, что сегодня - год Виталию. И что те веселые времена 80-х давно позади.
      
      "Ромео и Джульетта". Еще одна история моей жизни. Огромная для меня, как сама жизнь. Она началась с фильма Дзефирелли 1968 года. Я его впервые посмотрела в мае 72-ого, когда сама была 13-летней. Даже младше Джульетты. Ей бы исполнилось 14 через пару недель, в День Святого Петра. Мне - через 7 месяцев, в конце ноября. Расскажу как-нибудь. Может быть... Этот фильм и затем - сама пьеса... Прочитанная во всех существующих переводах и в оригинале - знак судьбы. И мой перевод - мой долг перед ней, перед судьбой. А когда я перевела недавно этот кусочек ее монолога в Акте III, подумала: как 13-летняя девочка могла знать о тяжести грехов! Думаю, это и единственная шереховатость в пьесе. Но нужно дойти до конца. Что касается меня, я в 13 лет еще парила на воздушном виндсерфе и ничего не знала о жизни... Но думала, что знаю...
      
      
      После того, как мы закончили заниматься в тур. клубе, я перешла в английскую спец. школу, потом поступила в Ин. Яз, еще потом - на Высшие курсы переводчиков. Началась моя профессиональная жизнь. Виталий поступил в машиностроительный институт, прошел армию. После 1974 года наши пути разошлись, как я уже говорила. Мою профессиональную и творческую биографию можно посмотреть здесь же, в Библиотеке Мошкова:
      
      http://lit.lib.ru/editors/s/slobodkina_o/about.shtml
      
      А вот био Виталия:
      
      1987 г. закончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт, в 1998-99гг. - Институт повышения квалификации при МГТУ им. Баумана.
       После армии, с 1979 - 1982 гг., работал старшим техником в Главном Вычислительном центре Центрального статистического управления СССР.
       1982-1985гг. - инженер Главного вычислительного центра Госплана РСФСР.
       1985-1988 гг. - старший инженер ГВЦ Минводхоза РСФСР.
       1988-1990 гг. - старший инженер ГВЦ Госагропрома СССР.
       В дальнейшем работал инженером в МИД России, ведущим спец. в Московском земельном комитете, ведущим спец. в Москомимуществе и др.
       В последние годы - начальник бюро НПО "Наука".
      
      
      В этой биографии, которую я от него получила, когда писала книгу Тур. клуб "Дети капитана Гранта", пропущено одно очень важное звено, а именно, работа Виталия в журналах - фотографом.
      
      Когда мы снова встретились во время подготовки моей выставки памяти Гранта Александровича Генженцева во Дворце на Стопани в марте 2003 года, Виталий тогда работал в Play Boy. Потом рассказывал мне, как долго отходил от этой работы... Как много времени ушло на то, чтобы очиститься от фотографирования полуобнаженной натуры. И тогда он стал начальником отдела в НПО "Наука". Там были свои плюсы и минусы, но можно сказать, эта работа его и сгубила. Но потом, потом расскажу. Не могу сейчас. Сейчас хочу вспоминать только светлое.
      
      
      Первые впечатления от личности Виталия. Мы сидим за завтраком в тур. лагере на Сходне на открытой веранде - она служила нам и столовой, и певческим залом. Виталий - напротив меня: лицом к солнцу и к лагерю. ("К лесу задом, ко мне - передом") Я - напротив Виталия:спиной к солнцу и к лагерю. (К лесу передом, к лагерю - задом) Он щурит от солнца один глаз, а другим, голубым своим глазом, немыслимо голубым, смотрит очень лукаво, но по-доброму на меня.
      
      
      Таня Сапогова, прочитав, прислала мне:
      
      "Глаза у него были зеленые. Иногда - серо-зеленые. Но может, и правда раньше были голубые"?
      
      
      Вот, что делает с воспоминаниями индивидуальное восприятие! Мне его глаза запомнились голубыми. Совсем не зелеными. Ну, в крайнем случае, серыми. И в юности, и потом. А серые глаза ловят свет и становятся голубыми.
      
      
      И следующее вспоминание - мы сидим у него в квартире на Большой Почтовой и слушаем магнитофонные записи западных рок групп. Это тогда было НЕЧТО! Обладатель магнитофона... Это же - ступенька приближения к рок звездам Запада and out of this world. Молодым нужно понимать, что из-за "железного занавеса", который практически запрещал западную поп-музыку, она просачивалась к нам с большим трудом. Поэтому такие записи ценились на вес золота. А у Виталия к тому же была еще и собака! К вящей зависти его одноклассников. Но не к моей. Я вообще не умею завидовать. Хотела, было, в какой-то момент научиться... Не получилось...))) И по сей день не вижу, чему можно было бы позавидовать... Восхититься - да, позавидовать - нет.
      Но Виталий любил не только рок и поп-музыку. Частенько, когда я звонила ему в последнее время (начиная с 2003 г.), он слушал классику. Очень любил Баха. Кстати, именно он рассказал мне о том, что Витя Гуревич (ветеран нашего тур. клуба) играл Баха на гитаре. Жаль, что я никогда этого не слышала!
      
      
      Татьяна Сапогова: "Да, он действительно был наделен очень тонкой духовной организацией. Музыка вызывала у него сильные переживания - восторг, порой слезы. Музыка, природа, хорошие фильмы. Он был ходячей энциклопедией и неординарным человеком. Любил книги. Знал Ветхий и Новый Завет. Вообще очень много знал".
      
      
      Это так. Мне он, например, однажды рассказал, как Апостол Павел сначала гнал церковь Христову. Я не могла поверить. Но когда стала читать "Деяния Апостолов" убедилась. И частенько он в разговоре цитировал Писание.
      
      
      Сопоставляю и вижу: когда в 86 году Виталий снимал в мае РОК-ФЕСТИВАЛЬ, я еще преподавала в Ин.Яз'е на кафедре стилистики, а летом того же года начала работать переводчицей в Спорт. комитете. Тем летом для меня началась новая, переводческая, международная жизнь. И с 89 года я стала ездить за границу - сначала по частным приглашениям и по работе, потом сама, еще потом - с выставками. Самая первая поездка была в Англию. А вот, в 1982 году, когда я училась на Высших курсах переводчиков в Ин. Яз'e, знаменитый "треугольник" (не Бермудский, конечно, а парт. бюро, комсомольская организация и еще что-то в таком же роде, профсоюзы? Хотя я никогда не состояла в ком. партии, а из Комсомола вышла летом 1986 года в силу того, что, когда начала работать переводчицей на договорах, уже не была прикреплена ни к какому establishment и, следовательно перестала и взносы платить, а там уже и возраст комсомольский закончился) не пустил меня даже по частному приглашению в Болгарию!!! Председатель парткома сказал: "Институт для Вас многое сделал. А что Вы сделали для Института"? Я не нашлась, что ответить. Хотя я всегда отлично училась, в комс. бюро меня выбрали зав. сектором художественной самодеятельности, преподавала на раб. фак'е. Причем, мои первые студенты потом, случайно сталкиваясь со мной в метро, пели дифирамбы. Приятно, что и говорить. Я постоянно испытываю благодарность к Небу за такое направление в жизни. Английский язык - это мое всё! Мой источник бесконечного познания и вдохновения, мой кормилец и мой проводник, в том смысле, что переводческая работа открывала передо мной такие двери, в которые я никогда бы не смогла войти без него - мировое кино и театр, журналистика, политика, экономика, наука и т.д
      Забавно, что, когда я позвонила Виталию в 2003 году, чтобы пригласить к себе выставку во Дворец на Стопани, он сказал мне потом, что был очень удивлен тому, как я с ним хорошо пообщалась. Оказывается, по клубу пронесся слух - Слободкина работала в Штатах, в ООН! К ней не подступиться!!!Каков размах воображения! Во-первых, я работала не в ООН, а в Национальном институте танца с Жаком д'Амбуазом (см. мой очерк "Глазами переводчика"), а во-вторых, даже если бы я и работала в ООН, почему ко мне подступиться-то невозможно!!! Однако я не хвасталась ни ему, ни другим ребятам из нашего тур. клуба своей биографией. Нас связывали другие нити.
      Виталий также, как я, мало что мне рассказывал о своей профессиональной деятельности и о личной жизни, только о самых крутых виражах. Нас больше интересовали взгляды на жизнь, на искусство, на устройство мира. Поэтому пришлось расспросить Таню Сапогову.
      
      
      "Познакомилась я с Виталием в 19 лет 1 июня 1980 года. Я с подругами гуляла в Измайловском парке. Потом пошли к дому подруги Люды (он с ней встречался), а он сидит на лавочке, ждет. Ну, так и увидел меня".
      
      
      Для меня 80-ый год тоже был знаковым. Этому году я обязана тем, что в дальнейшем стала фото художником. Все началось с огромного эмоционального всплеска и потом долго крутилось во мне и вот во что вылилось. Когда я стала ездить в Коктебель, я почувствовала огромную потребность рисовать, писать красками. Но не могла выразить в этой технике то, что вижу, чувствую, что хочу сказать. Не хватало умения, да я и понимала, что красками так не получится. Это же подтвердили потом и художники, которые видели мои работы. "Да, такое - только в фотографии. В живописи так не выйдет". И тогда я начала фотографировать. Благословен изобретатель фотоаппарата! Сколько он дал нам новых возможностей!!!
      
      
      Таня Сапогова:"На следующий день, это был понедельник, меня перевели в отдел, где работал Виталик. Я тоже работала в Вычислительном центре. Сразу после школы пошла оператором персональных ЭВМ. Доросла до инженера-программиста. Оттуда и ушла в декрет в 1988 году. Леша родился в 88, Миша - в 90. У них разница 2 года, 2 месяца и 2 дня. И в одном институте учились. Виталик взял академку, чтобы перейти на мой курс. После рождения детей уже работали в разных местах. Но какая у нас была молодость! Заполненная до краев! Мы ходили на все Рок-фестивали в Центральный дом туриста на Юго-Западе. Ездили даже на ралли. Я была судьей на ралли"!!!
      
      
      Мою жизнь в 80-е тоже сложно назвать "Брежневским застоем", хотя застой давал о себе знать. Пока я училась в Ин. Яз'е, мне все время чего-то не хватало. Учеба шла в обычном русле, но мне было скучно, особенно в первой моей группе, на 2 и 3 курсах, после перехода с вечерки. И только на 4 курсе, когда меня, наконец, перевели в сильную группу, я расцвела. Я выступала со своими песнями на сцене института, пела в агитбригаде, играла в Английском театре, пела в ВИА. Но все это было недостаточно. Или просто уровень был не тот. После Прокофьевской музыкальной школы все эти ВИА казались песнями в подворотней, а после 17 спец., особенно же после 3-летних занятий с грамматистом из Ин.Яз'а с переводческого факультета, с 8 по 10 класс, программа Ин. Яз'a выглядела для меня детским садом. По крайней мере, на первых курсах. Когда я поступила, я с удивлением поняла, насколько я хорошо подготовлена. Меня так запугивали. Но учиться было очень легко. А вот, атмосфера в институте как раз полностью соответствовала застою. Такой энергии гнета, пожалуй, потом нигде я не испытывала. Но это опять же - другая большая тема.
      
      Вот так, по-разному, складывались наши судьбы. И потом снова свели нас в дружбе. В 2003 году. И опять же в нашем тур. клубе. И уже - до конца. 17 лет общения - это 17 лет. Виталий был сложным человеком. Я тоже сложная. Просто так не буду общаться. Если только очень интересно. И доброжелательно. Если мне становится скучно или меня задевают, - спасибо, не надо. Но за все это время мы не оттолкнулись друг от друга, как от многих других. Таня сказала мне, что Виталий под конец жизни отвернулся практически от всех своих друзей. У него в телефоне оставался только номер моего мобильного. И все же, когда Миша обзвонил его друзей, попрощаться пришли все. Из нашего тур. клуба пришли Таня Иванова и Андрей Дудинов. Алик Ковалев тоже рвался - они часто встречались на Бауманской: Алик после техникума, где он преподавал, а Виталий жил в доме под горочкой на Большой Почтовой, где стоит Старообрядческий храм (Гавриков переулок) в стиле модерн. Но Алика уговорили не рисковать - всех тогда уже посадили в lockdown, и людям после 70 лет было небезопасно выходить из дома.
      
      Во время наших занятий в кружке я ничего не знала о родителях Виталия - он не акцентировал. Мы в лагере и в кружке не сильно распространялись, тем более, не кичились своими семьями. Это было не принято. Мы были - друзья, туристы, силачи! Могли все вынести и все преодолеть. Остальное - не так уж важно. О моей семье тоже никто ничего не знал.
      Однако отец Виталия, Михаил Лазаревич Сапогов, был начальником главка по Энергетике СССР, а дед, Лазарь Сапогов, - старообрядческим священником. (Вот откуда такая экстатическая религиозность Виталия!) Да и не Сапоговым он был, а Собакиным. Фамилия идет от стариннейшего и знатнейшего рода одной из жен Иоанна Грозного. Но Лазарь Собакин, убоявшись расстрела в годы красного террора, мудро поменял фамилию на Сапогов. И остался жив. Как ему удалось откреститься от своего священства, я не знаю. Теперь все они покоятся на Хованском кладбище... Виталий постоянно говорил мне, как он хочет, чтобы на его могиле стоял бы деревянный крест. Таня сказала, крест там есть...
      У меня в роду тоже были старообрядческие священники. И я - истинно верующий человек. Моя кузина по отцу (известная скрипачка) - по линии старообрядческих священников Иоанна Романова и его сына Сергия Романова - тоже очень верующий человек. Но опять же - это другая, очень большая история...
      За год до смерти Михаил Лазаревич впал в кому. И пролежал в этом состоянии целый год. Перед самой смертью сказал Виталию: "Я понял, так нельзя. Нужно видеть людей и считаться с ними".
      Виталий объяснил: отец был человеком дела. Дело - в первую голову. Люди - потом. И вот, Бог дал возможность Михаилу Лазаревичу в конце жизни осознать и другую грань жизни. Для меня этот рассказ Виталия стал настоящим откровением. Я поняла: то, что человек лежит долгое время неподвижно, это нужно, необходимо. Не стоит считать, что это - уже не жизнь. Может быть, за это время ему дано осознать больше, чем за всю жизнь. Это было, уже когда мы продолжили дружбу в 2003 году. Как будто и не было 30-летнего перерыва. Вскоре Михаила Лазаревича не стало. Мы с Виталием встретились на Бауманской. Он просил меня поставить за отца свечу в Елоховском соборе... Царствие Небесное его душе! Царствие Небесное душе Лазаря Михайловича Собакина! Царстве Небесное душе моего друга Виталия Сапогова! Хотя осознать это до сих пор не могу. Просто надеюсь, он чувствует, как мы его любим, - его жена Таня, сыновья - Алеша и Миша. И я, его друг с юных лет.
      
      Понимание с Виталием было редкое. А вот обид не было. Мы все воспринимали по-дружески.
      - Слободкина. Почему у тебя на самокате колеса круглые? Ты же - оригинальная женщина.
      
      В другой раз:
      - Чучело! (Когда я ругала его за выпивку)
      - Виталь. Какой же ты дундук!
      - А, вот и хорошо. Тебя окружают великие люди, а я буду оттенять.)))
      
      Согласитесь, на такое высказывание способен человек не среднего ума.
      И за всем этим была только дружеская поддержка и никакой издевки. Мы это чувствовали. Мы это понимали. Поэтому, повторяю, никогда не обижались.
      
      Я (рассказываю ему об очередной "подруге"): - Она мне - то, она мне - это, пятое, десятое.
      Он, не дослушав: - Но я же тебя люблю!
      И сразу - смех и никакого напряжения души. Все наносное уходило...
      
      Потом, после моих жалоб, о ней же:
      - И добавь туда (называет еще две фамилии). Как ты можешь с ними общаться! Это же ДЕБИЛЫ!!!
      Я смеюсь.
      Еще потом, когда мне уже было не до смеха, Виталий сказал:
      - Она же тебя ВАМПИРИТ! Не хотел говорить, но ты меня дожала.
      Я молчу. Он прав. Об этом я даже не думала. Но это так. Потом я поняла, что с ее стороны было много зависти и проч. А я это вообще не выношу. А вот, у Виталия ко мне зависти не было, в отличие от многих моих коллег. Ни к творчеству, ни к профессиональной деятельности. Он был самодостаточен. Хотя и не смог полностью реализовать свои способности.
      
      Как я уже говорила, я не особо рассказывала ему о себе, но почему-то он все равно понимал даже такое, что я никогда бы не затронула:
      - Не всходи, где тебя не сеяли!!!
      Но, конечно, я видела: он - прав.
      
      Он всегда удивлял меня философским складом ума. Рассказывал интересные вещи о Вселенной, о человеческой душе.
      И, конечно, одним из важных моментов общения была фотография.
      Мы очень по-разному смотрели на это дело, но почему-то не противоречили друг другу. Я считаю, Виталию лучше всего удавались портреты людей. Однако в Московский дом фотографии его привели его фотографии регат, яхт. Какое-то время они были вставлены на их сайте.
      
      И, как я уже упомянула, Виталий всегда фотографировал все мои выставки и выступления. Причем, совершенно бесплатно, бескорыстно. И я всегда выходила у него красавицей.
      
      - Ну, что ты на меня так смотришь! (После прочтения моего перевода "Дуинских Элегий" Рильке). Ты понял хоть одно слово?
      - Я балдел от того, как ты их читаешь...
      
      Но, конечно, он все понимал. Мы старались сделать друг для друга, что могли. Я рекомендовала его Маленькому мировому театру в качестве фотографа, он дал мне контакты Нины Владимировны Левитиной в Московском доме фотографии, где сразу же оценили мою рукописную книгу стихов "Есть путь земли и Путь Крыльев" и другие работы. С Левитиной у Виталия тоже сложились замечательные отношения. Он чувствовал людей и знал, что сказать, как сказать, когда сказать... Редкий дар. Он всегда хорошо о ней отзывался. А когда я написала ей после его смерти по поводу передачи его фотоархива, поняла, что она тоже его оценила, - и как человека, и как фотографа.
      Все. Сегодня больше не могу. Потом еще напишу, если Бог даст и жива буду... Напишу о наших прогулках-фотосессиях (как теперь принято выражаться) в Измайловском лесу и в Лефортовском парке. Однажды гуляли и в Воронцовском парке. Но какие, там, фотосессии. Это были созерцательные прогулки с фотоаппаратами, во время которых рождались новые идеи, происходил обмен мнений и, главное, взаимное обогащение - духовное, душевное, творческое, интеллектуальное... Во время одной из последних прогулок в Лефортовском парке, на которую я его вытащила (мама его уже сильно болела и звонила ему каждые 15 минут), я увидела, как он изменился. Очень сдал. Но мне не хотелось этого видеть! Не хотелось верить! А когда он пришел в техникум к Алику Ковалеву в мае 2019 года, куда Алик пригласил всех нас на презентацию моей книги Тур. клуб "Дети капитана Гранта, Виталий смог отснять нас только во дворе техникума... Так подсело здоровье. Но фотографии получились замечательные. Как всегда.
      
      
       Вот эти фото еще раз. Я их выложила на фб в свободном доступе.
      
       https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10218966248852338&type=3
      
      
      А пока я буду вспоминать о наших фото прогулках, дам Вам одно из последних моих стихотворений. Где я гуляю в Лефортовском парке уже во время пандемии и уже одна... (Все ссылки нужно скопировать и вставить в поисковую строку в google)
      
      
      http://lit.lib.ru/editors/s/slobodkina_o/wyrywajusxdoc.shtml
      
      http://lit.lib.ru/img/s/slobodkina_o/wyrywajusxdoc/index.shtml
      
      
      
      
      20-21 марта 2021
      
      
      
      ...
      
      Опять не могу писать... Вчера с Таней просидели на телефоне, сегодня она прислала еще один кусочек воспоминаний. И Виталик - где-то совсем рядом. И бурно переживает происходящее. Лучше пока дам отрывок из другого моего очерка "Еще раз об искусстве", где мы с ним гуляем в Измайлове, фотографируем одно и то же и что из этого получилось:
      
      Вспомнила, как пошла однажды погулять в Измайловский лес со своим другом детства, фотографом. Дело было ранней весной. Повсюду еще лежал снег и лед. Вдруг я увидела в замерзшей канаве "русла высохших рек"*, кальдеры разрушенных гор, извивающихся змей, которые остаются на склонах утесов после лавин. Лед был местами оранжевого цвета. Я поняла: СОТВОРЕНИЕ МИРА. Схватила свою пластмассовую мыльницу и... щелк-щелк-щелк!
       Фотограф в недоумении следил за мной, потом нехотя поднял свой роскошный NIKON и на всякий случай тоже сделал несколько снимков.
       Когда фотографии были готовы (шел 2003 или 2004 год), у меня получились "русла высохших рек", кальдеры разрушенных год, извивающиеся змеи, остающиеся на земле после лавин, - СОТВОРЕНИЕ МИРА. У него - (не в обиду будь сказано) - то, что увидел он: канава в Измайлове.
       Можно, конечно, подумать, что я хвастаюсь, но я другое хочу сказать: Виталий не увидел в той канаве ничего, кроме канавы, поэтому так и получилось. А вообще у него есть стоящие фотографии. Когда он понимает, что хочет сделать. Особенно хороши портреты людей, которых он любит. Что он в них видит, то и выходит.
      
      
      
      декабрь 2015
      
      
      
      ____________________________________________________________________________________
      
      
      
      *Моя дорогая,
       вот оно:
       любим мы то, что внутри
       нас,
       не одного человека,
       не существо, что грядет,
      
       но бурлящую ртуть
       и не конкретно - дитя,
       но отцов,
       что латентно лежат
       в наших глубинах,
       словно развалы разрушенных гор,
       русла
       высохших рек
       более древних
       праматерей
      
       и весь беззвучный ландшафт
       под облачным
       или под ясным
       небом судьбы...
      
      
      
      
       из "Дуинских элегий" (Элегия третья) Райнера Мария Рильке в моем переводе
      
      
      ...
      
      А Таня вчера вспомнила, как они сидели как-то на кухне, и вдруг Виталик спросил: "Ты будешь плакать, когда я умру"? Она ответила "да", а сама подумала: "Не знаю". "И вот, я плачу", - сказала она мне. - "Никогда не знаешь, как тебе будет, когда потеряешь человека"...
      
      
       Здравствуй Оля!
       Немного моих воспоминаний...
      
      
       Почему-то, дожив до уже солидного возраста и потеряв достаточное количество близких и родных людей, начинаешь осознавать, как ты был счастлив тогда....
       Я познакомилась с Виталиком в далеком и счастливом 1980 году. Первый раз когда увидела, не очень-то он мне и понравился, да и общение в кругу подруг было коротким. Но, поскольку меня перевели работать в отдел обработки информации Главного вычислительного центра Центрального статистического управления СССР, где и работал тогда Виталий, то и встречи наши стали ежедневными и сначала мимолетными. Но уже скоро мы шли с работы пешком - долго, мимо Семеновской, Электрозаводской и Бауманской и говорили, говорили. И я уже ничего не видела, кроме его глаз. Наверное, это был гипноз или магия, но я не спала всю ночь и вспоминала его глаза. Я была очарована. Это было удивительное время.... Виталий был водопадом, который на меня обрушился. Мы слушали музыку, разную - и диско, и рок, и тяжелый рок, и классику. Он знал по именам всех музыкантов, названия дисков, их историю. Если включал какую-то группу, то требовал, чтобы я назвала исполнителя,... и постепенно он этого добился. Музыка у нас гремела всегда. И еще страсть - это фотография. И огромная любовь к материалу, который снимаешь. Подбор оптики, камеры. Глаза Виталия горели, он творил!! Куда мы только не ездили! На все концерты, рок-фестивали. Даже побывали на ралли как судьи. Конечно, не всегда все было гладко, характер вспыльчивый. Помню ехали с родителями Виталия, Аллой Ивановной и Михаилом Лазаревичем на дачу. Отец Виталия за рулем. Виталий рядом. Комментирует, как надо ехать. Ну, и нашла коса на камень ... На светофоре Виталий вышел из машины, хлопнул дверью и ушел. А я так и поехала с его родителями, не зная, что дальше делать. Вечером он ждал нас дома.
       Но все равно, я попала в удивительную семью. Образованные, интеллигентные родители. Огромная библиотека. И что меня поразило - зачитанная до дыр многотомная детская энциклопедия и офицерский атлас огромного формата. Сколько же времени ребенок, мальчик, юноша провел за книгами, впитывая все новое и прекрасное.
       В сентябре 1980 года Виталий поступает во Всесоюзный заочный машиностроительный институт. Радости и гордости отца, Михаила Лазаревича, не было предела!! Я закончила в 1981 году статистический техникум и тоже поступила за Виталием в институт. Но ему не очень-то хотелось учиться на курс старше, тогда он, не долго думая, берет академический отпуск и переводится на мой курс. Как же здорово было вместе и учиться и прогуливать... Помню, вместо занятий пошли на фильм "В джазе только девушки".. В 1983 мы поженились.
       В 1987 закончили ВУЗ. В 1988 родился Алешка. Дедушкин внук. В 1990 родился Миша. Это уже папин сын. Характеры - под копирку. Эти тяжелые 90-тые... Много воды утекло. Сыновья выросли. Много сделано непростительных поступков и ошибок. Много в душе осталось обид. К сожалению, не сразу понимаешь истину. "Хорошо там, где нас нет". Виталий меня, конечно, и любил и ненавидел в одном флаконе. Мы нуждались в друг друге. То ругались, то прощение просили... слишком много было у нас за спиной родного. Мы понимали друг друга...
       Вот уже год, как нет Виталия. В 2003 ушел Михаил Лазаревич, полгода назад ушла Алла Ивановна. А я вижу и слышу их молодыми и красивыми, как в те счастливые 80-тые. И низко кланяюсь....
      22 марта 2021 г.
      
      
      Таня!
      
       ...
      
       Чтобы не быть голословной, мне придется создать отдельный файл работ Виталия, где он фотографирует мои выставки и мероприятия, посвященные памяти Гранта Александровича, и - меня - во время наших прогулок.
      
       Пока могу дать только ссылку в фб "Открытие мемориальной доски Гранту Александровичу Генженцеву во Дворце молодежи на Стопани". Здесь фото - и Виталия, и другого проф. фотографа, которого я пригласила поработать в тот вечер, и наших ребят - их фотографии сильно отличаются от профессиональных. Но все мои портреты - Виталия.
       Вот этот памятный день 15 февраля 2014 года:
      
      https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10211790161894649&type=3
      
      А вот мой очерк об открытии мемориальной доски:
      
      http://lit.lib.ru/editors/s/slobodkina_o/memdoskadoc.shtml
      
      http://lit.lib.ru/img/s/slobodkina_o/memdoskadoc/index.shtml
      
      К сожалению, нет уже и Владимира Васильевича Казанцева, который опубликовал мой очерк у себя в журнале... Он ушел 20 февраля 2020 г. За месяц до Виталия...
      
      22-23 марта 2021
      
      
      
       ...
      
      
       Светлой памяти Виталия Сапогова
      
      
      
       Ты - в Том Мире, куда ты стремился давно.
       Я не знаю, как судит Бог.
       Я хочу, чтоб тебе было ТАМ хорошо,
       Чтоб утихли надрыв и вздох.
      
       Ты себя не жалел, и с душою твоей
       Подружилась душа моя.
       Понимание, ум, доброта и талант -
       Вот земная твоя стезя.
      
      
       Ты искал себя, страстно терзаясь в ночи,
       Не найдя в этой жизни приют.
       Только отблеск Горящей и Вечной Свечи
       Был во благо тебе, а мир - лют.
      
      
       Как бы ни было - все попрощаться придут.
       Проводить тебя в Дальний Путь.
       Матерь Божья! Покрой его. С ним и пребудь!
       Злые духи его не найдут.
      
      
       Говорят, ТАМ уже не болеют. Дай Бог.
       Я не знаю о том ничего.
       Пусть же Ангелы горькие слезы сотрут.
       И он `узрит ЕГО САМОГО.
      
      
       Ты молился, блуждая в миру, как во мгле.
       Да обрящеши ТАМ покой.
       Свою мудрость оставил в наследство ты мне,
       Божьи Слуги да будут с тобой!
      
       Дай мне Бог отмолить все, что было не так.
       Просияет твое добро.
       Чтобы близко к тебе не подкрался враг -
       Пусть уйдет и забудется зло.
      
      
       Боже, милый! Прости!
       Отвори ему дверь! Упокой его в месте святом.
       Пусть сотрутся неверные жизни пути.
       Купол Неба да будет, как Дом.
      
      
       Доброта. Что нам нужно еще для любви -
       К человеку и к Богу-Творцу!
       Упокой его, Вечность! Забудь и прости.
       Будет путь его светел к Дворцу.
      
      
      Я написала это год назад. И отравила Тане по мейлу на 40 дней. Тогда же была и Радоница
      
      Виталий часто бывал угрюмым и ворчал. Люди такое не любят. Но меня это не отвращало. Я видела его глубину.
      Я знала, как он мечется от своей нереализованности. Он не был обывателем и потому не мог смириться с тем, что он - не Сальвадор Дали. Ему бы просто спокойно расти и развиваться на своем уровне, но нет, его такое не устраивало. Он метался от церкви - к картам Таро. Ему хотелось заглянуть за грань бытия. Он общался с экстрасенсами и проч. О, Господи! Часто это было для него губительно. Потом он многое осознал.
      
      Но главное, что его сгубило, - это водка... Нестерпимо об этом писать! Но это так. Этот путь всегда приводил меня в ужас - платить деньги за то, чтобы постепенно подорвать свое здоровье! Дела злых сил... В НПО "Наука" у него были в подчинении люди. Все очень хорошие специалисты, но они имели доступ к спирту... Виталь! Зачем ты так распорядился собой! Жить здорово! И ты всем был нужен!
      Он продолжал слушать музыку, читал хорошую поэзию. Я подарила ему сборник стихов Бориса Чичибабина по его просьбе. В букинистическом нашла. Однажды отправила его в Лавру к отцу Герману на отчитку. Он сказал, что вышел из церкви, ощутил удар в печень... это был знак... Но потом все опять закрутилось по-прежнему.
      
      Таня написала: "Я ему постоянно напоминала, из какой он интеллигентной семьи, образованный, умный, но водка перевешивала..."
      Общаться становилось все труднее, но я не отказывалась от него. Таня мне сказала, что по ночам он разговаривал с теми альтернативными силами (не хочу называть по имени), которые и подбивали его на это медленное умирание.
      "Их нельзя оскорблять. Ведь они гораздо сильнее и древнее нас". Одновременно - и о Боге: "Я не то, что верю. Я точно знаю, что ОН есть". И в этом мы с ним совпадали. Он рассказывал мне, как его направляли Свыше. Мне это было очень понятно.
      
      Он стал постоянно говорить о смерти. Сказал мне, что уже хочет уйти из этого мира и что его смерть совсем не страшная. "Это - красивая девушка, а не старуха с косой"...
      И в самом последнем разговоре упомянул о том, что думает о доме для престарелых - в смысле, на будущее. Той же ночью его не стало...
      
      Потом Таня рассказывала мне, как ночью просыпается и чувствует запах сигарет на кухне... Он продолжал жить в своей квартире...
      
      В последние годы он все порывался подарить мне свою семейную библиотеку. Убеждал меня, что его мальчишки все равно не читают, что у меня сохранится лучше. Но у нас были все те же известные советские издания. "Ну, хоть Шекспира возьми"! - "Черный коленкор, бумажный полосатый желто-коричневый супер"? - "Да". - "Ну, у нас - такое же издание". В Советское время гнедая интеллигенция собирала все эти собрания сочинений: Пушкина, Лермонтова, Лескова, Шекспира, Мопассана, Гюго, Флобера, Золя, Анатоля Франса, Томаса Манна...
      
      ...
      
      Все. Уже глубокая ночь. По-английски даже - утро. Пойду посплю, если получится.
      
      
      23 марта 2021
      
      
      Пока читала утренние молитвы, исписала еще 3 листа с двух сторон. Виталий побуждает меня продолжать. По-английски, это как-то лучше звучит - he urges me to go on... Работа стоит, но что делать. Отложишь - потом так не напишешь. Это я знаю давно.
      Открываю почту, письмо от Тани:
      
      "Здравствуй, Оля! Сейчас обед. Открыла почту на минуту. Сегодня ехала на работу в 7 утра и всю дорогу читала твой труд. Приехала на работу с мокрыми глазами. Спасибо тебе"!!
      
      А я закончила писать в 3 ночи. Итак, вот, что я написала во время утренней молитвы и после, в течение дня.
      
      Что было для меня особенно ценно в этих прогулках (хотя ценным было все!), это то, что Виталий меня абсолютно не нагружал, хотя мы все время общались, не молчали, и не мешал творчеству. Это, конечно, редкость. Ведь творческое тонкое состояние можно сбить одной неосторожно брошенной фразой. С иным человеком по телефону поговоришь, потом ничего делать не можешь... Всем нам нужно учиться подсказывать так, чтобы человеку захотелось расти дальше, а не вгонять его в депрессию.
      Что еще выгодно отличало Виталия от подавляющего большинства моих коллег и почему, собственно, я и называю его другом, а не приятелем, не знакомым и т.д., это то, что он относился ко мне всей душой. В нем не было по отношению ко мне никакого подтекста, подковырки, иронии и зависти. Иначе... я бы давно от него отошла. Мне обычно бывает жаль времени на таких людей.
      Виталий делился со мной впечатлениями от жизни (они почти всегда совпадали с моими), рассказывал о горьких поворотах судьбы. И все равно меня это абсолютно не прибивало к земле.
      Он умел дружить. Я могла позвонить ему из поликлиники, от кабинета врача, когда мне становилось страшно услышать диагноз, в перерыве между переговорами, которые я переводила. Просто сказать: "Привет. Когда созвонимся?" И всегда получала поддержку и понимание. Если я звонила ему, а он был занят, он говорил, что сейчас не может и назначал время созвона.
      Также и я. Если его звонки попадали во время урока или в другое неудобное время. Мы не отфутболивали друг друга. Иногда случались и перерывы в общении, но потом мы опять созванивались и шли фотографировать.
      Когда Виталия не стало, Таня сказала, что Миша, младший сын, плачет и сетует на то, что у него был лучший друг, отец, с которым он мог говорить на любую тему, и вот, его нет...
      Почерпнула я от Виталия и в плане защиты авторских прав в фотографии. Он научил меня выкладывать фото в Интернете в слегка обрезанном виде. Потом, если дело дойдет до дела, можно будет предъявить полный негатив, которого не будет у вора.
      В начале нашего общения мы еще жаловались друг другу на людей. Но потом оба пришли к тому, что, наверное, не стоит ни о ком говорить плохо. Я не хочу даже в этом, малом, соединяться с силами зла и служить им. Один замечательный монах из Донского привел мне в качестве примера свою бабушку - как она избегала осуждения. Если ей кто-то рассказывал об отрицательных сторонах третьих лиц, она обычно говорила так: "Ну, он исправится". Так же пытаюсь теперь и я, говорю себе (не другим): "Этот человек поступил не здорово, но дай Бог ему осознать и исправиться". Теперь я вижу, насколько это важно для общей эволюции человеческого духа.
      Вот, вспомнила одну прогулку в Лефортовском парке летом 2015 года. Мне в тот день было не очень - меня сильно пробили энергетически, и я еще не пришла в себя. Виталию ничего не сказала, но он уловил мое состояние. Оно отражено на фотографиях. Вот эти фото. Я назвала эту серию "И мой фотограф был у даре". Фотографий было очень много. Я отобрала лишь некоторые.
      
      https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10207444081605358&type=3
      
      
      Конечно, Виталий был далеко не единственным, кто фотографировал меня на моих выставках и выступлениях. Я также приглашала других фотографов: великолепного мастера фото-художника Сашу Гусеву (с Сашей познакомилась на выставке Коктебель-Кара-Даг в 1998 г., где я впервые читала свои стихи, и потом он сделал ряд великолепных моих портретов в студии Виктора Брейля, также на выставках снимал чтение моих стихов), Владимира Луповского и Владимира Суворова. С Суворовым работала в газете The Moscow Tribune. Он тогда отснял - для одной из первых моих статей - мультипликаторов из студии X-mas Films, где я работала переводчицей и потом писала о них.
      Кстати, советую посмотреть эти получасовые шедевры-мультфильмы, сделанные по Шекспиру и Ветхому завету.
      
      Вот моя статья в профессиональной газете ASIFA NEWS. Она даст представление о многообразном творческом процессе и названия фильмов.
      
      http://lit.lib.ru/editors/s/slobodkina_o/animatedtalesdoc.shtml
      
      Но только Виталия я могла бы назвать "моим фотографом". О чем я и написала в эссе "В сумасшедшем мире".
      
      Отрывок из этого эссе:
      
      
      
      Собратья-художники смеются: "А фотографу что подаришь? А спонсору? У Слободкиной - столько мужчин, не напасешься денег на подарки"! Это мы сидели в автобусе по время Брюссельской выставки, когда еще заехали на день и в Амстердам. И этим фотографом был Виталий.
      
      Полный текст эссе:
      
      
      http://lit.lib.ru/editors/s/slobodkina_o/crasyworlddoc.shtml
      
      
      
      ...
      
      
      - Алё! Простите, это пингвинарий?
      - Виталь, мне сейчас не до пингвинов.
      - Не пинвинарий? Нет? А что тогда?
      )))
      
      Так мог начаться телефонный разговор с ним.
      
      
      Видя мою оторванность в мире, он всегда повторял: "Орлы летают в одиночку". Пожалуй, лучшую оценку я и не получала...
      Он подарил мне свой советский фотоаппарат, "зеркалку" и огромный нож в кожаном чехле, который, возможно, использовал в походах. Но в этом был и другой смысл - отдать мне нож, чтобы не употребить его во вред себе. А на презентацию мемориальной доски принес значки "Турист СССР". У меня такие, кажется, не сохранились. А если и сохранились, то не в полном наборе.
      Он знал, как я мучаюсь в своей малогабаритке, хотя никогда у меня не был, как мечтаю вернуться в центр, и однажды сказал: "Да я бы тебе этаж подарил на Патриарших"!
      Этаж он мне подарить не мог, конечно, но какова широта души! Таких виртуальных подарков я больше не получала ни от кого.
      Всегда высказывал сожаление, что мое искусство остается, по большей части, не раскрученным. Мечтал видеть меня знаменитостью...
      
      23 марта 2021
      
      
      
      Вот, собственно говоря, и все. Или почти все. Всего не вспомнишь. Да и прогулок этих было, на самом деле, не так уж много. Насколько раз в Измайлово после моей выставки в Брюсселе, которая последовала за выставкой во Дворце на Стопани. Потом тот раз зимой. И еще один раз зимой 2013 года. И в Лефортово несколько раз. В Лефортовском парке мы любили взять блинков с сыром и красной рыбой в "Теремке" и по чашке чая или кофе, сесть на воздухе в маленьком открытом кафе и говорить обо всем. Один раз Виталик фотографировал меня там, как я катаюсь на самокате,... на круглых колесах.)))
      Кстати, после одной из прогулок в Измайлово в 2003 году мы встретили Аню Колотушкину (из нашего клуба) с мужем и детьми (Аня ушла из жизни в 2010 году). И я сказала: "Смотри-ка, я с ней никогда не встречалась все эти годы, хотя она живет в Измайлово, а я училась в 17 спец. - между 7-ой и 9-ой Парковыми, ездила по этой ветке каждый день, да и теперь постоянно гуляю в Измайловском лесу. А выставка во Дворце (Аня на нее пришла) притянула эту встречу". Но Виталик почему-то не согласился со мной. "Просто случайная встреча", - сказал он. Ну, кто знает!
      А, вот еще: Виталик пригласил меня в Новый театральный центр на Страстном на спектакль и познакомил со своим двоюродным братом - Сергеем Некрасовым, кино оператором. В спектакле, посвященном Великой отечественной войне, играла дочь Сергея, если не ошибаюсь. Виталик и там нас фотографировал. И, конечно, фотографировал мою юбилейную выставку (45 лет,"половина пути уже пройдена, может, и больше") там же, в НТЦ на Страстном, в ноябре 2003 года. Она называлась "Пока еще есть время для любви". Знаковая выставка. На нее пришли знаковые люди моей жизни, с которыми я не виделась много лет. Но опять же - это другая длинная история.
      Да, и одно мероприятие он отснять не смог. Это был день рождения Гранта Александровича в конце января 2019 году. Я собирала ребят в ресторане "Корчма на Пятницкой". Накануне мы с Виталием немного повздорили, и он не пришел. Я обиделась и сказала: "Ну, и ладно. У всех есть телефоны. Обойдемся". "Бог в помощь", - ответил он. Я знала: для него эта фраза - почти заклинание. Он советовал мне употреблять ее по отношению к обидчикам, и тогда все им должно вернуться. Но, конечно же, мы не обошлись. Фотографии получились, мягко выражаясь, средние И потом я позвонила ему: "Виталь! Лучше тебя никто не снимет"!
      Фотографий - от выставок и прогулок - я от него получила море. Чтобы выложить их вместе, или хотя бы самые лучшие, потребуется время...
      Когда Виталия не стало, я собрала деньги для Тани - помогли ребята из нашего тур. клуба, что сделалось у нас уже традиционным, увы, начиная с Вити Гуревича, который ушел в 2016 году. Печальное мероприятие...
      Но хочется вспоминать хорошее, веселое. Таня написала: "Оля, добрый вечер! Я прочитала то, что ты написала сегодня. Читала и грустила. Но когда дошла до пингвинария, расплылась в улыбке. Точно! Виталий умел одной фразой поднять настроение. Посмотрела твои фото. Класс. Почерк Его. Защемило сердце. Наши смски скопирую и потом пришлю. Будет желание, пиши пьесу)). Ложусь спать. Вставать в 5. Спокойной ночи"!
      Это она о тех смсках, которыми мы обменивались после 20 марта 2020 года. Каждая писала о своих ошибках в жизни, обе рыдали внутри себя, и я подумала: из такой переписки можно было бы пьесу сотворить. Дай Бог!
      С Виталием нас связывал и общий друг из тур. клуба "Дети капитана Гранта". Но об этом человеке я сейчас не готова распространяться. Однако очень важно, что от Виталия я услышала мнение этого человека обо мне. Он сказал (тогда, в 70-е): "Это - лучшая девочка в нашем клубе". И еще хочу написать об одном смешном эпизоде - Виталик рассказал: как они на п`ару с нашим общим другом тягали огромный тяжелый чемодан (что это был за чемодан?) с Казанского вокзала ко мне домой на Семеновскую набережную.))) Я этого совершенно не помню.
      А с Таней мы решили так: когда и мы уйдем в Лучший мир, они с Виталием Там будут вместе, а я стану их навещать - приходить в гости на чай, на блины. С сыром и красной рыбой...
      
      
      
       24 марта 2021
      
      
      P.S. Неплохой получился очерк. Но лучше бы Виталий был с нами. Еще 10, 20, 30, 40 лет... Всегда!
      
      P.P.S. Мы так увлеклись собственными воспоминаниями, что забыли о самом главном, - о Виталии-фотографе. Кого он снимал, кроме меня? Где? Когда? Я не думаю, что он собирал портфолио и окучивал свой фотоархив. Скорее всего, снимал и отвозил им негативы и фотографии, что Таня и подтвердила в случае с группой "БРАВО". Скорее всего, денег на повторную печать (чтобы оставить себе на память) не хватало.
      Вот, что написала Таня: "Добрый день, Оля! На секунду открыла почту. Не могу сказать, где он еще работал по фотографии... Вадима Гиппенрейтера, фотографа, он боготворил. Может, и в ТАСС поработал. Я думаю, без трудовой... В субботу посмотрю его трудовую книжку. Я знаю, что он снимал немецкого театрального режиссера Петера Штайна. Фото сама видела. Не знаю, есть дома или нет. Надо поискать. Природу он снимал великолепно. Много есть снимков. Восстановление храма.... Ты имеешь ввиду св. вмч. Ирины? Около дома? Скорее всего, снимал. Мы туда часто ходили. Наши мальчики посещали там воскресную школу. Я для них шила много необходимого. Даже закладку для Eвангелия".
      
      Ну, вот. Петер Штайн. Это уже кое-что. А в храм Мученицы Ирины он отвел и меня. Потом я сама туда ходила пару раз. Очень интересный храм. Необычные фрески на стенах. По крайней мере, он мне рассказывал, как его попросили отснять процесс реставрации храма, только не запомнила, какого, и ему даже пришлось залезать на леса... Жаль, что светлые мысли приходят задним числом, и я не расспросила его подробно о его фотографической жизни. Историю с Петером Штайном я не знала. А, вот, Гиппенрейтера он частенько упоминал. Он был фотографом номер 1 в Советском Союзе, где допускалось, чтобы был только один, - один фотограф на страну, один архитектор и т.д. Так вот, Гиппенрейтер был тем самым единственно-допустимым фотографом.
      Ну, что же. Будем ждать новых фотографий из семейного архива. А я буду собирать свои/его фотографии моих выставок, мероприятий и прогулок.
      
      
      24 марта 2021
      
      Вот, пришлось создать новый файл, чтобы не смешивать фото Виталика моих выставок с фотографиями Рок-Фестиваля. Теперь буду загружать постепенно:
      
      http://lit.lib.ru/img/s/slobodkina_o/vitsap1doc/index.shtml
      
      http://lit.lib.ru/s/slobodkina_o/vitsap1doc.shtml
      
      Все ссылки нужно скопировать и вставить в поисковую строку в google
      
      26 марта 2021
      
      P.S. Фото Виталия Сапогова, предоставленные мне его семьей.
      
      http://lit.lib.ru/img/s/slobodkina_o/vitsapphotos/index.shtml
      
      
      P.S. Загрузила недавно эти фотографии Виталия и сегодня еще раз перечитала очерк - также в связи с тем, что мне на почту пришло письмо-запрос о фото Виталика, сделанных на рок фестивалях. И вспомнила фразу из Моэма:
       "One could be silent with her for an hour at a time and yet feel that one had had a good time." "A rare gift," I said.
      
      
      Да, в молчании тоже многое можно понять... и прочувствовать...
      
      
      
      
      9 июля 2023
      
      
      

  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Обновлено: 09/07/2023. 78k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.