Строганов Александр Евгеньевич
Иона

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Строганов Александр Евгеньевич (jazz200261@mail.ru)
  • Обновлено: 21/08/2016. 47k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  • Пьесы
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пьеса представляет собой выполненную в свойственной авто-ру манере сценическую интерпретацию библейского сказания об Ионе, пророке, посланном Яхве возвестить грешным жителям Ни-невии близкую гибель, но, оказавшемся во чреве морского чудови-ща.

  •   ИОНА
      
      Этюд
      
      
      ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
      
      
      ИОНА
      ВААЛ
      ПУМА
      ФИЛИПП
      ЖЕНЩИНЫ
      ГУСИ
       
      Действие происходит в таверне Филиппа в Ниневии.
      Таверна Филиппа - крохотное неухоженное помещение с мутными стеклами, терпкой стойкой и растерянными столиками. В интерьере преобладают желтоватая и коричневая мелодии, от чего посетители ее кажутся золотистыми, вне времени и обстоятельств. Даже некогда белая простыня, в которую, наподобие тоги завернут Ваал, отливает бронзой. За окном монотонно и черно шелестит дождь. Время от времени, не желая отпустить от себя наблюдающего за ним Ваала, дождь являет ему 'чудо', каждый раз одно и то же чудо в виде искрящей проводки в доме напротив. Вспышкам за окном вторит лампа дневного освещения над стойкой.
      
      КАРТИНА ПЕРВАЯ
      
      Ваал у окна. Отрешенно наблюдает за дождем.
      Филипп за стойкой. Протирает посуду.
      Пума спит.
      Иона наблюдает за монотонными движениями Филиппа.
      
      ФИЛИПП Видишь ли, Иона, пока мы не виделись... Сколько мы не виделись?.. Одним словом, в последнее время... Речь о нескольких годах, если я ничего не путаю?... где-нибудь о десятке лет... может быть, больше, годах о двенадцати, пятнадцати... Все время хочется спать. Сплю на ходу. Окончательно потерял счет времени... Вообще у каждого свои представления о времени, мне так кажется... Но я не то хотел сказать... сказать, спросить, сказать... Видишь ли, Иона, последние годы всё вокруг меня как-то сжимается... Как мокрая простыня. Вот именно... Очень, на мой взгляд, подходящее сравнение... А зачем ты пришел, Иона? Столько лет тебя не было видно. Где ты жил, где живешь?..
      ИОНА Здесь, в Ниневии.
      ФИЛИПП Все эти годы?
      ИОНА Все эти годы.
      Пауза.
      ФИЛИПП А люди что-то молчат. Тебя не вспоминают почти. Наверное, думают, что ты далеко... или совсем далеко... ну, ты понимаешь, что такое 'совсем далеко'... Впрочем, это не мое дело. Правильно? Живи сто лет... Ну так вот, слушай. Знающие люди, знатоки этого дела говорят, что когда влажная простыня сжимается, делается больно, очень больно... и душно... А мне как будто не больно и не душно. Почему?.. А, может быть, я просто привык? Что скажешь?.. Может быть, тебе нужны деньги?.. Я, когда говорю о знатоках влажного обертывания, имею в виду всех поклонников влажности... всякого рода... Дождя или выпивки или океана... Или выпивки, например... Между ними нет существенной разницы. Все у них, в конечном счете, построено на воде... В общем-то они правы. Если вдуматься, весь мир на воде... Вот что такое мироздание в моей трактовке? Большая вода, а в ней острова... Зеленые, белые... Оттенков много, конечно, но если обобщать - зеленые и белые... Я бы так сказал, зеленые - острова мудрости, белые - острова глупости... Безумие - все же белые острова, хотя среди сумасшедших очень много умных людей, умных талантливых... философов, в особенности, философов... А среди глупых людей немало добряков, даже святых... Или со святыми - перебор?.. Да, святых лучше не упоминать... Всуе... Ввиду глобального потепления белых островов становится все больше... Это мое философское видение, субъективный взгляд, так сказать... Хотя, какой из меня философ? Вот ты - да, философ, а я? Какой я философ?! Правильно?.. Сейчас, плюнь - в философа попадешь... Вообще моя жизнь, Иона - не сахар, как может показаться... Если хочешь знать - мне хуже, нежели этим самым знатокам, любителям влаги... А знаешь, почему, Иона?.. Меня искушают... Деньги, деньги... Вообще грех жаловаться. Так-то мне вроде бы и хорошо, бывает очень хорошо... А с другой стороны подозрения разные, страх... Себя боюсь, наказания боюсь... Ты так умеешь живописать наказания... Да и без твоих живописаний... Наказание может обрушиться в любое мгновение. Я понимаю, без наказаний никак. Не важно за что, по какой причине... Причина всегда есть... Глупость, деньги... Наказания - как град. Вне нас. От нас не зависит, правильно?..
      ИОНА Я пришел не за твоим покаянием.
      ФИЛИПП Вот, кстати, а зачем ты пришел?
      ИОНА Просто так... У меня ноги больные, нужно ходить.
      Пауза.
      ФИЛИПП Иногда такие глупости в голову лезут, просто диву даешься!.. Все чаще лезут... Деньги и глупости, деньги и глупости. Удивляюсь себе. Все чаще стал удивлять себя. В последнее время каждый день, практически, чем-нибудь нет-нет, да и удивлю себя... Ты за деньгами? Зачем тебе деньги, Иона?.. Деньги - не твое... Откровенно говоря, я был бы только рад, если бы ты пришел за деньгами. Я бы дал. Сколько бы не попросил... В пределах разумного, конечно... У меня деньги есть. Но ты же не за деньгами пришел?... Говоришь, просто так зашел. Нет, Иона, ты просто так не ходишь... Что, беда?.. Большая беда?.. Грядет?.. Наказание?..
      ИОНА Просто так зашел.
      ФИЛИПП Денег не просишь, покаяния не просишь, зашел просто так... Иона! Кому ты это говоришь?.. Разве не со мной ты был в чреве зверя? Разве не вместе червь изблевал нас? (Пауза.) Знаешь, я там, в утробе, думал - ему больно, наверное, зверю, плохо... оттого, что мы там с тобой в нем ходим, разговариваем, песни поем... Как мы с тобой пели!
      ИОНА Молились.
      ФИЛИПП Вот - пели, молились. Ты молился, а я повторял вслед за тобой... Я ведь молитв до сих пор толком не знаю... Но я исправлюсь. Вот, буквально накануне как раз думал об этом.
      ИОНА Не за покаянием твоим я пришел... Всякое слово в минуту опасности молитва.
      ФИЛИПП А знаешь, у меня как-то не было ощущения опасности. Вот я уверен был, что выберемся... Благодаря тебе, Иона, исключительно благодаря тебе... Меня больше занимала жара. Какое пекло у него в желудке!.. А страха смерти не было.
      ИОНА Смерть не кричит, не заявляет о себе... Люди вопят, скотина вопит, а смерть - никогда. Накроет прохладным плащом. Точно ветерок подул... Я часто молил Бога о смерти... Слишком часто, наверное.
      Пауза.
      ФИЛИПП Первоначально я не понял, где мы очутились... где, что... Только запах вроде знакомый. Я же на берегу моря вырос, с китами дело имел... Не я, конечно, другие, но я мальцом тут же вертелся... И, хотя нас в чреве было только двое...
      ИОНА Больше.
      ФИЛИПП Больше?
      ИОНА Больше.
      Пауза.
      ФИЛИПП Сколько же, по-твоему, нас было?
      ИОНА Целый народ.
      ФИЛИПП Ну уж, это уж...
      ИОНА Все ниневяне. И дети их, и птицы их, и скот их...
      Пауза.
      ФИЛИПП Где, Иона?
      ИОНА В опасности.
      ФИЛИПП (Смеется.) Мы с тобой о чем говорили-то?.. О звере... Тоже не молодеешь?.. Иона! Однажды волей провидения, мы с тобой оказались в чреве зверя. Так?..
      ИОНА Не знаю.
      Пауза.
      ФИЛИПП Подожди, ты что, не помнишь?.. Мы с тобой очутились в чреве зверя, кита. Ты да я. Ты, как выяснилось, по воле Божьей, я - случайно. Поскользнулся, не удержался, сорвался с палубы... Пьян был... До сих пор простить себе не могу...
      ИОНА Ты достойно себя вел.
      ФИЛИПП Что?
      ИОНА Вел себя как достойный человек.
      Пауза.
      ФИЛИПП Ты правда так считаешь?
      ИОНА Правда.
      ФИЛИПП (Слезы на глазах.) Не ожидал... Думал, ты презираешь меня. Ты же суровый человек, Иона, суровый, дотошный... Не ожидал... Ну, слушай, я тогда, у него во чреве, все время думал о его мучениях... Лезли почему-то такие мысли. О звере... Тут жить-то оставалось день, два от силы, а я о бедной твари думаю...
      ИОНА Меня во чреве не было.
      Пауза.
      ФИЛИПП Как это?
      ИОНА Так я говорю теперь.
      ФИЛИПП (С облегчением.) В этом смысле?
      ИОНА Ложь отринул. Любую.
      Пауза.
      ФИЛИПП А знаешь, я ведь обижался, не скрою. Не на тебя, нет, просто обижался... Ну, что, в самом деле? Во чреве были вместе. Молились вместе... Молился ты, конечно, я только повторял за тобой, но все же, получается, что я тоже молился. Правильно?... Изблевал зверь нас обоих. Но ты - герой, спаситель Ниневии, а меня как будто и нет вовсе... Обидно было, не скрою... Первое время я каждому встречному поперечному рассказывал про наше путешествие... Молод был, глуп. Можно понять... Смотрю - надо мной посмеиваются... Тогда замолчал. Подумал, а наверное, так даже лучше. Даже стал гордиться собой, своей скромностью... Ну, потом деньги потекли рекой. Как-то уже не до этого было. Стал забывать... Да, деньги, деньги... Мало ли таверн в Ниневии? Много лучше моей... Моя - что? Так, забегаловка. А, глядишь ты? прибыль вся у меня... Невольно задумаешься... Но я же честно зарабатываю? А то, что думаю о них все время, так это не грех... Мне думается, не грех... А ты что скажешь?
      ИОНА Господь великодушен... Иногда чересчур... Ты, вот что, Филипп, ты, главное, не лги. И себе не лги. Вот как я. Попытайся. Увидишь - сразу легче станет.
      ФИЛИПП Да я не жалуюсь...
      ИОНА Не станешь лгать, может быть, тебя и пустят.
      ФИЛИПП Куда?
      ИОНА В чрево. Ты же в чрево зверя хотел?
      Пауза.
      ФИЛИПП Так я там уже был. Мы вместе там были, Иона.
      ИОНА А из твоих слов выходит, что не было тебя там.
      ФИЛИПП Как понять твои слова, Иона?
      ИОНА Не станешь лгать - в показаниях путаться не будешь. Глядишь - проскочишь как-нибудь. Говорю, Господь милостив. Бесконечно.
      Пауза.
      ФИЛИПП Куда проскочу?
      ИОНА А куда захочешь. Хочешь - в чрево, захочешь - из чрева....
      Пауза.
      ФИЛИПП Ты чего пришел, Иона?
      ИОНА А с чего ты взял, что это я?
      ФИЛИПП (Иронично.) А это не ты?
      ИОНА Не могу с уверенностью утверждать... Все меняется. Каждое мгновение. Только мы не замечаем этого... Нужно всматриваться, прислушиваться, а это труд. Нам кажется, что напрасный.
      ФИЛИПП Так ты - не Иона?.. Потрясающее сходство!
      ИОНА На то и сходство, чтобы чувствовать разницу... Вот ты много о воде говорил, Филипп. А давно ли ты свое отражение видел?
      ФИЛИПП Каждый день вижу, когда умываюсь, и так...
      ИОНА А сейчас можешь представить себе свое отражение?.. Как будто смотришься в воду. Стоишь у воды и смотришься.
      ФИЛИПП (Встревожен.) Где?
      ИОНА Да где угодно, на берегу, у колодца, где угодно.
      Пауза.
      ФИЛИПП Зачем?
      ИОНА (Улыбается.) А почему ты так волнуешься?
      ФИЛИПП А зачем ты пришел?
      Пауза.
      ИОНА Можешь?
      ФИЛИПП Что?
      ИОНА Вообразить себе то, о чем я тебя просил.
      ФИЛИПП Могу... наверное.
      Пауза.
      ИОНА Вообразил?
      ФИЛИПП Обязательно закрывать глаза?
      ИОНА (Смеется.) Не обязательно.
      ФИЛИПП И на том спасибо, а то, знаешь...
      ИОНА Представил?
      Пауза.
      ФИЛИПП (Закрывает глаза.) Представил, как будто.
      ИОНА И вот я бросаю камень... И вот пошли круги.
      ФИЛИПП (Открывает глаза.) Это еще что такое?!
      ИОНА Воображение, Филипп. Ты глаз не открывай.
      
      Филипп вновь закрывает глаза.
      
      ИОНА Вот я бросил камень и пошли круги... А ты продолжаешь смотреться в воду... Ты не видел как я бросил камень. И звука падающего камня не слышал. Стоишь, смотришься...
      ФИЛИПП (Не открывая глаз.) Зачем?
      ИОНА Что, 'зачем'?
      ФИЛИПП Зачем бросил камень-то?
      ИОНА А зачем люди бросают камни?
      ФИЛИПП (Открывает глаза.) Не знаю.
      ИОНА Например, чтобы пошли круги... С одной стороны завораживает, с другой стороны возникает новое нечто... Иногда с другой целью... По-разному бросают. Не знаю, зачем бросают.
      Пауза.
      ФИЛИПП Так я зачем зажмуривался-то? Круги считал?
      ИОНА Считал круги?
      ФИЛИПП Считал.
      ИОНА А почему?
      ФИЛИПП Само. Привычка.
      ИОНА Да, наверное. Считал круги по привычке... Ну, что же? По привычке, так по привычке. Теперь будь внимателен. Подступаемся.
      ФИЛИПП Что?
      ИОНА Подступаемся... Круги ты считал извне, верно?
      ФИЛИПП Что значит 'извне'?
      ИОНА А то и значит, что в новом, вновь образовавшемся нечто тебя уже нет. Понимаешь?.. Ты остался вне нового нечто... Иными совами, тебя не стало... Изображение твое пропало? Пропало. Всё, был Филипп - не стало Филиппа... С точки зрения нового нечто... Понимаешь?
      ФИЛИПП Нет.
      ИОНА И я говорю 'нет'. Нет больше Филиппа... Но, на самом деле ты существуешь...
      
      Филипп с облегчением вздыхает.
      
      ИОНА ...И не просто существуешь, как какой-нибудь хвощ или водомер... Ты паришь, Филипп, паришь и царствуешь над всем... Как это доказать? Очень просто. Ты чем занимался по привычке? Созерцал и описывал новую реальность - считал круги... Как знать, что произойдет, если тебе действительно удастся сосчитать круги?!... Кем после этого ты станешь? Как высоко вознесешься?.. А, может статься, ты сделаешься божеством?.. Придет час, круги успокоятся, вновь появится твое изображение. Но это новое твое появление уже будет похоже на чудо... Для кого-нибудь и станет чудом... Кроме того, ты - богат. Откуда у тебя столько денег, при такой убогой таверне... Что скажешь?
      Пауза.
      ФИЛИПП Это что же такое ты со мной делаешь?.. И, главное, за что?.. Я плохо тебя встретил?!.. Отказал в просьбе?! Так ты не просил ни о чем... Заявляешь, что ты - не ты, камнями бросаешься... Почему не скажешь - Здравствуй, Филипп, я пришел, рад тебя видеть!.. Морочишь мне голову, играешь со мной, зачем?.. Я тебе рассказал, что страдаю от денег, что они измучили меня, не знаю радоваться им или ждать беды!.. Ждал, что ты как-то облегчишь мои страдания. Утешишь. Наставишь на путь истинный... Не в том смысле, что денег больше не будет, а в том смысле, что я не стану все время думать о них... Наставишь, объяснишь. Это у тебя прекрасно получается...
      ИОНА Ничем не могу тебе помочь... Хотел бы, но не могу. (Шепотом.) Не знаю как.
      ФИЛИПП Выходит, это действительно не ты...
      ИОНА Вот видишь?
      ФИЛИПП Но это исключено. Никто другой не смог бы завернуть такое. (Смотрит в сторону Ваала.) Еще Ваал, но Ваал не в счет - он чокнутый.
      ИОНА Ваал - чокнутый?
      ФИЛИПП Несомненно.
      Пауза.
      ИОНА А я?
      ФИЛИПП А что ты?
      ИОНА Я - тоже чокнутый?
      ФИЛИПП Нет.
      ИОНА Почему?
      ФИЛИПП Ты свободен. Ото всего и от всех. Даже зверь тебя не сумел переварить.
      ИОНА (Смеется.) А тебя?
      ФИЛИПП А я следовал за тобой, и вообще случайно там оказался.
      ИОНА Где?
      ФИЛИПП В чреве зверя.
      ИОНА Так ты был в чреве зверя?
      ФИЛИПП Опять двадцать пять... Я - не я, был - не был... Что за настроение у тебя сегодня?.. Я сказал, что в философии не силен, и разговора на эту тему, тем более с тобой, поддержать не могу... Вот что! Давай поговорим о женщинах, Иона. Не хочешь о женщинах, поговорим об урожае. Давай выпьем вина. Поговорим о вине... Выпьем и поговорим...
      ИОНА А ты полагаешь, что мы сами выбираем темы, сами говорим, сами думаем?.. Увы! Мы только думаем, что думаем. И то не сами.
      ФИЛИПП Вот, опять!.. Зачем ты пришел?.. Зачем я тебе, Иона?.. Я рад! Я тебе очень рад! Но почему бы тебе не сказать, зачем ты пришел?
      Пауза.
      ИОНА Ни одной молитвы не запомнил, Филипп?
      ФИЛИПП Почему спросил?
      ИОНА Любопытно.
      ФИЛИПП Давай так, Иона! Я - сам себе прокурор и судья. И очень строгий судья, если ты не заметил!.. То и дело казню себя... Намного чаще, чем остальные, можешь мне поверить. Кроме того, все вокруг меня сжимается, я тебе уже говорил. Не ровен час, задохнусь... Так что, если ты пришел судить меня...
      ИОНА Я пришел просто так, Филипп. У меня ноги больные, мне ходить нужно. Вот и хожу... Туда пойду, сюда... к тебе вот зашел - давно не виделись... Сколько мы не виделись?..
      ФИЛИПП Лет десять, двенадцать... может быть, пятнадцать....
      
      КАРТИНА ВТОРАЯ
      
      Филипп, Иона, Ваал, Пума.
      
      ВААЛ (Отвлекается от окна.) А знаешь, Филипп, кто, по моим наблюдениям, живет дольше всех?.. Никогда не задумывался?.. Интересно тебе, Филипп, узнать, кто же из смертных живет на свете дольше других? Не знаешь?.. Не приходило тебе в голову, Филипп поразмышлять над этим?.. Окно как будто засахарилось. Так и хочется лизнуть...
      
      Ваал вновь устремляет свой взор на окно.
      
      ФИЛИПП (Ионе.) Выпьешь стаканчик вина?
      ИОНА Вот, если бы, действительно, кусочек сахара.
      ФИЛИПП Кусочек сахара?
      ИОНА Когда много-много дней в пути, когда ты все это время не держал во рту и маковой росинки, если остановиться посреди пустыни, и, не закрывая глаз долго-долго смотреть на солнце, можно увидеть как дышит воздух... И в то мгновение, несмотря на чудовищную жажду, почему-то очень хочется, Филипп, кусочка сахара.
      Пауза.
      ФИЛИПП Ты голоден?
      ИОНА Не могу проникнуться замыслом Божьим.
      ВААЛ Вот, если бы помыть стекло!.. Никогда не думал ты, Филипп, о том, что неплохо было бы помыть стекло? Через это стекло у меня не получается как следует рассмотреть дождь. Для кого-нибудь другого это, может быть, и не так важно, только не для меня. Потому что для меня это важно, Филипп... Почему бы тебе не помыть его? Изнутри. Снаружи оно и так промыто дождем. Но изнутри, как видишь, засахарилось... А не приходило тебе в голову, взять, да и помыть его, Филипп?
      ФИЛИПП Я дам тебе, Ваал, воды, тряпку, возьми и помой.
      ВААЛ (Как будто и не слышал предыдущей реплики.) А вот интересно тебе, Филипп, к примеру, узнать, кто из смертных живет на свете дольше других?
      Пауза.
      ФИЛИПП Почему ты отказываешься от вина, Иона?
      ИОНА Думаю, достаточно было бы кусочка сахара.
      ФИЛИПП Что ты с этим сахаром, в самом деле? У меня отличное вино. Из своего винограда. Выпил бы стаканчик.
      ИОНА Это все равно, что Ваал наблюдал бы за дождем в окно, а дождь, в свою очередь, лился бы ему за ворот... И долго бы он выдержал?.. И что это было бы за наблюдение?
      Пауза.
      ФИЛИПП На всю Ниневию слава о моем вине.
      ИОНА Я не пью вина. Не обижайся.
      ФИЛИПП Ни разу не встречал людей, которые не пьют вина. Не доводилось... А что, Иона, есть кроме тебя хотя бы один человек, который бы не пил вина?
      ИОНА Нет.
      ФИЛИПП Тогда - другое дело. В таком случае было бы странно, если бы ты пил вино...
      ИОНА Не обижайся.
      ФИЛИПП (Протягивает Ионе сахар.) Возьми свой сахар...
      ИОНА (Кладет сахар в рот, улыбается.) Вот так кит поглотил нас.
      ФИЛИПП Господь хотел преподать урок.
      ИОНА Говорю тебе, не могу проникнуться замыслом Божьим!.. Но я не могу проникнуться и своими замыслами...
      ФИЛИПП А вот это опасно. Очень опасно, Иона... Зная тебя...
      ИОНА Благодарю тебя, Филипп. От всего сердца благодарю.
      ФИЛИПП Да за что же?
      ИОНА За то, что молился со мной. Тогда.
      ФИЛИПП Страшно было.
      ИОНА Молился, хоть и страшно было.
      
      Пума, проснувшись, тщательно изучает свой стакан с вином.
      
      ПУМА Как оно попало туда?
      ВААЛ Что?
      ПУМА Семечко. Как оно попало туда? Откуда оно взялось, это семечко?
      ВААЛ Какое семечко, Пума?
      ПУМА У меня в стакане семечко, черное семечко, Ваал. Не пойму, что это, откуда?
      
      Ваал возвращается к окну.
      Иона, хромая, подходит к столику Пумы, берет в руки его стакан.
      
      ФИЛИПП Да ты никак хромаешь, Иона?
      ИОНА Ноги болят, я тебе уже говорил... Слушай, какая-то женщина не выходит из твоей головы, Филипп. Да не одна. Женщины, птицы.
      ФИЛИПП Никого там нет. Отстань, Иона, не пугай меня.
      ПУМА Что это за семечко, Иона, не знаешь? Почему оно такое черное?
      ФИЛИПП Какие женщины, Иона?
      ИОНА (Филиппу.) Ты же хотел говорить о женщинах?
      ФИЛИПП Да, но не таким же образом. Точно кипятком обварил... Придумал - женщины в голове!.. А птицы зачем?.. О птицах разговора не было.
      ПУМА Скажи, Иона...
      ФИЛИПП (Пуме.) Что ты пристал с этим семечком, Пума? Семечко как семечко!.. Ветром принесло... Урожай в этом году на семечки.
      ИОНА (Филиппу.) Не заглядывай вперед, Филипп. Праздное занятие. Отсчет всегда начинается с прошлого... Об аппетите зверя судят только после того, как покидают его чрево. Если, конечно, удается покинуть его чрево.
      ФИЛИПП Никому не удавалось кроме тебя.
      ИОНА Кроме нас с тобой, Филипп.
      ФИЛИПП Всё. Обо мне забудь. Я - ни при чем. Меня там не было. Не было и не было.
      ИОНА Я и себе говорю те же слова. Меня там не было... Был другой Иона... Того Ионы больше нет... И я не лгу. Просто научился забывать. Но это очень трудно - научиться забывать.
      ПУМА Такое беспокойство!
      ФИЛИПП Что, Пума?
      ПУМА Семечко в стакане - такое беспокойство!
      ИОНА (Пуме.) Ты боишься?
      ПУМА Конечно! Ни с того, ни с сего семечко в стакане!
      
      Иона рассматривает стакан Пумы.
      
      ИОНА Это тыквенное семечко. Или тыква. Или другое растение, мне неведомое. Но очень напоминает тыквенное семечко. Странно, что черное. Согласен, настораживает немного.
      ПУМА Вот и меня настораживает. Когда я засыпал, семечка не было. Думаю, хорошо, проснусь, а у меня еще вино осталось. Еще подумал, накрыть стакан чем-нибудь, что ли? Вдруг шмель залетит или семечко какое. А, вдруг, черное?..
      ФИЛИПП Послушайте, можно как-нибудь переменить тему?
      ИОНА (Филиппу.) Все же хочешь поговорить о женщинах?
      ФИЛИПП (Тяжело вздыхает.) Прости. Забыл, с кем имею дело.
      ИОНА А с кем имеешь ты дело?
      Пауза.
      ФИЛИПП Не знаю.
      ИОНА Хороший ответ.
      Пауза.
      ФИЛИПП А хочешь, я тебе подарю свои виноградники, Иона? Надоест же тебе когда-нибудь скитаться? (Долгая пауза.) Прости.
      
      Затемнение.
      
      КАРТИНА ТРЕТЬЯ
      
      Те же действующие лица.
      
      ВААЛ (Отвлекшись от окна.) А знаешь, Филипп, кто, по моим наблюдениям, живет дольше всех?.. Никогда не задумывался над этим? Нет?.. Не приходило тебе в голову, Филипп поразмышлять над этим?
      ФИЛИПП (Ионе.) Видишь, что происходит?..
      ВААЛ (Филиппу.) Не посещала тебя эта мысль? Наряду с другими мыслями? Наряду с другими мыслями, не менее глубокими и полезными?.. Не приходилось мысленно двигаться в этом направлении?.. Молод? Покуда молод? Думаешь, молод еще для таких мыслей?..
      ФИЛИПП (Ионе.) Я его не слышу. Стараюсь не слышать.
      ВААЛ Лень тебе, Филипп, размышлять о жизни и смерти? Не хочешь думать об этом, Филипп?.. Боишься задумываться над этим?.. Или не боишься?.. Что скажешь, Филипп?.. Боишься или не боишься?
      ФИЛИПП (Ионе.) Говорю же, чокнутый. Но у него всегда есть деньги. Платит исправно...
      ВААЛ Боишься?.. Не боишься?.. Ничего не боишься, Филипп?.. Ничего-то ты, Филипп не боишься. (Пауза.) Вот, а я задумывался, Филипп. Думал об этом. Размышлял... И знаешь, до чего додумался?.. Хочешь знать, до чего я додумался, Филипп?.. По моим наблюдениям, дольше всех живут как раз боязненные люди. Как раз...
      Пауза.
      ФИЛИПП Как раз что?
      ВААЛ Как раз живут.
      ФИЛИПП Кто?
      ВААЛ Люди.
      ФИЛИПП О каких людях ты говоришь, Ваал?
      ВААЛ О боязненных... О тех, что живут дольше прочих.
      ФИЛИПП Богобоязненные, может быть?.. Богобоязненных людей имел ты в виду, когда говорил о долгожителях?
      ВААЛ Я сказал то, что хотел сказать. Боязненные, всегобоязненные люди... Не все они верят в Бога, но страх уже воспитали в себе. Потому всегобоязненные.
      ФИЛИПП Нет таких людей, и слова такого нет.
      ВААЛ Теперь есть, раз уж я употребил его... Уж если слово употреблено, не сомневайся, оно есть... Тут уж некуда деваться... Вылетело слово - всё! Рано или поздно, придется с ним столкнуться... Когда его совсем не ждешь, когда думаешь совсем о другом... слово возьми, да и прилети.
      ФИЛИПП Куда?
      ВААЛ Что 'куда'?
      ФИЛИПП Куда прилети?
      Пауза.
      ВААЛ Что?
      ФИЛИПП Слово.
      ВААЛ Да прямо в лоб!
      ФИЛИПП Ведаешь, что творишь?!
      ВААЛ Пусть не в лоб, пусть в окно. Тотчас вдребезги!
      ФИЛИПП Еще лучше! Окно вдребезги!
      ВААЛ Так ты же не хочешь, чтобы в лоб?
      ФИЛИПП Окно-то мое! Ты мое окно имел в виду?
      ВААЛ Вовсе совсем не обязательно, чтобы это было твое окно.
      ФИЛИПП Да, но ты-то имел в виду мое окно?
      ВААЛ Вовсе не обязательно твое окно.
      ФИЛИПП Да ты других окон-то и не видел. Ты же всегда здесь торчишь! А раз уж ты других окон не видел, следовательно, имел в виду именно мое окно!
      ВААЛ Не факт... Допускаю, не исключено, допускаю, что я уже не помню других окон. Тех, на которые ты намекаешь, Филипп... Возможно, что теперь, когда речь заходит об окне, мне представляется именно это твое засахаренное окно. Наверное... Но! Надеюсь, слово 'наверное' знакомо тебе, Филипп?.. А что означает это произнесенное Ваалом, то есть, мной 'наверное'?.. Охотно отвечу!.. Да, наверное.. слышишь?.. наверное я не помню тех окон... однако я молвил 'но'... Прежде изрек 'наверное', а теперь вот произнес еще и 'но'... Как ты понимаешь, тоже неспроста... Так вот! Может статься, я и не помню тех окон! Но я знаю, что они есть!.. А ты, Филипп, обладаешь этим знанием?.. Я знаю наверное, что они есть, и живо представляю их себе!.. И в точности так же представляю себе того, Филипп... кто непременно, вспомнишь меня, непременно придет, растолкует и наставит!
      ФИЛИПП Поговори с Ионой. Он тебе прямо сейчас все растолкует и наставит.
      Пауза.
      ВААЛ Может быть, я и побеседовал бы с Ионой... (Ионе.) Слышишь, Иона, я бы побеседовал с тобой, как философ с философом. Но, боюсь, мы с тобой слишком похожи... Как близнецы... И когда ты молился в брюхе кита, меня тоже жгло и пламень охватывал... Мы - братья. Больше, чем братья. И я сомневаюсь, и я всех презираю и люблю. Всех и себя... Так что беседы у нас, скорее всего, не получится. Это все равно, что разговаривать с самим собой. А с самим собой я и так целыми днями разговариваю...
      ИОНА Жгло снаружи или изнутри?.. Пламень охватывал тебя изнутри или снаружи, Ваал?
      ВААЛ Изнутри.
      ИОНА Вот видишь?..
      Пауза.
      ВААЛ (Про себя.) А вопрос-то с двойным дном. Ох, не прост, Иона!.. Но и я не оплошал. Тоже оглушил. Вопросом на вопрос. Выкручивайся теперь, как змей в корневище.
      ИОНА (Подходит к стойке.) Налей-ка мне вина, Филипп.
      ФИЛИПП (Наливает вино.) Ты же не пьешь.
      ИОНА Не пью.
      
      Иона отправляется к Пуме, протягивает ему стакан.
      
      ИОНА Пей из моего стакана, Пума.
      ФИЛИПП Эй, эй, а кто платить будет?
      ИОНА Я заплачу.
      
      Иона идет к выходу.
      
      ФИЛИПП Ты куда?
      ИОНА Ноги затекли, поброжу немного.
      ФИЛИПП Здесь походи. Зачем в дождь?..
      
      Иона уходит.
      
      ФИЛИПП Зачем приходил?.. Предупредить? Опять?.. Ох, не к добру это... Ваал, чего он ходит, не знаешь?
      ВААЛ Созерцает.
      ФИЛИПП Созерцает?
      ВААЛ Созерцает... Тоже ожидает.
      ФИЛИПП Кого ожидает-то?
      ВААЛ А ты никого не ждешь?.. Да, ты, Филипп, никого не ждешь. В таком деле терпение нужно, а ты - торопыга. (Пауза.) Ох, боюсь, придет не узнаем.
      ФИЛИПП Кого не узнаем-то?
      ПУМА Это - не тыквенное семечко. Что угодно, только не тыквенное семечко.
      
      Затемнение.
      
      КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
      
      Ваал, Филипп, Пума.
      
      ВААЛ Ощущение немытого окна есть ощущение тягостное и безысходное. Столь же тягостное и безысходное, как взгляд потаенного. Те же чувства испытываешь, когда смотришь в его глаза.
      ФИЛИПП Это что еще за потаенный? Это кто же такой, потаенный?..
      ВААЛ И пробиться сквозь глаза потаенного нет никакой возможности!.. С другой стороны, какой смысл пробиваться?.. Разве увижу я там что-то новое?.. Вот если помыть стекло, можно увидеть, например, как после грозы потягивается природа... А грозе быть... Слышь, Филипп? Скоро гроза.
      ФИЛИПП Сначала окно разбил, теперь антимонии разводишь. Стыдно стало?
      ВААЛ За что?
      ФИЛИПП За окно разбитое.
      ВААЛ Окно разбилось? (Подробно осматривает стекло.) Окно цело.
      ФИЛИПП Прекрати ломать комедию, Ваал! Сил больше нет слушать твою болтовню!
      ВААЛ А что ты так возбудился?.. Напрасно ты так возбудился! Ты радоваться должен, что окно твое цело. Притом, что слово мое крепкое! Молодое и крепкое!.. Если хочешь знать, я сам испугался. Окно - великая ценность!.. Пусть и засахаренное, пусть дождь в нем только угадывается... Окно, даже такое, а, может быть, в особенности такое - великая ценность, Филипп! Береги окно свое!...
      ФИЛИПП Какую чушь несешь ты? Куда несешься, Ваал?! В пропасть, Господи, прости!
      ВААЛ Не упоминай всуе!
      ФИЛИПП Все в облаках паришь! Сам белым стал, как облако... Как простыня... Ты, на почве словоблудия, свихнулся, Ваал. Знаешь об этом?.. И вино ты пьешь не как все нормальные люди... Поставишь стаканчик и, даже не пригубив, сразу к себе в облака... Слова выдумываешь. Зачем?.. Кто ты, Бог? чтобы выдумывать новые слова?.. Два новых слова выдумал, Ваал. Буквально за несколько минут... Первое - вообще никуда не годится. Второе - тоже... Это великий грех, Ваал, придумывать слова!.. Кто такой потаенный? Нет такого слова и быть не может. Потому что нет никакого потаенного в природе!
      ВААЛ (Хлопает в ладоши.) Так и знал, что попаду прямо в лоб!.. Не знаешь, кто здесь потаенный?.. Или знаешь?.. Знаешь или не знаешь?
      ФИЛИПП Оставим потаенного. Что это за всегобоязненные люди?
      ВААЛ А почему потаенного пропустили?
      ФИЛИПП Кто такие всегобоязненные люди, Ваал?
      ВААЛ Надеешься, что на всегобоязненных промахнусь?
      ФИЛИПП Нет таких людей.
      ВААЛ Нет?
      ФИЛИПП Нет.
      ВААЛ Хорошо. Возьмем, в качестве примера один день из твоей жизни... Включая ночь. Обязательно, включая ночь. Потому что ночь - это важно. А, может быть, ночь как раз самое главное... По ночам являются всевозможные кошмары, или, напротив, всевозможные радости... И чудеса, и женщины... Птица домашняя, скот... Конечно, бывает, никто не является, но это ничего не доказывает... Все же чаще всего, по моим наблюдениям, являются... Кошмары, женщины, гуси, радости, неожиданные радости... Так что возьмем ночь, присовокупим день, словом, возьмем цельные сутки твоей жизни. Все двадцать семь часов.
      ФИЛИПП Какие двадцать семь часов?
      ВААЛ Сутки.
      ФИЛИПП Двадцать семь часов?
      ВААЛ Я прибавил часы. Чтобы ты осознал, сутки больше, чем время. Время же, в свою очередь, больше, чем неприятности. Беспрерывно преследующие нас неприятности, убийства и обиды... Это, чтобы тебе было понятно - как высшая справедливость, которая намного дольше чем жизнь... Теперь - вопрос к тебе, Филипп... Вот, к примеру, за прошедшие сутки, на протяжении двадцати семи... хорошо, двадцати шести часов чего было в тебе больше? Страха или отсутствия его?.. Теперь отвечай. Только не лукавь!
      ФИЛИПП Из всего, что ты сказал, я не понял ровным счетом ничего.
      ВААЛ Учиться тебе надо, а не деньги считать.
      ФИЛИПП Круги.
      ВААЛ Что?
      ФИЛИПП Круги я считал.
      ВААЛ Круги?
      ФИЛИПП Круги.
      Пауза.
      ВААЛ Подожди, слушай!.. Мне ведь тоже, Филипп, иногда мечтается... Ну и вот, слушай, а что, если бы все эти женщины разом, одномоментно... догадываешься? нет?.. Если бы они разом взяли, да и заявились сюда! К тебе в таверну... Как гром среди ясного неба взяли бы, да и явились... Вдруг, то есть без приглашения!.. Только представь, двери распахиваются и входят женщины!..
      ФИЛИПП О каких женщинах ты толкуешь?
      ВААЛ О тех, из сновидений... твоих сновидений, моих сновидений, да мало ли чьих?.. Мне ведь тоже, Филипп, снятся женщины. Бывало, завернешься во влажную простыню и мечтаешь... А ты не мечтаешь, Филипп? Никогда не мечтаешь?.. Не грусти! Все исполнится...
      ФИЛИПП Что исполнится?
      ВААЛ Все... Исполнится и наполнится... Ты не почувствовал, что после того как мы сделались чистыми и явными, наступила пустота?.. Не сразу, постепенно... И мелкими стали, не заметил?.. Младенцы стали рождаться не больше семечка...
      ПУМА Не семечко это.
      ФИЛИПП Что же это, Пума?
      ПУМА Черная метка... Помирать буду.
      ФИЛИПП Нет, это не таверна - сумасшедший дом!
      ВААЛ Наверное ты прав, Филипп, когда ничего не боишься. Прав, прав!
      Пауза.
      ПУМА Филипп! Я решился.
      ФИЛИПП (Улыбается.) Поздравляю.
      ПУМА Мне нужно поговорить с тобой, Филипп.
      ФИЛИПП На здоровье. А в чем проблема?
      ПУМА Ты же всегда за стойкой. Ты здесь как царь на троне, Филипп... Но знаешь, Филипп, даже царь иногда покидает свой трон. Тогда с ним говорят простые люди... Он позволяет. Иногда... Вот и мне хочется поговорить с тобой запросто... Равенства хочется, братства, понимаешь?.. Я же часто здесь. Всегда. Следовательно, мы все время вместе, а запросто никогда не говорим. Всегда в разговорах какой-то смысл появляется. А когда в разговорах появляется смысл, это уже трудные разговоры. Иногда неподъемные. Для меня, во всяком случае... Когда запросто - другое дело. Когда разговор без смысла, ни о чем, казалось бы... Хотя во всяком разговоре какой-никакой смысл все равно появляется. От него, как говорится, не спрятаться, не скрыться... Даже когда белочки разговаривают или птички. Или когда собачки разговаривают... Иногда я очень жалею, что мы не собачки. Мне кажется, собачкам как-то проще находить друг с другом общий язык... Хочется приблизиться, что ли, Филипп... Вот ты за стойкой, как царь, а мне, например, хочется задать тебе какой-нибудь вопрос. Как это лучше сделать?.. Чтобы разговор не получился трудным, тяжелым, неподъемным для меня, для нас обоих?.. Вопрос к тебе у меня пустяковый. А вот ответ твой может оказаться решающим... И так тоже бывает...
      Пауза.
      ФИЛИПП Я... Я это.
      ПУМА Что, Филипп?
      ФИЛИПП Это я положил семечко тебе в стакан. Ты же об этом хотел спросить меня?
      Пауза.
      ПУМА Ты положил семечко в мой стакан?
      ФИЛИПП Да.
      Пауза.
      ПУМА Вот это черное семечко в мой стакан положил ты?
      ФИЛИПП Долго думал, сомневался, положить - не положить, положить - не положить, положить - не положить...
      ПУМА И что?
      ФИЛИПП Как видишь.
      ПУМА Я ничего не вижу! Я ничего не вижу, кроме семечка в своем стакане, черного, чернее черного семечка в своем стакане!.. Если это вообще семечко!.. Это семечко?!.. Не говори, не нужно. Уже не имеет существенного значения... Да разве в семечке дело?
      Пауза.
      ФИЛИПП Я не со зла... Не подумал. Так, что-то взбрело в голову... Подурачиться захотелось. Думал, посмеемся... Скучно у нас... Не думал, что тебя это так заденет... Поторопился, прости.
      ВААЛ (Филиппу.) Все время спешишь, Филипп...
      ФИЛИПП (Пуме.) Забудем покамест. Договорились?.. Договорились?..
      ПУМА О чем?
      ФИЛИПП Забудем покамест.
      Пауза.
      ПУМА Забудем?
      ФИЛИПП Забудем покамест... Не хочешь семечка, достань его из стакана и брось на пол.
      ПУМА Семечко?
      ФИЛИПП Да. Достань его из стакана и брось на пол... Если хочешь, конечно...
      ПУМА Да за кого ты меня принимаешь, Филипп? За кого, интересно знать, ты меня принимаешь?! Просто интересно...
      ФИЛИПП Достань семечко и брось его на пол!
      ПУМА Ни за что!
      ВААЛ (Филиппу.) Вот, пожалуйста, перед тобой настоящий всегобоязненный человек. Боится расстаться со своим страхом. И проживет тысячу лет. Быть может, две тысячи лет...
      ПУМА Да потому что это семечко что-нибудь да значит. Ты положил его в мой стакан неспроста. Я угадал, Филипп?
      ВААЛ (Филиппу.) А знаешь, почему так происходит?
      ПУМА (Филиппу.) С чего бы это ты стал просто так класть мне семечко?
      ВААЛ (Филиппу.) Этому есть объяснение.
      ПУМА (Филиппу.) Никогда в жизни семечек не клал, никогда лишнего стаканчика не налил, а здесь, взял, вдруг, да и положил семечко?
      ВААЛ (Филиппу.) Это, конечно, субъективное объяснение. Так сказать, продукт размышлений... длительных размышлений... Моя бедная голова никогда не отдыхает... все время какие-нибудь мысли, наития, воспоминания...
      ПУМА (Филиппу.) Черное, именно, что черное семечко. (Принюхивается.) Тыквой, разумеется, и не пахнет... Ничем не пахнет. Если и есть запах, то неуловимый... Я бы сказал так, если не видеть самого семечка, запах его уловить невозможно.
      ВААЛ (Филиппу.) Притом, я редко ошибаюсь. Жизнь показала, что я чрезвычайно редко ошибаюсь. Но это не имеет отношения к пророчествам. Подчеркиваю, к пророчествам это не имеет никакого отношения... Коль скоро это так, можно сказать, что я, в известной степени совершил открытие. Хотя это нескромно, конечно...
      ПУМА (Филиппу.) И никакого дивного растения из него не вырастет!.. И не выросло бы. Запаха нет... Само семечко крохотное. Но и скрыть его невозможно... Нужно иметь совсем никудышнее зрение, чтобы не увидеть это семечко... Во всяком случае, на языке его точно почувствуешь... Разве что на то и рассчитано?.. Выпиваешь стаканчик, и, вдруг - бац, что-то во рту!.. Что такое?.. Семечко.... Откуда семечко? Зачем семечко? Ведь если его положили туда, это что-нибудь, да значит?.. Разве что... Да нет, не может быть... Да и какой смысл?
      ВААЛ Итак...
      ФИЛИПП Стоп! (Пауза.) Замолчите все! (Пауза.) Что ты там бормочешь, Пума?
      ПУМА Заступаюсь за тебя.
      ФИЛИПП Заступаешься за меня?.. Перед кем?
      ПУМА Перед собой... Я плохо подумал о тебе, вот теперь борюсь с собой. Плохо подумал. (Наигранно смеется.) Даже смешно... Ну, какой смысл травить тебе своих завсегдатаев?.. Да, я задолжал тебе. И много задолжал. Но это в моем понимании - много, а для тебя-то это пустяки. Разве не так, Филипп?.. И потом, ты знаешь, что я всегда отдаю тебе долги. (Смеется.) Да и потом, нет никакого смысла, нет решительно никакого смысла... Это - не отравление. Что-то другое... Если отравление, то это бессмысленный поступок... Как если бы не кит проглотил Иону, а Иона проглотил бы кита...
      Пауза.
      ВААЛ Ну, так что? Хочется тебе узнать мои выводы, Филипп?
      ПУМА И все же. Зачем ты это сделал, Филипп?.. Зачем, объясни?
      ВААЛ Так хочется тебе узнать истину, Филипп?
      ПУМА С какой целью, Филипп? То, что хотел подурачиться отвергаю!
      ВААЛ Что ты молчишь, Филипп?
      ПУМА За что? Одно скажи, за что?
      ВААЛ Что молчишь?
      ПУМА За что, Филипп?!
      ФИЛИПП (Хватается за голову) А-а-а!.. Молчите все! Немедленно замолчите!
      Долгая пауза.
      ВААЛ То, что я теперь скажу - чрезвычайно важно, друзья.!.. Сейчас... Нужно настроиться... Ну, слушайте... Одну минуточку, мне нужно встать повыше. Это нужно произносить откуда-нибудь сверху.
      
      Неловко, с падением предметов Ваал строит из столика и стульев некое подобие башни, и весь последующий монолог произносит, покоряя ее.
      
      ВААЛ Итак, после того, как зверь изблевал Иону, и, по некоторым данным, и тебя, Филипп, после того как Иона поселил в нас сомнения, а в последствие - всегобоязненность, а в последствие - божественное, а в последствие целомудренность, и вода в наших ручьях сделалась чистой, и помыслы сделались чистыми, и Бог простил нас, и наступила невиданная доселе тишина и пустота... Следует заметить, что пустота на самом деле - ничто иное как ожидание. Но об этом никто кроме нас с моим братом Ионой не знает, не хочет знать, и покуда рано об этом говорить... Хотя, признаться, иногда я не удерживаюсь. За что нередко бываю бит вами и другими соплеменниками... Итак, как вы знаете, настали покой и пустота... Память о делах и делишках, и кошмарах, и женщинах осталась только во снах и разговорах... Но осталась. Чему подтверждением является круглосуточная, включая ночь, жизнь Филиппа... Или чья угодно жизнь... Иными словами, рано или поздно должно было возникнуть обратное движение... Ибо, простите за грубость, черного кобеля не отмоешь добела... О чем изначально знал Иона. И предупреждал, и настаивал. Хотя, согласитесь, путешествие во чреве, согласно высшему замыслу, должно было многому его научить и предостеречь... Но Иона - это Иона. Я по себе знаю, как бывает трудно отказаться от себя, в особенности, когда этого никто от тебя и не требует... Итак, поступки потеряли всякую привлекательность... На первый взгляд... Казалось бы... Но, друзья, не зря объявил я вам об обратном движении... Как вы знаете все начинается с малого. Хотя малое часто кажется большим, равно как большое - малым. Это зависит от угла зрения и, нередко, не смейтесь, от чистоты окон... Кто-то раньше или позже должен был положить начало... Мы с Ионой ждали этого.... Может быть, он сейчас осудил бы меня за мои слова, и еще осудит... Движение, поступки. Хорошо это или плохо?.. И плохо и хорошо. Любой поступок, малый или большой, хорош и плох одновременно... Кто же совершит его, ломали мы голову?.. Кто окажется первенцем? Казалось, не осталось таких людей... И уж никто из нас не мог бы подумать на Филиппа... Нет более спокойного и пустого, казалось нам, человека, обремененного глупостью и деньгами... И вдруг!.. Победа!... Филипп оказался потаенным и... жизненным... Вот тебе Филипп, еще слово! На этот раз слово - дар!.. Зачем, вопрошаешь ты, Пума?.. Зачем он сделал это, ломаешь ты голову?.. Отвечаю. Таков был замысел, который непостижим. Всегда... С тем и успокойся, Пума. Просто поверь и успокойся.... Даже если Филипп хотел отравить тебя... Умирать лучше всего в неведении. Просто поверь мне, Пума!... Но, вернемся к нашему новому герою, друзья!.. Уже с утра одолевало меня волнение... Наития, предчувствие... И вот оно прекрасное разрешение... По иронии судьбы снова семечко... Помните, семечко, в качестве урока подброшенное Господом нашим Ионе?.. И вот, опять, семечко!.. Черное семечко. И метка и поступок... Хотя содержания в том семечки нет. И все мы смогли в этом убедиться!... Однако же - первый поступок! Первый человек на Луне!..
      
      Высота покорена.
      
      ВААЛ Друзья, поздравляю нас всех. Это - начало... Теперь уже скоро пришествие, а, дальше - долгожданный конец!.. Хотя, на первый взгляд, все, что здесь произошло сегодня, выглядит мелким, если не сказать, мелочным. Но это только на первый взгляд... Вывод... Жизнь, по-видимому, дается нам с тем, чтобы научиться не бояться ее! Ура!
      
      Конструкция разваливается, и Ваал с грохотом падает.
      Входит Иона. Направляется к столику Пумы. Извлекает из его стакана семечко, опускает себе в рот.
      
      ИОНА (Улыбается.) Вот так кит поглотил нас.
      
      Двери таверны разверзаются и питейное заведение заполоняется белыми гусями. Ослепительно белыми гусями.
      Следом за гусями являются женщины в ослепительно белых платьях.
      В руках у женщин пруты. Изгнание прутами гусей напоминает танец, так слажены и живописны движения женщин.
      Вот гуси изгнаны. Женщины покидают таверну.
      Затемнение.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Строганов Александр Евгеньевич (jazz200261@mail.ru)
  • Обновлено: 21/08/2016. 47k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.