Строганов Александр Евгеньевич
Четверо На Самом Верху Вавилонской Башни

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Строганов Александр Евгеньевич (jazz200261@mail.ru)
  • Размещен: 22/07/2010, изменен: 07/03/2016. 34k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  • Пьесы
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выполненный в гротесковой манере этюд - притча о поисках истины в слепом пространстве утраченной гармонии.

  •   
      Актерам театра 'Мастерская 21'
      А.Быкову, В.Поженко, П.Филиппову, И.Хайтману
      
      
      
      
      ЧЕТВЕРО НА САМОМ ВЕРХУ
      ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ
      Этюд в жанре драматической клоунады
      
      
      
      
      
      ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
      
      
      ПЕРВЫЙ
      ВТОРОЙ
      ТРЕТИЙ
      ЧЕТВЕРТЫЙ
      
      
      
      На сцене один за другим появляются четыре разных человека. У них подчеркнуто разные одежда, походки, прически.
      
      ВСЕ ВМЕСТЕ Стук в дверь!
      
      Пауза. Персонажи остаются в прежних позах.
      
      ВСЕ ВМЕСТЕ Стук в дверь!
      
      Первый падает и закрывает голову руками.
      Второй набирает полные легкие воздуха, сейчас он засмеется.
      Третий медленно, почти не отрывая ног от пола, двигается по наѓправлению к во-ображаемой двери.
      Четвертый не шелохнется.
      Долгая пауза.
      Наконец второй принимается смеяться, забавно размахивая руками и похло-пывая ладонями себя по ляжкам. Это останавливает третьего в его движении.
      
      ТРЕТИЙ А что, был стук в дверь, или мне показалось?
      
      Второй смеется до колик.
      
      ЧЕТВЕРТЫЙ Нет, просто этот человек вообразил себя птицей и слишком громко хлопает крыльями.
      ТРЕТИЙ (Внимательно изучает второго.) Думаете, взлетит?
      
      Смех Второго мало-помалу утихает.
      
      ЧЕТВЕРТЫЙ Не думаю.
      
      Второй перевел дух и теперь может говорить.
      
      ВТОРОЙ (Показывает на Первого.) Нет, вы только посмотрите, как он грохнулся на пол!
      ТРЕТИЙ А что, был стук в дверь, или мне показалось?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Конечно, нет. Этот человек сочиняет стихи, мне кажется, мы ему мешаем своим стуком.
      ТРЕТИЙ Ага, значит, был-таки стук!
      ЧЕТВЕРТЫЙ А вы не видели, как этот крыльями хлопал?
      ВТОРОЙ Подумайте, он сочиняет стихи, да еще лежа на полу. Смех! (Смеется, как и прежде, размахивая руками.)
      ПЕРВЫЙ (Отнимает руки от головы и приподнимается над полом.) Неужели показалось?!
      ТРЕТИЙ А что вам показалось?
      ПЕРВЫЙ По-моему, кто-то стрелял.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Тут у нас утка завелась, вот мы в нее стреляем, а попасть не можем, давненько к нам утки не залеѓтали, квалификации никакой!
      ВТОРОЙ (Перестает смеяться.) Где утка? Кто говорил об утке?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Утка, говорю, залетела к нам одна. Мы охотимся.
      ВТОРОЙ Как же она могла залететь? двери-то закрыты! А вы стук разве не слышали?
      ТРЕТИЙ Ага, значит, был стук! (Разворачивается и продолжает, в том же мед-ленном темпе двигаться к двери.)
      ВТОРОЙ А кто стучал?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Утка.
      Пауза.
      ВТОРОЙ А-а, так это вы меня разыграли! (Вновь смеется.)
      ПЕРВЫЙ (Поднимается и, сжав кулаки, угрожающе идет на четвертого.) В уток можно стрелять? В уток можно стрелять? Сначала в уток, а потом в человека?! Это ты хотел сказать?!
      ВТОРОЙ (Хватает первого за руку.) Полегче, полегче! Это розыгрыш! Розыгрыш, тебе говорят! Где ты тут ружье видел?
      ПЕРВЫЙ Без ружья можно! Стрелами можно! Каменьями можно! Ногами, словами, молча можно! Напридумывали, наизобретали!
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Рассуждает.) Отвертками можно, баобабами можно, подтяжками, облаками, платками носовыми...
      ТРЕТИЙ А где здесь дверь? (Пауза.) Кто-нибудь видел дверь?
      ЧЕТВЕРТЫЙ А вам куда-нибудь нужно выйти? Срочно?
      ТРЕТИЙ Стучали же.
      ЧЕТВЕРТЫЙ А вы кого-то ждете?
      ВТОРОЙ (Задыхаясь от смеха.) Утку!
      
      Второй делает руки кольцом, изображая, по всей видимости, больничное суд-но. Третий достает огромный пестрый платок, плачет.
      
      ПЕРВЫЙ Что с вами случилось?
      ТРЕТИЙ Я не вижу выхода!
      ЧЕТВЕРТЫЙ А разве была дверь?
      Пауза.
      ТРЕТИЙ Послушайте, что же делать? Мы не поймем друг друга никогда! (Пауза.) Люди разучились понимать друг друга! (Пауза.) Мы говорим на одном языке, но не понимаем друг друга!
      ЧЕТВЕРТЫЙ (С иронией.) Самое время строить башню.
      Пауза.
      ВТОРОЙ Какую башню?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Вавилонскую.
      Пауза.
      ВТОРОЙ Нет, вы подумайте только, строить. Что строить? Башню. Какую! Не какую-нибудь, а Вавилонскую! (Смеется.)
      
      Долгая пауза на фоне рыданий Третьего и неудержимого смеха Второго.
      
      ПЕРВЫЙ Вот что! Нужно танцевать!
      ТРЕТИЙ (Прекращает плакать.) Танцевать, вы говорите? (Пауза.) Танцевать, и мы поймем друг друга? (Пауза.) Танцевать, и мы поймем друг друга. И мы поймем друг друга. Поймем друг друга. Друг друга. Друг друга. (Пауза.) И пусть во время танца каждый говорит, о чем думает. Пусть говорит, о чем думает. Пусть. (Пауза.) И так мы узнаем сокровенные мысли друг друга. Так узнаем сокровенные мысли друг друга. Самые сокровенные мысли. Каждого. Каждого. (Пауза.) И, разумеется, поймем друг друга! Конечно же, поймем друг друга! Еще бы! Еще как поймем! Еще как!
      
      Выстраивается круг. Каждый из персонажей располагается спиной к остальным. Начинают двигаться. Первоначально медленно, затем быстрее, еще быстрее.
      
      ПЕРВЫЙ Ну, говорите, говорите. Ну, что же вы? Говорите, начинайте. Ну, кто первый? Кто? Что же вы молчите? (Пауза.)
      ТРЕТИЙ Только то, о чем думаете! Помните?
      ПЕРВЫЙ Ну, что же вы, давайте! Это - спасение, друзья! Я вижу, чувствую это - спасение! Ах, как хорошо я придумал!
      ТРЕТИЙ Что же вы? Давайте.
      ПЕРВЫЙ Не молчите! Нужно, обязательно нужно выговориться! Ну, что же вы?!
      ТРЕТИЙ Ну, что же вы?
      Пауза.
      ВТОРОЙ Я все думаю про уток. (Пауза.) У меня мама готовила восхитительные пироги из уток. (Пауза.) У хорошо приготовленных уток мясо очень нежное, просто во рту тает! Ах, когда бы вы попробовали мамины пироги! Это такое сочное мясо! (Скороговоркой.) Именно, что не жирное, а сочное! Как это ей удавалось? ума не приложу. Я часто, довольно часто, да практически всегда раздумываю над этими пирогами. А, в большей степени над собственно утками. Ведь не всякая утка может давать именно сок, а не жир. Большинство уток, насколько мне известно...
      ПЕРВЫЙ (Крайне раздражен.) Да не про уток же! Сокровенные мысли! Вы знаете, что такое сокровенные мысли?!
      Пауза.
      ВТОРОЙ Вот именно, что не всякая утка...
      ПЕРВЫЙ Да неужели вы способны думать только об этом?! Можно говорить обо всем! Обо всем, понимаете? Обо всем, что накипело, что наболело! Нужно очиститься! Неужели вы не понимаете, что всем нам нужно очиститься! И у нас есть такая возможность! Прямо сейчас! Неужели вы не понимаете?!
      ТРЕТИЙ Лично я очень хорошо понимаю. И принимаю всем сердцем, но... пока не могу... вот так, в танце, сосредоточится. А вы - говорите, говорите, говорите. Не обращайте на меня внимания. У вас обязательно все получится. И у меня получится, поз-же. Пока - ни одной мысли в голове. Но у вас то вон сколько мыслей! Не ждите меня!
      ПЕРВЫЙ И пусть ни одной мысли, пусть! Наперекор, через не могу! Открыть рот и освободиться! Вот как просто - открыть рот и оно само польется. Даже хорошо, что ни одной мысли! Даже очень хорошо! Лучше и не бывает! Мысли только мешают! Ну же?! Рот открывается и! Рот открывается и!
      ТРЕТИЙ И станет легче?
      ПЕРВЫЙ Конечно, безусловно, разумеется, вне всяких сомнений!..
      ТРЕТИЙ Вы слышите? станет легче!
      ПЕРВЫЙ (Третьему.) И вам станет легче!
      ТРЕТИЙ И мне станет легче. Но позже. Ну, что же вы молчите?
      ПЕРВЫЙ Не нужно бояться.
      ТРЕТИЙ Ни одной мысли, честное слово! Что же вы молчите, он все время разговаривает со мной. А у меня, как на грех - ни одной мысли!
      ПЕРВЫЙ Вот и хорошо!
      ТРЕТИЙ Правда?
      ПЕРВЫЙ Правда!
      ТРЕТИЙ А почему вы разговариваете именно со мной?
      ПЕРВЫЙ Я чувствую...
      ТРЕТИЙ Что вы чувствуете?
      ПЕРВЫЙ Чувствую, что вы можете.
      ТРЕТИЙ А я как раз не могу.
      ПЕРВЫЙ Это иллюзия.
      ТРЕТИЙ Что?
      ПЕРВЫЙ Вам нужно только поверить мне.
      ТРЕТИЙ Я устал.
      ПЕРВЫЙ Это - ложная усталость.
      ТРЕТИЙ Я устал.
      ПЕРВЫЙ Скоро откроется второе дыхание.
      ТРЕТИЙ Вы уверены?
      ПЕРВЫЙ Больше чем.
      ТРЕТИЙ И сразу же станет легче?
      ПЕРВЫЙ Сразу же.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Только ничего не изменится.
      
      Танец немедленно прекращается, как если бы слова Четвертого были сигналом. Пауза.
      
      ПЕРВЫЙ Да как же ничего не изменится?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Очень просто. Как было нас четверо в комнате без двеѓрей, так, хоть танцуй, хоть руками маши, утка не залетит.
      Пауза.
      ПЕРВЫЙ (Четвертому.) Вы - недобрый человек!
      ТРЕТИЙ Ну, в этом уж я точно ничего не понимаю.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Третьему) А вы менее глупы, чем хотите казаться!
      ТРЕТИЙ Да как вы смеете?!
      ЧЕТВЕРТЫЙ Смею, смею.
      Пауза.
      ПЕРВЫЙ (Четвертому.) Вы злой, испорченный человек. Вы ни во что не верите. Какую идею загубили!
      ЧЕТВЕРТЫЙ А вы - провокатор. (Пауза.) Знаете такое слово, 'провокатор'? Почему это вы всех так науськивали откровенничать, а сами молчали?
      ПЕРВЫЙ Да я просто не успел. Да я все для вас. Я хотел, чтобы прежде вам стало легче. Да я...
      ЧЕТВЕРТЫЙ Вы должны были начать с себя. (Пауза.) Показать, так сказать, примером. (Пауза.) Зачем вам понадобился этот танец? Отвечайте!
      Пауза.
      ВТОРОЙ Я, правда, думал про пирог с уткой.
      ПЕРВЫЙ Да, я придумал танец, придумал и хорошо сделал!..
      ЧЕТВЕРТЫЙ Плохо сделали, нечестно!
      
      Покуда продолжается перебранка, Третий подкрадывается сзади к Первому и засовывает ему за пояс свой платок. Первый не замечает этого. Третий отходит и как ни в чем не бывало становится подле Четвертого.
      
      ПЕРВЫЙ (Четвертому.) Да вы просто неспособны сказать вслух сокровенное, вот и все. (Пауза.) Что, угадал? (Пауза.) Конечно, не всякому дано сказать сокровенное. Уж вам то это точно не дано. (Пауза.) Да потому что вы трус. Уж я то знаю, такие умники, как вы, обыкновенно трусами бывают!
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Наступает на Первого.) Кто здесь трус? Это я здесь трус?
      ВТОРОЙ (Становится между Первым и Четвертым.) Вы что, из-за меня поссорились? (Пауза.) Из-за меня? (Пауза.) Так я и знал. (Пауза.) Ну, хорошо, хорошо, я при-знаюсь, черт с вами! Не думал я ни про какой пирог. (Пауза.) И как это вы только узнали?! По глазам, что ли? (Первому.) По глазам? (Четвертому.) По глазам? (Пауза.) Ладно, не хотите говорить, не надо. (Пауза.) А вот я признаюсь. Теперь вот признаюсь. (Пауза.) Потому что мне вот теперь этого захотелось. (Пауза.) Вот именно, что теперь, не когда танцевали, а теперь. (Пауза.) Покуда вы не передрались. (Пауза.) И скажу. (Пауза.) Что уж, скажу! (Пауза.) Раз уж так вышло. (Пауза.) Сейчас. (Пауза.) Сейчас вот. (Пауза.) Стыдные мысли у меня были!
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Это еще что за стыдные мысли?
      Пауза.
      ВТОРОЙ Я хотел... я хотел...
      Пауза.
      ПЕРВЫЙ Что вы хотели?
      ВТОРОЙ Я хотел, чтобы с нами...
      Пауза.
      ПЕРВЫЙ Что, что?
      ВТОРОЙ ... чтобы с нами...
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Да не томите вы душу!
      ВТОРОЙ Я хотел, чтобы с нами танцевали и женщины.
      Пауза.
      ТРЕТИЙ Голые, что ли?
      ВТОРОЙ Ну почему же голые? Почему именно голые? Обыкновенные. Одетые. Но танцевали вместе с нами. Понимаете? (Пауза.) Понимаете?
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Наивный. (Пауза.) Они сами по себе, отдельно танцуют. (Пауза.) Давно уже.
      ВТОРОЙ Но это же пока! (Пауза.) Это - временно, это пока! (Пауза.) И пусть пока отдельно... и пусть. (Пауза.) А сами, наверное, только и думают, как бы это с нами вместе танцевать!
      ЧЕТВЕРТЫЙ Ждите!
      ВТОРОЙ Вот я и жду! И думал об этом, когда танцевал! А соврал, потому что... потому что очень стыдно об этом - о женщинах. (Пауза.) А вы чуть не подрались.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Да. (Первому) А все же, о чем вы думали?
      ТРЕТИЙ Ой, я, кажется, платочек свой утерял.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Что сделали?
      ТРЕТИЙ Утерял.
      ЧЕТВЕРТЫЙ А почему не запропастил?
      Пауза.
      ТРЕТИЙ Куда запропастил?
      ЧЕТВЕРТЫЙ А туда же, куда и утерял.
      Пауза.
      ТРЕТИЙ Вот не надо меня запутывать. Не надо меня запутывать. (Пауза.) Вот вы запутываете меня, запутываете, а я и сам запутаюсь... и ай-я-яй тогда!
      ЧЕТВЕРТЫЙ Что, 'ай-я-яй тогда'?
      ВТОРОЙ (Смеется.) Как что? (Вновь делает руки кольцом.) Он давно дверь искал!
      ПЕРВЫЙ (Второму.) Прекратите ерничать! Разве вы не видите, у человека что-то пропало!
      
      Знакомым скользящим шагом Третий медленно направляется к Первому.
      
      ТРЕТИЙ (В интонациях нечто слащавое и, вместе с тем угроза.) Именно, именно пропало. Не утерял, не запропастил, а пропало.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Какая трагедия, платочек пропал!
      ТРЕТИЙ (Продолжает движение.) Да, платочек пропал, платочек! Вам кажется, какая ерунда, платочек вотсюсюсенький? ну да ладѓно, не будем брать во внимание, что это мой наилюбимейший платочек, подаренный незабвенѓной бабушкой, но вот сегодня один платочек пропал, завтра - второй, потом еще с десяток платочков, а там, глядишь, и всю башенку унесут!
      ВТОРОЙ Какую башенку?
      ТРЕТИЙ (Продолжает движение.) Вавилонскую.
      ВТОРОЙ Нет, вы подумайте только, унесут. Что унесут? Башню. Какую! Не какую-нибудь, а Вавилонскую! (Смеется.)
      ТРЕТИЙ (Продолжает движение.) Пропал платочек, платок. А, может быть, его и утащил кто-нибудь? ну может же быть такое, позарился человек на хорошую вещь, придумал что-нибудь наподобие танца, задурачил головы вопросами разными, а покуда ответ обдумываешь, он - тяп платочек твой... и себе! (Оказывается возле Первого.) А ну, извлекай, негодный человек, мой платок!
      ПЕРВЫЙ О чем вы говорите? Вы что, пьяны?
      ТРЕТИЙ (Окидывает взглядом присутствующих, будто призывая в союзники.) У нас тут никого пьющих нет. Никто тут у нас даже грамма в рот не берет. Не опорочите! Не оболжете! А платочек отдайте!
      ПЕРВЫЙ Да на что он мне, ваш платочек?
      ТРЕТИЙ Вот этого уже я не знаю. Быть может, сморкаться, а может быть, чем посерьезнее заниматься!
      ЧЕТВЕРТЫЙ И чем, интересно, еще можно заниматься с платочком?
      ТРЕТИЙ Чем-чем? всем, чем угодно! Вот он - вор, он знает, чем!
      
      Третий выхватывает из-за пояса у Первого платок и плачет от счастья, и, падая на колени, прижимает находку к губам.
      
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Первому.) И всего-то? Я, откровенно говоря, думал, что вы серьезнее, а вы просто воришка, притом, мелкий, специалист по платочкам носовым! От-того вам и расстрел снится.
      
      Неожиданно Второй вновь принимается смеяться, пуще прежнего ударяя себя по ногам.
      
      ЧЕТВЕРТЫЙ Да что вы все смеетесь, больной, что ли?
      ВТОРОЙ (Задыхаясь от смеха.) Так розыгрыш же!
      ЧЕТВЕРТЫЙ Какой еще розыгрыш? Вы бредите?
      ВТОРОЙ Так он же ему свой платочек сам и подсунул! Я же все видел, оттого и говорю вам, розыгрыш! Ну, молодец, ну, молодчина!
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Подлость.
      ВТОРОЙ Да розыгрыш, говорю я вам. Я своими глазами...
      ЧЕТВЕРТЫЙ Подлость.
      Пауза.
      ВТОРОЙ Вы уверены?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Абсолютно.
      Пауза.
      ВТОРОЙ А вот как вы поняли? Это же его собственные соображения. Он же ни с кем не поделился, прежде чем подсунул платочек? И как, в таком случае узнать, что было у него на уме. А ну, как розыгрыш? Свои мысли, это свои мысли, знаете, у каждого, как говорится - на своем языке. Этак мы с вами, знаете...
      ЧЕТВЕРТЫЙ Подлость - как танец, понятно на любом языке!
      Пауза.
      ПЕРВЫЙ Поторопились. (Пауза.) Очень жаль. (Пауза.) Очень и очень жаль. (Пауза.) Вот - был еще один шанс, а теперь и его нет.
      ВТОРОЙ (Четвертому.) Вот, видите, он сейчас что-то такое говорит, а ведь ни-чего не понятно. А самому ему, вероятнее всего - понятно. Я же говорю, другие мысли - другой язык.
      ПЕРВЫЙ Видите ли, я - несвоевременный человек. Чрезвычайно жертвенен. Пока таких людей больше нет. Во всяком случае, я не встречал. (Пауза.) Я, видите ли, для счастья других готов на все. (Пауза.) Сам не знаю, откуда во мне это. (Пауза.) Для других я готов даже унизиться. (Пауза.) Да, да. (Пауза.) Вот именно сейчас я представил себе, что признаюсь в том, что украл. Украл платок. (Пауза.) Представил себе даже, что буду жестоко бит вами. (На глазах слезы.) Быть может и до смерти. (Пауза.) За платок. (Пауза.) Но также представил себе, какое раскаяние постигнет вас всех, когда вы увидите плоды трудов ваших. Какие слезы посетят вас. (Пауза.) А после непременно, безусловно, разумеется, вне всяких сомнений облегчение. (Второму.) Вот вы не поверили мне во время танца, а стоило вам признаться...
      ВТОРОЙ В чем?
      ПЕРВЫЙ В том, что вам хочется женщин. И, не исключено, что я стал бы женщиной.
      ВТОРОЙ Ну, уж это уж...
      ПЕРВЫЙ Стал бы.
      ВТОРОЙ Так не бывает.
      ПЕРВЫЙ Вот видите? Я же говорю - несвоевременный человек. Оттого и рас-стрел мне снится. (Пауза.) Ну, что же, сантименты в сторону. Прошу приступать.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ К чему?
      ПЕРВЫЙ К расстрелу.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Да вы с ума сошли!
      ПЕРВЫЙ Не исключено, но теперь уже поздно об этом. Я готов. (Закрывает глаза.)
      Пауза.
      ВТОРОЙ Да у нас и ружей-то нет.
      ПЕРВЫЙ Как я отмечал прежде, расстрелять можно чем угодно. Была бы на то воля ваша.
      Пауза.
      ВТОРОЙ (Четвертому.) Что же делать? Надо бы что-то придумать. Нельзя обижать человека. Он уже приготовился.
      
      Четвертый подходит к Третьему, вырывает у него из рук платок, начинает душить его.
      
      ЧЕТВЕРТЫЙ Какие же мыслишки проносились в твоей маленькой головке, шутник?
      ПЕРВЫЙ (Открывает глаза.) Оставьте его. Он - заложник времени.
      ТРЕТИЙ (Четвертому.) Я ничего не скажу, я хотел помочь вам!
      ЧЕТВЕРТЫЙ Мне?
      ТРЕТИЙ А кому же еще? У вас не было улик против провокатора! Притом он сумасшедший, он только что признался сам, и вор вдобавок!
      ЧЕТВЕРТЫЙ Но ведь это ты, славный шутник, подбросил ему платочек свой вотсюсюсенький!
      ТРЕТИЙ Он бы все равно украл, потому что вор, он и в этом признался!
      ПЕРВЫЙ Он прав.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Но подложил то ты!
      ТРЕТИЙ (Кряхтит под натиском Четвертого.) Я не хотел, чтобы он мой чистенький платочек своими грязными руками трогал, вот почему подложил, вот почему подложил! Вы знаете, сколько на руках микробов? Вам в детском садике показывали ваши руки?
      ПЕРВЫЙ Он прав. Простите его. Люди, полюбите друг друга, как я вас полюбил!
      ВТОРОЙ А за что вы нас так полюбили?
      ПЕРВЫЙ Сам не знаю. Полюбил и все.
      ВТОРОЙ Вот, молодец! (Четвертому громко.) Послушайте, что он говорит.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Продолжает душить третьего.) Да отстаньте вы! Видите, у меня ничего не получается!
      ВТОРОЙ (Четвертому громко.) Он говорит не надо.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Продолжает душить третьего.) Что?
      ВТОРОЙ (Четвертому громко.) Ничего не надо!
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Продолжает душить третьего.) Почему?
      ВТОРОЙ (Четвертому громко.) Теперь будем любить.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Продолжает душить третьего.) Кого?
      ВТОРОЙ (Четвертому громко.) Всех будем любить.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Продолжает душить третьего.) Зачем?
      ВТОРОЙ (Четвертому громко.) Он и сам не знает, но надо, говорит, попробовать.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Продолжает душить третьего.) Что?
      ВТОРОЙ (Четвертому громко.) Попробовать надо.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Оставляет Третьего.) Да и черт с вами! Все равно ничего не выходит.
      Пауза.
      ТРЕТИЙ (Четвертому.) Премного благодарен.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Что?
      ТРЕТИЙ Премного благодарен.
      ПЕРВЫЙ (Третьему.) Просите у него прощения.
      ТРЕТИЙ Премного благодарен, а также прошу прощения.
      ПЕРВЫЙ (Четвертому.) А теперь вы.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Что?!
      ПЕРВЫЙ А теперь вы просите его простить вас.
      
      Четвертый смотрит на Первого как на инопланетянина.
      
      ЧЕТВЕРТЫЙ Нет слов. Буду думать над тем, как замолчать до конца жизни!
      Долгая пауза.
      ПЕРВЫЙ Думаете, все же молчание?.. (Пауза.) Да, да, пожалуй... (Пауза.) Я чувствовал, что-то мешает, какая-то неискренность, что ли... (Пауза.) Может быть, может быть, вы и правы.
      Долгая пауза.
      ВТОРОЙ (Четвертому.) Я нахожу, что лучше всего вам будет отрезать язык. (Пауза.) Знаете, самое страшное - это когда чего-нибудь нельзя. (Пауза.) Когда чего-нибудь нельзя, очень хочется. Поверьте моему опыту. (Пауза.) Вот увидите, вы не выдержите, если не отрежете. (Пауза.) Хотите, я договорюсь? у меня есть знакомая парикмахер. (Пауза.) Единственное, есть трудновато придется. Ведь мы языком пищу проталкиваем в живот, это я вполне авторитетно заявляю, потому что прочел книгу.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Стало быть, человек высокого культурного полета.
      ВТОРОЙ Как говорите?
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Я говорю, ни черта у меня не выйдет с немотой.
      ВТОРОЙ А я говорю, отрежьте.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Что же, я пищу руками в живот проталкивать буду?
      ВТОРОЙ А это вы верно подметили, я тоже в одной книге читал. А вы, наверное, ту же книгу читали?
      Долгая пауза.
      ТРЕТИЙ (Шепотом.) Умники. Одни умники. Кругом одни умники! Умник на умнике сидит и умником погоняет!
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Третьему.) Что вы там бормочете?
      ТРЕТИЙ (Шепотом.) Все беды на земле не от дураков, а от умников...
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Третьему.) Да говорите громче, ничего не слышно!
      ТРЕТИЙ ...таких как вы, умники! (Громко.) Сошел с ума! Теперь, как я по-гляжу выгодно быть сумасшедшим! Крик спасенной души! (Пауза.) А только я действительно умнее всех вас, вместе взятых! Я еще обкручу вас вокруг пальца!
      ВТОРОЙ Как есть свихнулся.
      ТРЕТИЙ Тысячу раз обкручу! Я еще стану большим начальником и свои по-рядки установлю!
      ПЕРВЫЙ А что, и это - вариант. Во всяком случае, возникают все новые и новые варианты.
      ТРЕТИЙ (Блеск в глазах.) Стану командиром Вавилонской башни!
      ПЕРВЫЙ (Третьему.) А знаете, я уважаю ваше мнение.
      ТРЕТИЙ А воров велю сбрасывать с нее, а кто вор, я уж сам выберу, уж я вы-беру!
      ПЕРВЫЙ Друзья! К человеку, который только что был на краю смерти, есть смысл прислушаться, поверьте.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Да он же подлец!
      ПЕРВЫЙ Ощущение смерти многое меняет, поверьте.
      ТРЕТИЙ Нужен порядок!
      ПЕРВЫЙ Люди, побывавшие там, (указывает на небо.) становятся новыми лучшими людьми, поверьте.
      ТРЕТИЙ Ох, нуѓжен порядок!
      ПЕРВЫЙ Скольких новых людей мы потеряли на виселицах!
      ТРЕТИЙ А уж я знаю, как сделать, чтобы порядок был! Когда наступит долгожданный порядок - все немедленно поймут друг друга, составят один язык, язык ног! А языки отрежем, чтобы лишнего не болтать, а то придумали танцульки с болтовней!
      ПЕРВЫЙ (Третьему.) Да у вас как будто голос стал чище.
      ВТОРОЙ (Третьему.) А как это, язык ног? А давайте попробуем, а?
      ТРЕТИЙ Обязательно попробуем! Давайте! У вас ноги, должно быть, тяжелые? Давайте!
      
      Третий поднимает с пола платок, держит в вытянутой руке как флаг. Второй и Третий принимаются маршировать.
      Первый подходит к Четвертому.
      Вместе они наблюдают за происходящим.
      Оглушительная пауза на марше.
      
      ВТОРОЙ А мы не развалим нашу башню?
      ТРЕТИЙ Мы с вами не развалим! (Марш.) От порядка еще ничего не валилось! (Марш.) Это умники, могли все развалить, танцульки устроили! (Марш.) Ну-ка, давай громче, еще громче, чтобы они от страха лопнули!
      ВТОРОЙ А можно, чтобы не лопнули? (Марш.) Пусть они тоже с нами разговаривают.
      ТРЕТИЙ Нет уж, хватит! (Марш.) Отговорили! (Марш.) Громче!
      Марш.
      ВТОРОЙ Они не маршируют с нами.
      ТРЕТИЙ Громче!
      Марш.
      ВТОРОЙ А почему они не хотят маршировать с нами?
      ТРЕТИЙ Громче!
      Марш.
      ВТОРОЙ Нас только двое, слышите.
      ТРЕТИЙ Громче.
      Марш.
      ВТОРОЙ Что же мы будем делать, если они откажутся?
      ТРЕТИЙ А мы их с башни сбросим, я вижу, вы сильный?
      ВТОРОЙ Я-то не сильный? Я, конечно, сильный!
      Марш.
      ТРЕТИЙ И умный, вы книгу прочитали!
      ВТОРОЙ И умный!
      Марш.
      ТРЕТИЙ И сильный!
      ВТОРОЙ И сильный!
      ТРЕТИЙ И умный!
      ВТОРОЙ И умный!
      
      Первый с криком падает на пол. Четвертый склоняется над ним.
      
      ТРЕТИЙ Был какой-то стук?!
      ЧЕТВЕРТЫЙ А ну, довольно! Человеку плохо, не видите?!
      
      Слова Четвертого произносятся очень жестко, и на их фоне марш как-то теряет смысл, представляется уже и не маршем, а топотом, каким-то шутовством, балаганом. Воцаряется тишина.
      
      ВТОРОЙ (Показывает на Первого.) Нет, вы только посмотрите, как он грохнулся на пол!
      
      Первый поднимает голову. Глаза полны слез.
      
      ПЕРВЫЙ (Обращается ко Второму и Третьему.) Друзья мои! (Пауза.) Друзья мои! Вот теперь, когда я наблюдал за вами, а точнее, слушал вас... ведь то, что происходило - музыка... конечно, к этому можно относиться по-разному, многие назовут это иначе, однако я... я-то слышу свое сердце, не чье-то, а именно свое... понимаете, о чем я?.. Так вот, первоначально я был как будто в оцепенении, точно покрыт ледяной корочкой изнутри. Но постепенно, шаг за шагом, я стал оттаивать. Огненные ручейки заструились по моим жилам. Именно огненные, именно ручейки. Некие доселе незнакомые мне самому неведомые механизмы заработали во мне. Закрутились некие шестеренки. Нет, мельницы. Лучше назвать это мельницами. И вот уже ток. Не ручейки, но ток в тысячу, да что там, в тысячу, в десятки, сотни тысяч вольт заполонили всего меня гулом. Мои ноги готовы были оторвать мое бренное тело от земли и вознести к небесам, нет, выше небес. Конечно, речь шла всего лишь о том, чтобы сделать первый шаг. Но мне казалось, что этот шаг, а в последствие и ритм пробьют землю подо мной насквозь. Как гром небесный, как землетрясение. Я отдаю себе отчет. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что это ничто иное как страх перед всяким началом, страх перед неизведанным. Понимаете, о чем я?.. Одним словом, мне оставалось только закрыть глаза и довериться своему телу. Какая малость?! Закрыть глаза и довериться своему телу. Однако это-то как выясняется, труднее всего. Я все еще принадлежал себе, и, в то же время не принадлежал себе. Понимаете, о чем я?.. Так или иначе, глаза были зажмурены. Это какие-то доли секунды. Именно, что доли секунды. И в это самое время! (Пауза.) В это самое время...
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Ну же, что с вами случилось?
      ПЕРВЫЙ Одна мысль. Одна чудовищная мысль...
      Пауза.
      ВТОРОЙ Вы сообщите нам свою мысль?
      ПЕРВЫЙ А?
      ВТОРОЙ Вы сообщите нам свою мысль?
      ПЕРВЫЙ Да, да, конечно. Эта чудовищная мысль...
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Да что за мысль-то?
      Пауза.
      ПЕРВЫЙ Мы в тюрьме.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Как вы сказали?
      ПЕРВЫЙ Весь мир - тюрьма, не находите? (Пауза.) Это вот пришло мне в голову. (Пауза.) Весь мир - тюрьма. И люди в нем - сидельцы.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Сидельцы?
      ПЕРВЫЙ Сидельцы.
      ВТОРОЙ Сидельцы?
      ПЕРВЫЙ Сидельцы (Пауза.) Помните Шекспира? Помните? (Второму.) Вы читали Шекспира?
      ВТОРОЙ Спрашиваете!
      ПЕРВЫЙ Так вот, чтобы мы с вами не делали, чтобы не предпринимали останется игрой. Всего лишь игрой. Только это не театр, а тюрьма, понимаете? (Пауза.) Там, снаружи, есть некие правила, но мы никогда, никогда о них не узнаем.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Что-то вы, как будто не о том.
      ПЕРВЫЙ Да, да, не о том. (Пауза.) Вы правы. Не о том. (Пауза.) Все должно быть проще, много проще. (Пауза.) Так оно и есть. (Четвертому.) Скажите, вы часто лжете?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Наверное. Я не задумывался об этом. (Пауза.) А к чему этот вопрос?
      ПЕРВЫЙ Вот видите, как вы легко ответили: не задумывался об этом. Я так не могу. (Плачет.)
      Пауза.
      ТРЕТИЙ Так. Запахло сыростью. Дельце принимает темный оборот.
      ЧЕТВЕРТЫЙ (Первому.) Вы можете говорить яснее?
      ПЕРВЫЙ Попытаюсь. (Пауза.) Видите ли... (Пауза.) Вы играете, я играю... (Пауза.) Нет, не то. (Пауза.) Одним словом - всякая игра есть ложь. Но я то - плохой игрок, и теперь не знаю, что делать.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Да что с вами случилось?
      Пауза.
      ПЕРВЫЙ Я врал вам.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ О чем вы?
      ПЕРВЫЙ Я все-все врал. (Пауза.) На самом деле мне страшно. (Пауза.) Мне очень и очень страшно. (Пауза.) Я и танец придумал только оттого, что знал, если держаться за руки, никто не нападет, а если все говорить будут, ну, о чем думают, тот, кто захочет напасть на меня, обязательно проболтается.
      Пауза.
      ЧЕТВЕРТЫЙ Вы меня боитесь?
      ПЕРВЫЙ Не знаю. (Пауза.) Не думаю. (Пауза.) Думаю, что нет. (Пауза.) Нет. (Пауза.) Вас меньше всех. У вас все - на языке.
      Пауза.
      ВТОРОЙ (Четвертому.) Он прав?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Похоже на то.
      Пауза.
      ВТОРОЙ (Четвертому.) А как это у вас все умещается на языке?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Я его клеем намазал.
      
      Второй принимается смеяться так же, что и в самом начале, забавно размахивая руками и похлопывая ладонями себя по ляжкам.
      
      ВТОРОЙ. (Сквозь смех.) Как клеем?! Каким клеем?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Древесным. На канцелярском плохо держится!
      Пауза.
      ТРЕТИЙ. (Четвертому.) Что он делает? Смеется?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Нет, вообразил себя птицей и теперь хлопает крыльями.
      Пауза.
      ТРЕТИЙ Думаете, взлетит?
      ЧЕТВЕРТЫЙ Не думаю.
      
      Раздается звук, подобный раскату грома. С таким звуком может обрушиваться башня из камня во время землетрясения.
      Первый вновь закрывает голову руками.
      Второй выпрямляется и набирает полные легкие воздуха.
      Третий медленно, почти не отрывая ног от пола, двигается в сторону воображаемой двери.
      Четвертый не шелохнется.
      Звучит то и дело повторяющаяся музыкальная фраза, как на заигранной пластинке.
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Строганов Александр Евгеньевич (jazz200261@mail.ru)
  • Обновлено: 07/03/2016. 34k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.