Татарин Леонид Серафимович
Герой

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 28/02/2011.
  • © Copyright Татарин Леонид Серафимович (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Размещен: 26/02/2005, изменен: 18/11/2017. 12k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  •  Ваша оценка:


       ГЕРОЙ.
       В 64-м году меня направили третьим штурманом на новый рыболовный трау-лер "Паллада". Принимать его пришлось в Штральзунде от немецких корабелов. Капитаном был назначен молодой Герой Социалистического труда из Пионерска, который раньше работал на судах типа СРТ. Направили нас работать в район про-мысла Юго-Восточная Атлантика. Наши рыбаки в этом районе работали около трёх лет. Рыбы там было много, но опыта у нас не хватало. Поэтому с первых дней на промысле дела у нас не клеились. Раньше ловили рыбу только донными трапами, а здесь отличные косяки сардинеллы почти постоянно держались у поверхности и в толще воды.
       У рыбаков в Советском Союзе был очень хороший обычай: пришёл в новый район промысла - не строй из себя умника, а учись у того, кто лучше всех ловит рыбу именно здесь и сейчас. Надо - проси капитана, тралмастера, любого специа-листа с этого траулера - никто никогда не отказывался помочь, научить. Не имело значения, чьё это судно - мурманское, калининградское, эстонское или одесское - не было случая, чтобы потребовали за это оплату или ставили какие-нибудь условия. Не считали зазорным для себя просить помощи даже лучшие капитаны-промысло-вики того времени; Какатунов М.Ф., Охотин В.Н., Носаль Г. А. Но наш капитан решил доказать, что он не зря носит звезду Героя, - сами научимся! Все траулеры рядом с нами ловят рыбу по потребности, морозят по 50 - 55 тонн в сутки, а мы - максимум 10 - 15. Проходит неделя, другая - от плана отстаём, экипаж начинает возмущаться - нет заработка, а наш капитан всё упорствует - ничего, научимся! Наконец как-то утром, когда все траулеры легли в дрейф - обрабатывать богатые ночные уловы, а мы раз за разом продолжали вытаскивать на палубу пустой трал, я услышал по радиостанции УКВ хриплый голос капитана РТМ (Рыболовный траулер морозильный) "Вега" Носаля Г.А., который вызывал на связь нашего капитана. Когда он подошёл и взял микро-фон, ответил на вызов, Носаль без всякой дипломатии рубанул напрямую;
       - Ну, ты, герой, хватит выё......ся, присылай шлюпку, приду к тебе на борт, научу рыбу ловить.
       Наш капитан хрястнул трубкой микрофона о палубу и с матюками убежал в ка-юту. Минут через пять, оценив ситуацию, вышел на мостик и сквозь зубы мне:
       - Спускай шлюпку, иди за Носалём.
       На баке у нас с левого борта была маленькая рабочая моторная шлюпка, кото-рую капитан небрежно называл гичкой. Погода была хорошая, и на шлюпке я пошёл один. Когда подошёл к борту "Веги", подал фалинь, услышал голос Носаля:
       - Штурман, поднимись сюда!
       Поднялся по штормтрапу, зашёл в рулевую рубку. Носаль спросил меня:
       - Ваш эхолот так работает? Косяки такие?
       - Да. Суда наши однотипные, приборы одинаковые.
       - Только вот люди разные, - прохрипел прокуренным голосом Носаль. - Вон по корме, видишь - плавает деревянный ящик из-под картошки? Я бросил его над хорошим косяком. Это мой персональный косяк. Пошли к вам, вашим тралом под-ниму из этого косяка для вас тонн пятьдесят.
       Спустились в шлюпку вместе с Носалём и его тралмастером. Пришли на "Палладу", подняли шлюпку. Наш капитан встретил гостей с вымученной улыбкой, при-гласил их к себе в каюту, но Носалъ отказался - сначала рыба.
       - Штурман, видишь ящик? Ставь трал. - А сам пошёл на корму.
       В то время ещё не было разноглубинных канатных тралов-гигантов. Тралмастер каждого судна самостоятельно переделывал донный трап. Цепляли траловые доски для траления по грунту, но вытравливали метров 50 ваеров и начинали траление, выжимая максимум мощности из главных двигателей, добиваясь предельной скорос-ти, когда под килем судна появлялся косяк рыбы. На наших траулерах были ус-тановлены хорошие гидролокаторы, которые позволяли довольно точно выходить на косяки рыбы.
       Я начал постановку трала, а Носаль в это время внимательно следил на корме как трал идёт в воду. Когда вытравили ваера и начали траление, обнаружили гид-ролокатором "персональный косяк", Носаль начал командовать:
       - Прямо на косяк идти не надо. Держи его слева метрах в пятидесяти от судна. Когда наш траулер почти прошёл косяк, последовала команда:
       - Лево на борт! Самый полный!
       После того, как трал прошёл по косяку, легли на прямой курс и заметили по лагу, что скорость заметно снизилась. Носаль удовлетворённо крякнул:
       - Есть рыба! Штурман - выбирай трал!
       Выбрали на палубу около пятидесяти тонн сардинеллы. Весь экипаж вышел смот-реть - громкие крики "Ура Носалю!", "Вот это - рыбак!" Не обращая внимания на восторги, Носаль спросил нашего капитана:
       - На сегодня тебе хватит рыбы?
       - Ещё один трал!
       Моя вахта закончилась, и уже со вторым штурманом Носаль заловил на том же ко-сяке ещё столько же, подтвердив своё мастерство, а не случайность удачи. Пос-ле этого собрал всех штурманов и тралмастеров, устроил нам разнос по полной схеме, объяснил, почему мы не ловили рыбу раньше, и дал команду своему и на-шим тралмастерам:
       - А теперь шкерьте, нахрен, ваш трал, а я вам покажу, как построить новый! Наш капитан заикнулся, что жалко резать трал, которым только что поймали два раза по 50 тонн рыбы, но его довольно грубо оборвали:
       - Этим тралом только Носаль может работать. Режь!
       Конечно, шкерить старый трал и делать новый пошли тралмастера, а Григорий Ар-сентьевич обратился к нашему капитану:
       - Ну, герой, пошли водку пить!
       Правда, пьяным Носаля никто в море ни разу не видел.
       Вечером на моей вахте я на шлюпке доставил наших учителей обратно на "Вегу". а "Паллада" начала нормально ловить рыбу - организаторские способности у наше-го капитана были отличные! И швартовался к плавбазам он красиво! И связи с высоким начальством у него были - выше крыши! "Зелёная улица" ему была обес-печена практически всегда. Из людей и техники он умел выжать всё до предела,
       Через два года я был вторым штурманом на РТМ "Славск" и мы зашли в не-мецкий порт Засниц по мелкому ремонту. На судно прибыл главный инженер судо-верфи Штральзунда, а переводчица не приехала, и капитан пригласил меня пере-водчиком, так как я раньше несколько раз бывал в ГДР и довольно свободно го-ворил на немецком языке. После завершения деловых разговоров я спросил немца о "Палладе", которая стояла в это время в Штралъзунде на гарантийном ремонте. Он скривился, как от зубной боли: "На этом судне работали варвары! Нам дешевле было бы "Палладу" утопить, а вместо неё дать вам новый траулер. Пришлось заме-нить оба главных, вспомогательные двигатели, полностью разбитый дейдвуд."
       А наш герой получил новый траулер "Лазурит" - результат тот же. Пошёл на Кубу - опять неудача, в Мозамбик - ещё хуже. И человек, вроде бы, честный...
       А нас убеждали, что нашему народу нужны были маяки, герои! Зачем? Тем более, что все понимали - этих "героев" делают в основном "по блату", конечно, не считая таких, как Носаль Г.А., Зевахин В. С., которые всё заработали своим горбом, или героев войны, оплативших награды своей кровью, а чаше жизнью.
      
       (Первый раз очерк был напечатан в "Балтийской газете" в 2003 году.
       Текст согласован с капитаном Носалём Григорием Арсентьевичем).
      
      
      
       2
      
      
      
      

  • Комментарии: 4, последний от 28/02/2011.
  • © Copyright Татарин Леонид Серафимович (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Обновлено: 18/11/2017. 12k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.