Нюдюрбегов Асан
Каспий - Калининград: геополитическая ситуация и вопросы защиты национальных интересов России.

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 07/01/2006.
  • © Copyright Нюдюрбегов Асан (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Размещен: 19/04/2005, изменен: 17/02/2009. 27k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Оценка: 4.64*12  Ваша оценка:


    Каспий - Калининград: геополитическая ситуация и вопросы защиты национальных интересов России

       В Хьюстонском проекте, приговорившем Россию к расчленению и развалу, сказано: "...необходимо прорабатывать особую политику для отдельных регионов, особенно выделяя Каспийский бассейн и Калининградский регион". Один из разработчиков проекта г-н З. Бжезинский (почетный гражданин Львова) на закрытом заседании американо-украинского совещания заявил, что "...новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России..." У него нет сомнения в том, что Россия будет раздробленной и находиться под опекой. При этом будут использованы любые методы - от политических до экономических.
       Распад СССР в 1991 году во многом изменил геополитическую картину Евразии.
       Появление более десятка новых субъектов международных отношений, их связи между собой и с мировым обществом по-новому заставляют нас оценить ряд региональных факторов. На постсоветских территориях, включая Кавказ и Закавказье, присутствие России все более и более сокращается. И это пространство заполняется американским присутствием, развертыванием баз НАТО и включением стран бывшего СССР в зоны ответственности США и Североатлантического альянса. С северо-запада через Балтику, Украину, Черное море, Кавказ и Каспийское море выстраивается военно-экономическая дуга, ограничивающая геополитический и военно-стратегический маневр России. А военная сила НАТО проецируется в глубь Российской Федерации.
       "Мировая дуга нестабильности" (З. Бжезинский), опоясывая южные границы России, приближается к западным и северо-западным границам государства, создавая для Российской Федерации неприемлемую геополитическую ситуацию.
       В настоящей статье я попытался проанализировать политический ландшафт и возможные перспективы развития Балтийского и Каспийского регионов, дать оценку конкурентному потенциалу в этих регионах и выявить факторы, позволяющие сделать благоприятный прогноз развития этих регионов в сложившейся ситуации для России.
       Для Балтийского бассейна развал СССР обернулся лишением обширного выхода к Балтийскому морю и возвратом страны в географические пределы допетровских времен, так как страны Балтии заявили о своей прозападной ориентации и стремлении влиться в Евросоюз и Североатлантический альянс.
       В этой связи важнейшим ресурсом геополитики России в Балтийском бассейне становится Калининградская область. Контроль над регионом несет для России крупные выгоды, как политического, так и экономического характера. Область в совокупности с военно-морской базой "Балтийск" всегда была и ныне является геополитической отмычкой к России и одновременно мостом между Востоком и Западом.
       Значение Калининградской области как основного ресурса балтийской геополитики вполне понятно. Калининградский регион - единственный в России имеет незамерзающие порты на Балтике, может приобрести еще большее геоэкономическое значение, ослабив транзитную зависимость от стран Балтии. Потенциал региона огромен: ежегодно добывается более 1 млн. тонн высококачественной нефти, которая целиком вывозится за границу. Единственное в мире месторождение полудрагоценного янтаря. Рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли ежегодно в 1970 - 1990 г.г. производили более 800 тыс. тонн рыбной продукции. А сейчас 330-340 тыс. тонн. Развитое машиностроение и металлообработка (вагоны-самосвалы, подъемно-транспортное оборудование, судостроение, судоремонт, электротехническое оборудование и др.), целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность (в том числе рыбопереработка), легкая промышленность. Пять вузов (в т.ч. 2 университета и одна академия). Хороший климат. Зима мягкая. Среднегодовая температура +20 С. Хорошая почва, на которой еще сто лет назад без современной техники и агрохимии получали урожаи до 70 центнеров с гектара. А сейчас 20 центнеров остаются очень приличным результатом. В регионе имеются все условия для развития крупного и мелкого рогатого скота и свиноводства. Имеются высококвалифицированные кадры, прежде всего в промышленности. Хотя часть их деквалифицировалась, занявшись челночным бизнесом, когда старая экономика просто рухнула.
       Географически Калининградский регион расположен так, что является мостом между Европой и основной территорией России и функции моста способен выполнять на должном уровне.
       Считаю, рациональной концепцией развития Калининградского региона являются:
      -- Возрождение рыбохозяйственного комплекса Калининградского региона. Более 50 лет социально-экономическое развитие Калининградской области было связано с рыбной отраслью, которая давала 40% всего промышленного производства области.
      -- Возрождение судостроения и судоремонта в регионе, пока еще есть в регионе производственные мощности и квалифицированные кадры.
      -- Строительство собственного нефтеперегонного завода с глубокой переработкой добываемой в регионе нефти позволит области отказаться от завоза дорогостоящих нефтепродуктов и снизить цены на них.
      -- Крайне необходимо возродить в регионе крупное и мелкое животноводство, свиноводство.
       Выполнение этих условий позволит создать вблизи Польши и стран Балтии по-настоящему мощный форпост, значительно уменьшающий любую зависимость России от своих контрагентов в Балтийском регионе, и прямо отражающий присутствие Москвы на Балтике.
       Вот почему Калининградская область стала объектом пристального внимания мирового сообщества, которое пытается реализовать в регионе собственные, далеко идущие цели.
       После ратификации пограничного договора о государственной границе между Российской Федерацией и Литовской республикой и вступления прибалтийских государств - Польши, Литвы, Латвии, Эстонии в НАТО, Калининградский регион в соответствии с "Хьюстонским проектом" оказался отрезанным от России и превращен в полуанклав. Теперь, по замыслу разработчиков проекта необходимо замкнуть кольцо и тогда Калининградский регион, как "червивое яблоко" упадет в руки Евросоюза и НАТО. С этой целью предполагается любыми способами захватить (приватизировать, арендовать) Балтийскую косу, предварительно ликвидировав расположенные в поселке Коса эскадрилью боевых стратегических самолетов наземного и водного базирования, а в поселке Рыбачий ракетные установки С-300.
       Захват Балтийской косы полностью блокирует военно-морскую базу "Балтийск" и она потеряет свое стратегическое значение, а Калининградский регион превратится в анклав. Для решения этой задачи разработан специальный проект, который носит название "Сотовый экономики для Калининградской области", подтвержденный экономическими расчетами, диаграммами, различными документами и выкладками.
       Главным соперником России в регионе является Германия. Германское руководство наладило активную работу практически по всем запланированным задачам.
       Уже сегодня контакты Германии с Калининградской областью имеют достаточно разветвленный и многообразный характер. Просматриваются, как минимум пять уровней взаимодействия:
       1- с федеральными структурами Германии;
       2- с федеральными землями (включая контакты с муниципальными властями);
       3- по линии религиозных организаций;
       4- по линии организаций и землячеств уроженцев бывшей восточной Пруссии и их потомков;
       5- между хозяйствующими субъектами.
       В настоящее время в Калининградской области зарегистрированы коммерческие организации с участием 45 стран, в том числе - 451 организации польских, 293 - немецких. Если говорить о вкладе страны-инвестора, то у поляков он исчисляется десятками миллионов, а немцев сотнями миллионов долларов.
       Ежемесячно на территории анклава регистрируются предприятия с немецкими инвестициями и такими названиями: "Чекпоинт Кенигсберг", "Балтик турс Кенигсберг", "Кенигювелир", "Кениксбергер Ханделе Контор", "Кенигсбергская ассоциация", "Кенигсберг Фригус", "Кениг Дом", "Кенигсбергская торговая компания", "Кенигспарксервис". 31 процент немецкого капитала в фирме "Цепрусс", которую возглавляет председатель промышленников и предпринимателей Калининградской области Б.Овчинников. Есть и "Элитное информационное агентство" пивоварни Ивана Таранова, "Общество по развитию поселений в Тракене" (хотя на карте Калининградской области такого наименования нет), ООО "Гот".
       Все эти факторы являются яркой иллюстрацией попыток антироссийских сил решения задач по превращению Калининградского региона в анклав с помощью экономических рычагов: отрезать область и проживающих в ней жителей границами, визами, обанкротив предприятия, а потом скупить их по-дешевке. Ненужные закрыть, а на экономически целесообразных внедрить немецкий капитал, где будут работать ведущими специалистами коренные жители Германии, и определять "политику" предприятий и компаний.
       В анклаве резко возрастает безработица, большая часть населения окажется за чертой бедности. Ведение визового режима еще более усугубит ситуацию и ограничит жителей анклава возможности выехать в Россию к родственникам, к тому же их, как показала действительность, не особенно и ждут на исторической родине, в России. Вот тогда немецкая сторона в обмен на жилье в Калининграде предложит купить жилье для желающих жить в России, оплатит проезд и провоз багажа. И люди, покидая Калининградский анклав, будут еще и благодарить немцев.
       Контакты Германии с Калининградом не ограничиваются только экономикой.
       Рядовые калининградцы воочию сталкиваются с постоянно ползущей экспансией Калининградского региона, в том числе и идеологической со стороны римско-католической церкви, религиозных западноевропейских объединений протестантов, сект.
       Реваншистскими силами в Германии традиционно выдвигаются территориальные претензии на Калининградскую область как бывшую северную часть восточной Пруссии. Часть из них стремится организовать свою деятельность на территории Калининградской области. Это относится, в частности, к "Немецко-российскому предприятию содействия северо-восточной Пруссии", образованному праворадикальной германской группировкой "Немецкая гражданская инициатива". Осуществляют свою деятельность в Калининградской области и представители "Комитета помощи северо-восточной Пруссии", за которым стоят ультраправые организации Германии "Немецкая лига за народ и родину" и "Союз объединенных правых".
       Появление на балтийской сцене новых геополитических игроков в лице стран Балтии, Польши, США и особенно Германии значительно усложняют геополитическое поле региона.
       Политические силы Литвы национал - радикальной направленности активно выступают за демилитаризацию Калининградской области и изменения ее статуса. Наибольшую активность в этом проявляет Совет по делам Малой Литвы (Калининградской области). Партия консерваторов в Сейме Литвы считает, что единственным путем разрешения проблем области является выполнение требований о присоединении Малой Литвы (Калининградской области) к Большой Литве, выдвинутых Тильженским (1918 г.) и Фулдским (1946 г.) актами Совета Малой Литвы.
       В Польше практически не осталось серьезных политических сил, требующих присоединения Калининградской области к Польше. Вместе с тем, ряд политических организаций, возникших на базе "Солидарности", пытается активно добиваться полной демилитаризации области и изменения ее статуса (самостоятельный субъект международного права способный получить отдельно от России пропуск в Евросоюз). Проявляет определенный интерес и США (однако, обо всем этом подробно в следующих статьях).
       Стратегическая ценность стран Балтии для России безусловна. Но, в ситуации, когда эти страны дистанцируются от России, мы вынуждены искать новые козыри, одним из которых после Калининграда может быть Белоруссия.
       Вопросы создания союзного государства с Белоруссией являются темой отдельной статьи. Я остановлюсь лишь на некоторых аспектах этого союза, которые, на мой взгляд, имеют основополагающее значение. Интеграция России с Белоруссией имеет, прежде всего, геополитическое значение: сохранение открытых ворот в Европу; военно-политическое значение: значительная экономия средств, необходимых для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе; экономическое: кооперация с белорусскими предприятиями освобождает Россию от необходимости создавать альтернативные производства.
       Не меньшее значение для реализации национальных интересов России имеет ситуация в Кавказско-Каспийском регионе. С географической точки зрения это - плацдарм, стягивающий на себя Черноморское и Каспийское морские пространства. С военно-стратегической точки зрения - важнейший плацдарм для давления и наступления в любом направлении, на любую страну не только данного региона, но и прилегающих регионов. В третьих - это плацдарм для контроля над коммуникациями. С экономической точки зрения - это не только мировой перекресток транспортных путей по осям Восток-Запад, Север-Юг, но и регион с прилегающими к нему огромными углеводородными ресурсами. Министерство энергетики США оценивает ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах: нефть - от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы 230 млрд. баррелей; газ - разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально 350 трлн. куб. футов.
       Эти "достоинства" Кавказско-Каспийского бассейна с позиции геополитики делают его потенциально нестабильным, ибо там накладываются друг на друга противоречивые стратегии различных стран, здесь возникает силовое поле, поле напряженности.
       Сегодня напряженность усиливается из-за активного военного, политического и экономического проникновения США и НАТО в Грузию, Азербайджан и в перспективе в Армению.
       Отсутствие должного внимания к вопросам Каспийского бассейна со стороны прежнего руководства страны после распада Советского Союза привело к тому, что Россия едва не утратила свое влияние в этом стратегически важном регионе. Отчасти этим объясняется тот факт, что в регионе получил определенное распространение религиозный экстремизм, и мы являемся свидетелями попыток международного терроризма пустить свои корни в прикаспийских регионах.
       В том, что этого все же не произошло, заслуга федерального Центра, лично президента Владимира Путина многое сделавшего для того, чтобы Каспий по-прежнему оставался российским, чтобы здесь в полной мере обеспечивались интересы нашего государства. Если говорить конкретно, то я бы отметил три важные позиции. Во-первых, мы вернули в здешние воды Каспийскую флотилию, начали оснащать ее современными кораблями, провели на море ряд масштабных учений. Во-вторых, частично решен вопрос о статусе Каспийского моря, и работа в этом направлении продолжается, наращивается. И, наконец, в-третьих, и самое главное - в короткие сроки была реализована идея создания транспортного коридора "Север - Юг". Это сегодня новое направление транспортного развития России, прикаспийских государств, Ирана, государств зоны Персидского залива, Индии и Европы.
       После распада СССР Каспийское море стало морем пяти суверенных государств; России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении, Ирана, проявляющих интерес к освоению недр моря. Это создало целый комплекс государственно-правовых проблем, которые, к сожалению на сегодняшний день пока не получили своего разрешения.
       Одна из самых актуальных международных проблем нынешнего времени - это статус Каспийского моря. К решению проблемы юридического статуса Каспия проявляют пристальное внимание ведущие мировые державы, прежде всего США, Япония, Великобритания и другие страны, не имеющие к региону никакого отношения. Еще в начале 90 годов прошлого столетия США объявили Каспий зоной своих жизненных интересов, и еще раз жестко подтвердили свою позицию в июле 2004 г. на саммите в Стамбуле. НАТО объявило Кавказско-Каспийский регион стратегическим регионом блока, и было принято решение о развертывании миссий спецпредставителей альянса со своими штабами без согласия стран региона.
       В основе таких заявлений лежит, прежде всего, конкуренция Вашингтона с Москвой в борьбе за политическое влияние в регионе. А грузинская "розовая" и украинская "оранжевая" революции это подтвердили.
       Активным игроком на этом политическом поле также является и Турция, растет внимание к региону со стороны Евросоюза и Китая. И не случайно.
       Во-первых, Северный Каспий обладает богатыми и пока практически не тронутыми запасами углеводородов на суше и на шельфе, которые, по оценке российских специалистов, составляют от 5-7 до 22 млрд. тонн.
       Во-вторых, Каспий является транспортным узлом европейских коммуникаций, отправной точкой водных артерий, ведущих из Каспийского моря через Волгу и систему судоходных каналов в мировой океан, кратчайшим путем из Азии в Европу.
       В-третьих, нижнее течение Волги, ее дельта и само море являются своеобразным питомником для более 50 видов рыб, в том числе осетровых, большая часть мировых запасов которых сосредоточена в Каспии.
       Вот почему Каспийское море сегодня является не столько объектом заботы и сотрудничества прибрежных государств, сколько объектом довольно жестких дипломатических распрей.
       Ситуация, сложившаяся в последние годы вокруг Каспия, приобретает все более глобальную значимость. Чрезвычайно актуальными становятся проблемы нефти и газопроводов, условия добычи минералов, а также развернувшееся геополитическое соперничество региональных и мировых держав.
       В условиях существующей правовой несогласованности, каждое прикаспийское государство действует на море само по себе, исходя из собственных представлений и собственных взглядов на свои права на те или иные месторождения, что приводит к возникновению, так называемых, спорных точек и территорий, и влечет за собой трения, рост недоверия, возникновение конфликтных ситуаций, вплоть до угроз по применению силы в случае начала освоения тех или иных участков, находящихся в спорной зоне.
       Ситуация усугубляется еще и тем, что в стратегическом плане прикаспийская территория России имеет низкий уровень промышленного развития, отставание по большинству социально-экономических показателей, высокий уровень безработицы, теневой экономики и организованной преступности. Все это негативно сказывается на безопасности России, особенно с позиций возможного повышения роли Каспийского региона в перспективе.
       Большая политика мешает не только экономике и нормальному освоению ресурсов Каспийского моря, но и экологии - согласованным действиям приграничных стран для оздоровления уникального водного бассейна Каспия. Сложность проблемы не только в том, что интересы стран во многом не совпадают, но и в том, что эти государства во многом зависят друг от друга.
       А между тем, экологическая система в этом регионе достаточно уязвима и постепенно деградирует. На Каспии сохраняется неконтролируемый сброс неочищенных сточных вод и технологических растворов, связанных с разведкой, добычей и транспортировкой углеводородного сырья. Из-за масштабного браконьерства наблюдается резкое снижение запасов и вылова осетровых и других промысловых видов рыб, в том числе и на особо охраняемых законом территориях. Каспий нуждается в объединении усилий всех прикаспийских государств, требует согласованных совместных действий для ее поддержания.
       Освоение Каспийского региона может притянуть значительную часть населения региона и тем самым решить проблемы безработицы в регионе. Реализация этой идеи поможет снять этнополитическую и социальную напряженность на длительную перспективу. Вот почему решение вопроса определения нового правового статуса Каспийского моря является ключевым в решении всех существующих в этих регионах проблем.
       Следует отметить, что важное стратегическое значение для экономического и социального развития России и обеспечения ее геополитических интересов в регионе Каспийского моря имеет Северный Кавказ, который занимает выгодное экономико-географическое положение. Он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов, обладает огромными потенциальными возможностями для закрепления и расширения экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.
       Эта территория, а также акватория и дно северной части Каспия обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья.
       Располагаясь на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, Северный Кавказ обладает достаточно развитой инфраструктурой и обладает большими возможностями для транзита через свою территорию международных транспортных потоков. Северный Кавказ может активно использовать железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, морские и речные порты, крупные аэропорты российского и международного уровня. Ускоренное комплексное развитие морских и устьевых речных портов Азово-Черноморского и Прикаспийского бассейнов позволит активизировать внешнеторговые перевозки грузов, осуществляемые в настоящее время через украинские и другие зарубежные транспортные компании. У Северного Кавказа есть все предпосылки для превращения в транспортный узел международного значения.
       Большие возможности открываются в связи с перспективами развития трубопроводного транспорта в Северо-Кавказском регионе. Хорошие перспективы могут появиться в связи с совершенствованием сферы деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Он предназначен для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения и других месторождений в Казахстане и России до терминала в районе г. Новороссийска. Маршрут нефтепровода предполагается провести через территорию Казахстана, Республики Калмыкия, Астраханской области, Ставропольского и Краснодарского краев.
       Новые явления в мировой экономике и политике, в которые Россия пытается активно включаться, предполагают определенное ранжирование федеральных округов по их роли и значению в перспективах федерации.
       В этой связи Северо-западный и Южный федеральные округа, на мой взгляд, являются самыми перспективными округами, особенно, если исходить из необходимости формирования доминирующих позиций России в Балтийском и Каспийском бассейнах.
       Неотложной задачей текущего момента для администраций этих округов является расширение сферы деятельности по трансформации регионов в экономику округов, как фактора внутриполитической стабильности в регионе. Следует отметить, что трансформация регионов в экономику округов должна происходить дифференцированно, адаптировано к субъектам, и иметь свои приоритеты.
       Резюмируя сказанное выше, отмечу главное: Америка постоянно расширяет географию приграничных территорий России, объявляя их сферой своих национальных интересов. А верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Д. Джонс, выступая в феврале 2005 г. не слушаниях в сенате США заявил, что "Кавказско-Каспийский регион в возрастающей степени является важным для интересов США... Этот регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии". Генерал озвучил не только свое мнение, но и стратегическую программу США и НАТО в Кавказско-Каспийском регионе до 2015 года. Россия должна, по мнению США, уйти из региона, чтобы не мешать "перебазированию постоянных и ротационных сил американского спецназа на новые базы", о чем также поведал генерал Д. Джонс. На месте российских военных баз появятся базы США и их сателлитов.
       Американцам нужен плацдарм для "демократических" ударов по Ирану, военного давления на Россию, Туркменистан, Казахстан и другие страны СНГ. Но если России удастся реализовать изложенные выше задачи, то Российская Федерация все равно останется основным геополитическим фактором на всей территории СНГ. Слишком многое связывает нас с ними - экономические контакты, культура, исторические судьбы, национальные традиции...
       Вместе с тем, фактор исторических связей сам по себе не является гарантом стабильности и влиятельности на постсоветском пространстве. Очевидно, что в политическом и стратегическом плане нерешенность статуса этих регионов не отвечает нашим национальным интересам, и будет иметь негативные последствия для всех.
       России необходимо приложить максимум усилий для поиска нужных стратегий и воплощения их в жизнь. И в этой работе необходимо с одной стороны постоянно обладать политической инициативой, с другой стороны - постоянно развивать внутренний потенциал страны. В противном случае мы потеряем контроль, и упустим ситуацию на всех жизненно важных территориях, являющихся сферой национальных интересов России. Складывающаяся ситуация заставляет США и олигархические кланы спешить. Всем известно, Америка давно разучилась конкурировать честно, на рыночных условиях и в настоящее время исповедует стратегию управляемого хаоса. А чтобы в результате хаоса пожинать плоды, его нужно создать, что и делается на Кавказе. События в Киргизии можно с определенной долей уверенности трактовать, как старт волны революций на центрально-азиатском постсоветском пространстве.
       За Грузией, Украиной, а теперь и Киргизией должны последовать бунты в новых "объектах принудительной демократии". Такая перспектива была прочерчена американцами заранее. Легкость, с которой вышибают Россию с территорий, когда-то ей принадлежащих, не может не вводить в искушение наших геополитических противников продолжать растаскивание "советского наследства". И НАТО и Евросоюз будут дружно наступать на Россию, захватывая ресурсы и оттесняя ее на Восток. Их атлантическая смычка и солидарность оплачиваются Россией, и поддерживается ее слабостью.
      
       А. Нюдюрбегов.
       Депутат ГД Федерального собрания РФ.
      
      
      
      
      
      
      
      
       8
      
      
      
      

  • Комментарии: 4, последний от 07/01/2006.
  • © Copyright Нюдюрбегов Асан (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 27k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Оценка: 4.64*12  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.