Титов Ростислав Юрьевич
Уходят мореходы

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 06/11/2010.
  • © Copyright Титов Ростислав Юрьевич (rostitov@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/10/2010. 7k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:


       Краткое прояснение. Вся жизнь автора всех этих заметок-эссе связана с морем и океаном. И хотя далее представленные эссе имеют более общий смысл, прежде всего автору захотелось выразить свою печаль по поводу, который станет понятным после знакомства с...Впрочем, очень кратко говорят об этом следующие строки.
      
       УХОДЯТ МОРЕХОДЫ...
      
       Летом минувшего года я за 20 дней написал большой рассказ (или маленькую повесть?) о том, как более 60 лет назад мы, тогдашние густоволосые, румяные и бесстрашные, совершили вполне солидное и опасное плавание - прошли Северным морским путем всю Арктику от Архангельска до Владивостока. Сочинение это обещали опубликовать в журнале "Таллинн".
       Но сегодня мне хочется на основе последней главы той повести по названию "Когда ничего не страшно" выполнить невеселый, а по правде - печальный долг - попрощаться с профессией моряка дальнего плавания.
       Вообще-то сам я лично расстался с морем 20 лет назад, закончив свое последнее более или менее дальнее плавание - в порты Франции. А сегодня создалась такая жизненно-деловая ситуация, что настала пора помахать ручкой последнему мореходу. Возможно, несколько тороплюсь, но обстоятельства и приметы, особенности нового времени неумолимо приближают время окончательного прощания с древнейшей, романтической и увлекательной профессией.
      
       Сейчас, спустя 60 лет после тех арктических приключений, я понял: как бы выполнил долг, вспомнив те времена и друзей, бывших рядом. Наверное, мое изложение событий лета 1949 года вышло, как бы поточнее выразиться? - ну, легковесным. В действительности всем нам пришлось в том долгом плавании гораздо больше сил и нервов потратить.
       И я понял - почему так получилось, когда взялся описывать давние события. Команда нашего парохода-угольщика "Баскунчака" составляла человек сорок постоянных членов и по 5-10 полярников, которых перевозили в Хатангу, в Тикси и Певек. А это - большой коллектив со всеми особенностями человеческой общности, вынужденной жить вместе в ограниченном пространстве.
       Как в каждом солидном по количеству коллективе, возникали группы по интересам и склонностям, люди дружили или порой враждовали. Но все-таки жизнь в контингенте из нескольких десятков человек близка в чем-то к нормальному, "сухопутному" существованию.
       Давно не имею прямой, непосредственной связи с флотом, но знаю, какие разительные перемены произошли в среде тех, кто водит сегодня суда по морям и океанам. Все эти изменения так или иначе связаны с развитием и внедрением новых технологий. (вот и подошел я к главным, решающим, как убежден, факторам абсолютно другой, совершенно новой грядущей жизни всех обитателей нашей планеты). Доказывать тут ничего не надо, мне достаточно перечислить количественные изменения, произошедшие на морском флоте.
       Давно отмерла и ушла в песни тяжкая профессия кочегара судна, использующего для топлива уголь. Заодно ликвидированы судовые машинисты - их заменили механики и мотористы. Полагаю, судовых врачей мало где можно встретить - правда и ранее они обычно неминуемо деградировали в знаниях и в умении лечить. С крушением советской власти исчезли "комиссары", или первые помощники капитанов. Среди них даже я, моряк временный, встречал внимательных и добрых людей, а эти качества вряд ли особо ценились их партийным руководством. Сравнительно недавно перестала числиться в судовых ролях должность "Маркони" - радиооператоров. Интересно, что большинство из них срочно стали переучиваться в штурманов...
       Но и судоводителей заметно поубавилось, четырех помощников у капитана не бывает, думаю, нигде, а на сравнительно небольших судах "судоводов" двое, и несут они вахту по 6 часов через шесть.
       Причин таких резких сокращений составов судовых экипажей не так уж много. Главных две: бурно и стремительно развивается техника и автоматика, заменяющая людей успешно и достаточно надежно, а еще - хозяева флота экономят на зарплате.
       Надо отметить, что уже 30-40 лет назад мировой флот испытывал заметный недостаток кадров, после окончания учебного заведения молодые моряки отводили на судовую романтику лет 5-6, подкапливали деньжонок (платили комсоставу во всех флотах, кроме советского, неплохо) - и уходили на берег. В свое время я на учебных судах бывал на международных совещаниях и семинарах в Польше, Швеции, Германии. Картина везде ПРЕДСТАВАЛА одинаковая: руководство каждого колледжа или иного морского учебного органа лило горючие слезы - их флоту всегда не хватало образованных командиров. Просили они направлять к ним выпускников советских училищ, но, увы... все наши обученные "торгаши" получали также военные навыки и звания офицеров запаса, то есть являлись носителями "военных тайн".
       Я к чему завел этот несколько затянувшийся разговор? Во-первых, положение на флоте - часть всеобщей грозной беды, встающей перед человечеством, о которой скромно стараются умалчивать: новая автоматическая техника вытесняет живого человека, руки людей, создавшие столько прекрасного и удивительного, становятся ненужными. Куда пойдут работать сотни миллионов теперешних младенцев или еще даже не родившихся?
       Человек, лишенный возможности и необходимости трудиться неминуемо постепенно деградирует. По этой проблеме я уже немало высказывался и потому смолкаю.
       А второе, о чем хочу сказать, касается жизни на современных судах. Они лишаются коллектива, экипаж из 5-6-7 человек обязательно превратится в молчаливых (поговорить-то некогда!), угрюмых, ограниченных одиночек. Можно предсказать: убегать с флота станут еще более массово и скоро ...
       В заключение мне захотелось немного пофантазировать, или выступить предсказателем будущего. Наверное, недолго ждать нам почти полной автоматизации флота, для наблюдения за механизмами и машинами понадобится иметь на борту 2-4 человека, и называться они станут уже не моряками, а операторами судовой техники. Возможно, и океаны поделят на участки, внутри которых движение плавающих сооружений будет проходить по заранее назначенным линиям - система, несколько напоминающая принцип сотовой телефонной связи или некогда популярных систем дальней навигации - "Декка" и "Лоран". По этим курсовым линиям смогут перемещаться полностью автоматизированные суда - без экипажей.
       Но это, как заканчивает свои передачи один телеведущий, - "уже совсем другая история". Мне же стало даже более грустно на душе, чем когда собирался изложить все эти соображения. Потому что исчезнет как ненужная прекрасная, увлекательная, ответственная профессия моряка дальнего плавания.
       Это попросту обидно, потому что история доказала: Большой Мир открыт, изучен и завоеван в основном мореходами.
      

    1 июня 2010 г.

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 06/11/2010.
  • © Copyright Титов Ростислав Юрьевич (rostitov@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/10/2010. 7k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.