Тюрин Александр Иванович
Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Размещен: 24/09/2017, изменен: 05/04/2018. 17k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 28 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России

  • Художник Тюрин Александр Иванович [Тюрин А.И.] Автор статьи художник Тюрин Александр Иванович Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России [Тюрин А.И.] Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России [Тюрин А.И.]
      
      Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России
      
      
      
      
      
       В юбилейном справочнике Императорской Академии художеств, составленном С.Н.Кондаковым (1915), числится имя академика Платона Семеновича Тюрина, как живописца. В 2016 году исполнилось 200 лет со дня рождения живописца Платона Тюрина. Спустя более 130 лет после его смерти имя художника заново открывается для ценителей изобразительного искусства. И в этом огромная заслуга вологодского ученого, исследователя жизни и творчества Платона Семеновича Тюрина, Миры Евсеевны Даен. Благодаря ее исследованиям выходит в свет уникальное издание, книга, посвященная жизни и творчеству академика Императорской Академии художеств России, мастеру портретной и исторической живописи XIXвека Платону Семеновичу Тюрину.
      
       Художественную ценность наследия Платона Тюрина трудно переоценить; его работы по праву находятся в "золотом фонде" достижений русского изобразительного искусства. К сожалению, многие его работы - уникальные храмовые росписи, характеризующие его как выдающегося монументалиста, мастера исторической живописи - на сегодняшний день безвозвратно утрачены.
       Платону Семеновичу Тюрину в определенном смысле не повезло с посмертным признанием. При жизни он был известным, уважаемым художником, монументалистом, расписывающим храмы, пишущим иконы, оформляющим иконостасы. И поскольку значительную часть его творческого наследия составляла как раз живопись религиозной тематики, то забвение, постигшее его в ХХ веке, не удивительно. Отношение к религии в целом и к памятникам церковной архитектуры в момент становления советской власти (да и позже) общеизвестно... Как общеизвестна и судьба Храма Христа Спасителя в Москве, который Тюрин расписывал наряду с другими известнейшими художниками - Суриковым, Прянишниковым, Маковским, Виллевальде...
       Платон Тюрин родился 7 ноября (по старому стилю) 1816 г. в селе Архангельском Бохтюгской волости Вологодского уезда (ныне Сокольский район Вологодской облас-ти), в семье крепостного крестьянина Семена Андреевича Тюрина.
       Помещиком, которому принадлежали Тюрины, был Алексей Григорьевич Холмов, участник наполеоновских войн, награжденный множеством орденов и золотым оружием. Надо сказать, что судьба Платона Тюрина складывалась очень удачно - многие помещики делали все, чтобы дать талантливым крепостным соответствующее воспитание и образование. Тюрина, проявившего художественные способности, направили на обучение в частную художественную школу Монакова, где учились и другие будущие известные художники - например, Алексей Ягодников, Вонператий Платонов, Виктор Немиров, воспоминания которого опубликовал известный художник-баталист Василий Верещагин. В мастерской Монакова воспитанники решали самые разные задачи: по-мимо натурных штудий писали портреты, иконы, расписывали стены храмов, растирали пигменты, из которых изготавливали разные краски, приготавливали доски для на-писания икон. Позже, показав себя незаурядным художником, замечательным портретистом, Тюрин стал, востребован в дворянской среде. Его приглашали писать портреты в различные усадьбы, в том числе в усадьбу Никольское к помещикам Межаковым. У Межаковых Тюрин познакомился с Александром Тираном - братом Юлии Францевны, жены главы семейства, Александра Павловича Межакова. В начале 1840-х годов Тиран служил в лейб-гвардии Гусарском полку в чине ротмистра. Он был сослуживцем и другом Лермонтова и оставил воспоминания о поэте. Оценив художественный талант Тюрина, Александр Тиран принял в его судьбе живейшее участие, выступив в роли благотворителя и мецената: добился, чтобы Тюрину дали вольную, взял его с собой в Петербург, поселив в гостинице Демута (угол Невского проспекта и реки Мойки), принадлежавшей его семье, - знаменитой гостинице, где в свое время останавливались Пушкин, Жуковский, Державин, Дельвиг, Крылов и другие литературные корифеи. Сохранилась даже литография 1840-х годов гравера Ивана Фридрица (она сейчас находится в отделе истории русской культуры в Государственном Эрмитаже) - на ней молодой Тюрин, стриженный в скобку простоватый юноша в сюртуке и пестрой косоворотке, стоящий на фоне бильярда в вестибюле гостиницы и держащий кий. В сентябре 1844 года Тюрин уже числится вольноприходящим учеником профессора Императорской академии художеств Алексея Маркова.
      
       В 1845 Платон Тюрин числился учеником Академии художеств. В 1850 г. совет Академии выдает Тюрину аттестат с присвоением ему звания свободного художника по исторической и портретной живописи. В 1850-1860-е г.г. молодой художник принимает участие в академических выставках, как портретист. В 1857 г. совет Академии художеств выдает ему диплом академика портретной живописи и утверждает в звании титулярного советника.
       К началу 1840-х гг. относят исследователи одно из ранних полотен Тюрина "Дети помещика А.П.Межакова ", а также портрет супружеской четы А.П. и Ю.Ф.Межаковых (ВГИАХМЗ). Это большое парадное полотно украшало когда-то интерьер усадьбы Никольское и соседствовало с блестящей по живописи картиной английского портретиста Джорджа Доу, изобразившего родителей тогдашнего вла-дельца усадьбы. Он нередко выполнял заказы на портреты и от дворян соседних имений. К этому времени относят исследователи романтичный портрет С.А.Зубова (ВОКГ), которого автор изобразил с ружьем и охотничьей собакой на фоне природы.
       Будучи учеником Академии художеств и живя в Петербурге, Платон Семенович не оставляет занятия портретным искусством, получая заказы от покровителей. Теплыми чувствами пронизан "Портрет дочерей художника И.К.Зайцева" (ГРМ), датированный 1847 г.
       Профессионализм Тюрина, как художника совершенствуется, и в "Автопортрете" 1857 г. (ГРМ), за который получил высокое академическое звание, он предстает уже сформировавшимся мастером. Изобразив себя в мастерской в момент творческого раздумья, живописец не боится подчеркнуть свой усталый взгляд, чуть воспаленные веки и аскетическую впалость щек, выражая те реалистические тенденции, что постепенно, входят в русское искусство середины XIX в.
       С начала 1860-х гг. жизнь и творчество Платона Тюрина, связаны с Вологдой. П. С. Тюрин сознательно избрал в качестве поприща для своей творческой деятельности провинцию. Подобно многим своим современникам, окончившим Академию художеств и добившимся звания академика, П.С.Тюрин мечтал об искусстве большого нравственного воздействия, о храмовых росписях. К выходу за пределы станкового творчества привела его, вероятно, потребность в выражении духовного идеала, утопическая вера в торжество высшего начала в человеке, желание принести своим искус-ством не только эстетическую, но прежде всего этическую пользу. Он получает заказы на портреты от местных помещиков Межаковых, Брянчаниновых, Зубовых, пишет именитых горожан и священнослужителей, с ним заключают договоры на росписи церквей. Бывшая госпожа художника - В.Н.Холмова - в 1862 г. приглашает его для росписи Никольской церкви в своем родовом имении на Святой Горе Грязовецкого уезда. Он работает в Вознесенском храме Спасо-Суморина монастыря (Тотьма), расписывает церковь Михаила Архангела. Тюрин получает множество заказов на выполнение икон для храмов Вологды и других городов губернии. В1865г. Платон Семено-вич женится на крестьянке села Архангельское Агнии Карабановой.
       Именно этого художника избрало руководство путейского ведомства в юбилей-ную годовщину ИКИПСа, чтобы изобразить шестерых первых главноуправляющих путей сообщения (Г.Голштейн-Ольденбургского,Ф.Деволанта, А.Бетанкура, А.Виртембергского, К.Толя и П.Клейнмихеля), под чьим неусыпным надзором вуз находился все 50 лет. Эти работы художник начал в январе 1859 года, а уже 24 июня директор института Е.Сивербрик подал рапорт в ГУПС об исполнении им погрудных портретов. Позже П.Тюрин дополнил галерею еще двумя портретами: К.Чевкина (1861) и В.Бобринского (1874). Все восемь картин находятся в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ.
       Картина творческого наследия Платона Тюрина была бы неполной без рассказа о его монументальных работах. Его знаменитым творением была роспись плафона Екатерининской церкви при Академии художеств в Петербурге. Обучаясь в Академии, П.С.Тюрин хорошо усвоил уроки профессора В.К.Шебуева, особенно в той сфере, которая касалась монументальных росписей. Вероятно, не случайно вице-президент Академии художеств Ф.А.Бруни в 1857 году поручил П.С. Тюрину исполнять неоконченный проект Шебуева - роспись на плафоне Екатерининской церкви в Академии художеств, где изображен "Вышний во славе", или Бог Саваоф.
       Талант П.С. Тюрина развернулся тогда, когда в 1861- 1862 г.г. он приступил к рос-писи церкви Михаила Архангела в селе Архангельском Бохтюжской волости Воло-годского уезда - на родине художника. Ей свойственно чувство синтеза с барочным характером здания церкви. Отголоски барочных принципов проявились в использовании иллюзорно-архитектурного декора и иллюзионистической скульптуры в сценах с изображением "Небесной иерархии", оформляющей своды здания и его стены. Фигуры небесных ангелов и апостолов то выступают вперед, то уходят в глубь пространственной среды, которую художник формирует сам с помощью тени и света. В колорите он использует сложные цветовые контрасты, обогащенные множеством световых и тональных эффектов, свидетельствующих о богатом колористическом таланте автора и тонком чувстве гармонии. В рисунке он энергичен, изящен и точен, несмотря на усложненные ракурсы и пышные драпировки фигур.И все же большинство композиций, помещенных в четырех -лотковом своде, обнаруживают стремление автора к строгой тектоничности, ясной логической построенности. П.С.Тюрин остался верен принципам классицизма первой половины XIX века с его упорядоченностью, гармонией, рационализмом и конструктивностью всех элементов росписи, ее синтезу с архитектурой.
       Этим же принципам он следовал и в другом ансамбле - росписях Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря в Тотьме, которые П. С. Тюрин выполнил в 1864-1865 годах. Здание собора было построено в 1795-1825гг. по проекту В. М. Казакова - сына прославленного русского зодчего М. Ф. Казакова. Оно отличается подчеркнутой парадностью замысла, строгой торжественностью, соразмерностью всех архитектурных элементов, создающих ощущение величия и гармонии.
       Очевидно, в получении столь ответственного заказа немалую роль сыграла связь художника с Вологодским епископом Христофором (Эммаусским), чей портрет Тюрин исполнил сразу после возвращения из Петербурга в Вологду - в начале 60-х годов. Вероятно, епископ повлиял и на выбор сюжетов росписей, так как именно в этот период, готовясь к уходу с кафедры на покой, он собирался поселиться в Спасо-Суморином монастыре. Согласно отчетам П.С.Тюрина в Академию художеств, все сюжеты в храме были написаны по его собственной композиции, даже расколеровка стен, колонн, арок и парусов, а также окон внутри собора делалась под его надзором подготовленными им послушниками монастыря. Эта расколеровка под цветные мраморы создает особое внутреннее свечение в интерьере, органично связываясь по колориту с сюжетными композициями. В Тотемском соборе полная воздуха и света архитектура с высокой папертью, широкой антресолью, пилястрами, колоннами и парусами, поддерживающими огромный купол, подсказывала иное, спокойное решение композиции, подчиненной круговому ритму купола, прекрасно обозримому со всех точек зрения. В восточной части скуфьи купола художник поместил непосредственно композицию Новозаветной Троицы, которая формально не представляет исключения из ряда академических сюжетов на эту тему. В образе Христа художнику удалось передать внутреннее очищение, высоту духа, победившего смерть. В подходе П. С. Тюрина к изображению небесных сил можно заметить определенную тенденцию. Как правило, художник опускает те персонажи Библии, которые связаны с земным миром, даже в тех пределах, которые предустановленны церковным каноном. Эта композиция, является одним из узловых звеньев всей росписи храма, воплощающей идею вдохновенного творчества, наиболее отвечающей внутреннему состоянию самого художника.
       П.С.Тюрин в церковных росписях стремился к вневременной концепции гармонии мира, к вечному идеалу или тому отвлеченному положительному Герою, который преемственно связывает его монументальное искусство с эпохой классицизма. Он пытался не только удержать "большой стиль" в монументальной живописи (который, кстати сказать, в 60-х годах переживал кризис), но и наполнить его своим личным миропониманием. Его можно в известной степени назвать рыцарем академизма. Но при этом художник не мог терпеть одного из крупнейших недостатков академизма - его догматизма, авторитарного диктата. Поэтому путь переноса образцов западно-европейской гравюры на стены храма или холодное штудирование классики для него были совершенно неприемлемы, так же как и салонные идеализирующие тенденции позднеакадемической живописи второй половины XIX века. Художник творчески относился к любому сюжету, к любому участку архитектурного интерьера, стремясь наполнить его дыханием подлинного искусства.
       Было бы, однако, неверным считать, что творчество П. С. Тюрина после 60-х годов развивалось только в рамках провинции. Успешная деятельность П.С.Тюрина, как монументалиста была замечена и в1876-1877 гг. он участвует в росписи храма Христа Спасителя в Москве, где работал вместе с Суриковым, Маковским, Прянишниковым, Виллевальде, Творожниковым, Алтыновым, Фартусовым, Горбуновым и мозаистом Академии художеств Фроловым. Согласно отчетам П. С. Тюрина в Академию художеств, он исполнил 33 эскиза одиночных святых для храма, написал картоны по упомянутым эскизам и произвел подмалевки на стенах храма.
      
       Как отмечается в отчетах Академии, он написал поясной портрет императора Александра II, заказанный Вологодским общественным банком, образ Николая Чудо-творца и многофигурную икону.
       Напряженная физическая работа над росписями церквей подорвала вконец здоровье Тюрина. После 1877 г. имя его в отчетах Академии уже не упоминается. Последние пять лет своей жизни он тяжело болел. А 6 августа 1882 г. он умер от чахотки и был погребен на Горбачевском кладбище в Вологде.
      
       Бескомпромиссный талант художника не мог приспособиться ни к салонному искусству позднеакадемической школы, ни к поверхностно-стилизаторской манере нео-византийского стиля. Вот почему имя художника после его смерти было предано забвению. Сегодня это имя достаточно известно и публикуется в искусствоведческой литературе.
       Работы П.С.Тюрина находятся в Государственном Русском музее и Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, в картинных галереях: Москвы, Орла, Екатеринбурга, Вологды, Калинина; в музеях: Устюжны, Твери, Вологды, Череповца, Полтава и частных собраниях.
      
      
      
      
      Литература: 1.Даен М.Е. Вологодская история в портретах // Русская галерея. - Вып. 2. - М., 2001. 2.Даен М. Е. Атрибуция портретов П. С. Тюрина // Памятники культуры. Новые от-крытия. Л., 1987; 3.Даен М. Е. Забытые имена. Платон Тюрин // Художник. 1991. ? 11. 4.Даен М. Е. Вологодский художник П. С. Тюрин // Панорама искусств - 6. М., 1983. 5.Даен М. Е.О художнике П. С. Тюрине //Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1986. 6.Мунин А.Н. Академик из народа // Художники-вологжане. - Вологда, 1959. 7.Отчет Академии художеств за 1877-1878 гг. СПб., 1879. С. 62. 8.Новые открытия. Ежегодник. 1984. - М., 1986. 9. Вороно М.Н. Вологодский художник Платон Семенович Тюрин: 1816-1882 / - Вологда, 1986. 10. Л.Г.Соснина. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". - Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X. 11.Сапунов Б. В. Некоторые сюжеты русской иконописи и их трактовка в пореформенное время // Культура и искусство России XIX века. Новые материалы и исследования. Л., 1985. С. 148. 12.Поспелов Г.Г.Провинциальная живопись первой половины XIX века // История русского искусства. Т. 8. Ч. 2. М., 1964. С. 359. 13.ГАВО. Ф. 526. Оп. 1. Д. 81. Л. 23 об., 35; Д. 82. Л. 21-29; Отчет Академии художеств за 1872-73 гг. СПб., 1874. С. 55. 14.Бочаров Г. Н., Выголов В.П.Сольвычегодск, Великий Устюг,Тотьма. М., 1983.с. 315. 15. Денисов И. Дополнительный курс священной и церковной истории, составленный для учеников Императорской Академии художеств. СПб.,1876. С. 2. 16.Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. С. 127. 17.РГБ. Отдел рукописей. Ф. 90. Карт. 8. Д. 28.
      
      
      
      
      
       ИЛЛЮСТРАЦИИ. Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России. Автопортрет. [Художник Тюрин Александр Иванович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович. [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России. Автопортрет. [Художник Тюрин Александр Иванович] Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России. Автопортрет. [Художник Тюрин Александр Иванович] Художник Тюрин Платон Семенович, академик Императорской Академии художеств России [Художник Тюрин Александр Иванович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович] Художник Тюрин Платон Семенович [Художник Тюрин Платон Семенович]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Обновлено: 05/04/2018. 17k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.