Тюрин Илья Николаевич
Художественный мир Тютчева

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Илья Николаевич (ilyadom@yandex.ru)
  • Обновлено: 18/04/2012. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Статьи и эссе
  •  Ваша оценка:


       ИЛЬЯ ТЮРИН
      
       ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ТЮТЧЕВА
      
       Вопрос есть, по крайней мере, половина ответа. Вопрос, заданный в утвердительной форме, не только уже содержит в себе ответ, но еще обычно его навязывает: вариант максимум один. Давая тему "Художественный мир Тютчева", автор ее заранее готовит своего адресата к мысли, что мир этот ему (адресату) вполне доступен. Иными словами - предлагает поместить под заглавием несколько развернутый его вариант. Такой подход к теме возможен лишь в том случае, если предмет ее осязаем, очевиден для пишущего. То есть, не в случае Тютчева. Бесспорно, однако, что некоторая часть тютчевского мира для нас ощутима. Это, что было признано окончательным, а потому - записано: след, оставленный во вселенной "художественным миром Тютчева". Не обладая навыками профессионального следователя, я зафиксирую здесь лишь то, что с точностью смогу установить по этому не слишком ясному оттиску.
      
       Возможность видеть непостижимую вечность в постигнутой, как нам кажется, секунде, признанная Блейком, поможет мне и теперь. Во всяком случае, способность Тютчева изъясняться предельно кратко, в то же время создавая впечатление абсолютной законченности, - едва ли не важнейшая из черт того самого оттиска. Демонстрируя эту способность, я приведу две из его (Тютчева) стихотворных фраз:
      
       Природа - сфинкс. И тем она верней
       Своим искусом губит человека,
       Что, может статься, никакой от века
       Загадки нет и не было у ней.
      
       и -
      
       Умом Россию не понять,
       Аршином общим не измерить:
       У ней особенная стать,
       В Россию можно только верить.
      
       Несомненное совершенство этих стихотворений и реакция "широкого круга читателей", усмотревшего, по крайней мере, в одном из них замочную скважину для себя, - все это показывает, насколько огромен мир Тютчева и насколько герметично он закрыт от прочих. Огромен - потому что лишь колоссальный дух способен создавать свои автопортреты, пользуясь не прямой, а обратной пропорцией; с другой стороны - потому что стихотворные монолиты подобного рода всегда имеют на себе отпечаток великого душевного усилия (рискну привести в пример Мацуо Бас*, который работал над одним из хокку более десяти лет). Закрыт же - потому что всякая оголтелая любовь масс, к чему и к кому бы она ни обращалась, основана на непонимании почти такого же масштаба, какой имеет и она сама, и лучше всего это выразилось в ответном чувстве "широкого круга" на четверостишия Тютчева.
      
       Итак, мне ясны хотя бы размеры. Но, приблизившись к своей цели, я и отдалился от нее. Осознание закупоренности, обособленности чего-либо (а "художественного мира" особенно!) с одной стороны - не позволяет идти далее внешних описаний, а с другой - заставляет восприятие быть целостным. Однако я все же совершу дерзкую попытку проникновения внутрь: скажу о практическом отсутствии персонажей у Тютчева. Для философской позиции это - единственно честная и приемлемая позиция, ибо у использующего героев всегда остается лазейка, возможность отнести слабость аргументации, реплики, жеста на счет "действующего лица".
      
       Что, разумеется, невозможно для поэта, единственный персонаж которого - его "художественный мир". Он сам, иными словами.
      
       1996
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Илья Николаевич (ilyadom@yandex.ru)
  • Обновлено: 18/04/2012. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.