Туз Галина
"Весь мир - театр..."

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 30/05/2014. 4k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика

  •   Шестилетний мальчик играет в компьютерную "стратегию". Он говорит: "Еды у меня теперь хватает, надо еще театр построить, а то революция может начаться...". Он охватывает глазом всю картину мира. Он знает, почему случаются революции.
      Я завидую мальчику. Я до сих пор слабо себе представляю, что и как у нас тут устроено. Мир для меня распадается на отдельные картинки, сообщества людей - на миллион индивидуальностей. Я вглядываюсь в лица. Стараюсь прочитать по ним человеческую судьбу. Не всегда удается. Часто ошибаюсь, принимая желаемое за действительное. В чье-то лицо хочется смотреть без конца, постигая красоту всего сущего через прекрасные молодые черты. Но на лице открывается рот, и ты вдруг понимаешь, что больше двух минут эту чушь слушать не в состоянии. И в очередной раз оказываешься перед фактом, что мир спасти вряд ли удастся с помощью такой относительной вещи, как красота.
      Ясно и без комментариев, что мироустройство сложнее компьютерных "стратегий". Тут постройкой театра или, скажем, бани, не обойдешься, даже магазины вон забиты под завязку, а душа у человека все ноет и ноет (ну это, конечно, если она в наличии имеется). И чего ей надо? Станешь выдумывать какие-то забавы, а тоска не уходит: "Многая мудрость - многая печаль". Люди с гордостью именуют себя трудоголиками - что ж, это тоже норка такая, в которую спрятаться можно от всяческих внутренних мучительств. Если же "остановиться, оглянуться...", тут и настигает тебя что-то вроде: "В саване карманов нет...". И тогда возникает непреодолимое желание заполнить эту пустоту. Понятно, что каждый заполняет ее в меру своих возможностей. Кто-то в те же "стратегии" режется или рыбками увлекается, а я, например, нахально слизнув идею у Сергея Довлатова, увлекаюсь людьми. Все драгоценные экземпляры моей коллекции я любовно перекладываю папиросной бумагой, чтоб они, не дай бог, не потерлись друг о дружку, не повредили свои мягкие бочка. Я завожу их, как пластинки, и заставляю снова и снова говорить со мной и повторять для меня свои истории. Ну, вот эту, например. Пошли однажды две подружки - студентки одного из московских вузов в ЦДЛ, в Центральный дом литераторов то есть. Вот только печаль какая - прорваться туда они прорвались, а денег у них - разве что на два стакана минералки в цэдээловском ресторане. "Ничего, - говорит старшая. - Все равно пойдем. Посидим - попьем водички, осмотримся, а там еще что-нибудь придумаем". Сидят, пьют. Младшая с ужасом понимает, что на них смотрят чуть ли не все посетители ресторана - еще бы, явно девицы поджидают, кто бы их хоть котлеткой какой угостил. Ну а рядом, естественно, гульба идет - отмечают выход книжки московские прозаики. Конечно же, потихоньку они пересаживаются к девушкам, и среди общего разговора вырабатывается вдруг железное решение - сейчас едут они все вместе к одному из писателей в Электросталь (городок такой подмосковный), а утром, опять-таки все вместе - на шашлыки... У младшей - зуб на зуб не попадает: "Господи, что ж мы в такой ситуации-то оказались? Да и общага в 12 закрывается. Ленке-то хорошо, она у своей знакомой поблизости тут живет. Вечно она меня подставляет". А Ленка эта самая соловьем разливается, и, что хуже всего, почему-то вовсю расхваливает свою подружку: "Посмотрите, какая она у нас красивая"... Но вечер подходит к концу, компания выкатывается на улицу, и первая подружка останавливает такси. "Ура! В общагу успеваю!", - радуется вторая и начинает дергать ручку - рваться на заднее сидение автомобиля. В тот же момент машина вдруг срывается с места, исчезая в неизвестном направлении. И остается наша разрекламированная девушка - одна на ночной московской улице, среди четырех мужичков, благо, все-таки, более-менее интеллигентных. У всех пятерых от изумления разинуты рты. Потом события развиваются так: писатели молча останавливают следующую машину и довозят студентку до общежития. Даже номер комнаты не спрашивают, не в силах продолжить знакомство - так потрясены своеобразием женской дружбы. А когда утром общежитская девушка пытается своей подружке предъявить претензии, та только плечами пожимает: "Но тебе же было в другую сторону..."
      Я сижу, подперев рукой щеку, отправляю пластинку на отведенную ей полочку памяти и думаю, как все-таки дополняет мою картину мира эта история? Какая-такая мораль в ней заложена? О пресловутой женской дружбе она? О стереотипах, доверяться которым также нелепо, как и игнорировать их? Все не то. Скорее, история эта о том, что зря человек в этом мире театров, пекарен и бирж ищет развлечений вне собственной жизни. Все в ней и без всяких искусственных добавок имеется. Стоит только вспомнить нависшее на ушах шекспировское: "Весь мир - театр, и люди в нем - ...".
      

  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 30/05/2014. 4k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.