Туз Галина
Быть осликом не так уж плохо

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Туз Галина
  • Размещен: 12/06/2016, изменен: 30/05/2020. 7k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  • Скачать FB2

  •   Ребенок пробует на вкус понравившееся словечко. Смешно и мудро коверкает его, приспосабливает под себя, под свое недавно появившееся умение изрекать. Вместо "на ручки!" - "лянучки!", вместо "спокойной ночи!" - "спокойный носик!". Откуда это берется у маленького человека, а главное, куда потом девается? Куда уходит интерес к слову, к языковым фантазиям, к музыке текста? Все детство: "Мама, почитай!", а потом - ни строчки; научился складывать буквы в слова, а вроде как и зря. Не все такие, конечно. Есть знайки, не выпускающие из рук книжки или их современного аналога - ридера (читалки). А некоторые даже на ходу читают - сама видела. Однако помните, что случилось с Листиком, коротышкой, который любил читать на ходу? Незнайка превратил его в ослика! Вот так вот незнайки всех видов и мастей превращают нас в осликов: если ты такой умный, то почему ты такой бедный? Ну что ж, быть осликом не так уж плохо. Никто тебя не примет всерьез. А ты в это время все поймешь и всему дашь оценку, а потом еще и запишешь свои наблюдения. И любое время остается живым и нетленным именно благодаря нам, осликам.
      
      А то еще есть обидное прозвище: книжный червь. Вот уж несимпатичное существо! Кто захочет общаться с червем, кто позовет его в ресторан, в ночной клуб? Да он и сам не пойдет. У него вон, завал нечитанного. Он-лайн или купленного у букиниста.
      И все-таки, дружить с книжным червем приятно. Понимаете ли, он, как правило, человек принципов, высоких материй, воспринятых из обожаемых им книжек. А высокие материи диктуют высокие мотивы поведения. Вот согласитесь: словечко "благородство" давно у нас стало историзмом, то есть, тем, что утеряло не только свое название, но и сущность. А книжный червь продолжает, как ни в чем не бывало, проявлять благородство, неукоснительно следуя десяти заповедям и обнаруживая различные поведенческие приятности: он тебя не унизит, не оскорбит, не будет нахраписто требовать оплаты своего труда, не поставит сознательно в неловкое положение...
      Да много еще чего негативного не найдешь в поведении книжного червя. Однако не пробуйте неловким словом или действием коснуться его принципов! Вот тут он демонстрирует крайнюю степень нетерпимости. Он становится язвительным, жестким, где его былая мягкотелость и даже вялость? "А вот это тебе не идет, Бузыкин!", - сказал подлец герою "Осеннего марафона", не подавшему ему руки. Говорят, драматург Александр Володин писал образ Бузыкина с себя. Прелестным человеком был Александр Моисеевич, должно быть. Прелестным человеком, стойким, когда понадобилось, воином, бесподобно талантливым писателем... Надо думать, и читателем.
      
      Что ж, нам, книжным червям, это по статусу положено. Но я не вижу большой беды в том, что взахлеб не читают поголовно все люди, и дети в том числе. Ну кто из моих одноклассников, кроме меня любимой, конечно, 40 лет назад осилил в полном объеме "Войну и мир"? Да только моя подруга Наташка, которая тоже писала стихи. Однако сейчас дети запросто осваивают выжимки литературы - краткое содержание любого произведения. И это не так уж плохо, уверяю вас. Будет человек хотя бы в курсе того, как зовут книжных героев, что делает тот или иной персонаж Шекспира или Достоевского. А может, сам того не осознавая, нерадивый ученик захочет подробностей и "вклюнется" уже в аутентичный вариант текста. А то и сам возьмется писать. Так, однажды заглянула к нам на занятия в секции "Журналистика" девочка, которая особым рвением не только к созданию текстов, но и к чтению, не отличалась. Через два года она поступила в Литературный институт на семинар прозы, вот ведь как бывает.
      Так что, даже если у современных детей в арсенале свободного времяпрепровождения одни лишь стрелялки-догонялки, социальные сети и всяческие гаджеты, не думаю, что нам стоит сильно расстраиваться по этому поводу. Кому надо - получит информацию и из Интернета. Существует же масса народу, которого заставляй - не заставляй читать, все равно не в коня корм. А скольких читателей-писателей мы знали, которые не очень хорошо кончили именно потому, что "зачитались". Буквы и слова - оружие обоюдоострое. Сначала "радостно и робко в нас души расцветают", а потом эти цветущие души начинают на все реагировать, как нежные лепестки: несправедливость - больно, грубость - больно, мерзость и запустение бытия - опять больно... Так что еще не факт, что чтение - залог счастливой жизни. Жить с разбуженной душой непросто. Посмотрите фильм "Чтец" с Кейт Уинслет и Рейфом Файнсом. Там очень четко явлено зрителю, как человека мучает и куда приводит проснувшаяся душа.
      
      Может быть, вы осудите литератора, который говорит: "А пусть не читают! Не больно-то и хотелось!". Для чего, мол, тогда сам пишешь? Но мое глубокое убеждение, что есть читающие и нечитающие люди, как есть талантливые и неталантливые в любом другом деле. Последних, конечно, можно принудить заниматься не тем, чем им хочется, но, как мы знаем из классики, беда, коль сапоги начнет тачать пирожник...
      Более того, я вам скажу: чтение абсолютно не делает человека качественно иным. Родился ты добрым, ты им и останешься до конца своих дней. Чтение не поселит в тебе великодушия, если ты не получил его от родителей в "генетическом наборе", так сказать. Я с содроганием вспоминаю свою учительницу по литературе, которая могла выставить ученика перед всем классом и унижать его почем зря за какую-то несуществующую либо малую вину. Попадала и я в ряды этих несчастных. Стою, слезы не смеют пролиться, через них вижу на стене расплывающуюся ленинскую цитату, про то, что лучше использовать русские слова, а не заимствовать их из других языков: зачем, мол, говорить "дефекты", если можно сказать "недостатки", "пробелы". Вот-вот, это что: недостаток интеллекта у учительницы? Или пробел души?
      
      Думаю, что наши успехи в "воспитании человека прекрасного" зависят все-таки не от глобального охвата чтением всего народонаселения. Они зависят оттого, чтобы чтением увлеклись те, кто им должен увлечься по определению. Будущие литераторы, интеллектуалы всех мастей, юная интеллигенция. А то ведь подчас не читают те дети, кому делать это необходимо. Он, например, стихи пишет. Я послушаю-послушаю, а потом говорю: "Открываешь ты, брат мой, Америку. Надо бы тебе почитать, что до тебя было написано за два века, да и современную поэзию - неплохо бы". А он мне: "А я так вижу!". Ну, если видишь, то и читай свои стихи на кухне своей бабушке, а не рассылай их по толстым журналам. А тут еще такая петрушка: сегодня ж книжку издать может любой, поднакопив немного деньжат. И вот, такие нечитающие или не воспринимающие литературу профессионалы множатся и пугают нас своими уродливыми порождениями. Да нет, пусть, конечно, издаются, хобби есть хобби. Но, братцы, существует ведь в наших школах такая страшная штука, как региональный компонент! Хорошо, если этот регион - Москва и школьники изучают Булата Окуджаву или Дмитрия Быкова (наугад имена называю). А нам-то как быть? Да ведь далеко не все учителя литературы и сами-то могут осознать, почему поэзия Мандельштама, например, гениальна, а поэзия местного Васи Пупкина, который лауреат, возможно, всех местных премий, все-таки не имеет к литературе никакого отношения. Где уж тогда детям это понять!
      
      Что ж, современный философ Александр Пятигорский говорил, что мыслящих людей на Земле всего два с половиной процента. Ну вот популяция наша такова. Так, получается, вот этим двум с половиной процентам и необходимо регулярное чтение, то есть, пища для ума. Остальные же вполне могут обойтись и телесной.

  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 30/05/2020. 7k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.