Туз Галина
Феномен "третьего мальчика". Детские книги

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 14/05/2017. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Скачать FB2

  •   Недавно мне пришлось столкнуться с неприятным и даже пугающим феноменом - оказывается, современные дети перестали понимать метафору, образ, иносказание. Чуть тоньше, чуть сложнее - и все, ребенок воспринимает только поверхностный слой текста, а в смысл, в глубину проникнуть не способен. И я подумала, что, наверное, знаю главную причину этого.
      То, что юный народ мало читает - об этом педагогами и библиотекарями говорится очень много. Но есть здесь и еще один момент: дети читают иные книжки, не те, которые читало в детстве, например, наше поколение. Ясно, что тогда и звезд на небе было больше (позволю себе некоторую иронию), но если говорить объективно, то яркость обложек, качество полиграфии, даже талант художника-иллюстратора еще не делает текст детской книги таким, чтоб он выполнял свои важнейшие задачи: развлекал, воспитывал, давал рекомендации на дальнейшую жизнь, заставлял сочувствовать героям, развивал фантазию и умение мыслить.
      Да, литературное сообщество и художники-графики уже задумываются над этим, проводят конкурсы детской книги, чтоб создать, как говорят организаторы процесса, "новую линейку произведений". На конкурсах побеждают авторы талантливых текстов и иллюстраций, однако много ли из всего этого доходит до широкого читателя? Вряд ли. Он поглощает, в основном, развлекательный ширпотреб, "модную" литературу. Что уж там приводить примеры - пожалуй, вы не найдете ни одного ребенка в определенном возрасте, который не освоил бы "Гарри Поттера" (наверное, не самое плохое чтение, но все же).
      А "В стране солнечных зайчиков" Всеволода Нестайко? А "Пропавшая буква" Михаила Раскатова? А "Лоскутик и облако" Софьи Прокофьевой? А "Шел по городу волшебник" Юрия Томина? А "Путешествия Закомарика" Миколы Трублаини? "Приключения Гомера Прайса" Роберта Макклоски, "Великий поход династронавтов" Хаима Оливера, "Девочка и птицелет" Владимира Киселева, "Витька Грохотов и его компания" Вильяма Козлова, "Эдудант и Францимор" Карела Полачека - все это книги моего детства и юности, переиздание которых почему-то оказалось вне интересов российского книжного рынка. На самом деле - настоящие шедевры, созданные талантом выдающихся детских писателей. Да от этих книг просто не оторвешься! Но если рекомендовать их для чтения ребятам, то старшие обязательно спросят: а в Интернете тексты есть? Однако малышам нужен именно "бумажный носитель", извините за выражение. Да и для подростков - ощутить в руках новую книжку иногда становится приятным сюрпризом. Но ее нет, потому что она не переиздана, а аутентичный фолиант может вот-вот рассыпаться в прах, потому что зачитан до прозрачности десятками юных библиофилов. Так вот, о метафоре. Помните рассказ Николая Носова "Фантазеры"? Как двое мальчишек рассказывали друг другу смешные истории, а третий мальчик ничего не понял и спросил: "Что это вы тут все врете?". Если мы сейчас не научим наших детей понимать образы и метафоры, то рискуем получить поколение вот таких "третьих мальчиков", вершиной мыслительных усилий которых будет история с собакой: "А она меня за ногу цап - и укусила".

  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 14/05/2017. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика

  • Связаться с программистом сайта.