Володимерова Лариса Вадимовна
Юрий Мамин. Часть вторая

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • © Copyright Володимерова Лариса Вадимовна (volodimerova@xs4all.nl)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Лариса Володимерова

    ЮРИЙ МАМИН. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

       ЛАРИСА:
       Юра, Вы дали прелюбопытнейшее шутливое интервью, а теперь хотелось бы побеседовать серьезней. Итак, Вы родились 8 мая, - весьма знаменательная дата, - 1946 года. В Ленинграде...
       ЮРИЙ МАМИН:
       В детстве мечтал стать композитором, учился на пианиста. Дошел до музучилища, однако увлекся театром и в 18 лет поступил на режиссерский курс Театрального института. Точнее, курс был актерско-режиссерский, им руководил замечательный педагог нар. арт. проф. Л.Ф.Макарьев (Лицо от автора в телесериале "Операция трест"). В ходе обучения режиссерам, помимо заданий по профессии, приходилось, наравне с актерами, пройти весь курс актерского мастерства и играть в дипломных спектаклях, что я считаю самым плодотворным способом обучения. Когда я учился еще на первом курсе, ко мне подошли трое третьекурсников и предложили поучаствовать в создании институтского капустника, в качестве композитора, тапера и артиста. Это были Сандро Товстоногов (ныне театральный режиссер), Исай Котляр, (впоследствии один из создателей одесского театра миниатюр со Жванецким, Карцевым и Ильченко) и Володя Маслов (студент отделения театра кукол, ныне сценарист и режиссер фильмов так называемого "некрореализма"). В результате мы возобновили в Ленинграде давно забытый жанр театральных капустников. Наши капустники пользовались колоссальным успехом не только в институте, но и во всем городе. Не было ни одной концерной площадки, куда бы нас не приглашали для выступления. Это был неплохой заработок для студента. Но главное, я впервые открыл у себя наличие комедийного дарования, став одним из популярных институтских "комиков". Это позволило мне обратить на себя благосклонное внимание самой красивой девушки института, которая впоследствии стала моей женой.
       ЛАРИСА:
       О девушке мне тепло рассказывал Анатолий Самойлович Шведерский, ее учитель, - он и сейчас преподает в том институте. А что было дальше?
       ЮРИЙ МАМИН:
       Свой дипломный спектакль я ставил в провинциальном театре города Великие Луки. Пьесу мне навязали руководители театра (в то время иначе и не бывало; приходилось ставить, что дают, и благодарить). К несчастью, этой пьесой оказалась ненавистная со школьной скамьи комедия Фонвизина "Недоросль", при одном упоминании о которой "мухи дохнут". Безвыходная ситуация, когда нужно было выполнить заказ руководства и не дать себя закопать, вызвала фонтан идей. И в результате получился очень эксцентричный спектакль, в духе Мейерхольда, построенный по принципу "монтажа аттракционов" с балаганными непристойностями, свинством, издевательством над "положительными" персонажами. Словом, спектакль имел скандальный успех. Возмущенные учителя запретили школьникам посещать спекталь, то есть сделали ему лучшую рекламу. Я стал знаменитым человеком в городе Великие Луки и за его пределами. От директора театра получил предложение заменить прежнего главного режиссера и возглавить театр, что мне, 22-летнему режиссеру, очень льстило.
       ЛАРИСА:
       Но российская действительность диктовала свои условия... И всегда - невовремя?
       ЮРИЙ МАМИН:
       Да, и тут меня призвали на военную службу, отвертеться от нее я не смог. Служил в духовом оркестре ракетного гарнизона. Служба произвела на меня неизгладимое впечатление. Армия, являя собой упрощенный слепок с нашего государства, помогла мне навсегда понять, что мы живем в Зазеркалье, и главный жанр, которым мне бог велел заниматься - это социальная сатира. Надо сказать, что впоследствии именно мой рассказ про армию произвел на Эльдара Рязанова, набиравшего курс кинорежиссеров, благоприятное впечатление, и я был допущен к экзаменам на Высшие режиссерские курсы. Однако до этого момента было еще далеко. Демобилизовавшись, я оказался выброшенным из театрального потока. Все режиссерские вакансии в театрах Ленинграда и Москвы были расхватаны конкурентами и получить постановку стало почти невозможно. Служба в армии вообще была бичом для профессионалов. Она ломала карьеры, судьбы, не принося взамен ничего, кроме горечи. В поисках заработка я начал ставить скетчи для артистов Ленконцерта. Номера имели успех, были отмечены на Всероссийских конкурсах артистов эстрады. Я был приглашен на постоянную работу в качестве режиссера Ленконцерта. Параллельно возглавил студенческий театр ЛИИЖТа, где ставил комедии на студенческую тему, сочиненные Вячеславом Лейкиным (Автор сценариев для к/ф "Желаю Вам" и "Бакенбарды"). Однако работа в Ленконцерте, принося приличный по тем временам доход, не могла принести мне удовлетворения. Мои попытки обновить эстрадные формы и приемы наталкивались на сопротивление или равнодушие; тексты для работы предлагались чудовищные; артисты, за некоторым исключением, были пошляками. Я начал спиваться. Потом сказал себе: "Стоп!" Надо бежать из эстрады, пока не поздно. Куда? - В кино.
       ЛАРИСА:
       Я хотела бы только пояснить для тех, кто не знает, поскольку знатоки сетевой литературы часто пренебрегают ради нее бумажной, - Вячеслав Лейкин, Ваш многолетний соавтор, еще и прекрасный поэт. Он воспитал в Ленинграде не одно поколение писателей - Олега Юрьева, Татьяну Мневу, Татьяну Вольтскую, Полину Барскову, отлично известную по Тенетам; Севу Зельченко, Вадима Пугача и многих-многих других. Юра, так как начиналось для Вас В а ш е кино?
       ЮРИЙ МАМИН:
       В 1976 году я пришел на "Ленфильм" в качестве ассистента режиссера. Пройдя все этапы работы на картине, поработав в течение трех лет на пяти фильмах, я подал заявление для поступления на Высшие Режиссерские Курсы, в мастерскую комедийного фильма Э.А.Рязанова. Был принят. Закончил в 1982 году, получив отличную оценку за свой дипломный фильм "Желаю Вам". Однако, вернувшись на "Ленфильм" с дипломом кинорежиссера, самостоятельной работы получить не мог. Думаю, что стране вполне хватало трех комедиографов: моего учителя, Г.Данелии и Л.Гайдая. Сатирики вообще были нежелательны. Делать нечего - продолжал работать вторым режиссером на "Ленфильме". Помогал своему другу и коллеге Виктору Аристову снимать картину "Порох", посвященную первым дням блокады. Предлагал несколько сценариев в объединение "Дебют". Получил отказы. Познакомился с молодым литератором Владимиром Вардунасом, предложил в "Дебют" его сценарий - "Праздник Нептуна". - Очередной отказ. Обратился за помощью к Рязанову. Тот позвонил только что назначенному гл. редактору Госкино Армену Медведеву и попросил за меня. Медведев позвонил в "Дебют" и приказал запустить сценарий в производство. Нехотя запустили. Потом был бешеный успех фильма. Он появился сразу после 27 съезда "перестройки" в 1986 году, был показан на съездах всех творческих союзов. Я в одночасье стал знаменитым. (Фильм получил один из главных призов МКФ в Мангейме, главные призы фестивалей нового кино в Москве, Киеве и Тбилиси). Уникальность этого "прыжка" заключается в том, что мне в ту пору исполнилось сорок лет. Таким образом, в то время, как мои сверстники вступали в завершающий этап своей творческой карьеры, я ее только начинал. Судьба подарила мне возможность реализовать еще одну биографию (первая осталась нереализованной), и я поспешил воспользоваться этим подарком. Следующую картину "Фонтан" по сценарию того же Вардунаса я получил тут же, без боя. В 1988 году копия картины прямо из цеха обработки была отправлена в Одессу на к/фестиваль "Золотой Дюк", где взяла главный приз. Затем - ряд заграничных поездок и десяток главных призов на международных фестивалях. В *Фонтане*, кстати, снялась моя жена (жена тюльпанщика), которая так убедительно рыдала с экрана, что получила приз актерского фестиваля "Созвездие". Ты вспоминала об этом в предыдущем интервью. Потом картина "Бакенбарды" о русских фашистах, избравших Пушкина вождем национализма.
       ЛАРИСА:
       В те времена было страшно смотреть, как журналисту, сыгранному Вами, на физиономию ставят в машине клеймо: мы все имели основания бояться, что точно так же преследовать начнут самого режиссера...
       ЮРИЙ МАМИН:
       Затем появилось "Окно в Париж", фильм совместного франко-русского прозводства, ставший по оценке журналистов "лучшим фильмом года". Год этот был 1993.
       ЛАРИСА:
       А потом - 5 лет вынужденного киномолчания?
       ЮРИЙ МАМИН:
       Зато была работа в театре - спектакль "Кремлевские куранты, или приезжайте к нам лет через эдак..." (Театр драмы и комедии на Литейном - 1994 г.) Спектакль шел при аншлагах, но поскольку в нем была занята вся труппа, то это повлекло за собой большие сложности. На каждое представление вводились новые исполнители взамен заболевших или уволившихся. Полгода я регулярно занимался реанимированием спектакля, но потом у меня появилось другое дело, я перестал курировать свой спектакль, и он мгновенно развалился. С 1995 года началась моя регулярная работа на Российском ТВ. Вместе с композитором Алексеем Заливаловым я стал делать музыкально-развлекательные программы "От форте до пьяно". Затем, с 1997 года я начал там же выпускать авторскую развлекательную программу "Хамелеон", внутрь которой вошел мексиканский минисериал "Санчо с ранчо", придуманный совместно с В.Вардунасом. Одна из программ представляла собой пародию на современное прочтение "Евгения Онегина" и называлась поп-опера "Женька Онегин", где роль Татьяны сыграла и спела моя дочь Катя, тогда студентка театрального института. В конце 1997 года я занимался изготовлением новогодней программы для REN-TV - "С Новым Годом, Эльдар Александрович!", посвященной 70-летию Рязанова. В 1998 году в рекордно короткие для себя сроки снял, совместно с Аркадием Тигаем, фильм "Горько!", представляющий собой альманах из десяти короткометражных фильмов на свадебную тему - этакий свадебный "Декамерон". В фильме этом, в роли матери невесты снималась моя жена Людмила Самохвалова, а в одной из новелл - снялась дочь Екатерина Мамина (Ксеньева). Kроме них - три десятка совершенно новых молодых актеров, впервые появившихся на экране. Сейчас я делаю регулярную еженедельную программу для телевидения "Обсерватория", рассказывая в ней обо всем, что меня волнует и показывая все, что захочу - от интервью с интересным мне живописцем до экранизации новеллы С.Моэма, от политического обозрения - до музыкальной пародии.
       ЛАРИСА:
       А чем Вы заняты непосредственно сейчас? Я думаю, всем конкурсантам интересно послушать, как талантливый человек выходит из положения в самые нестабильные времена: даже наших будущих победителей публика не всегда будет встречать бросанием чепчиков в воздух, а тем более, реальных монет.
       ЮРИЙ МАМИН:
       В последнее время занимался съемками первой серии телесериала "Русские страшилки" по сценарию, написанному совместно с В.Вардунасом Это своеобразный комический римейк знаменитого сериала "Секретные материалы". Те же два героя, исследующие аномальные явления. Но только в нашем случае они не секретные агенты, а журналисты, корреспонденты газеты "Русские страшилки" и аномалии, которыми они занимаются, носят наш чисто российский характер. Заказчика у нас нет. Мы снимаем серию-пилот. На свои деньги. Но рассчитываем, что нам удастся получить заказ от солидного телеканала. Есть надежды и на кинофильм. Но об этом позже.
      

  • © Copyright Володимерова Лариса Вадимовна (volodimerova@xs4all.nl)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.