Вольская Инна Сергеевна
В поисках нарвственных ориентиров

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вольская Инна Сергеевна (involskaya@yandex.ru)
  • Обновлено: 23/05/2010. 56k. Статистика.
  • Очерк: Проза
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сборник содержит три очерка. В первом из них -"Отдельные заметки об актуальности заповедей" -рассматриваются некоторые основы поведения и отќношений с точки зрения их значения для современной жизни общества. Далее, в очерке "Коран. Первое знакомство" приќводятся некоторые мысли о Коране, главной священќной книге мусульман. Выявляются отдельные сходные заповеди христиан и мусульман, то общее, что есть у всех главных вероисповеданий. И, наконец, в очерке "Четыре благородные истины буддизма" - мысли о нравственных основах учения Будды. Н.В.Гоголь утверждал: "Человек начинается там, где начинается страдание".При этом за века страдаќний он, видимо, медленно, мучительно прозревает. В сущности, человеческое страдание происходит главным образом от непонимания и в результате от нарушения основных заповедей, а путь к уничтожеќнию страдания - в их исполнении, в постепенном внедрении в массовое сознание ясных нравственных ориентиров. И, конечно, в создании способствующих этому социально-экономических условий.

  •   СОДЕРЖАНИЕ
      I. Отдельные заметки об актуальности
      заповедей 4
      II. Коран. Первое знакомство 15
      III. "Четыре благородные истины буддизма" .... 34
      
      I. ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЗАПОВЕДЕЙ
      Влияние окружающих человека условий на его интеллектуальное и нравственное развитие весьма существенно. Подлинное духовное совершенствоваќние каждого и по возможности создание наиболее благоприятных для этого условий - вот общая цель на все времена. Ей способствует главный нравственный ориентир - система заповедей.
      Рассмотрим некоторые из них с точки зрения их актуальности в современной жизни общества.
      1. Не создавай себе кумира
      Эта заповедь заимствована из самых первых древќнейших основ человеческой морали. До них было "многобожие", дикие люди создавали из дерева или камня - языческих идолов, божков, которым поклоняќлись. Кумир - это объект восхищения, преклонения.
      А вот живой кумир древности - царь на золотой колеснице. Его окружают рабы с горящими факелами. И вокруг дикие, истерические восторги толпы.
      Это в древности. А, к примеру, в начале 19 века -Наполеон. Чем не кумир! А Сталин в 20-м. Как его обожествляли!
      А уж знаменитости... Кумиры толпы...
      Еще до Отечественной войны был якобы такой случай: поклонницы знаменитого тенора С. Я. Лемеќшева похитили его галоши, разорвали их на кусочки и расхватывали эти кусочки. А посмотрите на иные выступления современной "попсы", рок-певцов и т.п. И что творится с их "фанатами". Сплошная истерика.
      
      4
      4
      
      Уже 21-век. Но когда американский чернокожий певец Майкл Джексон приехал в Москву, его встречала обезумевшая толпа; молодежь, главным образом. По телевизору показывали. Он пожимал некоторые из протянутых к нему рук. Надо было видеть как сияла та девушка, чью руку Майкл Джексон случайно пожал и как рыдала другая, чью протянутую руку это счастье случайно обошло. Безумие да и только!
      2. Чти отца и мать
      Иногда родители детей избивают, всячески обиќжают, не заботятся о них... "По разным данным, в стране от полутора до двух миллионов беспризорќных", - пишет "Литературная газета".1
      И вероятно не все беспризорные - сироты. Бывают родители страшные, от которых дети бегут. В той же статье приводится жуткий случай. "Печальный рекорд ночной Москвы - самой молодой "жрице панели", выловленной властями, только-только исполнилось 7 лет. Девочка торговала собой, чтобы мать пропивала ее деньги.
      Из более чем 20000 московских проституток треть несовершеннолетние".
      Вероятно, даже расставшись с ужасными родиќтелями не стоит их ненавидеть. Лучше пожалеть, постараться понять обстоятельства, сделавшие их таќкими. Если не сразу понять, то хотя бы когда-нибудь, постепенно обретя подлинно человеческие свойства. Увы, жизнь так коротка, что не каждый успевает стать человеком".2
      1 С. Рыков. "Убывающий народ" (Љ 45, 2005 г.)
      2 С.Рыков. "Станут ли "пеньки" "самоварами" (Љ 39, 40, 2005 г.)
      5
      
      Зачастую родители - не ужасные, не страшные, просто обыкновенные люди. Но нет у них взаимопоќнимания с детьми. В таком случае тем более следует их прощать, а когда состарятся - пожалеть и помочь.
      3. Не прелюбодействуй
      Заповедь очень актуальная, но пока мы не создали условий для ее исполнения всеми. Не доросли.
      Вот небольшой отрывок из "Литературной газеты". (Как-то так случилось, что я одну эту газету выписыќваю, поэтому многое - из нее).
      "Два миллиона детей школьного возраста России не учатся по разным причинам. Гарантированы рост подростковой преступности, проституции (на трассе Ростов-на-Дону - Шахты несовершеннолетние "деќвочки" продают себя за 30 рублей, они стоят каждые сто метров, видел собственными глазами)...3
      4. Не кради
      Снова характерный отрывок из "Литературной газеты". "Выступавший на круглом столе мэр Ново-шахтинска Ростовской области А.Зайцев рассказал, что в его городе на 120 тысяч жителей всего 14300 рабочих мест и зарплата в полторы тысячи рублей считается завидной. В таких условиях воровство денег из казны перестало быть предосудительным - наобоќрот уважаемо".4
      Что нужно для постепенного создания условий, исќключающих все формы присвоения чужого имущества,
      3 Крутиер. "Крутые мысли (Љ 36 2005г. Клуб 12 стульев)
      4 В.Зиновьв. О выступлении председателя Совета Федерации
      С.Миронова и др. - круглый стол в Российской Академии гос. Служќ
      бы при Президенте Р.Ф.
      6
      
      в том числе, конечно, государственного? Вероятно этому способствовал бы весь комплекс заповедей, постепенно внедряемых в сознание и в жизнь и обеќспечение хотя бы прожиточного минимума для всех граждан.
      Полная свобода - реальность или мечта? К сожаќлению, мы пока еще не созрели для полной свобоќды. Писатель Фазиль Искандер однажды высказал в "Литературной газете" важную мысль.
      "Главный критерий свободы - чувство доброќвольного самоограничения. Как только человек поќчувствует себя свободным, первый же толчок сердца подсказывает ему, как обуздать эту свободу, чтобы она не принесла вреда другим. Если же такого толчка нет, если со словом "свобода!" человек бросается хапать и кричать все, что приходит ему в голову, не чувствуя никакой ответственности за свои слова и поступки, значит ему рано вручать свободу. Он проќсто опасен. А когда таких людей много, вся страна в опасности".5
      5 Не лги
      При определенной сдержанности, преодолений болтливости, человек уже теперь мог бы в значительќной мере эту заповедь исполнять. Ложь, невольная или умышленная, влечет за собой многие трудности, неприятные неожиданные последствия, дискредитиќрует человека в глазах окружающих. Да в сущности, и в собственных глазах. Лучше быть молчаливым, чем болтливым и лживым.
      5 "Не надо слишком много ждать от политики".
      Беседа Фазиля Искандера с обозревателем газеты Лидией Графовой
      7
      
      Если мы постараемся хотя бы удерживать себя от лжи, то постепенно научимся. Если, завравшись, челоќвек сам себе скомандует: "Остановись!", "Осторожќно!", "Не нарушай заповеди!", он станет сдержанней, будет думать, прежде чем болтать. Постепенно стал бы тягостен каждому не только так называемый "пиар", но даже просто самовосхваление, угодничество, приќтворство. Станет тягостным собственное или чужое стремление покрасоваться, умышленно или невольно себя возвысить. Насколько легче стала бы жизнь, если бы люди могли больше доверять друг другу и себе.
      6. Не завидуй и не желай чужого
      Таков главный смысл заповеди, содержащий длинќное перечисление: "Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего... ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего".
      Зависть вызвана подчас неудовлетворенным стремлением покрасоваться, "пустить пыль в глаза", ощутить свою значимость. Помня о благах, которыми пользуется ближний, мы не знаем порой о его трудќностях, опасностях, огорчениях, страданиях.
      Преодоление резкого неравенства в материальном обеспечении граждан, активное внедрение в массовое сознание нравственных ориентиров, общая высокая цель, помогли бы постепенному искоренению зависти, страшно отравляющей жизнь многих людей.
      Одна пенсионерка, в прошлом уборщица, стала объектом дикой зависти соседей. Ее сын (не олигарх, не миллиардер) праздновал свадьбу в ресторане, приќгласил 260 гостей и потратил около 30 тысяч долларов. После свадьбы поехал с женой в Арабские Эмираты в свадебное путешествие. Не знаю, где ее сын работает. Где-то в торговле. Она очень гордится таким размахом.
      8
      
      Во времена "застоя" люди, даже весьма небогатые, стояли в очередях за коврами и хрусталем, чтобы не отстать от других, несколько более состоятельных. Многие таким образом самоутверждались. Тогда был в ходу девиз: "Хочу как у Маньки!". Сейчас ковры и хрустали перестали быть дефицитом, сейчас, чтобы угнаться за теми, кто преуспевает, нужны блага соќвсем другого масштаба.
      Но у одних - роскошь, загородные виллы, зарубежќные путешествия, многочисленная обслуга, другим -не на что купить лекарство.
      В "Литературной газете" недавно была приведена небольшая подробность современной жизни: "Шахтер из города Зверева Ростовской области обратился в местную клинику с просьбой помочь тяжело больќной дочери - необходимо было платное лечение. Шахтера отправили в профком шахты, где он работал. В профкоме в деньгах отказали, пояснив что денежное пособие выделяется только семьям умерших. Шахтер повесился. Деньги за него получила вдова".6
      "Общество и всемирное и наше, постсоветское, утверждает Анатолий Ким в другом номере "Литеќратурной газеты"7 приняло доктрину потребления в этой жизни как главную".
      Вот они, условия, ведущие к ухудшению нраќвов. Преодоление всеми потребительского азарта уже теперь помогло бы созданию новых условий. "Но потребительство, откровенная наглость чистогана не вечны. Это временные явления", - пишет далее А. Ким. Будем надеяться. Пока что "Французские газеты пишут про оргии российских нуворишей в альпийском Куршавеле во время рождественских
      6 С.Рыков."Убывающий народ" (Љ 47, 2005 г.)
      7 А. Ким "От великой любви к Сахалину" (Љ 39, 40, 2005 г.)
      9
      
      каникул. Из уст в уста передаются скандальные подробности".8 А шахтер из г. Зверева Ростовской области повесился оттого, что не было денег на леќчение тяжело больной дочери.
      7. О справедливости
      Пусть будут в почете все, кто своим трудом приќносит конкретную пользу и помощь людям. Об этом, в сущности, все заповеди. Это может быть и реальная помощь, и доброе слово, и уважительное, внимательќное отношение к человеку. Насколько легче, светлей стала бы жизнь каждого. Для начала давайте внедрять это в сознание современных людей вопреки всему, что их уродует, делает жестокими, наглыми, болтлиќвыми, ленивыми, жадными. Независимо от профессии, должности, образования, каждый, действительно раќботающий на пользу людям, пусть получает достойное вознаграждение, моральное и материальное. Пусть не будет резких различий в материальном положеќнии людей.
      Не превращаем ли мы заповеди времен рабовќладения чуть ли не в коммунистические лозунги? Но вот, например, слова Иисуса Христа, приведенные в Евангелии: "Сделайте так, чтобы все было ровќно, чтобы не было ни впадин, ни возвышенностей, ни высокого, ни низкого. Тогда Бог будет среди вас, и все найдут спасение свое". Ясно, что здесь речь идет не о рельефе местности.
      "И спрашивал Его народ: что нам делать? Он отќвечал: у кого две одежи тот отдай тому, у кого нет. И у кого есть пища, отдай тому, у кого нет ея". При этом предлагается благотворить без крикливого самоќлюбования. "Чтобы милостыня твоя была в тайне...".
      8 "Что дозволено" (Љ 5, 2006 г.)
      10
      
      А всегда ли справедливо мы чествуем одних и не замечаем других? Всегда ли почет и высокое матеќриальное вознаграждение соответствует приносимой пользе?
      В "Литературной газете" (Љ 51, 2005) приводится высказывание академика РАН О. Богомолова: "Проќпасть в доходах создает в стране колоссальное соќциальное напряжение. Оно подогревается тем, что богатые совершенно сознательно демонстрируют всем остальным свои несметные богатства. Они демонќстративно транжирят деньги, в то время как четверть населения России живет в нищете. Вполне логично, что такое поведение богатых вызывает в стране волну ненависти по отношению к ним".
      Но совершенствование всеобщих взглядов привело бы постепенно к совершенствованию условий жизни.
      Как часто люди, способные повседневно приносить обществу огромную пользу, впустую разбазаривают силы и способности. Между прочим та же "Литераќтурная газета" сообщает, что в России "более 20 миллионов человек больны алкоголизмом и алкоќгольным психозом".9
      Там же сообщается: "Мужики и подростки гибнут (в драках, в автокатастрофах, в дорожно-транспортных происшествиях, после несчастных случаев на произќводстве...) в подавляющем большинстве из-за водки, под градусом. Под мухой убивают, мстят, сводят с кем-то счеты..." Какие огромные силы пропадают зря. А как все это влияет на окружающих!
      9 С. Рыков. "Пьяные паруса" (Љ 59, 2005 г.)
      11
      
      8. Возлюби ближнего своего, как себя самого
      Эта заповедь, как далекий свет в тумане, говорит о том, к чему надо стремиться, постепенно продвиќгаться. Для этого надо неуклонно совершенствовать людей и все обстоятельства их жизни, этому действиќтельно способствующие.
      Речь тут, конечно, не о возлюбленных. А о любќви общечеловеческой. На каких главных свойствах она может быть основана? Качества совершенных людей трудно перечесть. Они так многочисленны и разнообразны! Но какой-то скромный минимум высвечивается из заповедей. Кажется, он и теперь для каждого реален и вполне совместим со многими другими свойствами, вызывающими любовь.
      9. Каким быть?
      Скромным, кротким, трудолюбивым, молчаливым, милосердным.
      Будь скромным. Ясно, что скромному нужно меньќше материальных благ, чем жадному, завистливому потребителю и он меньше страдает от их отсутствия при условии, что у него есть другие, более важные цели, задачи, интересы. Скромный меньше вызывает неприязнь или ненависть у окружающих.
      В жизни достаточно страданий - от болезней, смертей, от подлинной нужды, злых людей и т.д. Не стоит страдать еще и от невозможности "пустить пыль в глаза" окружающим.
      Быть кротким очень трудно. Это значит прощать людям их недостатки. Даже когда приходится накаќзывать их за серьезные преступления, чтобы защитить себя и остальных. Это значит - не давать воли ненаќвисти, презрению, не быть наглым, не гневаться. Как
      12
      
      бы ни сложилась жизнь, быть благодарным за нее Богу, своей судьбе. Евангельский апостол Павел учил: "Всегда радуйтесь", "За все благодарите".
      Что касается трудолюбия, то известная пословиќца справедлива: "Без труда не вытащишь рыбку из пруда". Без труда скромному человеку не прожить. А обеспечить всех возможностью плодотворно труќдиться на пользу себе и людям - одна из главных задач государства.
      В ноябре 2005 года "Литературная газета" писала: "Промышленное производство в глубокой деградаќции, сельское хозяйство в упадке".10
      Что касается обывательской подчас бессмысленной болтовни или демагогии, т.е. умышленного искажения фактов, лживых обещаний, угодничества и т.п., то об этом есть в Евангелии особая заповедь (в Нагорной проповеди Иисуса Христа): "Пусть будет слово ваше: да - да, нет - нет, а что сверх этого, то от лукавого".
      И насчет милосердия в Евангелии немало сказано. О прощении, о примирении даже с врагом; о том, что помощь страдающему - это помощь самому Богу.
      10. Общая великая цель
      Если действительно смысл жизни человека, его высќшая цель - Царство Небесное, вечное благоденствие, избавление от земных страданий то, видимо, трудясь над созданием Царства Божьего на Земле (и прежде всего в собственных душах), люди тем самым готоќвятся к Царству Небесному. Нелегок, долог земной путь человека. Но как, хотя бы в какой-то мере обќрести покой, силу, уверенность? Многие талантливые, опытные люди утверждали, что помогает молитва.
      10 А. Кива. "Тупики либерализма и лево-правой оппозиции" (Љ 48, 2005 г.)
      13
      
      Есть заповедь: "Просите, и дано будет; ищите и найќдете; стучите и отворят вам". Искренняя, неотступная молитва! Расскажи в ней, хотя бы мысленно, про твои заботы, горести, про твои ошибки, грехи. Это поможет лучше осмыслить твою жизнь. Это поможет обрести надежду и утешение, ты не будешь больше одиноким.
      Конечно, не о материальных выгодах следует просить, и уж никак не о помощи в делах недобрых, недостойных. Пусть это будет молитва о спасении от болезней, горя, о помощи в труде, полезном людям, об исполнении лучших надежд в жизни человека.
      Главные нравственные ориентиры - это, в сущноќсти, идеология России, ее путь совершенствования, ее перспективы.
      Христианская этика способна объединить страну, постепенно сделать жизнь счастливей и светлей, а людей сознательными, сильными, добрыми. Не жадќные потребители, а высокие самоотверженные герои с благородной душой и развитым интеллектом. Задача вполне реальная и для всего мира. На этом пути люди и общество совершенствуются, обретая невиданную силу и миролюбие.
      Итак, внедрение в массовое сознание системы нравственных ориентиров - заповедей. И организация условий, которые способствуют исполнению нравќственных ориентиров.
      Создавать постепенно страну развитую, сильную, счастливую, способную стать примером для остальноќго мира. Это угодно Богу и необходимо всем людям.
      14
      
      II. КОРАН. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО. (КОРОТКИЕ ЗАМЕТКИ)
      Ислам - одна из основных мировых религий. Ее последователи - мусульмане.
      Сейчас у многих сложилось впечатление, что для мусульманской религии, Ислама, характерны терроќризм, жестокость и т.п. Это не так. Мы просто не знакомы с Исламом. У многих неверное представќление о мусульманах, а они ведь очень разные, как и все остальные.
      Может быть попробовать найти то общее, что есть у всех вероисповеданий? Сейчас пока - то общее, что есть у христиан и мусульман.
      Впервые в жизни передо мной главная священная книга мусульман, где изложены основные принципы Ислама. Бог один для всего человечества, разными бывают лишь религии. Вероятно в каждой из главных мировых религий можно увидеть такие нравственные ориентиры, заповеди, которые способствуют соверќшенствованию людей.
      Многие страницы Корана посвящены Библии, Евангелию, рассказывают о Моисее, Ное, об Иисусе Христе... Приводятся некоторые притчи, эпизоды.
      Несколько лет назад я попробовала на основе Евангелия и первых десяти библейских заповедей сформулировать основные христианские заповеди и комментарии к ним об их сути, смысле. Потом все это дорабатывала, редактировала. Теперь попробую выявить, нет ли сходных заповедей и в мусульманстве, одной из главных мировых религий.
      15
      
      Первая сура, (т.е. глава), содержит пламенные восхваления Аллаха (Бога) и мольбу о помощи. Это, пожалуй, основной мотив всех глав Корана.
      В Библии, в Евангелии - Божьи заповеди, обращенќные к людям, т.е. обращение Бога к людям. В Коране - обращение к Богу, посланника Божьего, пророка Мухаммеда. Но и там и тут речь о праведных путях, по которым ведет людей единый, могущественный Бог. Вероятно, в главных мировых религиях есть свои расхождения, различия. У каждого народа своя история борьбы, заблуждений, страданий, свои доќстижения, которые интересны для всех. Но при всех различиях, в этих главных мировых религиях, в их подлинных первоисточниках есть основы поведения и отношений, которые их роднят.
      Заповеди - главная нравственная истина, с которой человечество подходит к третьему тысячелетию.
      Воплощать свое понимание заповедей и способќствующих (или препятствующих) их исполнению услоќвий жизни - главная задача литературы.
      "Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа", - говорится во второй суре (стр. 41, Љ112). Все христианские заповеди тоже призывают людей совершать добро. Может быть, с этим призывом пророка Мухаммеда делать добро перекликается и заповедь Блаженства из Нагорной проповеди Христа: "Да светит свет ваш пред людьми". В очерке, перечисляющем заповеди, (и эту в том числе), я добавила комментарии, переќдающие ту же суть: "Постарайся сделать жизнь окружающих светлей, приносить пользу людям". (Это ведь тоже значит "совершать добро").
      16
      
      А вот еще во второй суре (стр. 70, Љ271) знакоќмый призыв: "Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и разќдаете ее неимущим, то это еще лучше для вас". И вспоминается заповедь из Нагорной проповеди Христа: "Твори милостыню втайне".
      Снова вторая сура: "Аллах не возлагает на человеќка сверх его возможностей", (стр. 73, Љ286). "Необќходимо взвешивать свои силы", - учит и христианство.
      Вот мелькнуло в 3-й суре упоминание, какими должны быть люди (стр. 76, Љ17): "Они терпеливы, правдивы, смиренны..." Знакомые качества! Об этих качествах говорится и в христианских заповедях. В 3-й суре также сказано, что такие люди помогают ближним ("делают пожертвования") и "просят проќщения перед рассветом".
      В конце Корана даны комментарии. Там, в частќности, упоминается (стр.658, коммент. 101), что поќсланник Аллаха сказал: "Всевышний и Всеблагой Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь в ее последнюю треть и говорит: "Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его? Кто молит Меня о прощении, чтобы Я простил его?"
      Вспоминается христианская заповедь: "Просите и дано будет. Ищите и найдете. Стучите и отворят вам". В комментариях к этой заповеди сказано: "Искренняя неотступная молитва доходит до Бога. Расскажи в ней про твои заботы, горести, про твои ошибки, грехи. Это поможет обрести надежду и утеќшение. Ты не будешь больше одиноким".
      В третьей суре (стр.91, Љ133, Љ 134) еще сказаќно, что Рай уготован для "богобоязненных, которые
      17
      
      делают пожертвования в радости и в горе, сдержиќвают гнев и прощают людей. Воистину Аллах любит творящих добро". И в христианской этике говоритќся о помощи людям, о прощении. Там в заповеди "Не гневайся на ближнего" есть такие комментарии: "Постарайся понять каждого человека, его достоинќства, недостатки, а также их причины. По возможности мирись с врагом". Здесь в обеих религиях близќкие друг другу нравственные ориентиры. А почему "по возможности"? Может быть, при любых обстояќтельствах никого никогда не наказывать?
      И вообще, может быть, я совершила грех, добавляя что-то к библейскому поучению?
      Вот еще комментарии к древнейшей заповеди "Не убивай". В них дано пояснение: "Эта заповедь будет вполне исполнима через много лет в результате долгого совершенствования людей и общества". И еще пояснеќния к древнейшему библейскому правилу "Не убивай": "Не все заповеди вполне осуществимы уже сегодня. Пока приходится ограничивать исполнение некоторых из них, это человеческая самозащита. Хотя даже убийцы не всегда людоеды и волки. Подчас это просто обманутые люди, лишенные настоящих ориентиров".
      Если люди, которых сделали опасными воспитание и условия жизни, нападают, убивают, калечат и мучаќют других, приходится с ними бороться, вплоть до их уничтожения, чтобы защитить остальных. Но если с детства людей воспитывать иначе и по-настоящему им помочь, они все будут гораздо счастливей и милосерќдней. На земле идеал недостижим, но сознательное, последовательное приближение к нему все заметней улучшало бы условия жизни на каждом этапе разќвития общества.
      18
      
      Мне казалось, что заповедь "Не убивай" - маяк, освещающий будущее человечества. К этому надо стремиться. Комментарии здесь говорят о дне сегодќняшнем, о том, что уже исполнимо для всех.
      Между прочим, в Коране (стр.663, Љ121) приводятќся очень нужные для всех слова посланника Аллаха: "Силен не тот, кто может свалить с ног других, а тот, кто может держать себя в руках, когда гневается".
      О женщинах много сказано в Коране. В 4-й суре, например, между прочими поучениями есть такие: "Праведные женщины покорны... А тех женщин, неќпокорности которых вы опасаетесь,... побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них" (стр.108, Љ34).
      Я отнюдь не знаток, но у мусульман, кажется, существует многоженство. И сейчас существует? Отсюда, видимо, и покорность. Во всяком случае, это явно пережиток далекого прошлого - и покорность женщин, и гаремы. Вероятно, в ходе общечеловечеќского развития и совершенствования интеллигентный, образованный мусульманин придет к тому же, чему учит христианская этика: будет стремиться встретить свою "единственную". "Пусть это будет для тебя человек милый, близкий, любимый, любящий". Пока что во всем мире, у всех народов есть так называемое "прелюбодеяние". Далеко не все стремятся встретить "свою единственную" ("единственного"). "Не развоќдись с женой или мужем", сказано в Нагорной проќповеди Иисуса Христа. Пока еще это скорее идеал, ориентир, вполне исполнимый в будущем, гораздо более совершенном обществе, избавленном от многих нынешних трудностей и проблем.
      19
      
      Мне кажется, что в Библии даны зачастую вечќные идеалы, к исполнению которых надо медленно, мучительно приближаться, стремиться. В Коране чаще наряду с идеалами вечными, даны сегодняшние нравќственные ориентиры, еще не столь совершенные, как идеал, устремленный в будущее.
      А в далеком-далеком прошлом... Чего только не было во всем мире, у всех народов! Страшные вещи творились. Вот, к примеру, великий библейский царь Соломон, сын Давида, могущественный, мудрый, талантливый. У него было 700 жен и 300 наложниц. Далеко до современного и, тем более, будущего идеала: единственной возлюбленной на всю жизнь.
      Верующие, "которые совершают некоторые из праведных поступков", попадут в Рай, - говорится в 4-й суре (стр. 122, Љ 124).
      Рай, Царствие Небесное - конечная цель земного человека. "Незаметное, но главное дело человека заслужить Царствие Небесное, готовясь к нему заќблаговременно", таков краткий смысл притч Иисуса Христа из его Нагорной проповеди.
      "Аллах не любит, когда злословят"..., сказано в 4-й суре (стр. 126, "148). И тут же на память прихоќдит христианская заповедь "Не судите, да не судимы будете" и комментарий к ней: "Старайтесь понять каждого и напрасно не осуждайте".
      "Не кради", - гласит одна из первых десяти Божьих заповедей Библии. В 5-й суре Корана та же заповедь дается наряду с поучением, как поступать с теми, кто это нарушает. "Вору и воровке отсекайте руки в возќдаяние за то, что они совершили", (стр. 138, Љ 38).
      В Коране наряду с нравственным ориентиром на все времена, даются подчас поучения, близкие
      20
      
      к нравам сиюминутным, к привычным, конкретным действиям. Но светит, как маяк, будущее - по сути единая заповедь: "Не кради".
      Поучений деловых, практических немало. Подчас они содержат страшные, наивно дикие подробности, характерные для нравов диких людей.
      В 5-й суре, наряду с прочим, говорится весьма подробно о том, как немедленно наказывать за преќступления. Нечто вроде конкретного "уголовного коќдекса" рядом с высшими нравственными ориентирами. Из комментариев (стр. 688 - 689, комм.198) узнаем, что в послании пророка, отправленном в Йемен, говоќрилось: "Если доказано, что человек предумышленно и несправедливо убил правоверного, то его надлежит казнить, если только родственники убитого не поќжелают поступить с ним иначе. Выкупы за убитого человека составляют 100 верблюдов. Полный выкуп должен быть выплачен, если человеку целиком отреќзали нос, или выкололи оба глаза, или отрезали язык, или вырезали губы... За отрубленную стопу надлежит выплатить половину выкупа; за нанесение глубокой травмы головы или проникающего ранения на теле -треть выкупа; за нанесение травмы головы со смещеќнием костей - 15 верблюдов; за каждый отрубленный палец на руке или ноге - по 10 верблюдов; за перелом зуба или нанесение травмы с обнажением кости - 5 верблюдов. Мужчину надлежит казнить за убийство женщины. Если же люди пожелают заплатить выкуп золотом, то они должны заплатить 1000 динаров".
      Так обстоятельно, подробно, деловито! И так жутќко! Впрочем это не такая уж редкость. И в России отрезали языки, рвали ноздри и т.п. Человеческие нравы меняются медленно. В учении Христа речь
      21
      
      о вечных нравственных ориентирах, в Коране - о вечных, наряду с ориентирами, современными для древних людей.
      В б-й суре есть небольшое высказывание, очень важное, свойственное всем основным религиям: "Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние и с ними не поќступят несправедливо" (стр. 174, Љ 160) .
      Библия учит постоянному исполнению Божьих заќповедей, основ поведения и отношений. Эта мысль встречается и в 7-й суре, огромной, содержащей самый разнообразный материал. "Скажи: "Я следую только за тем, что внушается мне в откровении от моего Господа. Это... верное руководство и милость для верующих", (стр. 200, Љ 203).
      Вот и в 8-й суре сказано, что "Аллах желает подќтвердить истину своими словами,., чтобы восторжеќствовала истина и исчезла ложь", (стр. 201, ЉЉ 7,8).
      Вот еще в 8-й суре знакомая мысль: "Не уподоќбляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих доќмов, показывая себя перед людьми, и сбивая других с пути Аллаха, (стр. 207, Љ 47). Об этом сказано и в христианской этике: "Возвышающий себя сам унижен будет". И еще: "Будь скромным, кротким".
      "О пророк! - говорится в 8-й суре; - Скажи пленниќкам, которые находятся в ваших руках: "Если Аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобранное у вас и проќстит вас. Воистину Аллах Прощающий, Милосердный, (стр. 210, Љ 70). О прощении, о безграничном миќлосердии постоянно напоминает и христиансќкая этика.
      22
      
      В Коране жестокость к врагам сочетается со споќсобностью к прощению, к помощи людям, не понимаќющим, что они творят. В 9-й суре сказано: "убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они расскаются,.. то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный, (стр. 211, Љ 5). Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежище, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди" (стр. 311, Љ б) . Что-то все же здесь есть, (наќряду с беспощадностью), гуманное. Какое-то стремќление понять человека, помочь ему.
      Вспоминаются краткие комментарии к заповеќдям Иисуса: "Постарайся понять каждого человека, его достоинства, недостатки, а также их причины. По-возможности мирись с врагом".
      Но не всегда это удается. "Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, - говоќрится в 9-й суре, (стр. 218, Љ 41) - и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас..." Но Иисус призывал: "Как хотите, чтобы с вами поступили люди, так поступайте и вы с ними". Я добавила к формулировке этой заќповеди комментарии, мне казалось, соответствующие по сути учению Христа: "Прощайте их. Относитесь бережно к чужой жизни, достоинству, интересам".
      Коран, кажется, не признает Иисуса Богом. "Хриќстиане сказали: "Мессия - сын Аллаха... До чего же они отвращены от истины". Христиан здесь осуждают за то, что они признают сыном Бога "Мессию, сына Марьям (Марии)". "А ведь им было велено, - говорит-
      23
      
      ся далее в Коране, поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества".
      Не берусь судить о том, чего не знаю. Но душа принимает утверждение, что Иисус - Бог, сын Божий.
      Споры вечно шли между религиями. Да и внутри каждой из религий было столько расхождений, отклонений. Всевозможные секты, среди них некоќторые, искажавшие самую суть религии. А среднеќвековая инквизиция! Много страшного было в челоќвеческой истории. Надо найти в каждой из мировых религий все самое лучшее, реально способствующее совершенствованию людей и общества.
      Я не знаток, не специалист, вступать в дискуссии не в состоянии, лишь, читая, стараюсь понять, как мучительно долго, в борьбе противоречий складываќлось у людей представление о сути и смысле жизни. Недавно я случайно наткнулась на часть страницы из какой-то газеты, возможно "Литературной", где не было ни даты, ни номера. Там была статья Алексанќдра Хачикова из Тулы. Может быть, отклик читателя?
      Удивительно разумно было там сказано: "...Лучќшие представители всех рас, вероисповеданий и конќфессий... должны... выяснять общее, что есть у всех вероисповеданий. Оно и будет общепланетарной объќединяющей идеей". Название статьи - "Слепые вожди человечества. Когда они прозреют?" Но прозревать по-возможности надо бы всем, а не только вождям.
      Несколько лет назад я, читая Библию, составила кратќкий очерк о христианской этике, ее главных нравственќных ориентирах. Он издавался несколько раз. Каждый раз я его немного переделывала, что-то добавляла, исключая, редактируя. Старалась чуть-чуть "осовреќменить", упростить древние формулировки, добавить
      24
      
      свои комментарии, не искажая дух и суть первоосновы. Наконец получился мой нынешний вариант: Приводятся христианское основы поведения и отношений. Не знаю, пригодится ли это кому-нибудь. Хотелось бы.
      Теперь я впервые попробовала хотя бы чуть-чуть познакомиться с Кораном и возникли первые впеќчатления. Из огромных текстов я отобрала лишь отдельные мысли, особенно близкие по смыслу к тем, которые содержатся в христианских заповедях. Читая весь Коран, я эти моменты отметила, чтобы к ним затем опять вернуться.
      Вот, например, 9-я сура. "Скажи: "трудитесь и увиќдят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие", (стр. 224, Љ 105) .
      В очерке о христианских заповедях сказано, каким быть человеку. Это сказано, мне кажется, на основе смысла и сути Евангельского текста. "Будь скромным, кротким, трудолюбивым, молчаливым, милосердным". Видимо, этот образец поведения присущ в опредеќленной мере и подлинным мусульманам.
      "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьќте правдивыми - учит 9-я сура. (стр. 230, Љ 119). Уже в первых 10-ти Библейских заповедях сказано: "Не лжесвидетельствуй". Каюсь, я добавила в скобках в качестве комментария: "(И вообще не лги)". Но ведь это вполне соответствует общему смыслу.
      В 10-й суре есть напоминание: "Тем, которые твоќрили добро, уготовано Наилучшее (Рай)..." (стр. 236, Љ 26). А воздаянием тех, кто приобрел зло, будет равноценное зло", (стр. 236, Љ27).
      Вспомним краткое изложение притчи Иисуса Христа: "Добрым и злым дается время вполне проявить себя до той поры, когда подводятся окончательные итоги".
      25
      
      И еще: "Незаметное, но главное дело человека заслужить Царство Небесное, готовясь к нему заблаќговременно". Это из притчи Иисуса. А вот небольшое дополнение в очерке: "Постепенно приучай себя к исполнению заповедей". Ведь исполняя заповеќди, (постепенно учась этому, поскольку это далеко не всегда получается легко и сразу) человек готовит себя к той поре, когда "подводятся окончательќные итоги".
      "В тот день Аллах соберет их, словно они пробыли на земле или в могилах всего лишь один дневной час и они узнают друг друга. Воистину, убыток потерпят те, которые считали ложью встречу с Аллахом и не следовали прямым путем..." (стр. 238, Љ 45). "Поќтом будет сказано тем, кто поступал несправедливо: "Вкусите вечные мучения!" (стр. 238, Љ 52) .
      В 11-й суре сказано: "Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним..." (стр. 245, Љ53).
      Вот еще на ту же тему: "Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберем это, то он отчаиќвается и становится неблагодарным, (стр. 245, Љ 9). Если же Мы дадим ему вкусить милость после поќстигшей его беды, то он говорит: "Напасти оставили меня в покое". Он начинает ликовать и бахвалиться", (стр. 245, Љ10) . И только тем, которые терпели и совершали праведные деяния, уготованы прощение и великая награда", (стр. 245, Љ 11).
      Коран - огромная книга. В ней проповеди, описание обрядов, молитвы, заклинания, притчи, назидательные речи. Среди этой массы текстов мелькнет вдруг нечто знакомое, по сути сходное с христианскими основами поведения и отношений, в чем-то роднящее обе столь разные религии.
      26
      
      "Мир вам, за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна последняя обитель!" - сказано в 13-й суре. (стр. 276, Љ 24).
      А вот сура 14-я. "Те, которые уверовали и соверќшали праведные деяния, будут введены в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно с дозволения своего Господа. Их приветствием там будет слово: "Мир", (стр. 282, Љ 23) .
      15-я сура, (стр 288, Љ 45) . "Воистину, богобоязќненные пребудут в Райских садах и среди источниќков".
      "Входите сюда с миром, будучи в безопасности", (стр. 288, Љ 46).
      16-я сура. "Воистину Аллах - с теми, кто богобоќязнен и кто творит добро", (стр. 305, Љ 128).
      Коран в 17-й суре (стр. 308, ЉЉ 23, 24) учит делать добро родителям. Обращаться к ним почтительно. И в Библии одна из первых Божьих заповедей - "Чти отца и мать".
      "Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты..., -сказано также в 17-й суре. (стр. 308, Љ 31). "Воистину, убивать детей - тяжкий грех". И там же в 17-й суре: "Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно являќется мерзостью и скверным путем", (стр. 309, Љ 32).
      "Не прелюбодействуй" - одна из первых заповедей Библии.
      "Не ступай по земле горделиво...", - учит Коран (в 17-й суре, стр. 309, Љ 37).
      "Будь скромным", - учат и христианские заповеќди. "Возвышающий себя сам, унижен будет".
      "Грешники увидят Огонь и им станет ясно, что они будут брошены в него, - сказано в 18-й суре. - Они не найдут от него спасения", (стр.323, Љ53).
      27
      
      Читаю суру за сурой (главу за главой)... А вот вдруг заповедь, так похожая на знакомую христианскую.
      "Мирская жизнь - всего лишь потеха и игра, а Поќследняя обитель - это настоящая жизнь". (30-я сура, стр. 428, Љ 64). А вот еще: "Каждой душе воздастся сполна за то, что она совершила". (40-я сура, стр. 490, Љ 70).
      Итак, отдельные поучения Корана и некоторые христианские заповеди... Это, в сущности, о пути человеческом к подлинному добру, о возможности сделать земную жизнь светлей и заслужить Царствие Небесное, готовясь к нему заблаговременно.
      Учитывая международный терроризм, встречается иногда стойкое предубеждение против "лиц кавказќской национальности". В Москве я знаю жительницу "кавказского происхождения", чудесного врача, замечательно умелую, талантливую, благородную. Сколько она пользы людям приносит, сколько добра. Щедро, бескорыстно.
      Но ведь знают все о мусульманских смертницах, ценой своей жизни совершающих теракты? Какие муки они причиняют! Но они ведь верят, свой "подќвиг" совершают во имя Аллаха! Сколько страшных заблуждений, сколько доверчивых нелепостей на свете! Как необходимы всем понимание добра и зла, светлые нравственные ориентиры.
      При всей безграничной любви к своей стране и наќроду великий русский классик Достоевский показал чудесного юношу кавказца по имени Алей.
      "Записки из мертвого дома". Разные заключенные находились в одной казарме. "Вот кучка кавказских горцев, присланных большею частью за грабежи..." Среди них дагестанец Алей, 22 лет. "Вся душа его
      28
      
      выражалась на его красивом, можно даже сказать -прекрасном лице. Улыбка его была так доверчива, так детски простодушна; большие черные глаза были так мягки, так ласковы, что я всегда чувствовал особое удовольствие, даже облегчение, в тоске и в грусти глядя на него".
      А как он попал на каторгу? Дома старший брат "однажды велел ему взять шашку и садиться на коня, чтоб ехать вместе в какую-то экспедицию. Уважение к старшим в семействах горцев так велико, что мальчик не только не посмел, но даже и не подумал спросить, куда они отправляются? Те же не сочли и за нужное сообщить ему это. Все они ехали на разбой..."
      Коран учит идти праведным путем. Подчас люди, внешне исповедывают определенную подлинную реќлигию, но не понимая ее основ, служат в сущности иным, далеким от нее недобрым целям.
      Они подстерегли на дороге богатого армянского купца, зарезали его и разграбили его товар. Потом дело открылось, их сослали в Сибирь на каторгу.
      Алей был для братьев утешением в ссылке. Всегќда мрачные и угрюмые, они, видя его, добродушно улыбались.
      "Трудно представить себе, как этот мальчик во все время своей каторги мог сохранить в себе такую мягкость сердца, образовать в себе такую строгую честность, такую задущевность, симпатичность, не заќгрубеть, не развратиться. Это, впрочем, была и стойќкая сильная натура... он умел за себя постоять...".
      (Повествование в книге Достоевского ведется от имени дворянина Александра Петровича Горянчикова.)
      "Мало-помалу я начал с ним разговаривать; в неќсколько месяцев он выучился прекрасно говорить
      29
      
      по-русски..." Мальчик скромный, деликатный, был на редкость умен. "Есть натуры, до того прекрасќные от природы, да того награжденные Богом, что даже одна мысль о том, что они могут когда-нибудь измениться к худшему, вам кажется невозможною. За них вы всегда спокойны. Я и теперь спокоен за Алея. Где-то он теперь?.."
      У него и сестра и мать были необыкновенные красавицы.
      "- А любила тебя мать?
      - Ах! Что ты говоришь! Она, верно, умерла теперь
      с горя по мне. Я любимый был у него сын. Она меня
      больше сестры, больше всех любила... Она ко мне
      сегодня во сне приходила и надо мной плакала.
      У Алея было много способностей. Он вскоре выучился столярному делу, а также шить белье, таќчать сапоги.
      - Послушай, Алей, - сказал я ему однажды, - отчего
      ты не выучишься читать и писать по-русски? Знаешь
      ли, как это может тебе пригодиться здесь в Сибири
      впоследствии?
      - Очень хочу. Да у кого выучиться?
      
      - Мало ли здесь грамотных! Да хочешь, я тебя
      выучу?
      - Ах, выучи, пожалуйста! - и он даже привстал на
      нарах и с мольбою сложил руки, смотря на меня.
      Мы принялись с следующего вечера. У меня был русский перевод Нового Завета - книга, не запрещенќная в остроге. Без азбуки, по одной этой книге, Алей в несколько недель выучился превосходно читать... Он учился с жаром, с увлечением.
      Однажды мы прочли с ним всю Нагорную проповедь...
      Я спросил его, нравится ли ему то, что он прочел.
      зо
      
      Он быстро взглянул, и краска выступила на его лице.
      - Ах, да! - отвечал он. - Да, Иса святой пророк.
      Иса Божий слова говорил! Как хорошо!
      - Что ж тебе больше всего нравится?
      - А где он говорит: прощай, люби, не обижай
      и врагов люби...
      Он обернулся к братьям, которые прислушивались к нашему разговору, и с жаром начал им говорить что-то. Он долго и серьезно говорили между соќбой и утвердительно покачивали головами. Потом с важно благосклонною, то есть чисто мусульманскою улыбкою, (которую я так люблю и именно люблю важность этой улыбки) обратились ко мне и подќтвердили: что Иса был Божий пророк и что он делал великие чудеса...
      Письмо у нас пошло тоже чрезвычайно успешно. Алей достал бумаги (и не позволил мне купить ее на мои деньги), перьев, чернил и в каких-нибудь два месяца выучился превосходно писать".
      Он любил своего учителя, может быть, так же, как и братьев.
      "Никогда не забуду, как он выходил из острога. Он отвел меня за казарму и там бросился мне на шею и заплакал. "Ты для меня столько сделал, столько сделал, - говорил он, - что отец мой, мать мне бы столько не сделали: ты меня человеком сделал, Бог заплатит тебе, а я тебя никогда не забуду..."
      Где-то, где-то теперь мой добрый, милый, милый Алей!.."
      И эти люди кого-то зарезали, ограбили! В человеке столько всего намешано! Как извлечь и развить лучшее, чтобы ему и всем окружающим стало легче? Вот о чем
      31
      
      надо прежде всего всем думать - властям, ученым, художественной и прочей интеллигенции, да и всем остальным. От этого зависит их собственная судьба, судьба детей, внуков, далеких и близких потомков.
      А вот "Кавказский пленник" Л.Толстого. Двух русских пленников горцы посадили в яму. "В грязной страшной яме они совсем приуныли, и вдруг однажды прямо на колени Жилину упали две лепешки, посыпаќлись черешни. Это Дина пожалела пленников". И на другой день Дина "кинула им две сырные лепешки" и сообщила: "... Иван, тебя убить хотят. - Сама себе рукой на шею показывает.
      - Кто убить хочет?
      - Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко.
      И Жилин попросил ее принести длинную палку. Она сказала: "Нельзя, увидят все дома". А вечером притащила все-таки длинный шест - с крыши сняла".
      Второй пленник бежать отказался:
      - "Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?
      - Ну так прощай, не поминай лихом... Жилин ухваќ
      тился за шест, велел Дине держать и полез.
      Кое-как выбрался. "Снеси на место, Дина, а то хватятся..."
      "Потащила она шест, а Жилин под гору пошел. Опять Дина прибежала и еще лепешек принесла...
      - Прощай, Динушка. Век тебя помнить буду.
      Она заплакала, побежала. А Жилин пошел по доќроге".
      Девочка-мусульманка добрая, прелестная, самоќтверженная. Даже в страшной обстановке постоянной войны, убийств, казней.
      Не надо жалеть усилий, чтобы постепенно создаќвать иные условия, обстановку, нравы. Тогда такими
      32
      
      как Алей и Дина станет постепенно большинство христиан и мусульман.
      Обе религии, христианство и мусульманство, приќзывают к добру, терпению, праведности.
      Как необходимо постоянно внедрять в массовое сознание высокие нравственные ориентиры!
      зз
      
      III. "ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ БУДДИЗМА"
      Перелистывая страницы с заповедями, слегка упроќщенными и "осовремененными", я вдруг подумала, что внедрение в массовое сознание этих нравственных ориентиров это фактически - путь к освобождению от страданий. Кстати, когда-то Будда, основатель буддизма, говорил о "4-х благородных истинах": страќдание, его причина, состояние освобождения и путь к освобождению. Надо, пожалуй, вкратце напомнить о Будде и его учении, может быть многое станет ясней.
      Итак, Будда, что на древне-индийском языке, санќскрите означает "Просветленный". Его настоящее имя Сидхартхе Гаутама (623 - 544 до н.э.). По преданию он происходил из племени Шакьев (Сев. Индия). Поэтому одно из его имен: Шакья-Муни ("отшельник из шакьев").
      Сын царя, счастливый и любимый. До 29 лет цаќревич Гаутама прожил, понятия не имея, что на свете существуют зло, печаль, смерть и страдания. У него были жены, сын, сады с великолепными дворцами... Но однажды он встретил вдруг нищего, больного старика и был поражен. Он полагал, что этот странќный человек таким и родился, но слуга объяснил, что старик тоже был когда-то юным и цветущим, что все люди, пока не умрут, стареют и дряхлеют. "Прекрасќный принц" впервые узнал, что и его когда-нибудь ждет старость.
      В другой раз он встретил во время прогулки больќного проказой, покрытого язвами. Потом, встретив похороны, понял наконец, что болезнь и смерть удел каждого. Раньше жизнь казалась ему прекрасной,
      34
      
      вполне безоблачной, теперь он увидел, что радоќсти кратковременны, что у всех впереди-страдания и смерть.
      Мысли о несовершенстве мира, о несчастьях людей, подверженных болезням, старости, смерти... И еще его поразила случайная встреча с отшельником, поќкинувшим земные блага ради серьезных размышлений о том, как устранить Зло. Он решил покинуть дворцы, жен и даже новорожденного сына, чтобы где-нибудь в уединении осмыслить, почему люди несчастны.
      Однажды ночью, после роскошного празднества он покинул царский дворец, стал нищим, затем примкнул к отшельникам-созерцателям, славившимся своей мудростью.
      Дни проходили в духовном сосредоточении. Но заќтем он ушел от созерцателей, не найдя у них ответов на мучившие его вопросы. Он поселился в лесу возле деревни, продолжая самосозерцание в одиночестве и тут наконец словно прозрел. (Будда значит "Проќсветленный").
      Размышляя над озарившей его идеей, он создал новое, весьма своеобразное учение и сообщил о нем страдающему человечеству.
      Суть учения заключалась в духовном освобождении ("нирване") в переходе человека на более высокий духовный уровень бытия.
      Вначале Гаутама встретил насмешки и презрение. Он решил, что сможет лучше воздействовать на общественное мнение, приобретя побольше последоќвателей. Постепенно возникла община с определенќными правилами. Учение Будды распространилось. Он всегда говорил понятно, ясно и кратко. Вдобавок индусов привлекали его скромность, доброта.
      35
      
      Не всегда было Будде легко с окружающими. Случались подчас интриги, вражда. Но воля, мужеќство и выработанное им отношение к окружающим устраняли всевозможные проблемы.
      "Человека, причиняющего мне вред, я поставлю под защиту моей незлопамятной любви, и чем более зла он мне наносит, тем более добра я ему окажу".
      Хотя Будда отрицал существование Бога, эти мысли близки к христианским.
      Весьма характерно и такое его высказывание: "То, чем дорожит человек, о чем он думает: это мое, -разве удержит он у себя, умирая..?"
      Он дожил до глубокой старости, много странќствовал, повсюду распространяя свое учение. Он создал общество своих духовных последователей, в котором все были равны. Выход из общества всегда был свободен.
      Будда верил, что после смерти человек постоянно возникает вновь. "...Новое человеческое существо... пожинает следствие своих мыслей в предыдущих существованиях".11
      Учение Будды широко распространилось. Подќчас под воздействием чуждых влияний это учение искажалось, менялось. Сейчас главным центром северного буддизма являются Тибет, Китай, Япония, Непал, Монголия. Он распространился также среди бурят и калмыков. Южный буддизм распространен в Таиланде, Бирме и на острове Цейлон.
      Итак, "4 благородные истины" буддизма: страќдание, его причины, освобождение от него, путь к освобождению.
      11 Н. Рокотова (Е. И. Рерих). "Основы буддизма" (стр. 255) В сб. "Будда и его учение", "Рипол классик", М. 2005 г.
      36
      
      "Братья, мы блуждаем по печальному, пустынноќму пути... Вот, братья, высокая истина страдания: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, разќлука с людьми любимыми есть страдание, близость людей нелюбимых есть страдание, недостижимость желаний есть страдание (короче, все существование человека есть страдание).
      Вот, братья, высокая истина о происхождении страдания: это жажда бытия..., это... влечение к инќдивидуальному счастью. Вот, братья, высокая истина об уничтожении страданий: это - совершенное униќчтожение жажды бытия...
      "Вот, братья, высокая истина о пути, ведущем к уничтожению страданий, - это высокий осьмеричный путь, который называется истинной верой, истинной решимостью, истинным словом, истинным делом, исќтинной жизнью, истинным стремлением, истинными помыслами и истинным самопознанием".12
      Так как же это все достигается? В книге изложеќно учение Будды о пути, ведущем к уничтожению страдания. Но что касается пути, мне он кажется не особенно исполнимым и даже неясным. Возможно, от моего недопонимания.
      "Познанием этих истин можно достигнуть вечного успокоения от страданий, мудрости, просвещения, нирваны, т.е. такого душевного состояния, когда уничтожается всякая жажда бытия и исчезают все страсти, - состояние, которому ничто не соответствуќет в мире, оно выше всякой действительности, в нем существо, отрешенное от всякого движения жизни,
      12 К. М. Карягин. "Шакья-Муни" (стр. 41) В сб. "Будда и его учение". "Рипол классик", М. 2005 г.
      37
      
      погружается в совершеннейший душевный покои, и наоборот, неведение, незнание этих истин служат источником всех зол жизни. Кроме познания этих четырех истин, люди для достижения нирваны должќны были освободиться еще от следующих "десяти цепей", приковывающих их к существованию:
      во-первых, от заблуждения, что "я", индивидуальќность или душа неизменны;
      во-вторых, от сомнения в том, что существует путь к освобождению от перерождений;
      в-третьих, от убеждения в том, что разные религиќозные обряды - молитвы, жертвы, почитание религий и прочие обряды и церемонии ведут к спасению;
      в-четвертых, от чувственных страстей и желаний;
      в-пятых, от ненависти и недоброжелательства к своим близким;
      в-шестых, от любви к земной жизни;
      в-седьмых, от желания будущей жизни на небе;
      в-восьмых, от гордости;
      в-девятых, от высокомерия и, наконец,
      в-десятых, от неведения. Познавший четыре истины спасения и освободившийся от "десяти цепей", по учению Шакья-муни, мог достигнуть высшей степени нравственного совершенства..." (там же, стр. 42).
      А может быть выход в том, чтобы с помощью заповеќдей, конкретных основ поведения и отношений уяснить, что страдание происходит главным образом от нарушеќния этих заповедей, а путь к уничтожению страдания -в их исполнении, в постепенном внедрении в массовое сознание этих ясных нравственных ориентиров? Тогда могут постепенно установиться между людьми нормальќные дружественные отношения и в результате - более справедливые и счастливые условия жизни.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вольская Инна Сергеевна (involskaya@yandex.ru)
  • Обновлено: 23/05/2010. 56k. Статистика.
  • Очерк: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.