Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 1.1

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 14/03/2020.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Размещен: 09/03/2020, изменен: 07/05/2024. 89k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц
  • Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.46*4  Ваша оценка:



      
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"


      "Линкор "Тирпиц" - это наверное неиссякаемый источник интереса во всем мире, который нашел отражение в многочисленных публицистических изданиях и литературных произведениях в течение последних десятилетий. Почему же тогда необходимо снова вернуться к истории затонувшего корабля времен очень темного периода прошлого столетия? Просто потому, что люди до сих пор находятся под впечатлением от мощи и величия канувших в лету военно-морских кораблей, в особенности когда они окружены ореолом легенды," - пишут Авторы.
      Сэр Винстон Леонард Спенсер-Черчилль прозвал Тирпиц зверем или животным: "The Beast". Норвежские моряки называли Её "Одинокой королевой Севера".
      Демонстрируя исторические документы, невозможно не отразить символизм эпохи. Однако, обвинять кого-либо в приверженности к идеологии того периода ошибочно. В публикации детально отражена настоящая история эйфории и краха, о которой хотят знать сотни тысяч, если не миллионы людей, в каком бы виде и какие бы эмоции она не вызывала.
      Первая книга охватывает период c октября 1936 года по май 1941 года.

      

      


      
    Город и военно-морской порт Вильхельмсхафен (Wilhelmshaven), 1936 год. Тирпиц была заложена и строилась на стапеле-II (номер 1 на карте). После спуска на воду, дальнейшие работы проводились у причальной стенки "Южная" (Südkaje, на карте под номером 3) бассейна верфи (Bauhafen). В течение строительства Тирпиц, в районе к северу от шлюза "Морские ворота III" (Einfahrt III) и Северной гавани (Nordhafen) проводились работы по подготовке к закладке более крупнотоннажных линкоров "Н"-класса в соответствии с "Планом-Z". Номер 2 на карте - это стапель I и сухие доки I, II, III. Номером 4 обозначены сухие доки IV, V, VI. Названия причалов состоят из букв и цифр, например, от ВII до ВIV на южной стороне бассейна кораблестроительной верфи (Bauhafen).


    КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ В ВИЛЬХЕЛЬМСХАФЕНЕ. СТАПЕЛЬ II. ПОСТРОЙКА
    в период с 24.10.1936 по 31.03.1939




       Суббота 24 октября 1936 года. Военно-морская кораблестроительная верфь. Стапель II. В документах, заверенных представителями командования верфи, начало строительства Тирпиц отражено, как закладка киля номер 128 линкора "G" (на замену запланированного ранее строительства пре-дредноута SCHLESWIG-HOLSTEIN).




       Ноябрь 1936 года. Первые секции киля заложены. Материал: высокоустойчивая нелегированная конструкционная сталь (St 52 KM). На вставке по стрелке надпись: "Корабль: 128". На заднем плане, параллельно cтапелю II виден производственный цех верфи. Пристройка к зданию цеха в виде башни была снесена перед спуском Тирпиц на воду.




       Предположительно весна 1937 г. Вид с кормы. Строительство донных танков завершено. Изгибы конфигурации поперечных переборок в корме необходимы для размещения гребных валов. Впереди видны секции настила первой палубы. Корпус был разделен на 22 водонепроницаемых отсека (I - XXII) с продольной длиной каждого в 15 метров. Корпус: полностью сварной, монопалубный (без полуютов, обрезов и полубаков) от борта до борта, двудонный (танки в донной части), комбинированной продольно-поперечной силовой конструкции.




       Вероятно весна 1938 г. Видны барбеты для 15-дюймовой орудийной башни А и 5,9-дюймовых орудий I и III, а также технологическая шахта для барбета С. Переборки, параллельно диаметральной плоскоси (по миделю) временно поддерживаются деревянными бимсами. Видны противоосколочные (S) и противоторпедные (T) переборки.




       Вероятно июль 1938 г. Снимок сделан с подъемного крана. Вид левого борта в корму. Установка барбетов орудий главного и среднего калибра завершена. Кормовая часть главной палубы частично с деревянным настилом из тика. Слева на заднем плане: учебно-тренировочное судно SCHLESIEN, которое через три месяца выйдет с курсантами в поход по маршруту Канада-Бразилия-западный берег Индии и домой.




       Начало ноября 1938 г. Тирпиц на стапеле II. Охранно-промысловое судно ELBE ошвартовано у стапеля I. Виден док III (без операций), в доке II находится (с 27 октября по 13 ноября) эсминец Z5 PAUL JACOBI, вернувшийся из Испании.




       Начало марта 1939 г. Форштевень Тирпиц нависает над жилыми домами улицы Гёкар (Gökerstraße). Старая прямая форма форштевня была заложена в конструкцию в период тестирования модели линкора в гидродинамической лаборатории. На базе опыта, полученного при эксплуатации схожих по обводам кораблей, на Тирпиц впервые нашла применение новая конфигурация форштевня. Изменения в конструкцию были внесены во время строительства на стапеле.




       Начало марта 1939 г. Северное направление съемки с крыши экипажей миноносцев на бывшую улицу Рун (Roonstraße), теперь - улица Рейн (Rheinstraße). Виден близкий к завершению строительства корпус Тирпиц длиной 250,5 метров. Слева: главные ворота кораблестроительной верфи. Через пару недель "это" с эскортом проедет здесь, чтобы принять участие в торжественной церемонии спуска Тирпиц на воду. В доке I под операциями стоит плавбаза снабжения и обеспечения подводных лодок SAAR. За плавбазой - судно-земснаряд GEHEIMRAT BRENNECKE. На переднем плане: пожарная каланча, которая стоит до сих пор.




       Выдержки из рапорта по вопросам спуска Тирпиц на воду, поданного в мае 1940 года военно-морскими сюрвейерами Х. Шлютаром и Х. Штеммаром в Вильхельмсхафене. Спуск на воду корабля с размерениями и тоннажем Тирпиц оказался неординарной задачей для кораблестроителей. Необходимо было провести испытания модели линкора в опытовом бассейне гидродинамической лаборатории, все выверить и предусмотреть (гидродинамика - это практические опыты. Поведение водяного потока не поддается расчетам даже на современных компьютерах).




       Модель Тирпиц: масштаб 1:30, длина более 8 метров с прямым форштевнем устаревшего типа.

      




       Фото слева: во время нахождения на стапеле корпус Тирпиц лежал на пяти рядах (группах) кильблоков и четырех направляющих дорожках (далее - трассах). На фото справа: устройство элемента спусковых полозьев: мощные брусья, клинья, ползуны, смазка.




       На фото слева: большие откидные стопоры, установленные в рецессах стапель-палубы, предотвращали самопроизвольное движение корпуса линкора на двух внутренних направляющих трассах. На фото справа: дополнительно установлены два малых стопора на двух внешних направляющих трассах.




       К корме и баку на спусковых полозьях были размещены мешки с песком для равномерного распределения нагрузки.




       Подводная часть направляющих выводилась в уровень с надводными направляющими трассами с помощью водолазов.




       Копыла (носовая опора) принимает основную нагрузку в момент спуска, когда кормовая часть оказывается наплаву.




       В случае, если корабль под собственным весом не начинает сход со стапеля, применяются толкатели с гидравлическим приводом.




       На дне гавани кораблестроительной верфи установлены две мощных железобетонных конструкции - мертвые якоря - для снижения скорости спущенного на воду корпуса до минимальной, а также еще один мертвый якорь для поворота кормы к выходу из гавани.




       Показаны изгибающие нагрузки на корпус в моменты спуска (гравитационного типа): провисание кормовой части в начале; обретение плавучести, выравнивание; перераспределение основной нагрузки на носовую часть (баксовое давление).




      


      


       Во избежание перелома корпуса на окончании направляющих трасс при сходе, стапель значительно удлиннен в подводной части, а сухая камера стапеля, примыкающая к гавани, была затоплена. Гребные винты будут установлены позже при доковании в конце сентября-начале октября 1940 года.

      




       Конец марта 1939 г. Пересечение улиц Питэр и Гёкар (Peterstraße/Gökerstraße). Огромный бак Тирпиц, видимый над заводским цехом, уже украшен для проведения церемонии спуска на воду. Здание слева сохранило свой внешний вид до наших времен.



     []
       Четверг 30 марта 1940 г. Снимок сделан с позиции между экипажами миноносцев и казармой гарнизона Вильхельмсхафена. На переднем плане: улица Кёниг, которая сегодня называется улицей Ибарт (Königstraße/Ebertstraße). За улицей расположены здания пожарной части, каланча и виден верх огромного корпуса линкора.



    КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ В ВИЛЬХЕЛЬМСХАФЕНЕ. СПУСК НА ВОДУ 01.04.1939



       Входной билет на церемонию спуска Тирпиц на воду. Название линкора сохраняли в тайне. Фотографирование и зарисовки в районе кораблестроительной верфи запрещались всем, кроме аккредитованных фотокорреспондентов. Помимо обычных требований соблюдать секретность, также учитывалась необходимость сохранения прав на публикацию. Вход на церемонию для специально отобранных лиц был открыт в 09:30. Дети в возрасте до 10 лет не допускались. Источник этой и последующей информации о торжественной церемонии - газета "Вильхельмсхафен Цайтунг" (Wilhelmshavener Zeitung) от 31 марта и 1 апреля 1939 года.




       Суббота 1 апреля 1939г. Тирпиц несет две временных мачты и наряжена от палубы до клотика. Видны четыре щита-гидротормоза, а также канаты, соединенные с рымами на мощных цементных блоках на причальной стенке и с мервыми якорями на дне гавани.




       Около 11:30. На фото: главнокомандующий Кригсмарин, адмирал Эрих Ридер и "это"; командующий военно-морского района "Северное море", адмирал Альфред Заальвехтар; комендант укрепрайона "Восточный Фризланд", контр-адмирал Пауль Фангар; начальник общего управления верховного командования Кригсмарин, вице-адмирал Херман фон Фишель и вице-адмирал Вилли фон Нортэк




       Около 11:00 "это" прибыло на поезде из Аугсбурга и было встречено орудийным залпом из 21-го ствола линкора-карманника ADMIRAL GRAF SPEE и линкора SCHARNHORST, которые находились на перестое в Хиппар-хафен (Hipper-Hafen).




       Данный цветной снимок и последующие сделаны персональным фотографом 'этого' Хугу Йигаром. Они сохранились, спрятанные в банках, зарытых Хугу неподалеку от Мюнхена на аэродроме Люфтваффе 'Обарвизнфельд' (Oberwiesenfeld).




       На фото слева: резак для минрепа на форштевне (по стрелке). Справа: трос предохранял носовой якорь по левому борту (на фото) от раскачивания при спуске Тирпиц на воду. Также был закреплен якорь по правому борту.




       У основания огромной деревянной лестницы, ведущей к платформе для почетных гостей торжественной церемонии спуска, установлен макет кораблестроительной верфи с Тирпиц, покоящейся на стапеле II.




       Брошюра с высокопарной речью, произнесенной на торжественной церемонии, восхваляла искуссных кораблестроителей и их безграничную преданность своему делу, необходимую для постройки великолепной Тирпиц, которая восславит народ Германии по всему миру. Затем в речи отмечается мощь германского экипажа, под управлением которого этот 'посланец мира' при необходимости сломит любое сопротивление врага. В речи упоминается 'Вермахт', как фундамент, на котором зиждется свобода народа объединенной Германии - Союза людей, весть о котором распространится по всему миру через океаны. В конце речи звучит немало слов благодарности, восхваляющих "это".




       Почетные гости на лестнице, ведущей в небо - к церемониальной платформе. Большое количество высокопоставленных офицеров Кригсмарин, вероятно, привлек тот факт, что 'это' уже было проинформировано о вводе в действие Плана 'Z', разработка которого завершилась два месяца назад.




       Ильзе фон Хассель (дочь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица) незадолго до крещения Тирпиц. Соединение бортов с форштевнем выполнено с помощью сварки, а также усилено заклепками для придания необходимой прочности. Видны наваренные контуры марок осадки, которые будет окрашены в белый цвет. Очко в форштевне использовалось для крепления швартовых при стоянке на бочках (на бриделях с мертвым якорем).




       Вице-адмирал Адольф фон Трота закончил торжественную речь, и Ильзе фон Хассель разбивает шампанское о борт линкора. Ее муж Ульрих фон Хассель был членом "Сопротивления" и казнен 8 сентября 1944 года.




       Название, а также герб Тирпиц (по левому и правому борту) предстали взорам десятков тысяч зрителей сразу же после крещения. Однако, несмотря на тщательные приготовления, герб по левому борту не виден полностью (см.вставку)




       Вид с эшафо... кхм-м-м, извините. Вид с платформы для почетных гостей на кораблестроительную верфь-завод и восемьдесят тысяч зрителей. Cтапель II (его сухая камера) был накрыт помостом для размещения публики. Сотни людей стояли на дальней стороне дока III. Киносъемочные группы на борту двух катеров в акватории гавани и на платформе у кормы Тирпиц готовы к съемке спуска на воду. На борту линкора видна светлая широкая полоса в районе ватерлинии, где позже будет установлен бронепояс. Многочисленные концы, уходящие по борту вниз - к килю (аналогично по другому борту) - служат для крепления спусковых полозьев, которые останутся принайтованными до постановки в плавдок.




       Флаги с символикой нази. В самом низу, в тени: флаг Германского имперского ВМФ, "архитектором" которого был Альфред фон Тирпиц. Флагшток на баке (на самом верху): национальный флаг. В середине, на заднем плане: военный флаг третьего рейха. И ближе: "это" штандарт.




       Позиции буксиров до спуска на воду и траектории их движения после того, как Тирпиц оказалась в родной стихие. Красный пунктир вверху: "это" маршрут следования от главных ворот (Tor 1) до платформы для почетных гостей.




       Для кораблей малого водоизмещения применялся уклон стапеля в соотношении 1:12, для кораблей большого водоизмещения - 1:22. Рассчитанный уклон для Тирпиц в соотношении 1:18 был равен 3,2 градуса. Команду о начале схода со стапеля подал Управляющий кораблестроительной верфи вице-адмирал Вилли фон Нордек. Динамика схода, описанная в рапорте по спуску Тирпиц на воду, приведена под следующим фото.




       Корпус развил максимальное ускорение через 10 секунд после начала движения. Через 33 секунды достигнута наивысшая скорость, равная 5,7 метра в секунду. После перемещения на расстояние 114 метров наступил момент отделения спусковых ползунов от трасс стапеля и последующее всплытие корпуса по корме. Когда длина схода составила 224 метра корпус полностью находился в состоянии "свободно-наплаву".




       Даже с крыши пожарной каланчи киносъемочная группа "Пропагандистской кампании" (PK) вела съемку событий этого дня. Примерно 2100 кг парафина, 1700 кг твердого жира, 800 кг мыла, 300 кг смазочного масла было израсходовано для схода со стапеля столь массивного корпуса Тирпиц.




       Огромный вес Тирпиц при спуске на воду был равномерно распределен по четырем направляющим трассам. Необходимо было остановить разогнавшийся на сходе корпус как можно скорее во избежание столкновения с восточной причальной стенкой, которая находилось на дистанции 376 метров. По пеленгам определили, что корпус был остановлен по прохождению 290 метров. Вся операция по спуску Тирпиц на воду продолжалась 2 минуты 15 секунд.




       Критический момент каждого спуска на воду: когда корма наплаву, а носовая часть еще опирается на стапель. Баксовое давление принимает максимальные значения, корпус подвергается воздействию мощнейшего изгибающего момента силы и...




       Корпус все больше погружается в воду. Копыла (мощная носовая опора) принимает на себя основной вес. Нагрузки на корпус и стапель уменьшаются. "Гестапо - мимо", - прошептал управляющий кораблестроительной верфи, вице-адмирал Вилли фон Нордек.




       Предполагается, что кормовые балластные танки были заполнены "под пресс" для ослабления изгибающего момента путем увеличения дифферента на корму.




       Самый знаменательный момент торжественной церемонии: Тирпиц впервые наплаву.




       Спуск на воду прошел успешно. Канат, заведенный на поворотный мертвый якорь на дне бассейна верфи, все еще набит. В доке IV под операциями находится пре-дредноут SCHLESIEN, вернувшийся из дальнего похода 9 марта.




       Два носовых якоря Тирпиц были отданы сразу же после наступления момента "свободно-наплаву". После чего, во избежание дрейфа Тирпиц, к дальнейшей работе сразу же подключились буксиры, и началась подготовка перехода к плавдоку.




       На буксир ADLER (по стрелке) был заведен конец с бака Тирпиц, на буксир "Стервятник" (GEIER) - с кормы. Буксиры "Ястреб" (HABICHT) и "Восток"(OST) подошли к носовой части корпуса под левый борт. Буксиры "Север"(NORD) и WAPEL видны ближе к корме также под левым бортом.




       Свита и "это"(целеуказание по стрелке) покидают пустующий стапель и направляются вдоль западной стороны верфи к строящимся сооружениям на северной оконечности порта, где будет доложено о ходе работ по постройке шлюза "Морские ворота IV" (Einfahrt IV) и дока VII.




       Вид с западной причальной стенки. Вес корпуса Тирпиц при спуске на воду до сих пор остается спорным. Согласно официальным документам вес корпуса её брата Бисмарка составлял 11700 тонн без бронирования. Но необходимо добавить вес гребных валов, перьев двух рулей, уже установленных механизмов, агрегатов и оборудования; части надстройки, а также копылы, спусковых полозьев, щитов-гидротормозов и двух якорей с якорными канатами.




       Тем временем, после ознакомления с работами на северной оконечности порта, Хугу Йигар и другие официальные лица вернулись на борт яхты ARIADNE, которая теперь держит курс на линкор SСHARNHORST, ошвартованный в Хиппар-хафен (Hipper-Hafen).




       Из-за веса двух перьев рулей и трех гребных валов конструктивная ватерлиния по корме находится на расстоянии примерно 4 метра от водной поверхности, тогда как на баке - на расстоянии около 7 метров. Снимок сделан Хугу с борта яхты ARIADNE, которая покидает бассейн кораблестроительной верфи и входит в канал (Hafenkanal).




       После полудня 1 апреля 1939 г. На карте показан маршрут буксировки корпуса Тирпиц (красный пунктир) по акватории порта Вильхельмсхафен. После прохождения "Острова" (Hafeninsel) корпус отбуксировали кормой вперед к строящемуся шлюзу "Морские ворота IV" (Einfahrt IV). Затем движение Тирпиц (баком вперед) с помощью буксиров по направлению к гавани миноносцев (Torpedoboots-Hafen) с последующим прохождением гавани Хиппар (Hipper-Hafen), вход в гавань Шэа (Scheer-Hafen) и - к 40000-тонному плавдоку. На карте представлены находящиеся в порту в этот день корабли и суда Кригсмарин, а также наименования причалов, по которым имелась подтвержденная документальная информация.




       Направление сектора обстрела: северо-восток. Снимок сделан с борта новейшего (на момент) эсминца Z20 KARL GALSTER, пришвартованного к причалу TII. Парусное учебно-тренировочное судно ALBERT LEO SCHLAGETER, одно из трех парусных УТС на то время, ошвартовано к TI причальной стенки "Острова" (Hafeninsel). Это судно с новым названием SAGRES в настоящее время ходит под флагом ВМФ Португалии. Тирпиц (слева) - в гавани арсенала (Ausrüstungshafen).




       Гавань арсенала (Ausrüstungshafen), вблизи "Острова" (Hafeninsel). Оба носовых якоря Тирпиц со смычками (часть якорного каната) остались на дне гавани верфи после вскрытия соединительных звеньев, так как шпили для подъема якорей еще не установлены. Слева видна корма корабля-мишени ZÄHRINGEN. На временном мостике над барбетом башни В главного калибра три специалиста верфи управляют действиями буксиров. Слева-направо буксиры: "Канюк" (BUSSARD), KM (Kriegsmarine-Schlepper) и "Ястреб" (HABICHT) толкают корпус по направлению к шлюзу "Морские ворота III" (Einfahrt III). Буксир "Орел" (ADLER) с помощью конца, заведенного с бака Тирпиц, выполняет функции останова и реверса.




       Хугу Йигар и другие почетные гости торжественной церемонии спуска Тирпиц на воду находятся на борту линкора SCHARNHORST, стоящего у причала HI в гавани Хиппар (Hipper-Hafen). Верхняя стрелка указывает на Тирпиц, буксируемую по направлению к гавани миноносцев (Torpedoboots-Hafen). По нижней стрелке - эсминец Z4, который перетянули в корму к эсминцу Z1, ошвартованному у TIII. Эта операция было проведена для обеспечения большего оперативного простора для маневрирования Тирпиц при подходе к поворотному мосту KW (Kaiser-Wilhelm-Brücke). В центре фото в самом верху на рейде виден флагман пассажирского флота ROBERT LEY, выполняющий круизы, в основном, c пролетариатом и беднейшим крестьянством по турпутевкам профсоюза "Обретем силу в радости" (KDF).




       Вблизи гавани миноносцев. Снимок сделан с борта парусного УТС ALBERT LEO SCHLAGETER. Вдали на рейде в бухте Яде (Jadebusen) видны эсминцы Z17 и Z19 из 5-го дивизиона. Корабли будут эскортировать флагман пассажирского флота ROBERT LEY, принадлежащий профсоюзу "Обретем силу в радости" (KDF), на котором "это" повезут 2 апреля в Хельголанд (Heligoland).




       Тирпиц вблизи гавани миноносцев. Снято с борта эсминца Z1. Буксир BREMEN (на переднем плане справа) и другой буксир (по стрелке) перетянули эсминец Z4 в корму Z1. Слева вдалеке видны мачты парусного УТС ALBERT LEO SCHLAGETER.




       На подходе к повротному мосту Кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Brücke). Снято с эсминца Z4 (теперь он ошвартован к причалу ТIII). Буксир BREMERHAVEN на переднем плане.




       У гавани миноносцев (Torpedoboots-Hafen). На траверзе по правому борту Тирпиц - причал TIII. Съемка произведена с борта эсминца Z2 c пришвартованным к его борту Z1 (на переднем плане). Эсминцы стоят у причала ТIV, названного в честь командующего флотом контр-адмирала Леберехта Маасса, который погиб 28 августа 1914 года в сражении c британцами в Хельголандской бухте.




       Снято с борта эсминца Z3. Слева не так давно стоял Z4. В гавани миноносцев: у пирса 1 - гидрографическое исследовательское судно METEOR (по стрелке); у пирса 2 - малые сторожевые корабли WOTAN и HILDEBRAND.




       Вблизи причала ТIV. Буксировка корпуса Тирпиц временно остановлена, так как поворотный мост Кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Brücke) не развернут для прохода кораблей. Снимок сделан с эсминца Z1, флагмана командующего флотом миноносцев контр-адмирала Гюнтера Лютьенса, который возглавит боевой поход линкора "Бисмарк" в мае 1941 года.




       Снимок сделан с эсминца Z1. Слева на заднем плане: малый сторожевой корабль HILDEBRAND у пирса в гавани миноносцев.




       Гавань миноносцев. На заднем плане, за корпусом Тирпиц виден плавкран-3 (Schwimmkran-3), для постройки которого использовался металлолом из германских и английских кораблей. Конец с Z4 все еще заведен на буксир BREMEN, и, видимо, эсминец будет возвращен на прежнее место швартовки после прохождения корпуса Тирпиц.




       Гавань Хиппар (Hipper-Hafen). Тирпиц проходит поворотный мост Кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Brücke). Снимок сделан с борта линкора SCHARNHORST, ошвартованного у причала, называемого "Мол авиаторов" (Fliegerdeich), так как здесь находилась базовая станция военно-морской авиации.




       Тирпиц в гавани Хиппар. Снимок с борта SСHARNHORST. Справа, у южной причальной стенки гавани миноносцев виден плавкран-3 (Schwimmkran-3). Слева: три подводных лодки 2-й и 6-й флотилии ПЛ.




       За баком Тирпиц (направление на север) видна дымовая труба электростанции, называемой "Южным Централом" (Südzentrale). Она функционирует по настоящее время, обеспечивая верфь теплом и электроэнергией.




       Снимок сделан с борта пришвартованного к причалу "Газель" (Gazelle Brücke) легкого крейсера NÜRNBERG, флагмана разведывательных сил флота (B.d.A. - Befehlshaber der Aufklärungsstreitkräfte), возглавляемых вице-адмиралом Херманном Дэншем. Возле форштевня Тирпиц видна башня 11-дюймовых орудий главного калибра линкора SСHARNHORST.




       Снимок с SСHARNHORST. На переднем плане, под левым бортом Тирпиц работает буксир "Канюк" (BUSSARD). Слева у форштевня видны подводные лодки: U37 (ближняя), U25, U31 (дальняя).




       На фото слева: легкий крейсер NÜRNBERG, ошвартованный у причала "Газель" (Gazelle Brücke), который вскоре назовут причалом имени Командора Бонте (Kommodore Bonte-Kai) в честь командующего эскадренными миноносцами Фридриха Бонте, погибшего на борту флагмана Z21 WILHELM HEIDKAMP в сражении при Нарвике.




       Снимки сделаны на борту линкора SСHARNHORST. Виден броненосец DEUTSCHLAND (на верхнем фото, слева)




       По правому борту SСHARNHORST- на причале - расположена станция военно-морской авиации. Кран использовался для погрузки-выгрузки гидропланов. У причала HII стоит линкор-карманник ADMIRAL GRAFF SPEE, флагман адмирала Херманна Бёма.




       Впереди Тирпиц лидирующие буксиры: по левому борту "Орел" (ADLER) и по правому борту BREMERHAVEN. За корпусом Тирпиц стоит линкор SСHARNHORST, правее виден кран "Мола авиаторов", еще правее - ADMIRAL GRAFF SPEE. Снимок сделан предположительно с миноносца WOLF, ошвартованного у причала "Газель" (Gazelle Brücke)




       Возле моста Зайдлица (Seydlitzbrücke). Направление съемки прямопротивоположно предыдущей. "Это" эскорт (по стрелке), ожидающий завершения церемонии на борту линкора SСHARNHORST, во время которой адмиралу Эриху Ридеру было присвоено очередное воинское звание "гросс-адмирал".




       Гавань "Хиппар" (Hipper-Hafen). Снимок сделан с карманного линкора ADMIRAL GRAFF SPEE. Слева виден броненосец DEUTSCHLAND, на борту которого находится вице-адмирал В.Маршаль ( ???? командующий флотом броненосцев (Befehlshaber der Panzerschiffe (BdP)




       Предположительно, снимок сделан с борта ADMIRAL GRAFF SPEE. Слева видны миноносцы класса "Хищная птица" (Raubvogel) и "Хищник" (Raubtier) 6-й флотилии с лидером - миноносцем WOLF по фронту с бортовым номером WL (по стрелке).




       Карманный линкор ADMIRAL GRAFF SPEE (слева). В корме линкора у причала стоит дежурный корабль командующего флотом GAZELLE (бывший минный тральшик М135). Судя по высокому буруну от винта буксира WAPEL (под левым бортом Тирпиц, ближе к корме), четыре щита-гидротормоза основательно затрудняли буксировку.




       На подходе к гавани "Шеа" (Scheer-Hafen) центральная секция флажного расцвечивания, растянутая между топами временных мачт, оборвалась. На фото видны: HESSEN, 6-ая флотилия миноносцев (по стрелке), DEUTSCHLAND, NÜRNBERG, SСHARNHORST, ADMIRAL GRAFF SPEE и GAZELLE.




       Узкость "Бутылочное горлышко" с паромной переправой Banter в гавани "Шеа" (Scheer-Hafen). Слева, у причала HVII "Висбадн" (Wiesbaden-Brücke) стоит корабль-мишень HESSEN. Съемка осуществлялась с борта карманного линкора ADMIRAL SCHEER, пришвартованного к причалу так называемой "площадки для пробы пара" - полигона испытаний корабельной силовой энергетической установки (Dampfprobenplatz).




       Вход в гавань "Шеа" (Scheer-Hafen). На южном берегу видны резервуары топливохранилища. Слева: находящаяся на переоборудовании и ремонте плавбаза обеспечения и снабжения подводных лодок SAAR. Вооружение снято (по стрелкам). Под её бортом стоит, видимо, плавсредство обеспечения водолазных работ, судя по набитым на вьюшки шлангам для подачи воздуха.




       Снимок сделан с борта ADMIRAL SCHEER. В северной части гавани "Шеа" (Scheer-Hafen) плавбаза ПЛ SAAR уткнулась носом в форштевень Тирпиц на фото. Продолжительность нахождения Тирпиц в плавдоке неизвестна из-за нехватки документального материала.




       Тирпиц приближается к плавдоку. Слева: легкий крейсер KARLSRUHE, на борту которого проводится реконструкция и модернизация. Корабль временно выведен из состава боевого флота и поэтому не расцвечен флагами.



    КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ В ВИЛЬХЕЛЬМСХАФЕНЕ. ОСНАЩЕНИЕ в период с 04.1939 по 02.1941



       Апрель 1939 г. Бассейн верфи (Bauhafen), причалы BIII и BIV. Спусковые полозья сняты. Копылу (носовую опору) демонтируют позже.




       Конец мая или начало июня 1939 г. Тирпиц у причальной стенки "Южная" (Südkaje) в бассейне верфи (Bauhafen). В доке V ремонтируется легкий крейсер KARLSRUHE. В доке IV - пре-дредноут SCHLESIEN. Снимок сделан с борта "Хейнкель" He-111 во время облета германских портов.




       Предположительно лето 1939 г. Первые приготовления к установке бронепояса. Слева на причале: ствол главного калибра, вероятно, пре-дредноута SCHLESIEN. На причале BII виден 3898-тонный плавкран-1 (Schwimmkran 1), прозванный "Дылда Хейнрих" (LANGER HEINRICH).




       Осень (вероятно). Бронепояса с обоих бортов установлены на цитадели Тирпиц. Высотой 5 метров и толщиной до 32-х сантиметров, они защищали корпус, в том числе от торпед, и были закреплены с помощью болтов. Использовалась комбинированная защита с применением броневой стали и древесины тика. Закаленная броневая сталь (-КС nА) - цементированная броня Круппа с уменьшением отслаивания и растрескивания в тыльной части за счет эластичности волокон.




       Предположительно осень 1939 г. Тирпиц у южных причалов (Südkaje). Плавкран "Дылда Хейнрих" принимал на себя основную нагрузку при оснащении линкора, так как работал с куда более тяжеловесными грузами, нежели береговые краны. Справа на фото виден находящийся в ремонте вспомогательный корабль флота DITHMARSCHEN.




       Вероятно декабрь 1939 г. Причальная стенка "Южная" (Südkaje). У батопортов (плавзатворов) сухих доков в западной части бассейна верфи (Bauhafen) стоит плавказарма, за которой видна труба Тирпиц. На стапеле I - пока лишь набор корпуса легкого крейсера N, который позже пойдет на металлолом для форсирования строительства подводных лодок.




       Вторая половина декабря 1939 г. Тирпиц оснащается бронепоясом у причальной стенки "Северная" (Nordkaje). В доке IV стоит легкий крейсер EMDEN. Линкор SСHARNHORST (теперь с корпусом радара FuM на фор-марсе), вернувшийся из похода на Балтику, пришвартован к причалам BVII и BVIII. Слева на заднем плане, у доков I и III стоит вспомогательный корабль флота DITHMARSCHEN.




       Вторая половина января 1940 г. Тирпиц, c уже установленным шпором фок-мачты, ошвартована у южной причальной стенки (Südkaje). У причала BVI (с 13 по 27 января) стоит минный заградитель COBRA - бывшее пассажирское судно.




       Пятница 2 февраля 1940 г. Снимок сделан с разводного моста "Блаженный" (Jachmann) в направлении южной части бассейна верфи (Bauhafen). Тирпиц у южной причальной стенки (Südkaje) и возле борта плавкран-1 "Дылда Хейнрих" (LANGER HEINRICH). Виден пешеходный мостик через канал (Hafenkanal) для рабочих верфи.




       25 или 26 апреля 1940 г. Тирпиц у причальной стенки "Южная" (Südkaje). Ведутся дальнейшие работы по установке бронепояса. На переднем плане: на гаке плавкрана-1 "Дылда Хейнрих" - фок-мачта (нового цилиндрического типа) карманного линкора ADMIRAL SCHEER, стоящего у причалов BVII - BVIII.




       Предположительно май 1940 г.
      Слева: южная причальная стенка бассейна верфи (Bauhafen Südkaje). Плавкран-1 "Дылда Хейнрих" (LANGER HEINRICH) подает главную секцию трубы на борт Тирпиц.
      Справа: северная стенка канала (Hafenkanal Nordkaje). Снимок сделан в направлении на юго-запад. Два 15-дюймовых ствола главного калибра Тирпиц.




       Воскресенье 19 мая 1940 г. 17:10. Высота 35000 футов. Британская разведка была хорошо информирована о продвижении строительства, оснастки и вооружения Тирпиц (по стрелке). Согласно оперативному рапорту по детальному изучению и анализу фотоснимков, полученных во время данного разведвылета: "... на борту обнаружены орудия главного калибра, равного 15-ти дюймам".




       Суббота 29 июня 1940 года, 14:50. Высота 30000 футов. Тирпиц у южной и ADMIRAL SCHEER у восточной причальных стенок бассейна верфи (Bauhafen). Также британцев интересовало строительство Северной гавани (Nordhafen) и шлюза "Морские ворота IV" (Einfahrt IV).




       Воскресенье 14 июля, 09:00. Высота 34000 футов. ADMIRAL SCHEER стоит в гавани плавкранов (Kranhafen). С 8 апреля по 25 сентября было совершено 20 разведвылетов дооборудованными для аэрофотосъемки истребителями RAF "Спитфайр", после некоторых из них - в ночь с 19 на 20 июля, в ночь с 24 на 25 июля, а также 27 июля, - последовали бомбардировочные налеты. Бомбардировщики британцев подходили к порту Вильхельмсхафен с различных направлений и высот, иногда с выключенными двигателями. Тирпиц - мимо. Ни единого повреждения.




       Пятница 30 августа, 17:18. Высота 29000 футов. Башни главного калибра A и D вооружены. B и C пока без орудий.
       К востоку от бассейна верфи (Bauhafen): тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER, два миноносца (причал TIII) и у них на траверзе - катапультное судно.
       В северной части гавани Хиппар (Hipper-Hafen): два эсминца. У причала H VII стоит судно-казарма MONTE PASCOAL, на котором базировались (экипаж?) некоторые будущие члены экипажа Тирпиц на вводный период перед приемкой.




       Сентябрь 1940 г. Южная причальная стенка (Bauhafen Südkaje). На этот временной период применялся камуфляж для придания схожести с городским ландшафтом в сочетании облика домов с окнами и улиц. Деревянная постройка на главной палубе в корме - это бытовка рабочих верфи (по стрелке).




       Оснащенная на 50 процентов Тирпиц была относительно легкой - примерно 25000 тонн и неслабо возвышалась над причалом. Основной путь доставки оборудования, материалов и конструкций - железнодорожные пути, проходящие по южным причалам бассейна верфи (Bauhafen).




       На месте технологического проема в палубе для установки переднего дальномера сооружен купол (по стрелке), защищающий от проникновения влаги во время работ по оборудованию переднего боевого дальномерного поста управления артой.




       Пестрый камуфляж надстроек с правого борта отличался от вида их левого борта. Вероятно, правому борту хотели придать вид близлежащей водной поверхности, какой она выглядит при воздушном налете противника с юга.



    КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ В ВИЛЬХЕЛЬМСХАФЕНЕ. ВТОРОЙ ПЕРЕХОД И СТОЯНКА ПОД ОПЕРАЦИЯМИ В ПЛАВДОКЕ конец сентября - начало октября 1940 года.



       Конец сентября 1940 г. Арсенальная гавань (Ausrüstungshafen), вблизи канала (Hafenkanal). Направление на юг юго-запад. В полдень Тирпиц отбуксировали по направлению к "Морским воротам-3" (Einfahrt III) и затем - реверсом, в гавань "Шеа" (Scheer-Hafen). Справа вверху: Плавкран-2 (Shwimmkran 2) в гавани кранов (Kranhafen).




       Направление на юго-восток. Солнце на юго-западе. Вероятно, снимок сделан из иллюминатора плавказармы TANGANJIKA. Покинув гавань "Хиппар"(Hipper-Hafen), Тирпиц входит гавань "Шэа"(Scheer-Hafen). Специалист верфи управляет буксирами с выносного крыла боевого мостика (оба крыла установлены незадолго до перехода). В нижнем левом углу видна корма мотобота. Во время будущей стоянки Тирпиц в плавдоке установят гребные винты.




       Гавань "Шэа"(Scheer-Hafen). Недавно пройдены гавань "Хиппар"(Hipper-Hafen) и узкость "Бутылочное горлышко" с паромной переправой Banter. Стрелка указывает на мотобот, который упоминался на предыдущем снимке. Справа на фото по корме Тирпиц видны два буксира: правее, открытым бортом к камере - "Стервятник" (GEIER), левее - вероятно, TONI.




       На снимке: слева, вдали у причала на приколе стоят NJASSA и позади нее - уже упомянутая TANGANJIKA. Суда принадлежали "Немецкой восточно-африканской линии" (Deutsche Ostafrika-Line) и теперь используются как плавказармы верфи. Это, предыдущее и последующее фото получены от одного источника, таким образом есть все основания полагать, что съемка производилась с борта плавдока.




       В готовности к постановке в плавдок. Слева, за кормой Тирпиц виден миноносец (тип 1935) - один из пяти, на которых будет произведена модификация боевого мостика при стоянке у причалов западной акватории верфи в период с 22 сентября по 9 октября. Буксир под бортом бака, вероятно, FAIRPLAY, а ближе к камере - буксир "Восток" (OST). На главной палубе в корме Тирпица на платформе видны зенитные артустановки, которые значились в составе сил ПВО порта Вильхельмсхафен как боевые единицы T4 и T5. В боевой состав сил ПВО также входили плавдок и легкий крейсер KARLSRUHE.




       Камуфляж в виде урбанистического ландшафта был нанесен на борта плавдока даже изнутри))




       Зенитное скорострельное орудие среднего калибра было размещено на плавдоке для усиления ПВО порта. Подобная артустановка калибром 3,7 см находилась в местечке Несс на оконечности Фаэттенфьорда (Faettenfjord) в Норвегии. Снимки (внизу) сделаны бойцом расчета орудия, который выполнял обязанности по охране и обороне Тирпиц с 7 апреля по 17 ноября 1942 года.




       Конец сентября 1940 г. Тирпиц под операциями в доке. Реальные кусты и деревья находились на доке в целях маскировки.




       Камуфляжная раскраска, имитирующая водную поверхность в носовой части корпуса, была, вероятно, синего и зеленого цвета. Шлюпочные выстрелы с их вертлюгами и крепежами к корпусу, в последствии, модифицированы и установлены у верхних кромок бортов.




       Пятница 4 октября 1940 года, полдень. Придавая надстройке монолитный вид от лобовой переборки до задней части трубы, деревянная конструкция закрывала пространство между фок-мачтой и трубой в попытках скрыть оригинальный силуэт Тирпиц. Точные даты постановки в док и завершения операций неизвестны, но 23 сентября Британские королевские ВВС (RAF) совершили первый бомбардировочный налет на плавдок.




       На платформах с лесами около подводной части форштевня работали специалисты по установке и наладке гидроакустического сонара, а также выдвижного защитного кожуха резака минрепа.




       Здание на фото -это насосная станция для обеспечения плавдока.




       Предположительно начало октября. Снимок сделан с фок-марса Тирпиц. На заднем плане: южная дамба и буксир-толкач. Справа: подъемное судно (крановое, но без стрелы) следует в западную акваторию верфи. По данным, полученным во время разведвылетов Британских королевских ВВС (RAF) 28 сентября и 1 октября, Тирпиц находилась в плавдоке.




       Направление съемки: запад северо-запад. Слева (по стрелке) виден аэростат заграждения ПВО, справа (стрелка) - насосная станция. На заднем плане: канал (Kanalhafen) и канал Эмс-Яде (Ems-Jade-Kanal), соединяющий реку Эмс с заливом Северного моря Яде. Видна деревянная конструкция по диаметральной плоскости, установленная между трубой и фок-мачтой Тирпиц в целях маскировки силуэта.




       Борт плавдока в камуфляже, отображающем поле с растущим вереском, деревьями, проселочными дорогами и сараями. Имитация водной поверхности на выступающем за пределы плавдока борту Тирпиц, явно, для введения в заблуждение пилотов самолетов противника, подходящих на малых высотах.




       Конец сентября или начало октября. Два балансирных пера руля с размером примерно 24 кв.метра каждый. Гребные винты с диаметром 4,7 метра из марганцовистой бронзы. Опытный эксплуатационный режим полного хода: 250 оборотов в минуту. При кратковременных перегрузах по мощности было достигнуто максимальное значение 278 оборотов в минуту.




       Цинковые слитки (по стрелкам) - защита от гальванической коррозии.




       Гребной винт по правому борту вращался по часовой стрелке при ходе вперед, когда центральный и гребной винт по левому борту - против часовой стрелки.




       Вторая неделя октября 1940 года. Гавань миноносцев (Torpedoboots-Hafen). Фотосъемка в западном направлении. Тирпиц буксируют в бассейн верфи (Bauhafen) после оснащения в плавдоке. Лидирующие буксиры MAAKENWERDER и JOHANNES WESTPHAL. Снимок сделан при нахождении фотографа вблизи "Острова" (Hafeninsel), который находится справа, вне фото. На заднем плане: дымовая труба электростанции "Южный централ"(Südzentrale) и слева: мост Кайзера Вильхельма (KW-Brücke). У причальной стенки "Берег Адмирала Маасса" (Admiral-Maass-Ufer) ошвартовано судно-снабженец ASUNCION.



    БАССЕЙН ВЕРФИ (BAUHAFEN), ЮЖНАЯ ЛИНИЯ ПРИЧАЛОВ (SÜDKAJE) с середины октрября 1940 г.



       Вероятно конец октября-начало ноября 1940 г. Южная причальная стенка (Südkaje). Стволы главного калибра уже установлены в башне В, и вскоре будут размещены 105-мм орудия ПВО позиции IV по правому и левому борту (по стрелке на следующем снимке). На баке находится платформа с зенитной артустановкой (боевая единица Т1 в составе сил ПВО порта).




       Предположительно декабрь. Камуфляж левого борта - попытка раскраски под облик городских домов на заднем плане, но на некоторых элементах Тирпиц присутствует стандартная маскировка Кригсмарин. Справа виден плавкран-2 (Schwimmkran-2) по прозвищу "Кривой барбос" или, на разговорном языке, "Подозрительный мужик" (KRUMMER HUND). На фотографии впервые видны: кран левого борта и верхняя телескопическая часть грот-мачты с марсом.




       Вероятно декабрь. Снимок сделан с крана. Один из боевых дальномерных (база 4 метра) постов SL-8 управления огнем 105-мм орудий ПВО установлен. Тирпиц оснащена якорями на баке, и на борту находится командирский катер. Четыре несущих конструкции на баке (по стрелкам) служили для калибровки артприцелов, дальномеров, прожекторов.




       Среда 1 января 1941 года, 13:50. Высота 21000 футов. Разведвылет борта Британских королевских ВВС (RAF). Тирпиц у южной причальной стенки бассейна верфи. Водная поверхность начала покрываться льдом.




       Начало января 1941 г. Несущие конструкции для калибровки все еще находятся на баке. С борта на берег уложен трап шириной примерно 2,5 метра. С башни главного калибра А снят дальномер, технологические проемы закрыты массивными стальными плитами. Это было вызвано тем, что дальномер на передней башне линкора GINEISENAU в Атлантике в 1939 году получил значительные повреждения от ударов волн при движении даже не на полном ходу.




       Предположительно середина января. Южная причальная стенка бассейна верфи (Bauhafen). Незадолго до буксировки Тирпиц на "Полигон испытаний корабельной силовой энергетической установки" (Dampfprobenplatz). На водной поверхности сформировался лед. По миделю у борта - пришвартованная брандвахта для рабочих верфи. Чтобы избежать повреждений выведена защитная консоль гребного винта (по стрелке).




       Вторая половина января 1941 г. Буксировка в гавань "Шеа" (Scheer-Hafen). Уже установлены I, II, III 105-мм артустановки ПВО, пока отсутствует грузовой кран по правому борту. Снимок сделан членом экипажа малого корабля артиллерийской поддержки AUGUST (SAT-3 Schwere Artillerietragers)




       Среда 29 января 1941 года, 13:20. Снято RAF с относительно малой высоты. Тирпиц (по стрелке) ошвартована на полигоне испытаний корабельной энергетической установки, названном "Местом пробы пара" (Dampfprobenplatz). Четко видна открытая вода без льда за кормой из-за потока, создаваемого гребными винтами. Предполагается, что во время нахождения в гавани "Шеа" (Scheer-Hafen) производилась также постановка в плавдок, так как подводная часть нуждалась в зачистке из-за длительного срока строительства, несмотря на покрытие корпуса краской SB III. Мнение о повреждении краски льдом подвергается сомнению. Прим.переводчика: забились кингстонные ящики (и холодильники контура забортной воды, соответственно) донной грязью из-за малой глубины, а винты гоняли часами на высоких оборотах. Только в док ставить для прочистки. Об этом янки писали пару лет назад.




       Вероятно вторая неделя февраля. Направление съемки: от гавани "Хиппар" (Hipper-Hafen) на мост КВ (Kaiser-Wilhelm-Brücke). После испытаний силовой установки с прогоном винтов, Тирпиц снова возвращается в бассейн верфи (Bauhafen). Плавкран-3 (Schwimmkran 3) стоит в гавани миноносцев (Torpedoboots-Hafen).




       Предположительно вторая неделя февраля. После поворота по направлению к шлюзу "Морские ворота IV"(Einfahrt IV), буксировка кормой вперед через арсенальную гавань (Ausrüstungshafen). На левом борту видны 105-мм артустановки ПВО II и III нового типа С/37. Артустановки устаревшего типа С/31, которые применялись в позиции IV, были заменены на новый тип С/37 в Киле в июле 1941 года.




       Гавань "Арсенал" (Ausrüstungshafen). Отсутствует 105-мм зенитная артустановка I (по стрелке). В этой позиции орудия ПВО будут размещены на обоих бортах только в апреле 1941 года в Готенхафене. Слева под бортом буксир "Север" (NORD), по миделю буксир типа FAIRPLAY.




       Между арсенальной гаванью (Ausrüstungshafen) и каналом (Hafenkanal). Снимок сделан с торгового судна GRAFENSTEIN, пришвартованного к причалам AII/AIII. Это судно переоборудуют в плавказарму к апрелю 1941 года.



    ЗАВЕРШЕНИЕ ОСНАСТКИ В БАССЕЙНЕ ВЕРФИ (BAUHAFEN) февраль 1941 г.



       Вероятно середина февраля 1941 г. Снимок сделан с позиции ПВО Вермахта. Плавкран "Кривой барбос" (KRUMMER HUND) за работой. Бомбоубежище (по стрелке) у восточной причальной стенки (Ostkaje) бассейна верфи (Bauhafen).




       Вероятно середина февраля 1941 г. Причалы B III и B IV. Снимок сделан с плавкрана "Кривой барбос". На правом борту Тирпиц уже установлен грузовой кран (по стрелке). Вдоль борта ошвартованы брандвахты для рабочих верфи.




       Предположительно последняя декада февраля. Снимок сделан членом экипажа корабля AUGUST (SAT-3 Schwere Artillerietragers - это бывшее транспортное судно водоизмещением примерно 400-500 тонн, с утановленной на палубе тяжелой артиллерией).




       Экипаж (в данный момент на борту 1988 моряков различных званий и рангов. К середине 1944 года это число достигнет 2400) уже готовится к торжественной церемонии подъема флага с вводом Тирпиц в строй. Снято с позиции ПВО Вермахта.



    ВВОД В СТРОЙ. Утро вторника 25 февраля 1941 года.



       Прежде чем командир корабля поднимется на борт, главный корабельный старшина докладывает старшему помощнику командира корабля, корветтен-капитану Паулю Фридриху Дювелю (справа). В корме установлена трибуна для проведения торжественной церемонии.




       Часть экипажа подивизионно построена на баке главной палубе. Съемка в направлении на восток. Плавкран-1 "Дылда Хейнрих" (Schwimmkran 1, LANGER HEINRICH) высунулся из гавани плавкранов (Kranhafen). Аэростаты заграждения ПВО (по стрелкам) подняты. На переднем плане перед вторым брекватером, по центру: 20-мм зенитный автомат.




       Утро вторника 25 февраля 1941 года. Южная причальная стенка бассейна верфи. Командир корабля, капитан цур зее Карл Фридрих Топп (прозвище: Чарли) и его адъютант обер-лейтенант цур зее и сигнальный офицер Хайнц Швабманн поднялись на правый борт (чуть в корму от миделя). Слева: кинооператор из "Кампании пропаганды"




       Командир корабля Карл Ф. Топп прошел на левый борт для приветствия офицеров. На заднем плане: один из двух бомбосбрасывателей, размещенных в корме по правому и левому бортам.




       Обход экипажа Тирпиц, построенного подивизионно, начинается с кормы левого борта. На фото: старший помощник командира корабля Дювель отдает честь. Рядом с ним командир корабля, за которым следует его адъютант и замыкает - неизвестный офицер.




       Карл Топп у 150-мм орудийной башни III по левому борту. На спардеке видна выносная платформа 105-мм артустановки ПВО в позиции IV, которая позволяет орудийному расчету без ограничений оперировать вооружением.




       В данный момент рапортует командир одного из дивизионов между первым и вторым брекватерами. Прямо над башней 150-мм орудий (позиция I) находится катер, расположенный под углом к диаметральной плоскости (на "Бисмарке" - аналогичное размещение, но параллельно ДП).




       Дойдя до бака по левому борту, командир корабля и офицеры следуют в корму по правому борту и сейчас находятся у башни 150-мм орудий (позиция I).




       Командир корабля Топп, его адъютант Швабманн и старший помощник Дювель вернулись в кормовую часть правого борта. Адъютантов легко узнать по аксельбанту на правой стороне груди (стрелка).




       В торжественной речи Топп выразил глубочайшую признательность конструкторам, инженерам, рабочим и всему обслуживающему персоналу верфи, а также почтительно упомянул гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица - основателя первого германского ВМФ.




       11:40 подъем флага, который для линкоров Германии должен был быть размером 3 х 5 метров. Тирпиц в строю.




       После подъема флага и вымпела командование Тирпиц покинуло палубу. На борту состоялся торжественный обед, в котором приняла участие делегация верфи из 500 человек. Экипаж впервые приступил к несению вахты на боевых постах.





    ВТОРАЯ БУКСИРОВКА НА ПОЛИГОН ИСПЫТАНИЙ КОРАБЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ (DAMPFPROBENPLATZ) 27 февраля 1941 г.

       Утром в четверг 27 февраля 1941 года. Южная причальная стенка бассейна верфи (Bauhafen). Буксиры в готовности к переходу в гавань "Шеа" (Sheer-Hafen). Согласно боевому журналу, испытания корабельной силовой установки начнутся на следующий день. Этот будут последние испытания Тирпиц в Вильхельмсхафене.



       27 февраля. Вблизи гавани кранов (Kranhafen). По центру: буксир LEMWERDER. Это и два последующих фото были сделаны с борта плавказармы или торгового судна, ошвартованного у причала A II.




       27 февраля. Гавань арсенала (Ausrüstungshafen). Британские королевские ВВС (RAF) проводили бомбардировочные налеты на бассейн верфи (Bauhafen) в ночь с 11 на 12 и с 15 на 16 января. Налет на гавань "Шеа" (Sheer-Hafen) был осуществлен в ночь с 28 февраля на 1 марта.




       Утро 27 февраля. Солнце в направлении на юго-восток. Гавань арсенала (Ausrüstungshafen) вблизи "Острова" (Hafeninsel). Буксир RECHTENFLETH по корме Тирпиц выполняет функции поворотного. Второй буксир "Орел" (ADLER) не виден на фото.




       Утро 27 февраля. Вблизи шлюза "Морские ворота-3" (Einfahrt III). Направление съемки на гавань арсенала (Ausrüstungshafen), слева "Остров" (Hafeninsel). У правого края фото видно упомянутое выше торговое судно или плавказарму у причала A II.




       Гавань арсенала (Ausrüstungshafen). Перед поворотом к шлюзу "Морские ворота-4"(Einfahrt IV). После этого Тирпиц начнут буксировать в гавань миноносцев (Torpedoboots-Hafen). Лидирующие буксиры: слева "Канюк" (BUSSARD) и справа "Стервятник" (GEIER). Под левым бортом буксир EMIL, под правым - "Ястреб" (SPERBER). За кормой слева буксир "Орел" (ADLER).




       Гавань миноносцев (Torpedoboots-Hafen). Виден совсем небольшой дифферент на корму из-за отсутствия бункера, боепитания и снабжения на борту.




       Утро 27 февраля. Это, предыдущее и следующее фото сняты аккредитованным фотографом Кригсмарин, который, в данный момент, находится на борту плавсредства, ошвартованного в гавани миноносцев (Torpedoboots-Hafen), прямо напротив моста Кайзера Вильхельма (Kaiser-Wilhelm-Brücke).




       Тирпиц проходит мост Кайзера Вильхельма (Kaiser-Wilhelm-Brücke) кормой вперед. Это очень известная фотография, которая раньше всегда датировалась 9 марта 1941 года - день Её прощания с Вильхельмсхафеном. Сравнивая эту с другими фотографиями, становится очевидным, что дата ошибочна.




       Утро 27 февраля 1941 года. Гавань "Хиппар" (Hipper-Hafen). Слева виден кран для гидропланов на причале "Мол авиаторов"(Fliegerdeich). На всех фотографиях, снятых во время этого перехода, башня главного калибра "Бруно" (В) немного развернута влево, подтверждая принадлежность снимков к одному и тому же времени-событию.




       Гавань "Хиппар" (Hipper-Hafen). Направление на северо-восток. Вид на вход в гавань "Шеа"(Sheer-Hafen) скрывают два грузовых шкентеля (справа) с гачками. Здание с четырьмя дымовыми трубами (слева) находилось непосредственно у базы военно-морской авиации.




       Полдень 27 февраля. Снимок сделан с борта минного заградителя BRUMMER (бывший норвежец OLAV TRYGGVASON). Тирпиц швартуется к "Полигону испытаний силовой установки" (Dampfprobenplatz). Буксиры "Орел" (ADLER) и RECHTENFLETH (переводится "Верный, но спорный канал шлюза", а "Загадочный канал" - не очень,... того. Лучше оставить, как есть) по корме правого борта. Слева на фото: судно-плавказарма NJASSA.



    ПОЛИГОН ИСПЫТАНИЙ КОРАБЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ (DAMPFPROBENPLATZ) с 27 февраля по 9 марта 1941 г.
    Прим.переводчика (далее ПП): меня уже гнетет этот серьезный стиль изложения, поэтому далее.... если не нравится и читать ненадо. Сложилось впечатление уже давно, что серьезные люди не различают Добро и Зло. И у них всегда за спиной большие потери. Всегда. Поэтому "Полигон испытаний" в менее серьезном виде выглядит, как "Место для пробы пара", но один весельчак перевел, кажется, абсолютно точно: "Строевой плац, на котором из бойца выпустят весь пар".



       Конец февраля - начало марта 1941 г. Справа виден причал парома Banter (ПП: этот причал еще называли Groden, то есть низинка, отвоеванная у моря и поросшая травой). За причалом виден бак судна-плавказармы NJASSA. Снимок сделан с борта стоящего на приколе в гавани "Хиппар" (Hipper-Hafen) у причала H VI судна-плавказармы TANGANJIKA.




       Конец февраля - начало марта. Под левым бортом стоит плавэлектростанция KARL JUNGE или WILHELM BRENNER для обеспечения потребителей на борту Тирпиц a'la береговым (внешним) электропитанием, в том числе - зарядка батарей, проведение сдаточных испытаний электроцепей и контуров.




       Конец февраля - начало марта. Снимок сделан по направлению на юг. Видны башни главного калибра "Антон"(А) и "Бруно"(В), за которыми - судно-казарма NJASSA. От центра фото и вправо видна ажурная маскировочная конструкция на резервуаре топливохранилища, придающая ему вид здания с окнами. А где окна, как известно, там мирняк, то есть - не бомбить.




       Конец февраля-начало марта. Грузовой кран по левому борту в работе. Недостаточно подготовленным членам экипажа было сложно работать со стрелой такого размера, поэтому кран постоянно таил в себе угрозу навернуться и апериодически выходил из строя.
      На Eё брате Бисмарке грузовые краны выглядели примерно также, но отличались по конструкции.
      Брат умудрился один кран уронить. В Готенхафене




       Суббота 1 марта 1941 года, 13:30. Снимок сделан с отходящего минного заградителя "Здоровенный" (BRUMMER). На Тирпиц поднят сигнал "Мы ограничены в маневрировании" (ПП: представьте вытянутый прямоугольник и сделайте ему узкую европейскую талию, естественно, по середине. Получаются, как бы два треугольника уткнувшиеся друг в друга вершинами. Сверху и снизу поместите шары и получится упомянутый навигационный сигнал. Кстати, так легче запоминать. Образно: эти два уткнувшихся треугольника, как европейская девушка с узкой талией - западная девушка. И увидев вешку (бакены на речках. Здесь МОРЕ!)с таким знаком в море, становится понятно, что ее нужно оставить при проходе к западу (банка, мель, врек, то есть опасность на западе). Теперь, что мы оставим к востоку при проходе? Конечно же ромб! Девушку с огромным... талией. А к северу? Если два треугольника смотрят вверх. Север только вверху! Ну и юг - методом исключения: все упало на жаре, то есть оба треугольника смотрят вниз)




       Вероятно воскресенье 2 марта 1941 года, незадолго до 13:00. Снимок сделан с борта одного из минных тральщиков 5-й флотилии, включающей М251, М201, М31 и М23, которые проходили Тирпиц. Выход тральщиков на боевую службу должен был произойти на день раньше, но из-за повреждения винта вспомогательного корабля минного заграждения "Королева Луиза" (Königin Luise) льдом и отказа силовой установки левого борта на М251 из-за салинизации, тральщикам 5-й флотилии пришлось вернуться на причалы в западной части порта.




       2 марта, после полудня. Снимок с борта тральщика M23 или M31. Швартовы с кормы Тирпиц заведены на бочки - на рымы цепных бриделей, которые уходят под воду к мертвым якорям. Такая позиция обеспечивала безопасное нахождение на полигоне с прогоном гребных винтов по 3-4 часа каждый день из четырех, отведенных под испытания.




       Снимок сделан с бункеровщика, направляющегося к борту минного тральщика М23 или М31, переход которых для несения боевой службы в Норвегии в составе отряда кораблей 5-й флотилии минных тральщиков, минзаградителя "Здоровенный" (BRUMMER), вспомогательных кораблей минного заграждения "Королева Луиза" (Königin Luise), "Кобра" (COBRA) и "Кайзер"(KAISER) перенесен на 4 марта.




       2 марта, после полудня. Снято с борта тральщика М23 или М31, который (согласно записям в вахтенном журнале мехдивизиона) принимал бункер в гавани "Шеа" (SHEER-Hafen). Командир тральщика М251 Вольфганг Пивоварский был снят с должности за несоблюдение субординации во время несения боевой службы в Северном море. Он проходил службу на борту Тирпиц с января 1943 года по март 1944 года в качестве офицера первого артдивизиона, командира орудийной башни главного калибра "Антон".




       Вероятно начало марта. Дым (по стрелке) у большого ангара для гидропланов указывает на нештатную ситуацию на борту. Возможно, это было вызвано тем, что гребные винты, вращающиеся на высоких оборотах при недостаточной глубине гавани, подняли донную грязь, которая забила впускные решетки или даже сами кингстонные ящики. Поступление забортной воды в холодильники внешних охлаждающих контуров нарушилось, что вызвало перегрев основных или вспомогательных элементов корабельной энергетической установки с локальным возгоранием (а то...)




       Начало марта. Понтонные деревянные леса по корме под бортом, возможно, использовались экипажем при покраске корпуса. На южной дамбе (по стрелке) возведен ложный стапель кораблестроительной верфи для профанации Британских королевских ВВС.




       Вторник 4 марта. Плавкран "Кривой барбос"(KRUMMER HUND) перетянули буксирами к борту Тирпиц, возможно, для обеспечения ремонта. Понтонные леса теперь находятся ближе к миделю, примерно возле катапульты для гидропланов.




       4 марта, после 13:00. Снимок сделан с борта вспомогательного корабля минного заграждения "Королева Луиза" (Königin Luise), которая этим утром приняла на борт 200 мин в гавани "Шеа" (Scheer-Hafen) для транспортировки в Норегию, следуя в составе вышеуказанного отряда кораблей.



    ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ КНИГИ





      


  • Комментарии: 2, последний от 14/03/2020.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 07/05/2024. 89k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Оценка: 7.46*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.