Слободкина Ольга
Мэри Оливер. "Утра тысячи дней"

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Размещен: 27/08/2023, изменен: 27/08/2023. 56k. Статистика.
  • Сборник стихов: Перевод

  •    Мэри Оливер
      
       УТРА ТЫСЯЧИ ДНЕЙ
      
      
      
      Мэри Оливер родилась в небольшом городке в штате Огайо. Она опубликовала свою первую книгу стихов в 1963 году в возрасте двадцати восьми лет. За свою долгую литературную карьеру она получила множество наград. В 1984 году удостоилась Пулитцеровской премии в области поэзии за четвертую книгу "Американский примитивизм". Она вела семинары и жила в различных колледжах и университетах, в том числе в Колледже Беннингтон, где возглавляла кафедру выдающегося преподавания Кэтрин Осгуд. В последние годы жила в Провинстауне, штат Массачусетс.
      
      
      
      
      "Я должен был жить жизнью, какой
       еще мог жить, и мыслить так, как еще мог мыслить".
       Карл Густав Юнг "Красная книга"
      
      "Все, что достойно мысли, достойно и песни"
       Боб Дилан "Основное интервью"
      
      
       Мэри Оливер
      
      
       УТРА ТЫСЯЧИ ДНЕЙ
      
      
      Посвящается Энн Тейлор
      
      
       Я СПУСКАЮСЬ НА БЕРЕГ
      
      
      Утром
       я спускаюсь на берег,
      и волны
      то катятся,
       то выходят из моря, -
      смотря в котором часу прихожу.
       "Как я несчастна! - говорю я ему.
       Что мне делать?
       Или не делать"?
      И море мне отвечает
       своим голосом нежным:
       "Извини, у меня есть работа".
      
      
       Я ПРОСТО СТОЯЛА
      
      Куда уходят молитвы?
       Что сотворяют?
      Не знаю...
      Молятся ль кошки,
       когда в полудрёме
      нежатся на солнцепеке?
      
      А опоссум, улицу переходя,
       молится ли?
      
      А подсолнухи?
       А старый дуб,
      что год от года чернеет,
       стареет?
      
      Я могу прожить жизнь,
       просто гуляя
      по берегу
       иль под деревьями...
       Думая о маловажном,
      погружаясь в себя...
      
      Не знаю,
       можно ли жизнью назвать
      состояние такое...
      
      Да и что есть молитва?
       Прошение?
      Дар?
       Имеет ли это значение для мира?
      
      Сверкают подсолнухи...
       Это их путь?
      Может быть,
       кошки спят крепко.
      А может, и нет...
      
      И в этих раздумьях
       я просто стояла
      с открытой тетрадью,
       выйдя из дома.
      
      Так начинаю я каждое утро.
      
      Вскоре
       в кустах дикой бирючины...
       вдруг
       запел королёк.
      
      Он был так вдохновлен,
       так старался -
      даже не знаю зачем.
      
      А почему бы и нет?
       Мне ли Вас разубеждать
      в вере! В безверии!
       Какое мне дело!
      Но...
       я подумала о корольке...
      Что это пение значило,
       если оно не молитва!
      Я просто слушала,
       и перо в моих пальцах застыло...
      
      
      
       ДУРАЧЕСТВО? НЕТ
      
      Иногда провожу целый день,
       считая все листья на одном только дереве,
       для чего я взбираюсь с ветки на ветку
      и пишу эти цифры
       в крохотной книжице...
      Поэтому, я полагаю,
       друзья мои мыслят разумно,
      с их точки зрения,
       когда говорят:
      "Глупость какая! Вновь витает она в облаках".
       Но это не так. Глупость? - Нисколько!
      Конечно, куда мне деваться, - сдаюсь...
       Но я в эйфории
      от этого чуда -
       несметности листьев,
      ветвей тишины
       и безысходности всех устремлений моих...
      И я - в этой дивной и важной
       точке Земли
      и взрываюсь от смеха,
       в избытке ее похвалы.
      
      
       САДОВНИК
      
      Долго ли я прожила?
       Долюбила ли?
      Размышляла ль о Верных Путях
       в полной мере?
      Пришла ли к чему-то?
       Благодарна была ли за счастье?
      С достоинством переносила
       свое одиночество?
      Произношу это вслух,
       иль думаю просто об этом?
      Слишком много я думаю -
       так показалось мне.
      После в сад выхожу,
       где садовник,
      простой человек,
       как считают,
      печется о розах,
       своих малых детках...
      
      
      
      
      
       КОГДА Я УПАЛА НА СТУПЕНЯХ
       ЗОЛОТОГО ХРАМА
      
      Какое-то время
       не могла вспомнить нужное слово,
       которое я потеряла,
       осиротела
       и только сказала:
      "Где ты, любимый мой друг"?
      
      
       ЕСЛИ БЫ Я БЫЛА
      
      Можно по-разному танцевать и вращаться.
       Иногда
      в пляс сначала пускаются ноги,
       потом и все тело.
      Кручусь я.
       Никто же не видит,
       но и что из того -
      я кручусь.
       Я так рада тому,
      что живу.
       Так рада любить,
       быть любимой.
      Даже если б была я
      уже на последнем этапе,
       на вздохе последнем,
      на своем бы стояла,
       лишенная всех потрясений,
       всех изумлений,
      но для них я жила...
       Если бы я была
       Суфием,
      я была бы крутящимся Суфием.
      
      
      [Даже если бы я подошла и к концу,
      К вздоху последнему,
      Все равно на своем бы стояла,
      Лишенная всех потрясений,
      Всех изумлений
      Но для них я жила]
      
       ПРОЩАЙ, ЛИС
      
      
      Он лежал под деревом, слизывая тень.
      - Как всегда, приветствую тебя, Лис! - сказала я.
      - И тебе привет, - ответил Лис,
       подняв глаза
      и
       не отскакивая от меня.
      
      - Ты не убегаешь? - спросила я.
      - Ну, я слышал ваш разговор о нас.
      Земля слухами полна,
       даже среди лис.
       Не знаю,
       знала ты это,
       не знала?
      
      - Какой разговор?
      - Ну, как дама одна
       тебе сказала:
      "Хорошо поохотиться на лису".
      А ты спросила:
       "Какую лису
      ты имеешь в виду"?
      - Да, я помню.
       Она была
       раздражена.
      Значит, в книге моей
       ты будешь, ок?
      - В книге твоей!
       Это было в моей!
      Вот чем ты
       и отличаешься от меня.
       Ты суетишься по жизни,
       обдумывая умные слова,
       пережевывая значе-
      ния,
       а мы - просто живем,
       проживая ее.
      - Ой!
      - Можно ли жизнь понять до конца?
      Так зачем же стараться,
       Тратить времени столько!
      Вы суетитесь, а мы живем.
      
      Он медленно встал -
       он был уже стар -
      и неспешно ушел.
      
      
       ПОЭМА ЕДИНОГО МИРА
      
      Утром
       красивая белая цапля
       парила-плыла над водой
      и потом
       взмыла в небо
       единого мира,
      где мы все и живем
       и где всё -
      поздно ли рано -
       становится частью всего
      остального...
      
      И от мысли от этой
       я и сама
      на короткое время
       ощутила
       красивой себя.
      
      
      
       И БОБ ДИЛАН ТОЖЕ
      
      "Все, что достойно мысли, достойно и песни"
      
      Вот почему у нас -
       песни хвалы,
       песни любви,
      песни печали.
       Песни богам, у которых
       так много имен.
       Песнь,
       что поют пастухи
      в одиноких горах,
       пока овцы их,
      поедая траву,
       славословят ее.
      Танцы-песни пчелы
       о том,
      где внезапно
       в утреннем свете
      раскрылись цветы.
      Хор многих,
       взывающих к Небу
      или хулящих Его,
       и вопли мольбы.
      И величайшее творение любви -
       скрипка и
       человеческое тело.
      И композитор, которого уже нет
       сотни лет.
      Я думаю о Шуберте, что пишет
       на салфетке в кафе.
      
       О, спасибо!
       Спасибо тебе!
      
      
      ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ
      
      Когда ты танцуешь,
       правила можно нарушить.
      
      Порой
       нарушение правил
       их расширяет.
      Порой
       правил нет вовсе.
      
      
       УРАГАН
      
      Он так бушевал -
       не представить.
       Ветер
      деревья с корнями рвал, и дождь
       несколько дней па-
      дал
       наклонно и тяжело.
       Все наизнанку выворачивал.
       Я смотрела,
       как гнулись деревья
      и листья слетали,
       ползли по земле,
      всасываясь в нее.
      
       Будто это -
      уже
       Конец Света.
       Тот ураган
       пережила я,
      но был и другой,
       страшнее еще.
       Тот бушевал
       дольше гораздо.
       И я видела - листья мои
      сдаются и падают...
       Все наизнанку.
       Но послушайте, что же произошло
      с реальными деревьями в приро-
       де.
       К концу лета того
       у них
       выросли новые листья
      на зазубренных сломанных ветках.
       Вроде,
      и не сезон,
       да,
      но они
       остановиться не могли.
       Стояли, как телеграфные столбы,
      им
       было все равно.
       А после листвы
       пошли и цветы.
      Для чего-
       то
      нет никаких сезонов.
       Это то,
       о чем мечтаю и я -
       для себя.
      
      
      
       СЕГОДНЯ
      
      
      Сегодня летаю я низко,
       слова не пророню.
      Я усыпила в себе
       все амбиции Ву-
      ду.
       Жизнь идет своим чередом -
       пчелы в саду
      немного бурчат,
       рыбы прыгают,
       мошек едят.
      И так далее.
       А я -
       выходная.
      Тиха, как перышко...
       Пальцем не шевелю,
      но мысль моя покрывает
       немыслимые расстоя-
      ния.
      
      Безмолвие.
       Одна из дверей в храм.
      
      
      
      
      
      
       ПЕРВЫЙ РАЗ, КОГДА ПЕРСИ ВЕРНУЛСЯ
      
      
      В первый раз, когда Перси вернулся,
       он плыл не на облаке -
       скакал по песку,
       как будто прошел большой путь.
      - Перси! - крикнула я
       и потянулась к нему.
      Эти белые кудри...
       Но
      он
       был
      недосягаем,
       как музыка.
      Здесь она, но
       не коснуться ее.
      - Да, все по-другому, - сказал он. - Ты удивишься.
       Но
      я об этом не думала -
       только хотела обнять его.
      - Послушай, - сказал он. - Мне этого тоже
       не
       достает.
      Теперь ты будешь рассказывать
       истории о моем возвращении,
      и они
       не будут фальшивыми
       и
       не правдивыми,
       но настоящими.
      А потом сказал мне, как прежде:
       "Пошли"!
      И мы вместе пошли по пляжу.
      
      
      
      
      
      
       СТРОКИ, НАПИСАННЫЕ
       В СГУЩЕЮЩЕЙСЯ ТЬМЕ
      
      
      Мы это видели из года в год -
       как спускается мир
      в сусло густое,
       чтобы воспрянуть потом,
       вновь обрести себя.
      
       А потому - кто воззовет
       к лепесткам на земле,
      чтобы они не засохли,
       зная, чт`о нам и должно:
       жизнеспособность прошедшего
       вынет, возрождаясь,
      соединяясь
       с жизнеспособностью
      будущего...
       Не скажу вам,
      что это легко,
       но
      что же тогда хорошо?
       Только лишь,
       если любовь
       наша к миру
      истинной станет.
       Что ж остается нам? -
       Радостно жить продолжать
      и проживать
       этот
       и каждый другой свежий день,
      хоть к закату склоняется Солнце,
       и холодными, черными станут пруды,
      а цветения года обречены.
      
      
      
      
      
      
       БЛЕЙК, УМИРАЯ
      
      Лежал он,
       и под подушкой лежала
       жемчужина жизни его...
      
       В пустых шкафах
      сияло -
       прохладно, серебристо -
      пространство,
       а он уж слышал,
       так он сказал нам,
      далекое пение Ангелов...
      
      Время от времени
       запястья белые его
       приподнимались
       над белой простыней.
      
      Когда Смерть на пороге,
       тело становится легче
      иль тяжелее?
      
      Он чувствовал,
       что тяжелее,
      легче потом.
      
      
      Когда человек говорит,
       что слышит пение ангелов,
      он слышит пение ангелов.
      
      Когда человек говорит,
       что слышит пение ангелов,
      он слышит пение ангелов.
      
      
      
      
      
       ПЕРЕСМЕШНИК
      
      Все лето пересмешник
       в своем жемчужно-сером одеянии
      и в крыльях - белых окнах -
       летает от кустов и до макушек
      сосен
       и начинает петь,
      но пение его -
       ни переливчато,
      ни мелодично,
       ибо он есть
      суть похититель звуков:
       свистков и тормозов грузовиков,
      сухого скрипа петель,
       а также песен
      всех птиц других
       в своей округе;
       он передразнивает их,
      и уточняет,
       и пародирует -
      с бравадой,
       с юмором.
       И мне приходится ждать долго,
      очень долго,
       пока проявится его исконный,
       более мягкий голос
      его собственной жизни...
       Обычно
      начинает он с того,
       что прекращает трепетать,
      как свойственно ему,
       устраивается поудобней
       на чубчике сосны
      и, оглядевшись,
       будто хочет убедиться,
      что один,
       похлопает себя по грудке
       одним крылом, другим -
       в том месте,
      где его сердечко,
       и вот теперь, не подражая ничему,
       он входит в пение,
       но постепенно,
      как будто это
       и в половину не так просто,
      как от души резвиться
       и шуметь,
      как будто тема пения сейчас -
       вся сокровенность
      его глубинного
       и истинного "я",
      которое, конечно, так же мрачно
       и потаенно, как любое эго.
      И как же тяжело ему - надеюсь, вы поймете -
       рассказывать и петь о нем
      чему угодно
       и кому угодно
      в небесах...
      
      
      
      
      
      
      
       МОТЫЛЕК, ГОРЫ И РЕКИ
      
      
      
      Кто угадает печаль Луны,
       чей век
       столь быстротечен?
      Кто поймет нетерпение камня
       в стремлении снова сравняться с землей,
       измельчиться,
       стать частью чего-то живого?
      Кто сможет представить всю тяжесть реки -
       ибо помнит она свою чистоту от начал?
      
      Эти вопросы кажутся странными,
       но я прожила с ними долго...
      И предлагаю их Вам,
       чтобы Ваш дух возрастал в любопытстве
      и жизнь становилась богаче,
       чтобы Вы преклонялись к Земле
       и понимали ее.
       И чтобы нас,
      в наших безмерных амбициях
       и интеллекте,
      эгоистичных и необузданных,
       вдруг осенило бы:
       мы всего лишь часть замысла,
      в оживленном движении многих...
      
      
      
      
      
       ТЫСЯЧА УТР
      
      
      Всю ночь,
       выбиваясь из сил,
       мое сердце скитается
      по тернистым путям беспокойства
       и лишь только,
       когда
      с утром встречается ночь,
       ошеломляется им;
      свет сгущается,
       ветер стихает и ждет,
       и я тоже жду
      (и в этом
       я никогда сожалений не знала)
       как запоет красная птица.
      
      
      
       СТАРАЯ ИСТОРИЯ
      
      Кратковременный сон,
       и я просыпаюсь
      в долине полуночи
       или около трех часов ночи
       и вдыхаю
      ароматы весны,
       что приходит сама по себе,
      несмотря ни на что.
       Мне сердце говорит:
       то, что ты думала,
      будто имеешь,
       ты не имеешь.
       Мне тело говорит:
       затихнет этот стук
      когда-нибудь?
       Мне сердце говорит:
      давай-давай, учись.
      А тело говорит:
       дай же мне встать и выйти в сад.
       Хочу я поласкать
      те белые и мягкие цветы,
       раскрытые в ночи.
      
      [Хочу я встать и выйти в сад,
      чтобы коснуться
      цветов тех - белых, мягких...
      Они в ночи раскрылись]
      
      
      
       Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж
      
      
       1.
      
      Однажды летним днем
       услышала я странный смутный гул
      выс`око в небе;
       потом возникло нечто, как будто
       мимо пролетела
       планета маленькая -
       и своим путем, куда-то,
      вся в радостном волнении -
       ей не было и дела
      до меня.
       То были пчелы,
       рой пчелиный,
       неудержимый.
      Ничто бы не смогло их удержать...
      
      
       2.
      
      Бакланы ныряли...
       Вкруг дерева обв`илась черная змея -
      и встретились наши глаза.
       Трава запела -
      так летний дождик напитал ее!
       Во тьме заохала сова,
      в благоприятной тьме
       под звездным светом.
      Ребенок убегал -
       этим ребенком была я,
      о, он бежал к проточному ручью,
       который бежал тоже,
      бежал,
       чтобы коснуться ножки жеребенка
      и триллиума,
       лилии филадельфийской,
       бежал под легкий щебет
       малых птах беспечных...
      
      
       3.
      
       СКАЗАЛА МАТЬ
      
      Ты вырастешь,
       а мне придется
       состариться
       и умереть;
      и ляжет вся вина за это на тебя.
      
      
       4.
      
       ОТ ОТЦА
      
      Он хотел тело,
       и взял мое...
      Такие раны есть...
       Они не заживают никогда...
      
      Но мало-помалу
       я научилась жизнь свою любить,
      хотя порой бежать мне приходилось
       из последних сил,
      в особенности - от щемящей боли,
       чтобы меня не удержали...
      
       5.
      
      Мне кажется,
       здесь не хватает музыки немного,
      такой, как гул,
       жужжание -
       ж-ж-ж, ж-ж-ж...
      
      
       6.
      
      Воскресение утра.
       Тайна ночи.
       Крылья колибри.
      Волнение грома.
       Радуга в водопаде.
      Дикая горчица
       грубо взрывает поля
       сполохом яркого пламени.
      
      И пересмешник,
       перепевающий своих соседей песни.
      Синяя птица
       с ее непритязательными трелями -
      простыми,
       однако подходящими вполне.
      Сверкающая рыба.
       Клюв вороны.
      И юный жеребенок,
       что подошел ко мне
      и прислонился
       к изороди,
      чтобы могла я руки положить
       на его тепленькое тельце
       и страхи усыпить.
      
      Также слова поэтов,
       которые уже мертвы сотни и сотни лет,
      но их слова -
       их не удержишь...
      
       7.
      
      О, у дома,
       где тебя отвергли, -
      толстые стены
       и очень маленькие окна...
      Кто там живет,
       мало-помалу превратится в камень ...
      Все делала я,
       что могла в те годы,
       - и в темноте,
       без понимания -
      вот, что хочу сказать.
      
      Я убегала,
       убегала снова
      и после убегала вновь.
      
      Они были малы безмерно,
       эти пчелы,
      и перепуганы, наверное...
       И все же
      они летели и неодолимо -
       куда-то -
      жить своей жизнью...
       Ж-ж-ж, ж-ж-ж...
      
      
      
      
       Я РЕШИЛА
      
      Я решила найти себе дом
       где-то в горах, высоко,
      где можно научиться мирно жить
       и в холоде, и в тишине.
      Говорят,
       что там приходят открове-
       ния...
       И все, к чему стремится дух,
       можно в конце концов
      почувствовать,
       если уж не понять....
       Не сразу - медленно
      и постепенно.
      
       Конечно же, я не -
      об отпуске,
       но просто быть там,
      одновременно
       оставаясь здесь,
       где я и есть.
      Вы поняли меня?
      
      
      
      
       ЗАЧЕМ Я ЭТО СДЕЛАЛА!
      
      Говорю Вам - муравей живуч.
       Посмотрите, как засуетится он,
       когда я наступила на него.
      
      
      
      
      
      ЗЕЛЕНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ МОЕЙ СЕСТРЫ
      
      
      "Не смей на это дерево взбираться,
       не думай даже и пытаться, -
      сказали мне. -
       Не то тебя отправим
       в больницу для умалишенных,
      если не хуже".
       Я полагаю,
      это был правильный совет,
       да, все же возраст...
      
      Но дерево - моя сестра.
       Живет она
      одна
       в зеленом доме
      и в высоком небе...
       Я знаю,
      что произойдет:
       она захлопает
       в свои зеленые ладоши,
      зелеными власами затрясет,
       приветствуя меня.
      На самом деле
       я стараюсь быть хорошей.
      Но порой
       мне, человеку, нужно вырваться
      дикой прыгучей сущностью,
       которой
      я была когда-то,
       все мы были...
       Как можно дикую свою природу позабыть
      и
       не хотеть ее вновь обрести...
       Так вот,
      если в один прекрасный день,
       меня Вы не найдете,
       ищите высоко,
      на дереве на том,
       а может быть, под ним.
      Ведь там - моей сестры зеленый дом.
      
      
       МГНОВЕНИЕ
      
      Сегодня
       одна малюсенькая змейка,
       клубочком,
      лежала одиноко
       в траве высокой.
      Она свернулась, чтобы посмотреть
       на что-то,
       но это не пришлось по сердцу ей.
       И сразу же исчезла - в два импульса,
      бесшумно,
       в небрежных два щелчка -
       вперед, вперед,
      и нет ее.
       Так ускользнула вмиг
      от змейки нерешительной другой,
       души моей...
      
      
      
       ТАКОВ СЕЙ МИР
      
      
      Куры подъели всех сверчков,
       лисы всех кур.
      А утром друг мой
       на берег лодку вытащил
       и дал мне дивную большую рыбу...
      Вся в серебристой чешуе,
       казалось,
      она так разоделась
       к свадьбе.
      Жабры пульсировали
       чуть выше плеч,
      если бы были плечи у нее.
      Глаза по-прежнему по сторонам блуждали -
       не знаю, о чем и думали они.
      Куры подъели всех сверчков,
       лисы всех кур.
      Я съела рыбу...
      
      
      
      
      
      
       РАСШИРЯЯ ВЗЛЕТНУЮ ПОЛОСУ
      
      Добрые граждане с утра пораньше
       голосуют в своей комиссии*
       за все,
       и более того.
      А я направлюсь
       к бледным дюнам,
      хочу я посмотреть пустынные и дикие места.
       И там есть нечто,
       там есть нечто,
      когда там ничего нет,
       кроме
       пустынной сущности,
      она исчезнет,
       как только что-то появляется еще.
      Увы, добрые граждане проголосуют,
       но не увидят эту сущность никогда.
      Чем ты ее ни назови -
       бесформенную,
      но все же ощутимую,
       блестящую
      и очень нежную,
       и очень редкую.
      
      *commission/ комиссия в Америке - это выбранное гражданами небольшое подмножество людей (тип. от 2-х до 5 человек) для управления какой-либо задачей, в данном случае управление аэропортом со всеми его структурами. Commission принимает важные управленческие решения голосованием ее членов. Это удобно, когда в городе живут несколько тысяч, а решения по аэропорту принимать надо эффективно и быстро и, при этом с наилучшими намерениями для здоровья города, то создается комиссия.
      Такие комиссии принято создавать для управления не только аэропортами, но и другими подобными структурами, принадлежащими городу в целом. (Понятно, что частные структуры не требуют комиссий). В городе всегда есть Planning Commission (комиссия по застройке города) и т.п. (примечания переводчика)
      
      
      
      
       ОТЛИВЫ И ПРИЛИВЫ
      
      
      Каждый день море
       в зеленом, синем, сером и бледно-лиловом
      отходит прочь от гавани, от взморья
       с темной галькой,
       от скользкого, изрешеченного червями,
       где чайки
      гуляют меж гнилых костей китов
       и белые скелеты рыб мигают
      из этого берегового варева; часы - тик-тик -
       идут.
      Затем далёко
       тусклая, еле заметная сплошная
       вдруг повернется,
      прошуршав
       в затишье,
       между приливом и отливом,
      и по валам прибрежным
       и над провисшими решетками,
      над отмелями,
       что покрылись
      зеленым мхом,
       над лежбищами всех моллюсков,
      по скользким бревнам,
       над камнями,
      усеянными
       гнилью всех ракушек,
      и тянет, углубляясь и толкая,
       сияющие водные пространства,
      напластования их изгибов,
       вплетая водоросли в волны,
      что в перехлёст идут
       друг с другом и с собой,
       и плещутся, переливаясь
      зеленым, голубым, бледно-лиловым, серым -
      без устали,
       только и зная - берег шлифовать
      и континент и все вообще...
      
      И здесь можно найти меня
       почти в любое утро.
      Гуляю я по берегу,
       ступая
      легко, непринужденно.
      
      
      
      
      
      ИЗ ПНЯ ГНИЛОГО ВЫПОЛЗАЕТ НЕЧТО
      
      Из пня гнилого
       выползает нечто.
      Но это - не веревка,
       разве что у веревки
      есть рот, глаза, губы, язык такой,
       как будто дым клубится,
      тело без плеч...
       Итак, черная змейка
      плавно скользит по листьям прошлогодним
       и - к пруду,
       по зелени взъерошенной
      и тоже завихренной, словно дым,
       что только-только
      и пробилась из земли.
       [пробившейся едва ли из земли]
       Если Вам нравится пригожесть,
      сюда ходить не надо.
       Смотрите лучше на картинки
      или дождитесь,
       когда нарциссы прорастут.
      Это - весна
       у пруда,
      ошеломленного,
       в заброшенном лесу,
      какой она была и будет,
       что бы ни делали мы в пригородах наших...
       Спутанный мех,
       красная кровь,
      мыши летучие
       жуткие морды открывают,
      и черная змея
       скользит по полю,
      которое считали Вы своим,
       однако же оно - не Ваше, нет!
      Длинная шея,
       длинный хвост,
      язык-огонь
       и каменное сердце.
       ИНОГДА МОЖНО УСЛЫШАТЬ РЕДКУЮ МУЗЫКУ В НАШИХ ЛЕСАХ
      
      Весной
       я слышу пение дрозда
       в сияющем лесу -
       он только пролетает сквозь него.
      
      И голос у него глубок.
       Затем он набирает высоту,
       и, кажется, уж льется с неба.
      О, я взволнована.
       Я благодарна.
      
      Утро кончается,
       он улетает.
       И ничего - лишь тишина
      слышна
       из дерева,
      где ночевал он...
      
      [И ничего - лишь льется тишина
       из древа, где заночевал он]
      
       Я это принимаю.
      Когда чего-то не хватает,
       жизнь бедна.
      Но слишком много -
       это чересчур.
      Представьте, что играют Верди или Малера
       весь день и каждый день.
      Такое утомит кого угодно.
      
      
       УТРЕННЯЯ ГАЗЕТА
      
      Читайте
       одну газету каждый день
      (лучше всего - утренний выпуск,
      это поможет - Вам к вечеру хотя бы станет ясно,
       что пережит еще один прекрасный день).
      Вы осознаете все бедствия, решения -
       невероятные, но все же принятые...
      И мне не нужно называть все страны,
       в том числе, нашу.
      Что нас удерживает,
       чтоб не упасть лицом на землю!
      Не стыдно? Стыдно?
      
      
      
      
      
      ПОЭТ СРАВНИТ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА С
       ОКЕАНОМ,
       ОТКУДА МЫ И ВЫШЛИ
      
      Да, море
       может сделаться безумным,
       а может гладким,
      а может
       лежать,
       словно дыхание шелка,
       иль мусор выбросить на берег,
      а может
       дары раздать,
       или
       все удержать...
      Может подняться, отойти отливом,
       взбиться пеной,
       как исступленное нашествие фонтанов,
      а может мило и тихонько ворковать,
       так же, как я,
      и, без сомнения, ты,
       и вы.
      
      
      ПУТЕШЕСТВУЯ В КРАСИВЫЕ МЕСТА
      
      Я все еще и каждый день
       Бога ищу
      и нахожу его повсюду -
       в пыли, на клумбах
      и, конечно, в океанах,
       на островах, лежащих вдалеке,
      на континентах льда,
       в странах песка.
      И все они - со всеми
       своими существами
       и Богом,
       как его не назови.
      О, как прекрасно плыть
       на корабле
       и думать, что в кармане -
       целая сотня лет еще.
      Но поздно,
       и не только для меня -
      для всех для нас.
       По правде говоря,
      единственный корабль - так это тот...
       Мы все плывем на нем,
      сжигая мир,
       пока живем.
      
      
      ТЕХ, У КОГО ОТВЕТОВ МНОГО
      
      Тех, у кого
       ответов много,
       можно увидеть,
      и нередко,
       в аудиториях и в кулуарах всех познаний -
       они любезно предлагают
       свои глубокие открытия.
      
      А тот, кого замучили вопросы,
       чтобы утешить себя,
       музыку пишет...
      
      [Тех, кто имеет много ответов,
       можно встретить нередко
       в кулуарах познаний.
      
      А тот,
       у кого - лишь вопросы,
      чтобы утешить себя,
       пишет музыку.]
      
      
       ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
      
      Когда жила я
       под черными дубами,
      мне казалось,
       я сделана из листьев.
      А у пр`уда,
       сестрички маленькой моей,
      себя я представляла
       пером огромной цапли голубой,
      которое она случайно обронила
       не берегу.
      Была я и кувшинкой,
       со стеблем нежным, как артерия,
      и ликом, как звезда.
       Меня переполняло счастье.
      Потом я сделалась шагами к морю
       и знала все приливы
      и обломки
       судов разбитых
      и водорослей на берегу.
       Была знакома с гагой
       и гагарой краснозобой,
      что поднимая клюв,
       смотрела на меня свои премудрым глазом.
      Себя я ощущала
       гребнем волны,
      жемчужиной речной
       на спинке гаги -
      лоснящейся и гладкой.
      И не избавиться,
       да я и не хотела...
      от этих состояний,
       от этих
      шагов свободных,
       чтоб вновь вернуться к гравитации,
      к привычной цельной форме.
       Сейчас я здесь,
      а после буду Там.
       И Там
      я стану вон тем облачком,
       что вниз глядит, на воду,
      и замерло
       и поднимает ножки,
       словно барашек белый...
      
      
      
      "ИБО РАССМОТРИМ МОЕГО ПЕСИКА
       ПЕРСИ"
      
      Ибо рассмотрим моего песика Перси*
      
      Ибо сотворили его маленьким,
       но с храбрым сердцем.
      
      Ибо, встретив другую собаку,
       он целовал ее нежно.
      
      Ибо когда он спал,
       то храпел очень мало.
      
      Ибо он мог быть глупым и благородным одновременно.
      
      Ибо когда говорил он, то вспоминал о трубе,
      а когда чесался, ударял п`о полу, как в барабан.
      
      Он ел лишь лучшую пищу и пил
      лишь чистейшую воду, но грыз и мертвую рыбу.
      
      Ибо он пришел ко мне слабым и потому
      был уверен, что жизнь его - ненадолго, но предавался радости каждого дня.
      
      Ибо принимал он лекарства без возражений.
      
      Ибо легко он играл с соседским бульмастифом.
      
      Ибо, когда находил он и грязь,
      то в ней плескался.
      Ибо для детей он был примером доброты.
      Ибо он слушал стихи так же, как воркование любящих.
      Когда он принюхивался, казалось, он доволен всеми проявлениями мира.
      Ибо, когда он заболевал, он оправлялся столько раз, сколько мог.
      Ибо он был смесью серьезности и шутовства.
      Ибо мы, люди, можем стремиться к самоуничтожению так, как ему не мечталось.
      Он поступал хитро и безрассудно одновременно, но никогда не желал подставлять себя нравоучениям.
      Ибо грусть его, хоть и была бессловесной, но очень понятной.
      Ибо не было ничего милее его покоя, когда отдыхал он.
      Ибо не было ничего живее, когда приходил он в движение.
      Ибо был он из племени Волка.
      Ибо, когда уходила я, он смотрел из окна.
      Потому что он любил меня.
      Ибо страдал он
       до того, как нашла я его,
      и так и не смог позабыть
      своих тяжких страданий.
      Потому что любил он Анну.
      Ибо когда он ложился спать, он не спорил о том, кто его создал, - Бог или нет.
      Ибо мог он перевернуться вверх лапами и смеяться реальным смехом.
      Ибо любил он своего друга Рикки.
      Ибо он разрывал в песке ямы, а потом разрешал Рикки в них поваляться.
      Ибо я часто вижу образ его в облаках,
       и это всегда Благословение...
      ___________________________________
      *Аллюзия на стихотворение Кристофера Смарта "О мудрости кота Джефри" (примечания переводчика)
      
      
      
      
       ВАРАНАСИ
      
      
      Рано утром мы миновали
       гхат,*
      где еще тлели костры,
       и смотрели на Ганг,
      созерцая его глазами Запада.
       В реке мы увидели женщину,
       она стояла по пояс в воде,
       выливая на себя целые пригоршни воды, медленно и многократно,
       будто ждала, пока ее жизнь не войдет в полную гармонию с жизнью реки.
       Затем окунула сосуд,
      который с собой принесла,
       и понесла его, полным,
      назад через гхат,
       наверное, чтоб освежить рядом с домом
      какой-нибудь храм,
       ведь это был Шивы священный город,
      Шивы, создателя мира, и Ганг - его река.
       Не знаю, что еще можно добавить,
      кроме того, что все это происходило
       просто и мирно, и в тишине,
      и ощущалось, как счастье
       неоспоримой реальности
      и жизни, прожитой в ней.
       Как бы запомнить мне это,
      подумала я, когда в самолете летела
       рейсом обратным в Америку.
      Дай Бог запомнить.
      
      _____________________
      * Гхат - каменное ступенчатое сооружение, служащее для ритуального омовения индуистов и/или как место кремации. Гхаты постепенно строились и перестраивались в течение нескольких тысяч лет. Гхаты располагаются на берегах всех священных рек Индии (примечания переводчика)
      
      
      О мудрости кота Джеффри
      Ибо рассмотрим кота моего Джеффри.
      Ибо он слуга Бога живого, служащий ему верно и неустанно.
      Ибо при первом проблеске Божьих лучей на востоке он творит поклонение.
      Ибо он творит это, семь раз выгибая свою спину изящно и ловко.
      Ибо он подпрыгивает, чтобы уловить мускус, благословение Божие молящемуся.
      Ибо он свертывается в клубок, чтобы этот мускус впитался.
      Ибо по свершении долга и принятии благословения приходит время заняться собой.
      Ибо он совершает это в десять примов.
      Ибо, во-первых, он рассматривает передние лапки, проверяя, чисты ли они.
      Ибо, во-вторых, он скребет задними лапками, чтобы навести чистоту позади себя.
      Ибо, в-третьих, он мощно и всласть потягивается.
      Ибо, в-четвертых, он точит когти о дерево.
      Ибо, в-пятых, он умывается.
      Ибо, в-шестых, он свертывается, помывшись.
      Ибо, в-седьмых, он ловит блох, чтобы они ему не докучали во время охоты.
      Ибо, в-восьмых, он трется спиной о дверной косяк.
      Ибо, в-девятых, он смотрит вверх, ожидая подсказки.
      Ибо, в-десятых, он отправляется что-нибудь промыслить.
      Ибо, отдав должное Богу и своим собственным нуждам он отдает должное и ближнему.
      Ибо, встретив другую кошку, он ее нежно целует.
      Ибо, поймав свою жертву, он играет с ней, чтобы дать ей шанс убежать.
      Ибо одна мышка из семи ускользает его попущением.
      Ибо, когда дневные труды завершаются, начинается его настоящее дело.
      Ибо, он несет позор божий против супостата.
      Ибо он противостоит силам тьмы своей электрической шкуркой и сверкающими глазами.
      Ибо он противостоит Дьяволу, сиречь смерти, своей живостью и проворством.
      Ибо, в своем утреннем сердце, он любит солнце и оно его любит.
      Ибо, он из племени Тигра.
      Ибо Кот Херувимский есть прозвание Тигра Ангельского.
      Ибо в нем есть хитрость и шипение змеиное, которые он, в своей доброте, подавляет.
      Ибо он не сотворит дела лихого, пока сыт, и без причины злобно не фыркнет.
      Ибо он благодарно мурлычет, когда Бог ему говорит, что он хороший котик.
      Ибо он пособие для малышей, на котором они учатся великодушию.
      Ибо всякий дом без него пуст и благословение в духе не полно.
      Ибо Господь наказал Моисею о кошках при исходе Сыновей Израилевых из Египта.
      Ибо английские коты - самые лучшие во всей Европе.
      Ибо он твердо стоит на своем.
      Ибо он помесь важности с дуракавалянием.
      Ибо он знает что Бог - его Спаситель.
      Ибо он может неожиданно прыгнуть на колени к хозяину.
      Ибо он может играть с пробкой и катать ее по полу.
      Ибо его ненавидят лицемер и скряга.
      Ибо первый из них боится разоблачения.
      Ибо второй из них боится расхода.
      Ибо он был известен в Египте своей сторожевой службой.
      Ибо он убил Ихневмона - крысу, пагубную для страны.
      Ибо, гладя его я открыл электричество.
      Ибо я видел над ним свет Божий, который мерк и разгорался.
      Ибо Огонь Электрический есть духовная сущность, ниспосланая Богом для поддержания жизни человека и зверя.
      Ибо Бог благословил его богатством движений.
      Ибо, хотя он не умеет летать, он отлично карабкается по деревьям.
      Ибо он совершенней всех прочих четвероногих.
      Ибо он умеет танцевать под любую музыку.
      Ибо в отчаянном положении он умеет плавать.
      Ибо он умеет ползать.
      
      Пер. Г. Кружкова
      Оригинал здесь}
      
       ПРИМЕЧАНИЕ
      
       Стихотворение "Ибо рассмотрим моего песика Перси", как очевидно, есть производное от стихотворения Кристофера Смарта "Ибо рассмотрим кота моего Джеффри". Это отнюдь не имитация, если только по стилю. Джеффри полностью побеждает. Но несколько дней я просто жила этим чудесным стихотворением и начала думать о Перси.
      
       Эти строки выделены курсивом, я только поменяла имена и время - из настоящего в прошедшее. Таким образом я обозначила, что они взяты у Кристофера Смарта.
      М. О.
      
      
      
      
      
       БЛАГОДАРНОСТИ
      
      
      Хочу выразить благодарность редакторам публикаций, в которых стихотворения, вошедшие в этот сборник, появились ранее в немного измененной форме:
      
      
      
      АППАЛАЧИЯ: "Дурачество? Нет", "Мгновение"
      БАРК: "Первый раз, когда Перси вернулся"
      ФАЙВ ПОЙНТС: "Ж-ж-ж, ж-ж-ж", "Поэма единого мира"
      НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС: "Строки, написанные в
      сгущающейся тьме"
      ОРИОН: "История жизни"
      ПАРАБОЛА: "Я спускаюсь на берег", "Когда я упала на ступенях Золотого храма", "Если бы я была", "И Боб Дилан тоже", "Утренняя газета"
      ПОРТЛЕНД: "Сегодня"
      ШЕНАНДОА: "Из пня гнилого выползает нечто"
      УИЛДЕРНЕСС: "Расширяя взлетную полосу
      
      
       ОГЛАВЛЕНИЕ
      
      1. Я спускаюсь на берег
      2. Я просто стояла
      3. Дурачество? Нет
      4. Садовник
      5. Когда я упала на ступенях Золотого храма
      6. Если бы я была
      7. Прощай, лис
      8. Поэма единого мира
      9. И Боб Дилан тоже
      10. Три вещи, которые нужно запомнить
      11. Ураган
      12. Сегодня
      13. Первый раз, когда Перси вернулся
      14. Строки, написанные в сгущающейся тьме
      15. Блейк, умирая
      16. Пересмешник
      17. Мотылек, горы и реки
      18. Тысяча утр
      19. Старая история
      20. Ж-ж-ж, ж-ж-ж
      21. Я решила
      22. Зачем я это сделала!
      23. Зеленый-зеленый дом моей сестры
      24. Мгновение
      25. Таков этот мир
      26. Расширяя взлетную полосу
      27. Отливы и приливы
      28. Из пня гнилого выползает нечто
      29. Иногда можно услышать редкую музыку в наших лесах
      30. Утренняя газета
      31. Поэт сравнит природу человека с океаном, откуда мы и вышли
      32. Путешествуя в красивые места
      33. Тех, кто имеет ответов много
      34. История жизни
      35. "Ибо рассмотрим моего песика Перси"
      36. Варанаси
      
      
      Перевела с английского Ольга Слободкина-von Brömssen
      
      
      

  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Обновлено: 27/08/2023. 56k. Статистика.
  • Сборник стихов: Перевод

  • Связаться с программистом сайта.